СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа

Категория: Биология

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа»




Пояснительная записка

Пояснительная записка


  • Положение о рабочей программе учебных курсов, предметов, в условиях реализации Федерального государственного образовательного стандарта начального общего и основного общего образования.

  • Биология.Примернаярабочаяпрограммапоучебномупредмету.6кл.

  • Учебник для 8 класса Биология авторов В.М. Константинов, В.Г. Бабенко, В.С. Кучменко 2018 год.


Цели:

  • социализация обучающихся как вхождение в мир культуры и социальных отношений, обеспечивающая включение учащихся в ту или иную группу или общность — носителя ее норм, ценностей, ориентаций, осваиваемых в процессе знакомства с миром живой природы;

  • приобщение к познавательной культуре как системе познавательных (научных) ценностей, накопленных обществом в сфере биологической науки.


Задачи:

  • обеспечить ориентацию в системе этических норм и ценностей относительно методов, результатов и достижений современной биологической науки;

  • обеспечить развитие познавательных мотивов, направленных на получение знаний о живой природе; познавательных качеств личности, связанных с овладением методами изучения природы, формированием интеллектуальных и практических умений;

  • обеспечить овладение учебно-познавательными и ценностно-смысловыми компетенциями для формирования познавательной и нравственной культуры, научного мировоззрения, а также методологией биологического эксперимента и элементарными методами биологических исследований;

  • обеспечить формирование у обучающихся познавательной культуры, осваиваемой в процессе познавательной деятельности, и эстетической культуры как способности эмоционально-ценностного отношения к живой природе и человеку;

  • обеспечить формирование экологического сознания



  1. Общая характеристика курса биологии

Курс биологии на ступени основного общего образования направлен на формирование у школьников представлений об отличительных особенностях живой природы, о её многообразии и эволюции, человеке как биосоциальном существе. Отбор содержания проведён с учётом культурологического подхода, в соответствии с которым учащиеся должны освоить содержание, значимое для формирования познавательной, нравственной и эстетической культуры, сохранения окружающей среды и собственного здоровья, для повседневной жизни и практической деятельности.

Биология как учебная дисциплина предметной области «Естественнонаучные предметы» обеспечивает:

•формирование системы биологических знаний как компонента целостности научной карты мира;

•овладение научным подходом к решению различных задач;

•овладение умениями формулировать гипотезы, конструировать, проводить эксперименты, оценивать полученные результаты;

•овладение умением сопоставлять экспериментальные и теоретические знания с объективными реалиями жизни;

•воспитание ответственного и бережного отношения к окружающей среде, осознание значимости концепции устойчивого развития;

•формирование умений безопасного и эффективного использования лабораторного оборудования, проведения точных измерений и адекватной оценки полученных результатов, представления научно обоснованных аргументов своих действий путём применения межпредметного анализа учебных задач.

Рабочая программа по биологии включает в себя следующие содержательные линии:

  • многообразие и эволюция органического мира;

  • биологическая природа и социальная сущность человека;

  • структурно-уровневая организация живой природы;

  • ценностное и экокультурное отношение к природе;

  • практико-ориентированная сущность биологических знаний.


3. Место учебного предмета «биология» в учебном плане

Программа разработана в соответствии с учебным планом для классов, реализующих федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования. Биология в основной школе изучается с 5 по 9 классы. Общее число учебных часов за 5 лет обучения составляет 272, из них 34 (1ч в неделю) в 5 классе, 34 (1ч в неделю) в 6 классе, по 68 (2 ч в неделю) в 7, 8, 9 классах.

Содержание курса биологии на уровне основного общего образования является базой для изучения общих биологических закономерностей, законов, теорий в старшей школе. Таким образом, содержание курса биологии в основной школе представляет собой базовое звено в системе непрерывного биологического образования и является основой для последующей уровневой и профильной дифференциации.


4. Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения учебного предмета.


.

Требования к результатам освоения курса биологии в основной школе определяются ключевыми задачами общего образования, отражающими индивидуальные, общественные и государственные потребности, и включают личностные, метапредметные и предметные результаты освоения предмета.

Изучение биологии на уровне основного общего образования даёт возможность достичь следующих личностных результатов:

•воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, любви и уважения к Отечеству, чувства гордости за свою Родину; осознание своей этнической принадлежности; усвоение гуманистических и традиционных ценностей многонационального российского общества; воспитание чувства ответственности и долга перед Родиной;

•формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию, осознанному выбору и построению дальнейшей индивидуальной траектории образования на базе ориентировки в мире профессий и профессиональных предпочтений, с учётом устойчивых познавательных интересов;

•знание основных принципов и правил отношения к живой природе, основ здорового образа жизни и здоровьесберегающих технологий;

•сформированность познавательных интересов и мотивов, направленных на изучение живой природы; интеллектуальных умений (доказывать строить рассуждения, анализировать, делать выводы); эстетического отношения к живым объектам;

•формирование личностных представлений о ценности природы, осознание значимости и общности глобальных проблем человечества;

•формирование уважительного отношения к истории, культуре, национальным особенностям и образу жизни других народов; толерантности и миролюбия;

•освоение социальных норм и правил поведения, ролей и форм социальной жизни в группах и сообществах, включая взрослые и социальные сообщества; участие в школьном самоуправлении и общественной жизни в пределах возрастных компетенций с учётом региональных, этнокультурных, социальных и экономических особенностей;

•развитие сознания и компетентности в решении моральных проблем на основе личностного выбора; формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам;

•формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, старшими и младшими в процессе образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видов деятельности;

•формирование понимания ценности здорового и безопасного образа жизни; усвоение правил индивидуального и коллективного безопасного поведения в чрезвычайных ситуациях, угрожающих жизни и здоровью людей, правил поведения на транспорте и на дорогах; формирование экологической культуры на основе признания ценности жизни во всех её проявлениях и необходимости ответственного, бережного отношения к окружающей среде;

•осознание значения семьи в жизни человека и общества; принятие ценности семейной жизни; уважительное и заботливое отношение к членам своей семьи;

•развитие эстетического сознания через освоение художественного наследия народов России и мира, творческой деятельности эстетического характера.

Метапредметными результатами освоения программы по биологии основного общего образования являются:

•умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учёбе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности;

•овладение составляющими исследовательской и проектной деятельности, включая умения видеть проблему, ставить вопросы, выдвигать гипотезы, давать определения понятиям, классифицировать, наблюдать, проводить эксперименты, делать выводы и заключения, структурировать материал, объяснять, доказывать, защищать свои идеи;

•умение работать с разными источниками биологической информации: находить биологическую информацию в различных источниках (тексте учебника научно-популярной литературе, биологических словарях и справочниках), анализировать и оценивать информацию;

•умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;

•умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией;

•владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;

•способность выбирать целевые и смысловые установки в своих действиях и поступках по отношению к живой природе, здоровью своему и окружающих;

•умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач;

•умение осознанно использовать речевые средства для дискуссии и аргументации своей позиции: сравнивать разные точки зрения, аргументировать и отстаивать свою точку зрения;

•умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками, работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учёта интересов, формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение;

•формирование и развитие компетентности в области использования, информационно-коммуникационных технологий (ИКТ-компетенции).

Предметными результатами освоения биологии являются:

•усвоение системы научных знаний о живой природе и закономерностях её развития, для формирования современных представлений о естественнонаучной картине мира;

•формирование первоначальных систематизированных представлений о биологических объектах, процессах, явлениях, закономерностях, об основных биологических теориях, об экосистемной организации жизни, о взаимосвязи живого и неживого в биосфере, о наследственности и изменчивости; овладение понятийным аппаратом биологии;

•приобретение опыта использования методов биологической науки и проведения несложных биологических экспериментов для изучения живых организмов и человека, проведения экологического мониторинга в окружающей среде;

•формирование основ экологической грамотности: способности оценивать последствия деятельности человека в природе, влияние факторов риска на здоровье человека; умение выбирать целевые и смысловые установки в своих действиях и поступках по отношению к живой природе, здоровью своему и окружающих; осознание необходимости действий по сохранению биоразнообразия и природных местообитаний, видов растений и животных;

•объяснение роли биологии в практической деятельности людей, места и роли человека в природе, родства общности происхождения и эволюции растений и животных;

•овладение методами биологической науки; наблюдение и описание биологических объектов и процессов; постановка биологических экспериментов и объяснение их результатов;

•формирование представлений о значении биологических наук в решении локальных и глобальных экологических проблем, необходимости рационального природопользования, защиты здоровья людей в условиях быстрого изменения экологического качества окружающей среды;

•освоение приёмов оказания первой помощи, рациональной организации труда и отдыха, выращивания и размножения культурных растений и домашних животных, ухода за ними.



Содержание предмета

1.Введение Общий обзор организма человека (6 ч.)

Роль биологии в формировании современной естественнонаучной картины мира, в практической деятельности людей. Методы изучения живых объектов. Биологический эксперимент. Наблюдение, описание и измерение биологических объектов. Соблюдение правил поведения в окружающей среде, бережного отношения к биологическим объектам, их охраны.

Науки о человеке: анатомия, физиология, гигиена, их методы. Значение знаний об особенностях строения и жизнедеятельности организма человека для самопознания и сохранения здоровья. Роль гигиены и санитарии в борьбе за экологически чистую природную среду, условия быта и труда. Понятие о здоровом образе жизни. Методы изучения организма человека, их значение и использование в собственной жизни. Понимание здоровья как высшей ценности. Ответственность за своё здоровье и здоровье окружающих.

Биосоциальная природа человека. Морфологические, функциональные и экологические отличия человека от животных.

Части и полости тела. Топография внутренних органов. Бытовой язык и научная номенклатура. Уровни организации организма: клеточный, тканевый, органный, системный, организменный.

Клеточное строение организма человека как доказательство единства живой природы. Деление клетки - основа размножения, роста и развития организмов. Нарушения в строении и функционировании клеток - одна из причин заболеваний организмов. Ткани, органы, системы органов, их взаимосвязь как основа целостности многоклеточного организма.

Основные ткани животных и человека, их разновидности.

Строение нейрона. Процессы возбуждения и торможения. Нервная и гуморальная регуляция. Рефлекс и рефлекторная дуга.

Органы, системы органов, организм. Система органического мира. Основные систематические категории, их соподчиненность. Значение работ Р. Коха и Л. Пастера. Место и роль человека в системе органического мира, его сходство с животными и отличие от них. Значение знаний об особенностях строения и жизнедеятельности организма человека для самопознания и сохранения здоровья. Методы изучения организма человека, их значение и использование в собственной жизни.

Строение и процессы жизнедеятельности организма человека.

2. Опорно-двигательная система (8 ч.)

Компоненты опорно-двигательной системы (кости, мышцы, сухожилия), их значение. Соединение костей в скелете. Строение суставов. Состав и строение костей.

Основные отделы скелета. Строение позвонков, позвоночник, их функции. Первая помощь при травмах опорно-двигательной системы.

Мышцы, типы мышц, их строение и значение. Основные группы мышц. Работа мышц. Регуляция мышечных движений. Энергетика мышечных сокращений. Утомление, его причины. Предупреждение нарушений осанки и плоскостопия.

Развитие опорно-двигательной системы. Влияние факторов окружающей среды и образа жизни на формирование и развитие скелета. Последствия гиподинамии. Влияние тренировки на скелет и мышцы. Распределение физической нагрузки в течение дня. Ответственность за своё здоровье и здоровье окружающих. Спортивный календарь Урала для детей и взрослых: сезонные виды спорта.

3. Кровь и кровообращение (9 ч)

Транспорт веществ. Внутренняя среда организма. Кровеносная и лимфатическая системы. Значение постоянства внутренней среды организма. Кровь. Группы крови. Переливание крови. Иммунитет. Факторы, влияющие на иммунитет. Значение работ Л. Пастера и И.И. Мечникова в области иммунитета. Артериальное и венозное кровотечения. Приемы оказания первой помощи при кровотечениях.

Компоненты внутренней среды организма (кровь, тканевая жидкость, лимфа), их кругооборот и взаимосвязь. Состав крови, функции плазмы и форменных элементов. Артериальная и венозная кровь. Значение работ И.И. Мечникова для изучения процессов воспаления.

Функции лимфоцитов. Иммунитет. Органы иммунной системы. Иммунная реакция. Антигены и антитела. Клеточный и гуморальный иммунитет.

Роль болезнетворных микробов и вирусов в развитии инфекционных болезней. Работы Э.Дженнера и Л.Пастера. Понятие вакцины и лечебной сыворотки. Типы иммунитета. Тканевая совместимость и переливание крови.Основные факторы повседневной жизни, негативно влияющие на здоровье. Способы их нейтрализации. Индивидуальные особенности здоровья и способы предупреждения возможных заболеваний.

Строение сердца. Фазы сердечной деятельности. Кровеносные сосуды, их типы, особенности строения.

Большой и малый круги кровообращения. Лимфоотток. Движение крови по сосудам, его причины. Пульс. Артериальное давление, способы его измерения. Гипотония и гипертония, их причины. Изменения при инфаркте миокарда. Регуляция работы сердца и сосудов (нервная и гуморальная). Автоматизм сердечной деятельности. Влияние мышечной нагрузки на сердце и сосуды. Значение тренировки сердца. Функциональные сердечно-сосудистые пробы как средство личного самоконтроля.

Первая помощь при кровотечениях различного типа.

4. Дыхательная система (6ч)

Дыхание. Дыхательная система. Заболевания органов дыхания и их профилактика. Предупреждение распространения инфекционных заболеваний и соблюдение мер профилактики для защиты собственного организма. Чистота атмосферного воздуха как фактор здоровья. Приемы оказания первой помощи при отравлении угарным газом, спасении утопающего.

Значение дыхания. Органы дыхания, их строение и функции. Газообмен в лёгких и тканях. Дыхательные движения. Регуляция дыхательных движений. Защитные рефлексы. Гуморальная регуляция дыхания.

Болезни органов дыхания, их профилактика. Флюорография как средство ранней диагностики лёгочных заболеваний.

Гигиена дыхания. Значение чистого воздуха для здоровья человека. Защита воздуха от загрязнений. Понятие о предельно допустимых концентрациях вредных веществ в воздухе. Курение как фактор риска. Борьба с пылью.Экологическое состояние территории проживания и здоровье местного населения. Ответственность каждого человека за состояние окружающей среды. Укрепление органов дыхания. Жизненная ёмкость лёгких, её измерение и зависимость от уровня тренированности человека. Дыхательная гимнастика.

Первая помощь при поражении органов дыхания. Искусственное дыхание и непрямой массаж сердца.

5. Пищеварительная система (7 ч.)

Питание. Пищеварительная система. Роль ферментов в пищеварении. Исследования И.П.Павлова в области пищеварения. Пища как биологическая основа жизни. Профилактика гепатита и кишечных инфекций.

Значение питания. Пищевые продукты и питательные вещества. Пища как важный экологический фактор здоровья. Экологическая чистота пищевых продуктов.

Значение пищеварения. Система пищеварительных органов: пищеварительный тракт, пищеварительные железы.

Пищеварение в ротовой полости. Строение и функции зубов. Роль слюны в переваривании пищи. Глотание, его рефлекторная основа. Пищеварение в желудке, состав желудочного сока. Переваривание пищи в двенадцатиперстной кишке, роль желчи и сока поджелудочной железы. Конечные продукты переваривания питательных веществ. Всасывание. Строение и функции ворсинок. Роль толстого кишечника в пищеварении.

Наиболее опасные болезни органов пищеварительной системы.

Регуляция пищеварения. Голод и насыщение. Безусловные и условные рефлексы в процессе пищеварения, их торможение.

Питание и здоровье. Национально-культурные традиции питания населения региона. Зависимость традиций питания от места проживания и культуры народа. Особенности Уральской кухни и ее роль в организации рационального питания для местных жителей. Методы профилактики заболеваний, наиболее распространённых для подросткового возраста. Инфекционные болезни органов пищеварения, их возбудители и переносчики, меры профилактики. Пищевые отравления. Меры первой помощи.

6. Обмен веществ и энергии. Витамины (3 ч)

Значение питательных веществ для восстановления структур, их роста и энергообразования.

Обменные процессы в организме. Стадии обмена: подготовительная, клеточная и заключительная. Пластический и энергетический обмен. Нормы питания, их связь с энергетическими тратами организма. Энергоёмкость питательных веществ. Определение норм питания.Национально-культурные традиции питания населения региона. Зависимость традиций питания от места проживания и культуры народа.

Витамины, их связь с ферментами и другими биологически активными веществами. Авитаминозы, гиповитаминозы и гипервитаминозы, их признаки. Сохранение витаминов в пище. Водо- и жирорастворимые витамины.

7. Мочевыделительная система (2 ч)

Значение выделения. Пути удаления продуктов обмена из организма. Органы мочевыделения. Строение почки. Нефроны, их функции. Роль почек в поддержании гомеостаза внутренней среды. Регуляция работы почек.

Предупреждение заболеваний почек. Нарушения диеты и экологическая загрязнённость и пищевых продуктов как причина заболеваний почек. Вред спиртных напитков. Мочеполовые инфекции, меры их предупреждения для сохранения здоровья. Методы профилактики заболеваний, наиболее распространённых для подросткового возраста.

Значение воды и минеральных веществ для организма. Режим питья.

8. Кожа (3 ч.)

Барьерная роль кожи. Строение кожи. Потовые и сальные железы. Придатки кожи: волосы и ногти. Типы кожи. Уход за кожей.

Нарушения кожных покровов и повреждения кожи. Причины кожных болезней. Методы профилактики наиболее распространённых для подросткового возраста заболеваний кожи. Травмы кожи. Первая помощь при травмах кожи.

Роль кожи в терморегуляции. Адаптация человека к холодному и жаркому климату. Закаливание. Первая помощь при тепловом и солнечном ударе. Теплообразование и теплопередача, их регуляция. Гигиена одежды.

9. Эндокринная система (2 ч)

Железы внутренней, внешней и смешанной секреции. Эндокринная система. Свойства гормонов, их значение в регуляции работы органов на разных этапах возрастного развития. Взаимосвязь нервной и эндокринной систем.

Роль гормонов в обмене веществ, росте и развитии организма.

Роль гормона поджелудочной железы инсулина в регуляции постоянства глюкозы в крови.

10. Нервная система (5 ч)

Значение нервной системы, её строение и функции. Центральная и периферическая части нервной системы. Соматический и вегетативный отделы нервной системы.

Спинной мозг. Серое и белое вещество спинного мозга, центральный канал. Нервы и нервные узлы. Значение спинного мозга, его рефлекторная и проводящая функции.

Головной мозг. Серое и белое вещество, кора и ядра головного мозга. Отделы головного мозга, их строение и функции. Доли головного мозга и зоны коры больших полушарий. Роль лобных долей в организации произвольных действий. Речевые центры коры.

11. Органы чувств. Анализаторы (6 ч)

Понятие об органах чувств и анализаторах. Свойства анализаторов, их значение и взаимосвязь.

Орган зрения. Строение и функции глаза. Зрительный анализатор. Роль коры больших полушарий головного мозга в распознавании зрительных образов.

Заболевания и повреждения глаз. Гигиена зрения. Первая помощь при повреждении глаз. Экология ландшафта и зрительный комфорт.

Орган слуха и слуховой анализатор. Его значение. Строение и функции наружного, среднего, внутреннего уха. Части слухового анализатора. Роль коры больших полушарий в распознавании звуков. Центры речи. Гигиена слуха. Борьба с шумом. Болезни органов слуха и их предупреждение. Методы профилактики наиболее распространённых для подросткового возраста заболеваний. Основные факторы повседневной жизни, негативно влияющие на здоровье, способы их нейтрализации.

Органы равновесия: вестибулярный аппарат, его строение и функции. Органы осязания, вкуса, обоняния и их анализаторы. Роль мышечного чувства. Взаимодействие анализаторов.

12. Поведение и психика (6ч)

Врождённые формы поведения: безусловные рефлексы, инстинкты, запечатление. Приобретённые формы поведения.

Закономерности работы головного мозга. Работы И.М.Сеченова, И.П.Павлова, А.А.Ухтомского по изучению закономерностей работы головного мозга. Безусловное и условное торможение. Явление доминанты.

Биологические ритмы. Сон и его значение. Фазы сна.

Особенности высшей нервной деятельности человека. Речь, сознание и трудовая деятельность. Деятельность человека - глобальный экологический фактор. Охрана окружающей среды как важное условие сохранения жизни на Земле.

Познавательные процессы человека: ощущения, восприятия, память, воображение, мышление.

Волевые процессы. Качества воли. Внушаемость и негативизм. Основные виды зависимостей. Ценность свободы от любого вида зависимостей.

Эмоции: эмоциональные реакции, эмоциональные состояния, эмоциональные отношения. Их зарождение, развитие, угасание и переключение.

Работоспособность. Режим дня. Стресс и его воздействие на здоровье человека. Способы выхода из стрессовой ситуации.

Адаптация и акклиматизация к новым климатическим условиям.

Личность и её особенности. Выбор профессии.

Человек и его место в биосфере. Социоприродная экосистема, урбосфера и агросфера. Ответственность каждого человека за состояние окружающей среды и устойчивость экосистем.

13. Индивидуальное развитие организма (5 ч.)

  1. Половые и возрастные особенности человека. Половые хромосомы. Роль биологических и социальных факторов в развитии человека.

Женская половая система. Мужская половая система.

Половое созревание юношей и девушек. Биологическая и социальная зрелость. Особенности полового созревания мальчиков и девочек в подростковом возрасте. Физиологическое и психологическое регулирование процессов, сопровождающих процессы полового созревания.

Планирование семьи. Охрана материнства и детства.

Беременность. Внутриутробное развитие организма. Оплодотворение. Первые стадии зародышевого развития. Формирование плода. Биогенетический закон Геккеля-Мюллера и причины его нарушения. Созревание плода. Роды. Уход за новорожденным.

Развитие после рождения. Периоды жизни человека. Биологический и календарный возраст.

Наследственные и врождённые заболевания. Болезни, передающиеся половым путём. Вредное влияние на организм курения, алкоголя, наркотиков. Здоровье и трудоспособность человека в разные периоды его жизни. Основные характеристики и нормы здорового образа жизни и эффективные способы его сохранения.

14. Биосфера и человек (2 ч.)

Человек – часть живой природы. Глобальное антропогенное влияние.




Тематическое планирование


п/п

Дата

Тема урока

Основные виды учебной деятельности

По плану

факт

Тема 1. ОРГАНИЗМ ЧЕЛОВЕКА. ОБЩИЙ ОБЗОР – 5 часов



Введение. Науки об организме человека.

Знать: Науки об организме человека: анатомия, физиология, гигиена. Санитарно-гигиеническая служба. Функции санитарно-эпидемиологических центров (СЭЦ). Ответственность людей, нарушающих санитарные нормы

Уметь: работать с учебником: с текстом, рисунками, аппаратом ориентировки, аппаратом организации усвоения материала.



Структура тела. Место человека в живой природе

Знать: Строение организма человека. Структура тела. Место человека в природе. Сходство и отличия человека от животных. Морфофизиологические особенности человека, связанные с прямохождением, развитием головного мозга, трудом, социальным образом жизни.

Уметь: распознавать органы и их топографию, системы органов, объяснять связь м/устроением и функцией, понимать влияние физ. труда на организм, выявлять причины нарушения осанки и развития плоскостопия.



Клетка: строение, химический состав и жизнедеятельность. ЛР «Действие фермента каталазы на пероксид водорода»

Знать: Клетка. Строение, химический состав, жизнедеятельность: обмен веществ, ферменты, биосинтез и биологическое окисление, рост, развитие, возбудимость, деление

Уметь: пользоваться микроскопом, ставить опыты, работать с учебником: с текстом, рисунками, аппаратом ориентировки, аппаратом организации усвоения материала.



Ткани. ЛР «Клетки и ткани под микроскопом»

Знать: Ткани животных и человека: эпителиальные, соединительные, мышечные, нервная. Строение нейрона: тело, дендриты, аксон, синапсы.

Уметь: пользоваться микроскопом, ставить опыты,

работать с учебником: с текстом, рисунками, аппаратом ориентировки, аппаратом организации усвоения материала.



Системы органов в организме. Уровни организации организма.нервная и гуморальная регуляции.ПР «Получение мигательного рефлекса и условий, вызывающих его торможение»


Знать: Уровни организации организма. Орган и системы органов. Нервная регуляция. Части и отделы нервной системы. Рефлекс, рефлекторная дуга, процессы возбуждения и торможения. Гуморальная регуляция. Роль эндокринных желез и вы­рабатываемых ими гормонов.

Уметь: ставить опыты,

работать с учебником: с текстом, рисунками, аппаратом ориентировки, аппаратом организации усвоения материала.

Тема 2. ОПОРНО-ДВИГАТЕЛЬНАЯ СИСТЕМА – 8 часов



Скелет. Строение, состав и соединение костей. ЛР «Строение костной ткани»

Знать: Значение костно-мышечной системы. Скелет, строение, состав и соединение костей.

Уметь: объяснять отрицательное воздействие вредных привычек,

оказывать первую помощь при несчастных случаях,

соблюдать правила личной и общественной гигиены.



Скелет головы и туловища


Знать: Обзор скелета головы и туловища. Скелет поясов и свободных конечностей.

Уметь: объяснять отрицательное воздействие вредных привычек,

оказывать первую помощь при несчастных случаях,

соблюдать правила личной и общественной гигиены



Скелет конечностей

Знать: Обзор скелета конечностей Скелет поясов и свободных конечностей

Уметь: объяснять отрицательное воздействие вредных привычек,

оказывать первую помощь при несчастных случаях,

соблюдать правила личной и общественной гигиены



Первая помощь при травмах: растяжении связок, вывихах суставов, переломах костей.


Знать: Первую помощь при травмах скелета и мышц.

Уметь: объяснять отрицательное воздействие вредных привычек,

оказывать первую помощь при несчастных случаях,

соблюдать правила личной и общественной гигиены.



Мышцы человека.


Знать: Типы мышц, их строение и значение. Обзор основных мышц человека

Уметь: распознавать органы и их топографию, системы органов, объяснять связь м/устроением и функцией, понимать влияние физ. труда на организм



Работа мышц.


Знать: Динамическая и статическая работа мышц. Энергетика мышечного сокращения. Регуляция мышечных движений.

Уметь: распознавать органы и их топографию, системы органов, объяснять связь м/устроением и функцией, понимать влияние физ. труда на организм.



Нарушение осанки и плоскостопия. Развитие опорно-двигательной системы.

ПР«Проверка правильности осанки», «Есть ли у вас плоскостопие», «Гибок ли ваш позвоночник»

Знать: Нарушение правильной осанки. Плоскостопие. Коррекция.

Уметь: распознавать органы и их топографию, системы органов, объяснять связь м/устроением и функцией, понимать влияние физ. труда на организм, выявлять причины нарушения осанки и развития плоскостопия, объяснять отрицательное воздействие вредных привычек, оказывать первую помощь при несчастных случаях, соблюдать правила личной и общественной гигиены.

.



Контрольная работа по теме:«Опорно- двигательная система»

Выполняют задание

Тема 3. КРОВЬ. КРОВООБРАЩЕНИЕ – 10 часов



Внутренняя среда. Значение крови и её состав.

ЛР «Сравнение крови человека с кровью лягушки»

Знать: Внутренняя среда: кровь, тканевая жидкость, лимфа; их круговорот. Значение крови и ее состав: плазма и клеточные элементы. Их функции. Свертываемость крови.

Уметь: пользоваться микроскопом, ставить опыты,

работать с учебником: с текстом, рисунками, аппаратом ориентировки, аппаратом организации усвоения материала.



Иммунитет..

Знать: Иммунитет. Органы иммунной системы. Антигены и антитела. Иммунная реакция. Клеточный и гуморальный иммунитеты. Работы Луи Пастера, И.И. Мечникова. Изобретение вакцин. Лечебные сыворотки. Классификация иммунитета

Уметь: работать с учебником: с текстом, рисунками, аппаратом ориентировки, аппаратом организации усвоения материала.



Тканевая совместимость и переливание крови

Знать: Тканевая совместимость, группы крови,резус-фактор,антитела.

Уметь: работать с учебником: с текстом, рисунками, аппаратом ориентировки, аппаратом организации усвоения материала.



Строение и работа сердца. Круги кровообращения.

Знать: Сердце и сосуды — органы кровообращения. Строение и функции сердца. Фазы сердечной деятельности. Малый и большой круги кровообращения. Артерии, капилляры, вены. Функции венозных клапановУметь: работать с учебником: с текстом, рисунками, аппаратом ориентировки, аппаратом организации усвоения материала.



Движение лимфы.ПР «Кислородное голодание»

Отток лимфы. Функции лимфоузлов



Движение крови по сосудам.ПР «Пульс и движение крови», «Определение скорости кровотока в сосудах ногтевого ложа большого пальца руки», «Кислородное голодание»

Знать: Движение крови по сосудам. Давление крови на стенки сосуда. Скорость кровотока. Измерение артериального давления. Перераспределение крови. Уметь: работать с учебником: с текстом, рисунками, аппаратом ориентировки, аппаратом организации усвоения материала.




Регуляция работы сердца и кровеносных сосудов.

Знать: Регуляция работы сердца и сосудов. Автоматизм сердечной мышцы.

Уметь: работать с учебником: с текстом, рисунками, аппаратом ориентировки, аппаратом организации усвоения материала.



Предупреждение заболеваний сердца и сосудов.

ПР «Функциональная сердечно-сосудистая проба»

Знать: Болезни сердечно-сосудистойсистемы и их предупреждение

Уметь: работать с учебником: с текстом, рисунками, аппаратом ориентировки, аппаратом организации усвоения материала.



Первая помощь при кровотечениях.

Знать: Способы остановки кровотечения; виды кровотечений

Уметь: объяснять отрицательное воздействие вредных привычек,

оказывать первую помощь при несчастных случаях,

соблюдать правила личной и общественной гигиены.

Тема 4 ДЫХАТЕЛЬНАЯ СИСТЕМА – 5 часов



Значение дыхания. Органы дыхания.

Знать: Значение дыхательной системы, ее связь с кровеносной системой. Верхние дыхательные пути. Гортань — орган голосообразования. Трахея, главные бронхи, бронхиальное дерево, альвеолы. Легкие. Пристеночная и легочные плевры, плевральная полость.

Уметь: работать с учебником: с текстом, рисунками, аппаратом ориентировки, аппаратом организации усвоения материала.



Строение легких. Газообмен в легких и тканях.

Знать: Обмен газов в легких и тканях

Уметь: работать с учебником: с текстом, рисунками, аппаратом ориентировки, аппаратом организации усвоения материала.



Дыхательные движения. ЛР «Дыхательные движения»

Знать: Дыхательные движения.

Уметь: работать с учебником: с текстом, рисунками, аппаратом ориентировки, аппаратом организации усвоения материала.



Регуляция дыхания.ПР «Измерение обхвата грудной клетки»


Знать: Нервная и гуморальная регуляции дыхания

Уметь: работать с учебником: с текстом, рисунками, аппаратом ориентировки, аппаратом организации усвоения материала



Болезни органов дыхания и их предупреждение. Гигиена дыхания.ПР «Определение запыленности воздуха в зимнее время»

Знать: Болезни органов дыхания, их предупреждение. Гигиена дыхания

Уметь: объяснять отрицательное воздействие вредных привычек,оказывать первую помощь при несчастных случаях,

соблюдать правила личной и общественной гигиены.



Контрольная работа по теме:

"Кровь. Кровообращение. Дыхательная система".

Выполняют задание

Тема 5 ПИЩЕВАРИТЕЛЬНАЯ СИСТЕМА – 7 часов



Значение и состав пищи.


Знать: Значение пищи и ее состав. Пищевые продукты и питательные вещества.

Уметь: распознавать органы и их топографию, системы органов, объяснять связь м/у строением и функцией.

.



Органы пищеварения. ПР «Местоположение слюнных желез»

Знать: Органы пищеварения.

Уметь: распознавать органы и их топографию, системы органов, объяснять связь м/у строением и функцией.




Зубы

Знать: Форма и функции зубов

Уметь: распознавать органы и их топографию, системы органов, объяснять связь м/у строением и функцией



Пищеварение в ротовой полости и в желудке.ПР «Действие фермента слюны на крахмал»(дом.)



Знать: Пищеварение в ротовой полости, желудке и кишечнике. Строение органов пищева­рительного тракта и пищеварительных желез. Форма и функции зубов. Пищеварительные ферменты ротовой полости и желудка.

Уметь: распознавать органы и их топографию, системы органов, объяснять связь м/у строением и функцией



Пищеварение в кишечнике. Всасывание питательных веществ

Всасывание питательных веществ. Строение и функции тонкой и толстой кишки. Аппендикс. Симптомы аппендицита. Переваривание пищи в двенадцатиперстной кишке (ферменты поджелудочной железы, роль желчи в пищеварении)..



Регуляция пищеварения.


Знать: Регуляция пищеварения.

Уметь: распознавать органы и их топографию, системы органов, объяснять связь м/у строением и функцией



Заболевания органов пищеварения.


Знать: Заболевание органов пищеварения и их профилактика. Питание и здоровье.

Уметь: объяснять отрицательное воздействие вредных привычек,соблюдать правила личной и общественной гигиены

Тема 6 ОБМЕН ВЕЩЕСТВ ЭНЕРГИИ – 4 часа



Обменные процессы в организме.


Знать: Превращения белков, жиров и углеводов. Обменные процессы в организме. Подготовительная и заключительная стадии обмена. Обмен веществ и энергии в клетке: пластический обмен и энергетический обмен. Уметь: распознавать органы и их топографию, системы органов, объяснять связь м/у строением и функцией



Нормы питания.ПР «Функциональная проба с максимальной задержкой дыхания до и после нагрузки»


Знать: Энерготраты человека: основной и общий обмен. Энергетическая емкость пищи. Энергетический баланс. Определение норм питания. Качественный состав пищи.

Уметь: распознавать органы и их топографию, системы органов, объяснять связь м/у строением и функцией



Витамины


Значение витаминов. Гипо- и гипервитаминозы А, В1, С, О. Водорастворимые и жирорастворимые витамины. Витамины и цепи питания вида. Авитаминозы: А («куриная слепота»), В1(болезнь бери-бери), С (цинга), В (рахит). Их предупреждение и лечение.

Уметь: распознавать органы и их топографию, системы органов, объяснять связь м/у строением и функцией



Контрольная работа по темам " «Пищеварение. Обмен веществ и энергии".


Тема 7 МОЧЕВЫДЕЛИТЕЛЬНАЯ СИСТЕМА – 2 часа



Строение и функции почек.


Знать: Строение и функции почек.

Уметь: распознавать органы и их топографию, системы органов, объяснять связь м/у строением и функцией



Предупреждение заболеваний почек. Питьевой режим.


Знать: Предупреждение заболеваний почек. Питьевой режим.

Уметь: распознавать органы и их топографию, системы органов, объяснять связь м/у строением и функцией.

Тема 8 КОЖА – 3 часа



Кожа. Значение и ее строение


Знать: волосы, ногти - роговые придатки кожи. Кожные рецепторы, потовые железы.сальные.

Уметь: распознавать органы и их топографию, системы органов, объяснять связь м/у строением и функцией



Нарушение кожных покровов и повреждение кожи.

Знать: Нарушения кожных покровов и их причины.

Уметь: распознавать органы и их топографию, системы органов, объяснять связь м/у строением и функцией



Роль кожи в теплорегуляции. Закаливание. Оказание первой помощи при тепловом и солнечном ударах.

Знать: Роль кожи в теплорегуляции. Закаливание. Оказание п.п. при тепловом и солнечном ударах.

Уметь: оказывать первую помощь при несчастных случаях,

соблюдать правила личной и общественной гигиены,

пользоваться микроскопом, ставить опыты.

Тема 9 Эндокринная система – 3 часа



Железы внешней, внутренней и смешанной секреции.


Знать: Железы внешней, внутренней и смешанной секреции. Роль гормонов в обмене веществ, росте и развитии организма. Соматотропный гормон гипофиза, гормоны щитовидной железы.

Уметь: распознавать органы и их топографию, системы органов, объяснять связь м/у строением и функцией.



Роль гормонов в обмене веществ, росте и развитии организма


Болезни щитовидной железы: базедова болезнь, слизистый отек. Гормон поджелудочной железы инсулин и заболевание сахарным диабетом. Гормоны надпо­чечников, их роль в приспособлении организма к стрессовым нагрузкам. Болезни, связанные с гипофункцией (карликовость) и гигантизм

Уметь: распознавать органы и их топографию, системы органов, объяснять связь м/у строением и функцией.



Контрольная работа по темам

" Мочевыделительная система. Кожа. Эндокринная система".

Выполняют задание

Тема 10 НЕРВНАЯ СИСТЕМА – 5 часов



Значение, строение и функционирование нервной системы. ПР «Действие прямых и обратных связей»

Знать: Значение нервной системы, ее части и отделы. Рефлекторный принцип работы.

Уметь: распознавать органы и их топографию, системы органов, объяснять связь м/у строением и функцией



Автономный (вегетативный) отдел нервной системы. ПР «Штриховое раздражение кожи»


Знать: Прямые и обратные связи. Функция автономного (вегетативного) отдела. Симпатический и парасимпатический подотделы. Нейрогуморальная (нейрогормональная) регуляция: взаимосвязь нервной и эндокринной систем

Уметь: распознавать органы и их топографию, системы органов, объяснять связь м/у строением и функцией



Нейрогормональная регуляция


Знать: Прямые и обратные связи. Функция автономного (вегетативного) отдела. Симпатический и парасимпатический подотделы. Нейрогуморальная (нейрогормональная) регуляция: взаимосвязь нервной и эндокринной систем

Уметь: распознавать органы и их топографию, системы органов, объяснять связь м/у строением и функцией



Спинной мозг


Знать: строение спинного мозга

Уметь: распознавать органы и их топографию, системы органов, объяснять связь м/у строением и функцией



Головной мозг: строение и функции. ПР «Функции продолговатого, среднего,мозга и мозжечка»»

Знать: строение головного мозга

Уметь: распознавать органы и их топографию, системы органов, объяснять связь м/у строением и функцией

Тема 11 ОРГАНЫ ЧУВСТВ. АНАЛИЗАТОРЫ – 6 часов



Действие органов чувств и анализаторов.


Знать: Функции органов чувств и анализаторов. Ощущения и восприятия. Взаимосвязь анализаторов в отражении внешнего мира.

Уметь: распознавать органы и их топографию, системы органов, объяснять связь м/у строением и функцией



Орган зрения и зрительный анализаторПР «Сужение и расширение зрачка», «Принцип работы хрусталика», «Обнаружение «слепого пятна»

Знать: Орган зрения. Положение глаз в черепе.вспомогательный аппарат глаза. Строение и функции оболочек глаза и его оптических сред. Палочки и колбочки сетчатки. Зрительный Vанализатор. Роль глазных мышц в формировании зрительных восприятий. Бинокулярное зрение.

Уметь: распознавать органы и их топографию, системы органов, объяснять связь м/у строением и функцией



Заболевания и повреждения глаз



Знать: Заболевание и повреждение глаз, профилактика. Гигиена зрения

Уметь: объяснять отрицательное воздействие вредных привычек,

оказывать первую помощь при несчастных случаях,

соблюдать правила личной и общественной гигиены



Органы слуха и равновесия. Их анализаторыПР «Проверка чувствительности вестибулярного аппарат


Знать: Орган слуха. Положение пирамид височных костей в черепе. Строение и функции наружного, среднего и внутреннего уха. Преддверие и улитка. Звукопередающий и звуковосприни мешочков преддверия внутреннего уха и полукружных каналов

Уметь: распознавать органы и их топографию, системы органов, объяснять связь м/у строением и функцией



Органы осязания, обоняния, вкуса


Знать: Органы осязания, обоняния, вкуса, их анализаторы. Взаимосвязь ощущений — результат аналитико-синтетической деятельности коры больших полушарий.

Уметь: распознавать органы и их топографию, системы органов, объяснять связь м/у строением и функцией.



Контрольная работа по темам " Нервная система. Органы чувств".

Выполняют задание

Тема 12 Поведение и психика – 6 часов



Врожденные и приобретенные формы поведения.ПР «Перестройка динамического стереотипа: овладение навыком зеркального письма».

Знать: Врожденные формы поведения: безусловные рефлексы, инстинкты, запечатление. Открытие И.М. Сеченовым центрального торможения. Работы И.П. Павлова: открытие безусловного и условного торможения, закон взаимной индукции возбуждения — торможения. А.А. Ухтомский. Открытие явления доминанты. Приобретенные формы поведения. Условные рефлексы, динамический стереотип, рассудочная де­ят Уметь: распознавать органы и их топографию, системы органов, объяснять связь м/у строением и функцией



Закономерности работы головного мозга

Знать: Врожденные формы поведения: безусловные рефлексы, инстинкты, запечатление. Открытие И.М. Сеченовым центрального торможения. Работы И.П. Павлова: открытие безусловного и условного торможения, закон взаимной индукции возбуждения — торможения. А.А. Ухтомский. Открытие явления доминанты. Приобретенные формы поведения. Условные рефлексы, динамический стереотип, рассудочная де­ят Уметь: распознавать органы и их топографию, системы органов, объяснять связь м/у строением и функцией



Биологические ритмы. Сон и его значение


Знать: Биологические ритмы: сои и его значение, фазы сна, сновидения. Воля, эмоции, внимание.

Уметь: распознавать органы и их топографию, системы органов, объяснять связь м/у строением и функцией



Особенности высшей нервной деятельности человека. Познавательные процессы.

Знать: Особенности высшей нервной деятельности человека. Речь и сознание. Функции внешней и внутренней речи. Речевые центры и значение языковой среды.Познавательные процессы: ощущение, восприятие память, воображение, мышление Виды памяти, приемы запоминания. Особенности мышления, его развитие.Уметь: распознавать органы и их топографию, системы органов, объяснять связь м/у строением и функцией.



Воля и эмоции. ВниманиеПР«Изучение внимания при разных условиях


Знать: Анализ волевого акта. Каче­ство воли. Физиологическая основа эмоций. Внимание. Непроизвольное и произвольное внимание. Способы поддержания внимания.

Уметь: распознавать органы и их топографию, системы органов, объяснять связь м/у строением и функцией.



Работоспособность. Режим дня


Знать: Стадии работоспособности: врабатывание, устойчивая работоспособность, утомление. Организация отдыха на разных стадиях работоспособности. Режим дня.

Тема 13 ИНДИВИДУАЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ ОРГАНИЗМА – 6 часов



Половая система человека.Наследственные и врождённые заболевания

Знать: Особенности строения половой системы человека.Наследственные и врожденные заболевания. Болезни, передающиеся половым путем (СПИД, сифилис, гонорея). Влияние наркогенных веществ на здоровье и судьбу человека

Уметь: объяснять значение органов половой системы.объяснять отрицательное воздействие вредных привычек, соблюдать правила личной и общественной гигиены



Внутриутробное развитие организма.

Развитие после рождения.

О вреде наркогенных веществ.

Знать: Внутриутробное развитие. Оплодотворение, образование зародыша и плода. Закон Геккеля — Мюллера и причины отклонения от него. Развитие организма после рождения. Изменения, связанные с пубертатном. Календарный, биологический и социальный возрасты человека. Влияние наркогенных веществ на здоровье и судьбу человека

Уметь: объяснять отрицательное воздействие вредных привычек,

оказывать первую помощь при несчастных случаях, соблюдать правила личной и общественной гигиены.



Психологические особенности личности


Знать: Психологические особенности личности: темперамент, характер, интересы, склонности, способности. Роль наследственности и приобретенного опыта в развитии способностей.

Уметь: работать с учебником: с текстом, рисунками, аппаратом ориентировки, аппаратом организации усвоения материала.

Тема 14 БИОСФЕРА И ЧЕЛОВЕК – 2 часов



Человек – часть живой природы

Знать: влияние абиотических факторов на человека, роль биотических факторов в жизни человека.

Уметь: работать с учебником: с текстом, рисунками, аппаратом ориентировки, аппаратом организации усвоения материала



Глобальное антропогенное влияние

Знать: история отношения человека и биосферы, положительное и отрицательное влияние человека на биосферу.

Уметь: работать с учебником: с текстом, рисунками, аппаратом ориентировки, аппаратом организации усвоения материала.



Итоговая контрольная работа

Выполняют задание




Учебно- методические средства обучения

Основная литература.

(Используемый УМК):

  1. Программа: авторского коллектива под руководством

И.Н.Пономаревой(Т.С.Сухова, В.И.Строганов,И.Н.Пономарёва)Сборник

программ по биологии для общеобразовательных школ

«Природоведение.Биология.Экология. Программы.» .– М., изд.центр "Вентана-

Граф", 2010, 176 с.;

8 класс «Человек и его здоровье» (стр.64-72)

Авторы: А.Г.Драгомилов, Р.Д.Маш «Природоведение. Биология. Экология.

Программы».: 5-11 : – М. Вентана-Граф, 2010. – 64 с.);

  1. Учебник:

"Биология: 9 класс: учебник для учащихся общеобразовательных учреждений

Авторы: Драгомилов А.Г.,Р.Д.Маш.-Изд.3-е, перераб.-М.: изд. дом "Вентана-

Граф", 2018.-272 с.:ил.


Дополнительная литература

  1. Э.В.Семенов «Анатомияи физиология человека», М., «Анми», 1995г.

  2. Р.Д.Синельников «Атлас анатомии человека», М., «Новая волна», 2010г.

  3. Н.Ф.Реймерс «Основные биологические понятия и термины», М., «Просвещение», 1988 г.

  4. С.П.Тимофеев «ЗОЖ в современных образовательных учреждениях»(методические рекомендации), Белгород, БРИПК ППС, 2004г.

  5. Л.Г.Воронин, Р.Д.Маш «Методика проведения опытов и наблюдений по анатомии, физиологии и гигиене», М., «Просвещение», 1983г.


Электоронные пособия

  1. «Лабораторный практикум 6-11»-учебное электронное пособие, «Республиканский медиа-центр», 2004

  2. «Биология. «Мультимедийное сопровождение уроков 7-11 класс» -Серия ИКТ, изд.»учитель», 2010г.

  3. «Биология. 6-9 класс»-библиотека электронных наглядных пособий «Кирилл и Мефодий»,2003г.

  4. «Биология.Весь школьный курс», «1-С репетитор»,1999г.

  5. «Биология. Анатомия и физиология человека», «Мультимедийные учебники и пособия нового образца», «Просвещение», 2003г.

  6. «Биология. Предметная неделя»-электронное пособие, «Корифей»

  7. «Биология 6-8 класс»-серия «Тестовый контроль», изд. «Учитель», 2010г.

  8. «Анатомия человека»- серия «Своими глазами», изд. «Новый диск», 2003г.


Интернет-ресурсы

Адреса сайтов в интернете


  • http://bio.1september.ru- газета «Биология» - приложение к «1 сентября»

  • www.bio.nature.ru- научные новости биологии.

  • www.edios.ru- Эйдос - центр дистанционного образования.

  • www.km.ru/education- Учебные материалы и словари на сайте «Кирилл и Мефодий»


Авторские презентации




Перечень учебно-методического обеспечения

Список литературы для учителя

1.Галеева Н.Л. Сто приемов для учебного успеха ученика на уроках биологии: Методическое пособие для учителя. – М.: «5 за знания», 2006. – 144 с. – («Методическая библиотека»)

2.Дереклеева Н.И. Развитие коммуникативной культуры учащихся на уроках и во внеклассной работе: Игровые упражнения. – М.: 5 за знания, 2005

3.Дереклеева Н.И. Модульный курс учебной и коммуникативной мотивации учащихся или Учимся жить в современном мире. – М.: ВАКО, 2006

4. Драгомилов А.Г., Маш Р.Д, Биология. Человек. 8 класс. Методическое пособие для учителя М. Вентана-Граф, 2004 г.

5.Загашев И.О., Заир-Бек С.И. Критическое мышление: технология развития. – СПб: Издательство «Альянс «Дельта», 2003

6. Игошин Т.П. «Уроки биологии(6 кл.). Развернутое планирование» Академия развития, Ярославль, 2002.

7.Кашлев С.С. Современные технологии педагогического процесса: Пособие для педагогов /С.С. Кашлев. – Мн.: Выш.шк., 2002

8.Коммуникативные технологии в школе: секреты эффективного общении / авт.-сост. О.Я.Воробьёва. – Волгоград: Учитель, 2008

9.Крутский А.Н. Психодидактика среднего образования: монография / А.Н.Крутский. – Барнаул: БГПУ, 2008.

10.Ксензова Г.Ю.Как обеспечить ситуацию успеха учителю и ученику: Учебное пособие. – М..: Педагогическое общество России, 2005

11.Курганов С.Ю. Ребёнок и взрослый в учебном диалоге: Кн. Для учителя. – М.: Просвещение, 1989

12.Личностно-ориентированный подход в работе педагога: разработка и использование / Под ред. Е.Н.Степанова. – М.: ТЦ Сфера, 2003

13.Мониторинг качества учебного процесса: принципы, анализ, планирование / авт. – сост. Г.П.Попова и др.. – Волгоград: Учитель, 2007

14.Новожилова М.М. и др. Как корректно провести учебное исследование: От замысла к открытию/М.М.Новожилова, С.Г.Воровщиков, И.В.Таврель; Науч. Ред. Т.И.Шамова. – 2-е изд. – М.: 5 за знание, 2008

15.Поташник М.М., Левит М.В. Как подготовить и провести открытый урок (современная технология). Методическое пособие. – М.: Педагогическое общество России, 2005

16.Технологии современной дидактики в процессе управления методической работой в школе / Под ред. Д.п.н., проф. Л.П. Ильенко. – 2-е изд., испр. И доп. – М.: АРКТИ, 2006

17.Хуторской А.В. Методика личностно-ориентированного обучения. Как обучать всех по-разному?: пособие для учителя / А.В.Хуторской. – М.: Изд-во Владос-Пресс, 2005

Список литературы для учащихся

1. А.Г. Драгомилов, Р.Д. Маш. Биология. Человек. 8 класс. : учебник для учащихся 8 класса общеобразовательных учреждений – М.: Вентана-Граф, 2018г

2. А.Г. Драгомилов, Р.Д. Маш. Биология. Рабочие тетради. № 1, 2 к учебнику «Биология. Человек. 8 класс» авторов А.Г. Драгомилов, Р.Д. Маш. – М.: Вентана-Граф, 2008г

3. Зверев И.Д. Книга для чтения по анатомии, физиологии и гигиене М.: Просвещение, 1989 г

4. Колесников Д.В., Маш Р.Д. Основы гигиены и санитарии М. : Просвещение, 1989 г

5. В.Н. Людинский, Школьнику о вреде никотина и алкоголя, М.: Просвещение, 1986 г

6 . И.Д. Зверев, Книга для чтения по анатомии, физиологии и гигиене человека. М.: Просвещение, 1978 г












Итоговый тест по биологии, 9 класс

Вариант 1

Часть А. На приведенные вопросы найдите один верный ответ

А 1. Наука, изучающая процессы жизнедеятельности организма:

  1. биология

  2. анатомия

  3. физиология

  4. гигиена

А 2. Какие особенности строения человека связан с прямохождением?

  1. мозговой отдел мозга преобладает над лицевым

  2. сводчатая стопа

  3. подбородочный выступ

  4. большой палец руки противопоставлен всем остальным

А 3. Какая последовательность верно отражает стадии эволюции человека?

1) неандерталец-человек умелый-австралопитек-кроманьонец-человек прямоходящий

2)  неандерталец-австралопитек-человек умелый-кроманьонец-человек прямоходящий

3) австралопитек- человек умелый-человек прямоходящий-неандерталец-кроманьонец

4) австралопитек- человек прямоходящий-человек  умелый-неандерталец-кроманьонец

А 4. К ЦНС относится:

  1. нервы

  2. головной мозг

  3. нервные узлы

  4. синапс

А 5. Вегетативная нервная система контролирует работу:

  1. скелетной мускулатуры

  2. внутренних органов

А 6.  Соматическая нервная система контролирует работу:

  1. скелетной мускулатуры

  2. внутренних органов

А 7. Установите правильную последовательность расположения частей рефлекторной дуги коленного рефлекса:

1) рецептор-чувствительный нейрон-вставочный-двигательный нейрон-рабочий орган

2) рецептор- двигательный нейрон-вставочный- чувствительный нейрон-рабочий орган

3) рабочий орган-чувствительный нейрон-вставочный-двигательный нейрон-рецептор

4) рецептор-чувствительный нейрон-двигательный нейрон-вставочный нейрон- рабочий орган

А 8. Что входит в состав  ВНД животных:

  1. условные и безусловные рефлексы

  2. мышление

  3. речь

  4. память

А 9. К какому отделу скелета относится лучевая кость?

  1. позвоночник

  2. пояс передней конечности

  3. пояс нижних конечностей

  4. передняя конечность

А 10. Витамины участвуют в образовании:

  1. гормонов

  2. ферментов

  3. антител

  4. эритроцитов

А 11. Недостаток витамина Д вызывает авитаминоз:

  1. рахит

  2. цинга

  3. бери-бери

  4. куриная слепота

А 12. Мышечная  ткань характеризуется свойствами:

  1. раздражимость и проводимость

  2. раздражимость и сократимость

А 13. В основе роста и развития организма человека лежит процесс

  1. оплодотворения

  2. круговорота веществ

  3. деления клетки

  4. эволюции

А 14. Наследственная информация о признаках организма заключена в

  1. рибосомах

  2. митохондриях

  3. ЭПС

  4. хромосомах

А 15. Первая помощь при растяжении связок

  1. наложить шину

  2. остановить кровотечение

  3. фиксирующая повязка и холод

  4. грелка с горячей водой

Часть В

В 1. Выберите четыре характеристики для безусловного рефлекса

  1. Передается по наследству

  2. Приобретается в течение жизни

  3. Имеет постоянные рефлекторные дуги

  4. Обеспечивает жизнедеятельность организма

  5. Носит видовой характер

  6. Носит индивидуальный характер

В 2.  Установите последовательно цифры в порядке  передачи светового сигнала в затылочную долю КБП:

  1. сетчатка

  2. роговица

  3. зрачок

  4. хрусталик

  5. зрительный нерв

  6. стекловидное тело

В 3. Расположите последовательно органы пищеварительной системы в порядке их расположения:

  1. тонкий кишечник 2. ротовая полость

  1. пищевод 4. прямая кишка

  1. анальное отверстие 6. глотка

  1. желудок 8. двенадцатиперстная кишка

  1. толстый кишечник

В4 Найдите ошибки в приведенном тексте. Укажите номера предложений, в которых они допущены, объясните их.

 1) Сосуды кровеносной системы человека разделяются на артерии, капилляры и вены.

2) Артерии несут кровь от сердца.

3) Вены несут кровь к сердцу.

4) Капилляры – это самые тонкие сосуды, состоящие из двух слоев клеток.

5) Из капилляров большого круга к органам и тканям поступают углекислый газ и продукты обмена.

6) Из клеток в капилляры поступают кислород и питательные веществ        

Часть С

С1 Что называется ЗОЖ? Какие факторы его составляют?

С2 Проработайте данный текст  и ответьте на вопросы

  1. Что называется иммунитетом?

  2. Заполните схему «Иммунитет»

  3. Что такое вакцина?

  4. Что такое сыворотка


Итоговый тест по биологии, 9 класс

Вариант 2

Часть А. На приведенные вопросы найдите один верный ответ

А1 Наука, изучающая особенности строения организма:

  1. Биология 2. Анатомия 3. Физиология 4. Гигиена

А2  Какие особенности строения человека связан с трудовой деятельностью?

  1. мозговой отдел мозга преобладает над лицевым

  2. сводчатая стопа

  3. подбородочный выступ

  4. большой палец руки противопоставлен всем остальным

А3 Какая последовательность верно отражает стадии эволюции человека?

1) кроманьонец-человек умелый-австралопитек-неандерталец-человек прямоходящий

2)  неандерталец-австралопитек-человек умелый-кроманьонец-человек прямоходящий

3) австралопитек- человек умелый-человек прямоходящий-неандерталец-кроманьонец

4) австралопитек- человек прямоходящий-человек  умелый-неандерталец-кроманьонец

А4 К периферической системе не  относится:

  1. нервы 2. головной мозг 3. нервные узлы 4. синапс

А5 Соматическая  нервная система контролирует работу:

  1. скелетной мускулатуры

  2. внутренних органов

А6  Вегетативная нервная система контролирует работу:

  1. скелетной мускулатуры

  2. внутренних органов

А7 Установите правильную последовательность расположения частей рефлекторной дуги коленного рефлекса:

1) рецептор-чувствительный нейрон-вставочный-двигательный нейрон-рабочий орган

2) рецептор- двигательный нейрон-вставочный- чувствительный нейрон-рабочий орган

3) рабочий орган-чувствительный нейрон-вставочный-двигательный нейрон-рецептор

4) рецептор-чувствительный нейрон-двигательный нейрон-вставочный нейрон-рабочий орган

А8 Что не  входит в состав  ВНД человека:

  1. условные и безусловные рефлексы

  2. мышление

  3. речь

  4. элементарная рассудочная деятельность

А9 К какому отделу скелета относится большая берцовая кость кость?

  1. позвоночник

  2. пояс передней конечности

  3.  нижние конечности

  4. передняя конечность

А10 Витамины участвуют в образовании:

  1. тромбоцитов

  2. антител

  3. лейкоцитов

  4. ферментов

А11 Недостаток витамина А вызывает авитаминоз:

    1. рахит 2. Цинга 3. бери-бери 4. куриная слепота

А 12. Нервная   ткань характеризуется свойствами:

  1. раздражимость и проводимость 2. раздражимость и сократимость

А 13. В основе роста и развития организма человека лежит процесс

  1. оплодотворения

  2. круговорота веществ

  3. деления клетки

  4. эволюции



А14 Наследственная информация о признаках организма заключена в

  1. рибосомах

  2. митохондриях

  3. ЭПС

  4. хромосомах

А15 Первая помощь при вывихе сустава

  1. наложить шину, холод

  2. остановить кровотечение

  3. фиксирующая повязка и холод

  4. грелка с горячей водой

Часть В

В1 Выберите три характеристики для условного  рефлекса

  1. Передается по наследству

  2. Приобретается в течение жизни

  3. Имеет постоянные рефлекторные дуги

  4. Обеспечивает приспособление организма к меняющимся условиям среды

  5. Носит видовой характер

  6. Носит индивидуальный характер

В2  Установите последовательно цифры в порядке  передачи звукового сигнала в височные  доли КБП:

  1. барабанная перепонка

  2. наружная ушная раковина

  3. слуховые косточки

  4. слуховой нерв

  5. улитка внутреннего уха

  6. слуховой проход

В3 Расположите последовательно органы дыхательной системы в порядке их расположения:

  1. трахея

  2. носовая полость

  3. гортань

  4. бронхи

  5. легочные пузырьки

  6. носоглотка

В4 Найдите ошибки в приведенном тексте. Укажите номера предложений, в которых они допущены, объясните их.

  1) Гуморальная регуляция функций организма осуществляется с помощью гормонов и других веществ.

2) Гормоны вырабатываются ЖВС и выделяются в кровь.

3) К железам внутренней секреции относятся щитовидная железа, гипофиз, надпочечники и поджелудочная железа.

4) Помимо желез внутренней секреции существуют железы смешанной и внешней секреции. 5) Гуморальная регуляция осуществляется с большей скоростью, чем нервная.

6) Нервная регуляция по продолжительности воздействия недолговременная.        

Часть С

С1 Что называется здоровьем? От чего оно зависит? Составьте правила поведения, способствующие сохранению и укреплению здоровья.

С2 Проработайте данный текст  и ответьте на вопросы

  1. Что называется терморегуляцией?

  2. Каков механизм терморегуляции при высокой температуре среды?

  3. Каков механизм терморегуляции при низкой температуре среды?

  4. Чем регулируется процесс терморегуляции?

  5. Где находится центр терморегуляции?