СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа

Категория: Биология

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рабочая программа по биологии  под.редакцией А.А.Каменского 11 класс ФГОС расчитана на 68 часов 2 часа в неделю

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа»

Пояснительная записка

Нормативно-правовые документы, на основании которых разработана рабочая программа:

  • Федеральный государственный образовательный стандарт среднего общего образования (утв. приказом Министерства образования и науки РФ от 17 мая 2012 г. N 413). Подпункт 6 изменен с 7 августа 2017 г. - Приказ Минобрнауки России от 29 июня 2017 г. N 613

  • Федеральный закон РФ от 29.12.2012 № 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации», ст. 2, п. 9;

  • Федеральный государственный образовательный стандарт;

  • письмо Министерства образования и науки РФ от 19 апреля 2011 г. № 03-255 «О введении федерального государственного образовательного стандарта общего образования»;

  • федеральный перечень учебников, рекомендованных Министерством образования и науки РФ к использованию в образовательном процессе в общеобразовательных учреждениях, на 2019-2020 гг., пр. Министерства образования и науки РФ № 345 от 28.12.2018

  • приказ Министерства образования и науки РФ № 1577 от 31.12.2015 г. «О внесении изменений в ФГОС ООО, утверждённый приказом Министерства образования и науки РФ от 17.12.2010 г. № 1897»;

  • основной образовательной программой среднего (полного) общего образования МКОУ «Головищенская СОШ»;

  • учебным планом МКОУ «Головищенская СОШ»;

на основе:

ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА «БИОЛОГИЯ 11кл.»

Рабочая программа разработана на основе программы курса по биологии 11 класса «Общая биология» В.В.Пасечника и др., составленной на основе федерального компонента государственного стандарта среднего (полного) общего образования на базовом уровне.

Настоящая рабочая программа ориентирована на использование учебника :

Каменский, А.А., Криксунов Е.А., Пасечник В.В. Общая биология 10-11 классы: учебник  для общеобразовательных учреждений. – М.: Дрофа, 2017г


Курс биологии на ступень среднего (полного) общего образования на базовом уровне направлен на формирование у учащихся знаний о живой природе, ее отличительных признаков – уровневой организации и эволюции, поэтому программа сведения об общих биологический закономерностях, проявляющихся на разных уровнях организаций живой природы.

Основа отбора содержания на базовом уровне составляет культуросообразный подход, в соответствии с которым учащиеся должны освоить знания и умения, значимые для формирования общей культуры, определяющие адекватное поведения человека, в окружающей среде востребованные в жизни и практической деятельности. В связи с этим на базовом уровне программе особое внимание уделено содержанию, лежащему в основе формирования современной естественнонаучной картины мира, ценностных ориентаций, реализующему гуманизацию биологического образования.

Основу структурирования содержания курса биологии в старшей школе на базовом уровне составляет ведущие идеи – отличительные особенности живой природы, ее уровневая организация и эволюция. В соответствии с ними выделены содержательные разделы курса: Биология как наука. Методы научного познания; Основы цитологии; Размножение и индивидуальное развитие организмов; Генетика; Основы учения об эволюции; Основы экологии и пр.

Изучение биологии на ступени среднего (полного) общего образования в старшей школе на базовом уровне, направленном на достижение следующих целей:

- освоение знаний  о биологический системах (клетка, организм, вид, экосистема);

история развития современных представлений о живой природе; выдающихся открытиях в биологической науке; роли биологической науке в формировании современной естественнонаучной картины мира; методах научного познания;

- овладение умениями обосновывать место и роль биологических знаний в практической деятельности людей, развитии современных технологий; проводить наблюдение за экосистемами с целью их описания и выявления естественных и антропогенных изменений; находить и анализировать информацию о живых объектах;

- развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в процессе изучения выдающихся достижений биологии, вошедших в общечеловеческую культуру; сложных и противоречивых путей развития современных научных взглядов, идей, теорий, концепций, различных гипотез (о сущности и происхождении жизни, человека) в ходе работы с различными источниками информации;

- воспитание убежденности в возможности познания живой природы, необходимости бережного отношениях в природной среде, собственному здоровью; уважение к мнению оппонента при обсуждении биологических проблем;

- использование приобретенных знаний и умений в повседневной жизни для оценки последствий своей деятельности по отношению к окружающей среде, здоровью других людей и собственному здоровью; обоснование и соблюдения мер профилактики заболеваний.


Контроль и учёт достижений учащихся ведётся по отметочной системе и направлен на диагностирование достижения учащимися уровня функциональной грамотности.

Используемые формы контроля и учёта учебных и внеучебных достижений учащихся:

- текущая аттестация (тестирования, работа по индивидуальным карточкам, самостоятельные работы, проверочные работы, устный и письменный опросы);

- аттестация по итогам обучения за четверть (тестирование, проверочные работы);

- аттестация по итогам года;

- формы учета достижений (урочная деятельность, анализ текущей успеваемости, внеурочная деятельность – участие в олимпиадах, творческих отчетах, выставках, конкурсах и т.д.)

Основной формой организации учебного процесса является классно-урочная система. В качестве дополнительных форм организации образовательного процесса используется система консультационной поддержки, индивидуальных занятий, самостоятельная работа учащихся с использованием современных информационных технологий. Организация сопровождения учащихся направлена на:

- создание оптимальных условий обучения;

- исключение психотравмирующих факторов;

- сохранение психосоматического состояния здоровья учащихся;

- развитие положительной мотивации к освоению гимназической программы;

- развитие индивидуальности и одаренности каждого ребенка.

В основе осуществления целей образовательной программы гимназического обучения используется личностно-ориентированные, гуманно-личностные, информационные технологии, развивающее обучение, учебно-поисковая деятельность.

Одним из условий формирования компетенций является – внедрение современных педагогических технологий, в том числе интерактивных. Интерактивные технологии обладают рядом особенностей, позволяющих с достаточной эффективностью использовать их в процессе обучения биологии: организуют процесс приобретения нового опыта и обмен имеющимися, позволяют максимально использовать личностный опыт каждого участника, используют социальное моделирование, основываются на атмосфере сотрудничества, уважения мнения каждого, свободного выбора личных решений.

Интерактивные технологии позволяют развивать социальные практики с учётом психофизических особенностей ребят, помогают преодолеть господство «знаниевого» подхода в пользу «деятельностного», что в конечном счёте и преследует программа модернизации образования.


МЕСТО БИОЛОГИИ В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ

Рабочая программа разработана на основе федерального базисного учебного плана для образовательных учреждения РФ, на изучение биологии отводиться 68 часов, в том числе 35 часов в 10 классе и 34 часа в 11 классе. Но школьного компонента учебного плана на изучение биологии добавляется дополнительно 69 часов. В связи с этим общее число часов (в рабочей программе) становится 138. В 10 классе 70 часов (2часа в неделю) и в 11 классе 68 часов (2часа в неделю)



РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ КУРСА БИОЛОГИИ


Деятельность образовательного учреждения общего образования в обучении биологии в средней (полной) школе должна быть направлена на достижение обучающимися следующих личностных результатов

1) реализации этических установок по отношению к биологическим открытиям, исследованиям и их результатам; 

2) признания высокой ценности жизни во всех её проявлениях, здоровья своего и других людей, реализации установок здорового образа жизни; 

3) сформированности познавательных мотивов, направленных на получение нового знания в области биологии в связи с будущей профессиональной деятельностью или бытовыми проблемами, связанными с сохранением собственного здоровья и экологической безопасности. 

Метапредметными результатами освоения выпускниками старшей школы базового курса биологии являются: 

1) овладение составляющими исследовательской и проектной деятельности, включая умения видеть проблему, ставить вопросы, выдвигать гипотезы, давать определения понятиям, классифицировать, наблюдать, проводить эксперименты, делать выводы и заключения, структурировать материал, объяснять, доказывать, защищать свои идеи; 

2) умения работать с разными источниками биологической информации: находить биологическую информацию в различных источниках (тексте учебника, научно-популярной литературе, биологических словарях и справочниках), анализировать и оценивать информацию, преобразовывать информацию из одной формы в другую; 

3) способность выбирать целевые и смысловые установки в своих действиях и поступках по отношению к живой природе, своему здоровью и здоровью окружающих; 

4) умения адекватно использовать речевые средства для дискуссии и аргументации своей позиции, сравнивать разные точки зрения, аргументировать свою точку зрения, отстаивать свою позицию. 

Предметными результатами освоения выпускниками старшей школы курса биологии базового уровня являются: 

B познавательной (интеллектуальной) сфере

1) характеристика содержания биологических теорий (клеточная, эволюционная теория Дарвина); учения Вернадского о биосфере; законов Менделя, закономерностей изменчивости; вклада выдающихся учёных в развитие биологической науки; 

2) выделение существенных признаков биологических объектов (клеток: растительных и животных, доядерных и ядерных, половых и соматических; организмов: одноклеточных и многоклеточных; видов, экосистем, биосферы) и процессов (обмен веществ, размножение, деление клетки, оплодотворение, действие искусственного и естественного отборов, формирование приспособленности, образование видов, круговорот веществ и превращения 

энергии в экосистемах и биосфере); 

3) объяснение роли биологии в формировании научного мировоззрения; вклада биологических теорий в формирование современной естественно- научной картины мира; отрицательного влияния алкоголя, никотина, наркотических веществ на развитие человека; влияния мутагенов на организм человека, экологических факторов на организмы; причин эволюции, изменяемости видов, нарушений развития организмов, наследственных заболеваний, мутаций, устойчивости и смены экосистем; 

4) приведение доказательств (аргументация) единства живой и неживой природы, родства живых организмов; взаимосвязей организмов и окружающей среды; необходимости сохранения многообразия видов; 

5) умение пользоваться биологической терминологией и символикой; 

6) решение элементарных биологических задач; составление элементарных схем скрещивания и схем переноса веществ и энергии в экосистемах (цепи питания); 

7) описание особей видов по морфологическому критерию; 

8) выявление изменчивости, приспособлений организмов к среде обитания, источников мутагенов в окружающей среде (косвенно), антропогенных изменений в экосистемах своей местности; изменений в экосистемах на биологических моделях; 

9) сравнение биологических объектов (химический состав тел живой и неживой природы, зародыш человека и других млекопитающих, природные экосистемы и агроэкосистемы своей местности), процессов (естественный и искусственный отборы, половое и бесполое размножения) и формулировка выводов на основе сравнения. 

B ценностно-ориентационной сфере

1) анализ и оценка различных гипотез сущности жизни, происхождение человека и возникновение жизни, глобальных экологических проблем и путей их решения, последствий собственной деятельности в окружающей среде; биологической информации, получаемой из разных источников; 

2) оценка этических аспектов некоторых исследований в области биотехнологии (клонирование, искусственное оплодотворение, направленное изменение генома). 

B сфере трудовой деятельности: овладение умениями и навыками постановки биологических экспериментов и объяснения их результатов. 

B сфере физической деятельности: обоснование и соблюдение мер профилактики вирусных заболеваний, вредных привычек (курение, употребление алкоголя, наркомания); правил поведения в окружающей среде. 


СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО КУРСА


Тема 1 Основы учения об эволюции 17 часов

Краткие сведения о додарвинском периоде развития биологии. Основные положения эволюционной теории Ч. Дарвина. Значение теории эволюции для развития естествознания и ее оценка основоположниками марксизма-ленинизма. Критерии вида. Популяция — единица вида и эволюции. Понятие сорта растений и породы животных. Движущие силы эволюции: наследствен­ность, изменчивость, борьба за существование, естественный отбор. Ведущая роль естественного от­пора в эволюции.

Искусственный отбор и наследственная из­менчивость—основа выведения пород домаш­них животных и сортов культурных растений. Задачи в создании новых высокопродуктивных пород животных и сортов растений. Возникновение приспособлений. Относительный характер приспособленности. Микроэволюция. Видообразование. Результаты эволюции: приспособленность организмов, многообразие видов. Использование теории эволюции в сельскохозяйственной практике и в деле охраны природы.

Демонстрация живых растений и животных, гербариев, кол­лекций, моделей, муляжей, таблиц для иллюстрации изменчи­вости, наследственности, приспособленности, разнообразия сортов культурных растений и пород домашних животных.

Лабораторные и практические работы

Л.Р.№ 1. «Описание вида по морфологическому критерию» на живых растениях или гербарных материалах

П.р.№ 1. «Выявление изменчивости у особей одного вида»

П.Р.№ 2. «Изучение приспособленности организмов к среде оби­тания».

Л.Р.№2. «Изучение ароморфозов и идиоадаптаций у растений и животных»

Урок контроля – зачёт.

Тема 2. Основы селекции и биотехнологии. 9 часов

Генетические основы селекции растений, животных и микроорганизмов. Задачи современной селекции. Н. И. Вавилов о происхож­дении культурных растений. Значение исходного материала для селекции. Селекция растений. Основные методы селекции: гиб­ридизация и искусственный отбор. Роль естественного отбора и селекции. Самоопыление перекрестно опыляемых растений. Гетерозис. Полиплоидия и отдаленная гибридизация. Селекция животных. Типы скрещивания и методы разведения. Метод анализа наследственных хозяйственно-ценных признаков у животных-производителей. Отдаленная гибридиза­ции домашних животных. Селекция бактерий, грибов, ее значение для микро­биологической промышленности (получение антибиотиков, фер­ментных препаратов, кормовых дрожжей и др.). Основные на­правления биотехнологии (микробиологическая промышлен­ность, генная и клеточная инженерия).

Демонстрация муляжей гибридных и полиплоидных ра­стений.

Урок контроля – зачет.

Тема 3. Возникновение и развитие жизни на Земле. 9 часов

Взгляды, гипотезы и теории о происхождении жизни. Современные представления о происхождении жизни. Краткая история развития органического мира. Основные ароморфозы в эволюции органического мира. Основные направления эволюции органического мира. Филогенетические связи в живой природе. Современные классификации живых организмов. Главные направления эволюции органического мира.

Обобщение темы «Возникновение и развитие жизни на Земле».

Тема 4. Антропо­генез. 7 часов

Ч. Дарвин о происхождении человека от животных. Ф, Эн­гельс о роли труда в превращении древних обезьян в человека. Движущие силы антропогенеза: социальные и биологические факторы. Ведущая роль законов общественной жизни в социальном прогрессе человечества.

Древнейшие, древние и ископаемые люди современного типа. Человеческие расы, их происхождение и единство. Анти­научная, реакционная сущность социального дарвинизма и расизма.

Демонстрация скелетов человека и позвоночных, модели «Происхождение человека», модели остатков их материальной культуры.

Урок контроля – зачет.

Тема 5. Основы экологии. 16 часов

Предмет и задачи экологии, математическое моделирование в экологии. Экологические факторы. Деятельность человека как экологический фактор. Комплексное воздействие факторов на организм. Ограничивающие факторы. Фотопериодизм. Вид, его экологическая характеристика. Популяция. Факторы, вызывающие изменение численности популяций, способы ее регулирования. Рациональное использование видов, сохранение их разнооб­разия. Биогеоценоз. Взаимосвязи популяций в био­геоценозе. Цепи питания. Правило экологиче­ской пирамиды. Саморегуляция. Смена биогеоце­нозов. Агроценозы. Повышение продуктивности агроценозов на основе мелиорации земель, внедрения новых технологий выра­щивания растений. Охрана биогеоценозов.

Демонстрации коллекций, гербарных материалов, результа­тов опытов и длительных наблюдений в уголке живой природы и на учебно-опытном участке по выяснению влияния различных экологических факторов на развитие растений и животных; кол­лекций, иллюстрирующих экологические взаимосвязи леса, луга и др.; моделей экологических систем (аквариум, агроценоз, био­ценоз пресноводного водоема).

Практическая работа «Сравнительная характеристика экосистем и агросистем своей местности»

Практическая работа «Решение экологических задач»

Лабораторная работа № 5 «Составление схем передачи веществ и энергии в экосистемах леса и водоёма»

Урок контроля – зачет.

Тема 6. Эволюция биосферы и человек. (8 часов)

Биосфера в период, научно-технического прогресса и здоро­вье человека. Проблемы окружающей среды: защита от за­грязнения, сохранение эталонов и памятников природы, видо­вого разнообразия, биоценозов, ландшафтов.

Урок контроля – итоговая проверочная работа

Резервное время – 2ч




Требования к уровню подготовки учащихся

В результате изучения биологии на базовом уровне ученик должен

знать /понимать

  • основные положения биологических теорий (клеточная, эволюционная теория Ч.Дарвина); учение В.И.Вернадского о биосфере; сущность законов Г.Менделя, закономерностей изменчивости;

  • строение биологических объектов: клетки; генов и хромосом; вида и экосистем (структура);

  • сущность биологических процессов: размножение, оплодотворение, действие искусственного и естественного отбора, формирование приспособленности, образование видов, круговорот веществ и превращения энергии в экосистемах и биосфере;

  • вклад выдающихся ученых в развитие биологической науки;

  • биологическую терминологию и символику;

уметь

  • объяснять: роль биологии в формировании научного мировоззрения; вклад биологических теорий в формирование современной естественнонаучной картины мира; единство живой и неживой природы, родство живых организмов; отрицательное влияние алкоголя, никотина, наркотических веществ на развитие зародыша человека; влияние мутагенов на организм человека, экологических факторов на организмы; взаимосвязи организмов и окружающей среды; причины эволюции, изменяемости видов, нарушений развития организмов, наследственных заболеваний, мутаций, устойчивости и смены экосистем; необходимости сохранения многообразия видов;

  • решать элементарные биологические задачи; составлять элементарные схемы скрещивания и схемы переноса веществ и энергии в экосистемах (цепи питания);

  • описывать особей видов по морфологическому критерию;

  • выявлять приспособления организмов к среде обитания, источники мутагенов в окружающей среде (косвенно), антропогенные изменения в экосистемах своей местности;

  • сравнивать: биологические объекты (химический состав тел живой и неживой природы, зародыши человека и других млекопитающих, природные экосистемы и агроэкосистемы своей местности), процессы (естественный и искусственный отбор, половое и бесполое размножение) и делать выводы на основе сравнения;

  • анализировать и оценивать различные гипотезы сущности жизни, происхождения жизни и человека, глобальные экологические проблемы и пути их решения, последствия собственной деятельности в окружающей среде;

  • изучать изменения в экосистемах на биологических моделях;

  • находить информацию о биологических объектах в различных источниках (учебных текстах, справочниках, научно-популярных изданиях, компьютерных базах данных, ресурсах Интернет) и критически ее оценивать;

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

  • соблюдения мер профилактики отравлений, вирусных и других заболеваний, стрессов, вредных привычек (курение, алкоголизм, наркомания); правил поведения в природной среде;

  • оказания первой помощи при простудных и других заболеваниях, отравлении пищевыми продуктами;

  • оценки этических аспектов некоторых исследований в области биотехнологии (клонирование, искусственное оплодотворение).


УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН


№ п/п

РАЗДЕЛЫ

Количество часов

Практические и лабораторные работы

Уроки контроля

1.

ОСНОВЫ УЧЕНИЯ ОБ ЭВОЛЮЦИИ

17

4

1

2.

ОСНОВЫ СЕЛЕКЦИИ И БИОТЕХНОЛОГИИ

9

-

1

3

ВОЗНИКНОВЕНИЕ И РАЗВИТИЕ ЖИЗНИ НА ЗЕМЛЕ

9


1

4.

АНТРОПОГЕНЕЗ

7

-

1

5.

ОСНОВЫ ЭКОЛОГИИ

16

2

1

6.

ЭВОЛЮЦИЯ БИОСФЕРЫ И ЧЕЛОВЕК

8

-

1

7

РЕЗЕРВНОЕ ВРЕМЯ

2




ВСЕГО

68

6

6


Лабораторных работ – 5

Практических работ – 3

Уроков контроля - 6


Учебно-методическое обеспечение

  1. А.А.Каменский А.А., Криксунов Е.А., Пасечник В.В. Общая биология. 10-11 классы. - М.: Дрофа, 2014;

  2. Тематическое и поурочное планирование по биологии. К учебнику: Каменский, В.В. Криксунов Е.А, Пасечник А.А: «Общая биология . 10 -11 классы.». Т.А. Козлова. Издательство «Экзамен» 2008 г.

  3. «Единая коллекция Цифровых Образовательных Ресурсов» (набор цифровых ресурсов к учебникам линии В.В. Пасечника) (http://school-collection.edu.ru/).

  4. www.bio.1september.ru– газета «Биология» -приложение к «1 сентября».

  5. http://ebio.ru/ - Электронный учебник «Биология». Содержит все разделы биологии: ботанику, зоологию, анатомию и физиологию человека, основы цитологии и генетики, эволюционную теорию и экологию. Может быть рекомендован учащимся для самостоятельной работы.

  6. http://biology.ru Сайт является Интернет – версией учебного курса на компакт-диске "Открытая Биология". Физикон 2005-2012г.

  7. http://kunaevasa.blogspot.ru/ Образовательный блог учителя биологии.

  8. http://interneturok.ru/ru/school/biology/10-klass Интернет уроки.

  9. http://www.ege.edu.ru/ Официальный информационный портал Единого Государственного Экзамена

  10. http://www.megabook.ru/Rubricator.asp?RNode=3706 Энциклопедия Кирилла и Мефодия (тестовый режим).





















. Календарно-тематическое планирование

Биология – 11 класс

Автор - А.А.Каменский

68 часов (2 часа в неделю)


№ урока

Тема урока

Кол-во час

Дата


1.ОСНОВЫ УЧЕНИЯ ОБ ЭВОЛЮЦИИ (17ч)

1

Развитие эволюционного учения Ч. Дарвина. Вводный инструктаж по Т.Б.

1



2.

Чарльз Дарвин и основные положения его теории.

1



3

Вид. Критерии вида. Л.р. №1 Описание вида по морфологическому критерию

1



4

Популяция как элементарная единица эволюции.

1



5

Генетический состав популяций. П.р.№1 «Выявление изменчивости у особей одного вида»

1



6

Изменения генофонда популяций

1



7

Борьба за существование и её формы.

1


.

8

Естественный отбор. Формы естественного отбора

1


.

9

Естественный отбор и его формы

1


10

Изолирующие механизмы.

1



11

Видообразование.

1



12

Приспособленность видов как результат естественного отбора. П.р.№2 «Изучение приспособленности организмов к среде обитания»

1



13

Макроэволюция. Её доказательства

1


.

14

Система растений и животных – отображение эволюции

1



15

Главные направления эволюции органического мира

1



16


Л.Р.№2 «Изучение ароморфозов и идиоадаптаций у растений и животных»

1



17

Зачет по теме «Основы учения об эволюции»

1



2.ОСНОВЫ СЕЛЕКЦИИ И БИОТЕХНОЛОГИИ (9ч)

18

Задачи и методы селекции и биотехнологии.

1



19

Генетика как научная основа селекции организмов.




20

Учение Н.И.Вавилова о центрах происхождения культурных растений

1



21

Основные методы селекции растений

1



22


Методы селекции животных.

1



23

Селекция микроорганизмов

1



24

Современное состояние и перспективы биотехнологии

1



25

Генная и клеточная инженерия, её достижения и перспективы

1



26

Зачёт по теме «Основы селекции и биотехнологии».

1



3. ВОЗНИКНОВЕНИЕ И РАЗВИТИЕ ЖИЗНИ НА ЗЕМЛЕ (9ч)

27

Взгляды, гипотезы и теории о происхождении жизни

1



28

Современные представления о происхождении жизни

1



29

Краткая история развития органического мира

1



30

Основные ароморфозы в эволюции органического мира

1



31

Основные направления эволюции различных групп растений

1



32

Основные направления эволюции различных групп животных

1



33

Филогенетические связи в живой природе

1



34

Современные классификации живых организмов. Главные направления эволюции органического мира

1



35

Обобщение темы «Возникновение и развитие жизни на Земле»

1



4. АНТРОПОГЕНЕЗ (7ч)

36

Положение человека в системе органического мира.

1



37

Доказательства происхождения человека от животных

1



38


Основные стадии антропогенеза

1



39

Движущие силы антропогенеза. Биологические и социальные факторы антропогенеза.

1



40

Основные этапы эволюции человека

1



41

Расы человека и их происхождение.

1



42

Зачет по теме: « Антропогенез».

1



5. ОСНОВЫ ЭКОЛОГИИ (16ч)

43

Что изучает экология

1



44

Среда обитания организмов и её факторы

1



45

Местообитание и экологические ниши.

1



46

Основные типы экологических взаимодействий. Л.р.№3 Решение экологических задач

1



47

Конкурентные взаимодействия.

1



48

Основные экологические характеристики популяции

1



49

Динамика популяции

1



50

Экологические сообщества

1



51

Структура сообщества. П.Р. «Сравнительная характеристика экосистем и агроэкосистем своей местности»

1



52

Взаимосвязь организмов в сообществах

1



53

Пищевые цепи. Л.р№4. «Составление схем передачи веществ и энергии в экосистемах леса и водоёма»

1



54

Экологические пирамиды

1



55

Экологические сукцессии

1



56

Влияние загрязнений на живые организмы

1



57

Основы рационального использования

1



58

Зачет по теме: «Основы экологии»

1



6. ЭВОЛЮЦИЯ БИОСФЕРЫ И ЧЕЛОВЕК (10ч)

59

Основные этапы развития жизни на Земле

1



60

Эволюция биосферы. Функции живого вещества

1




61

Биогеохимический круговорот веществ и энергии

1



62

Учение В.И.Вернадского о биосфере. Место и роль человека в биосфере.

1



63

Антропогенное воздействие на биосферу. Понятие о ноосфере.

1




64

Международные и национальные программы оздоровления природной среды

1



65

Повторение и обобщение материала за курс 11 класса

1



66

Итоговая проверочная работа

1



67-68

Резервное время

2