- понимание русского языка как одной из национально-культурных ценностей русского народа;
- понимание определяющей роли родного языка в развитии интеллектуальных, творческих способностей и моральных качеств личности, его значения в процессе получения школьного образования;
- потребность сохранить чистоту русского языка как явления национальной культуры;
- формирование достаточного объема словарного запаса и усвоенных грамматических средств для выражения мыслей и чувств в процессе речевого общения;
- формирование способности самооценки на основе наблюдения за собственной речью.
- овладение всеми видами речевой деятельности (адекватное понимание информации устного и письменного сообщения; овладение разными видами чтения; формирование способности извлекать информацию из различных источников; овладение приемами отбора и систематизации материала на определенную тему; формирование умения вести самостоятельный поиск информации);
- способность использовать родной язык и как средство получения знаний по другим предметам;
- коммуникативно-целесообразное взаимодействие с окружающими людьми в процессе речевого общения;
- знакомство с национально-культурными нормами речевого этикета.
владеть различными видами аудирования (с полным пониманием, с пониманием основного содержания, с выборочным извлечением информации) и информационной переработки текстов различных функциональных разновидностей языка;
адекватно понимать, интерпретировать и комментировать тексты различных функционально-смысловых типов речи (повествование, описание, рассуждение) и функциональных разновидностей языка;
участвовать в диалогическом и полилогическом общении, создавать устные монологические высказывания разной коммуникативной направленности в зависимости от целей, сферы и ситуации общения с соблюдением норм современного русского литературного языка и речевого этикета;
создавать и редактировать письменные тексты разных стилей и жанров с соблюдением норм современного русского литературного языка и речевого этикета;
анализировать текст с точки зрения его темы, цели, основной мысли, основной и дополнительной информации, принадлежности к функционально-смысловому типу речи и функциональной разновидности языка;
использовать знание алфавита при поиске информации;
различать значимые и незначимые единицы языка;
проводить фонетический и орфоэпический анализ слова;
классифицировать и группировать звуки речи по заданным признакам, слова по заданным параметрам их звукового состава;
членить слова на слоги и правильно их переносить;
определять место ударного слога, наблюдать за перемещением ударения при изменении формы слова, употреблять в речи слова и их формы в соответствии с акцентологическими нормами;
опознавать морфемы и членить слова на морфемы на основе смыслового, грамматического и словообразовательного анализа; характеризовать морфемный состав слова, уточнять лексическое значение слова с опорой на его морфемный состав;
проводить морфемный и словообразовательный анализ слов;
проводить лексический анализ слова;
опознавать лексические средства выразительности и основные виды тропов (метафора, эпитет, сравнение, гипербола, олицетворение);
опознавать самостоятельные части речи и их формы, а также служебные части речи и междометия;
проводить морфологический анализ слова;
применять знания и умения по морфемике и словообразованию при проведении морфологического анализа слов;
опознавать основные единицы синтаксиса (словосочетание, предложение, текст);
анализировать различные виды словосочетаний и предложений с точки зрения их структурно-смысловой организации и функциональных особенностей;
находить грамматическую основу предложения;
распознавать главные и второстепенные члены предложения;
опознавать предложения простые и сложные, предложения осложненной структуры;
проводить синтаксический анализ словосочетания и предложения;
соблюдать основные языковые нормы в устной и письменной речи;
опираться на фонетический, морфемный, словообразовательный и морфологический анализ в практике правописания ;
опираться на грамматико-интонационный анализ при объяснении расстановки знаков препинания в предложении;
•использовать орфографические словари.
Русский язык – государственный язык Российской Федерации и язык межнационального общения. Понятие о функциональных разновидностях языка. Текст и его признаки. Орфоэпические нормы.
Состав слова. Основные способы образования слов в русском языке. Сложные и сложносокращенные слова. Понятие об этимологии. Морфемный и словообразовательный анализ слова. Буквы О, А в корнях с чередованием -гар-, гор-; -зар-, - зор-; -раст-, -ращ-, -рос-. Правописание приставок пре-, при-.
Лексические выразительные средства. Чередование гласных в корнях –скак-, -скоч- -равн-, -ровн-; -твар-, -твор-. Исконно русские и заимствованные слова. Слова с полногласными и неполногласными сочетаниями. Лексика русского языка с точки зрения её активного и пассивного употребления. Устаревшие слова. Новые слова.
Общеупотребительные слова. Профессионализмы. Диалектизмы. Жаргонизмы. Стилистически нейтральная и книжная лексика.
Фразеологизмы. Источники фразеологизмов. Фразеологизмы нейтральные и стилистически окрашенные.
Имя существительное как часть речи. Разносклоняемые имена существительные. Несклоняемые имена существительные. Имена существительные общего рода. Словообразование имён существительных. Сложносокращённые имена существительные. Буквы ч и щ в суффиксах имён существительных –чик-, -щик-. Гласные в суффиксах имён существительных –ек-, -ик-. Гласные о-е после шипящих в суффиксах существительных. Морфологический разбор имени существительного.
Имя прилагательное. Степени сравнения имени прилагательного. Разряды имён прилагательных по значению. Качественные прилагательные. Относительные прилагательные. Притяжательные прилагательные. Словообразование имён прилагательных. Одна и две буквы н в суффиксах прилагательных. Дефисное и слитное написание сложных прилагательных. Морфологический разбор имени прилагательного.
Имя числительное как часть речи. Простые и составные числительные. Числительные, обозначающие целые числа. Дробные числительные. Собирательные числительные. Порядковые числительные. Склонение числительных. Морфологический разбор числительного.
Местоимение. Личные местоимения. Возвратное местоимение себя. Вопросительные местоимения. Относительные местоимения. Неопределённые местоимения. Отрицательные местоимения. Притяжательные местоимения. Указательные местоимения. Определительные местоимения. Правописание местоимений. Морфологический разбор местоимения.
Глагол. Разноспрягаемые глаголы. Глаголы переходные и непереходные. Наклонение глагола. Безличные глаголы. Правописание гласных в суффиксах глаголов. Морфологический разбор глагола.
Основные единицы синтаксиса. Порядок слов в предложении. Рассуждение. Простое и сложное предложение.
№ п/п | Тема урока | Кол-во часов | Дата проведения |
по плану | факти-чески |
| Введение. Общие сведения о языке | 1 | | |
1 | Русский язык — язык РФ и язык межнационального общения. | 1 | | |
| Речь. Речевая деятельность | 5 | | |
2 | Понятие о функциональных разновидностях языка | 1 | | |
3 | Текст как продукт речевой деятельности | 1 | | |
4 | Основные признаки текста | 1 | | |
5 | Орфоэпические нормы | 1 | | |
6 | Орфоэпические нормы | 1 | | |
| Морфемика и словообразование. Орфография | 23 | | |
7 | Состав слова | 1 | | |
8 | Словообразующие и формообразующие морфемы | 1 | | |
9 | Р.р. Определение принадлежности текста к определённой функциональной разновидности языка | 1 | | |
10 | Основные способы образования слов в русском языке | 1 | | |
11 | Основные способы образования слов в русском языке | 1 | | |
12 | Словообразовательные пары и словообразовательные цепочки слов. | 1 | | |
13 | Сложные и сложносокращённые слова | 1 | | |
14 | Сложные и сложносокращённые слова | 1 | | |
15-16 | Понятие об этимологии | 2 | | |
17 | Морфемный разбор слова | 1 | | |
18 | Словообразовательный разбор слова | 1 | | |
19 | Р. р. Подготовка к сочинению на лингвистическую тему | 1 | | |
20 | Р. р. Обучающее сочинение на лингвистическую тему «Морфема – значимая часть слова» | 1 | | |
21 | Буквы о-а в корнях с чередованием –гор-//-гар- | 1 | | |
22 | Буквы о-а в корнях с чередованием –зор-//-зар- | 1 | | |
23 | Буквы о-а в корнях с чередованием –раст-, -ращ-//-рос- | 1 | | |
24 | Правописание приставок ПРЕ-//ПРИ- | 1 | | |
25 | Правописание приставок ПРЕ-//ПРИ- | 1 | | |
26-27 | Повторение темы «Морфемика, словообразование, орфография». | 2 | | |
28 | Контрольный диктант по теме «Морфемика и словообразование» | 1 | | |
29 | Анализ контрольного диктанта. Работа над ошибками. | 1 | | |
| Лексика и фразеология. Орфография. Культура речи | 34 | | |
30 | Повторение и обобщение изученного по теме «Лексика» в 5 классе. | 1 | | |
31 | Повторение и обобщение изученного по теме «Лексика» в 5 классе. Практическая работа | 1 | | |
32 | Р. р. Устный рассказ о народном промысле | 1 | | |
33 | Понятие об общеязыковых и художественных метафорах | 1 | | |
34 | Урок-практикум. Нахождение и различение метафор в тексте | 1 | | |
35 | Лексические выразительные средства | 1 | | |
36 | Лексические выразительные средства | 1 | | |
37 | Р. р. Подготовка к сочинению-описанию | 1 | | |
38 | Р. р. Написание сочинения | 1 | | |
39 | Чередование гласных в корнях -скак-//-скоч-. | 1 | | |
40 | Чередование гласных в корнях -равн-//-ровн-. | 1 | | |
41 | Чередование гласных в корнях -твар-//-твор-. | 1 | | |
42 | Лексика русского языка с точки зрения её происхождения. Исконно русские слова | 1 | | |
43 | Заимствованные слова | 1 | | |
44 | Слова с полногласными и неполногласными сочетаниями | 1 | | |
45 | Лексика русского языка с точки зрения её активного и пассивного употребления | 1 | | |
46 | Архаизмы, историзмы, неологизмы | 1 | | |
47 | Общеупотребительные слова. Диалектизмы | 1 | | |
48 | Профессионализмы | 1 | | |
49 | Жаргонизмы | 1 | | |
50 | Стилистически нейтральная и книжная лексика | 1 | | |
51 | Сферы и ситуации использования стилистически нейтральной лексики | 1 | | |
52 | Стилистические пласты лексики. Разговорная лексика | 1 | | |
53-54 | Р. р. Сочинение-рассуждение | 2 | | |
55 | Фразеологизмы. Роль фразеологизмов в речи. Работа с фразеологическим словарём | 1 | | |
56 | Источники фразеологизмов. Употребление фразеологизмов в собственной речевой практике | 1 | | |
57 | Фразеологизмы нейтральные и стилистически окрашенные | 1 | | |
58 | Р. р. Подготовка к сжатому изложению. Работа с текстом, используя приём сокращения | 1 | | |
59 | Р. р. Обучающее сжатое изложение (по книге «Школа вежливости») | 1 | | |
60 | Анализ изложения. Работа над ошибками | 1 | | |
61 | Повторение темы «Лексика и фразеология. Орфография. Культура речи» | 1 | | |
62 | Контрольная работа (диктант с грамматическим заданием) по теме «Лексикология». | 1 | | |
63 | Анализ контрольной работы. Работа над ошибками | 1 | | |
| Морфология. Орфография. Культура речи. | 125 | | |
64 | Части речи в русском языке | 1 | | |
65 | Имя существительное как часть речи | 1 | | |
66 | Постоянные и непостоянные морфологические признаки имени существительного | 1 | | |
67 | Несклоняемые имена существительные | 1 | | |
68 | Разносклоняемые имена существительные | 1 | | |
69 | Имена существительные общего рода | 1 | | |
70 | Морфологический разбор имени существительного | 1 | | |
71 | Р. р. Стиль текста. Сопоставление текстов разных стилей речи | 1 | | |
72 | Способы образования имён существительных. Повторение и обобщение изученного по теме в 5 классе | 1 | | |
73 | Словообразование имён существительных (приставочный, суффиксальный, приставочно-суффиксальный способы). Бессуффиксный способ образования | 1 | | |
74 | Практикум. Определение способов образования имён существительных | 1 | | |
75 | Проверочная работа по теме «Словообразование имён существительных» | 1 | | |
76 | Сложносокращённые имена существительные | 1 | | |
77 | Правописание сложных и сложносокращённых имён существительных | 1 | | |
78 | Правописание О//Е в суффиксах имён существительных после шипящих | 1 | | |
79 | Правописание Е//И в суффиксах имён существительных | 1 | | |
80 | Проверочная работа по теме «Правописание гласных в суффиксах имён существительных» | 1 | | |
81 | Повторение темы «Имя существительное» | 1 | | |
82 | Контрольная работа (диктант с грамматическим заданием) по теме «Имя существительное» | 1 | | |
83 | Анализ контрольной работы. Работа над ошибками | 1 | | |
84 | Имя прилагательное как часть речи | 1 | | |
85 | Постоянные и непостоянные признаки имени прилагательного | 1 | | |
86 | Р. р. Описание. Особенности строения текста-описания | 1 | | |
87 | Р. р. Сочинение-описание внешности человека. | 1 | | |
88 | Степени сравнения имён прилагательных | 1 | | |
89 | Сравнительная степень имени прилагательного. Образование сравнительной степени | 1 | | |
90 | Превосходная степень имени прилагательного. Образование превосходной степени | 1 | | |
91 | Самостоятельная работа по теме «Образование степеней сравнения имён прилагательных» | 1 | | |
92 | Р. р. Сжатое изложение | 1 | | |
93 | Р. р. Написание сжатого изложения | 1 | | |
94 | Разряды имён прилагательных по значению. Качественные прилагательные | 1 | | |
95 | Морфологические признаки качественных прилагательных | 1 | | |
96 | Разряды имён прилагательных по значению. Относительные прилагательные | 1 | | |
97 | Признаки относительных прилагательных | 1 | | |
98 | Разряды имён прилагательных по значению. Притяжательные прилагательные | 1 | | |
99 | Признаки притяжательных прилагательных | 1 | | |
100 | Проверочная работа по теме «Разряды имён прилагательных» | 1 | | |
101 | Морфологический разбор имени прилагательного | 1 | | |
102 | Словообразование имён прилагательных | 1 | | |
103 | Буквы О//Ё после шипящих и Ц в суффиксах прилагательных | 1 | | |
104 | Н//НН в суффиксах имён прилагательных | 1 | | |
105 | Правописание Н//НН в суффиксах имён прилагательных. | 1 | | |
106 | Правописание -К-//-СК- в суффиксах имён прилагательных | 1 | | |
107 | Словообразование сложных имён прилагательных | 1 | | |
108 | Правописание сложных имён прилагательных. | 1 | | |
109 | Р. р. Подготовка к сочинению-описанию признаков предметов и явлений окружающего мира | 1 | | |
110 | Р. р. Написание сочинения | 1 | | |
111 | Повторение темы «Имя прилагательное». | 1 | | |
112 | Повторение темы «Имя прилагательное». Тестирование по теме | 1 | | |
113 | Контрольная работа (диктант с грамматическим заданием) по теме «Имя прилагательное» | 1 | | |
114 | Анализ контрольной работы. Работа над ошибками | 1 | | |
115 | Имя числительное как части речи. | 1 | | |
116 | Простые, сложные и составные числительные | 1 | | |
117 | Правописание простых, сложных и составных числительных | 1 | | |
118 | Количественные и порядковые числительные. | 1 | | |
119 | Р. р. Роль числительных в тексте. Рассказ о знаменательном событии (дате) | 1 | | |
120 | Склонение количественных числительных | 1 | | |
121 | Склонение порядковых числительных. | 1 | | |
122 | Разряды количественных числительных (целые, дробные, собирательные) | 1 | | |
123 | Склонение дробных и собирательных числительных | 1 | | |
124 | Р. р. Классное сочинение на лингвистическую тему | 1 | | |
125 | Анализ сочинения. Работа над ошибками | 1 | | |
126 | Синтаксическая роль числительных в предложении | 1 | | |
127 | Р. р. Лексические способы сокращения текста | 1 | | |
128 | Морфологический разбор числительного | 1 | | |
129 | Повторение темы «Имя числительное» | 1 | | |
130 | Повторение темы «Имя числительное». Тестирование. | 1 | | |
131 | Контрольная работа по теме «Имя числительное» | 1 | | |
132 | Анализ контрольной работы. Работа над ошибками | 1 | | |
133 | Местоимение как часть речи. Разряды местоимений | 1 | | |
134 | Личные местоимения | 1 | | |
135 | Склонение личных местоимений | 1 | | |
136 | Р. р. Приёмы сжатия текста | 1 | | |
137 | Возвратное местоимение «себя» | 1 | | |
138 | Притяжательные местоимения | 1 | | |
139 | Склонение притяжательных местоимений. | 1 | | |
140 | Р. р. Сочинение-описание картины | 1 | | |
141 | Р. р. Написание сочинения | 1 | | |
142 | Указательные местоимения | 1 | | |
143 | Определительные местоимения | 1 | | |
144 | Р. р. Текст. Логика текста | 1 | | |
145 | Вопросительно-относительные местоимения | 1 | | |
146 | Вопросительно-относительные местоимения. Практическая работа по теме | 1 | | |
147 | Неопределённые местоимения | 1 | | |
148 | Правописание неопределённых местоимений | 1 | | |
149 | Отрицательные местоимения | 1 | | |
150 | Правописание отрицательных местоимений | 1 | | |
151 | Морфологический разбор местоимения | 1 | | |
152 | Р. р. Сочинение-описание картины | 1 | | |
153 | Р. р. Написание сочинения | 1 | | |
154 | Повторение темы «Местоимение». | 1 | | |
155 | Повторение темы «Местоимение». Самостоятельная работа по теме «Разряды местоимений | 1 | | |
156 | Контрольная работа по теме «Местоимение» | 1 | | |
157 | Анализ контрольной работы. Работа над ошибками | 1 | | |
158 | Глагол как часть речи. Повторение изученного в 5 классе | 1 | | |
159 | Спряжение глагола. Повторение изученного в 5 классе | 1 | | |
160 | Совершенный и несовершенный виды глагола | | | |
161 | Образование видов глагола. Видовые пары | 1 | | |
162 | Разноспрягаемые глаголы | 1 | | |
163 | Переходные и непереходные глаголы | 1 | | |
164 | Возвратные глаголы | 1 | | |
165 | Наклонение глагола. | 1 | | |
166 | Изъявительное наклонение глагола | 1 | | |
167 | Изменение глаголов изъявительного наклонения | 1 | | |
168 | Условное наклонение глагола | 1 | | |
169 | Р. р. Сочинение-рассуждение на тему «Какой поступок можно назвать благородным» | 1 | | |
170 | Р. р. Анализ сочинения. Работа над ошибками | 1 | | |
171 | Повелительное наклонение глагола. | 1 | | |
172 | Способы образования форм повелительного наклонения глаголов | 1 | | |
173 | Различие форм повелительного и изъявительного наклонений | 1 | | |
174 | Проверочная работа по теме «Наклонение глагола» | 1 | | |
175-176 | Р. р. Создание текста-инструкции | 2 | | |
177 | Употребление наклонений | 1 | | |
178 | Безличные глаголы | 1 | | |
179 | Употребление личных глаголов в безличном значении | 1 | | |
180 | Морфологический разбор глагола | 1 | | |
181-182 | Правописание гласных в суффиксах глагола | 2 | | |
183 | Правописание гласных в суффиксах глагола. Орфографический контрольный словарный диктант. | 1 | | |
184 | Р. р. Повествование. Особенности строения текста-повествования | 1 | | |
185 | Р. р. Составление рассказа «Интересное событие в моей жизни» | 1 | | |
186 | Повторение темы «Глагол» | 1 | | |
187 | Контрольная работа (диктант с грамматическим заданием) по теме «Глагол» | 1 | | |
188 | Анализ контрольной работы. Работа над ошибками | 1 | | |
| Синтаксис, пунктуация, культура речи | 16 | | |
189 | Основные единицы синтаксиса. Повторение изученного в 5 классе | 1 | | |
190 | Простое предложение | 1 | | |
191 | Способы выражения подлежащего и сказуемого в предложении | 1 | | |
192 | Р. р. Сочинение-описание картины | 1 | | |
193 | Р. р. Написание сочинения | 1 | | |
194 | Порядок слов в предложении. Понятие «инверсия» | 1 | | |
195 | Простое осложнённое предложение. | 1 | | |
196 | Знаки препинания в предложениях с вводными конструкциями | 1 | | |
197 | Р. р. Рассуждение. Особенности строения текста-рассуждения | 1 | | |
198 | Р. р. Сочинение-рассуждение | 1 | | |
199 | Сложное предложение | 1 | | |
200 | Знаки препинания в сложном предложении | 1 | | |
201 | Синтаксический разбор простого и сложного предложений | 1 | | |
202 | Повторение темы «Синтаксис, пунктуация, культура речи» | 1 | | |
203 | Контрольная работа (диктант с грамматическим заданием) по теме «Синтаксис и пунктуация» | 1 | | |
204 | Анализ контрольной работы. Работа над ошибками | 1 | | |
| Повторение изученного в 6 классе | 6 | | |
205 | Разделы лингвистики. Принципы русской орфографии. Правописание корней с чередованием | 1 | | |
206 | Знаки препинания в простом и сложном предложениях | 1 | | |
207 | Орфографический и пунктуационный анализ текста. Виды грамматического разбора | 1 | | |
208 | Подготовка к итоговой контрольной работе | 1 | | |
209 | Итоговая контрольная работа за курс 6 класса | 1 | | |
210 | Анализ контрольной работы. Подведение итогов года. | 1 | | |