СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа»

Рабочая программа по русскому языку для 7 класса

Пояснительная записка

Данная рабочая программа по русскому языку для 7 класса разработана в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом основного общего образования (утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.12.2010г. № 1897), Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 31.12.2015 № 1577 «О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.12.2010г. № 1897», примерной основной образовательной программой основного общего образования, с учетом Требований к результатам освоения основной образовательной программы основного общего образования.

За основу взята рабочая Программа по русскому языку М.Т.Баранова, Т.А. Ладыженской, Н.М.Шанского и др ).

В рабочей программе учтены идеи и положения Концепции развития филологического образования в Российской Федерации (утв. распоряжением Правительства РФ от 24.12.2013), Программы развития и формирования универсальных учебных действий, которые обеспечивают овладение ключевыми компетенциями, составляющими основу для саморазвития и непрерывного образования, целостность общекультурного, личностного и познавательного развития учащихся, в том числе коммуникативных качеств личности.

Рабочая программа составлена в соответствии с Основной образовательной программой основного общего образования МАОУ СОШ № 33.


УМК:

1. Учебник: Ладыженская Т.А., Баранов М.Т., Тростенцова Л.А. и др. Русский язык. 7 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений. М.,Просвещение, 2017.


2. Г.А. Богданова. Уроки русского языка в 7 кл. / Г. А. Богданова. - СПб., 2014.


3. Г.А. Богданова Сборник диктантов по русскому языку: 5-9 классы. / Г. А. Богданова. - М.: Просвещение, 2015.


4 . М.Г. Бройде. Занимательные упражнения по русскому языку: 5-9 классы. – М.: ВАКО, 2016.


5. Н.В. Егорова. Контрольно-измерительные материалы. Русский язык. 7 класс – М.:ВАКО, 2015.



Общая характеристика учебного предмета «Русский язык».

Язык – по своей специфике и социальной значимости – явление уникальное: он является средством общения и формой передачи информации, средством хранения и усвоения знаний, частью духовной культуры русского народа, средством приобщения к богатствам русской культуры и литературы. Русский язык – государственный язык Российской Федерации, средство межнационального общения и консолидации народов России. Владение родным языком, умение общаться, добиваться успеха в процессе коммуникации являются теми характеристиками личности, которые во многом определяют достижения человека практически во всех областях жизни, способствуют его социальной адаптации к изменяющимся условиям современного мира.

В системе школьного образования учебный предмет «Русский язык» занимает особое место: является не только объектом изучения, но и средством обучения. Как средство познания действительности русский язык обеспечивает развитие интеллектуальных и творческих способностей ребенка, развивает его абстрактное мышление, память и воображение, формирует навыки самостоятельной учебной деятельности, самообразования и самореализации личности. Будучи формой хранения и усвоения различных знаний, русский язык неразрывно связан со всеми школьными предметами и влияет на качество усвоения всех других школьных предметов, а в перспективе способствует овладению будущей профессией.

Содержание обучения русскому языку отобрано и структурировано на основе компетентностного подхода. В соответствии с этим в VII классе формируются и развиваются коммуникативная, языковая, лингвистическая (языковедческая) и культуроведческая компетенции. Коммуникативная компетенция – овладение всеми видами речевой деятельности и основами культуры устной и письменной речи, базовыми умениями и навыками использования языка в жизненно важных для данного возраста сферах и ситуациях общения.

Языковая и лингвистическая (языковедческая) компетенции – освоение необходимых знаний о языке как знаковой системе и общественном явлении, его устройстве, развитии и функционировании; овладение основными нормами русского литературного языка; обогащение словарного запаса и грамматического строя речи учащихся; формирование способности к анализу и оценке языковых явлений и фактов, необходимых знаний о лингвистике как науке и ученых-русистах; умение пользоваться различными лингвистическими словарями.

Культуроведческая компетенция – осознание языка как формы выражения национальной культуры, взаимосвязи языка и истории народа, национально-культурной специфики русского языка, владение нормами русского речевого этикета, культурой межнационального общения.

Курс русского языка для VII класса направлен на совершенствование речевой деятельности учащихся на основе овладения знаниями об устройстве русского языка и особенностях его употребления в разных условиях общения, на базе усвоения основных норм русского литературного языка, речевого этикета. Содержание обучения ориентировано на развитие личности ученика, воспитание культурного человека, владеющего нормами литературного языка, способного свободно выражать свои мысли и чувства в устной и письменной форме, соблюдать этические нормы общения. Рабочая программа предусматривает формирование таких жизненно важных умений, как различные виды чтения, информационная переработка текстов, поиск информации в различных источниках, а также способность передавать ее в соответствии с условиями общения.

Доминирующей идеей курса является интенсивное речевое и интеллектуальное развитие учащихся. Русский язык представлен в программе перечнем не только тех дидактических единиц, которые отражают устройство языка, но и тех, которые обеспечивают речевую деятельность. Каждый тематический блок программы включает перечень лингвистических понятий, обозначающих языковые и речевые явления, указывает на особенности функционирования этих явлений и называет основные виды учебной деятельности, которые отрабатываются в процессе изучения данных понятий.

Таким образом, программа создает условия для реализации деятельностного подхода к изучению русского языка в школе. Идея взаимосвязи речевого и интеллектуального развития нашла отражение и в структуре программы. Она, как уже отмечено, состоит их трех тематических блоков. В первом представлены дидактические единицы, обеспечивающие формирование навыков речевого общения; во втором – дидактические единицы, которые отражают устройство языка и являются базой для развития речевой компетенции учащихся; в третьем – 4 дидактические единицы, отражающие историю и культуру народа и обеспечивающие культурно-исторический компонент курса русского языка в целом. Указанные блоки в учебном процессе неразрывно взаимосвязаны или интегрированы. Так, например, при обучении морфологии учащиеся не только получают соответствующие знания и овладевают необходимыми умениями и навыками, но и совершенствуют все виды речевой деятельности, различные коммуникативные коммуникативные навыки, а также углубляют представление о родном языке как национально-культурном феномене. Таким образом, процессы осознания языковой системы и личный опыт использования языка в определенных условиях, ситуациях общения оказываются неразрывно связанными друг с другом.

Данная рабочая программа направлена на достижение целей и задач:

  1. в направлении личностного развития:

  • понимание русского языка как одной из основных национально-культурных ценностей русского народа; определяющей роли родного языка в развитии интеллектуальных, творческих и моральных качеств личности;

  • осознание эстетической ценности русского языка; уважительное отношение к родному языку, гордость за него; стремление к речевому самосовершенствованию;

  • достаточный объем словарного запаса для свободного выражения мыслей и чувств в процессе речевого общения; способность к самооценке на основе наблюдения за собственной речью.


2)в метапредметном направлении :

  • владение всеми видами речевой деятельности (понимание информации,владение разными видами чтения; адекватное восприятие на слух текстов разных стилей; способность извлекать информацию из различных источников; овладение приемами отбора и систематизации материала;

  • способность определять цели предстоящей учебной деятельности,последовательность действий, оценивать достигнутые результаты; умение воспроизводить прослушанный или прочитанный текст с разной степенью развернутости;

  • умение создавать устные и письменные тексты разных типов; способность правильно и свободно излагать свои мысли в устной и письменной форме; соблюдение в практике речевого общения основных орфоэпических, лексических, грамматических, стилистических норм современного литературного языка; соблюдение основных правил орфографии и пунктуации в процессе письменного общения;

  • коммуникативно целесообразное взаимодействие с другими людьми в процессе речевого общения.




  1. в предметном направлении

  • представление об основных функциях языка, о роли родного языка в жизни человека и общества;

  • понимание места родного языка в системе гуманитарных наук и его роли в образовании в целом;

  • усвоение основ научных знаний о родном языке; 4) освоение базовых понятий лингвистики;

  • освоение основными стилистическими ресурсами лексики фразеологии русского языка;

  • опознавание и анализ основных единиц языка;

  • проведение различных видов анализа слова;

  • понимание коммуникативно-эстетических возможностей лексической и грамматической синонимии и использование их в собственной речевой практике; осознание эстетической функции родного языка


Задачами изучения курса являются:

  • Воспитание духовно богатой, нравственно ориентированной личности с развитым чувством самосознания и общероссийского гражданского сознания, человека, любящего свою родину, знающего и уважающего родной язык, сознательно относящегося к нему как явлению культуры, осмысляющего родной язык как основное средство общения, средство получения знаний в разных сферах человеческой деятельности, средство освоения морально-этических норм, принятых в обществе;

  • Овладение системой знаний, языковыми и речевыми умениями и навыками, развитие готовности и способности к речевому взаимодействию и взаимопониманию, потребности в речевом самосовершенствовании, а также важнейшими общеучебными умениями и универсальными учебными действиями; формирование навыков самостоятельной учебной деятельности, самообразование;

  • Приобретение знаний об устройстве языковой системы и закономерностях её функционирования, развитие способности опознавать, анализировать, сопоставлять, классифицировать и оценивать языковые факты, обогащение активного и потенциального словарного запаса, расширение объёма используемых в речи грамматических средств, совершенствование орфографической и пунктуационной грамотности, развитие умений стилистически корректного использования лексики и фразеологии русского языка;

  • Развитие интеллектуальных и творческих способностей обучающихся, их речевой культуры, овладение правилами использования языка в разных ситуациях общения, нормами речевого этикета, воспитание стремления к речевому самосовершенствованию, осознание эстетической ценности родного языка;

  • Совершенствование коммуникативных способностей, формирование готовности к сотрудничеству, созидательной деятельности, умений вести диалог, искать и находить содержательные компромиссы.

Место предмета «Русский язык» в учебном плане.

В соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования, предусматривающим обязательное изучение русского языка на этапе основного общего образования, примерной программой основного общего образования по русскому языку для 7 класса, учебным планом школы МАОУ СОШ № 33 программа рассчитана на 4 часа в неделю, всего 136 ч. в год.

Содержание учебного материала

1.Русский язык как развивающееся явление - 1ч.

2.Повторение изученного в 5-6 классах – 7ч.

Синтаксис. Синтаксический разбор. Пунктуация. Пунктуационный разбор. Лексика и фразеология. Фонетика и орфография. Фонетический разбор слова. Словообразование и орфография. Морфемный и словообразовательный разбор. Морфология и орфография. Морфологический разбор слова. Контрольный диктант по теме «Повторение изученного в 5-6 классах».Р.Р. Морфологический разбор слова.

3.Текст. Стили литературного языка. Диалог. Виды диалогов. Публицистический стиль – 4ч (2+2Р/Р)

4.Морфология и орфография. Культура речи - 73ч

Причастие – 32ч (26+6 Р/Р)

Причастие как часть речи. Склонение причастий и правописание гласных в падежных окончаниях причастий. Причастный оборот. Выделение причастного оборота запятыми. Описание внешности человека. Действительные и страдательные причастия. Краткие и полные страдательные причастия. Действительные причастия настоящего времени. Гласные в суффиксах действительных причастий настоящего времени. Страдательные причастия настоящего времени. Гласные в суффиксах страдательных причастий настоящего времени. Сострадательные причастия прошедшего времени. Гласные перед н в полных и кратких страдательных причастиях. Одна и две н в суффиксах страдательных причастий прошедшего времени. Одна буква н в отглагольных прилагательных. Одна и две н в суффиксах кратких страдательных причастий и в кратких отглагольных прилагательных. Морфологический разбор причастия. Слитное и раздельное написание не с причастиями. Буквы е и ё после шипящих в суффиксах страдательных причастий прошедшего времени.

Р.Р. Конструирование текста. Текст. Тип речи. Стиль речи. Основная мысль текста. Аргументация собственного мнения. Составление диалогов.

К.Р. Контрольный диктант по теме «Причастие». Сочинение – описание внешности.

Деепричастие – 11ч (9+2Р/Р)

Деепричастие как часть речи. Деепричастный оборот. Запятые при деепричастном обороте. Раздельное написание не с деепричастиями. Деепричастия несовершенного вида. Деепричастия совершенного вида. Морфологический разбор деепричастия.

Р.Р. Текст. Тип речи. Стиль речи. Основная мысль текста. Аргументация собственного мнения. Составление рассказа по картине.

К.Р. Контрольный диктант по теме «Деепричастие».

Наречие – 23ч (20+3Р/Р)

Наречие как часть речи. Смысловые группы наречий. Степени сравнения наречий. Морфологический разбор наречий. Слитное и раздельное написание не с наречиями на –о и –е. Буквы е и и в приставках не и ни отрицательных наречий. Одна и две н в наречиях на –о и –е. Описание действий. Буквы о и е после шипящих на конце наречий. Буквы о и а на конце наречий. Дефис между частями слова в наречиях. Слитное и раздельное написание приставок в наречиях, образованных от существительных и количественных числительных. Мягкий знак после шипящих на конце наречий.

Р.Р. Творческое задание по картине. Сочинение-рассуждение. Сложный план. Устный рассказ по опорным словам.

Заметка в стенгазету. Рассказ от имени героя картины. Отзыв.

К.Р. Контрольный диктант по теме «Наречие»

Учебно-научная речь – 1ч

Учебно-научная речь. Отзыв. Учебный доклад.

Р.Р. Текст учебно-научного стиля. Отзыв о прочитанной книге. Текст учебного доклада.

Категория состояния – 6ч (4+2Р/Р)

Категория состояния как часть речи. Морфологический разбор категорий состояния.

Р.Р. Сжатое изложение. Текст. Тип речи. Стиль речи. Основная мысль текста.

Аргументация собственного мнения.

К.Р. Самостоятельная работа по теме «Категория состояния».

5.Служебные части речи- 36ч

Предлог -12ч (10+2 Р/Р)

Предлог как часть речи. Употребление предлога. Производные и непроизводные предлоги. Простые и составные предлоги. Морфологический разбор предлога. Слитное и раздельное написание производных предлогов.

Р.Р. Текст. Стили речи. Составление диалога. Впечатление от картины.

К.Р. Контрольный диктант по теме «Предлог»

Союз – 13ч (1+2 Р/Р)

Союз как часть речи. Простые и составные союзы. Союзы сочинительные и подчинительные. Запятая между простыми предложениями в союзном сложном предложении. Сочинительные союзы. Подчинительные союзы. Морфологический разбор слова. Слитное написание союзов также, тоже, чтобы. Повторение сведений о предлогах и союзах.

Р.Р. Составление плана публицистического текста. Публицистический стиль. Текст. Стили речи. Составление диалога. Впечатление от картины.

К.Р. Контрольный диктант по теме «Предлоги и союзы».

Частица- 11ч(9+2 Р/Р)

Частица как часть речи. Разряды частиц. Формообразующие частицы. Смысловые частицы. Раздельное и дефисное написание частиц. Морфологический разбор частицы. Отрицательные частицы не и ни. Различение частицы не и приставки не-. Частица ни, приставка ни-, союз ни…ни.

Р.Р. Составление рассказа по рисунку. Инструкция. Выступление по картине. Сочинение-рассказ по сюжету. Составление плана публицистического текста. Публицистический стиль. Текст. Стили речи. Впечатление от картины.

К.Р. Контрольный диктант по теме «Частица»

Междометие – 1ч

Междометие как часть речи. Дефис в междометиях. Знаки препинания при междометиях.

Повторение и систематизация изученного в 5-7 классах – 16ч

Разделы науки о русском языке. Текст. Стили речи. Фонетика. Графика. Лексика и фразеология.

Р.Р. Текст. Стили речи .Итоговая контрольная работа

Учебно-тематический план

Содержание

Кол-во часов

Количество контрольных работ

Развитие речи

1. Русский язык как развивающееся явление

1

-

-

2. Повторение изученного материала в 5-6 классах

7

1

-

3. Тексты и стили.

4

-

2

3. Морфология и орфография. Культура речи.

Причастие.

Деепричастие.

Наречие.

Учебно-научная речь.

Категория состояния.

73

32

11

23

1

6


1

1

1

-

-


6

2

3

-

2

4. Служебные части речи.

Предлог.

Союз.

Частица.

36

12

13

11


1

1

1


2

2

2

5. Междометие.

2

-

-

6. Повторение изученного материала в 5-7 классах.


13


1

-

ИТОГО

136

9

21




Планируемые результаты изучения учебного курса.

Планируемый уровень подготовки на конец учебного года

I. Учащиеся должны знать определения основных изучаемых в 7 классе языковых единиц, речеведческих понятий, орфографических и пунктуационных правил, обосновывать свои ответы, приводя нужные примеры.

II. К концу 7 класса учащиеся должны овладеть следующими умениями и навыками:

речевая деятельность:

аудирование:

- адекватно понимать содержание научно-учебного и художественного текста, воспринимаемого на слух;

- выделять основную и дополнительную информацию текста, определять его принадлежность к типу речи;

- составлять план текста, производить полный и сжатый пересказ (устный и письменный);

- обнаруживать ошибки в содержании и речевом оформлении устного высказывания одноклассника;

чтение:

- дифференцировать известную и неизвестную информацию прочитанного текста;

- выделять иллюстрирующую, аргументирующую информацию;

- находить в тексте ключевые слова и объяснять их лексическое значение;

- проводить маркировку текста (подчёркивать основную информацию, выделять непонятные слова и орфограммы текста, делить текст на части и т. п.);

- составлять тезисный план исходного текста;

- владеть ознакомительным, изучающим и просмотровым видами чтения;

- прогнозировать содержание текста по данному началу; с помощью интонации передавать авторское отношение к предмету речи при чтении текста вслух;

говорение:

- сохранять при устном изложении, близком к тексту, типологическую структуру и выразительные языковые речевые средства;

- создавать собственные высказывания, соответствующие требованиям точности, логичности, выразительности речи;

- строить небольшое по объёму устное высказывание на основе данного плана;

- формулировать выводы (резюме) по итогам урока, по результатам проведённого языкового анализа, после выполнения упражнения и т. п.;

- размышлять о содержании прочитанного или прослушанного текста лингвистического содержания, соблюдать основные лексические и грамматические нормы современного русского литературного языка, нормы устной речи (орфоэпические, интонационные);

- уместно использовать этикетные формулы, жесты, мимику в устном общении с учётом речевой ситуации;

письмо:

- сохранять при письменном изложении типологическую структуру исходного текста и его выразительные языковые и речевые средства;

- создавать собственные высказывания, соответствующие требованиям точности, логичности и выразительности речи;

- писать тексты-размышления на лингвистические, морально-этические темы дискуссионного характера;

- соблюдать основные лексические и грамматические нормы современного русского литературного языка, а также нормы письменной речи (орфографические, пунктуационные);

- уместно употреблять пословицы, поговорки, крылатые выражения, фразеологизмы в связном тексте;

- использовать лингвистические словари при подготовке к сочинению и при редактировании текста;

- редактировать текст с использованием богатых возможностей лексической, словообразовательной, грамматической синонимии;

текст:

- анализировать тексты с точки зрения их соответствия требованиям точности и логичности речи;

- рецензировать чужие тексты и редактировать собственные с учётом требований к построению связного текста;

- устанавливать в тексте ведущий тип речи, находить в нём фрагменты с иным типовым значением;

- определять стиль речи, прямой и обратный порядок слов в предложениях текста, способы и средства связи предложений в тексте;

фонетика и орфоэпия:

- проводить фонетический и орфоэпический разбор слов;

- правильно произносить широко употребляемые служебные части речи;

- анализировать собственную и чужую речь с точки зрения соблюдения орфоэпических норм;

морфемика и словообразование:

- по типичным суффиксам и окончанию определять изученные части и их формы;

- объяснять значение слова, его написание и грамматические признаки, опираясь на словообразовательный анализ и морфемные модели слов;

- определять способы образования слов различных частей речи;

- анализировать словообразовательные гнёзда на основе учебного словообразовательного словаря;

- составлять словообразовательные гнёзда однокоренных слов (простые случаи);

- с помощью школьного этимологического словаря комментировать исторические изменения в морфемной структуре слова;

лексикология и фразеология:

- соблюдать лексические нормы, употреблять слова в соответствии с их лексическим значением, с условиями и задачами общения;

- толковать лексическое значение общеупотребительных слов и фразеологизмов;

- пользоваться различными видами лексических словарей;

- находить справку о значении и происхождении фразеологического сочетания во фразеологическом словаре;

- использовать синонимы как средство связи предложений в тексте и как средство устного неоправданного повтора;

- проводить элементарный анализ художественного текста, обнаруживая в нём примеры употребления слова в переносном значении;

морфология:

- различать постоянные и непостоянные морфологические признаки частей речи и проводить морфологический разбор слов всех частей речи;

- правильно, уместно и выразительно употреблять слова изученных частей речи;

- использовать знания и умения по морфологии в практике правописания и проведения синтаксического анализа предложения;

орфография:

- владеть правильным способом применения изученных правил орфографии;

- учитывать значение, морфемное строение и грамматическую характеристику слов при выборе правильного написания;

- аргументировать тезис о системном характере русской орфографии;

синтаксис и пунктуация:

- составлять схемы именных, глагольных и наречных словосочетаний и конструировать словосочетания по предложенной схеме;

- определять синтаксическую роль всех самостоятельных частей речи;

- различать и конструировать сложные предложения с сочинительными и подчинительными союзами;

- использовать сочинительные союзы как средство связи предложений в тексте;

- соблюдать правильную интонацию предложений в речи;

- устно объяснить пунктуацию предложений изученных конструкций, использовать на письме графические обозначения, строить пунктуационные схемы предложений;

- самостоятельно подбирать примеры на изученные пунктуационные правила.




Результаты обучения представлены в Требованиях к уровню подготовки и задают систему итоговых результатов обучения, которых должны достигать все учащиеся, оканчивающие основную школу, и достижение которых является обязательным условием положительной аттестации ученика за курс основной школы. Эти требования структурированы по трем компонентам: «знать/понимать», «уметь», «использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни».



В результате изучения русского языка учащиеся должны знать определения основных изученных в 7 классе языковых явлений, речеведческих понятий, орфографических и пунктуационных правил, обосновывать свои ответы, приводя нужные примеры.

Ученик должен знать\ понимать:

роль русского языка как национального языка русского народа, государственного языка Российской Федерации и средства межнационального общения;

признаки текста и его функционально-смысловых типов (повествования, описания, рассуждения);

основные единицы языка, их признаки; основные нормы русского литературного языка (орфоэпические, лексические, грамматические, орфографические, пунктуационные);

грамматические признаки причастия как самостоятельной части речи; отличительные особенности причастий и прилагательных;

об особенностях склонения причастий; определение причастного оборота, его место по отношению к определяемому слову, графическое обозначение причастного оборота в предложении, правило выделения причастного оборота запятыми в предложении;

действительные и страдательные причастия;

краткие страдательные причастия;

способы образования действительных причастий настоящего и прошедшего времени, страдательных причастий настоящего и прошедшего времени;

порядок морфологического разбора причастий;

грамматические признаки деепричастия как части речи; определение деепричастного оборота, правила выделения деепричастного оборота на письме запятыми;

способы образования деепричастий совершенного и несовершенного вида;

порядок морфологического разбора деепричастий; грамматические признаки наречия как части речи;

смысловые группы наречий;

о лексическом и грамматическом значении слов категории состояния;

признаки классификации самостоятельных и служебных частей речи;

правила употребления предлогов с разными падежами;

о производных и непроизводных, простых и составных предлогах;

о союзе как части речи, его роли в тексте и предложении;

о сочинительных и подчинительных союзах; порядок морфологического разбора предлогов и союзов;

отличие частиц от самостоятельных частей речи;

формообразующие и смысловые частицы; отличительные особенности приставке не и отрицательной частицы не, приставки, союза, частицы ни;

о назначении в речи междометий.

К концу 7 класса учащиеся должны овладеть следующими умениями и навыками: определять тему, основную мысль текста, функционально-смысловой тип и стиль речи;

анализировать структуру и языковые особенности текста;

производить морфологический разбор частей речи, изученных в 7 классе;

производить синтаксический разбор предложений с причастным и деепричастным оборотами, а также сложных предложений с изученными союзами;

составлять предложения с причастными и деепричастными оборотами;

соблюдать нормы литературного языка в пределах изученного материала.

По орфографии.

Находить в словах изученные орфограммы, обосновывать их выбор, правильно писать слова с изученными орфограммами;

находить и исправлять орфографические ошибки.

Орфограммы, изученные в 7 классе:

Гласные в суффиксах действительных причастий настоящего времени;

Гласные в суффиксах страдательных причастий настоящего времени;

Гласные перед одной и двумя буквами Н в страдательных причастиях и прилагательных, образованных от глаголов;

Одна и две буквы Н в суффиксах страдательных причастий прошедшего времени и прилагательных, образованных от глаголов;

Одна и две буквы Н в суффиксах кратких страдательных причастий прошедшего времени и кратких прилагательных;

Слитное и раздельное написание НЕ с причастиями; Буква Е-Ё после шипящих в суффиксах кратких страдательных причастий прошедшего времени;

Правописание НЕ с деепричастиями; Слитное и раздельное написание НЕ с наречиями на О-Е;

Буквы Е-И в приставках НЕ-НИ отрицательных наречий;

Одна и две буквы Н в наречиях на О-Е; Буквы О-Е после шипящих на конце наречий; Буквы О-А на конце наречий с приставками ИЗ, ДО, С;

Дефис между частями слова в наречиях;

Слитное и раздельное написание наречий, образованных от существительных и количественных числительных;

Мягкий знак после шипящих на конце наречий;

Слитное и раздельное написание производных предлогов; Слитное написание союзов также, тоже, чтобы, зато;

Раздельное и дефисное написание частиц;

Правописание частицы НЕ с различными частями речи;

Различение частицы НИ, союза НИ-НИ, приставки НИ.

Правильно писать изученные в 7 классе слова с непроверяемыми орфограммами.

По пунктуации.

Выделять запятыми причастные обороты, стоящие после определяемого существительного, деепричастные обороты.

По связной речи.

Аадекватно воспринимать и создавать тексты публицистического стиля на доступные темы;

подробно и сжато излагать повествовательные тексты с элементами описания внешности человека, процессов труда;

писать рассказы на предложенные сюжеты, сочинения – рассуждения на материале жизненного опыта учащихся;

грамотно и чётко рассказывать о произошедших событиях;

собирать и систематизировать материал к сочинению с учётом темы и основной мысли; совершенствовать содержание и языковое оформление своего текста.

Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

осознания роли родного языка в развитии интеллектуальных и творческих способностей личности;

значения родного языка в жизни человека и общества;

развития речевой культуры, бережного и сознательного отношения к родному языку, сохранения чистоты русского языка как явления культуры;

удовлетворения коммуникативных потребностей в учебных, бытовых, социально-культурных ситуациях общения; увеличения словарного запаса;

расширения круга используемых грамматических средств;

развития способности к самооценке на основе наблюдения за собственной речью;

использования родного языка как средства получения знаний по другим учебным предметам и продолжения образования


Изучение русского в основной общеобразовательной школе дает возможность обучающимся достичь следующих результатов:



в направлении личностного развития:

  • понимание русского языка как одной из основных национально-культурных ценностей русского народа; определяющей роли родного языка в развитии интеллектуальных, творческих и моральных качеств личности;

  • осознание эстетической ценности русского языка; уважительное отношение к родному языку, гордость за него; стремление к речевому самосовершенствованию;

  • достаточный объем словарного запаса для свободного выражения мыслей и чувств в процессе речевого общения; способность к самооценке на основе наблюдения за собственной речью.



в метапредметном направлении:

  • владение всеми видами речевой деятельности (понимание информации, владение разными видами чтения; адекватное восприятие на слух текстов разных стилей; способность извлекать информацию из различных источников; овладение приемами отбора и систематизации материала; способность определять цели предстоящей учебной деятельности, последовательность действий, оценивать достигнутые результаты; умение воспроизводить прослушанный или прочитанный текст с разной степенью развернутости; умение создавать устные и письменные тексты разных типов; способность правильно и свободно излагать свои мысли в устной и письменной форме; соблюдение в практике речевого общения основных орфоэпических, лексических, грамматических, стилистических норм современного литературного языка; соблюдение основных правил орфографии и пунктуации в процессе письменного общения;

  • применение приобретенных знаний, умений и навыков в повседневной жизни; способность использовать родной язык как средство получения знаний по другим учебным предметам, при менять полученные знания и навыки анализа языковых явлений на межпредметном уровне;

  • коммуникативно целесообразное взаимодействие с другими людьми в процессе речевого общения.


в предметном направлении:

  • представление об основных функциях языка, о роли родного языка в жизни человека и общества;

  • понимание места родного языка в системе гуманитарных наук и его роли в образовании в целом;

  • усвоение основ научных знаний о родном языке;

  • освоение базовых понятий лингвистики;

  • освоение основными стилистическими ресурсами лексики фразеологии русского языка;

  • опознавание и анализ основных единиц языка;

  • проведение различных видов анализа слова

  • понимание коммуникативно-эстетических возможностей лексической и грамматической синонимии и использование их в собственной речевой практике; осознание эстетической функции родного языка.


Литература и средства обучения

1.Русский язык. Рабочие программы. Предметная линия учебников Т.А. Ладыженской, 2.М.Т. Баранова, Л.А.Тростенцовой и других. 5-9 классы.- М.: Просвещение, 2011.

3.С.В. Абрамова. Русский язык. Проектная работа старшеклассников- М.:Просвещение, 2011.

4.Г.А. Богданова. Уроки русского языка в 7 кл. / Г. А. Богданова. - СПб., 2014.

5. Г.А. Богданова Сборник диктантов по русскому языку: 5-9 классы. / Г. А. Богданова. - М.: Просвещение, 2012.

6.М.Г. Бройде. Занимательные упражнения по русскому языку: 5-9 классы. – М.: ВАКО, 2012.

7. П.Ф. Ивченков. Обучающее изложение: 5-9 кл. / П. Ф. Ивченков. - М., 2011.

8.Н.А. Сенина. Русский язык. Тесты для промежуточного контроля. 7 класс – Ростов н/Д: Легион, 2013





Календарно-тематическое планирование


урока

Раздел ,тема

Количество часов

Примерные сроки изучения

Фактические сроки изучения

Примечание

РУССКИЙ ЯЗЫК КАК РАЗВИВАЮЩЕЕСЯ ЯВЛЕНИЕ-1 Ч



1


Русский язык как развивающееся явление.

1




ПОВТОРЕНИЕ ИЗУЧЕННОГО В 5-6 КЛАССАХ -7 Ч



2

Синтаксис. Пунктуация. Синтаксический и пунктуационный разбор.

1





3

Лексика и фразеология.


1





4

Фонетика и орфография. Фонетический разбор слова.

1





5

Словообразование и орфография. Морфемный и словообразовательный разбор.


1





6

Морфология и орфография.

1





7

Морфологический разбор слова.


1





8

Контрольный диктант по теме «Повторение изученного в 5-6 классах»

1




ТЕКСТЫ И СТИЛИ - 5 Ч(3+2Р/Р)



9


Текст.


1





10


Р.Р. Диалог как текст. Виды диалога.

1





11


Р.Р. Стили литературного языка.

1





12

Публицистический стиль.

1





13

Контрольный диктант по теме «Повторение изученного в 5-6 классах».

1




МОРФОЛОГИЯ И ОРФОГРАФИЯ. КУЛЬТУРА РЕЧИ (73 Ч.)

ПРИЧАСТИЕ - 32 Ч(26+6 Р/Р)



14


Причастие как часть речи.


1





15


Склонение причастий.

1





16


Правописание гласных в падежных окончаниях причастий.

1





17-18


Причастный оборот. Выделение причастного оборота запятыми.



2





19


Р.Р. Описание внешности человека.


1





20


Действительные и страдательные причастия.



1





21


Краткие и полные страдательные причастия.

1





22


Действительные причастия настоящего времени.

1





23


Гласные в суффиксах действительных причастий настоящего времени.


1





24


Действительные причастия прошедшего времени.

1





25

Действительные причастия настоящего и прошедшего времени.

1





26


Р.Р. Подготовка к изложению по тексту упр.116 «Воспоминания Т.Л. Сухотиной о детстве».

1





27

Р.Р. Изложение по тексту упр.116 «Воспоминания

Т.Л. Сухотиной о детстве».

1





28


Страдательные причастия настоящего времени. Гласные в суффиксах страдательных причастий настоящего времени. Анализ изложения.

1





29


Гласные в суффиксах страдательных причастий настоящего времени.

1





30


Страдательные причастия прошедшего времени.


1





31


Гласная перед Н в полных и кратких страдательных причастиях.


1





32


Н и НН в суффиксах страдательных причастий прошедшего времени. Н в отглагольных прилагательных.

1





33


Закрепление темы «Н и НН в суффиксах страдательных причастий прошедшего времени. Н в отглагольных прилагательных».

1





34


Н и НН в суффиксах кратких страдательных причастий и в кратких отглагольных прилагательных.



1





35


Закрепление темы «Н и НН в суффиксах кратких страдательных причастий и в кратких отглагольных прилагательных».


1





36

Р.Р. Подготовка к выборочному изложению по рассказуМ.А. Шолохова «Судьба человека».

1





37

Р.Р. Выборочное изложение по рассказу

М.А. Шолохова «Судьба человека».


1





38


Морфологический разбор причастия.

1





39


Слитное и раздельное написание НЕ с причастиями.

1





40


Закрепление темы «Слитное и раздельное написание НЕ с причастиями».

1





41


Буквы Е и Ё после шипящих в суффиксах страдательных причастий прошедшего времени.

1





42


Повторение изученного по теме «Причастие».

1





43

Повторение изученного по теме «Причастие».


1





44

Контрольный диктант по теме «Причастие» с грамматическим заданием.


1





45


Р.Р. Сочинение – описание внешности человека (упр. 166-167).

1




ДЕЕПРИЧАСТИЕ - 11 Ч(9+2Р/Р)



46


Деепричастие как часть речи. Анализ сочинений.


1





47

Деепричастный оборот.

1




48

Запятые при деепричастном обороте.







49


Раздельное написание НЕ с деепричастиями.

1





50


Деепричастия несовершенного вида.


1





51


Деепричастия совершенного вида.


1





52

Р.Р. Подготовка к сочинению-рассказу по картине

С. Григорьева «Вратарь».

1





53

Р.Р. Сочинение -рассказа по картине С. Григорьева «Вратарь».

1





54


Морфологический разбор деепричастия. Анализ сочинений.

1





55


Повторение изученного о деепричастии.

1





56


Контрольный диктант по теме «Деепричастие».

1




НАРЕЧИЕ - 23 Ч (20+3 Р/Р)



57


Наречие как часть речи.


1





58


Употребление наречий в речи.


1





59


Разряды наречий.


1





60


Закрепление темы «Разряды наречий».

1





61


Степени сравнения наречий.




1




62

Закрепление темы «Степени сравнения наречий».


1





63


Р.Р. Сочинение-описание в форме дневниковых записей по картине

И. Попова «Первый снег».

1





64


Морфологический разбор наречия.


1





65


Слитное и раздельное написание НЕ с наречиями на -О и –Е.

1




66


Слитное и раздельное написание НЕ с наречиями на -О и –Е.






67


Буквы Е и И в приставках НЕ- и НИ- отрицательных наречий.

1





68


Н и НН в наречиях на –О и –Е.

1





69


Практикум по теме «Правописание Н и НН в разных частях речи»

1





70


Р.Р. Описание действий. Сочинение о труде (упр. 264).

1





71


Буквы О и Е после шипящих на конце наречий.

1





72


Буквы О и А на конце наречий.


1





73


Дефис между частями слова в наречиях.



1





74

Р.Р. Сочинение по картине Е. Широкова «Друзья».




1





75-76


Слитное и раздельное написание приставок в наречиях, образованных от существительных и количественных числительных.


2





77


Мягкий знак после шипящих на конце наречий.

1





78


Повторение изученного о наречии.


1





79


Контроль­ная диктант по теме « Наречие».


1




УЧЕБНО-НАУЧНАЯ РЕЧЬ (1 Ч.)



80


Отзыв. Учебный доклад.


1




КАТЕГОРИЯ СОСТОЯНИЯ - 6 Ч (4+2Р/Р)



81


Категория состояния как часть речи.


1





82


Морфологический разбор категории состояния.



1





83


Категория состояния и другие части речи.




1





84


Р.Р. Подготовка к сжатому изложению по тексту К. Паустовского «Обыкновенная земля».


1





85


Р.Р.Сжатое изложение по тексту К. Паустовского «Обыкновенная земля».


1





86


Повторение темы «Категория состояния».


1




СЛУЖЕБНЫЕ ЧАСТИ РЕЧИ (36 Ч.)

ПРЕДЛОГ - 12 Ч(10+2Р/Р)


87


Самостоятельные и служебные части речи. Анализ сжатого изложения.

1





88


Предлог как часть речи.


1





89


Употребление предлогов.


1





90


Непроизводные и производные предлоги.


1





91


Непроизводные и производные предлоги.

1





92


Простые и составные предлоги.


1





93


Морфологический разбор предлога.


1





94


Слитное и раздельное написание производных предлогов.

1





95

Р.Р. Подготовка к сочинению по картине А.В. Сайкиной «Детская спортивная школа».


1





96

Р.Р. Сочинение по картине. А.В. Сайкиной «Детская спортивная школа».


1





97


Обобщающе-повторительный урок по теме «Предлог».

1





98


Контрольный диктант по теме «Предлог»

1




СОЮЗ - 13Ч(11+2 Р/Р)



99


Союз как часть речи.



1




100

Простые и составные союзы.


1





101


Союзы сочинительные и подчинительные.

1





102


Запятая между простыми предложениями в союзном сложном предложении.

1





103


Сочинительные союзы и их роль в простом предложении и в сложном.


1





104


Подчинительные союзы.


1





105


Закрепление темы «Подчинительные союзы».

Морфологический разбор союза.

1





106-107


Р.Р. Сочинение- рассуждение «Книга – наш друг и советчик» (упр.384).

2





108

109


Слитное написание союзов также, тоже, чтобы.

Анализ сочинений.

1





110


Повторение сведений о предлогах и союзах.


1





111


Контрольный диктант «Ночной мир» с грамматическим заданием.

1




ЧАСТИЦА - 11 Ч(9+2 Р/Р)



112


Частица как часть речи.


1





113


Разряды частиц. Формообразующие частицы.

1





114


Смыслоразличительные частицы.


1




115

Раздельное и дефисное написание частиц.

1





116


Морфологический разбор частицы.


1





117

Отрицательные частицы НЕ и НИ.


1





118


Различение частицы не- и приставки не-.


1





119-120


Р.Р. Сочинение – рассказ по данному сюжету (упр.446).

2





121


Частица НИ, приставка НИ-, союз НИ-НИ.

Анализ сочинений.

1





122


Повторение по теме «Частица».

1




МЕЖДОМЕТИЕ (2 Ч.)



123


Междометие как часть речи. Дефис в междометиях.



1





124


Знаки препинания при междометиях. Междометия и другие части речи.


1




ПОВТОРЕНИЕ И СИСТЕМАТИЗАЦИЯ ИЗУЧЕННОГО В 5-7 КЛАССАХ (16 Ч.)



125

Разделы науки о русском языке. Фонетика и графика.


1





126


Текст и стили речи.


1





127-128

Лексика и фразеология

2





129-130


Морфемика. Словообразование


2





131-132


Морфология. Орфография.






133-134


Синтаксис. Пунктуация.







135

Итоговая контрольная работа.





136

Комплексное обобщающее повторение изученного за год.