СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа»

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение –

Стеченская средняя общеобразовательная школа

Погарского района Брянской области






Утверждено

Приказом № ______ от «____» ____ 2021 г.

Директор____________Н. Н. Жемоедов





Рабочая программа

по русскому языку


6 класс

базовый уровень





Составитель:

Пантюхова Валентина Владимировна,

учитель русского языка и литературы,

первая квалификационная категория,

образование высшее






РАССМОТРЕНО

на заседании МО

Протокол № ____ от ________


СОГЛАСОВАНО__________

зам. директора по УВР

_________C. В. Зенченко




ПРИНЯТО

педагогическим Советом

№ _____ от ____________










с. Стечна

2021 – 2022 учебный год

I Планируемые результаты освоения учебного предмета, курса

Личностные результаты:

- понимание русского языка как одной из национально-культурных ценностей русского народа;

- понимание определяющей роли родного языка в развитии интеллектуальных, творческих способностей и моральных качеств личности, его значения в процессе получения школьного образования;

- осознание эстетической ценности русского языка;

- уважительное отношение к родному языку;

- потребность сохранить чистоту русского языка как явления национальной культуры;

- стремление к речевому самосовершествованию;

- формирование достаточного объема словарного запаса и усвоенных грамматических средств для выражения мыслей и чувств в процессе речевого общения;

- формирование способности самооценки на основе наблюдения за собственной речью.

Метапредметные результаты:

- овладение всеми видами речевой деятельности (адекватное понимание информации устного и письменного сообщения; овладение разными видами чтения; формирование способности извлекать информацию из различных источников; овладение приемами отбора и систематизации материала на определенную тему; формирование умения вести самостоятельный поиск информации);

- применение приобретенных знаний, умений и навыков в повседневной жизни;

- способность использовать родной язык и как средство получения знаний по другим предметам;

- коммуникативно-целесообразное взаимодействие с окружающими людьми в процессе речевого общения;

- знакомство с национально-культурными нормами речевого этикета.

Предметные результаты

Шестиклассник научится:

  • владеть навыками работы с учебной книгой, словарями и другими информационными источниками, включая СМИ и ресурсы Интернета;

  • владеть навыками различных видов чтения (изучающим, ознакомительным, просмотровым) и информационной переработки прочитанного материала;

  • владеть различными видами аудирования (с полным пониманием, с пониманием основного содержания, с выборочным извлечением информации) и информационной переработки текстов различных функциональных разновидностей языка;

  • адекватно понимать, интерпретировать и комментировать тексты различных функционально-смысловых типов речи (повествование, описание, рассуждение) и функциональных разновидностей языка;

  • участвовать в диалогическом и полилогическом общении, создавать устные монологические высказывания разной коммуникативной направленности в зависимости от целей, сферы и ситуации общения с соблюдением норм современного русского литературного языка и речевого этикета;

  • создавать и редактировать письменные тексты разных стилей и жанров с соблюдением норм современного русского литературного языка и речевого этикета;

  • анализировать текст с точки зрения его темы, цели, основной мысли, основной и дополнительной информации, принадлежности к функционально-смысловому типу речи и функциональной разновидности языка;

  • использовать знание алфавита при поиске информации;

  • различать значимые и незначимые единицы языка;

  • проводить фонетический и орфоэпический анализ слова;

  • классифицировать и группировать звуки речи по заданным признакам, слова по заданным параметрам их звукового состава;

  • членить слова на слоги и правильно их переносить;

  • определять место ударного слога, наблюдать за перемещением ударения при изменении формы слова, употреблять в речи слова и их формы в соответствии с акцентологическими нормами;

  • опознавать морфемы и членить слова на морфемы на основе смыслового, грамматического и словообразовательного анализа; характеризовать морфемный состав слова, уточнять лексическое значение слова с опорой на его морфемный состав;

  • проводить морфемный и словообразовательный анализ слов;

  • проводить лексический анализ слова;

  • опознавать лексические средства выразительности и основные виды тропов (метафора, эпитет, сравнение, гипербола, олицетворение);

  • опознавать самостоятельные части речи и их формы, а также служебные части речи и междометия;

  • проводить морфологический анализ слова;

  • применять знания и умения по морфемике и словообразованию при проведении морфологического анализа слов;

  • опознавать основные единицы синтаксиса (словосочетание, предложение, текст);

  • анализировать различные виды словосочетаний и предложений с точки зрения их структурно-смысловой организации и функциональных особенностей;

  • находить грамматическую основу предложения;

  • распознавать главные и второстепенные члены предложения;

  • опознавать предложения простые и сложные, предложения осложненной структуры;

  • проводить синтаксический анализ словосочетания и предложения;

  • соблюдать основные языковые нормы в устной и письменной речи;

  • опираться на фонетический, морфемный, словообразовательный и морфологический анализ в практике правописания ;

  • опираться на грамматико-интонационный анализ при объяснении расстановки знаков препинания в предложении;

•использовать орфографические словари.

  • анализировать речевые высказывания с точки зрения их соответствия ситуации общения и успешности в достижении прогнозируемого результата; понимать основные причины коммуникативных неудач и уметь объяснять их;

  • оценивать собственную и чужую речь с точки зрения точного, уместного и выразительного словоупотребления;

  • опознавать различные выразительные средства языка;

  • писать конспект, отзыв, тезисы, рефераты, доклады, доверенности и другие жанры;

  • осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей; планирования и регуляции своей деятельности;

  • участвовать в разных видах обсуждения, формулировать собственную позицию и аргументировать ее , привлекая сведения из жизненного и читательского опыта;

  • характеризовать словообразовательные цепочки и словообразовательные гнезда;

  • использовать этимологические данные для объяснения правописания и лексического значения слова.







II Содержание учебного предмета, курса

Введение.

Русский язык – государственный язык Российской Федерации и язык межнационального общения. Понятие о функциональных разновидностях языка. Текст и его признаки. Орфоэпические нормы.

Морфемика. Словообразование. Орфография.

Состав слова. Основные способы образования слов в русском языке. Сложные и сложносокращенные слова. Понятие об этимологии. Морфемный и словообразовательный анализ слова. Буквы О, А в корнях с чередованием -гар-, гор-; -зар-, - зор-; -раст-, -ращ-, -рос-. Правописание приставок пре-, при-.

Лексикология, орфография. Культура речи

Лексические выразительные средства. Чередование гласных в корнях –скак-, -скоч- -равн-, -ровн-; -твар-, -твор-. Исконно русские и заимствованные слова. Слова с полногласными и неполногласными сочетаниями. Лексика русского языка с точки зрения её активного и пассивного употребления. Устаревшие слова. Новые слова.

Общеупотребительные слова. Профессионализмы. Диалектизмы. Жаргонизмы. Стилистически нейтральная и книжная лексика.

Фразеологизмы. Источники фразеологизмов. Фразеологизмы нейтральные и стилистически окрашенные.

Морфология, орфография. Культура речи.

Имя существительное как часть речи. Разносклоняемые имена существительные. Несклоняемые имена существительные. Имена существительные общего рода. Словообразование имён существительных. Сложносокращённые имена существительные. Буквы ч и щ в суффиксах имён существительных –чик-, -щик-. Гласные в суффиксах имён существительных –ек-, -ик-. Гласные о-е после шипящих в суффиксах существительных. Морфологический разбор имени существительного.

Имя прилагательное. Степени сравнения имени прилагательного. Разряды имён прилагательных по значению. Качественные прилагательные. Относительные прилагательные. Притяжательные прилагательные. Словообразование имён прилагательных. Одна и две буквы н в суффиксах прилагательных. Дефисное и слитное написание сложных прилагательных. Морфологический разбор имени прилагательного.

Имя числительное как часть речи. Простые и составные числительные. Числительные, обозначающие целые числа. Дробные числительные. Собирательные числительные. Порядковые числительные. Склонение числительных. Морфологический разбор числительного.

Местоимение. Личные местоимения. Возвратное местоимение себя. Вопросительные местоимения. Относительные местоимения. Неопределённые местоимения. Отрицательные местоимения. Притяжательные местоимения. Указательные местоимения. Определительные местоимения. Правописание местоимений. Морфологический разбор местоимения.

Глагол. Разноспрягаемые глаголы. Глаголы переходные и непереходные. Наклонение глагола. Безличные глаголы. Правописание гласных в суффиксах глаголов. Морфологический разбор глагола.

Синтаксис. Пунктуация. Культура речи.

Основные единицы синтаксиса. Порядок слов в предложении. Рассуждение. Простое и сложное предложение.

Повторение изученного в 6 классе.



III Тематическое планирование с указанием количества часов, отводимых на освоение каждой темы



п/п

Тема урока

Кол-во часов

Дата проведения

по плану

факти-чески


Введение. Общие сведения о языке

1



1

Русский язык — язык РФ и язык межнационального общения.

1




Речь. Речевая деятельность

5



2

Понятие о функциональных разновидностях языка

1



3

Текст как продукт речевой деятельности

1



4

Основные признаки текста

1



5

Орфоэпические нормы

1



6

Орфоэпические нормы

1




Морфемика и словообразование. Орфография

23



7

Состав слова

1



8

Словообразующие и формообразующие морфемы

1



9

Р.р. Определение принадлежности текста к определённой функциональной разновидности языка

1



10

Основные способы образования слов в русском языке

1



11

Основные способы образования слов в русском языке

1



12

Словообразовательные пары и словообразовательные цепочки слов.

1



13

Сложные и сложносокращённые слова

1



14

Сложные и сложносокращённые слова

1



15-16

Понятие об этимологии

2



17

Морфемный разбор слова

1



18

Словообразовательный разбор слова

1



19

Р. р. Подготовка к сочинению на лингвистическую тему

1



20

Р. р. Обучающее сочинение на лингвистическую тему «Морфема – значимая часть слова»

1



21

Буквы о-а в корнях с чередованием –гор-//-гар-

1



22

Буквы о-а в корнях с чередованием –зор-//-зар-

1



23

Буквы о-а в корнях с чередованием –раст-, -ращ-//-рос-

1



24

Правописание приставок ПРЕ-//ПРИ-

1



25

Правописание приставок ПРЕ-//ПРИ-

1



26-27



Повторение темы «Морфемика, словообразование, орфография».

2



28

Контрольный диктант по теме «Морфемика и словообразование»

1



29

Анализ контрольного диктанта. Работа над ошибками.

1




Лексика и фразеология. Орфография. Культура речи

34



30

Повторение и обобщение изученного по теме «Лексика» в 5 классе.

1



31

Повторение и обобщение изученного по теме «Лексика» в 5 классе. Практическая работа

1



32

Р. р. Устный рассказ о народном промысле

1



33

Понятие об общеязыковых и художественных метафорах

1



34

Урок-практикум. Нахождение и различение метафор в тексте

1



35

Лексические выразительные средства

1



36

Лексические выразительные средства

1



37

Р. р. Подготовка к сочинению-описанию

1



38

Р. р. Написание сочинения

1



39

Чередование гласных в корнях -скак-//-скоч-.

1



40

Чередование гласных в корнях -равн-//-ровн-.

1



41

Чередование гласных в корнях -твар-//-твор-.

1



42

Лексика русского языка с точки зрения её происхождения. Исконно русские слова

1



43

Заимствованные слова

1



44

Слова с полногласными и неполногласными сочетаниями

1



45

Лексика русского языка с точки зрения её активного и пассивного употребления

1



46

Архаизмы, историзмы, неологизмы

1



47

Общеупотребительные слова. Диалектизмы

1



48

Профессионализмы

1



49

Жаргонизмы

1



50

Стилистически нейтральная и книжная лексика

1



51

Сферы и ситуации использования стилистически нейтральной лексики

1



52

Стилистические пласты лексики. Разговорная лексика

1



53-54

Р. р. Сочинение-рассуждение


2



55

Фразеологизмы. Роль фразеологизмов в речи. Работа с фразеологическим словарём

1



56

Источники фразеологизмов. Употребление фразеологизмов в собственной речевой практике

1



57

Фразеологизмы нейтральные и стилистически окрашенные

1



58

Р. р. Подготовка к сжатому изложению. Работа с текстом, используя приём сокращения

1



59

Р. р. Обучающее сжатое изложение (по книге «Школа вежливости»)

1



60

Анализ изложения. Работа над ошибками

1



61

Повторение темы «Лексика и фразеология. Орфография. Культура речи»

1



62

Контрольная работа (диктант с грамматическим заданием) по теме «Лексикология».

1



63

Анализ контрольной работы. Работа над ошибками

1




Морфология. Орфография. Культура речи.

125



64

Части речи в русском языке

1



65

Имя существительное как часть речи

1



66

Постоянные и непостоянные морфологические признаки имени существительного

1



67

Несклоняемые имена существительные

1



68

Разносклоняемые имена существительные

1



69

Имена существительные общего рода

1



70

Морфологический разбор имени существительного

1



71

Р. р. Стиль текста. Сопоставление текстов разных стилей речи

1



72

Способы образования имён существительных. Повторение и обобщение изученного по теме в 5 классе

1



73

Словообразование имён существительных (приставочный, суффиксальный, приставочно-суффиксальный способы). Бессуффиксный способ образования

1



74

Практикум. Определение способов образования имён существительных

1



75

Проверочная работа по теме «Словообразование имён существительных»

1



76

Сложносокращённые имена существительные

1



77

Правописание сложных и сложносокращённых имён существительных

1



78

Правописание О//Е в суффиксах имён существительных после шипящих

1



79

Правописание Е//И в суффиксах имён существительных

1



80

Проверочная работа по теме «Правописание гласных в суффиксах имён существительных»

1



81

Повторение темы «Имя существительное»

1



82

Контрольная работа (диктант с грамматическим заданием) по теме «Имя существительное»

1



83

Анализ контрольной работы. Работа над ошибками

1



84

Имя прилагательное как часть речи

1



85

Постоянные и непостоянные признаки имени прилагательного

1



86

Р. р. Описание. Особенности строения текста-описания

1



87

Р. р. Сочинение-описание внешности человека.

1



88

Степени сравнения имён прилагательных

1



89

Сравнительная степень имени прилагательного. Образование сравнительной степени

1



90

Превосходная степень имени прилагательного. Образование превосходной степени

1



91

Самостоятельная работа по теме «Образование степеней сравнения имён прилагательных»

1



92

Р. р. Сжатое изложение

1



93

Р. р. Написание сжатого изложения

1



94

Разряды имён прилагательных по значению. Качественные прилагательные

1



95

Морфологические признаки качественных прилагательных

1



96

Разряды имён прилагательных по значению. Относительные прилагательные

1



97

Признаки относительных прилагательных

1



98

Разряды имён прилагательных по значению. Притяжательные прилагательные

1



99

Признаки притяжательных прилагательных

1



100

Проверочная работа по теме «Разряды имён прилагательных»

1



101

Морфологический разбор имени прилагательного

1



102

Словообразование имён прилагательных

1



103

Буквы О//Ё после шипящих и Ц в суффиксах прилагательных

1



104

Н//НН в суффиксах имён прилагательных

1



105

Правописание Н//НН в суффиксах имён прилагательных.

1



106

Правописание -К-//-СК- в суффиксах имён прилагательных

1



107

Словообразование сложных имён прилагательных

1



108

Правописание сложных имён прилагательных.

1



109

Р. р. Подготовка к сочинению-описанию признаков предметов и явлений окружающего мира

1



110

Р. р. Написание сочинения

1



111

Повторение темы «Имя прилагательное».

1



112

Повторение темы «Имя прилагательное». Тестирование по теме

1



113

Контрольная работа (диктант с грамматическим заданием) по теме «Имя прилагательное»

1



114

Анализ контрольной работы. Работа над ошибками

1



115

Имя числительное как части речи.

1



116

Простые, сложные и составные числительные

1



117

Правописание простых, сложных и составных числительных

1



118

Количественные и порядковые числительные.

1



119

Р. р. Роль числительных в тексте. Рассказ о знаменательном событии (дате)

1



120

Склонение количественных числительных

1



121

Склонение порядковых числительных.

1



122

Разряды количественных числительных (целые, дробные, собирательные)

1



123

Склонение дробных и собирательных числительных

1



124

Р. р. Классное сочинение на лингвистическую тему

1



125

Анализ сочинения. Работа над ошибками

1



126

Синтаксическая роль числительных в предложении

1



127

Р. р. Лексические способы сокращения текста

1



128

Морфологический разбор числительного

1



129

Повторение темы «Имя числительное»

1



130

Повторение темы «Имя числительное». Тестирование.

1



131

Контрольная работа по теме «Имя числительное»

1



132

Анализ контрольной работы. Работа над ошибками

1



133

Местоимение как часть речи. Разряды местоимений

1



134

Личные местоимения

1



135

Склонение личных местоимений

1



136

Р. р. Приёмы сжатия текста

1



137

Возвратное местоимение «себя»

1



138

Притяжательные местоимения

1



139

Склонение притяжательных местоимений.

1



140

Р. р. Сочинение-описание картины

1



141

Р. р. Написание сочинения

1



142

Указательные местоимения

1



143

Определительные местоимения

1



144

Р. р. Текст. Логика текста

1



145

Вопросительно-относительные местоимения

1



146

Вопросительно-относительные местоимения. Практическая работа по теме

1



147

Неопределённые местоимения

1



148

Правописание неопределённых местоимений

1



149

Отрицательные местоимения

1



150

Правописание отрицательных местоимений

1



151

Морфологический разбор местоимения

1



152

Р. р. Сочинение-описание картины

1



153

Р. р. Написание сочинения

1



154

Повторение темы «Местоимение».

1



155

Повторение темы «Местоимение». Самостоятельная работа по теме «Разряды местоимений

1



156

Контрольная работа по теме «Местоимение»

1



157

Анализ контрольной работы. Работа над ошибками

1



158

Глагол как часть речи. Повторение изученного в 5 классе

1



159

Спряжение глагола. Повторение изученного в 5 классе

1



160

Совершенный и несовершенный виды глагола




161

Образование видов глагола. Видовые пары

1



162

Разноспрягаемые глаголы

1



163

Переходные и непереходные глаголы

1



164

Возвратные глаголы

1



165

Наклонение глагола.

1



166

Изъявительное наклонение глагола

1



167

Изменение глаголов изъявительного наклонения

1



168

Условное наклонение глагола

1



169

Р. р. Сочинение-рассуждение на тему «Какой поступок можно назвать благородным»

1



170

Р. р. Анализ сочинения. Работа над ошибками

1



171

Повелительное наклонение глагола.

1



172

Способы образования форм повелительного наклонения глаголов

1



173

Различие форм повелительного и изъявительного наклонений

1



174

Проверочная работа по теме «Наклонение глагола»

1



175-176

Р. р. Создание текста-инструкции

2



177

Употребление наклонений

1



178

Безличные глаголы

1



179

Употребление личных глаголов в безличном значении

1



180

Морфологический разбор глагола

1



181-182

Правописание гласных в суффиксах глагола

2



183

Правописание гласных в суффиксах глагола. Орфографический контрольный словарный диктант.

1



184

Р. р. Повествование. Особенности строения текста-повествования

1



185

Р. р. Составление рассказа «Интересное событие в моей жизни»

1



186

Повторение темы «Глагол»

1



187

Контрольная работа (диктант с грамматическим заданием) по теме «Глагол»

1



188

Анализ контрольной работы. Работа над ошибками

1




Синтаксис, пунктуация, культура речи

16



189

Основные единицы синтаксиса. Повторение изученного в 5 классе

1



190

Простое предложение

1



191

Способы выражения подлежащего и сказуемого в предложении

1



192

Р. р. Сочинение-описание картины

1



193

Р. р. Написание сочинения

1



194

Порядок слов в предложении. Понятие «инверсия»

1



195

Простое осложнённое предложение.

1



196

Знаки препинания в предложениях с вводными конструкциями

1



197

Р. р. Рассуждение. Особенности строения текста-рассуждения

1



198

Р. р. Сочинение-рассуждение

1



199

Сложное предложение

1



200

Знаки препинания в сложном предложении

1



201

Синтаксический разбор простого и сложного предложений

1



202

Повторение темы «Синтаксис, пунктуация, культура речи»

1



203

Контрольная работа  (диктант с грамматическим заданием) по теме «Синтаксис и пунктуация»

1



204

Анализ контрольной работы. Работа над ошибками

1




Повторение изученного в 6 классе

6



205

Разделы лингвистики. Принципы русской орфографии. Правописание корней с чередованием

1



206

Знаки препинания в простом и сложном предложениях

1



207

Орфографический и пунктуационный анализ текста. Виды грамматического разбора

1



208

Подготовка к итоговой контрольной работе

1



209

Итоговая контрольная работа за курс 6 класса

1



210

Анализ контрольной работы. Подведение итогов года.

1





13