СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа внеурочной деятельности "Проектная деятельность"

Категория: Информатика

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рабочая программа внеурочной деятельности "Проектная деятельность", 5-9 классы, срок реализации 5 лет

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа внеурочной деятельности "Проектная деятельность"»

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

Средняя общеобразовательная школа № 80

Орджоникидзевского района городского округа город Уфа

Республики Башкортостан




Согласовано

Зам. директора по ВР

__________/ М.С. Гребнева/

«_____» ___________ 2015г.



Утверждаю

Директор СОШ № 80

____________/О.Б. Ильина/

«____» ___________ 2015г.

Приказ № ___ от ______ 2015 г.









Рабочая программа

внеурочной деятельности

по информатике

в 5-9 классах

кружок

«Проектная деятельность»

5 лет

(срок реализации программы)

11-15 лет

(возраст обучающихся)


Преподаватель: Никифорова Ольга Михайловна




Рассмотрено на заседании ШМО учителей математики физики и информатики

Руководитель _______ /А.Л. Васильева /

Протокол ШМО № 1 от ____ 2015 г.







Уфа






1. Пояснительная записка

Данная программа внеурочной деятельности для 5–9 класса разработана с учетом требований и положений, изложенных в следующих документах:

-Федеральный закон «Об образовании в РФ» (29.12.2012г.)

-Федеральный государственный стандарт основного общего образования (Приказ МОиН №1897 от 17.12.2010).

-Федеральный перечень учебников, рекомендованных (допущенных) Министерством образования и науки Российской Федерации к использованию в образовательном процессе в общеобразовательных учреждениях, на 2012/2013 учебный год: Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации № 2885 от 27.12.2011 «Об утверждении федеральных перечней учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, реализующих образовательные программы общего образования и имеющих государственную аккредитацию, на 2013/2014 учебный год»;

-Примерная программа основного обще­го образования по математике, Планируемые результаты освоения прог­раммы основного общего образования по математике;

-Формирование универсальных учебных действий в основной школе. Система заданий /А.Г.Асмолов, О. А. Карабанова. -М.: Просвещение, 2010;

-Фундаментальное ядро содержания общего образования. /Под ред.В.В.Козлова, А.М.Кондакова. –М.: Просвещение, 2009.-48с

- Приказ от 8 июня 2015 г. № 576 "О внесении изменений в федеральный перечень учебников, рекомендованных к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального и общего, основного общего, среднего общего образования», утвержденного приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 31 марта 2014 г. № 253;

-Приказ Министра образования РБ № 905 от 29.04.2015г. «О рекомендуемых базисном учебном плане и примерных учебных планах для общеобразовательных организаций Республики Башкортостан на 2015-2016 учебный год»;

-Региональный базисный учебный план и примерные учебные планы для образовательных организаций Республики Башкортостан, реализующих основные общеобразовательные программы – образовательные программы основного общего и среднего общего образования (Приказ Министра образования РБ № 905 от 29.04.2015г.);

-Положение о рабочей программе.

Также рабочая программа внеурочной деятельности разработана с учетом Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, планируемых результатов основного общего образования с особенностями МБОУ СОШ №80, образовательных потребностей и запросов обучающихся.

В основу настоящей программы положены педагогические и дидактические принципы (личностно ориентированные; культурно - ориентированные; деятельностно - ориентированные и т.д.) вариативного развивающего образования, и современные дидактико-психологические тенденции, связанные с вариативным развивающим образованием и требованиями ФГОС.

Личностно-ориентированные принципы: принцип адаптивности; принцип развития; принцип комфортности процесса обучения.

Культурно - ориентированные принципы: принцип целостной картины мира; принцип целостности содержания образования; принцип систематичности; принцип смыслового отношения к миру; принцип ориентировочной функции знаний; принцип опоры на культуру как мировоззрение и как культурный стереотип.

Деятельностно - ориентированные принципы: принцип обучения деятельности; принцип управляемого перехода от деятельности в учебной ситуации к деятельности в жизненной ситуации; принцип перехода от совместной учебно-познавательной деятельности к самостоятельной деятельности учащегося (зона ближайшего развития); принцип опоры на процессы спонтанного развития; принцип формирования потребности в творчестве и умений творчества.

Методологической основой федеральных государственных образовательных стандартов является системно-деятельностный подход, в рамках которого реализуются современные стратегии обучения, предполагающие использование информационных и коммуникационных технологий (ИКТ) в процессе изучения всех предметов, во внеурочной и внешкольной деятельности на протяжении всего периода обучения в школе. Организация учебно-воспитательного процесса в современной информационно-образовательной среде является необходимым условием формирования информационной культуры современного школьника, достижения им ряда образовательных результатов, прямо связанных с необходимостью использования информационных и коммуникационных технологий.

Средства ИКТ не только обеспечивают образование с использованием той же технологии, которую учащиеся применяют для связи и развлечений вне школы (что важно само по себе с точки зрения социализации учащихся в современном информационном обществе), но и создают условия для индивидуализации учебного процесса, повышения его эффективности и результативности. На протяжении всего периода существования школьного курса информатики преподавание этого предмета было тесно связано с информатизацией школьного образования: именно в рамках курса информатики школьники знакомились с теоретическими основами информационных технологий, овладевали практическими навыками использования средств ИКТ, которые потенциально могли применять при изучении других школьных предметов и в повседневной жизни.

Термин «основная школа» относится к двум различным возрастным группам учащихся: к школьникам 10-12 лет и к школьникам 12-15 лет, которых принято называть подростками. В процессе обучения в 5-6 классах фактически происходит переход из начальной в основную школу; в 7 классе уже можно увидеть отчетливые различия учебной деятельности младших школьников и подростков.

Из вышеизложенного следует, что цели внеурочной деятельности в основной школе должны:

-максимально ориентированы на реализацию потенциала предмета в достижении современных образовательных результатов;

-конкретизироваться с учетом возрастных особенностей учащихся.

«Проектная деятельность» вносит значительный вклад в достижение главных целей основного общего образования, способствуя

в 5-6 классах:

-развитию общеучебных умений и навыков на основе средств и методов информатики и ИКТ, в том числе овладению умениями работать с различными видами информации, самостоятельно планировать и осуществлять индивидуальную и коллективную информационную деятельность, представлять и оценивать ее результаты;

-целенаправленному формированию таких общеучебных понятий, как «объект», «система», «модель», «алгоритм» и др.;

-воспитанию ответственного и избирательного отношения к информации; развитию познавательных, интеллектуальных и творческих способностей учащихся;

в 7-9 классах:

-формированию целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики за счет развития представлений об информации как важнейшем стратегическом ресурсе развития личности, государства, общества; понимания роли информационных процессов в современном мире;

-совершенствованию общеучебных и общекультурных навыков работы с информацией в процессе систематизации и обобщения имеющихся и получения новых знаний, умений и способов деятельности в области информатики и ИКТ; развитию навыков самостоятельной учебной деятельности школьников (учебного проектирования, моделирования, исследовательской деятельности и т. д.);

-воспитанию ответственного и избирательного отношения к информации с учетом правовых и этических аспектов ее распространения, воспитанию стремления к продолжению образования и созидательной деятельности с применением средств ИКТ.

Цель программы: обучить детей работе над проектами; формировать ключевые компетентности: коммуникативную, информационную, решать проблемы.

Задачи:

- формировать навыки сотрудничества;

- формировать навыки презентации;

- обучить способам сбора и первичной обработки информации;

- формировать умение составлять письменный отчёт о работе над проектом;

- формировать умение планировать свою работу над проектом;

- формировать умение давать оценку готовому продукту, своей работе над проектом.


2. Общая характеристика курса

Курс «Проектная деятельность» призван обеспечить освоение наиболее актуальных для работы над проектами способов деятельности учащимися основной школы и подготовку их таким образом к разработке и реализации собственных проектов. Потребность в данном курсе возникла в связи с широким применением в образовательных учреждениях метода проектов как технологии формирования ключевых компетентностей учащихся. Освоение способов деятельности, применимых к очень широкому кругу объектов воздействия, в рамках изучения курса позволяет сформировать у учащихся важный внутренний ресурс, который специально в других составляющих образовательного процесса в школе не формируется.

Важнейшей педагогической проблемой сегодня стало внедрение в образовательный процесс средств и методик, помогающих детям «открывать» себя, раскрывать свою личность. Критерием успешности подростка становится не столько результативность в изучении школьных предметов, сколько отношение человека к возможностям собственного познания и преобразования природы, истории, самого себя.

Проектная деятельность направлена на духовное и профессиональное становление личности ребёнка через активные способы действий. Ученик, работая над проектом, проходит стадии планирования, анализа, синтеза, активной деятельности.

При организации работы учащихся по методу проектов возможна не только индивидуальная самостоятельная работа учащихся, но и групповая. Это позволяет приобретать коммуникативные навыки и умения: работа в группе в разнообразных качествах, рассмотрение различных точек зрения на одну проблему, организация взаимодействия между участниками проекта.

Учебные проекты, как правило, содержат в себе проблему, требующую решения, а значит, формулируют одну или несколько задач. Используя проектный метод обучения, дети постигают всю технологию решения задач – от постановки проблемы до представления результата. Метод проектов имеет богатые дидактические возможности как для внутрипредметного, так и для межпредметного обучения.

Выполняемые учащимися проекты позволяют выявить интерес каждого школьника по уровню успешности различных видов учебной деятельности, по отношению к процессу деятельности и её результатам. Проектирование практически помогает учащимся осознать роль знаний в жизни и обучении. Знания перестают быть целью, а становятся средством в подлинном образовании, помогая овладевать культурными образцами мышления, формировать свои мыслительные стратегии, что позволяет каждому самостоятельно осваивать накопления культуры.

Поскольку основная часть работы в рамках курса основывается на работе малых групп, контроль за достижением планируемых результатов осуществляется непосредственно при выполнении заданий: в процессе презентаций, представления учащимися результатов групповой работы.


3. Описание места курса в учебном плане

На изучение курса в 5-8 классах отводится 35 каждом классе (5 класс – 1 час в неделю, 6 класс – 1 час в неделю, 7 класс – 1 час в неделю, 8 класс – 1 час в неделю), в 9 классе отводится 34 часов (1 час в неделю). Полный объём курса – 174 часа. Данный курс проводится во внеурочное время, стоит в школьном расписании как внеурочная деятельность.


4. Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения курса «Проектная деятельность»

Личностные результаты – это сформировавшаяся в образовательном процессе система ценностных отношений учащихся к себе, другим участникам образовательного процесса, самому образовательному процессу, объектам познания, результатам образовательной деятельности. Основными личностными результатами являются:

-наличие представлений об информации как важнейшем стратегическом ресурсе развития личности, государства, общества;

-понимание роли информационных процессов в современном мире;

-владение первичными навыками анализа и критичной оценки получаемой информации;

-ответственное отношение к информации с учетом правовых и этических аспектов ее распространения;

-развитие чувства личной ответственности за качество окружающей информационной среды;

-способность увязать учебное содержание с собственным жизненным опытом, понять значимость подготовки в условиях развития информационного общества;

-готовность к повышению своего образовательного уровня и продолжению обучения с использованием средств и методов ИКТ;

-способность и готовность к общению и сотрудничеству со сверстниками и взрослыми в процессе образовательной, общественно-полезной, учебно-исследовательской, творческой деятельности;

-способность и готовность к принятию ценностей здорового образа жизни за счет знания основных гигиенических, эргономических и технических условий безопасной эксплуатации средств ИКТ.

Метапредметные результаты – освоенные обучающимися способы деятельности, применимые как в рамках образовательного процесса, так и в других жизненных ситуациях. Основными метапредметными результатами, формируемыми при изучении информатики в основной школе, являются:

-владение общепредметными понятиями «объект», «система», «модель», «алгоритм», «исполнитель» и др.;

-владение информационно-логическими умениями: определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно- следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и делать выводы;

-владение умениями самостоятельно планировать пути достижения целей; соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности, определять способы действий в рамках предложенных условий, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией; оценивать правильность выполнения учебной задачи;

-владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;

-владение основными универсальными умениями информационного характера: постановка и формулирование проблемы; поиск и выделение необходимой информации, применение методов информационного поиска; структурирование и визуализация информации; выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий; самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем творческого и поискового характера;

-владение информационным моделированием как основным методом приобретения знаний: умение преобразовывать объект из чувственной формы в пространственно-графическую или знаково-символическую модель; умение строить разнообразные информационные структуры для описания объектов; умение «читать» таблицы, графики, диаграммы, схемы и т. д., самостоятельно перекодировать информацию из одной знаковой системы в другую; умение выбирать форму представления информации в зависимости от стоящей задачи, проверять адекватность модели объекту и цели моделирования;

-ИКТ-компетентность — широкий спектр умений и навыков использования средств информационных и коммуникационных технологий для сбора, хранения, преобразования и передачи различных видов информации, навыки создания личного информационного пространства (обращение с устройствами ИКТ; фиксация изображений и звуков; создание письменных сообщений; создание графических объектов; создание музыкальных и звуковых сообщений; создание, восприятие и использование гипермедиасообщений; коммуникация и социальное взаимодействие; поиск и организация хранения информации; анализ информации).

Предметные результаты включают: освоенные обучающимися умения, специфические для данной области, виды деятельности по получению нового знания, его преобразованию и применению в учебных, учебно-проектных и социально-проектных ситуациях, формирование научного типа мышления, научных представлений о ключевых теориях, типах и видах отношений, владение научной терминологией, ключевыми понятиями, методами и приемами. В соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом общего образования основные предметные результаты изучения в основной школе отражают:

-формирование информационной и алгоритмической культуры; формирование представления о компьютере как универсальном устройстве обработки информации; развитие основных навыков и умений использования компьютерных устройств;

-формирование представления об основных изучаемых понятиях — «информация», «алгоритм», «модель» — и их свойствах;

-развитие алгоритмического мышления, необходимого для профессиональной деятельности в современном обществе; развитие умений составить и записать алгоритм для конкретного исполнителя; формирование знаний об алгоритмических конструкциях, логических значениях и операциях; знакомство с одним из языков программирования и основными алгоритмическими структурами - линейной, условной и циклической;

-формирование умений формализации и структурирования информации, умения выбирать способ представления данных в соответствии с поставленной задачей - таблицы, схемы, графики, диаграммы, с использованием соответствующих программных средств обработки данных;

-формирование навыков и умений безопасного и целесообразного поведения при работе с компьютерными программами и в Интернете, умения соблюдать нормы информационной этики и права.

Личностные, метапредметные и предметные образовательные результаты обучения строятся на основе личностных, регулятивных, познавательных, знаково-символических и коммуникативных универсальных учебных действий.

Личностные результаты направлены на формирование в рамках курса, прежде всего, личностных универсальных учебных действий, связанных в основном с морально-этической ориентацией и смыслообразованием. Метапредметные результаты нацелены преимущественно на развитие регулятивных и знаково-символических универсальных учебных действий через освоение фундаментальных для информатики понятий алгоритма и информационной (знаково-символической) модели.

Предметные результаты в сфере познавательной деятельности отражают внутреннюю логику развития учебного предмета: от информационных процессов через инструмент их познания - моделирование - к алгоритмам и информационным технологиям. В этой последовательности формируется, в частности, сложное логическое действие - общий приём решения задачи.

Образовательные результаты в сфере ценностно-ориентированной деятельности отражают особенности деятельности учащихся в современной информационной цивилизации. Образовательные результаты в коммуникативной сфере направлены на реализацию коммуникативных универсальных учебных действий. Предметные образовательные результаты в сфере трудовой деятельности направлены на самоопределение учащихся в окружающей их информационной среде, на освоение средств ИКТ. Предметные образовательные результаты в сфере эстетической деятельности подчёркивают тот факт, что с помощью средств информацион­ных технологий учащиеся могут создавать эстетически-значимые объекты. Наконец, предметные образовательные результаты в сфере охраны здоровья акцентируют внимание на особенностях непосредственной работы учащегося с компьютером.


5. Содержание курса внеурочной деятельности «Проектная деятельность»

Основной целью включения учащихся в проектную деятельность является формирование умения организовать свою деятельность по решению той или иной проблемы по информатике. Учащиеся должны понимать: хорошая идея сама по себе не решает проблемы, необходимо представлять себе, каков механизм реализации этой идеи, как будет выглядеть конечный продукт. Всему этому в большей мере соответствуют, так называемые, регулятивные УУД и основная цель учебного проекта - их формирование. Одновременно, выполняя проект, учащиеся учатся не только сотрудничать с партнерами, но даже в какой-то степени руководить другими людьми (если речь идет о групповых проектах). В связи с этим можно говорить о цели формирования коммуникативных УУД

Цель включения учащихся в исследовательскую деятельность - умения, которые формируются в процессе исследовательской деятельности: способы установления, описания и объяснения фактов. Наблюдение, измерение, проведение экспериментов, построение эмпирических зависимостей, индуктивных рассуждений и моделей, работа с источниками. Всему этому в большей мере соответствуют познавательные УУД.

Важной целью организации исследовательской деятельности является поддержка познавательного интереса школьников, который, как известно, часто уменьшается или вовсе исчезает за время обучения в школе. С помощью организации исследовательской деятельности можно ознакомить ученика инструментарием, показывающим, что он может успешно познавать мир, и формировать убежденность в существовании сферы объективного знания, которое можно получать и обосновывать способами, выработанными культурой. Эта цель-формирование исследовательской позиции к окружающему миру более соответствует группе личностных УУД. Проектная деятельность также существенно влияет на формирование личностных качеств учащихся, воспитывая, например, чувство ответственности, формируя способность к самооценке и др. (личностные УУД). На основании проведенного анализа можно сделать вывод, что любое исследование по форме можно рассматривать как проект. Однако не любой проект можно рассматривать как исследование (только если в качестве доминирующего метода используется исследовательский, при этом информационные, творческие, практические и игровые проекты отождествлять с исследованием нельзя). Проектная и учебно-исследовательская деятельности реализуются по следующим основным направлениям: исследовательское, информационное, социальное, игровое, творческое направление проектов. Особое значение для развития УУД в информатике имеет индивидуальный проект, представляющий собой самостоятельную работу, осуществляемую обучающимся на протяжении длительного периода, возможно в течение всего учебного года. В ходе такой работы подросток - автор проекта - самостоятельно или с небольшой помощью педагога получает возможность научиться планировать и работать по плану - это один из важнейших не только учебных, но и социальных навыков, которым должен овладеть школьник.


6. Тематическое планирование

5 класс

Введение

Основы самоопределения. Интересы, мотивы, потребности. Определение проекта, типы проектов. Примеры проектов

Планирование деятельности. Этапы реализации проекта. Планируемый результат.

Познавательные интересы, склонности и способности. Диагностика и самодиагностика уровня познавательных интересов и склонностей. Анкета интересов

Ценностные ориентиры в жизненном самоопределении

Социальные роли. Человек как социальный субъект и его роли. Нравственные основы личности с позиции: я – гражданин, я – житель, я – работник, я – исследователь и т.п.

Проблемы и противоречия. Взаимоотношения человека с природой, обществом. Пути решения проблем. Составление списка проблем (личных или общественных).

Научная организация труда (НОТ) юного исследователя в освоении информационно-образовательной среды

Информационные ресурсы. Библиотеки, каталоги. Энциклопедии, словари, справочники. СМИ (газеты, радио телевидение, Интернет).

лектронные средства учебного назначения. Электронные энциклопедии, справочники, учебные пособия.

Организация информации. План, опорный конспект, логические схемы, таблицы, каталог, аннотация, компьютерная презентация, буклет, web-страница и.т.п.

Поиск и преобразование информации. Поиск и преобразование информации на основе бумажных и электронных носителей по заданному параметру.

Компьютерная презентация. Правила представления информации в презентации. Оформление слайда.

Мои первые проекты

Основы построения проекта. Структура проекта. Название, логотип, идея, характеристика, цели и задачи, участники, сроки реализации, этапы, условия, виды деятельности, формы взаимодействия, критерии оценки, результаты, развитие (жизнеспособность) проекта.

Этапы работы над проектом. Выбор темы, формулировка проблемы, исследование проблемы, генерирование и отбор идей, разработка технического решения, планирование, реализация, оформление, презентация.

Этапы исследования. Выбор темы исследования, актуальность, проблема, предмет, объект, цель, задачи, методы, источники информации, гипотеза, пути решения, проведение исследования, обработка и интерпретация результатов, выводы, оформление, новые проблемы.

Обучение рефлексивной деятельности

Рефлексия как способ оценки результатов. Виды рефлексии. Алгоритм рефлексивной деятельности (что получилось, что нет, причины, какие трудности были, что можно сделать иначе).

Критерии оценки способов деятельности, результатов, презентации.

Публичное выступление

Особенности выступления перед публикой. Требования к публичному выступлению. Форматы публичных выступлений: доклад, презентация, защита, агитация и т.п.

Требования к полиграфическому оформлению, компьютерной презентации, мини-проекту, структуре содержания, оформлению исследования.

Разработка презентации по мини-исследованию.

Подведение итогов работы над общим проектом и мини-проектами.

Оценка деятельности по разработке проектов, определение перспектив развития.

6 класс

Введение. Интерфейс Microsoft Office Publisher. Ввод текста. Установка параметров Publisher.

Работа с графикой. Вставка графических объектов. Работа с несколькими объектами. Перекрашивание и обрезка объектов. Изменение свойств рамки.

Работа с публикацией. Параметры страницы. Печать публикации. Проверка макета. Диспетчер графики. Мастера и макеты публикаций. Типы публикаций.

Проектная деятельность. Проект: Альманах «История информатики». Проект: «Визитка для директора». Проект: «Создание открытки для мамы». Разработка проекта публикации (памятки). Создание информационного буклета «Векторные редакторы» Создание бюллетеня по теме «Я и моя семья». Демонстрация проекта «Я и моя семья».

7 класс

Планирование проекта. Практикум. Эвристическая беседа, дифференцированные задания.

Консультация по темам (Математический язык в современном мире, линейные уравнения с одной переменной, упорядоченные ряды данных, решение систем линейных уравнений, метод Гаусса, Диофантовы уравнения, матричный способ, равнобедренный треугольник).

Обсуждение идей будущих проектов. Поиск, отбор и изучение информации. Конференция по защите проекта. Консультация тем (Свойство степени, таблицы распределения данных, Частота, Параллельные прямые, Деление одночлена на одночлен, делимость многочленов). Консультация тем (формулы сокращенного умножения, разложение многочлена на множители, прямоугольные треугольники , Соотношения между сторонами и углами треугольника, медиана ряда данных).

Защита проектов. Рефлексия.

8 класс

Введение. Основные понятия и методы проектной деятельности. Образование, научное познание, научная деятельность. Роль науки в развитии общества. Научное исследование как особый вид познавательной деятельности.

Типы и характеристика проектов. Основные признаки проектов. Исследовательские проекты. Творческие проекты. Игровые проекты. Бизнес-проекты.

Способы получения и переработки информации. Виды источников информации. Использование каталогов и поисковых программ. Составление плана информационного текста. Формулирование пунктов плана. Тезисы, виды тезисов, последовательность написания тезисов. Конспект, правила конспектирования. Цитирование: общие требования к цитируемому материалу; правила оформления цитат. Рецензия, отзыв. Как создать проект. Планирование содержания учебного проекта и этапов его проведения.

Формулирование цели и задач. Формулировка цели и конкретных задач (практическое задание на дом: сформулировать цель и определить задачи своей проектно-исследовательской работы).

Учимся задавать вопросы. Репродуктивные вопросы. Продуктивно-познавательные и проблемные вопросы.

Как работать вместе. Подготовка проектов. Что такое команда. Правила групповой работы. Воспитание культуры проектной деятельности, чувства ответственности за принимаемое решение, установки на позитивную социальную деятельность в информационном обществе – формирование компетентности в сфере социальной деятельности, коммуникативной компетентности.

Подготовка к публичной защите проекта. Основные виды презентации итогов проектной деятельности. Систематизация, обработка информации в электронном виде по своей теме проектной работы.

Публичная защита проекта. Экспертиза деятельности. Подведение итогов, конструктивный анализ выполненной работы.

9 класс

Введение в проектную деятельность. Явление и понятие научного исследования. Организация исследовательской работы. Определение проблемы исследования, выявление его актуальности. Формулировка темы, определение объекта и предмета исследования. Выдвижение гипотезы исследования. Постановка задач исследования. Определение теоретических основ исследования, его научно-практической значимости. Культура оформления исследовательской работы.

Ознакомление с разными видами проектов. Информационные проекты; игровые проекты; ролевые проекты; прикладные проекты; социальные проекты; учебно-исследовательские проекты; инженерные проекты. Отличия, виды деятельности, примеры проектов.

Теоретические основы создания проекта. Структура проекта, типы проектов, продукт проектной деятельности, способы представления проектов, создание компьютерных презентаций проектов

Работа над проектом. Выбор темы проекта; составление плана проектной деятельности; выбор методов исследования; работа над проектами.

Защита проектов. Воплощение в жизнь поставленных задач;

• Работа в программе Power Point;

• Работа в программе Publisher;

• Составление таблиц, диаграмм;

  • Написание рефератов;

Рефлексия. Умение провести экспертизу своей и чужой деятельности. Формула успешной деятельности. Сильные и слабые стороны работы над проектом.

7. Описание учебно-методического и материально-технического обеспечения образовательного процесса

Учебно- методическая литература:

  1. Босова Л.Л., Босова А.Ю. Электронное приложение к учебнику «Информатика. 7 класс»

  2. Босова Л.Л., Босова А.Ю. Электронное приложение к учебнику «Информатика. 8 класс»

  3. Босова Л.Л., Босова А.Ю. Электронное приложение к учебнику «Информатика. 9 класс»

  4. Босова Л.Л., Босова А.Ю. Информатика. 5–6 классы: методическое пособие. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 20013.

  5. Босова Л.Л., Босова А.Ю. Электронное приложение к учебнику «Информатика. 5 класс»

  6. Босова Л.Л., Босова А.Ю. Электронное приложение к учебнику «Информатика. 6 класс»

  7. Босова Л.Л., Босова А.Ю. Информатика. 7–9 классы: методическое пособие. -М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 20013.

  8. Материалы авторской мастерской Босовой Л.Л. (metodist.lbz.ru/)

  9. Плакаты «Информатика 5-6 класс,2013 год


Перечень средств ИКТ, необходимых для реализации программы

Аппаратные средства: Компьютер; Проектор; Экран;

-Устройства вывода звуковой информации - наушники для индивидуальной работы со звуковой информацией

-Устройства для ручного ввода текстовой информации и манипулирования экранными объектами - клавиатура и мышь.

-Устройства для записи (ввода) визуальной и звуковой информации: сканер; фотоаппарат; микрофон.

-Устройство для вывода информации на печать, оформление проектных папок, проектов: принтер.

Программные средства

-Операционная система - Windows; Система программирования; Интегрированное офисное приложение, включающее текстовый редактор, растровый и векторный графические редакторы, программу разработки презентаций и электронные таблицы; Мультимедиа проигрыватель (входит в состав операционных систем или др.); Программы для тестирования компьютера и работы с файлами; Программы для кодирования информации, систем счисления и основ логики; Программы - тренажеры; Программы архиваторы; Комплект презентаций по каждому классу; Программы для создания и разработки алгоритмов

-Босова Л.Л. Набор цифровых образовательных ресурсов. Информатика 5-9 – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2014.

-Ресурсы Единой коллекции цифровых образовательных ресурсов (http://school-collection.edu.ru)

-Материалы авторской мастерской Босовой Л.Л. http://metodist.lbz.ru


Интернет-ресурсы

-Босова Л.Л., Босова А.Ю. Электронное приложение к учебнику «Информатика. 5 класс»

-Босова Л.Л., Босова А.Ю. Электронное приложение к учебнику «Информатика. 6 класс» Босова Л.Л., Босова А.Ю. Электронное приложение к учебнику «Информатика. 7 класс» Босова Л.Л., Босова А.Ю. Электронное приложение к учебнику «Информатика. 8 класс» Босова Л.Л., Босова А.Ю. Электронное приложение к учебнику «Информатика. 9 класс»

-Материалы авторской мастерской Босовой Л.Л. (metodist.lbz.ru/)


8. Планируемые результаты изучения курса внеурочной деятельности «Проектная деятельность»

Одним из главных результатов обучения проектной деятельности является осмысление и интериоризация (присвоение) учащимися системы ценностей.

Первый уровень результатов

Ценность истины – осознание ценности научного познания как части культуры человечества, проникновения в суть явлений, понимания закономерностей, лежащих в основе социальных явлений; приоритетности знания, установления истины, самого познания как ценности.

Ценность общения – понимание важности общения как значимой составляющей жизни общества, как одного из основополагающих элементов культуры.

Второй уровень результатов

Ценность добра – осознание себя как части мира, в котором люди соединены бесчисленными связями; осознание постулатов нравственной жизни (будь милосерден, поступай так, как ты хотел бы, чтобы поступали с тобой).

Ценность природы основывается на общечеловеческой ценности жизни, на осознании себя частью природного мира. Любовь к природе – это и бережное отношение к ней как среде обитания человека, и переживание чувства её красоты, гармонии, совершенства. Воспитание любви и бережного отношения к природе.

Ценность красоты и гармонии – осознание красоты и гармоничности окружающего мира.

Ценность семьи. Понимание важности семьи в жизни человека; осознание своих корней; формирование эмоционально-позитивного отношения к семье, близким, взаимной ответственности, уважение к старшим, их нравственным идеалам.

Третий уровень результатов

Ценность труда и творчества – осознание роли труда в жизни человека, развитие организованности, целеустремлённости, ответственности, самостоятельности, ценностного отношения к труду в целом и к литературному труду, исследовательской и проектной деятельности.

Ценность гражданственности и патриотизма – осознание себя как члена общества, народа, представителя страны, государства; чувство ответственности за настоящее и будущее своей страны; интерес к своей стране: её истории, языку, культуре, её жизни и её народу.

Ценность человечества – осознание себя не только гражданином России, но и частью мирового сообщества, для существования и прогресса которого необходимы мир, сотрудничество, толерантность, уважение к многообразию иных культур и языков.

Планируемые результаты, характеризующие систему учебных действий в отношении опорного учебного материала, размещены в рубрике «Выпускник научится...». Они показывают, какой уровень освоения опорного учебного материала ожидается от выпускника. Эти результаты потенциально достигаемы большинством учащихся и выносятся на итоговую оценку как задания базового уровня (исполнительская компетентность) или задания повышенного уровня (зона ближайшего развития).

Планируемые результаты, характеризующие систему учебных действий в отношении знаний, умений, навыков, расширяющих и углубляющих опорную систему, размещены в рубрике «Выпускник получит возможность». Эти результаты достигаются отдельными мотивированными и способными учащимися; они не отрабатываются со всеми группами учащихся в повседневной практике, но могут включаться в материалы итогового контроля.