МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ СРЕДНЯЯ ШКОЛА № 38 Г. ЛИПЕЦКА
Разработана на заседании МО протокол от ___________ № ___ | Рассмотрено на заседании Методического Совета протокол от ___________ № ___ | Утверждена Приказ по школе № 38 от _____________ №______ |
Рабочая программа учебного курса, предмета, дисциплины (модуля)
по УЧЕБНОЙ ПРЕДМЕТНОЙ ОБЛАСТИ «Изобразительное искусство»
для класса (классов, параллели)
на 2017 /2018 учебный год
Липецк 2017
Планируемые результаты освоения учебного предмета
ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ:
1) сформированность первоначальных представлений о роли изобразительного искусства в жизни человека, его роли в духовно-нравственном развитии человека;
2) сформированность основ художественной культуры, в том числе на материале художественной культуры родного края, эстетического отношения к миру; понимание красоты как ценности; потребности в художественном творчестве и в общении с искусством;
3) овладение практическими умениями и навыками в восприятии, анализе и оценке произведений искусства;
4) овладение элементарными практическими умениями и навыками в различных видах художественной деятельности (рисунке, живописи, скульптуре, художественном конструировании), а также в специфических формах художественной деятельности, базирующихся на ИКТ (цифровая фотография, видеозапись, элементы мультипликации и пр.).
Восприятие искусства и виды художественной деятельности
Выпускник научится:
различать основные виды художественной деятельности (рисунок, живопись, скульптура, художественное конструирование и дизайн, декоративноприкладное искусство) и участвовать в художественнотворческой деятельности, используя различные художественные материалы и приемы работы с ними для передачи собственного замысла;
различать основные виды и жанры пластических искусств, понимать их специфику;
эмоциональноценностно относиться к природе, человеку, обществу; различать и передавать в художественнотворческой деятельности характер, эмоциональные состояния и свое отношение к ним средствами художественного образного языка;
узнавать, воспринимать, описывать и эмоционально оценивать шедевры своего национального, российского и мирового искусства, изображающие природу, человека, различные стороны (разнообразие, красоту, трагизм и т. д.) окружающего мира и жизненных явлений;
приводить примеры ведущих художественных музеев России и художественных музеев своего региона, показывать на примерах их роль и назначение.
Выпускник получит возможность научиться:
воспринимать произведения изобразительного искусства; участвовать в обсуждении их содержания и выразительных средств; различать сюжет и содержание в знакомых произведениях;
видеть проявления прекрасного в произведениях искусства (картины, архитектура, скульптура и т. д.), в природе, на улице, в быту;
высказывать аргументированное суждение о художественных произведениях, изображающих природу и человека в различных эмоциональных состояниях.
Азбука искусства. Как говорит искусство?
Выпускник научится:
создавать простые композиции на заданную тему на плоскости и в пространстве;
использовать выразительные средства изобразительного искусства: композицию, форму, ритм, линию, цвет, объем, фактуру; различные художественные материалы для воплощения собственного художественнотворческого замысла;
различать основные и составные, теплые и холодные цвета; изменять их эмоциональную напряженность с помощью смешивания с белой и черной красками; использовать их для передачи художественного замысла в собственной учебнотворческой деятельности;
создавать средствами живописи, графики, скульптуры, декоративноприкладного искусства образ человека: передавать на плоскости и в объеме пропорции лица, фигуры; передавать характерные черты внешнего облика, одежды, украшений человека;
наблюдать, сравнивать, сопоставлять и анализировать пространственную форму предмета; изображать предметы различной формы; использовать простые формы для создания выразительных образов в живописи, скульптуре, графике, художественном конструировании;
использовать декоративные элементы, геометрические, растительные узоры для украшения своих изделий и предметов быта; использовать ритм и стилизацию форм для создания орнамента; передавать в собственной художественнотворческой деятельности специфику стилистики произведений народных художественных промыслов в России (с учетом местных условий).
Выпускник получит возможность научиться:
пользоваться средствами выразительности языка живописи, графики, скульптуры, декоративноприкладного искусства, художественного конструирования в собственной художественнотворческой деятельности; передавать разнообразные эмоциональные состояния, используя различные оттенки цвета, при создании живописных композиций на заданные темы;
моделировать новые формы, различные ситуации путем трансформации известного, создавать новые образы природы, человека, фантастического существа и построек средствами изобразительного искусства и компьютерной графики;
выполнять простые рисунки и орнаментальные композиции, используя язык компьютерной графики в программе Paint.
Значимые темы искусства.
О чем говорит искусство?
Выпускник научится:
осознавать значимые темы искусства и отражать их в собственной художественнотворческой деятельности;
выбирать художественные материалы, средства художественной выразительности для создания образов природы, человека, явлений и передачи своего отношения к ним; решать художественные задачи (передавать характер и намерения объекта — природы, человека, сказочного героя, предмета, явления и т. д. — в живописи, графике и скульптуре, выражая свое отношение к качествам данного объекта) с опорой на правила перспективы, цветоведения, усвоенные способы действия.
Выпускник получит возможность научиться:
видеть, чувствовать и изображать красоту и разнообразие природы, человека, зданий, предметов;
понимать и передавать в художественной работе разницу представлений о красоте человека в разных культурах мира; проявлять терпимость к другим вкусам и мнениям;
изображать пейзажи, натюрморты, портреты, выражая свое отношение к ним;
изображать многофигурные композиции на значимые жизненные темы и участвовать в коллективных работах на эти темы.
2 класс
Виды художественной деятельности
Восприятие произведений искусства. Образная сущность искусства: художественный образ, его условность, передача общего через единичное. Отражение в произведениях пластических искусств общечеловеческих идей о нравственности и эстетике: отношение к природе, человеку и обществу. Представление о роли изобразительных (пластических) искусств в повседневной жизни человека, в организации его материального окружения.
Рисунок. Материалы для рисунка: карандаш, ручка, фломастер, уголь, пастель, мелки и т. д. Приемы работы с различными графическими материалами. Красота и разнообразие природы, человека, зданий, предметов, выраженные средствами рисунка. Изображение деревьев, птиц, животных: общие и характерные черты.
Живопись. Живописные материалы. Красота и разнообразие природы, человека, зданий, предметов, выраженные средствами живописи.
Скульптура. Материалы скульптуры и их роль в создании выразительного образа. Элементарные приемы работы с пластическими скульптурными материалами для создания выразительного образа (пластилин, глина — раскатывание, набор объема, вытягивание формы).
Декоративноприкладное искусство
Сказочные образы в народной культуре и декоративноприкладном искусстве. Представления народа о мужской и женской красоте, отраженные в изобразительном искусстве, сказках, песнях. Разнообразие форм в природе как основа декоративных форм в прикладном искусстве (цветы, раскраска бабочек, переплетение ветвей деревьев, морозные узоры на стекле и т. д.).
Азбука искусства. Как говорит искусство?
Композиция. Элементарные приемы композиции на плоскости и в пространстве. Понятия: горизонталь, вертикаль и диагональ в построении композиции.
Форма. Разнообразие форм предметного мира и передача их на плоскости и в пространстве. Сходство и контраст форм. Простые геометрические формы. Природные формы. Трансформация форм. Влияние формы предмета на представление о его характере. Силуэт.
Значимые темы искусства. О чем говорит искусство?
Земля — наш общий дом.
Наблюдение природы и природных явлений, различение их характера и эмоциональных состояний. Разница в изображении природы в разное время года, суток, в различную погоду. Жанр пейзажа. Роль природных условий в характере культурных традиций разных народов мира.
Родина моя — Россия. Связь изобразительного искусства с музыкой, песней, танцами, былинами, сказаниями, сказками.
Человек и человеческие взаимоотношения. Образ человека в разных культурах мира.
Искусство дарит людям красоту. Отражение в пластических искусствах природных, географических условий, традиций, религиозных верований разных народов (на примере изобразительного и декоративноприкладного искусства народов России).
Опыт художественнотворческой деятельности. Освоение основ рисунка, живописи, скульптуры, декоративноприкладного искусства. Изображение с натуры, по памяти и воображению (натюрморт, пейзаж, человек, животные, растения). Выбор и применение выразительных средств для реализации собственного замысла в рисунке, живописи, аппликации, скульптуре, художественном конструировании.
Календарно-тематический план по изобразительному искусству на 2017-2018 учебный год
УМК Планета знаний
Учебник Изобразительное искусство. 2 класс. Н.М. Сокольникова
Количество часов в неделю – 1
№ п/п | Наименование раздела и тем | Часы учебного времени | Плановые сроки прохождения | Фактическая дата проведения урока | Виды и формы контроля |
Виды изобразительного искусства |
1 | Живопись. Основы цветоведения. В мастерской художника-живописца. | 1 | | | Работа в парах |
2 | Что может кисть. Гуашь. Иллюстрирование сказки «Гуси-лебеди». Школа графики и живописи. | 1 | | | Фронтальный опрос |
3 | Гуашь. Иллюстрирование сказки «Гуси-лебеди». (продолжение работы) Школа графики и живописи. | 1 | | | Фронтальный опрос |
4 | Акварель. Тёплый цвет. Школа живописи. «Небо на закате» С. 22-27, 31 | 1 | | | Самостоятельная работа |
5 | Гуашь Холодный цвет. Школа графики и живописи. «Зимнее окно». «Облака». | 1 | | | Работа в парах |
6 | Школа живописи. Краски и настроение. «Радость» | 1 | | | Практическая работа |
7 | Графика. В мастерской художника-графика. Выразительные средства графики. Школа графики «Ветвистое дерево». | 1 | | | Практическая работа |
8 | Выразительные средства графики. Что может карандаш. Школа графики «Нарядные ёлочки». С.42-45,52 | 1 | | | Самостоятельная работа |
9 | Тушь и перо. Школа графики «Кувшин и яблоко». С.46-47,53 | 1 | | | Практическая работа |
10 | Школа живописи и графики. «Осенний листок». С.50-51 | 1 |
| | Практическая работа |
11 | Скульптура. В мастерской художника-скульптора. Школа лепки. «Котик» С.54-57 | 1 | | | Самостоятельная работа |
12 | Лепка декоративной чаши. Школа лепки. С.60-61 | 1 | | | Самостоятельная работа |
13 | Лепка рельефа «Птичка» Пластилин | 1 | | | Самостоятельная работа |
14 | Проверочный урок. Твои творческие достижения. | 1 | | | Практическая работа |
Декоративное искусство |
15 | Декоративное искусство вокруг нас. Беседа о дизайне и оформлении предметов быта. | 1 | | | Фронтальный опрос |
16 | Декоративное рисование. «Грибы и ёлочки» | 1 | | | Практическая работа |
17 | Азбука декора. Контрастные цвета в декоре. Линейный орнамент. | 1 | | | Практическая работа |
18 | Школа декора. Монотипия «Бабочка». «Волшебные ладошки» | 1 |
| | Самостоятельная работа |
19 | Школа декора. Декоративный ковёр «Осень». Печать листьями. Печать предметами | 1 | | | Практическая работа |
20 | Декоративные эффекты. Рисуем кляксами. Рисуем солью. | 1 | | | Практическая работа |
21 | Коллаж «Грибы». «Лесные человечки». | 1 | | | Самостоятельная работа |
22 | Проверочная работа. Твои творческие достижения. Панно «Времена года» | 1 | | | Практическая работа |
Мир народного искусства |
23 | Народное искусство. Росписи Северной Двины. Пермогорская роспись «Птица Сирин» Школа народного искусства. «Цветок» | 1 | | | Практическая работа |
24 | Пермогорские узоры. Прялки. Школа народного искусства. С.98-101 | 1 | | | Фронтальнай опрос |
25 | Мезенская роспись. Олени. Кони. Птицы. С.102-103 | 1 | | | Практическая работа |
26 | Каргопольские узоры. Школа народного искусства. С.104-107 | 1 | | | Комбинированный |
27 | Школа народного искусства. Тетёрки | 1 | | | Работа в парах |
28 | Школа народного искусства. «Птица счастья». | 1 | | | Фронтальный опрос |
29 | Твои творческие достижения. Викторина по народным промыслам. Самостоятельная творческая работа. Птица счастья. | 1 | | | Работа в парах |
Мир дизайна и архитектуры |
30 | Школа дизайна Коробочки-сувениры. Подставка для карандашей. | 1 | | | Самостоятельная работа |
31 | Пирамиды. Школа дизайна. Конструирование упаковки. Игрушки-пирамидки. | 1 |
| | Фронтальный опрос |
32 | Конусы. Школа дизайна. «Петушок». «Весёлая мышка». | 1 | | | Фронтальный опрос |
33 | Цилиндры. Школа дизайна. «Весёлые зверята». «Гусеничка». | 1 | | | Фронтальный опрос |
34 | Проверочный урок. Твои творческие достижения. Подвеска «ангел». | 1 | | | Практическая работа |
35 | резерв | 1 | | | |