МКОУ « Печениченская ОШ»
ПРИНЯТО УТВЕРЖДЕНО
на педагогическом совете приказом по школе
№1 от 31.08.2022 г. № от 31.08.2022
Рабочая программа внеурочной деятельности
«Разговоры о важном»
7 класс
Уровень образования: основное общее образование
Срок реализации программы – 2022-2023 гг.
Рабочую программу составил: Базенкова Наталья Валентиновна
2022 г.
Рабочая программа внеурочной деятельности « Разговоры о важном» разработана в соответствии с:
* Примерной программой курса внеурочной деятельности «Разговоры о важном»-М:,2022;
*РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ ВОСПИТАНИЯ МКОУ»ПЕЧЕНИЧЕНСКАЯ ОШ» на 2022-2023 учебный год;
* Плана внеурочной деятельности МКОУ «Печениченская ОШ» на 2022-2023 учебный год.
Курс внеурочной деятельности предназначен для обучающихся 7 класса, рассчитан на 1 час в неделю,34 часа в год.
Формы организации деятельности и материалы к занятиям будут применяться согласно разработанным материалам Министерства просвещения РФ цикла внеурочных занятий «Разговоры о важном» на сайте Единое содержание общего образования https :// razgovor. edsoo. ru
Цель курса: формирование взглядов школьников на основе национальных ценностей через изучение центральных тем – патриотизм, гражданственность, историческое просвещение, нравственность, экология.
Планируемые результаты освоения курса внеурочной деятельности
Личностные результаты:
В сфере гражданского воспитания: уважение прав, свобод и законных интересов других людей; активное участие в жизни семьи, родного края, страны; неприятие любых форм экстремизма, дискриминации; понимание роли различных социальных институтов в жизни человека; представление об основных правах, свободах и обязанностях гражданина, социальных нормах и правилах межличностных отношений в поликультурном и многоконфессиональном обществе; готовность к разнообразной совместной деятельности, стремление к взаимопониманию и взаимопомощи; готовность к участию в гуманитарной деятельности (волонтёрство, помощь людям, нуждающимся в ней). В сфере патриотического воспитания: осознание российской гражданской идентичности в поликультурном и многоконфессиональном обществе, проявление интереса к познанию родного языка, истории, культуры Российской Федерации, своего края, народов России; ценностное отношение 35 37 к достижениям своей Родины — России, к науке, искусству, спорту, технологиям, боевым подвигам и трудовым достижениям народа; уважение к символам России, государственным праздникам, историческому и природному наследию и памятникам, традициям разных народов, проживающих в родной стране. В сфере духовно-нравственного воспитания: ориентация на моральные ценности и нормы в ситуациях нравственного выбора; готовность оценивать своё поведение и поступки, поведение и поступки других людей с позиции нравственных и правовых норм с учётом осознания последствий поступков; свобода и ответственность личности в условиях индивидуального и общественного пространства. В сфере эстетического воспитания: восприимчивость к разным видам искусства, традициям и творчеству своего и других народов, понимание эмоционального воздействия искусства; осознание важности художественной культуры как средства коммуникации и самовыражения; понимание ценности отечественного и мирового искусства, роли этнических культурных традиций и народного творчества. В сфере физического воспитания: осознание ценности жизни; соблюдение правил безопасности, в том числе навыков безопасного поведения в интернет-среде; способность адаптироваться к стрессовым ситуациям и меняющимся социальным, информационным и природным условиям, в том числе осмысляя собственный опыт и выстраивая дальнейшие цели; умение принимать себя и других, не осуждая; умение осознавать эмоциональное состояние себя и других, умение управлять собственным эмоциональным состоянием; сформированность навыка рефлексии, признание своего права на ошибку и такого же права другого человека. В сфере трудового воспитания: установка на активное участие в решении практических задач; осознание важности обучения на протяжении всей жизни; уважение к труду и результатам трудовой деятельности. В сфере экологического воспитания: ориентация на применение знаний из социальных и естественных наук для решения задач в области окружающей среды, планирования поступков и оценки их возможных последствий для окружающей среды; повышение уровня экологической культуры, осознание глобального характера экологических проблем и путей их решения; активное неприятие действий, приносящих вред окружающей среде; осознание своей роли как гражданина и потребителя в условиях взаимосвязи природной, технологической и социальной сред; готовность к участию в практической деятельности экологической направленности. В сфере ценности научного познания: ориентация в деятельности на современную систему научных представлений об основных закономерностях развития человека, природы и общества, взаимосвязях человека с природ ной и социальной средой; овладение языковой и читательской культурой как средством познания мира; овладение основными навыками исследовательской деятельности, установка на осмысление опыта, наблюдений, поступков и стремление совершенствовать пути достижения индивидуального и коллективного благополучия. В сфере адаптации обучающегося к изменяющимся условиям социальной и природной среды: освоение обучающимися социального опыта, основных социальных ролей, соответствующих ведущей деятельности возраста, норм и правил общественного поведения, форм социальной жизни в группах и сообществах, включая семью, группы, сформированные по профессиональной деятельности, а также в рамках социального взаимодействия с людьми из другой культурной среды; открытость опыту и знаниям других; повышать уровень своей компетентности через практическую деятельность, в том числе умение учиться у других людей, осознавать в совместной деятельности новые знания, навыки и компетенции из опыта других; осознавать дефициты собственных знаний и компетентностей, планировать своё развитие; умение анализировать и выявлять взаимосвязи природы, общества и экономики; умение оценивать свои действия с учётом влияния на окружающую среду, достижений целей и преодоления вызовов, возможных глобальных последствий
Метапредметные результаты:
В сфере овладения универсальными учебными познавательными действиями: использовать вопросы как исследовательский инструмент познания; применять различные методы, инструменты и запросы при поиске и отборе информации или данных из источников с учётом предложенной учебной задачи и заданных критериев; выбирать, анализировать, систематизировать и интерпретировать информацию различных видов и форм представления; находить сходные аргументы (подтверждающие или опровергающие одну и ту же идею, версию) в различных информационных источниках; самостоятельно выбирать оптимальную форму представления информации; оценивать надёжность информации по критериям, предложенным педагогическим работником или сформулированным самостоятельно; эффективно систематизировать информацию. В сфере овладения универсальными учебными коммуникативными действиями: воспринимать и формулировать суждения, выражать эмоции в соответствии с целями и условиями общения; выражать свою точку зрения в устных и письменных текстах; понимать намерения других, проявлять уважительное отношение к собеседнику и в корректной форме формулировать свои возражения; в ходе диалога и (или) дискуссии задавать вопросы по существу обсуждаемой темы и высказывать идеи, нацеленные на решение задачи и поддержание благожелательности общения; сопоставлять свои суждения с суждениями других участников диалога, обнаруживать различие и сходство позиций; понимать и использовать преимущества командной и индивидуальной работы при решении конкретной проблемы, обосновывать необходимость применения групповых форм взаимодействия при решении поставленной задачи; принимать цель совместной деятельности, коллективно строить действия по её достижению: распределять роли, договариваться, обсуждать процесс и результат совместной работы; уметь обобщать мнения нескольких людей, проявлять готовность руководить, выполнять поручения, подчиняться; планировать организацию совместной работы, определять свою роль (с учётом предпочтений и возможностей всех участников взаимодействия), распределять задачи между членами команды, участвовать в групповых формах работы (обсуждения, обмен мнениями, мозговые штурмы и иные); выполнять свою часть работы, достигать качественного результата по своему направлению и координировать свои действия с другими членами команды; оценивать качество своего вклада в общий продукт по критериям, самостоятельно сформулированным участниками взаимодействия; сравнивать результаты с исходной задачей и вклад каждого члена команды в достижение результатов, разделять сферу ответственности. В сфере овладения универсальными учебными регулятивными действиями: ориентироваться в различных подходах принятия решений (индивидуальное, принятие решения в группе, принятие решений группой); делать выбор и брать ответственность за решение; владеть способами самоконтроля, самомотивации и рефлексии; объяснять причины достижения (недостижения) результатов деятельности, давать оценку приобретённому опыту, уметь находить позитивное в произошедшей ситуации; оценивать соответствие результата цели и условиям; выявлять и анализировать причины эмоций; ставить себя на место другого человека, понимать мотивы и намерения другого; регулировать способ выражения эмоций; осознанно относиться к другому человеку, его мнению; признавать свое право на ошибку и такое же право другого; принимать себя и других, не осуждая; открытость себе и другим; осознавать невозможность контролировать всё вокруг
Предметные результаты освоения программы внеурочной деятельности «Разговоры о важном» представлены с учётом специфики содержания предметных областей, к которым имеет отношение содержание курса внеурочной деятельности: Русский язык: совершенствование различных видов устной и письменной речевой деятельности; формирование умений речевого взаимодействия: создание устных монологических высказываний на основе жизненных наблюдений, личных впечатлений, чтения учебно-научной, художественной и научно-популярной литературы; участие в диалоге разных видов: побуждение к действию, обмен мнениями, запрос информации, сообщение информации; овладение различными видами чтения (просмотровым, ознакомительным, изучающим, поисковым); формулирование вопросов по содержанию текста и ответов на них; подробная, сжатая и выборочная передача в устной и письменной форме содержания текста; выделение главной и второстепенной информации, явной и скрытой информации в тексте; извлечение информации из различных источников, её осмысление и оперирование ею. Литература: понимание духовно-нравственной и культурной ценности литературы и её роли в формировании гражданственности и патриотизма, укреплении единства многонационального народа Российской Федерации; понимание специфики литературы как вида искусства, принципиальных отличий художественного текста от текста научного, делового, публицистического; овладение умениями воспринимать, анализировать, интерпретировать и оценивать прочитанное, понимать художественную картину мира, отражённую в литературных произведениях, с учётом неоднозначности заложенных в них художественных смыслов; овладение умением пересказывать прочитанное произведение, используя подробный, сжатый, выборочный, творческий пересказ, отвечать на вопросы по прочитанному произведению и формулировать вопросы к тексту; развитие умения участвовать в диалоге о прочитанном произведении, в дискуссии на литературные темы, соотносить собственную позицию с позицией автора и мнениями участников дискуссии; давать аргументированную оценку прочитанному. Иностранный язык: умение сравнивать, находить черты сходства и различия в культуре и традициях народов России и других стран. Информатика: освоение и соблюдение требований безопасной эксплуатации технических средств информационно-коммуникационных технологий; умение соблюдать сетевой этикет, базовые нормы информационной этики и права при работе с приложениями на любых устройствах и в Интернете, выбирать безопасные стратегии поведения в Сети. История: соотносить события истории разных стран и народов с историческими периодами, событиями региональной и мировой истории, события истории родного края и истории России; определять современников исторических событий, явлений, процессов; умение выявлять особенности развития культуры, быта и нравов народов в различные исторические эпохи; умение рассказывать об исторических событиях, явлениях, процессах истории родного края, истории России и мировой истории и их участниках, демонстрируя понимание исторических явлений, процессов и знание необходимых фактов, дат, исторических понятий; умение выявлять существенные черты и характерные признаки исторических событий, явлений, процессов; умение устанавливать причинно-следственные, пространственные, временные связи исторических событий, явлений, процессов изучаемого периода, их взаимосвязь (при наличии) с важнейшими событиями XX — начала XXI в.; умение определять и аргументировать собственную или предложенную точку зрения с опорой на фактический материал, в том числе используя источники разных типов; приобретение опыта взаимодействия с людьми другой культуры, национальной и религиозной принадлежности на основе национальных ценностей современного российского общества: гуманистических и демократических ценностей, идей мира и взаимопонимания между народами, людьми разных культур; уважения к историческому наследию народов России. Обществознание: освоение и применение системы знаний: о социальных свойствах человека, особенностях его взаимодействия с другими людьми, важности семьи как базового социального института; о характерных чертах общества; о содержании и значении социальных норм, регулирующих общественные отношения; о процессах и явлениях в экономической, социальной, духовной и политической сферах жизни общества; об основах конституционного строя и организации государственной власти в Российской Федерации, правовом статусе гражданина Российской Федерации (в том числе несовершеннолетнего); о системе образования в Российской Федерации; об основах государственной бюджетной и денежно-кредитной, социальной политики, политики в сфере культуры и образования, противодействии коррупции в Российской Федерации, обеспечении безопасности личности, общества и государства, в том числе от терроризма и экстремизма; умение характеризовать традиционные российские духовно-нравственные ценности (в том числе защита человеческой жизни, прав и свобод человека, семья, созидательный труд, служение Отечеству, нормы морали и нравственности, гуманизм, милосердие, справедливость, взаимопомощь, коллективизм, историческое единство народов России, преемственность истории нашей Родины); умение сравнивать (в том числе устанавливать основания для сравнения) деятельность людей, социальные объекты, явления, процессы в различных сферах общественной жизни, их элементы и основные функции; умение устанавливать и объяснять взаимосвязи социальных объектов, явлений, процессов в различных сферах общественной жизни, их элементов и основных функций, включая взаимодействия общества и природы, человека и общества, сфер общественной жизни, гражданина и государства; связи политических потрясений и социально-экономических кризисов в государстве; умение использовать полученные знания для объяснения (устного и письменного) сущности, взаимосвязей явлений, процессов социальной действительности; умение с опорой на обществоведческие знания, факты общественной жизни и личный социальный опыт определять и аргументировать с точки зрения социальных ценностей и норм своё отношение к явлениям, процессам социальной действительности; умение анализировать, обобщать, систематизировать, конкретизировать и критически оценивать социальную информацию, соотносить её с собственными знаниями о моральном и правовом регулировании поведения человека, личным социальным опытом; умение оценивать собственные поступки и поведение других людей с точки зрения их соответствия моральным, правовым и иным видам социальных норм, экономической рациональности; осознание неприемлемости всех форм антиобщественного поведения; осознание ценности культуры и традиций народов России. География: освоение и применение системы знаний о размещении и основных свойствах географических объектов, понимание роли географии в формировании качества жизни человека и окружающей его среды на планете Земля, в решении современных практических задач своего населённого пункта, Российской Федерации, мирового сообщества, в том числе задачи устойчивого развития; умение устанавливать взаимосвязи между изученными природными, социальными и экономическими явлениями и процессами, реально наблюдаемыми географическими явлениями и процессами; умение оценивать характер взаимодействия деятельности человека и компонентов природы в разных географических условиях с точки зрения концепции устойчивого развития.
Содержание курса внеурочной деятельности
Содержание курса «Разговоры о важном» направлено на формирование у обучающихся ценностных установок, в числе которых – созидание, патриотизм и стремление к межнациональному единству. Темы занятий приурочены к государственным праздникам, знаменательным датам, традиционным праздникам, годовщинам со дня рождения известных людей – ученых, писателей, государственных деятелей и деятелей культуры:
Знакомство с платформой «Россия — страна возможностей». Возможности, которые предоставляет платформа «Россия — страна возможностей». Родина — не только место рождения. История, культура, научные достижения: чем мы можем гордиться? Мечты и фантазии человека о космических полётах. К. Э. Циолковский — основоположник ракетодинамики и теоретической космонавтики. Герои освоения космоса. 1 октября — Международный день пожилых людей. Почитание старшего поколения. Возрастные изменения — не повод быть исключённым из жизни семьи и общества. Ценность профессии учителя. Учителя в годы Великой Отечественной войны. Современный учитель: какой он? История формирования понятий «род» и «отец». Образ отца в отечественной литературе. Качества настоящего отца. Равноправие родителей в семье. Уникальность музыки каждого народа. Музыкальные инструменты. Виды искусства, где музыка — неотъемлемая часть. Дом, в котором мы живём. Идеальные отношения в семье: какие они? Семейные ценности. Смутное время в истории нашей страны. Самозванцы — одна из причин продолжавшейся Смуты. Ополчение во главе с князем Дмитрием Пожарским и земским старостой Кузьмой Мининым. Примеры единения народа не только в войне. Разнообразие культуры народов России. Традиции разных народов. Уважение между людьми разных национальностей — основа межкультурного общения. Влияние многоязычия на толерантность. Почему языки исчезают? Мама — важный человек в жизни каждого. Материнская любовь — простая и безоговорочная. Легко ли быть мамой? Герб — символ государства. У каждой страны свой герб. Значение триколора. История российского флага. История создания Красного Креста. Особенности волонтёрской деятельности. Волонтёрство в России.
Россия — страна с героическим прошлым. Современные герои — кто они? Россия начинается с меня? Значение Конституции для граждан страны. Знание прав и выполнение обязанностей. Ответственность — это осознанное поведение. История праздника Рождества Христова. Рождественские традиции в России и в других государствах. Новый год — праздник всей семьи. Новогодние семейные традиции. Новогодние приметы. Отношение к личной информации. Добавление «друзей» в Сети. Всё, что попадает в Сеть, остаётся там навсегда. Голод, морозы, бомбардировки — тяготы блокадного Ленинграда. Блокадный паёк. Способы выживания ленинградцев. О провале планов немецких войск. Авторитет К. С. Станиславского в области сценического искусства. Некоторые факты его биографии. Основные идеи системы Станиславского. Цивилизация без научных достижений. Научные и технические достижения в нашей стране. Достижения науки в повседневной жизни. Плюсы и минусы научно-технического прогресса. Географические особенности и природные богатства России. Многочисленные народы России. Единый перечень коренных малочисленных народов (47 этносов). Российская культура. Чем славится Россия? День защитника Отечества: исторические традиции. Профессия военного: кто её выбирает сегодня. Смекалка в военном деле. Задачи армии в мирное время. Мотивация добрых дел. Подлинность намерений — то, что у тебя внутри. Проблемы, с которыми сталкиваются добрые люди. Связь праздника 8 Марта с именем Клары Цеткин. Освоение женщинами «мужских» профессий. Традиционность подхода «мужчина — добытчик, женщина — хранительница очага»: изменились ли роли? Сергей Владимирович Михалков — поэт, драматург, баснописец, сказочник, сатирик, сценарист, общественный деятель. Страсть С. В. Михалкова к стихотворчеству. Работа в армейской печати во время Великой Отечественной войны. Решение правительства России о смене гимна. Вторая редакция текста гимна. Красивейший полуостров с богатой историей. История Крымского полуострова. Значение Крыма. Достопримечательности Крыма. Сила театрального искусства. Читка пьес — особый жанр театрального искусства. Кино и театр: аргументы за и против. Главные события в истории покорения космоса. Отечественные космонавты-рекордсмены. Подготовка к полёту — многолетний процесс.
Появление термина «геноцид». Геноцид советского народа и народов Европы во время Второй мировой войны. Международный военный трибунал в Нюрнберге. Конвенция ООН о предупреждении преступления геноцида и наказании за него. Геноцид в современном мире. День Земли — призыв задуматься о сохранности планеты. Экологические проблемы как следствие безответственного поведения человека. Соблюдать экоправила — не так сложно. История Праздника труда. Труд — это право или обязанность человека? Работа мечты. Жизненно важные навыки. История появления праздника День Победы. Поисковое движение России. Могила Неизвестного Солдата. Семейные традиции празднования Дня Победы. 19 мая 1922 года — день рождения пионерской организации. Цель её создания и деятельность. Распад пионерской организации. Причины, по которым дети объединяются. Разные представления о счастье. Слагаемые счастья. Рецепт счастливой жизни.
Тематическое планирование
№ | Тема занятия |
1 | День знаний / Россия — страна возможностей (1 час) |
2 | Наша страна — Россия (1 час) |
3 | 165 лет со дня рождения К. Э. Циолковского (1час) |
4 | День пожилых людей (1 час) |
5 | День учителя (1 час) |
6 | День отца (1 час) |
7 | День музыки (1 час) |
8 | Традиционные семейные ценности (1 час) |
9 | День народного единства (1 час) |
10 | Мы разные, мы вместе (1 час) |
11 | День матери (1 час) |
12 | Символы России (Гимн, Герб) (1 час) |
13 | День добровольца (1 час) |
14 | День Героев Отечества (1 час) |
15 | День Конституции (1 час) |
16 | Рождество (1 час) |
17 | Тема нового года. Семейные праздники и мечты (1 час) |
18 | Цифровая безопасность и гигиена школьника (1 час) |
19 | День снятия блокады Ленинграда (1 час) |
20 | 160 лет со дня рождения К. С. Станиславского (Великие люди России) (1 час) |
21 | День российской науки (1 час) |
22 | Россия и мир (1 час) |
23 | День защитника Отечества (День Армии) (1 час) |
24 | Забота о каждом (1 час) «Включайся!» |
25 | Международный женский день (1 час) |
26 | Гимн России (110 лет со дня рождения совет ского писателя и поэта, автора слов гимнов Российской Федерации и СССР С. В. Михалкова) (1 час) |
27 | День воссоединения Крыма с Россией (1 час) |
28 | Всемирный день театра (1 час) |
29 | День космонавтики. Мы — первые (1 час) |
30 | Память о геноциде советского народа нацистами и их пособниками (1 час) |
31 | День Земли (Экология) (1 час) |
32 | День труда (1 час) |
33 | День Победы. Бессмертный полк (1 час) |
34 | День детских общественных организаций (1 час) |
Приложение 1.
Календарно-тематическое планирование
«Разговоры о важном»
№ п/п | Тема занятия | Дата проведения | Количество часов | Примечание |
1 | Мы - Россия. Возможности- будущее | 05.09.2022 | 1 | |
2 | Что мы Родиной зовём? | 12.09.2022 | 1 | |
3 | Невозможное сегодня станет возможным завтра | 19.09.2022 | 1 | |
4 | Обычаи и традиции моего народа: как прошлое соединяется с настоящим | 26.09.2022 | 1 | |
5 | Если бы я был учителем | 03.10.2022 | 1 | |
6 | Отечество - от слова «отец» | 10.10.2022 | 1 | |
7 | Что мы музыкой зовём? | 17.10.2022 | 1 | |
8 | Счастлив тот кто счастлив у себя дома | 24.10.2022 | 1 | |
9 | Мы - одна страна! | 31.10.2022 | 1 | |
10 | Языки и культура народов России: единство в разнообразии | 14.11.2022 | 1 | |
11 | Мама главное слово в каждой судьбе | 21.11.2022 | 1 | |
12 | Двуглавый орел:история легендарного герба | 28.11.2022 | 1 | |
13 | Жить - значит действовать | 05.12.2022 | 1 | |
14 | В жизни всегда есть место подвигу? | 12.12.2022 | 1 | |
15 | Настоящая ответственность бывает только личной (Ф. Искандер) | 19.12.2022 | 1 | |
16 | Светлый праздник Рождества | 26.12.2022 | 1 | |
17 | Зачем мечтать? | 09.01.2023 | 1 | |
18 | Как не попасть в цифровые ловушки? | 16.01.2023 | 1 | |
19 | «Люди писали дневники и верили,что им удасться прожить еще один день» | 23.01.2023 | 1 | |
20 | С чего начинается театр? | 30.01.2023 | 1 | |
21 | Хроника научных открытий, которые перевернули мир | 06.02.2023 | 1 | |
22 | Россия в мире | 13.02.2023 | 1 | |
23 | За что мне могут сказать «спасибо» (ко Дню защитника Отечества) | 20.02.2023 | 1 | |
24 | Включайся! | 27.02.2023 | 1 | |
25 | Мамина карьера | 06.03.2023 | 1 | |
26 | Гимн России | 13.03.2023 | 1 | |
27 | Путешествие по Крыму | 20.03.2023 | 1 | |
28 | Как построить диалог с искусством? | 27.03.2023 | 1 | |
29 | Трудно ли быть великим? | 03.04.2023 | 1 | |
30 | Пока жива история, жива память… | 10.04.2023 | 1 | |
31 | «Зелёные» привычки- сохраним природу вместе | 17.04.2023 | 1 | |
32 | Как проявить себя и свои способности? | 24.04.2023 | 1 | |
33 | Подвиг остается подвигом, даже если его некому воспеть… | 04.05.2023 | 1 | |
34 | Может ли быть Тимур и его команда в 2023 году? | 15.05.2023 | 1 | |
| | | | |