ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Привитие любви к своему народу начинается с изучения своей малой родины – города или села, в котором живешь, с развития того чувства, которое человек испытывает при виде родных мест, улиц, тропинок и, конечно, людей, оставшихся в памяти с детства. Все это включает в себя наука о краеведении, которую академик Д.С. Лихачев назвал объединяющим началом всех наук.
Краеведение в школе является одним из источников обогащения учащихся знаниями о родном крае, воспитания любви к нему, формирования гражданственности и патриотизма. Оно раскрывает учащимся связи родного края, города, села с «большой» Родиной, помогает уяснить единство истории каждого города, села с историей и жизнью нашей страны.
Изучению родного края: его истории, природы, хозяйства, культуры, социальной жизни, быта – всех сторон деятельности человека в конкретном регионе – придавали большое значение многие передовые мыслители России. Крупицы знаний, собранные в родном крае, складываются, обобщаясь в науку о природе и обществе.
Краеведение важное средство в системе профилактической работы против ксенофобии и экстремизма, а также в воспитании толерантного и уважительного отношения к людям других национальностей.
В краеведении почетное место отводится человековедению.Это помогает воспитывать у учащихся чувство уважения к деятельности предшествующих поколений и современников, своих земляков.
Цели краеведческого образования Изучение родного края необходимо, чтобы учащийся:
- понимал свою связь с окружающим его микромиром, эффективно взаимодействовал с ним;
- осознавал значимость наследия родного края в своей жизни, в жизни близких людей, в общей судьбе народов России;
- интересовался жизнью края;
- умел самостоятельно находить нужную информацию о заинтересовавшем его объекте, деятельности людей, предприятий, учреждений, о перспективах трудоустройства;
- участвовал в решении проблем окружающего его социума.
Предметом регионального компонента в краеведении является прошлое народов края, совокупность природно-географических, этносоциальных и социокультурных особенностей развития региона.
Методологической основой содержания предмета является философская категория единства общего и особенного: своеобразие историко-культурного развития региона составляет категорию особенного в общеисторическом содержании. Это предполагает рассмотрение истории края в контексте общецивилизационных процессов в мире и во взаимосвязи с историей Родины.
Задачи, межпредметные связи и ожидаемые результаты
изучения курса «Краеведение» по ступеням обучения
Ступень обучения | Образовательные задачи | Межпредметные связи | Желаемые результаты |
5 класс | Дать учащимся представление о ценности (значимости) объектов жизненного пространства ребенка для них и для других жителей | Со всеми учебными дисциплинами и, прежде всего, с природоведением, окружающим миром, ОБЖ, искусством | Осознание учащимися своей взаимосвязи с окружающим микромиром, его значимости для ребенка и других жителей: «Я и мой родной край» |
Основные дидактические принципы Принцип интеграции
Краеведение рассматривается в общей системе предметов гуманитарно-эстетического цикла. Программа определяет взаимосвязь разных областей знаний, объединенных краеведческим подходом.
Принцип вариативности
В программе предусмотрено право учителя вносить изменения в распределение часов на изучение отдельных тем. При этом должны учитываться особенности конкретного района, сложившиеся традиции. Вместе с тем, любой выбор и методическое решение учителя должны соотноситься с предполагаемым образовательным эффектом, не разрушать общей логики программы.
Принцип дифференциации и индивидуализации
Процесс знакомства с краеведческим материалом в разных областях знаний глубоко личностный и индивидуальный. Это позволяет развивать творческий потенциал ученика в соответствии с общим уровнем его подготовки.
Программа ориентирована на деятельностный подход в обучении. Акцент делается на поисковых методах (эмпирических, социологических, теоретических) во взаимосвязи с вещественными и словесными источниками краеведения.
Кроме того, в программе при отборе содержания реализуются принципы преемственности, научности, целостности.
Познавательное и воспитательное значение краеведения
Краеведение – это один из путей патриотического и нравственно-эстетического воспитания школьников. Оно помогает увидеть и оценить просторы и красоту родного края, ощутить эмоциональное и нравственное воздействие природы.
Знакомство с окружающим ландшафтом, изучение действия законов, причинно-следственных связей природы формируют у детей интерес и склонность к исследовательской работе, которые в дальнейшем могут сыграть существенную роль в их профессиональном становлении.
Природа края рассматривается как часть природы более крупных территорий – района, области, природной зоны, страны. Поэтому в процессе ее изучения важно определить черты, общие с природой более крупных регионов. В то же время выявляются местная специфика природных компонентов и их территориальных сочетаний, типичные явления, характеризующие природу родного края, а также ее уникальные объекты и связанные с ними процессы.
Краеведение рассматривает вопросы современной социально-экономической жизни края. Объектами изучения в экономическом краеведении могут быть: население края, состояние экономики края в целом и отдельных его отраслей, населенные пункты (поселения), в которых живет население и сосредоточена хозяйственная и культурная жизнь края, отдельные предприятия и учреждения. Изучаются ресурсы края, их соотношение с имеющимися потребностями населения и, несомненно, устанавливается роль края в развитии экономики всей страны.
Приобщение детей к работе по изучению полезных ископаемых местности приводит к открытию юными геологами новых месторождений, новых минералов. Коллекционирование местных минералов и ископаемой флоры и фауны является начальным этапом научных исследований.
Все стороны социально-экономической жизни людей тесно взаимосвязаны. Важен исторический подход в изучении населения и экономики края при рассмотрении их в связи с прошлым и с учетом перспектив дальнейшего развития.
Краеведение представляет собой стройную систему различных видов историко-краеведческой деятельности (познавательной, преобразовательной, ценностно-ориентационной, коммуникативной и др.).
Школьники в процессе урочной или внеурочной деятельности приобретают знания об отдельном историческом факте, событии, истории края в целом. Эта деятельность может иметь различные уровни по степени сложности: от простого усвоения исторических знаний на уроках или внеклассных занятиях (например, в историко-краеведческом кружке) до поиска новых знаний (поисково-исследовательская деятельность в подростковых военно-патриотических клубах, в походах по родному краю, экспедициях и пр.).
Участие детей в историко-краеведческой деятельности способствует углубленному изучению истории своей родины, познанию и пониманию законов общественного развития, их реального проявления в истории края. Изучение и осмысление фактов местной истории стимулируют мыслительную деятельность, формируют систему теоретических представлений и понятий и тем самым влияют на формирование научного исторического мышления учащихся, их гражданской зрелости, активной жизненной позиции.
Краеведение нацелено на формирование у школьников представлений о художественной культуре Родного края как части национальной духовной культуры, на приобщение их к общечеловеческим и национальным ценностям через знакомство с художественной культурой края. Краеведение прививает бережное, уважительное отношение к памятникам искусства, приобщает к активному освоению художественно-культурного наследия, формирует сознание ответственности перед прошлым и будущим.
Школьное краеведение предполагает изучение архитектуры, литературы, живописи, графики и скульптуры, декоративного и прикладного искусство, а также знакомит детей с личностью художника - писателя, живописца, актера, режиссера, музыканта, архитектора.
Использование культурно-исторического потенциала Воронежской области особенно велико для воспитания духовной личности и развития ее творческих способностей.
Различные формы краеведческого образования (научно-исследовательская, экскурсионно-массовая, познавательная и игровая деятельность) способствуют углублению знаний учащихся по учебным школьным программам.
Воспитательное значение уроков краеведения определяется двумя обстоятельствами:
Первое. Уроки краеведения позволяют уйти от фрагментарности, спонтанности в изучении краеведческого материала и, напротив, будут способствовать последовательному, содержательному и системному познанию обучающимися родного края. Приобретаемые знания, формирующие отношение к происходящему, посильное участие школьников в преобразовании родного края являются важными условиями воспитания неравнодушных к окружающей жизни людей, формирования их гражданской позиции.
Второе. Важный педагогический аспект краеведения заключается в возможности быть механизмом организации воспитательной системы в школе.
Как объединяющее начало всех науккраеведение интегрирует в себе и познание, и труд, и творчество школьников. В этом смысле оно удачно реализует свою главную функцию – системообразования.
Уроки краеведения обеспечат взаимосвязь урочной, внеклассной и внешкольной работы и благодаря этому реально могут стать «ядром» воспитательной системы общеобразовательного учреждения.
Программа представляет собой курс «Мой родной дом», разработанна на основе курса «Краеведение» Л.А. Обухова, Н.С.Махина, Г.В. Онегина. Краеведение.
Основное направление – формирование понятия о малой родине, воспитание любви к самому дорогому месту человека – родному дому, ознакомление на основе народных традиций с историей и культурой быта, взаимоотношениями взрослых и детей в семье, представление первоначальных сведений об истории родного края.
На изучение данной программы отводится 1 час в неделю (34 ч в год) из часов школьного компонента.
Литература
Р.С.Бзаров «Рассказы по истории Северной Осетии» . Владикавказ: ИР, 2004
М.М.Блиев, Р.С. «История Осетии» Владикавказ: ИР, 2000
Интернет - ресурсы
Календарно-тематическое планирование по краеведению.
№ п/п | Тема | Решаемые проблемы (Цели) | Планируемые результаты | Дата |
| | |
1-2 | Что изучает историко-культурное краеведение? | Понятие краеведения. Воспитывать любовь к малой родине, развивать навык работы с тетрадью-учебником. | Рисунок «Наш край» | |
3-4 | Мой дом | Понятие «дом»: дом – жилище, дом – семья, дом – это место жизни человека. | Изображение своего дома. Устный рассказ. | |
5-6-7 | Моя родословная | Знакомство с понятиями: поколение, потомки, предки. | Составление родословного древа (работа вместе с родителями). | |
8-9 | Родная школа | История школы. Возведение здания, его назначение, реконструкция в разные годы. Директор школы. Первая учительница. | Схематическое изображение здания школы и прилегающей территории. | |
10 | Трудовая жизнь в школе | Знакомство с режимом школы, общими правилами поведения. | Экскурсия в школьный музей | |
11-12 | Школьные, семейные, народные традиции и праздники, обряды | Как в старину отмечали праздники, обрядовая культура. | Разучивание песен, стихов, поговорок, пословиц. | |
13-14 | Мой город (село, поселок) | Понятие малой родины. | Подготовка выставки «Верхний Фиагдон сегодня». | |
15-16 | Профессии в моей семье | Чем занимались и занимаются ваши родители, дедушки, бабушки. Люди, своими профессиональными заслугами, прославившие фамилию. | Игра «Кем я хотел бы стать?», рисунок. | |
17-18 | Заочное путешествие по Куртатинскому ущелью | Первоначальные исторические сведения о названии ущелья, застройках, занятиях людей. | Рисунки ущелья | |
19 | Экскурсия по ущелью | Узнать историю села. | Фотоотчёт об экскурсии. | |
20-21 | Столица нашей республики г.Владикавказ. | Современные предприятия, административные здания, их значение в хозяйственной и нравственно – духовной жизни города. | Презентация города. | |
22 | Экскурсия по селу. Моя малая родина. | Ознакомиться с достопримечательностями посёлка. | Фотоотчет | |
23-24 | Отечество. Наша Родина-Россия. | Россияне-граждане России. Русский Язык. Обычаи и традиции русского народа. Чтение стихов о Родине, дружбе, школе. | Стихи и рассказы местных поэтов и писателей. | |
25 | О гербе, флаге и гимне. | Государственная символика России. Символика республики Северная Осетия-Алания. | Рисование флага России. | |
26 | Москва – столица нашей Родины | Москвичи – жители Москвы. Кремль. Красная площадь. | Игра – путешествие: «Достопримечательности Москвы» | |
27-28 | Сто народов – одна страна | Россия - многонациональное государство. Народы России. Традиции и обычаи народов России, народные и религиозные праздники. | Работа с иллюстрациями с изображением национальных костюмов народов России. | |
29-30 | Земля – общий дом для всех людей | Страны, государства, языки, способы общения и взаимодействия людей. | Ролевая игра: « Мы из разных стран». | |
31-32-33 | Время суровых испытаний. Великая Отечественная война. | Рассказ о героях-земляках. | Посещение музеев в с.Дзуарикау, с.Майрамадаг. | |
| Обобщающий урок «Мой родной дом». | Понятие родного дома | Рисунок города будущего. | |
4