Пояснительная записка
Целью образования в области физической культуры является формирование у школьников устойчивых мотивов и потребностей в бережном отношении к своему здоровью, целостном развитии физических и психических качеств, творческом использовании средств физической культуры в организации здорового образа жизни.
Программа ориентирована на решение следующих задач:
развивать физические качества и способности, совершенствовать функциональные возможности организма, укреплять индивидуальное здоровье;
воспитывать бережное отношение к собственному здоровью, потребности в занятиях физкультурно-оздоровительной и спортивно-оздоровительной деятельностью;
овладевать технологиями современных оздоровительных систем физического воспитания, обогащать индивидуальный опыт занятий специально-прикладными физическими упражнениями и техническими действиями базовых видов спорта;
осваивать систему знаний о занятиях физической культурой, их роли и значении в формировании здорового образа жизни и социальных ориентаций;
формировать знания о закономерностях двигательной активности, спортивной тренировке, значении занятий физической культурой для будущей трудовой деятельности, выполнении функции отцовства и материнства, подготовке к службе в армии.
Для изучения теоретических сведений выделяется время в процессе урока в каждой четверти. Программный материал строится на базе ранее изученного, но усложняется по разделам за счет увеличения сложности элементов. В планировании отсутствует материал по лыжной подготовке и плаванию, по причине слабой материально-технической оснащенности школы для проведения уроков по данному разделу программы. Из раздела «Гимнастика» по той же причине исключены опорные прыжки и упражнения на гимнастическом бревне, брусьях. Часы, отведенные программой на прохождение данного материала, добавлены в раздел «Спортивные игры» и распределены на баскетбол, волейбол, футбол.
Задачи физического воспитания, решаемые в старших классах, возрастные и половые особенности юношей и девушек накладывают свою специфику на организацию и методику проведения учебно-воспитательного процесса.
В старшем школьном возрасте интенсификация обучения идет по пути усиления тренировочной направленности уроков, более широкого применения проблемно-поисковых методов, учебных бесед, дискуссий, исследовательских методов, познавательных игр и упражнений, самостоятельной работы, алгоритмизации, метода сопряженного развития кондиционных и координационных способностей.
Цель применения этих методов – воспитание у старшеклассников стремления к самопознанию, усиление мотивации и развитие познавательного интереса к занятиям физическими упражнениями.
Более отчетливо, чем в среднем школьном возрасте, проявляются половые различия между юношами и девушками, что требует дифференцированного подхода к выбору средств, методов и организации занятий. Поэтому необходимость раздельного проведения занятий еще более очевидна, чем ранее.
Одним из важнейших методических требований является реализация на уроке физической культуры межпредметных связей: в старших классах необходимо устанавливать и углублять связи с анатомией и физиологией, физикой, математикой и другими предметами.
При организации учебных занятий с юношами надо помнить, что они должны быть готовы к службе в армии. Поэтому с ними следует предусмотреть занятия на местности, в нестандартных условиях, выполнение заданий при различных помехах, в условиях дефицита времени, при максимальных физических и волевых нагрузках. При планировании и организации занятий с юношами-допризывниками по овладению военно-прикладными навыками, развитию двигательных способностей, воспитанию морально-волевых качеств, следует тесно увязать эти занятия с уроками допризывной подготовки.
Учитель должен учитывать переносимость учащимися двигательных нагрузок, уровень технической и физической подготовленности ученика.
Требования к уровню подготовки выпускников
В результате изучения физической культуры на базовом уровне ученик должен:
знать:
влияние оздоровительных систем физического воспитания на укрепление здоровья, профилактику профессиональных заболеваний и вредных привычек;
способы контроля и оценки физического развития и физической подготовленности;
правила и способы планирования систем индивидуальных занятий физическими упражнениями различной целевой направленности;
уметь:
выполнять индивидуально подобранные комплексы оздоровительной и адаптивной (лечебной) физической культуры, композиции ритмической и аэробной гимнастики, комплексы упражнений атлетической гимнастики;
выполнять простейшие приемы самомассажа и релаксации;
преодолевать искусственные и естественные препятствия с использованием разнообразных способов передвижения;
выполнять приемы защиты и самообороны, страховки и самостраховки;
осуществлять творческое сотрудничество в коллективных формах занятий физической культурой;
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
повышения работоспособности, сохранения и укрепления здоровья;
подготовки к профессиональной деятельности и службе в Вооруженных Силах Российской Федерации;
организации и проведения индивидуального, коллективного и семейного отдыха, участия в массовых спортивных соревнованиях;
активной творческой деятельности, выбора и формирования здорового образа жизни.
Учебно – тематический план
№ п/п | Вид программного материала | Количество часов (уроков) |
10 | 11 |
1 | Базовая часть | 86 | 86 |
1.1 | Основы знаний о физической культуре | в процессе урока |
1.2 | Баскетбол | 13 | 13 |
1.3 | Волейбол | 13 | 13 |
1.4 | Футбол | 9 | 9 |
1.5 | Гимнастика с элементами акробатики | 21 | 21 |
1.5 | Легкая атлетика | 21 | 21 |
1.6 | Кроссовая подготовка | 9 | 9 |
2 | Вариативная часть | 16 | 16 |
2.1 | Баскетбол | 8 | 8 |
2.2 | Волейбол | 8 | 8 |
| Итого: | 102 | 102 |
Календарно - тематическое планирование
10 класс
| 1 четверть | Дата проведения |
№ уро ка | Элементы содержания | По плану | Фактически |
1 | Инструктаж по ТБ на занятиях по лёгкой атлетике. Спринтерский бег. Низкий старт до 40 м. стартовый разгон. Эстафетный бег. | 03.09 | 03.09 |
2 | Низкий старт до 40 м. Стартовый разгон. Бег по дистанции 70-80 м. Специальные беговые упражнения. Развитие скоростно-силовых качеств. | 05.09 | 05.09 |
3 | Бег по дистанции 70-80 м. Финиширование. Специальные беговые упражнения. Биохимические основы бега. | 08.09 | 08.09 |
4 | Бег на результат 100 м. Эстафетный бег. Развитие скоростных способностей. | 10.09 | 10.09 |
5 | Прыжок в длину способом «прогнувшись» с разбега. Отталкивание. Специальные беговые упражнения. Биохимические основы прыжков. | 12.09 | 17.04 |
6 | Прыжок в длину с разбега. Отталкивание. Челночный бег. Развитие скоростно-силовых качеств. | 15.09 | 20.04 |
7 | Прыжок в длину на результат. Развитие скоростно-силовых качеств. | 17.09 | |
8 | Метание мяча на дальность. Челночный бег. Биохимическая основа метания. Развитие скоростно-силовых качеств. | 19.09 | |
9 | Метание мяча в цель. Специальные беговые упражнения. Челночный бег. Развитие координации. | 22.09 | |
10 | Кроссовая подготовка. Бег 20 минут преодоление горизонтальных препятствий. Развитие выносливости. | 24.09 | |
11 | Бег 25 минут. Преодоление горизонтальных препятствий. Спортивные игры (футбол). Развитие выносливости. | 26.09 | |
12 | Бег на результат : 2000 м. (Д), 3000м. (М). Развитие выносливости. | 29.09 | |
13 | Инструктаж по ТБ на спортивных играх. Волейбол. Комбинации из передвижений и остановок игрока верхняя передача мяча в парах с шагом. | 01.10 | |
14 | Комбинации из передвижений и остановок игрока. Верхняя передача мяча в парах с шагом. Приём мяча снизу двумя руками. | 03.10 | |
15 | Приём мяча двумя руками снизу в парах. Прямой нападающий удар. Учебная игра. Развитие координации. | 06.10 | |
16 | Прямой нападающий удар через сетку. нападение через 3-ю зону. Учебная игра. | 08.10 | |
17 | Верхняя передача мяча в шеренгах со сменой мест. Прямой нападающий удар через сетку. учебная игра. | 10.10 | |
18 | Комбинации из передвижений и остановок игрока. Нападение через 3-ю зону. Учебная игра. Развитие координации. | 13.10 | |
19 | Нижняя прямая подача, приём мяча от сетки. Учебная игра. | 15.10 | 15.10 |
20 | Верхняя передача мяча в прыжке. Приём мяча двумя руками снизу. Нижняя прямая подача, приём мяча от сетки. Учебная игра. | 17.10 | 17.10 |
21 | Нападение через 3-ю зону. Одиночное блокирование. Учебная игра. Развитие координации | 20.10 | 20.10 |
22 | Прямой нападающий удар через сетку. групповое блокирование. Учебная игра. | 22.10 | 22.10 |
23 | Верхняя передача мяча в тройках. Верхняя прямая подача, приём подачи. Учебная игра. | 24.10 | 24.10 |
24 | Верхняя прямая подача и приём подачи. Учебная игра. Развитие координационных способностей. | 27.10 | 27.10 |
25 | Учебно – тренировочная игра в волейбол. | 07.11 | 29.10 |
| 2 четверть | | |
№ уро ка | Элементы содержания | | |
1 | Инструктаж по ТБ на занятиях гимнастикой. Строевые упражнения. Упражнения в висах. Развитие силы. | 10.11 | 10.11 |
2 | Строевые упражнения. Вис согнувшись, вис прогнувшись. Угол в упоре. Толчком ног подъём в упор на верхнюю жердь (Д). | 12.11 | 12.11 |
3 | Подъём переворотом. Подтягивание на перекладине. Равновесие на нижней жерди. Развитие силы. | 14.11 | 14.11 |
4 | Влияние гимнастических упражнений на телосложение. Строевые упражнения. Подтягивания на перекладине. Упражнения в висах. | 17.11 | 17.11 |
5 | Лазание по канату в 2 приёма. Подтягивания. Развитие силы. | 19.11 | 19.11 |
6 | Подъём переворотом. Прыжки на скакалке. Общая физическая подготовка. Упражнения на осанку. | 21.11 | 21.11 |
7 | Подтягивания на перекладине – зачёт. Прыжки на скакалке. | 24.11 | 24.11 |
8 | Упражнения в упоре на брусьях. Сгибание и разгибание рук. Упор присев на одной ноге, махом соскок. Развитие координации. | 26.11 | 26.11 |
9 | Упражнения ритмической гимнастики (Д). Комплекс упражнений с гантелями (М). Упражнения в упоре на брусьях. | 28.11 | 28.11 |
10 | Длинный кувырок через препятствие 90 см. Стойка на руках с помощью. Мост из положения стоя с помощью(Д). развитие гибкости. | 01.12 | 01.12 |
11 | Кувырок назад из стойки на руках. Стойка на руках с помощью(М).кувырок назад. Сед углом (Д). | 03.12 | 03.12 |
12 | Кувырок назад с выходом в стойку на руках. Стойка на лопатках. Кувырки впер1д и назад. Равновесие на одной ноге. Развитие гибкости. | 05.12 | 05.12 |
13 | Комбинации из разученных элементов. Прыжки в глубину. Розвитие координационных способностей. | 08.12 | 08.12 |
14 | Прыжки на скакалке за одну минуту – зачёт. Акробатические комбинации из 5 элементов. Развитие силы и координации. | 10.12 | 10.12 |
15 | Переворот боком. Отжимания. Развитие гибкости. | 12.12 | 12.12 |
16 | Опорный прыжок через коня. Прыжок согнув ноги. Общая физическая подготовка. | 15.12 | 15.12 |
17 | Прыжок ноги врозь через коня в длину (М), в ширину (Д). упражнения с обручами. Развитие координации. | 14.12 | 17.12 |
18 | Прыжок углом с разбега под углом к снаряду и толчком одной ногой. Лазание по канату. | 17.12 | 19.12 |
19 | Комбинации из разученных элементов. Опорный прыжок через коня. Общая физическая подготовка. | 19.12 | 22.12 |
20 | Волейбол. Комбинации из передвижений и остановок игрока. Верхняя и нижняя прямая подача. Учебная игра. | 22.12 | 24.12 |
21 | Прямой нападающий удар через сетку. верхняя прямая подача. Учебная игра. Развитие координации. | 24.12 | |
22 | Верхняя передача мяча в тройках. Нападение через 3-ю зону. Групповое блокирование. Учебная игра. | 09.01 | 09.01 |
| 3 четверть | | |
№ уро ка | Элементы содержания | | |
1 | Инструктаж по ТБ на уроках по лыжной подготовке. Совершенствование навыков ходьбы на лыжах по учебной лыжне. | 12.01 | 12.01 |
2 | Совершенствование попеременно-двухшажного хода. | 14.01 | 14.01 |
3 | Совершенствование одновременно-двухшажного хода по дистанции до 3000 м. | 16.01 | 16.01 |
4 | Влияние правильного дыхания на самочувствие и работоспособность. Катание со склонов в различных исходных положениях. | 19.01 | 19.01 |
5 | Совершенствование одновременно-одношажного хода. Ходьба по дистанции до 3500 м. | 21.01 | 21.01 |
6 | Лыжные гонки на дистанции 1 км. Катание со склонов с поворотами при торможении. | 23.01 | 23.01 |
6 | Техника попеременно-четырёхшажного хода. Ходьба по дистанции до 3500 м. | 26.01 | 26.01 |
7 | Оказание первой помощи при травмах и обморожениях. Лыжные гонки на дистанции 2 км. Катание со склонов. | 28.01 | 28.01 |
8 | Техника конькового хода. Ходьба по дистанции до 4000 м. в среднем темпе. Развитие выносливости. | 30.01 | 30.01 |
9 | Лыжные гонки на дистанции 3 км. Спуски со склонов различные виды . | 01.02 | 02.02 |
10 | Ходьба по дистанции в медленном темпе до 4500 м. | 04.02 | 04.02 |
11 | Спуски со склонов. Преодоление контрольных уклонов. | 06.02 | 06.02 |
12 | Техника попеременно-четырёхшажного хода. Ходьба по дистанции до 4500 м. | 09.02 | 09.02 |
13 | Свободное катание с горок. Различные эстафеты на лыжах. | 11.02 | 11.02 |
14 | Лыжная гонка 2 км (Д) – зачёт, 3 км. (М) - зачёт. | 13.02 | 13.02 |
15 | Свободное катание по учебной лыжне. Свободное катание с горок. | 16.02 | 16.02 |
16 | Свободное катание по учебной лыжне . катание со склонов в различных исходных положениях. | 18.02 | 18.02 |
17 | Техника конькового хода по учебной лыжне. | 20.02 | 20.02 |
18 | Техника конькового хода по учебной лыжне | 23.02 | 25.02 |
19 | Баскетбол. Совершенствование передвижений и остановок игрока. Передачи мяча различными способами на месте. Быстрый прорыв. | 25.02 | 27.02 |
20 | Бросок мяча в прыжке со средней дистанции. Зонная защита. Развитие скоростных качеств. | 27.02 | 02.03 |
21 | Передачи мяча различными способами в движении с сопротивлением. Ведение мяча с сопротивлением. Учебная игра. | 02.03 | 04.03 |
22 | Совершенствование передвижений и остановок игрока. Бросок мяча в движении со средней дистанции. Зонная защита. | 04.03 | 06.03 |
23 | Бросок мяча в движении. Быстрый прорыв. Учебная игра. Развитие скоростных качеств. | 06.03 | 09.03 |
24 | Ведение мяча с сопротивлением. Бросок мяча в прыжке со средней дистанции с сопротивлением. Развитие скоростных качеств. | 09.03 | 11.03 |
25 | Учебная игра в баскетбол. Развитие скоростных качеств. Общая физическая подготовка. | 11.03 | 13.03 |
26 | Передачи мяча различными способами на месте. Бросок мяча в движении . быстрый прорыв. Учебная игра. | 13.03 | 16.03 |
27 | Индивидуальные действия в защите (вырывание, выбивание, накрытие броска). Развитие скоростных качеств. | 16.03 | 18.03 |
28 | Индивидуальные действия в защите. Учебная игра. | 18.03 | 20.03 |
29 | Ведение мяча с сопротивлением. Штрафные броски. | 20.03 | 01.04 |
30 | Учебная игра в баскетбол. | 01.04 | 03.04 |
| 4 четверть | | |
№ уро ка | Элементы содержания | | |
1 | Совершенствование передвижений и остановок игрока. Передачи мяча различными способами в движении с сопротивлением. Учебная игра. | 03.04 | 06.04 |
2 | Ведение мяча с сопротивлением. Индивидуальные действия в защите. Развитие скоростных качеств. | 06.04 | 08.04 |
3 | Индивидуальные действия в защите. Нападение через заслон. Учебная игра. | 08.04 | 10.04 |
4 | Бросок мяча в прыжке со средней дистанции с сопротивлением. Нападение через заслон. | 10.04 | 13.04 |
5 | Сочетание приёмов: ведение, бросок. Индивидуальные действия в защите. Развитие координации. | 13.04 | 22.04 |
6 | Передачи мяча различными способами в движении с сопротивлением. Индивидуальные действия в защите. | 15.04 | 24.04 |
7 | Бросок мяча в прыжке со средней дистанции с сопротивлением. Сочетание приёмов: ведение, бросок. | 17.04 | 27.04 |
8 | Индивидуальные действия в защите: перехват, вырывание, выбивание мяча, накрывание мяча. Развитие скоростно-силовых качеств. | 20.04 | 29.04 |
9 | Нападение через центрового. Учебная игра. | 22.04 | 04.05 |
10 | Волейбол. Стойка и передвижение игроков. Верхняя передача мяча в парах, тройках. Прямой нападающий удар. | 24.04 | 08.05 |
11 | Нижняя прямая подача и нижний приём мяча. Учебная игра. Развитие скоростно-силовых качеств. | 27.04 | 11.05 |
12 | Прямой нападающий удар в тройках. Учебная игра. | 29.04 | 13.05 |
13 | Сочетание приёмов: приём, передача, нападающий удар. Верхняя прямая подача и нижний приём мяча. | 01.05 | 15.05 |
14 | Прямой нападающий удар из 3-ей зоны. Индивидуальное и групповое блокирование. | 04.05 | 18.05 |
15 | Верхняя прямая подача и нижний приём мяча. Учебная игра. Развитие координации. | 06.05 | 20.05 |
16 | Спринтерский бег. Низкий старт 30 м. Бег по дистанции 70-90 м. прыжок в высоту с разбега. | 08.05 | 22.05 |
17 | Низкий старт. Финиширование. Прыжок в высоту с разбега. Дозирование нагрузки при занятиях бегом. | 11.05 | 25.05 |
18 | Челночный бег . эстафетный бег. Прикладное значение лёгкоатлетических упражнений. | 13.05 | 27.05 |
19 | Метание на дальность. Развитие скоростно-силовых качеств. | 15.05 | 29.05 |
20 | Бег на средние дистанции. Челночный бег. Развитие координационных способностей. | 18.05 | |
21 | Прыжок в длину с места. Эстафетный бег. Развитие скоростно-силовых способностей. | 20.05 | |
22 | Бег по пересеченной местности до 20 минут. Преодоление горизонтальных препятствий. Развитие выносливости. | 22.05 | |
23 | Бег 25 минут. Преодоление горизонтальных препятствий. Специальные беговые упражнения. | 25.05 | |
24 | Бег на результат: 2000 м. (Д), 3000 м. (М). развитие выносливости. | 27.05 | |
25 | Кроссовый бег по пересеченной местности. | 29.05 | |
14