по хакасской литературе для 4А,Б кл.
с. Таштып
Рабочая программа по хакасской литературе составлена на основе федерального государственного образовательного стандарта, основной образовательной программы начального общего образования, учебного плана МБОУ «Таштыпская школа-интернат № 1», Методических рекомендаций по составлению рабочих программ по учебным предметам «Хакасский язык», «Литературное чтение», «Хакасская литература», «Хакасский язык и литература» (1-11кл). На хакасском языке. – Абакан. Хак.кн.изд-во, 2014.
Рабочая программа ориентирована на использование учебно-методического комплекса, утвержденного приказом № __ от _________ МБОУ «Таштыпская школа-интернат № 1» Балгазина А.Н.. Литературное чтение: 4 класс: учебник для общеобразовательных учреждений: .– Абакан, Книжное издательство, 2013
Программа рассчитана на 34 ч. в год (1 час в неделю).
Данная программа составлена для реализации курса хакасская литература, на базовом уровне.
При организации процесса обучения в рамках данной программы предполагается применение следующих педагогических технологий обучения: личностно-ориентированная, здоровьесберегающая, игровая, педагогика сотрудничества, технология проблемного обучения.
Текущая, промежуточная и итоговая аттестация учащихся проводится в соответствии с локальными актами ОУ.
№ п/п | Наименование разделов, тем | Количество часов | Содержание | Характеристика основных видов деятельности учащихся | Планируемые результаты (УДД) |
1 | Путь к знаниям начинается в школе. | 2 | Н. Доможаков «Школам», Н.Тиников »Дельфины лечат» | Воспринимать тексты прослушанных произведений, адекватно реагировать на содержание произведения, высказывать своё мнение о произведении, уметь выслушивать и уважительно относиться к мнению одноклассников и учителя. Учиться слушать и слышать собеседников, аргументировать свою точку зрения, признавать мнение одноклассников. Воспроизводить основное содержание прослушанного произведения, уметь вести беседу о прослушанном, учиться слушать собеседников и исправлять ошибки в своей речи и речи одноклассников. Формулировать вопросы по содержанию произведения, о героях и об особенностях их поведения Умение читать вслух и молча в темпе, позволяющем понимать прочитанное. Темп чтения вслух — не менее 80–90 слов в минуту. Читать в соответствии с основными правилами орфоэпии. Использовать разные виды чтения для решения учебных задач, выполнения заданий к тексту произведения, поиска ответов на вопросы по содержанию. Пользоваться умением читать молча и разными видами чтения (изучающим, поисковым, просмотровым, выборочным) для работы с содержанием произведений, поиска информации, обогащения читательского опыта и развития интеллекта. Использовать умение читать молча для самостоятельного чтения книг по изучаемому разделу, детских газет и журналов . Определять темы самостоятельно прочитанных произведений, уточнять темы исходя из содержания произведения (о детях, о дружбе детей, о войне, о дружбе людей, о гуманном отношении к животным, о добрососедских отношениях, о милосердии и справедливости). Сравнивать произведения и книги одного автора по теме и жанру, произведения разных авторов по жанру или теме, произведения стихотворные и прозаические одного автора. Понимать и объяснять сущность духовно-нравственных ценностей; осознавать понятия (жизнь, ценность жизни, уважение к человеку, чувство долга, человеческое достоинство, свобода вероисповедания, равноправие, толерантность и др.) и рассуждать о них. Оценивать поступки героев и собственные исходя из критериев общечеловеческих ценностей; следовать нравственно-этическим нормам поведения в жизни. Уметь пересказывать тексты произведений и эпизоды подробно, кратко и выборочно. Сравнивать образы героев, авторское отношение к ним; выражать своё отношение к героям. Составлять сопоставительные таблицы. Оперировать понятиями: главные и второстепенные герои произведения, различать положительных и отрицательных героев. Пересказывать кратко и подробно произведения, отдельные эпизоды с опорой на алгоритм подготовки пересказа. Определять авторское отношение к героям произведения, формулировать своё мнение о произведении, героях и их поступках. Классифицировать художественные произведения по жанрам, темам, авторской принадлежности, составлять таблицы, работать с таблицами и схемами. Выполнять письменные упражнения с тетрадях: находить в предлагаемых отрывках произведений пропущенные пословицы, эпитеты, сравнения, имена героев и вписывать их. Писать небольшие по объёму творческие письменные работы: рассказ о герое или описание пейзажа, отзыв о прочитанной книге | Личностные универсальные учебные действия У выпускника будут сформированы: внутренняя позиция школьника на уровне положительного отношения к школе, широкая мотивационная основа учебной деятельности, включающая социальные, учебно-познавательные и внешние мотивы; учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой частной задачи; основы гражданской идентичности личности в форме осознания «Я» как гражданина России, чувства сопричастности и гордости за свою Родину, народ и историю, осознание ответственности человека за общее благополучие, осознание своей этнической принадлежности; Регулятивные универсальные учебные действия Выпускник научится: принимать и сохранять учебную задачу; учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем; планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации, в том числе во внутреннем плане; учитывать правило в планировании и контроле способа решения; осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату; адекватно воспринимать оценку учителя; различать способ и результат действия; оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки; выполнять учебные действия в материализованной, громко-речевой и умственной форме. Познавательные универсальные учебные действия Выпускник научится: осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы; строить речевое высказывание в устной и письменной форме; основам смыслового чтения художественных и познавательных текстов, выделять существенную информацию из текстов разных видов; устанавливать аналогии; Коммуникативные универсальные учебные действия Выпускник научится: допускать возможность существования у людей различных точек зрения, в том числе не совпадающих с его собственной, и ориентироваться на позицию партнёра в общении и взаимодействии; учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве; формулировать собственное мнение и позицию; договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов; строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой речи. |
2 | Хакасские народные сказки | 3 | «Аyxы оолах», Н.Пугочаков «Адок апсах», И.Костяков «Махачы Мачон» |
3 | Произведения о детях | 2 | Н.Тиников «Чолда», А.Чебодаев «Хустар – пiстiy нанxыларыбыс» |
4 | Произведения по теме «Будешь слушаться старших, долгую жизнь проживешь» | 2 | Г.Колмаков «Чабал «аuырыu», И.Топоев «Кeр оолах» |
5 | «Улыбка земли – счастье народа» | 5 | Хакасские народные сказиа «Петуuаснаy кeркexек», «Хайхастыu кjл», «Алыптыy оолuы», «Сабдар ат», «Сизiнмес чазырхос» |
6 | Песни. Тахпахи. | 3 | Г.Кичеев «Тахпахтар - кибелiстер»». А Тюкпеев «Аарлыu сjс», А.Халларов «Хысхаxах кибелiстер» |
7 | Традиции в произведения хакасских писателей и поэтов | 4 | «Кiндiк ixе», Е.Беккер «Ixе пiр ле полча», О.Кышпанакова «Хазых ойыны» |
8 | Произведения русских писателей о живтоных | 3 | Мамин-Сибиряк «Серая Шейка», |
9 | Басни. | 3 | И.Костяков «Саасхан-пастых», А.Угдыжеков «Кирi харuа паза изiрiк саасхан», И.Крылов «Кjjк паза петух» |
10 | В мире книг. | 2 | А.Халларов «Чазыттыu чалаy», В.Бутанаев «Тадар чон», П.Штыгашев «Сыданарuа чахаан», «Аuбаннаy Ким» |
11 | Итоговое повторение | 1 | Итоговое повторение за курс 4 класса | | |
12 | Итоговая контрольная работа за курс 4 класса | 1 | | | |
13 | Резервные уроки | 3 | | | |
14 | Итого | 34 | | | |
Календ. сроки | № уроков | Тема (раздел) | Тип урока | Планируемые результаты обучения | Возможные виды деятельности учащихся/ Возможные формы контроля | Возможные направления творческой, исследовательской, проектной деятельности учащихся | Фактическая дата проведения урока |
Освоение предметных знаний (базовые понятия) | Универсальные учебные действия |
1 четверть (8 часов) |
Путь к знаниям начинается в школе (2 часа) |
1 неделя сентября | 1 | Н. Доможаков. « Школам». | Комбинированный | Знать понятия: загадка, пословица. Уметь самостоятельно оценивать свою начитанность | Познавательные: планирование, контроль и оценка учебных действий в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации. Регулятивные: принимать и сохранять учебную задачу. Коммуникативные: умение договариваться о распределении ролей в совместной деятельности. Личностные: развитие этических чувств: доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости | Коллективное обсуждение отличий жанров фольклора: загадки, считалки, скороговорки, пословицы, дразнилки. Их значении в жизни людей | | |
2 неделя сентября | | Н.Тиников. « Дельфиннер имнепчелер». | урок усвоения новых знаний | Основное содержание былины, тема произведения, анализ содержания, составление плана, рассказ по плану. | Анализ содержания, составление плана. Подробный пересказ отдельных эпизодов. | Работа с рубриками «Словарь» и «Работаем с текстом» | |
Хакасские народные сказки – 3 ч. |
3 неделя сентября | | «Аyxы оолах». « Охотник Оолах» | Комбинированный | Жанры фольклора: героическая песня. | Познавательные: формирование познавательной учебной задачи; Регулятивные: осуществлять итоговый и пошаговый контроль результатов. Личностные: понимание роли чтения для решения познавательных и коммуникативных задач. | «Вспомни и назови», ответы на задания рубрик «Проверьте себя» | Соотнесение отрывка произведения с названием, определение жанра фольклора. | |
4 неделя сентября | | Н. Пугочаков. «Адок апсах». | комбинированный | Понятия: «вступление», «сказка». | Закрепление понятий «сказка», «вступление», «рассказ». | Работа с рубриками «Обратите внимание», «Словарь», «Работаем со сказкой», «Подсказка» | |
1 неделя октября | | И.Костяков. « Махачы Мачон». Входная проверка техники чтения | | Понятия: «мораль», «вступление», «рассказ». | Знакомство с баснями И. Дмитриева Закрепление понятий «басня», «мораль», «вступление», «рассказ». Упражнения в выразительном чтении. Заучивание наизусть одной из басен. | Работа в рабочей тетради. Работа с рубриками «Обратите внимание», «Словарь», «Работаем с текстом», «Подсказка» | |
Произведения о детях.(2часа) |
2 неделя октября | | Н. Тиников. «Чолда» | урок усвоения новых знаний | Работать самостоятельно в тетрадях и с книгами дополнительного чтения. | Познавательные: формирование познавательной учебной задачи; Регулятивные: ставить цель собственной познавательной деятельности и удерживать её. Коммуникативные: умение вести диалог или дискуссию о героях и их поступках, проявляя уважение к другому мнению. Личностные: понимание роли чтения для решения познавательных и коммуникативных задач. | Выразительное чтение понравившихся отрывков. Нахождение эпитетов, сравненийВыполнение заданий в тетради. | Выполнение заданий в тетради | |
3 неделя октября | | А.Чебодаева. «Хустар – пiстiy нанчыларыбыс» . | урок усвоения новых знаний | Слушать рассказ, отвечать на вопросы, делить текст на части, составлять план. Кратко пересказывать по плану. | Творческая работа «Любимые герои» | Выполнение заданий в рабочей тетради. Работа с рубрикой «Работаем с текстом» | |
Произведения на тему « Будешь слушаться старших, долгую жизнь проживёшь» (3 часа) |
4 неделя октября | | Г.Колмаков. «Чабал аuырыu» | урок усвоения новых знаний | Понимать содержание текста, определять главную мысль произведения. | Познавательные: осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы. Регулятивные: ставить цель собственной познавательной деятельности и удерживать её. Коммуникативные: адекватно использовать речевые средства для решения коммуникативных задач. Личностные: формирование выраженной устойчивой учебнопознавательной мотивации учения. | Работа книгами- справочниками (справка о поэте). Выразительное чтение. | Выполнение заданий в рабочей тетради.» | |
| | | | | 2 четверть (8 часов) | | | |
| | И.Топоев. «Кeр оолах». | урок усвоения новых знаний | Наблюдение над особенностью стихотворных строк. | Познавательные: строить речевое высказывание в устной и письменной форме. Регулятивные: осуществлять итоговый и пошаговый контроль результатов. Личностные: понимание роли чтения для решения познавательных и коммуникативных задач. | Коллективное обсуждение понятий: ритм, тон, темп чтения стихотворения. Выразительное чтение стихотворения | | |
« Улыбка земли – счастье народа».( 5 ч) |
2 неделя ноября | | Хакасская народная сказка. «Петуuаснаy кeркexек» | урок усвоения новых знаний | Выявлять особенности волшебных сказок, сказок народных и литературных. | Познавательные: формирование познавательной учебной задачи; Регулятивные: ставить цель собственной познавательной деятельности и удерживать её. Коммуникативные: умение вести диалог или дискуссию о героях и их поступках, проявляя уважение к другому мнению. Личностные: понимание роли чтения для решения познавательных и коммуникативных задач. \ | Работа с текстом, выполнение заданий в рабочей тетради. | Выполнение заданий в рабочей тетради. Выполнение заданий рубрик «Точное слово» и «Поиск». | |
3 неделя ноября | | Хакасская народная сказка. « Хайхастыu кjл». | урок усвоения новых знаний | Характеризовать образ детей (внешний вид, поступки), выделять кульминационный момент и выразительно читать этот эпизод. | Пересказ основного содержания рассказов | Письмо | |
4 неделя ноября | | Хакасская народная сказка. «Алыптыy оолuыя». | урок усвоения новых знаний | Определять авторскую позицию, выражать свое отношение к произведению и поступку героя. | Работа с произведением. Выразительное чтение. | Чтение по ролям | |
1 неделя декабря | | Хакасская народная сказка. «Сабдар ат». | урок усвоения новых знаний | Определять авторскую позицию, выражать свое отношение к произведению и поступку героя. | Познавательные: осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы. Регулятивные: нахождение главной мысли произведения; прогнозирование, коррекция. Коммуникативные: задавать вопросы, вести диалог при работе в группах по разным образовательным маршрутам. Личностные: формирование выраженной устойчивой учебнопознавательной мотивации учения. | Работа с произведением. Выразительное чтение | Составление синквейна | |
2 неделя декабря | | Хакасская народная сказка. « Сизiнмес чазырхос» | урок усвоения новых знаний | Представление наиболее понравившегося произведения. | Аннотация самостоятельно прочитанной книги. | Выполнение заданий в рабочей тетради | |
Песни, тахпахи. (3 часа) |
3 неделя декабря | | Г. Кичеев. « Тахпахтар - кибелiстер». | урок усвоения новых знаний | . | Познавательные: выполнение практико-ориентированных заданий: нахождение информации в тексте изучаемого произведения, интерпретация текста, рефлексия и оценка. Регулятивные: принимать и сохранять учебную задачу. Коммуникативные: формулировать собственное мнение и позицию. Личностные: способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности. | Выявление главной мысли предания – уметь прощать. Оформление модели обложки. | Выполнение заданий в рабочей тетради , работа с рубриками «Поиск» | |
4 неделя декабря | | Резервный урок | | | | | | |
3 четверть (10 часов) |
2 неделя января | | А Тюкпеев. «Аарлыu сjс». | Урок систематизации и обобщ знаний | Итоговая проверка сформированности учебной и читательской деятельности. | Познавательные: строить речевое высказывание в устной и письменной форме. Регулятивные: осуществлять итоговый и пошаговый контроль результатов. Личностные: понимание роли чтения для решения познавательных и коммуникативных задач. | Выявление главной мысли | наизусть | |
3 неделя января | | А.Халларов. «Хысхаxах кибелiстер» | урок систематизации и обобщения знаний и умений | Рассказывание отдельных эпизодов | Познавательные: понимать позицию автора произведения и выражать свою точку зрения о произведении, героях и их поступках; Регулятивные: ставить цель собственной познавательной деятельности и удерживать её. Личностные: самоопределение и самопознание себя через сравнение с героями литературных произведений. | Обобщение материала по разделу. Выполнение заданий рубрики «Проверьте себя». Пересказ понравившегося рассказа. | Выполнение заданий в рабочей тетради, работа с рубрикой «Книжная полка» | |
Традиции в произведениях хакасских писателей и поэтов. (4 часа) |
4 неделя января | | Н. Трошкин. « Кiндiк ixе» | урок усвоения новых знаний | Тема и главная мысль рассказа | Познавательные: осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы. Регулятивные: нахождение главной мысли рассказа; прогнозирование, коррекция. Коммуникативные: учитывать разные мнения и интересы и обосновывать собственную позицию. Личностные: формирование выраженной устойчивой учебнопознавательной мотивации учения. | Работа с рассказами. Герои произведения. Сюжет, кульминация произведения. Характеры и поведение героев. Тема и главная мысль рассказа | Письменный ответ на вопрос | |
Традиции в произведениях хакасских писателей и поэтов. (4 часа) |
1 неделя февраля | 20 | Н. Трошкин. « Кiрjс ixе-пабалар» | урок усвоения новых знаний | Тема и главная мысль рассказа | Познавательные: осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы. Регулятивные: нахождение главной мысли рассказа; прогнозирование, коррекция. Коммуникативные: учитывать разные мнения и интересы и обосновывать собственную позицию. Личностные: формирование выраженной устойчивой учебнопознавательной мотивации учения. | Работа с рассказами. Герои произведения. Сюжет, кульминация произведения. Характеры и поведение героев. Тема и главная мысль рассказа | Творческий пересказ | |
2 неделя февраля | 21 | Е. Беккерни. « Мать только одна бывает». | урок усвоения новых знаний | Тема и главная мысль рассказа | Работа с рассказом. Герои произведения. Сюжет, кульминация произведения. Характеры и поведение героев. Тема и главная мысль рассказа | Творческий пересказ | |
3 неделя февраля | 22 | О.Кышпанакова. « Витаминнерге пай халба» | урок усвоения новых знаний | Средства выразительности в произведениях, сравнения, олицетворения | Работа с произведениями. Определение сравнений, олицетворений. | Выразительное чтение | |
Произведения русских писателей о животных. (2 часа) |
4 неделя февраля | 23 | Л.Уткина «Талганныy тузазы» | урок усвоения новых знаний | Определять авторскую позицию, выражать своё отношение к произведению | Познавательные: осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы. Регулятивные: нахождение главной мысли рассказа; прогнозирование, коррекция. Коммуникативные: учитывать разные мнения и интересы и обосновывать собственную позицию. Личностные: формирование выраженной устойчивой учебнопознавательной мотивации учения. | Работа с произведением. Определение метафор | Выразительное чтение | |
1 неделя марта | 24 | Мамин – Сибиряк. « Пора Мойынах». | урок усвоения новых знаний | Определять авторскую позицию, выражать своё отношение к произведению и поступку героя. Выделять эпитеты, сравнения, олицетворения. | Объяснение заголовка. Аналитическое чтение, выделение повторов, устойчивых эпитетов, описаний героев. Выполнение заданий в учебнике и тетради | Выполнение заданий в рабочей тетради «Работаем с текстом». | |
Басни. ( 3 часа) |
2 неделя марта | 25 | И. Костяков. « Саасхан - пастых». Проверка техники чтения | урок усвоения новых знаний | Средства выразительности в произведениях: интонация, голос, логическое ударение | Познавательные: осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы. Регулятивные: нахождение главной мысли рассказа; прогнозирование, коррекция. Коммуникативные: учитывать разные мнения и интересы и обосновывать собственную позицию. Личностные: формирование выраженной устойчивой учебнопознавательной мотивации учения. | Работа с басней. Коллективное обсуждение интонации, логического ударения, темы и главной мысли басни. | Выразительное чтение наизусть. | |
3 нед марта | 26 | Резервный урок | | | | | | |
| | | | | 4 четверть (8 часов) | | | |
1 неделя апреля | 27 | А.Угдыжеков. «Кирi харuа паза саасхан» « Старая Ворона и Сорока» | урок усвоения новых знаний | Средства выразительности в произведениях: интонация, голос, логическое ударение | Познавательные: осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы. Регулятивные: нахождение главной мысли рассказа; прогнозирование, коррекция. Коммуникативные: учитывать разные мнения и интересы и обосновывать собственную позицию. Личностные: формирование выраженной устойчивой учебно-познавательной мотивации учения. | Работа с басней. Коллективное обсуждение интонации, логического ударения, темы и главной мысли произведения | Выразительное чтение наизусть. | |
2 неделя апреля | 28 | И.Крылов. « Кjjк паза Петух». | урок усвоения новых знаний | Высказывать своё мнение о прочитанном, давать оценку героям, работать самостоятельно в тетрадях и с книгами дополнительного чтения | Повторение произведений С.Я. Маршака (1-3 кл.). Жанры произведений С.Я.Маршака (загадки, стихи, сказки). Работа со стихотворением С.Я. Маршака «Сказка про козла»: самостоятельное чтение, выполнение заданий в учебнике и в тетради. | Выполнение заданий в рабочей тетради. Работа с рубриками «Обрати внимание», «Работаем с текстом» | |
| | | | | В мире книг(2ч) | | | |
3 нед апреля | 29 | В. Бутанаев. «Тадар чон» | урок усвоения новых знаний | Выделять главную мысль произведения, отношение автора к герою. | Познавательные: принимать и сохранять учебную задачу, самостоятельно готовить выразительное чтение стихотворения по алгоритму, предложенному учителем. Регулятивные: планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей. Коммуникативные: учитывать разные мнения и интересы и обосновывать собственную позицию. Личностные: проявление самостоятельности и личной ответственности за свои поступки. | Краткий пересказ произведений | Рубрика «Давай подумаем» | |
4 нед апреля | 30 | П.Штыгашев. « Аuбаннаy Ким». | урок усвоения новых знаний | Определять главную мысль произведения, систематизировать полученные знания. | Дневник по чтению | Выразительное чтение | |
| | | | | Итоговое повторение (1 ч) | | | |
1 нед мая | 31 | Итоговое повторение | урок систематизации и обобщения знаний | Выделять главную мысль произведений, отношение автора к герою. | Познавательные: принимать и сохранять учебную задачу. Регулятивные: планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей. Коммуникативные: учитывать разные мнения и интересы и обосновывать собственную позицию. Личностные: проявление самостоятельности и личной ответственности за свои поступки. | Краткий пересказ произведения | Рубрика «Давай подумаем» | |
Итоговая контрольная работа(1ч) |
2 нед мая | 32 | Итоговая контрольная работа за курс 4 класса | Урок контроля | Итоговый годовой контроль | Познавательные : объяснять языковые явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе итогового контроля в виде теста | Формирование навыков самоанализа и самоконтроля | | |
3 нед мая | 33 | Проект «Мое любимое произведение» | | Научиться представлять учебный исслед. проект, сопровождая выступление презентационным материалом, отвечать на вопросы по теме учебного исследования | Коммуникативные: формировать навыки учебного сотрудничества в ходе индив. и групп. работы. Регулятивные:: проектировать маршрут преодоления затруднений в обучении через включение в новые виды деятельности и формы сотрудничества. | Формирование навыков самоанализа и самоконтроля | Подготовка к защите инд. и групп. проектов «Мое любимое произведение» | |
4 нед мая | 34 | Защита проектов «Мое любимое произведение» | | Научиться представлять учебный исслед. проект, сопровождая выступление презентационным материалом, отвечать на вопросы по теме учебного исследования | Коммуникативные: формировать навыки учебного сотрудничества в ходе индив. и групп. работы. Регулятивные:: проектировать маршрут преодоления затруднений в обучении через включение в новые виды деятельности и формы сотрудничества. Познавательные:: объяснять языковые явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе защиты исследовательских проектов | Формирование навыков самоанализа и самоконтроля | Защита инд. и групп. проектов «Мое любимое произведение» | |