СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа»



ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА.

Рабочая программа по учебному предмету «Русская родная литература» предметная область «Русский родной язык и родная литература» составлена на основе следующих нормативных документов:

1.Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» № 273-ФЗ от 29 декабря 2012 года;

2.Приказ Министерства образования и науки РФ «Об утверждении Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования» №1897 от 17 декабря 2010 года;

3.Федеральный перечень учебников, допущенных к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования организациями, осуществляющими образовательную деятельность, приказ Министерства просвещения Российской Федерации, № 254 от 20 мая 2020 года;

4. Основная образовательная программа основного общего образования (МКОУ ГШИ им. Н.И. Яптунай), приказ №112 от 31 августа 2021 года.

5. Примерная программа по литературе для 5-11 классов (базовый уровень): авторы: В.Я. Коровина, В.П. Журавлев, В.И. Коровин, И.С. Збарский, В.П. Полухина; под редакцией   В.Я.Коровиной.   -   М.; Просвещение, 2014.


Целями изучения курса «Родная (русская) литература» являются:

- воспитание ценностного отношения к родной литературе как хранителю культуры,

- включение в культурно-языковое поле своего народа;

- приобщение к литературному наследию своего народа;

- формирование причастности к свершениям и традициям своего народа, осознание исторической преемственности поколений, своей ответственности за сохранение культуры народа;

- обогащение активного и потенциального словарного запаса, развитие у обучающихся культуры владения родным языком во всей полноте его функциональных возможностей в соответствии с нормами устной и письменной речи, правилами речевого этикета;

- получение знаний о родном языке как системе и как развивающемся явлении, о его уровнях и единицах, о закономерностях его функционирования, освоение базовых понятий лингвистики, формирование аналитических умений в отношении языковых единиц и текстов разных функционально-смысловых типов и жанров.


1. Планируемые результаты освоения учебного предмета.

Изучение курса «Родная (русская) литература» в 9 классе направлено на достижение следующих результатов:

личностные:

1) воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, любви и уважения к Отечеству, чувства гордости за свою Родину, прошлое и настоящее многонационального народа России; осознание своей этнической принадлежности, знание истории, языка, культуры своего народа, своего края, основ культурного наследия народов России и человечества; усвоение гуманистических, демократических и традиционных ценностей многонационального российского общества; воспитание чувства ответственности и долга перед Родиной;

2) формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию, осознанному выбору и построению дальнейшей индивидуальной траектории образования на базе ориентировки в мире профессий и профессиональных предпочтений с учётом устойчивых познавательных интересов;

3) формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, учитывающего социальное, культурное, языковое, духовное многообразие современного мира;

4) формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере, гражданской позиции, к истории, культуре, религии, традициям, языкам, ценностям народов России и народов мира; готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нём взаимопонимания;

5) освоение социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни в группах и сообществах, включая взрослые и социальные сообщества; участие в школьном самоуправлении и общественной жизни в пределах возрастных компетенций с учётом региональных, этнокультурных, социальных и экономических особенностей;

6) развитие морального сознания и компетентности в решении моральных проблем на основе личностного выбора, формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам;

7) формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, старшими и младшими в процессе образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видов деятельности;

8) формирование основ экологической культуры на основе признания ценности жизни во всех её проявлениях и необходимости ответственного, бережного отношения к окружающей среде;

9) осознание значения семьи в жизни человека и общества, принятие ценности семейной жизни, уважительное и заботливое отношение к членам своей семьи;

10) развитие эстетического сознания через освоение художественного наследия народов России и мира, творческой деятельности эстетического характера;

метапредметные:

регулятивные:

1) умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учёбе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности;

2) умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;

3) умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией;

4) умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности её решения;

5) владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;

познавательные:

1) умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и делать выводы;

2) умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач;

3) смысловое чтение;

коммуникативные:

1) умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учёта интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение;

2) умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации, для выражения своих чувств, мыслей и потребностей; планирования и регуляции своей деятельности; владение устной и письменной речью; монологической контекстной речью;

3) формирование и развитие компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий;

предметные:

1) понимание ключевых проблем изученных произведений русского фольклора и фольклора других народов, древнерусской литературы, литературы XVIII века, русских писателей XIX-XX веков, литературы народов России и зарубежной литературы;

2) понимание связи литературных произведений с эпохой их написания, выявление заложенных в них вневременных, непреходящих нравственных ценностей и их современного звучания;

3) умение анализировать литературное произведение: определять его принадлежность к одному из литературных родов и жанров; понимать и формулировать тему, идею, нравственный пафос литературного произведения; характеризовать его героев, сопоставлять героев одного или нескольких произведений;

4) определение в произведении элементов сюжета, композиции, изобразительно-выразительных средств языка, понимание их роли в раскрытии идейно-художественного содержания произведения (элементы филологического анализа); владение элементарной литературоведческой терминологией при анализе литературного произведения;

5) приобщение к духовно-нравственным ценностям русской литературы и культуры, сопоставление их с духовно-нравственными ценностями других народов;

6) формулирование собственного отношения к произведениям литературы, их оценка;

7) собственная интерпретация (в отдельных случаях) изученных литературных произведений;

8) понимание авторской позиции и своё отношение к ней;

9) восприятие на слух литературных произведений разных жанров, осмысленное чтение и адекватное восприятие;

10) умение пересказывать прозаические произведения или их отрывки с использованием образных средств русского языка и цитат из текста, отвечать на вопросы по прослушанному или прочитанному тексту, создавать устные монологические высказывания разного типа, вести диалог;

11) написание изложений и сочинений на темы, связанные с тематикой, проблематикой изученных произведений; классные и домашние творческие работы; рефераты на литературные и общекультурные темы;

12) понимание образной природы литературы как явления словесного искусства; эстетическое восприятие произведений литературы; формирование эстетического вкуса;

13) понимание русского слова в его эстетической функции, роли изобразительно-выразительных языковых средств в создании художественных образов литературных произведений.



Место учебного предмета «Родная (русская) литература»

в учебном плане МКОУ ГШИ им.Н.И.Яптунай

Федеральный базисный учебный план для образовательных учреждений Российской Федерации предусматривает обязательное изучение «Родная литература (русская)» в 9 классе – 34 часа (1 час в неделю).




2. Содержание учебного предмета

Устное народное творчество – 6 ч.

Древнерусская литература – 4ч.

Русская литература XVIII в. – 9 ч.

Русская литература XIX в. – 6 ч.

Русская литература XX в. – 9 ч.

Современная литература – 1ч.







3. Тематическое планирование

урока


Тема урока

Кол-во часов

Дата

план

факт.

1

Фольклор — коллективное устное народное творчество. Жанры фольклора.

1



2

Фольклор — коллективное устное народное творчество. Жанры фольклора.

1



3

Обрядовые песни русского народа. Героический эпос.

1



4

Обрядовые песни русского народа. Героический эпос.

1



5

Исторические предания, легенды. Детский фольклор.

1



6

Исторические предания, легенды. Детский фольклор.

1



7

Возникновение древнерусской литературы. Самобытный характер и высокий духовный уровень литературы Древней Руси.

1



8

Возникновение древнерусской литературы. Самобытный характер и высокий духовный уровень литературы Древней Руси.

1



9

«Задонщина». Тема единения Русской земли Основные жанры древнерусской литературы, их важнейшие особенности.

1



10

«Задонщина». Тема единения Русской земли Основные жанры древнерусской литературы, их важнейшие особенности.

1



11

Основные черты русской литературы 18 века. Формирование литературных направлений. Общественная, научная и просветительская деятельность М.В. Ломоносова.

1



12

Основные черты русской литературы 18 века. Формирование литературных направлений. Общественная, научная и просветительская деятельность М.В. Ломоносова.

1



13

Г.Р. Державин. Жизнь и личность поэта, служебный и общественно-литературный путь. Новаторский характер поэзии Державина.

1



14

Г.Р. Державин. Жизнь и личность поэта, служебный и общественно-литературный путь. Новаторский характер поэзии Державина.

1



15

А.Н. Радищев. Биография, политические, философские и эстетические взгляды Радищева.

1



16

А.Н. Радищев. Биография, политические, философские и эстетические взгляды Радищева.




17

Н.М. Карамзин. Значение Карамзина в истории русского литературного языка. Место Карамзина в русской литературе.

1



18

Н.М. Карамзин. Значение Карамзина в истории русского литературного языка. Место Карамзина в русской литературе.

1



19

«Золотой век» русской литературы: история, писатели и поэты

1



20

«Золотой век» русской литературы: история, писатели и поэты




21

Поэтические традиции XIX века в творчестве Апухтина А.Н.

1




22

Поэтические традиции XIX века в творчестве Апухтина А.Н.

1



23

И.А.Бунин. Рассказы из цикла «Холодная осень».

1



24

И.А.Бунин. Рассказы из цикла «Холодная осень».

1



25

А.Толстой. «Русский характер» -своеобразный итог рассуждениям о русском человеке. 

1



26

Солженицын А.И. Цикл «Крохотки»

1



27

Ю. Бондарев. Рассказ «Простите нас!» Безнравственность забвения человека человеком.

1



28

Ю. Бондарев. Рассказ «Простите нас!» Безнравственность забвения человека человеком.

1



29

К.Г.Паустовский. «Телеграмма».

1



30

К.Г.Паустовский. «Телеграмма».

1



31

Психологизм рассказа Юрия Казакова «Запах хлеба».

1



32

Психологизм рассказа Юрия Казакова «Запах хлеба».

1



33

А.Грин. «Зеленая лампа». Что нужно человеку для счастья.

1



34

Современная русская литература: темы, проблемы, произведения. Екимов Б.П. «Ночь исцеления».

1