ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА.
Рабочая программа по учебному предмету «Русская родная литература» предметная область «Русский родной язык и родная литература» составлена на основе следующих нормативных документов:
1.Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» № 273-ФЗ от 29 декабря 2012 года;
2.Приказ Министерства образования и науки РФ «Об утверждении Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования» №1897 от 17 декабря 2010 года;
3.Федеральный перечень учебников, допущенных к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования организациями, осуществляющими образовательную деятельность, приказ Министерства просвещения Российской Федерации, № 254 от 20 мая 2020 года;
4. Основная образовательная программа основного общего образования (МКОУ ГШИ им. Н.И. Яптунай), приказ №112 от 31 августа 2021 года.
5. Примерная программа по литературе для 5-11 классов (базовый уровень): авторы: В.Я. Коровина, В.П. Журавлев, В.И. Коровин, И.С. Збарский, В.П. Полухина; под редакцией В.Я.Коровиной. - М.; Просвещение, 2014.
Целями изучения курса «Родная (русская) литература» являются:
- воспитание ценностного отношения к родной литературе как хранителю культуры,
- включение в культурно-языковое поле своего народа;
- приобщение к литературному наследию своего народа;
- формирование причастности к свершениям и традициям своего народа, осознание исторической преемственности поколений, своей ответственности за сохранение культуры народа;
- обогащение активного и потенциального словарного запаса, развитие у обучающихся культуры владения родным языком во всей полноте его функциональных возможностей в соответствии с нормами устной и письменной речи, правилами речевого этикета;
- получение знаний о родном языке как системе и как развивающемся явлении, о его уровнях и единицах, о закономерностях его функционирования, освоение базовых понятий лингвистики, формирование аналитических умений в отношении языковых единиц и текстов разных функционально-смысловых типов и жанров.
1. Планируемые результаты освоения учебного предмета.
Изучение курса «Родная (русская) литература» в 9 классе направлено на достижение следующих результатов:
личностные:
1) воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, любви и уважения к Отечеству, чувства гордости за свою Родину, прошлое и настоящее многонационального народа России; осознание своей этнической принадлежности, знание истории, языка, культуры своего народа, своего края, основ культурного наследия народов России и человечества; усвоение гуманистических, демократических и традиционных ценностей многонационального российского общества; воспитание чувства ответственности и долга перед Родиной;
2) формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию, осознанному выбору и построению дальнейшей индивидуальной траектории образования на базе ориентировки в мире профессий и профессиональных предпочтений с учётом устойчивых познавательных интересов;
3) формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, учитывающего социальное, культурное, языковое, духовное многообразие современного мира;
4) формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере, гражданской позиции, к истории, культуре, религии, традициям, языкам, ценностям народов России и народов мира; готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нём взаимопонимания;
5) освоение социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни в группах и сообществах, включая взрослые и социальные сообщества; участие в школьном самоуправлении и общественной жизни в пределах возрастных компетенций с учётом региональных, этнокультурных, социальных и экономических особенностей;
6) развитие морального сознания и компетентности в решении моральных проблем на основе личностного выбора, формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам;
7) формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, старшими и младшими в процессе образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видов деятельности;
8) формирование основ экологической культуры на основе признания ценности жизни во всех её проявлениях и необходимости ответственного, бережного отношения к окружающей среде;
9) осознание значения семьи в жизни человека и общества, принятие ценности семейной жизни, уважительное и заботливое отношение к членам своей семьи;
10) развитие эстетического сознания через освоение художественного наследия народов России и мира, творческой деятельности эстетического характера;
метапредметные:
регулятивные:
1) умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учёбе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности;
2) умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;
3) умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией;
4) умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности её решения;
5) владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;
познавательные:
1) умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и делать выводы;
2) умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач;
3) смысловое чтение;
коммуникативные:
1) умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учёта интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение;
2) умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации, для выражения своих чувств, мыслей и потребностей; планирования и регуляции своей деятельности; владение устной и письменной речью; монологической контекстной речью;
3) формирование и развитие компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий;
предметные:
1) понимание ключевых проблем изученных произведений русского фольклора и фольклора других народов, древнерусской литературы, литературы XVIII века, русских писателей XIX-XX веков, литературы народов России и зарубежной литературы;
2) понимание связи литературных произведений с эпохой их написания, выявление заложенных в них вневременных, непреходящих нравственных ценностей и их современного звучания;
3) умение анализировать литературное произведение: определять его принадлежность к одному из литературных родов и жанров; понимать и формулировать тему, идею, нравственный пафос литературного произведения; характеризовать его героев, сопоставлять героев одного или нескольких произведений;
4) определение в произведении элементов сюжета, композиции, изобразительно-выразительных средств языка, понимание их роли в раскрытии идейно-художественного содержания произведения (элементы филологического анализа); владение элементарной литературоведческой терминологией при анализе литературного произведения;
5) приобщение к духовно-нравственным ценностям русской литературы и культуры, сопоставление их с духовно-нравственными ценностями других народов;
6) формулирование собственного отношения к произведениям литературы, их оценка;
7) собственная интерпретация (в отдельных случаях) изученных литературных произведений;
8) понимание авторской позиции и своё отношение к ней;
9) восприятие на слух литературных произведений разных жанров, осмысленное чтение и адекватное восприятие;
10) умение пересказывать прозаические произведения или их отрывки с использованием образных средств русского языка и цитат из текста, отвечать на вопросы по прослушанному или прочитанному тексту, создавать устные монологические высказывания разного типа, вести диалог;
11) написание изложений и сочинений на темы, связанные с тематикой, проблематикой изученных произведений; классные и домашние творческие работы; рефераты на литературные и общекультурные темы;
12) понимание образной природы литературы как явления словесного искусства; эстетическое восприятие произведений литературы; формирование эстетического вкуса;
13) понимание русского слова в его эстетической функции, роли изобразительно-выразительных языковых средств в создании художественных образов литературных произведений.
Место учебного предмета «Родная (русская) литература»
в учебном плане МКОУ ГШИ им.Н.И.Яптунай
Федеральный базисный учебный план для образовательных учреждений Российской Федерации предусматривает обязательное изучение «Родная литература (русская)» в 9 классе – 34 часа (1 час в неделю).
2. Содержание учебного предмета
Устное народное творчество – 6 ч.
Древнерусская литература – 4ч.
Русская литература XVIII в. – 9 ч.
Русская литература XIX в. – 6 ч.
Русская литература XX в. – 9 ч.
Современная литература – 1ч.
3. Тематическое планирование
№ урока | Тема урока | Кол-во часов | Дата |
план | факт. |
1 | Фольклор — коллективное устное народное творчество. Жанры фольклора. | 1 | | |
2 | Фольклор — коллективное устное народное творчество. Жанры фольклора. | 1 | | |
3 | Обрядовые песни русского народа. Героический эпос. | 1 | | |
4 | Обрядовые песни русского народа. Героический эпос. | 1 | | |
5 | Исторические предания, легенды. Детский фольклор. | 1 | | |
6 | Исторические предания, легенды. Детский фольклор. | 1 | | |
7 | Возникновение древнерусской литературы. Самобытный характер и высокий духовный уровень литературы Древней Руси. | 1 | | |
8 | Возникновение древнерусской литературы. Самобытный характер и высокий духовный уровень литературы Древней Руси. | 1 | | |
9 | «Задонщина». Тема единения Русской земли Основные жанры древнерусской литературы, их важнейшие особенности. | 1 | | |
10 | «Задонщина». Тема единения Русской земли Основные жанры древнерусской литературы, их важнейшие особенности. | 1 | | |
11 | Основные черты русской литературы 18 века. Формирование литературных направлений. Общественная, научная и просветительская деятельность М.В. Ломоносова. | 1 | | |
12 | Основные черты русской литературы 18 века. Формирование литературных направлений. Общественная, научная и просветительская деятельность М.В. Ломоносова. | 1 | | |
13 | Г.Р. Державин. Жизнь и личность поэта, служебный и общественно-литературный путь. Новаторский характер поэзии Державина. | 1 | | |
14 | Г.Р. Державин. Жизнь и личность поэта, служебный и общественно-литературный путь. Новаторский характер поэзии Державина. | 1 | | |
15 | А.Н. Радищев. Биография, политические, философские и эстетические взгляды Радищева. | 1 | | |
16 | А.Н. Радищев. Биография, политические, философские и эстетические взгляды Радищева. | | | |
17 | Н.М. Карамзин. Значение Карамзина в истории русского литературного языка. Место Карамзина в русской литературе. | 1 | | |
18 | Н.М. Карамзин. Значение Карамзина в истории русского литературного языка. Место Карамзина в русской литературе. | 1 | | |
19 | «Золотой век» русской литературы: история, писатели и поэты | 1 | | |
20 | «Золотой век» русской литературы: история, писатели и поэты | | | |
21 | Поэтические традиции XIX века в творчестве Апухтина А.Н. | 1 | | |
22 | Поэтические традиции XIX века в творчестве Апухтина А.Н. | 1 | | |
23 | И.А.Бунин. Рассказы из цикла «Холодная осень». | 1 | | |
24 | И.А.Бунин. Рассказы из цикла «Холодная осень». | 1 | | |
25 | А.Толстой. «Русский характер» -своеобразный итог рассуждениям о русском человеке. | 1 | | |
26 | Солженицын А.И. Цикл «Крохотки» | 1 | | |
27 | Ю. Бондарев. Рассказ «Простите нас!» Безнравственность забвения человека человеком. | 1 | | |
28 | Ю. Бондарев. Рассказ «Простите нас!» Безнравственность забвения человека человеком. | 1 | | |
29 | К.Г.Паустовский. «Телеграмма». | 1 | | |
30 | К.Г.Паустовский. «Телеграмма». | 1 | | |
31 | Психологизм рассказа Юрия Казакова «Запах хлеба». | 1 | | |
32 | Психологизм рассказа Юрия Казакова «Запах хлеба». | 1 | | |
33 | А.Грин. «Зеленая лампа». Что нужно человеку для счастья. | 1 | | |
34 | Современная русская литература: темы, проблемы, произведения. Екимов Б.П. «Ночь исцеления». | 1 | | |