«Принято» Утверждено
Педагогический совет И.о. директора МБОУ СОШ №72
Протокол №1 от 30.08.2024 г. ____________М.Р. Торбенко
Приказ № 157 от 30.08.2024г.
Рабочая программа
учебного предмета «Работа с текстом» для 8 «А», «Б», «В» классов
основного общего образования
на 2024 – 2025 учебный год
Составитель: Торбенко Марина Руслановна,
учитель русского языка и литературы
ст. Кривянская, 2024
Пояснительная записка
Рабочая программа элективного курса по русскому языку для 8 класса разработана в соответствии с федеральным Законом «Об образовании в Российской Федерации» № 273 от 29.12.2012 г.
Данный курс предназначен для обучающихся 8 класса, которым предстоит сдавать экзамен по русскому языку в формате ОГЭ. Программа составлена на основе Федерального компонента государственного стандарта, рассчитана на 34 часа (1час в неделю).
Элективный курс поможет обучающимся комплексно использовать знания по орфографии, синтаксису, пунктуации, овладеть навыками речи, научит избежать грамматических и речевых ошибок, построить высказывания с соблюдением норм, составить тексты и сообщения, отредактировать их.
Программа опирается на те знания, умения и навыки, которые были получены школьниками в процессе изучения базового курса русского языка.
Цель изучения курса
Данный элективный курс направлен на обеспечение качественной подготовки обучающихся по предмету на основе обобщения и систематизации знаний и совершенствования различного вида компетенций по текстоведению, имеющих важнейшее значение для формирования коммуникативной личности; на помощь учащимся разобраться в трудных вопросах орфографии и пунктуации, систематизации знаний по этим разделам, отработке шагов и звеньев для решения конкретной орфографической или пунктуационной задачи в целом, подготовке учащихся к успешному прохождению государственной итоговой аттестации.
Задачи изучения курса
Основные образовательные задачи курса:
расширить знания по русскому языку, предусматривающие формирование устойчивого интереса к предмету;
повысить уровень логического мышления обучающихся;
создать условия для формирования языковой компетенции ;
восполнить пробелы по указанным выше разделам лингвистики;
выработать навык комплексного анализа текста;
совершенствовать навыки работы над изложением.
Развивающие задачи курса:
развивать умение применять алгоритм решения орфографической и пунктуационной задачи;
способствовать развитию речи обучающихся;
совершенствовать навык работы с книгой (учебником, словарем, справочной литературой);
способствовать эффективной подготовке учащихся к итоговой аттестации по русскому языку.
Воспитательные задачи курса:
формировать ключевые компетенции;
повышать интерес к гуманитарному образованию;
воспитывать грамотного гражданина РФ.
По окончании курса обучающиеся должны знать:
принципы русской орфографии и пунктуации;
основные орфографические и пунктуационные правила, ранее представлявшие определенную трудность;
алгоритм написания сжатого изложения.
По окончании курса обучающиеся должны уметь:
использовать основные приемы информационной переработки текста;
оценивать письменные высказывания с точки зрения языкового оформления;
использовать основные словари, справочники, необходимые для совершенствования орфографической и пунктуационной грамотности;
применять теоретические знания по разделам «Орфография» и «Пунктуация» на практике;
применять алгоритм написания сжатого изложения;
уметь работать с текстами ОГЭ по русскому языку;
грамотно, свободно и эстетично излагать свои мысли в устной и письменной формах;
владеть предметными компетенциями (языковой, лингвистической, культуроведческой).
Основные формы организации занятий - семинары и практические занятия. Формами контроля за достижениями учащихся служат самостоятельно подготовленные сообщения, презентации, письменные работы и тесты в формате ОГЭ.
Планируемые результаты
Главным результатом освоения курса является готовность обучающихся к участию в ОГЭ. К концу данного курса учащиеся обобщают и закрепляют лексико-грамматический материал и отрабатывают определенные умения и навыки по всем разделам.
Личностные: развитие любви и уважения к Отечеству, его языку и культуре; понимание роли слова, русского языка в формировании и выражении мыслей и чувств, самовыражения и развития творческих способностей; формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, детьми старшего и младшего возраста, взрослыми в процессе образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видов деятельности;
Регулятивные универсальные учебные действия
Ученик 8 класса научится:
целеполаганию, включая постановку новых целей, преобразование практической задачи в познавательную;
самостоятельно анализировать условия достижения цели на основе учёта выделенных учителем ориентиров действия в новом учебном материале;
планировать пути достижения целей;
уметь самостоятельно контролировать своё время и управлять им;
адекватно самостоятельно оценивать правильность выполнения действия и вносить необходимые коррективы в исполнение как в конце действия, так и по ходу его реализации;
Ученик 8 класса получит возможность научиться:
самостоятельно ставить новые учебные цели и задачи;
строить жизненные планы во временной перспективе;
при планировании достижения целей самостоятельно и адекватно учитывать условия и средства их достижения;
осуществлять познавательную рефлексию в отношении действий по решению учебных и познавательных задач;
адекватно оценивать объективную трудность как меру фактического или предполагаемого расхода ресурсов на решение задачи;
адекватно оценивать свои возможности достижения цели определённой сложности в различных сферах самостоятельной деятельности;
Коммуникативные универсальные учебные действия
Ученик 8 класса научится:
учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве;
устанавливать и сравнивать разные точки зрения, прежде чем принимать решения и делать выбор;
аргументировать свою точку зрения, спорить и отстаивать свою позицию не враждебным для оппонентов образом;
задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнёром;
осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь;
работать в группе - устанавливать рабочие отношения, эффективно сотрудничать и способствовать продуктивной кооперации; интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие со сверстниками и взрослыми;
Ученик 8 класса получит возможность научиться:
учитывать и координировать отличные от собственной позиции других людей, в сотрудничестве;
учитывать разные мнения и интересы и обосновывать собственную позицию;
понимать относительность мнений и подходов к решению проблемы;
Познавательные универсальные учебные действия
Ученик 8 класса научится:
осуществлять расширенный поиск информации с использованием ресурсов библиотек и Интернета;
создавать и преобразовывать модели и схемы для решения задач;
осуществлять выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий;
Ученик 8 класса получит возможность научиться:
основам рефлексивного чтения;
ставить проблему, аргументировать её актуальность;
самостоятельно проводить исследование на основе применения методов наблюдения и эксперимента
Предметные:
Ученик 8 класса научится:
владеть качествами хорошей речи (точность, логичность, чистота, выразительность, уместность, богатство);
моделировать речевое поведение в соответствии с задачами общения;
расширять сведения о нормах речевого поведения в различных сферах общения;
совершенствовать умение осуществлять речевой самоконтроль, находить грамматические и речевые ошибки, недочёты и исправлять их;
работать над расширением словарного запаса;
применять полученные знания и умения в повседневной речевой практике, создавая устные и письменные высказывания и соблюдая разные виды языковых норм.
Ученик 8 класса получит возможность научиться:
иметь представление:
о роли слова, русского языка в формировании и выражении мыслей и чувств, самовыражения и развития творческих способностей;
о нормах русского литературного языка (орфоэпических, лексических, грамматических) и правилах речевого этикета;
о нормах речевого поведения в различных сферах общения.
определять:
основные понятия культуры речи, основные качества речи;
показатели индивидуальной культуры человека;
языковые средства для успешного решения коммуникативных задач (диалог, устные монологические высказывания, письменные тексты) с учетом особенностей разных видов речи и ситуаций общения;
изобразительные возможности словообразования, выразительные средства лексики и фразеологии, грамматические средства выразительности речи;
основные нормы литературного языка;
назначение речевого этикета;
значение различных видов словарей в жизни человека.
качества хорошей речи (точность, логичность, чистота, выразительность, уместность, богатство).
Содержание программы
Раздел 1. Введение. (1 час)
Структура экзаменационной работы по русскому языку в новой форме и критерии её оценивания. Тренировочные задания по оформлению бланков.
Раздел 2. Построение сжатого изложения. (5 часов)
Сжатое изложение. Содержательные и языковые способы сокращения текста. Построение сжатого изложения. Редактирование изложения.
Контроль знаний: построение сжатого изложения.
Раздел 3. Орфография. (14 часов)
Орфограммы в корнях слов. Правописание приставок. Правописание суффиксов. Правописание н - нн в различных частях речи. Слитное и раздельное написание НЕ с разными частями речи. Правописание производных предлогов, союзов, частиц.
Частицы НЕ-НИ. Текстовые иллюстрации орфографических норм.
Раздел 4. Пунктуация. (10 часов)
Словосочетание. Предложение. Простое осложнённое предложение. Однородные и неоднородные члены предложения. Сложное предложение. Знаки препинания в простом осложнённом предложении. Знаки препинания в сложносочинённом предложении. Знаки препинания в сложноподчинённом предложении, в предложениях с обособленными обстоятельствами и определениями. Знаки препинания при обращении и прямой речи, оформлении цитат. Тире и двоеточие в предложениях. Текстовые иллюстрации синтаксических и пунктуационных норм.
Контроль знаний: тренировочные упражнения; тестовые задания в форме ОГЭ.
Раздел 5. Тестирование. (4 часа)
Систематизация знаний, умений, навыков по русскому языку при сдаче Государственной итоговой аттестации.
Тематическое планирование
№ | Наименование разделов, тем | Ко-во часов | Теоретическая часть | Практическая часть |
1 | Введение. | 1 | 1 | |
2 | Построение сжатого изложения. | 5 | 4 | 1 |
3 | Орфография. | 14 | 11 | 3 |
4 | Пунктуация. | 10 | 8 | 2 |
5 | Тестирование. | 4 | | 4 |
| Итого | 34 | 24 | 10 |
Календарно-тематическое планирование спецкурса
№ | Тема занятия | Кол-во часов | Дата изучения 8 Б,В | Дата изучения 8 А | Форма занятия |
1 | I. Введение Структура экзаменационной работы по русскому языку в новой форме и критерии её оценивания. | 1 | 3.09 | 6.09 | Вводное занятие |
2 | II. Построение сжатого изложения «Определение, признаки и характеристика текста как единицы языка. Тема, идея, проблема текста и способы их установления и формулирования». | 1 | 10.09 | 13.09 | Систематизация знаний |
3 | Композиция, логическая, грамматическая структура текста. | 1 | 17.09 | 20.09 | Систематизация знаний |
4 | Понятие о микротеме. Соотношение микротемы и абзацного строения текста. Представление об абзаце как о пунктуационном знаке. | 1 | 24.09 | 27.09 | Систематизация знаний |
5 | Главная и второстепенная информация в тексте. Ключевые слова и их роль в определении границ главной информации. Способы сокращения текста: грамматические, логические, синтаксические. | 1 | 1.10 | 4.10 | Систематизация знаний |
6 | Практическая работа № 1 «Написание сжатого изложения». | 1 | 8.10 | 11.10 | Контроль знаний и умений |
7 | III. Орфография Орфография как система обязательных норм письменной речи (орфографическая норма). | 1 | 15.10 | 18.10 | Систематизация знаний |
8 | Строение орфографических правил. Алгоритмы их применения. | 1 | 22.10 | 25.10 | Систематизация знаний |
9 | Проверяемые и непроверяемые безударные гласные в корне. | 1 | 12.11 | 8.11 | Систематизация знаний |
10 | Правописание согласных в корне слова. 0,Ё после шипящих в корне. | 1 | 19.11 | 15.11 | Систематизация знаний |
11 | Чередующиеся гласные. | 1 | 26.11 | 22.11 | Систематизация знаний |
12 | Практическая работа №2. «Орфограммы в корнях слов». | 1 | 3.12 | 29.11 | Контроль знаний и умений |
13 | Практическая работа № 3. Правописание приставок. Изменяющиеся и неизменяющиеся на письме приставки. Написание приставок, зависящих от значения. | 1 | 10.12 | 6.12 | Контроль знаний и умений |
14 | Правописание Н, НН в разных частях речи. | 1 | 17.12 | 13.12 | Систематизация знаний |
15 | Слитное и раздельное написание НЕ с разными частями речи. | 1 | 24.12 | 20.12 | Систематизация знаний |
16 | Сложные слова. Слитные, раздельные, дефисные написания. | 1 | 14.01 | 27.12 | Систематизация знаний |
17 | Правописание производных предлогов. | 1 | 21.01 | 10.01 | Систематизация знаний |
18 | Правописание союзов. | 1 | 28.01 | 17.01 | Систематизация знаний |
19 | Правописание частиц. | 1 | 4.02 | 24.01 | Систематизация знаний |
20 | Тестовая работа по разделу «Орфография» . | 1 | 11.02 | 31.01 | Контроль знаний и умений |
21 | IV. Пунктуация Пунктуация как система обязательных норм письменной речи (пунктуационная норма). | 1 | 18.02 | 7.02 | Систематизация знаний |
22 | Знаки препинания в сложном предложении. Сочинительные и подчинительные союзы. Сложное предложение: союзное и бессоюзное. | 1 | 25.02 | 14.02 | Систематизация знаний |
23 | Знаки препинания в ССП. | 1 | 4.03 | 21.02 | Систематизация знаний |
24 | Трудные случаи употребления знаков препинания в СПП. Практическая работа № 4. | 1 | 11.03 | 28.02 | Контроль знаний и умений |
25 | Знаки препинания при однородных и неоднородных членах предложения. | 1 | 18.03 | 7.03 | Систематизация знаний |
26 | Трудные случаи употребления знаков препинания в предложениях с обособленными обстоятельствами и определениями. | 1 | 8.04 | 14.03 | Систематизация знаний |
27 | Знаки препинания при обращении и прямой речи, оформлении цитат. | 1 | 15.04 | 21.03 | Систематизация знаний |
28 | Тире в предложении. | 1 | 22.04 | 4.04 | Систематизация знаний |
29 | Двоеточие в предложении. | 1 | 29.04 | 11.04 | Систематизация знаний |
30 | Тестовая работа по разделу «Пунктуация». | 1 | 6.05 | 18.04 | Контроль знаний и умений |
31 | V. Тестирование Пробный тест в формате ОГЭ. | 1 | 13.05 | 25.04 | Контроль знаний и умений |
32 | Работа над ошибками. | 1 | 20.05 | 16.05 | Контроль знаний и умений |
33 | Работа над ошибками. | 1 | | 23.05 | Контроль знаний и умений |
Лист корректировки рабочих(ей) программ(ы) по предмету
«Работа с текстом»
Класс/ предмет /учитель | Наименование раздела/Тема урока | Дата проведения | Причина корректировки | Мероприятия по корректировке | Дата проведения по факту |
| | | | | |
| | | | | |
| | | | | |
| | | | | |
| | | | | |
«Согласовано» «Согласовано»
Руководитель ШМО гуманитарного цикла заместитель директора по УВР
________________И.В. Гаврилова ____________ А.А. Соляр
Протокол № 1 от 30.08.2024 г.
2