ГБОУ ДПО "Нижегородский институт развития образования" кафедра ЕНО
ИТОГОВАЯ РАБОТА
Яшина Валентина Александровна
преподаватель физики
Семеновский индустриально-художественный техникум
2017
Аннотация разработанной рабочей программы
Наименование учебной разработки:
Рабочая программа
Учебная дисциплина: «Астрономия»
Нормативная трудоемкость:
максимальная нагрузка- 54 часа
( Обязательная аудиторная нагрузка- 36 часов, внеаудиторная самостоятельная работа- 18 часов)
Для специальностей технического , естественно- научного , социально-экономического и гуманитарного профилей.
ГБОУ ДПО "Нижегородский институт развития образования" кафедра ЕНО
Рабочая программа учебной дисциплины разработана на основе:
- Письма Минобрнауки России от 20.06.2017. № ТС-194/08 «Об организации изучения учебного предмета «Астрономия»
- Методических рекомендаций по введению изучения учебного предмета «Астрономия» как обязательного для изучения на уровне среднего общего образования.
- Приказа Минобрнауки России от 07.06.2017 г. № 506 «О внесении изменений в федеральный компонент государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования, утверждённый приказом Министерства образования Российской Федерации от 5 марта 2004 г. № 1089»
- - Федерального государственного образовательного стандарта (далее – ФГОС) среднего общего образования с учётом рекомендаций по организации получения среднего общего образования в пределах освоения образовательных программ СПО на базе основного общего образования (письмо Департамента государственной политики в сфере подготовки рабочих кадров и ДПО №06-259 от 17.03.2015);
ГБОУ ДПО "Нижегородский институт развития образования" кафедра ЕНО
Общая информация о рабочей программе
Область применения рабочей программы
Рабочая программа учебной дисциплины является частью основной профессиональной образовательной программы в соответствии с Федеральным государственным стандартом среднего общего образования и предназначена для изучения астрономии в профессиональных образовательных организациях СПО, реализующих образовательную программу среднего общего образования в пределах освоения основной профессиональной образовательной программы СПО (ОПОП СПО) на базе основного общего образования .
Место учебной дисциплины в структуре программы подготовки специалистов среднего звена
Дисциплина входит в общеобразовательный цикл и относится к общеобразовательным учебным дисциплинам по выбору из обязательных предметных областей
- Место учебной дисциплины в структуре программы подготовки специалистов среднего звена Дисциплина входит в общеобразовательный цикл и относится к общеобразовательным учебным дисциплинам по выбору из обязательных предметных областей
ГБОУ ДПО "Нижегородский институт развития образования" кафедра ЕНО
Цели и задачи учебной дисциплины – требования к результатам освоения учебной дисциплины
- Цели и задачи учебной дисциплины – требования к результатам освоения учебной дисциплины
Освоение содержания учебной дисциплины «Астрономия» обеспечивает достижение студентами следующих результатов:
Личностных:
- формирование умения управлять своей познавательной деятельностью, ответственное отношение к учению, готовность и способность к саморазвитию и самообразованию, а также осознанному построению индивидуальной образовательной деятельности на основе устойчивых познавательных интересов;
- формирование познавательной и информационной культуры, в том числе навыков самостоятельной работы с книгами и техническими средствами информационных технологий; формирование убежденности в возможности познания законов природы и их использования на благо развития человеческой цивилизации;
- формирование умения находить адекватные способы поведения, взаимодействия и сотрудничества в процессе учебной и внеучебной деятельности, проявлять уважительное от- ношение к мнению оппонента в ходе обсуждения спорных проблем науки.
Метапредметных:
- находить проблему исследования, ставить вопросы, выдвигать гипотезу, предлагать альтернативные способы решения проблемы и выбирать из них наиболее эффективный, классифицировать объекты исследования, структурировать изучаемый материал, аргументировать свою позицию, формулировать выводы и заключения;
- анализировать наблюдаемые явления и объяснять причины их возникновения;
- на практике пользоваться основными логическими приемами, методами наблюдения, моделирования, мысленного эксперимента, прогнозирования;
- выполнять познавательные и практические задания, в том числе проектные;
- извлекать информацию из различных источников (включая средства массовой информации и интернет-ресурсы) и критически ее оценивать;
- готовить сообщения и презентации с использованием материалов, полученных из Интернета и других источников.
ГБОУ ДПО "Нижегородский институт развития образования" кафедра ЕНО
Цели и задачи учебной дисциплины – требования к результатам освоения учебной дисциплины
- Цели и задачи учебной дисциплины – требования к результатам освоения учебной дисциплины
Предметных:
- смысл понятий: активность, астероид, астрология, астрономия, астрофизика, атмосфера, болид, возмущения, восход светила, вращение небесных тел, Вселенная, вспышка, Галактика, горизонт, гранулы, затмение, виды звезд, зодиак, календарь, космогония, космология, космонавтика, космос, кольца планет, кометы, кратер, кульминация, основные точки, линии и плоскости небесной сферы, магнитная буря, Метагалактика, метеор, метеорит, метеорные тело, дождь, поток, Млечный Путь, моря и материки на Луне, небесная механика, видимое и реальное движение небесных тел и их систем, обсерватория, орбита, планета, полярное сияние, протуберанец, скопление, созвездия и их классификация, солнечная корона, солнцестояние, состав Солнечной системы, телескоп, терминатор, туманность, фазы Луны, фотосферные факелы, хромосфера, черная дыра, Эволюция, эклиптика, ядро;
- определение физических величин: астрономическая единица, афелий, блеск звезды, возраст небесного тела, параллакс, парсек, период, перигелий, физические характеристики планет и звезд, их химический состав, звездная величина, радиант, радиус светила, космические расстояния, светимость, световой год, сжатие планет, синодический и сидерический период, солнечная активность, солнечная постоянная, спектр светящихся тел Солнечной системы;
- смысл работ и формулировку законов: Аристотеля, Птолемея, Галилея, Коперника, Бруно, Ломоносова, Гершеля, Браге, Кеплера, Ньютона, Адамса, Галлея, Белопольского, Бредихина, Струве, Герцшпрунга - Рассела, Хаббла, Доплера, Фридмана, Эйнштейна;
- использовать карту звездного неба для нахождения координат светила;
- выражение результаты измерений и расчетов в единицах Международной системы;
- приведение примеров практического использования астрономических знаний о небесных телах и их системах;
- решение задачи на применение изученных астрономических законов;
ГБОУ ДПО "Нижегородский институт развития образования" кафедра ЕНО
СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
Объем учебной дисциплины и виды учебной работы
Максимальная учебная нагрузка (всего)
54
Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего)
36
в том числе:
практические работы
9
контрольные работы
Самостоятельная работа обучающегося (всего)
-
18
в том числе:
Подготовка сообщений и презентаций
12
Решение задач
1
Наблюдения
5
Итоговый контроль в форме дифференцированного зачета
2
ГБОУ ДПО "Нижегородский институт развития образования" кафедра ЕНО
Тематический план и содержание учебной дисциплины ОУД. 18. Астрономия
Рабочая программа Яшина В.А..doc
ГБОУ ДПО "Нижегородский институт развития образования" кафедра ЕНО
УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ УЧЕБНОЙ
ДИСЦИПЛИНЫ
Требования к минимальному материально-техническому обеспечению
Реализация учебной дисциплины требует наличия учебного кабинета.
Оборудование учебного кабинета:
посадочные места студентов;
рабочее место преподавателя;
рабочая меловая доска;
наглядные пособия (учебники, опорные конспекты, карточки, раздаточный материал).
модель небесной сферы ;
подвижные карты звездного неба с накладным кругом;
карты планет;
Школьный астрономический календарь
Технические средства обучения:
ПК;
видеопроектор;
проекционный экран;
презентации по всем темам курса астрономии
ГБОУ ДПО "Нижегородский институт развития образования" кафедра ЕНО
Информационное обеспечение обучения
Основная литература
Дополнительная литература для обучающихся
1.Б.А. Воронцов-Вельяминов, Е.К. Страут «Астрономия. Базовый уровень. 11 класс», - М.: Дрофа, 2018г .
1. Левитан Е.П. Астрономия,11класс - М.: Просвещение, 2014г.
2.Чаругин В. М. Астрономия 10-11 классы (базовый уровень) -М.: Просвещение, 2014г
Литература для преподавателя
Интернет-ресурсы
1.Е.К.Страут «Методическое пособие к учебнику «Астрономия.11 класс - М.: Дрофа, 2013г
2. М.А. Кунаш
«Методическое пособие к учебнику « Астрономия 11 класс» - М.: Дрофа, 2018г.
http://www.astrogalaxy.ru/index.html - Астрогалактика, информационный сайт об астрономии и не только;
http://www.astrolab.ru – астрономическая лаборатория в интернете;
http:// www .space.rin.ru - информационный астрономический сайт.
http://class-fizika.narod.ru/astr.htm - увлекательная астрономия;
http://www.astronet.ru/
http://www.sai.msu.ru/ ГАИШ МГУ •
http://www.izmiran.ru/ ИЗМИРАН
http://www.sai.msu.su/EAAS/ АстрО
http://www.myastronomy.ru/ •
http://www.krugosvet.ru/ энциклопедия •
http://www.cosmoworld.ru/spaceencyclopedia/ энциклопедия космонавтики
http://stellarium.org/ru/
ГБОУ ДПО "Нижегородский институт развития образования" кафедра ЕНО
КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
Предметные результаты обучения
Формы и методы контроля и оценки результатов обучения
смысл понятий: активность, астероид, астрология, астрономия, астрофизика, атмосфера, болид, возмущения, восход светила, вращение небесных тел, Вселенная, вспышка, Галактика, горизонт, гранулы, затмение, виды звезд, зодиак, календарь, космогония, космология, космонавтика, космос, кольца планет, кометы, кратер, кульминация, основные точки, линии и плоскости небесной сферы, магнитная буря, Метагалактика, метеор, метеорит, метеорные тело, дождь, поток, Млечный Путь, моря и материки на Луне, небесная механика, видимое и реальное движение небесных тел и их систем, обсерватория, орбита, планета, полярное сияние, протуберанец, скопление, созвездия и их классификация, солнечная корона, солнцестояние, состав Солнечной системы, телескоп, терминатор, туманность, фазы Луны, фотосферные факелы, хромосфера, черная дыра, Эволюция, эклиптика, ядро;
Устный контроль (индивидуальный, фронтальный).
Подготовка рефератов, презентаций, проектов.
Тестовые проверочные работы и задания.
Выполнение разноуровневых заданий.
Наблюдение и оценка выполнения практических действий и работ.
Итоговый контроль в форме дифференцированного зачета
определение физических величин: астрономическая единица, афелий, блеск звезды, возраст небесного тела, параллакс, парсек, период, перигелий, физические характеристики планет и звезд, их химический состав, звездная величина, радиант, радиус светила, космические расстояния, светимость, световой год, сжатие планет, синодический и сидерический период, солнечная активность, солнечная постоянная, спектр светящихся тел Солнечной системы ;
смысл работ и формулировку законов: Аристотеля, Птолемея, Галилея, Коперника, Бруно, Ломоносова, Гершеля, Браге, Кеплера, Ньютона, Адамса, Галлея, Белопольского, Бредихина, Струве, Герцшпрунга-Рассела, Хаббла, Доплера, Фридмана, Эйнштейна;
использовать карту звездного неба для нахождения координат светила;
выражение результаты измерений и расчетов в единицах Международной системы;
приведение примеров практического использования астрономических знаний о небесных телах и их системах;
решение задачи на применение изученных астрономических законов;
ГБОУ ДПО "Нижегородский институт развития образования" кафедра ЕНО