МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ
ЗАБАЙКАЛЬСКОГО КРАЯ
ГПОУ «ЧИТИНСКИЙ ПОЛИТЕХНИЧЕСКИЙ КОЛЛЕДЖ»
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
общеобразовательного предмета
ОПБ.11 Основы проектной деятельности
по профессии
23.01.17 Мастер по ремонту и обслуживанию автомобилей
профильный уровень
2023
Программа предназначена для профессиональных образовательных организаций, реализующих программу подготовки специалистов среднего звена на базе основного общего образования с одновременным получением среднего общего образования.
Программа разработана с учетом требований ФГОС среднего общего образования, ФГОС среднего профессионального образования и профиля профессионального образования по профессии 23.01.17 Мастер по ремонту и обслуживанию автомобилей
Разработчик:
Линейцева Е.Г. – преподаватель Красночикойского филиала ГПОУ «Читинский политехнический колледж»
Рекомендована МЦК профессионального цикла гуманитарного профиля
Протокол №1 от «2» сентября 2023 г.
СОДЕРЖАНИЕ
1. | Общая характеристика рабочей программы общеобразовательного предмета | 4 |
2. | Структура и содержание общеобразовательного предмета | 7 |
3. | Условия реализации программы общеобразовательного предмета | 11 |
4. | Контроль и оценка результатов освоения общеобразовательного предмета | 14 |
1. Общая характеристика рабочей программы общеобразовательного предмета
Место предмета в структуре профессиональной образовательной программы СПО:
Общеобразовательный предмет «Основы проектной деятельности» является обязательной частью общеобразовательного цикла образовательной программы в соответствии с ФГОС СПО по профессии 23.01.17 Мастер по ремонту и обслуживанию автомобилей
1.2. Цели и планируемые результаты освоения предмета:
1.2.1. Цель предмета
Содержание программы общеобразовательного предмета «Основы проектной деятельности» направлено на достижение результатов ее изучения в соответствии с требованиями ФГОС СОО с учетом профессиональной направленности ФГОС СПО.
1.2.2. Планируемые результаты освоения общеобразовательного предмета в соответствии с ФГОС СПО и на основе ФГОС СОО
Особое значение общеобразовательный предмет имеет при формировании и развитии ОК и ПК.
Общие компетенции | Планируемые результаты обучения |
| Общие | Дисциплинарные |
ОК 01. Выбирать способы решения задач профессиональной деятельности, применительно к различным контекстам. | Самостоятельно задумывать, планировать и выполнять учебный проект, учебное исследование | Определять область своих познавательных интересов |
ОК 02. Осуществлять поиск, анализ и интерпретацию информации, необходимой для выполнения задач профессиональной деятельности. | Целенаправленно и осознанно развивать свои познавательные, регулятивные, коммуникативные способности | Искать необходимую информацию в открытом информационном пространстве с использованием Интернета, цифровых образовательных ресурсов, работать с каталогами библиотек |
ОК 03. Планировать и реализовывать собственное профессиональное и личностное развитие. | Осознавать свою ответственность за достоверность полученной информации, полученных знаний, качество выполнения проекта, исследования | Находить практическое применение имеющимся предметным знаниям в ходе выполнения учебного исследования или проекта |
ОК 05. Осуществлять устную и письменную коммуникацию на государственном языке с учетом особенностей социального и культурного контекста. | | Распознавать и ставить вопросы, ответы на которые могут быть получены путем научного исследования, формулировать выводы на основании полученных результатов |
ОК 06. Проявлять гражданско-патриотическую позицию, демонстрировать осознанное поведение на основе традиционных общечеловеческих ценностей, применять стандарты антикоррупционного поведения. (в редакции Приказа Минпросвещения России от 17.12.2020 № 747) | | Использовать научные методы: постановка проблемы, выдвижение гипотезы, доказательство, анализ, обобщение, статистика, эксперимент, наблюдение, рассуждение, опровержение, установление причинно-следственных связей, построение и выполнение алгоритма и т.д.; |
ОК 09. Использовать информационные технологии в профессиональной деятельности. | | Видеть и комментировать разные точки зрения, морально-этические аспекты проблем предполагать возможное практическое применение результатов учебного исследования и продукта учебного проекта |
2. Структура и содержание общеобразовательного предмета
2.1. Объем предмета и виды учебной работы
Вид учебной работы | Объем в часах |
Объем образовательной программы предмета | 46 |
в т.ч. | |
Основное содержание | 36 |
в т. ч.: |
теоретическое обучение | 18 |
практические занятия | 18 |
Профессионально-ориентированное содержание (содержание прикладного модуля) | 36 |
занятия в форме практической подготовки | 2 |
самостоятельная работа (в т.ч. индивидуальный проект) | 10 |
Консультации | |
Промежуточная аттестация (Д/З) | |
2.2. Тематический план и содержание общеобразовательного предмета
Наименование разделов и тем | Содержание учебного материала и формы организации деятельности обучающихся | | Объем часов | Коды компетенций, формированию которых способствует элемент программы |
1 | 2 | | 3 | 4 |
Раздел 1. НАЗВАНИЕ | | |
Тема 1. | Содержание учебного материала | Уровень освоения | 3 | ОК 01-ОК.03 |
Тема 1: Проект. Виды и типы проектов | 2 | 2 |
Самостоятельная работа: Выполнить характеристику типов проектов | | 1 |
Тема 2. | Содержание учебного материала | Уровень освоения | 5 | ОК 01-ОК.03 ОК 05-ОК.06 ОК 09 |
Тема 2:Выбор темы. Определение цели и задач. | 3 | 2 |
Тематика практических занятий | |
1. Практическое занятие 1. Научное исследование. Основные понятия | 2 |
Профессионально-ориентированное содержание (содержание прикладного модуля) | |
занятия в форме практической подготовки |
Самостоятельная работа Определение целей и задач проекта | 1 |
Тема 3. | Содержание учебного материала | Уровень освоения | 7 | ОК 01-ОК.03 ОК 05-ОК.06 ОК 09 |
Тема 3:Актуальность проекта. Объект и предмет исследования. Гипотеза. Доказательство и опровержение гипотезы. | 3 | 2 |
Тематика практических занятий | | |
Практическое занятие 2. Структура исследования. Исследование и проектирование | 3 | 4 |
Самостоятельная работа Определение актуальности, объекта и предмета исследования | 1 | |
Тема 4. | Содержание учебного материала | Уровень освоения | 3 | ОК 01-ОК.03 ОК 05-ОК.06 ОК 09 |
Тема 4: Методы исследования | 2 | 2 |
Самостоятельная работа Выполнить характеристику методов исследования | 1 |
Тема 5. | Содержание учебного материала | Уровень освоения | 4 | ОК 05-ОК.06 ОК 09 |
Виды источников информации | 2 | 2 |
| Самостоятельная работа Выполнить характеристику источников информации. Заполнить таблицу | 2 |
Тема 6. | Содержание учебного материала | Уровень освоения | 6 | ОК 05-ОК.06 ОК 09 |
Тема 6: Информационные ресурсы. | 3 | 2 |
Тематика практических занятий | |
Практическое занятие 3. Поиск информации в сети Интернет | 4 |
Тема 7. | Содержание учебного материала | Уровень освоения | 4 | ОК 01-ОК.03 ОК 05-ОК.06 ОК 09 |
Тема 7: Структура проекта. Правила оформления текста | 2 | 2 |
Самостоятельная работа Оформление текста работы | 2 |
Тема 8. | Содержание учебного материала | Уровень освоения | 8 | ОК 01-ОК.03 ОК 05-ОК.06 ОК 09 |
Тема 8: Правила оформления электронной презентации | 3 | 2 |
Тематика практических занятий | |
Практическое занятие 4. «Оформление слайдов в программе Powerpoint» | 4 |
Самостоятельная работа Оформление презентации | 2 |
Тема 9: Культура выступления. | Содержание учебного материала | Уровень освоения | 6 | ОК 01-ОК.03 ОК 05-ОК.06 ОК 09 |
Тема 9: Культура выступления. | 3 | 2 |
Тематика практических занятий | |
Практическое занятие 5.Подготовка защитной речи. | 4 |
Самостоятельная работа (в т.ч. индивидуальный проект) | 10 | |
Д/З | - | |
Всего: | 46 | |
3. Условия реализации программы общеобразовательного предмета
3.1. Для реализации программы должны быть предусмотрены следующие специальные помещения:
Реализация программы дисциплины требует наличия учебного кабинета «Педагогика».
Оборудование учебного кабинета:
- посадочные места по количеству обучающихся;
- рабочее место преподавателя;
- комплект учебно-наглядных пособий;
- комплект электронных видеоматериалов;
- задания для контрольных работ;
- профессионально ориентированные задания;
Технические средства обучения:
- персональный компьютер с лицензионным программным обеспечением;
- проектор с экраном.
3.2. Информационное обеспечение обучения
1. Для реализации программы библиотечный фонд образовательной организации должен иметь печатные и/или электронные образовательные и информационные ресурсы, рекомендованные для использования в образовательном процессе, не старше пяти лет с момента издания.
2. Рекомендуемые печатные издания по реализации общеобразовательного предмета представлены в методических рекомендациях по организации обучения.
Основная литература:
1.И.П.Пастухова.Основы учебно- исследовательской деятельности студентов: учеб.пособие для студентов учреждений средн.проф.образования/И.П..Пастухова,Н.В.Т 4–е изд., перераб. М.:Издательский центр «Академия»,2020-160с.
Дополнительная литература:
Алексеев А.Г., Леонтович А.В., Обухов А.С., Фомина Л.Ф. Концепция развития исследовательской деятельности учащихся// Журнал «Исследовательская работа школьников» №1, 2002. С.24-34.
Алексеев Н.Г. О целях обучения школьников исследовательской деятельности //VII юношеские чтения им. В.И. Вернадского: Сб. методических материалов. - М., 2000. – С. 5
Бреховских Л.М. Как делаются открытия //Методический сборник «Развитие исследовательской деятельности учащихся» М., 2001 С.5-29
Бычков, А. В. Инновационный проект в курсе обществознания // Преподавание истории и обществознания в школе. – 2013. - № 7. – С. 34-36
Григорьян И.С. Исследовательская работа учащихся в лицее // Исследовательская деятельность учащихся в современном образовательном пространстве: Сборник статей / Под общей редакцией к. пс. Н. А.С. Обухова. М.: НИИ школьных технологий, 2006.
Евдокимов А.К. Этапы становления молодого исследователя. Новые возможности организации студенческой научно-исследовательской работы//Труды Научно-методического семинара «Наука в школе» -М.: НТА «АПФН», 2003. т.1, С.82-82
Зеленцова Н.Ф. Методика организации научных исследований в профильных школах МГТУ им. Н.Э.Баумана. проблемы организации и совершенствования научно-исследовательской работы в школе// Труды Научно-методического семинара «Наука в школе» -М.: НТА «АПФН», 2003. т.1,С.88-96
Исследовательская деятельность учащихся в современном образовательном пространстве: Сборник статей / Под общей редакцией к. пс. н. А.С. Обухова. М.: НИИ школьных технологий, 2006.
Карпенко К.А., Королева Е.Л., Недялкова Г.М., Соколова И.И. Опыт организации учебно-исследовательской деятельности//Журнал «Исследовательская работа школьников». №1, 2002г.С.130-134
Кропанева Г.А. Учебно-исследовательская деятельность школьников как технология развивающего образования (из опыта работы Вятской гуманитарной гимназии г.Кирова)// Труды Научно-методического семинара «Наука в школе» -М.: НТА «АПФН», 2003. т.1,С.124-135
Кулакова Е.А. Развитие творческих способностей учащихся в процессе проектной и учебно-исследовательской деятельности // Исследовательская деятельность учащихся в современном образовательном пространстве: Сборник статей / Под общей редакцией к. пс. Н. А.С. Обухова. М.: НИИ школьных технологий, 2006.
Леонтович А.В. К проблеме исследований в науке и в образовании.// Развитие исследовательской деятельности учащихся: Методический сборник. М.: Народное образование, 2001. с.33-37
Леонтович А.В. Разговор об исследоватлеьской деятельности: Публицистические статьи и заметки/Под ред. А.С. Обухова. М.: Журнал «Исследовательская работа школьников», 2006г.
Леонтович А.В. Тренинг по подготовке руководителей исследовательских работ школьников: Сборник анкет с комментариями. М.: Журнал «Исследовательская работа школьников», 2006.
Леонтович А.В. Учебно-исследовательская деятельность школьников как модель педагогической технологии // Народное образование, №10, 1999г.-С.152-158
Обухов А.С. Исследовательская деятельность как возможный путь вхождения подростка в пространство культуры// Развитие исследовательской деятельности учащихся: Методический сборник. – М., 2001. – С.46-48
Обухов А.С. Исследовательская позиция и исследовательская деятельность: Что и как развивать?//Исследовательская работа школьников, №4, 2003. – С.18-23.
От исследовательской активности к исследовательской работе старшеклассников // из опыта работы, выпуск 2, научный редактор к.пс.н. Шумакова Н.Б., М., 2002 – 112 с.
Прокофьева Л.Б. Технологии организации и сопровождения поисковой деятельности – путь творческого развития ученика и учителя //Исследовательская деятельность учащихся в современном образовательном пространстве: Сборник статей / Под общей редакцией к. пс. Н. А.С. Обухова. М.: НИИ школьных технологий, 2006. С.184
Рябенко И.П. Из опыта организации научно-исследовательской работы со старшеклассниками в Псковской области// Труды Научно-методического семинара «Наука в школе» -М.: НТА «АПФН», 2003. т.1,С.144-151
Савенков А.И. Этапность учебно-исследовательского поиска ребенка. // Исследовательская деятельность учащихся в современном образовательном пространстве: Сборник статей / Под общей редакцией к. пс. н. А.С. Обухова. М.: НИИ школьных технологий, 2006. С.60-66
Цатуров В.Н. Социокультурные исследования школьников как фактор становления культуры мира личности исследователя// Труды Научно-методического семинара «Наука в школе» -М.: НТА «АПФН», 2003. т.1,С.163-
Единая коллекции цифровых образовательных ресурсов
http://scholar.urc.ac.ru/courses/Technology/index.html. Новые педагогические технологии: обучение в сотрудничестве; метод проектов. Курс дистанционного обучения для учителей профессора Е.С. Полат.
https://nsportal.ru/shkola/obshchestvoznanie/library/2023/06/08/metodicheskaya-razrabotka-k-kursu-osnovy
https://pandia.ru/text/83/113/19860.php.
https://ipk74.ru/upload/iblock/2c4/2c4f99d0d0cfc552bac19339d76489dd.pdf
4. Контроль и оценка результатов освоения общеобразовательного предмета
Контроль и оценка результатов освоения общеобразовательного предмета раскрываются через дисциплинарные результаты, направленные на формирование общих и профессиональных компетенций по разделам и темам содержания учебного материала.
Общая/профессиональная компетенция | Раздел/Тема | Тип оценочных мероприятия |
ОК 01. Самостоятельно задумывать, планировать и выполнять учебный проект, учебное исследование | Тема 1: Проект. Виды и типы проектов Тема 2:Выбор темы. Определение цели и задач. Тема 3:Актуальность проекта. Объект и предмет исследования. Гипотеза. Доказательство и опровержение гипотезы. Тема 4: Методы исследования Тема 7: Структура проекта. Правила оформления текста Тема 8: Правила оформления электронной презентации Тема 9: Культура выступления. | Устный опрос Индивидуальная самостоятельная работа Представление результатов практических работ |
ОК 02 Осуществлять поиск, анализ и интерпретацию информации, необходимой для выполнения задач профессиональной деятельности. | Тема 1: Проект. Виды и типы проектов Тема 2:Выбор темы. Определение цели и задач. Тема 3:Актуальность проекта. Объект и предмет исследования. Гипотеза. Доказательство и опровержение гипотезы. Тема 4: Методы исследования Тема 7: Структура проекта. Правила оформления текста Тема 8: Правила оформления электронной презентации Тема 9: Культура выступления. | Устный опрос Индивидуальная самостоятельная работа Представление результатов практических работ |
ОК 03 ОК 03. Планировать и реализовывать собственное профессиональное и личностное развитие. | Тема 1: Проект. Виды и типы проектов Тема 2:Выбор темы. Определение цели и задач. Тема 3:Актуальность проекта. Объект и предмет исследования. Гипотеза. Доказательство и опровержение гипотезы. Тема 4: Методы исследования Тема 7: Структура проекта. Правила оформления текста Тема 8: Правила оформления электронной презентации Тема 9: Культура выступления. | Индивидуальная самостоятельная работа Представление результатов практических работ |
ОК.05 Осуществлять устную и письменную коммуникацию на государственном языке с учетом особенностей социального и культурного контекста. | Тема 1: Проект. Виды и типы проектов Тема 2:Выбор темы. Определение цели и задач. Тема 3:Актуальность проекта. Объект и предмет исследования. Гипотеза. Доказательство и опровержение гипотезы. Тема 4: Методы исследования Тема 7: Структура проекта. Правила оформления текста Тема 8: Правила оформления электронной презентации Тема 9: Культура выступления. | Устный опрос Индивидуальная самостоятельная работа Представление результатов практических работ |
Ок.06 Использовать научные методы: постановка проблемы, выдвижение гипотезы, доказательство, анализ, обобщение, статистика, эксперимент, наблюдение, рассуждение, опровержение, установление причинно-следственных связей, построение и выполнение алгоритма и т.д.; | Тема 1: Проект. Виды и типы проектов Тема 2:Выбор темы. Определение цели и задач. Тема 3:Актуальность проекта. Объект и предмет исследования. Гипотеза. Доказательство и опровержение гипотезы. Тема 4: Методы исследования Тема 7: Структура проекта. Правила оформления текста Тема 8: Правила оформления электронной презентации Тема 9: Культура выступления. | Устный опрос Индивидуальная самостоятельная работа Представление результатов практических работ Защита творческих работ |
ОК.09.Использовать информационные технологии в профессиональной деятельности. | Тема 1: Проект. Виды и типы проектов Тема 2:Выбор темы. Определение цели и задач. Тема 3:Актуальность проекта. Объект и предмет исследования. Гипотеза. Доказательство и опровержение гипотезы. Тема 4: Методы исследования Тема 7: Структура проекта. Правила оформления текста Тема 8: Правила оформления электронной презентации Тема 9: Культура выступления. | Устный опрос Индивидуальная самостоятельная работа Представление результатов практических работ Защита индивидуальных проектов |