РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
19.01.18 Аппаратчик-оператор производства продуктов питания из растительного сырья
«Безопасность жизнедеятельности»
Рабочая программа дисциплины ОП.05. «Безопасность жизнедеятельности» разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта (далее ФГОС) по профессии среднего профессионального образования (далее СПО) 19.01.18 «Аппаратчик – оператор производства продукции питания из растительного сырья».
Организация-разработчик ОБПОУ «ОМК имени Даниила Гранина»
Разработчик: Свидер Александр Николаевич, преподаватель
СОДЕРЖАНИЕ
| | |
1 | ПАСПОРТ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ | |
2 | СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ | |
3 | УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ | |
4 | КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ | |
1. ПАСПОРТ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
ОП.05 «Безопасность жизнедеятельности»
1.1. Область применения программы
Рабочая программа учебной дисциплины является частью ППКРС в соответствии с ФГОС по профессии СПО 19.01.18 «Аппаратчик – оператор производства продукции питания из растительного сырья» укрупненная группа 19.00.00 «Промышленная экология и биотехнологии».
1.2. Место учебной дисциплины в программе подготовки квалифицированных рабочих, служащих: дисциплина входит в профессиональный учебный цикл общепрофессиональных дисциплин.
1.3. Цель и планируемые результаты освоения дисциплины:
Код ПК, ОК | Умения | Знания |
ОК 04 ОК 06 ОК 07 ОК 08 | - организовывать и проводить мероприятия по защите работающих и населения от негативных воздействий чрезвычайных ситуаций; - предпринимать профилактические меры для снижения уровня опасностей различного вида и их последствий в профессиональной деятельности и быту; - использовать средства индивидуальной и коллективной защиты от оружия массового поражения; - применять первичные средства пожаротушения; - ориентироваться в перечне военно-учетных специальностей и самостоятельно определять среди них родственные полученной специальности; - применять профессиональные знания в ходе исполнения обязанностей военной службы на воинских должностях в соответствии с полученной специальностью; - владеть способами бесконфликтного общения и саморегуляции в повседневной деятельности и экстремальных условиях военной службы; оказывать первую помощь пострадавшим. | - принципы обеспечения устойчивости объектов экономики, прогнозирования развития событий и оценки последствий при техногенных чрезвычайных ситуациях и стихийных явлениях, в том числе в условиях противодействия терроризму как серьезной угрозе национальной безопасности России; - основные виды потенциальных опасностей и их последствия в профессиональной деятельности и быту, принципы снижения вероятности их реализации; - основы военной службы и обороны государства; - задачи и основные мероприятия гражданской обороны; - способы защиты населения от оружия массового поражения; - меры пожарной безопасности и правила безопасного поведения при пожарах; - организацию и порядок призыва граждан на военную службу и поступление на нее в добровольном порядке; - основные виды вооружения, военной техники и специального снаряжения, состоящих на вооружении (оснащении) воинских подразделений, в которых имеются военно-учетные специальности, родственные специальностям СПО; - область применения получаемых профессиональных знаний при исполнении обязанностей военной службы; - порядок и правила оказания первой помощи пострадавшим. |
Освоение содержания учебной дисциплины «Безопасность жизнедеятельности» обеспечивает достижение обучающимися следующих результатов:
• личностных:
- развитие личностных, в том числе духовных и физических, качеств, обеспечивающих защищенность жизненно важных интересов личности от внешних
и внутренних угроз;
- готовность к служению Отечеству, его защите;
- формирование потребности соблюдать нормы здорового образа жизни, осознанно выполнять правила безопасности жизнедеятельности;
- исключение из своей жизни вредных привычек (курения, пьянства и т. д.);
- воспитание ответственного отношения к сохранению окружающей природной среды, личному здоровью, как к индивидуальной и общественной ценности;
- освоение приемов действий в опасных и чрезвычайных ситуациях природного, техногенного и социального характера;
- овладение умениями формулировать личные понятия о безопасности; анализировать причины возникновения опасных и чрезвычайных ситуаций;
- обобщать и сравнивать последствия опасных и чрезвычайных ситуаций;
- выявлять причинно-следственные связи опасных ситуаций и их влияние на безопасность жизнедеятельности человека;
- овладение навыками самостоятельно определять цели и задачи по безопасному поведению в повседневной жизни и в различных опасных и чрезвычайных ситуациях, выбирать средства реализации поставленных целей, оценивать результаты своей деятельности в обеспечении личной безопасности;
- формирование умения воспринимать и перерабатывать информацию, генерировать идеи, моделировать индивидуальные подходы к обеспечению личной безопасности в повседневной жизни и в чрезвычайных ситуациях;
- приобретение опыта самостоятельного поиска, анализа и отбора информации в области безопасности жизнедеятельности с использованием различных источников и новых информационных технологий;
- развитие умения выражать свои мысли и способности слушать собеседника, понимать его точку зрения, признавать право другого человека на иное мнение;
- формирование умений взаимодействовать с окружающими, выполнять различные социальные роли во время и при ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций;
- формирование умения предвидеть возникновение опасных ситуаций по характерным признакам их появления, а также на основе анализа специальной информации, получаемой из различных источников;
- развитие умения применять полученные теоретические знания на практике: принимать обоснованные решения и вырабатывать план действий в конкретной опасной ситуации с учетом реально складывающейся обстановки и индивидуальных возможностей;
- формирование умения анализировать явления и события природного, техногенного и социального характера, выявлять причины их возникновения и возможные последствия, проектировать модели личного безопасного поведения;
- развитие умения информировать о результатах своих наблюдений, участвовать в дискуссии, отстаивать свою точку зрения, находить компромиссное решение в различных ситуациях;
- освоение знания устройства и принципов действия бытовых приборов и других технических средств, используемых в повседневной жизни;
- приобретение опыта локализации возможных опасных ситуаций, связанных с нарушением работы технических средств и правил их эксплуатации;
- формирование установки на здоровый образ жизни;
- развитие необходимых физических качеств: выносливости, силы, ловкости, гибкости, скоростных качеств, достаточных для того, чтобы выдерживать необходимые умственные и физические нагрузки;
- сформированность представлений о культуре безопасности жизнедеятельности, в том числе о культуре экологической безопасности как жизненно важной социально-нравственной позиции личности, а также средстве, повышающем защищенность личности, общества и государства от внешних и внутренних угроз, включая отрицательное влияние человеческого фактора;
- получение знания основ государственной системы, российского законодательства, направленного на защиту населения от внешних и внутренних угроз;
- сформированность представлений о необходимости отрицания экстремизма, терроризма, других действий противоправного характера, а также асоциального поведения;
- сформированность представлений о здоровом образе жизни как о средстве обеспечения духовного, физического и социального благополучия личности;
- освоение знания распространенных опасных и чрезвычайных ситуаций природного, техногенного и социального характера;
- освоение знания факторов, пагубно влияющих на здоровье человека;
- развитие знания основных мер защиты (в том числе в области гражданской обороны) и правил поведения в условиях опасных и чрезвычайных ситуаций;
- формирование умения предвидеть возникновение опасных и чрезвычайных ситуаций по характерным для них признакам, а также использовать различные информационные источники;
- развитие умения применять полученные знания в области безопасности на практике, проектировать модели личного безопасного поведения в повседневной жизни и в различных опасных и чрезвычайных ситуациях;
- получение и освоение знания основ обороны государства и воинской службы; законодательства об обороне государства и воинской обязанности граждан; прав и обязанностей гражданина до призыва, во время призыва и прохождения военной службы, уставных отношений, быта военнослужащих, порядка несения службы и воинских ритуалов, строевой, огневой и тактической подготовки;
- освоение знания основных видов военно-профессиональной деятельности, особенностей прохождения военной службы по призыву и контракту, увольнения с военной службы и пребывания в запасе;
- владение основами медицинских знаний и оказания первой помощи пострадавшим при неотложных состояниях (травмах, отравлениях и различных видах поражений), включая знания об основных инфекционных заболеваниях и их профилактике.
1.4. Количество часов на освоение программы учебной дисциплины:
максимальной учебной нагрузки обучающегося 36часов, в том числе:
обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося 26 часов; практических занятий обучающихся 10 часов.
2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы
Вид учебной работы | Объем часов |
Объем образовательной программы | 36 |
В том числе: | |
Теоретическое обучение: | 24 |
Практические занятия | 10 |
Самостоятельная работа | |
Промежуточная аттестация проводится в форме диф. зачёта | 2 |
2.2. Тематический план учебной дисциплины «Безопасность жизнедеятельности»
Наименование разделов и тем | Содержание учебного материала, лабораторные и практические работы, самостоятельная работа обучающихся | Объем часов | Коды компетенций, формированию которых способствует элемент программы |
Раздел 1. Чрезвычайные ситуации мирного и военного времени | | 10 | |
Тема 1.1. Чрезвычайные ситуации природного характера | Содержание учебного материала. Характеристика ЧС природного происхождения. Ситуации геологического характера, метеорологического, гидрологического, биологического происхождения, природные пожары | 2 | ОК.07 |
Тема 1.2. Чрезвычайные ситуации техногенного характера | Содержание учебного материала. Общая характеристика и классификация. Аварии и их виды. Взрыв, пожар, катастрофа | 2 | ОК.07 |
Тема 1.3. Чрезвычайные ситуации социального характера | Содержание учебного материала. Классификация. Терроризм, бандитизм, шантаж, угрозы, разбой. | 2 | ОК.06 ОК.07 |
Тема 1.4. Чрезвычайные ситуации военного времени | Содержание учебного материала. Ядерное оружие. Химическое оружие. Биологическое оружие | 2 | ОК.06 ОК.07 |
Практическое занятие №1. Средства индивидуальной защиты | 2 | ОК.07 |
Раздел 2. Основы военной службы | | 18 | |
Тема 2.1. История создания Вооруженных Сил России.Воинские звания. | Содержание учебного материала. Московское государство. Правление Ивана Грозного, Петра I. Отмена крепостного права, введение всеобщей воинской повинности. Вооруженные силы СССР. Вооруженные силы России. | 2 | ОК.06 |
Тема 2.2. Виды вооруженных сил, рода войск | Содержание учебного материала. Сухопутные войска, военно-морской флот, военно-воздушные силы. Специальные войска. Другие войска. | 2 | ОК.06 |
Тема 2.3.Концепция национальной безопасности РФ | Содержание учебного материала. Национальная безопасность. Основные направления, разделы, реализация. Внешняя политика РФ. | 2 | ОК.06 |
Тема 2.4. Военная доктрина РФ | Содержание учебного материала. Сущность, правовые основы, военная безопасность. Руководство вооруженными силами. Виды вооруженных конфликтов. | 2 | ОК.06 |
Тема 2.5 Воинская обязанность. Военное время, военное положения, мобилизация. | Содержание учебного материала. Основные понятия воинской обязанности. Военное время, военное положение, мобилизация. | 2 | ОК.06 |
Тема 2.6 Воинский учет. Основные требования по организации воинского учета. | Практическое занятие №2 Воинский учет. Основные требования по организации воинского учета. | 2 | ОК.06 |
Тема 2.7. Устав гарнизонной и караульной службы. Охрана объектов. Устав внутренней службы. Виды внутренних нарядов. | Практическое занятие №3.Охрана обьектов.Действия часового при нападении на пост. Действия дежурного и дневального по тревоге | 2 | ОК.04 ОК.06 ОК.07 ОК.08 |
Тема 2.8. Дисциплинарный Устав .Взыскания и поощрения. Строевой Устав. | Практическое занятие №4 Порядок обьявления взысканий и поощрений | 2 | ОК.04 ОК.06 ОК.07 ОК.08 |
Тема 2.9. Прохождение службы по контракту. Условия подписания контракта | Содержание учебного материала Организация службы по контракту. Условия подписания контракта и порядок прохождения службы | 2 | ОК.04 ОК.06 ОК.07 ОК.08 |
Раздел 3. Здоровый образ жизни, основы медицинских знаний | | 6 | |
Тема 3.1. Здоровый образ жизни | Содержание учебного материала Критерии здорового образа жизни. | 2 | ОК.08 |
Тема 3.2 Факторы риска | Практическое занятие №5 Курение. Алкоголизм. Наркомания. Токсикомания. Влияние на организм шумов. | 2 | ОК.04 ОК.07 |
Тема 3.3. Организация студенческого труда | Содержание учебного материала Распорядок дня. Трудности, возникающие при обучении, рекомендации. | 2 | ОК.04 ОК.07 |
| Итоговое занятие - дифференцированный зачет | 2 | |
| Всего | 36 | |
3.УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
3.1.Материально-техническое обеспечение
Для реализации учебной дисциплины имеется учебный кабинет, стрелковый тир, спортивный зал, плац для строевой подготовки.
Оборудование учебного кабинета:
посадочные места по количеству обучающихся;
рабочее место преподавателя;
огнетушитель.
противогазы ГП-5;
- Общевойсковой защитный комплект (ОЗК).
3.2. Информационное обеспечение обучения
Основные источники
Э.А. Арустамов, Н.В. Косолапова, Н.А. Прокопенко, Г.В. Гуськов – 9-е изд. стереотип - М.: Издательский центр «Академия», 2010 – 176 с. Безопасность жизнедеятельности: учеб. Для студентов учреждений СПО.
Основы военной службы: учебное пособие / А.Т. Смирнов, В.В. Васнев – 2-е издание, стереотип – М.: Дрофа, 2009 – 239 с.
Дополнительные источники
Общевоинские уставы Вооруженных сил РФ – Ростов-на-Дону – Феникс – 2008 – 320 с.
Электронные ресурсы БЖ, форма доступа: ФИРО.
Федеральные Законы «Об обороне»; «О воинской обязанности и военной службе», Конституция РФ.
4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
Контроль и оценка результатов освоения дисциплины осуществляется преподавателем в процессе проведения аудиторный занятий, практических занятий, тестирования, а также выполнения обучающимися индивидуальных и групповых заданий, проектов.
Результаты освоения учебной дисциплины | Формы и методы контроля и оценки результатов освоения учебной дисциплины |
Личностные: - развитие личностных, в том числе духовных и физических, качеств, обеспечивающих защищенность жизненно важных интересов личности от внешних и внутренних угроз; - готовность к служению Отечеству, его защите; - формирование потребности соблюдать нормы здорового образа жизни, осознанно выполнять правила безопасности жизнедеятельности; - исключение из своей жизни вредных привычек (курения, пьянства и т. д.); - воспитание ответственного отношения к сохранению окружающей природной среды, личному здоровью, как к индивидуальной и общественной ценности; - освоение приемов действий в опасных и чрезвычайных ситуациях природного, техногенного и социального характера; | Оценка выполнения письменного опроса Оценка выполнения индивидуальных заданий, домашних работ Оценка выполнения индивидуальных творческих заданий |
Метапредметные: - овладение умениями формулировать личные понятия о безопасности; анализировать причины возникновения опасных и чрезвычайных ситуаций; - обобщать и сравнивать последствия опасных и чрезвычайных ситуаций; - выявлять причинно-следственные связи опасных ситуаций и их влияние на безопасность жизнедеятельности человека; - овладение навыками самостоятельно определять цели и задачи по безопасному поведению в повседневной жизни и в различных опасных и чрезвычайных ситуациях, выбирать средства реализации поставленных целей, оценивать результаты своей деятельности в обеспечении личной безопасности; - формирование умения воспринимать и перерабатывать информацию, генерировать идеи, моделировать индивидуальные подходы к обеспечению личной безопасности в повседневной жизни и в чрезвычайных ситуациях; - приобретение опыта самостоятельного поиска, анализа и отбора информации в области безопасности жизнедеятельности с использованием различных источников и новых информационных технологий; - развитие умения выражать свои мысли и способности слушать собеседника, понимать его точку зрения, признавать право другого человека на иное мнение; - формирование умений взаимодействовать с окружающими, выполнять различные социальные роли во время и при ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций; - формирование умения предвидеть возникновение опасных ситуаций по характерным признакам их появления, а также на основе анализа специальной информации, получаемой из различных источников; - развитие умения применять полученные теоретические знания на практике: принимать обоснованные решения и вырабатывать план действий в конкретной опасной ситуации с учетом реально складывающейся обстановки и индивидуальных возможностей; - формирование умения анализировать явления и события природного, техногенного и социального характера, выявлять причины их возникновения и возможные последствия, проектировать модели личного безопасного поведения; - развитие умения информировать о результатах своих наблюдений, участвовать в дискуссии, отстаивать свою точку зрения, находить компромиссное решение в различных ситуациях; - освоение знания устройства и принципов действия бытовых приборов и других технических средств, используемых в повседневной жизни; - приобретение опыта локализации возможных опасных ситуаций, связанных с нарушением работы технических средств и правил их эксплуатации; - формирование установки на здоровый образ жизни; - развитие необходимых физических качеств: выносливости, силы, ловкости, гибкости, скоростных качеств, достаточных для того, чтобы выдерживать необходимые умственные и физические нагрузки; | Оценка выполнения письменного опроса Оценка выполнения индивидуальных заданий, домашних работ Оценка выполнения индивидуальных творческих заданий |
Предметные: - сформированность представлений о культуре безопасности жизнедеятельности, в том числе о культуре экологической безопасности как жизненно важной социально-нравственной позиции личности, а также средстве, повышающем защищенность личности, общества и государства от внешних и внутренних угроз, включая отрицательное влияние человеческого фактора; - получение знания основ государственной системы, российского законодательства, направленного на защиту населения от внешних и внутренних угроз; - сформированность представлений о необходимости отрицания экстремизма, терроризма, других действий противоправного характера, а также асоциального поведения; - сформированность представлений о здоровом образе жизни как о средстве обеспечения духовного, физического и социального благополучия личности; - освоение знания распространенных опасных и чрезвычайных ситуаций природного, техногенного и социального характера; - освоение знания факторов, пагубно влияющих на здоровье человека; - развитие знания основных мер защиты (в том числе в области гражданской обороны) и правил поведения в условиях опасных и чрезвычайных ситуаций; - формирование умения предвидеть возникновение опасных и чрезвычайных ситуаций по характерным для них признакам, а также использовать различные информационные источники; - развитие умения применять полученные знания в области безопасности на практике, проектировать модели личного безопасного поведения в повседневной жизни и в различных опасных и чрезвычайных ситуациях; - получение и освоение знания основ обороны государства и воинской службы; законодательства об обороне государства и воинской обязанности граждан; прав и обязанностей гражданина до призыва, во время призыва и прохождения военной службы, уставных отношений, быта военнослужащих, порядка несения службы и воинских ритуалов, строевой, огневой и тактической подготовки; - освоение знания основных видов военно-профессиональной деятельности, особенностей прохождения военной службы по призыву и контракту, увольнения с военной службы и пребывания в запасе; - владение основами медицинских знаний и оказания первой помощи пострадавшим при неотложных состояниях (травмах, отравлениях и различных видах поражений), включая знания об основных инфекционных заболеваниях и их профилактике. | Оценка выполнения письменного опроса Оценка выполнения индивидуальных заданий, домашних работ Оценка выполнения индивидуальных творческих заданий |