ПМ.04 Организация личного профессионального развития и обучения на рабочем месте
аратов, 2024 г.
Рабочая программа профессионального модуля ПМ.04 Организация личного профессионального развития и обучения на рабочем месте, разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта среднего профессионального образования (ФГОС СПО) по профессии 54.01.20 Графический дизайнер, утверждённого приказом Министерства образования и науки РФ от 09 декабря 2016 № 1543 с изменениями и дополнениями от 17.12.2020, (зарегистрировано в Минюсте России № 44916 от «23» декабря 2016 г.)
Рабочая программа является частью программы подготовки квалифицированных рабочих, служащих (ППКРС) в соответствии с ФГОС по профессии 54.01.20 Графический дизайнер.
В результате изучения профессионального модуля студент должен освоить основной вид деятельности ВД 4 Организация личного профессионального развития и обучения на рабочем месте и соответствующие ему общие и профессиональные компетенции
Наименование разделов и тем профессионального модуля (ПМ), междисциплинарных курсов (МДК) | Содержание учебного материала | Объем в часах | Коды компетенций формированию которых способствует элемент программы |
1 | 2 | 3 | 4 |
МДК 04.01. Процесс менеджмента и планирования профессиональной деятельности | 140/98 | |
Тема 1. 1 Основы менеджмента и коммуникации договорных отношений | Содержание учебного материала | 16/6 | ПК 4.1-4.3 ОК 1-11 |
Теоретическое занятие | 10 |
Основы менеджмента и коммуникации, договорных отношений. | 2 |
Система управления трудовыми ресурсами в организации. | 2 |
Методы и формы самообучения и саморазвития на основе самопрезентации. | 2 |
Коммуникации в управлении. | 2 |
Поиск предложений развития с учетом новых технологий в целях повышения качества создания дизайн-продуктов и обслуживания заказчиков. | 2 |
В том числе практических занятий | 6 |
Практическое занятие № 1. Решение упражнений по принятию решений руководителями разных уровней, относительно функций управления | 6 |
Тема 1.2. Анализ современных тенденции в области графического дизайна | Содержание учебного материала | 40/34 | ПК 4.1-4.3 ОК 1-11 |
Теоретическое занятие | 6 |
Изучение и анализ современных тенденции в области графического дизайна и требований к разработке продукта. | 2 |
Влияние факторов внешней среды прямого и косвенного воздействия на деятельность организации. | 2 |
Анализ конъюнктуры рынка, учет потребностей рынка в области графического дизайна. | 2 |
В том числе практических занятий | 34 |
Практическое занятие № 2.Проведение маркетинговых исследований рынка | 4 |
Практическое занятие № 3. Проведение анализа конъюнктуры рынка | 4 |
Практическое занятие № 4. Определение и анализ целевой аудитории | 4 |
Практическое занятие № 5. Исследование и анализ работы конкурентов | 6 |
Практическое занятие № 6. Определение слабых и сильных сторон проекта | 4 |
Практическое занятие № 7. Определение и анализ предпринимательских рисков | 4 |
Практическое занятие № 8. Адаптация и использование маркетинговых исследований рынка в своей профессиональной деятельности | 4 |
Практическое занятие № 9. Определение актуальности и целенаправленности дизайн-проекта | 4 |
Тема 1.3. Планирование выполнения работ по разработке дизайн-макета на основе технического задания. | Содержание учебного материала | 14/- | ПК 4.1-4.3 ОК 1-11 |
Теоретическое занятие | 14 |
Методики исследования рынка, сбора информации, ее анализа и структурирования. | 2 |
Сбор, систематизация и анализ данных необходимых для разработки ТЗ дизайн-продукта. | 2 |
Анализ и оценка актуальности проекта. | 1 |
Разработка планов по формированию макетов. | 1 |
Определение трудоемкости и времени для каждого этапа разработки. | 1 |
Планирование потребности в трудовых ресурсах. | 1 |
Планирование повышения квалификации кадров. | 1 |
Классификация затрат. | 1 |
Планирование затрат на выполнение дизайн-проекта. | 1 |
Планирование оплаты труда и мотивации коллектива исполнителей проекта. | 1 |
Планирование сметы затрат на проект. | 1 |
Составление плановых калькуляций заказов. | 1 |
Тема 1.4. Ценообразование на продукцию (работу, услуги) предпринимателей | Содержание учебного материала | 54/46 | ПК 4.1-4.3 ОК 1-11 |
Теоретическое занятие | 8 |
Понятие и сущность ценообразования. | 1 |
Ценовая политика фирмы, условия роста и снижения цен. | 1 |
Планирование стоимости выполнения дизайн проекта. | 1 |
Определение отпускной рыночной цены дизайн проекта | 1 |
Определение и изменения уровня цен, применение скидок. | 1 |
Планирование прибыли проекта. Виды прибыли. | 1 |
Планирование рентабельности проекта. | 1 |
Точка безубыточности. | 1 |
В том числе практических занятий | 46 |
Практическое занятие № 10. Расчет затрат на выполнение дизайн-проекта | 4 |
Практическое занятие № 11. Расчет трудоемкости проекта | 4 |
Практическое занятие № 12. Определение численности персонала для выполнения дизайн-проекта | 4 |
Практическое занятие № 13. Расчет затрат на выполнение дизайн-проекта | 4 |
Практическое занятие № 14. Расчет затрат на материалы для выполнения проекта | 2 |
Практическое занятие № 15. Определение форм и систем оплаты труда исполнителей проекта | 4 |
Практическое занятие № 16. Расчет оплаты труда коллектива исполнителей проекта | 4 |
Практическое занятие № 17. Определение всех возможных источников нужных ресурсов, в том числе, неочевидных. | 4 |
Практическое занятие № 18. Разработка детального плана действий | 4 |
Практическое занятие № 19. Оценка рисков на каждом шагу | 2 |
Практическое занятие № 20. Оценка плюсов и минусов полученного результата, своего плана и его реализации | 2 |
Практическое занятие № 21. Определение критериев оценки | 2 |
Практическое занятие № 22. Составление мероприятий и рекомендации по улучшению плана. | 2 |
Практическое занятие № 23. Определение стоимости выполнения дизайн проекта. Расчет отпускной цены проекта | 4 |
Тема 1.5. Расчеты основных технико-экономических показателей проектирования | Содержание учебного материала | 16/12 | ПК 4.1-4.3 ОК 1-11 |
Теоретическое занятие | 4 |
Основные технико-экономические показатели дизайн- проекта. | 1 |
Определение основных технико-экономических показателей проектирования. | 1 |
Анализ результатов предпринимательской деятельности | 2 |
В том числе практических занятий | 12 |
Практическое занятие № 24.Расчет прибыли проекта | 2 |
Практическое занятие № 25.Расчет рентабельности проекта | 2 |
Практическое занятие № 26. Расчет точки безубыточности проекта | 2 |
Практическое занятие № 27. Оценка темы проекта | 2 |
Практическое занятие № 28. Расчет финансовых показателей проектирования | 2 |
Практическое занятие № 29. Анализ результатов предпринимательской деятельности | 2 |
Самостоятельная работа по МДК 04.01 Процесс менеджмента и планирования профессиональной деятельности Подготовка сообщений по темам: «Логические и интуитивные методы поиска новых идей и решений с учетом потребностей рынка в области графического дизайна», «Планирование повышения квалификации кадров», «Основные проблемы менеджмента в России» | 6 | |
Консультации по МДК 04.01 Процесс менеджмента и планирования профессиональной деятельности | 6 | |
МДК 04.02. Психология и этика профессиональной деятельности | 143/102 | ПК 4.1-4.3 ОК 1-11 |
Тема 2.1. Предмет и назначение этики | Содержание учебного материала | 4/- |
Теоретическое занятие | 4 |
Виды этики: - индивидуальная и коллективная (социальная) этика; - профессиональная этика; - этика неформального общения. | 2 |
Главные этические проблемы, возникающие в профессиональной деятельности. | 2 |
Тема 2.2 Основы психологии делового общения | Содержание учебного материала | 20/10 | ПК 4.1-4.3 ОК 1-11 |
Теоретическое занятие | 10 |
Понятие общение, его роль и задачи в деятельности человека и общества. Функции общения. | 2 |
Типы темперамента и индивидуальные особенности личности в процессе общения. | 2 |
Виды и формы общения. Вербальное и невербальное общение. | 2 |
Особенности вербального общения в деловой сфере. Деловое и личностное общение. | 2 |
Уровни общения. | 2 |
В том числе практических занятий | 10 |
Практическое занятие № 1.Выполнение психологических тестов | 10 |
Тема 2.3. Способы эффективного взаимодействия. Манипуляция и убеждение в деловом общении. | Содержание учебного материала | 4/- | ПК 4.1-4.3 ОК 1-11 |
Теоретическое занятие | 4 |
Средства общения. Обратная связь в общении. | 1 |
Взаимодействие в общении. | 1 |
Манипуляции в процессе общения. Типы манипуляторов. | 1 |
Использование приемов саморегуляции поведения. | 1 |
Тема 2.4 Работа в коллективе и команде, эффективное взаимодействие с коллегами, руководством, клиентами. | Содержание учебного материала | 33/28 | ПК 4.1-4.3 ОК 1-11 |
Теоретическое занятие | 5 |
Организация работы коллектива и команды | 1 |
Деловое общение для эффективного решения деловых задач | 1 |
Взаимодействие с коллегами, руководством, клиентами | 1 |
Грамотно устно и письменно излагать свои мысли по профессиональной тематике на государственном языке. | 1 |
Проявление толерантность в рабочем коллективе | 1 |
В том числе практических занятий | 28 |
Практическое занятие № 2. Использование приемов саморегуляции поведения | 4 |
Практическое занятие № 3. Оценка результатов решения задач профессиональной деятельности | 4 |
Практическое занятие № 4. Оформление договоров | 6 |
Практическое занятие № 5. Участие в деловом общении для эффективного решения деловых задач | 6 |
Практическое занятие № 6. Порядок оценки результатов решения задач профессиональной деятельности команды | 8 |
Тема 2.5. Публичное выступление | Содержание учебного материала | 14/12 | ПК 4.1-4.3 ОК 1-11 |
Теоретическое занятие | 2 |
Публичное выступление. Критерии публичного выступления. | 2 |
В том числе практических занятий | 12 |
Практическое занятие № 7. Публичная речь. | 4 |
Практическое занятие № 8. Просмотр публичного выступления. | 4 |
Практическое занятие № 9. Анализ выступающих. | 4 |
Тема 2.6. Особенности деловой коммуникации: переговоры, собеседования, совещания. | Содержание учебного материала | 36/30 | ПК 4.1-4.3 ОК 1-11 |
Теоретическое занятие | 6 |
Формы делового общения, нормы и правила. | 2 |
Подготовка и проведение переговоров, совещаний, собеседования при трудоустройстве. | 2 |
Этические нормы телефонного разговора. Телефонный регламент. | 2 |
В том числе практических занятий | 30 |
Практическое занятие № 10. Демонстрационно-ролевая игра «Переговоры по телефону» составление примеров убеждающего общения; зависимость общения и поведения от типа темперамента. Подготовка публичного выступления | 30 |
Тема 2.7. Конфликт. Практические приемы профилактики и разрешения трудовых конфликтов. | Содержание учебного материала | 20/16 | ПК 4.1-4.3 ОК 1-11 |
Теоретическое занятие | 4 |
Конфликт: причины, стороны конфликта. Практические приемы профилактики и разрешения трудовых конфликтов. Эффективные способы реагирования. | 4 |
В том числе практических занятий | 16 |
Практическое занятие № 11.Стратегии поведения в конфликтных ситуациях. Анализ конфликтных ситуаций | 16 |
Тема 2.8 Стресс. Эффективные приемы саморегуляции поведения в процессе общения | Содержание учебного материала | 4/- | ПК 4.1-4.3 ОК 1-11 |
Теоретическое занятие | 4 |
Стресс, методы профилактики. Эффективные приемы саморегуляции поведения в процессе общения. | 2 |
Методы работы в нестандартных ситуациях, психологическая устойчивость. | 2 |
Тема 2.9. Требование к внешнему облику делового человека. Имидж делового человека | Содержание учебного материала | 8/6 | ПК 4.1-4.3 ОК 1-11 |
Теоретическое занятие | 2 |
Требование к внешнему облику делового человека. Факторы, влияющие на выбор стиля одежды. | 1 |
Правила в отношении делового стиля. Имидж делового человека. Визитные карточки в деловой жизни. | 1 |
В том числе практических занятий | 6 |
Практическое занятие № 12.Упражнения по самопрезентации специалиста | 6 |
Самостоятельная работа по МДК 04.02. Психология и этика профессиональной деятельности Подготовка сообщений по темам: «Планирование продвижения по службе», «Роль менеджеров в успехах фирмы». Составление таблицы : «Основные стратегии преодоления конфликта» | 6 | |
Консультации МДК 04.02. Психология и этика профессиональной деятельности | 6 | |
Учебная практика Виды работ: 1. Самоорганизация, обеспечение профессионального саморазвития и развития профессии; 2. Принятие самостоятельных решений по вопросам совершенствования организации работы; 3. Применение логических и интуитивных методов поиска новых идей и решений; 4. Изучение системы управления трудовыми ресурсами в организации; 5. Изучение способов управления конфликтами и борьбы со стрессом 6. Совершенствование методов и форм самообучения и саморазвития на основе самопрезентации | 36 | |
Производственная практика Виды работ: 1.Изучение кадровой политики предприятия: планирование потребности в персонале, источники найма, технологии отбора) (база практики). 2. Ознакомление с правовой и информационной подсистемами управления персоналом на предприятии. 3.Сбор информации по адаптации персонала и его продвижению (управление карьерой). 4. Ознакомление с методами мотивации и стимулирования персонала. 5. Изучение затрат фирмы на производство и реализацию продукции, работ, услуг 6. Ознакомление с классификацией затрат на производство 7. Ознакомление с договорами и актами о выполненных работах 8. Изучение калькуляций на выпускаемую продукцию 9. Ознакомление с ценовой политикой, проводимой на предприятии 10. Изучение расчета отпускной цены на производимую продукцию 11. Ознакомление с основными технико-экономическими показателями организации | 72 | |
Промежуточная аттестация | 6 | |
Всего | 421 | |
– интерактивная доска.
Реализация образовательной программы предполагает обязательную производственную практику.
Производственная практика реализуется в организациях, обеспечивающих деятельность обучающихся в профессиональной области 54.01.20 Графический дизайнер.
Оборудование предприятий и технологическое оснащение рабочих мест производственной практики соответствует содержанию профессиональной деятельности и дает возможность обучающемуся овладеть профессиональными компетенциями по всем видам деятельности, предусмотренных программой, с использованием современных технологий, материалов и оборудования.
Для реализации программы библиотечный фонд образовательной организации имеет печатные и/или электронные образовательные и информационные ресурсы, рекомендованные ФУМО, для использования в образовательном процессе.
1. Самыгин С., Столяренко Л. Этика и психология профессиональной деятельности/Учебник для СПО/ Издательство Феникс, 2023 – с. 318
2. Цветков А. Н. Основы менеджмента/Учебник для СПО/Издательство Лань, 2021 – с. 192
1. Электронно-библиотечная система IPR BOOKS [Электонный ресурс]. - Режим доступа: www.iprbookshop.ru
2. Правовая система Консультант Плюс [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http:// www.consultant.ru
3. MD-Менеджмент -информационный портал о менеджменте [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.md-management.ru/
4. Экономика. Социология. Менеджмент. Федеральный образовательный портал [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://ecsocman.hse.ru/
5. Журнал «Современные технологии управления» (ENG: Modern Management Technology) [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://sovman.ru
6. Горбунова, Г. В. Экономика организации : учебное пособие / Г. В. Горбунова. — Москва : Прометей, 2018. — 164 c. — ISBN 978-5-907003-30-9. — Текст : электронный // Электронно-библиотечная система IPR BOOKS
7. Ермакова, Ж. А. Профессиональная этика : практикум для СПО / Ж. А. Ермакова, О. П. Тетерятник, Ю. Е. Холодилина. — Саратов : Профобразование, 2020. — 104 c. — ISBN 978-5-4488-0658-2. — Текст : электронный // Электронный ресурс цифровой образовательной среды СПО PROFобразование : [сайт]. — URL: https://profspo.ru/books/92149
8. Каратаева, О. Г. Бизнес-планирование: учебное пособие для СПО / О. Г. Каратаева, О. В. Чеха. — Саратов: Профобразование, 2020. — 68 c. — ISBN 978-5-4488-0883-8. — Текст: электронный // Электронно-библиотечная система IPR BOOKS
9. Козловская, Т. Н. Профессиональная этика : учебно-методическое пособие для СПО / Т. Н. Козловская, Г. А. Епанчинцева, Л. В. Зубова. — Саратов : Профобразование, 2020. — 217 c. — ISBN 978-5-4488-0630-8. — Текст : электронный // Электронный ресурс цифровой образовательной среды СПО PROFобразование : [сайт]. — URL: https://profspo.ru/books/92150
Контроль и оценка результатов освоения учебной дисциплины осуществляется преподавателем в процессе проведения практических занятий и лабораторных работ, тестирования, а также выполнения обучающимися индивидуальных заданий, проектов, исследований.
Код и наименование профессиональных и общих компетенций, формируемых в рамках модуля | Критерии оценки | Методы оценки |
ПК 4.1. Анализировать современные тенденции в области графического дизайна для их адаптации и использования в своей профессиональной деятельности | знает: системы управления трудовыми ресурсами в организации; методы и формы самообучения и саморазвития на основе самопрезентации; способы управления конфликтами и борьбы со стрессом. умеет: принимать самостоятельные решения по вопросам совершенствования организации работы; применять логические и интуитивные методы поиска новых идей и решений; имеет практический опыт в: самоорганизации, обеспечении профессионального саморазвития и развития профессии. 90-100 % правильно выполненных заданий – «5»; 70- 89%правильно выполненных заданий– «4»; 50-69 %правильно выполненных заданий – «3»; менее 50 % - «2» | Экспертное наблюдение выполнения практических заданий |
ПК 4.2. Проводить мастер-классы, семинары и консультации по современным технологиям в области графического дизайна | Экспертное наблюдение выполнения практических заданий |
ПК 4.3. Разрабатывать предложения по использованию новых технологий в целях повышения качества создания дизайн-продуктов и обслуживания заказчиков | Экспертное наблюдение выполнения практических заданий |
ОК 01. Выбирать способы решения задач профессиональной деятельности, применительно к различным контекстам | Экспертное наблюдение выполнения практических заданий |
ОК 02. Осуществлять поиск, анализ и интерпретацию информации, необходимой для выполнения задач профессиональной деятельности. | Экспертное наблюдение выполнения практических заданий |
ОК 03. Планировать и реализовывать собственное профессиональное и личностное развитие | Экспертное наблюдение выполнения практических заданий |
ОК 04. Работать в коллективе и команде, эффективно взаимодействовать с коллегами, руководством, клиентами. | Экспертное наблюдение выполнения практических заданий |
ОК 05. Осуществлять устную и письменную коммуникацию на государственном языке с учетом особенностей социального и культурного контекста. | Экспертное наблюдение выполнения практических заданий |
ОК 06. Проявлять гражданско-патриотическую позицию, демонстрировать осознанное поведение на основе традиционных общечеловеческих ценностей, применять стандарты антикоррупционного поведения | Экспертное наблюдение выполнения практических заданий |
ОК 07. Содействовать сохранению окружающей среды, ресурсосбережению, эффективно действовать в чрезвычайных ситуациях. | Экспертное наблюдение выполнения практических заданий |
ОК 08. Использовать средства физической культуры для сохранения и укрепления здоровья в процессе профессиональной деятельности и поддержание необходимого уровня физической подготовленности | Экспертное наблюдение выполнения практических заданий |
ОК 09. Использовать информационные технологии в профессиональной деятельности. | Экспертное наблюдение выполнения практических заданий |
ОК 10. Пользоваться профессиональной документацией на государственном и иностранном языках. | Экспертное наблюдение выполнения практических заданий |
ОК 11. Использовать знания по финансовой грамотности, планировать предпринимательскую деятельность в профессиональной сфере | Экспертное наблюдение выполнения практических заданий |