ПРИЛОЖЕНИЕ К ООП НОО
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа №10
с углубленным изучением отдельных предметов
городского округа Щелково
(МБОУ СОШ № 10 с УИОП ГОЩ)
РФ, 141100, Московская область, г. о. Щелково, г. Щелково, ул. Неделина, стр. 8
тел./факс 8(496)562-50-81
e-mail: [email protected]
РАССМОТРЕНО на заседании ШМО Протокол №1 руководитель ШМО Рузанкина Н.В. _______________________ от «28» августа 2020 | СОГЛАСОВАНО Заместитель директора по УВР Моисеева Е.В. _________________ от «28» августа 2020 | УТВЕРЖДАЮ Директор МБОУ СОШ №10 с УИОП ГОЩ Метрик Е.В. ________________ от «28» августа 2020 |
Рабочая программа
по учебному предмету
«Технология»
(базовый уровень)
для 4 В класса
Составитель программы:
Цепенюк Светлана Юрьевна,
учитель начальных классов
высшей квалификационной категории
2020-2021 учебный год
Рабочая программа учебного предмета «Технология» для 4 класса составлена в соответствии с ФГОС НОО (приказ Министерства образования и науки РФ от 17.12.2010 г. № 1897 с изменениями приказ от 31.12.2015 г. № 1576), основной образовательной программой начального общего образования МБОУ СОШ № 10 с УИОП ГОЩ, в соответствии с авторской программой Технология к предметной линии учебников системы «Школа России». 1 – 4 классы: пособие для учителей общеобразовательных организаций /: Лутцева Е.А., Зуева Т.П.– М.: Просвещение, 2014. 157 с.
Рабочая программа разработана на основе Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, планируемых результатов начального общего образования.
Целью изучения предмета «Технология» являются:
Развитие социально-значимых личностных качеств (потребность познавать и исследовать неизвестное, активность, инициативность, самостоятельность, самоуважение и самооценка), приобретение первоначального опыта практической преобразовательной и творческой деятельности в процессе формирования элементарных конструкторско-технологических знаний и умений и проектной деятельности, расширение и обогащение личного жизненно-практического опыта, представлений о профессиональной деятельности человека.
Задачи:
Стимулирование и развитие любознательности, интереса к технике, потребности познавать культурные традиции своего региона, России и других государств;
Формирование целостной картины миры материальной и духовной культуры как продукта творческой предметно-преобразующей деятельности;
Формирование мотивации успеха и достижений, творческой самореализации на основе организации предметно-преобразующей, художественно- конструкторской деятельности;
Формирование первоначальных конструкторско-технологических знаний и умений;
Развитие знаково-символического и пространственного мышления, творческого и репродуктивного воображения (на основе решения задач по моделированию и отображению объекта и процесса его преобразования в форме моделей: рисунков, планов, схем, чертежей); творческого мышления;
Развитие регулятивной структуры деятельности, включающей целеполагание, планирование, прогнозирование, контроль, коррекцию и оценку;
Формирование внутреннего плана деятельности на основе поэтапной отработки предметно-преобразовательных действий;
Развитие коммуникативной компетентности младших школьников на основе организации совместной продуктивной деятельности;
Ознакомление с миром профессий, их социальным значением, историей возникновения и развития;
Овладение первоначальными умениями передачи, поиска, преобразования, хранения информации, использования компьютера; поиск (проверка) необходимой информации в словарях, каталоге библиотеки.
Реализация учебной программы обеспечивается:
Лутцева Е.А., Зуева Т.П.Технология. Учебник . «Просвещение», 2019 г.
В соответствии с учебным планом МБОУ СОШ №10 с УИОП ГОЩ курс «Технология» изучается в 4 классе 1 час в неделю. Общий объём учебного времени составляет 34 часа в год (34 учебные недели).
Результаты освоения учебного предмета
«Технология» в 4 классе
Личностные результаты:
• оценивать поступки, явления, события с точки зрения собственных ощущений, соотносить их с общепринятыми нормами и ценностями;
• описывать свои чувства и ощущения от наблюдаемых явлений, событий, изделий декоративно-прикладного характера, уважительно относиться к результатам труда мастеров;
• принимать другие мнения и высказывания, уважительно относиться к ним;
• опираясь на освоенные изобразительные и конструкторско-технологические знания и умения, делать выбор способов реализации предложенного учителем или собственного
замысла;
• понимать необходимость бережного отношения к результатам труда людей; уважать людей различного труда.
Метапредметные (регулятивные, познавательные, коммуникативные):
Регулятивные УУД
• самостоятельно формулировать цель урока после предварительного обсуждения;
• анализировать предложенное задание, отделять известное от неизвестного;
• выявлять и формулировать учебную проблему;
• выполнять пробные поисковые действия (упражнения), отбирать оптимальное решение проблемы (задачи);
• предлагать конструкторско-технологические решения и способы выполнения отдельных этапов изготовления изделий из числа освоенных;
• самостоятельно отбирать наиболее подходящие для выполнения задания материалы и инструменты;
• выполнять задание по коллективно составленному плану, сверять свои действия с ним;
• осуществлять текущий и итоговый контроль выполненной работы, уметь проверять модели в действии, вносить необходимые конструктивные доработки.
Познавательные УУД
• искать и отбирать необходимую информацию для решения учебной задачи в учебнике, энциклопедиях, справочниках, Интернете;
• приобретать новые знания в процессе наблюдений, рассуждений и обсуждений заданий, образцов и материалов учебника, выполнения пробных поисковых упражнений;
• перерабатывать полученную информацию: сравнивать и классифицировать факты и явления; определять причинно-следственные связи изучаемых явлений (событий), проводить аналогии, использовать полученную информацию для выполнения предлагаемых и жизненных задач;
• делать выводы на основе обобщения полученных знаний и освоенных умений.
Коммуникативные УУД
• формулировать свои мысли с учётом учебных и жизненных речевых ситуаций;
• высказывать свою точку зрения и пытаться её обосновать и аргументировать;
• слушать других, уважительно относиться к позиции другого, пытаться договариваться;
• сотрудничать, выполняя различные роли в группе, в совместном решении проблемы (задачи).
Предметные
Иметь общее представление:
• о творчестве и творческих профессиях, о мировых достижениях в области техники и искусства (в рамках изученного), о наиболее значимых окружающих производствах;
• об основных правилах дизайна и их учёте при конструировании изделий (единство формы, функции и декора; стилевая гармония);
• о правилах безопасного пользования бытовыми приборами;
• организовывать и выполнять свою художественно-практическую деятельность в соответствии с собственным замыслом;
• использовать знания и умения, приобретённые в ходе изучения технологии, изобразительного искусства и других учебных предметов в собственной творческой деятельности;
• защищать природу и материальное окружение и бережно относиться к ним;
• безопасно пользоваться бытовыми приборами (розетками, электрочайниками, компьютером);
• выполнять простой ремонт одежды (пришивать пуговицы, зашивать разрывы по шву).
Знать:
• названия и свойства наиболее распространённых искусственных и синтетических материалов (бумага, металлы, ткани);
• последовательность чтения и выполнения разметки развёрток с помощью чертёжных инструментов;
• линии чертежа (осевая и центровая);
• правила безопасной работы канцелярским ножом;
• косую строчку, её варианты, назначение;
• несколько названий видов информационных технологий и соответствующих способов передачи информации (из реального окружения учащихся);
• названия и основное назначение частей компьютера (с которыми работали на уроках).
Иметь представление о:
• дизайне, его месте и роли в современной проектной деятельности;
• основных условиях дизайна — единстве пользы, удобства и красоты;
• композиции декоративно-прикладного характера на плоскости и в объёме;
• традициях канонов декоративно-прикладного искусства в изделиях;
• стилизации природных форм в технике, архитектуре и др.;
• художественных техниках (в рамках изученного);
Уметь :
• читать простейший чертёж (эскиз) плоских и объёмных изделий (развёрток);
• выполнять разметку развёрток с помощью чертёжных инструментов;
• подбирать и обосновывать наиболее рациональные технологические приёмы изготовления изделий;
• выполнять рицовку;
• оформлять изделия и соединять детали петельной строчкой и её вариантами;
• находить и использовать дополнительную информацию из различных источников (в том числе из Интернета).
• конструировать и моделировать изделия из разных материалов по заданным декоративно-художественным условиям;
• изменять конструкцию изделия по заданным условиям;
• выбирать способ соединения и соединительного материала в зависимости от требований конструкции.
С помощью учителя:
• создавать небольшие тексты и печатные публикации с использованием изображений на экране компьютера;
• оформлять текст (выбор шрифта, размера, цвета шрифта, выравнивание абзаца);
• работать с доступной информацией;
• работать в программах Word, Power Point.
Планируемые результаты изучения учебного предмета
«Технология» в 4 классе
Обучающийся научится:
Называть современные профессии;
Понимать общие правила создания предметов рукотворного мира ;
Анализировать предлагаемую информацию, планировать предстоящую практическую работу; организовывать своё рабочее место в зависимости от вида работы;
Осознанно подбирать доступные в обработке материалы для изделий по декоративно – художественным и конструктивным свойствам в соответствии с поставленной задачей;
Экономно расходовать используемые материалы;
Применять приёмы безопасной работы ручными инструментами;
Выполнять символические действия моделирования и преобразования модели и работать с простейшей технической документацией;
Анализировать устройство изделия: выделять детали, их форму, определять взаимное расположение, виды соединения деталей;
Решать простейшие задачи конструктивного характера по изменению вида и способа соединения деталей;
Изготавливать несложные конструкции изделий по рисунку, простейшему чертежу или эскизу.
знать виды изучаемых материалов, их свойства;
знать способ получения объемных форм на основе развертки;
с помощью учителя решать доступные конструкторско-технологические задачи, проблемы;
реализовывать творческий замысел в соответствии с заданными условиями;
овладевать технологическими приемами ручной обработки материалов;
знать правила техники безопасности
Обучающийся получит возможность научиться:
Уважительно относится к труду людей;
Понимать особенности проектной деятельности;
Демонстрировать готовый продукт;
Отбирать и выстраивать оптимальную технологическую последовательность реализации собственного или предложенного учителем замысла;
Прогнозировать конечный практический результат;
Соотносить объёмные конструкции, основанные на правильных геометрических формах, с изображениями их развёрток;
Создавать мысленный образ конструкции.
СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
Информационный центр. (3 ч)
Повторение изученного в 3 классе материала. Общее представление о требованиях к изделиям (прочность, удобство, красота). Сравнение изделий, строений по данным требованиям. Повторение ранее изученных понятий в форме кроссвордов. Введение понятий «информация», «Интернет». Повторение правил работы на компьютере, названий и назначений частей компьютера. Интернет - источник информации. Освоение алгоритма поиска информации технологического и другого учебного содержания в Интернете Создание таблиц в программе Word. 3накомство с возможностями программы Power Point.
Проект «Дружный класс» (3 ч)
Выбор тем страниц презентации, стиля их оформления. Распечатывание страниц презентации. Определение способа сборки альбома. Использование ранее освоенных знаний и умений. Изготовление компьютерной презентации класса на основе рисунков и шаблонов из ресурса компьютера с последующим распечатыванием страниц и оформлением в форме альбома, панно, стенда
Студия «Реклама» (4 ч)
Знакомство с понятиями «реклама», «маркетолог» , «маркетинг», « дизайнер». Виды рекламы (звуковая, зри тельная, зрительно-звуковая). Назначение рекламы, профессии людей, участвующих в рекламной деятельности. Художественные приёмы, используемые в рекламе. Индивидуальная или групповая работа по созданию рекламы известных ученикам изделий, товаров
«Декор интерьера» (5 ч)
Художественная техника «декупаж». Знакомство с понятиями: «интерьер», «декупаж». Использование разных материалов, элементов декора в интерьерах разных эпох и уровней достатка. Декор интерьеров. Художественная техника декупажа. Её история. Приёмы выполнения декупажа.
Новогодняя студия (3 ч)
История новогодних традиций России и других стран. Главные герои новогодних праздников разных стран. Комбинирование бумажных материалов
«Мода» (7 ч)
Мода разных времён. Особенности материалов одежды разных времён. Профессии людей, создающих моду и одежду. Виды тканей натурального и искусственного происхождения.
Студия «Подарки» (4 ч)
Особенности конструкций ранее изготовленных сложных открыток. Конструктивная особенность плетёной открытки
Студия «Игрушки» (5 ч)
Общее представление о происхождении и назначении игрушек. Материалы, из которых изготавливали и изготавливают игрушки. Российские традиционные игрушечные промыслы. Современные игрушки: механические, электронные, игрушки-конструкторы. Игрушки с подвижными механизмами. Конструкции подвижных механизмов. Раздвижной подвижный механизм. Подготовка портфолио. Отбор и обсуждение зачётных работ за все четыре года обучения.
Тематическое планирование
с указанием основных видов учебной деятельности.
№ п/п | Разделы программы | Основные виды учебной деятельности. |
1 | Информационный центр (3 ч) | Самостоятельно рассматривать содержание учебника и рабочей тетради, с помощью учителя прогнозировать содержание раздела «Информационный центр»; выбирать и обсуждать вопрос из учебника , называть основные требования к изделиям, рассматривать и обсуждать иллюстрации к сказке «Три поросенка», разгадывать кроссворды ; ,оценивать свои достижения на уроке. Создавать компьютерные презентации с использованием рисунков и шаблонов из ресурса компьютера. |
2 | Проект «Дружный класс» (3 ч) | Организовывать свою деятельность: готовить рабочее место, соблюдать правила безопасного рационального труда; анализировать предложенные задания, конструктивные особенности и технологии изготовления изделий; наблюдать и сравнивать дизайн предложенных образцов страниц, делать выводы о наблюдаемых явлениях; формулировать возникающие проблемы, искать пути их решения, отбирать оптимальный способ выполнения проекта, обосновывать выбор оптимального решения; выполнять правила безопасного пользования компьютером; выполнять практическую работу с опорой на рисунки, схемы, проверять изделия в действии, корректировать конструкцию и технологию изготовления; искать информацию в приложении учебника, книгах, энциклопедиях, журналах, Интернете. |
3 | Студия «Реклама» (4 ч) | Анализировать, сравнивать профессиональную деятельность человека в сфере городского хозяйства.Анализировать, сравнивать деятельность человека. Выполнять симметрическое вырезание. Контролировать с помощью технологической карты последовательность выполнения работы. Создавать объемную работу. Определять материалы и инструменты необходимые для выполнения работы. Организовывать рабочее место, рационально использовать материалы и инструменты. Использовать аппликации для украшения изделия. Оценивать качество выполненной работы. Соотносить выбор оформления упаковки с возрастом и полом того, кому он предназначен. |
4 | Студия «Декор интерьера» (5 ч) | Наблюдать и сравнивать интерьеры разных времён и стилей, свойства изучаемых материалов, способы их обработки, конструктивные и технологические особенности разных художественных техник, приёмы их выполнения; Изготовление изделий (декорирование) в художественной технике «декупаж», выполнение декупажа, плетения по кругу, свойства и приёмы обработки креповой бумаги, пенопласта, подвижное проволочное соединение деталей, свойства и приём) |
5 | Новогодняя студия (3 ч) | Изготовление новогодних игрушек с объёмными слоёными деталями из креповой бумаги |
6 | Студия «Мода» (7 ч) | Осуществлять поиск информации о истории появления театра, театрального костюма. Определять материалы и инструменты необходимые для выполнения работы. Самостоятельно создавать эскиз, подбирать цвета для композиции. Составлять и оформлять композицию. Составлять рассказ для презентации, отвечать на вопросы по презентации. |
7 | Студия «Подарки» (4 ч) | Выбор размера и сюжетов оформления открытки в зависимости от её назначения. Изготовление открытки сложной конструкции по заданным требованиям к ней (размер, оформление) |
8 | Студия «Игрушки» (5 ч) | Наблюдать и сравнивать конструктивные и декоративные особенности изделий, технологии их изготовления, свойства изучаемых материалов, способы их обработки, способы подвижного и неподвижного соединения разных материалов; решать конструкторские задачи через наблюдения, упражнения, исследования (конструктивные особенности механизмов игрушек- попрыгушек , качающихся игрушек, игрушек типа «Щелкунчик», игрушек с рычажным механизмом); знакомиться с традициями и творчеством мастеров-игрушечников родного края и России. Изготовление игрушек с раздвижным подвижным механизмом |
| Итого: 34 ч | |
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
по технологии в 4 «В» классе (34 часа)
№ п/п | № урока в четвер ти | Наименования раздела(количество часов),темы урока | Плановые сроки прохождения | Скорректированные сроки прохождения |
I четверть ( 8 часов) |
Информационный центр (3 часа) |
1 | 1 | Вспомним и обсудим! | 01.09.2020 - 04.09.2020 | |
2 | 2 | Информация. Интернет. | 07.09.2020 - 11.09.2020 | |
3 | 3 | Создание презентаций. Программа Power Point. | 14.09.2020 - 18.09.2020 | |
Проект «Дружный класс» (3 часа) |
4 | 4 | Презентация класса (проект). | 21.09.2020 - 25.09.2020 | |
5 | 5 | Эмблема класса. | 28.09.2020-02.10.2020 | |
6 | 6 | Папка «Мои достижения». | 05.10.2020-09.10.2020 | |
Студия «Реклама» (4 часа) |
7 | 7 | Реклама и маркетинг. | 12.10.2020-16.10.2020 | |
8 | 8 | Упаковка для мелочей. | 19.10.2020-23.10.2020 | |
II четверть ( 8 часов) |
9 | 1 | Коробочка для подарка | 02.11.2020-06.11.2020 | |
10 | 2 | Упаковка для сюрприза | 09.11.2020-13.11.2020 | |
Студия «Декор интерьера» (5 часов) |
11 | 3 | Интерьер разных времён Художественная техника «декупаж» | 16.11.2020-20.11.2020 | |
12 | 4 | Плетёные салфетки | 23.11.2020-27.11.2020 | |
13 | 5 | Цветы из креповой бумаги | 30.11.2020-04.12.2020 | |
14 | 6 | Сувениры на проволочных кольцах | 07.12.2019-11.12.2019 | |
15 | 7 | Изделия из полимеров | 14.12.2020-18.12.2020 | |
Новогодняя студия (3 часа) |
16 | 8 | Новогодние традиции Проектное задание | 21.12.2020-25.12.2020 | |
III четверть ( 10 часов) |
17 | 1 | Игрушки из трубочек для коктейля | 13.01.2021-15.01.2021 | |
18 | 2 | Игрушки из зубочисток | 18.01.2021-22.01.2021 | |
Студия «Мода» ( 7 часов) |
19 | 3 | История одежды и текстильных материалов. | 25.01.2021-29.01.2021 | |
20 | 4 | Исторический костюм | 01.02.2021-05.02.2021 | |
21 | 5 | Одежда народов России | 08.02.2021-12.02.2021 | |
22 | 6 | Синтетические ткани | 15.02.2021-19.02.2021 | |
23 | 7 | Твоя школьная форма | 22.02.2021-26.02.2021 | |
24 | 8 | Аксессуары одежды | 01.03.2021-05.03.2021 | |
25 | 9 | Вышивка лентами | 08.03.2021-12.03.2021 | |
Студия подарки (4 часа) |
26 | 10 | Плетёная открытка | 15.03.2021-19.03.2021 | |
IV четверть ( 8 часов) |
27 | 1 | День защитника Отечества «Танк» | 29.03.2021-02.04.2021 | |
28 | 2 | Открытка с лабиринтом | 05.04.2021-09.04.2021 | |
29 | 3 | Весенние цветы | 12.04.2021-16.04.2021 | |
Студия «Игрушки» (5 часов) |
30 | 4 | История игрушек. Игрушка -попрыгушка | 19.04.2021-23.04.2021 | |
31 | 5 | Игрушка -попрыгушка | 26.04.2021-30.05.2021 | |
32 | 6 | Качающиеся игрушки | 03.05.2021-07.05.2021 | |
33 | 7 | Подвижная игрушка Щелкунчик | 10.05.2021-14.05.2021 | |
34 | 8 | Игрушка с рычажным механизмом | 17.05.2021-25.05.2021 | |