СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа

Нажмите, чтобы узнать подробности

Календарно-тематическое планирование 4 класс, "Планета знанаий".Русский язык, Литературное чтение, математика, окружающий мир.

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа»

МБОУ «Сухобезводненская средняя школа»



Рассмотрено

на заседании ШМО

протокол № 1

«___»______ 2018 г.


Согласовано

зам. директора по УВР

_______________

«___»_______ 2018 г.


Утверждено

директор школы

_______________

«___»_______ 2018 г.




РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

по окружающему миру

за курс 4 класса (базовый уровень)

2018-2019 учебный год.






Разработала

Чистякова В.Н.

учитель начальных классов














г. Семёнов, р.п. Сухобезводное

Нижегородская область

2018 год



Планируемые результаты  освоения программы по окруж.мир 4 кл.

Изучение курса «Окружающий мир» играет значительную роль в достижении метапредметных результатов начального образования.

У четвероклассника продолжают формироваться регулятивные, познавательные и ком­муникативные универсальные учебные действия.

Регулятивные УУД:

  • Самостоятельно формулировать цели урока после предварительного обсуждения.

  • Учиться совместно с учителем обнаруживать и формулировать учебную проблему.

  • Составлять план решения проблемы (задачи) совместно с учителем.

  • Работая по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки с помощью учителя.

- В диалоге с учителем учиться вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности выполнения своей работы и работы остальных учеников, исходя из имеющихся критериев.

Познавательные УУД:

  • Ориентироваться в своей системе знаний: самостоятельно предполагать, какая ин­формация нужна для решения учебной задачи в один шаг.

  • Отбирать необходимые для решения учебной задачи источники информации среди предложенных учителем словарей, энциклопедий, справочников.

  • Добывать новые знания: извлекать информацию, представленную в разных формах (текст, таблица, схема, иллюстрация и др.).

  • Перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать факты и яв­ления; определять причины явлений, событий.

  • Перерабатывать полученную информацию: делать выводы на основе обобщения знаний.

  • Преобразовывать информацию из одной формы в другую: составлять простой план учебно-научного текста.

  • Преобразовывать информацию из одной формы в другую: представлять информацию в виде текста, таблицы, схемы.

  • Работать с текстом: осознанное чтение текста с целью удовлетворения познава­тельного интереса, освоения и использование информации; достаточно полно и доказа­тельно строить устное высказывание; описывать объекты наблюдения, выделять в них су­щественные признаки; устанавливать последовательность основных исторических событий в России в изучаемый период; оформлять результаты исследовательской работы; состав­лять план текста и небольшое письменное высказывание; формулировать выводы, основы­ваясь на тексте; находить аргументы, подтверждающие вывод; приобретение первичного опыта критического отношения к получаемой информации, сопоставление её с информаци­ей из других источников и имеющимся жизненным опытом; делать выписки из прочитанных текстов с учётом цели их дальнейшего использования.

Коммуникативные УУД:

  • Донести свою позицию до других: оформлять свои мысли в устной и письменной речи с учётом своих учебных и жизненных речевых ситуаций.

  • Донести свою позицию до других: высказывать свою точку зрения и пытаться обосновать, приводя аргументы.

  • Слушать других, пытаться принимать другую точку зрения, быть готовым изменить свою точку зрения.

  • Читать вслух и про себя тексты учебников и при этом: вести "диалог с автором" (прогнозировать будущее чтение, ставить вопросы к тексту и искать ответы, проверять себя), отделять новое от известного, выделять главное, составлять план.

  • Договариваться с людьми: выполняя различные роли в группе, сотрудничать совместном решении проблемы (задачи).

  • Учиться уважительно относиться к позиции другого, пытаться договариваться.

У четвероклассника продолжится формирование предметных результатов обучения:

  1. понимать особую роль России в мировой истории, переживать чувство гордости национальные свершения, открытия, победы;

  2. уважительно относиться к России, родному краю, своей семье, истории, культуре, природе нашей страны, её современной жизни;

  3. осознавать целостность окружающего мира, осваивать основы экологической грамотности, элементарных правил нравственного поведения в мире природы и людей здоровьесберегающего поведения в природной и социальной среде;

  4. осваивать доступные способы изучения природы и общества (наблюдение, за измерение, опыт, сравнение, классификация и др. с получением информации из се архивов, от окружающих людей, в открытом информационном пространстве);

  5. устанавливать и выявлять причинно-следственные связи в окружающем мире.

У четвероклассника продолжится формирование ИКТ- компетентности:

  • оценивать потребность в дополнительной информации для решения учебных . и самостоятельной познавательной деятельности; определять возможные источники ее лучения; критически относиться к информации и к выбору источника информации;

  • создавать текстовые сообщения с использованием средств ИКТ: редактировать, оформлять и сохранять их:

  • готовить и проводить презентацию перед небольшой аудиторией: создавать презентации, выбирать аудиовизуальную поддержку, писать пояснения и тезисы для презентации.


Содержание программы по окружающему миру 4 класс (68 ч.)

  • Земля и человечество (9 ч).

  • Мир глазами астронома. Что изучает астрономия. Небесные тела: звезды, планеты и спутники планет. Земля - планета Солнечной системы. Луна - естественный спутник Земли. Движение в космическом пространстве; причины смены дня и ночи и времен года. Звездное небо - «книга» природы.

  • Мир глазами географа. Что изучает география. Изображение Земли с помощью глобуса и географической карты. Распределение солнечного тепла на Земле и его влияние на живую природу.

  • Мир глазами историка. Что изучает история. Исторические источники. Счет лет в истории. Историческая карта.

  • Прошлое и настоящее глазами эколога. Представление о современных экологических проблемах планеты. Охрана окружающей среды - задача всего человечества. Международное сотрудничество в области охраны окружающей среды. Всемирное наследие. Международная Крас­ин книга.

  • Природа России (10 ч).

  • Разнообразие и красота природы России. Важнейшие равнины и горы, моря, озера и реки на­шейстраны (в форме путешествия по физической карте России).

  • Природные зоны нашей страны: зона арктических пустынь, зона тундры, зона лесов, зона пустынь, субтропики. Карта природных зон России. Особенности природы каждой зон. Взаимосвязи в природе, приспособленность организмов к условиям обитания в разных природных зонах. Особенности хозяйственной деятельности людей, связанные с природными зонами. Экологические проблемы каждой из природных зон, охрана природы, виды растений и животных, внесенные в Красную книгу России. Необходимость бережного отношения к при­роде в местах отдыха населения. Правила безопасного поведения отдыхающих у моря.

  • Представление об экологическом равновесии и необходимости его учета в процессе хозяйственной деятельности людей.

  • Родной край - часть большой страны (15 ч).

  • Наш край на карте Родины. Карта родного края. Формы земной поверхности в нашем крае. Изменение поверхности края в результате деятельности человека. Охрана поверхности края (вос­становление земель на месте карьеров, предупреждение появления свалок, борьба с оврагами). Водоемы края, их значение в природе и жизни человека. Изменение водоемов в результате деятельности человека. Охрана водоемов нашего края. Полезные ископаемые нашего края, их ос­новные свойства, практическое значение, места и способы добычи. Охрана недр в нашем крае.

  • Ознакомление с важнейшими видами почв края (подзолистые, черноземные и т. д.). Охрана водоемов в нашем крае.

  • Природные сообщества (на примере леса, луга, пресного водоема). Разнообразие растений и животных различных сообществ. Экологические связи в сообществах. Охрана природных со­обществ.

  • Особенности сельского хозяйства края, связанные с природными условиями. Растениеводст­во в нашем крае, его отрасли (полеводство, овощеводство, плодоводство, цветоводство). Сорта культурных растений. Представление о биологической защите урожая, ее значении для сохране­ния окружающей среды и производства экологически чистых продуктов питания.

  • Животноводство в нашем крае, его отрасли (разведение крупного и мелкого рогатого скота, свиноводство, птицеводство, рыбоводство, пчеловодство и др.). Породы домашних животных.

  • Страницы всемирной истории (5 ч).

  • Представление о периодизации истории. Начало истории человечества: первобытное общест­во. Древний мир; древние сооружения - свидетельства прошлого. Средние века; о чем рассказы­вают христианский храм, мусульманская мечеть, замок феодала, дом крестьянина. Новое время; достижения науки и техники, объединившие весь мир: пароход, паровоз, железные дороги, элек­тричество, телеграф. Великие географические открытия. Новейшее время. Представление о скорости перемен в XX веке. Достижения науки и техники. Осознание человечеством ответственно­сти за сохранение мира на планете.

  • Страницы истории Отечества (20 ч).

  • Кто такие славяне. Восточные славяне. Природные условия жизни восточных славян, их быт,нравы,верования.

  • Века Древней Руси. Территория и население Древней Руси. Княжеская власть. Крещение Руси. Русь - страна городов. Киев - столица Древней Руси. Господин Великий Новгород. Первое свидетельство о Москве. Культура, быт и нравы Древней Руси.

  • Наше Отечество в XIII-XVвеках. Нашествие хана Батыя. Русь и Золотая Орда. Оборона се­веро-западных рубежей Руси. Князь Александр Невский. Московская Русь. Московские князья - собиратели русских земель. Дмитрий Донской. Куликовская битва. Иван Третий. Образование то| единого Русского государства. Культура, быт и нравы страны в XIII-XVвеках.

  • Наше Отечество в XVI-XVIIвеках. Иван Грозный и его правление. Патриотический подвиг Кузьмы Минина и Дмитрия Пожарского. Утверждение новой царской династии Романовых. Освоение Сибири. Землепроходцы. Культура, быт и нравы страны в XVI-XVIIвеках.

  • Россия в XVIII веке Петр Первый - царь-преобразователь. Новая столица России - Петербург. Провозглашение России империей. Россия при Екатерине Второй. Дворяне и крестьяне. Век русской славы: А. В. Суворов, Ф. Ф. Ушаков. Культура, быт и нравы России в XVIII веке.

  • Россия в XIX - начале XX века. Отечественная война 1812 года. Бородинское сражение. М. И. Кутузов. Царь-освободитель Александр Второй. Культура, быт и нравы России в XIX - начале XX века.

  • Россия в XX веке. Участие России в Первой мировой войне. Николай Второй - последний им­ператор России. Революции 1917 года. Гражданская война. Образование СССР. Жизнь страны т в 20-30-е годы. Великая Отечественная война 1941-1945 годов. Героизм и патриотизм народа. День Победа - всенародный праздник.

  • Наша страна в 1945-1991 годах. Достижения ученых: запуск первого искусственного спутни­ка Земли, полётв космосIO. А. Гагарина, космическая станция «Мир».Преобразования в России в 90-е годы XX века. Культура России XX века. Прошлое родного края. История страны и родного края в названиях городов, поселков, улиц, в памяти народа, семьи.



  • Современная Россия (9 ч).

  • Мы - граждане России. Конституция России - наш основной закон. Права человека в совре­менной России. Права и обязанности гражданина. Права ребенка.

  • Государственное устройство России: Президент, Федеральное Собрание, Правительство.

  • Государственная символика нашей страны (флаг, герб, гимн). Государственные праздники.

  • Многонациональный состав населения России.

  • Регионы России: Дальний Восток, Сибирь, Урал, Север Европейской России, Центр Европей­ской России, Юг Европейской России. Природа, хозяйство, крупные города, исторические места, знаменитые люди, памятники культуры в регионах













Календарно-тематическое планирование по окружающему миру 4 класс


Дата

Тема урока

Количество

часов

1


Что такое погода.

1 ч.

2


Как погода зависит от ветра. Грозные явления природы.

1 ч.

3


Предсказание погоды. Самостоятельная работа.

1 ч.

4


Экскурсия на луг или в поле.

1 ч.

5


Наша местность на плане и карте.

1 ч.

6


План местности.

Практическая работа.

1 ч.

7


Географическая карта.

1 ч.

8


Равнины.

1 ч.

9


Горы.

1 ч.

10


Как солнце, вода и ветер изменяют поверхность суши.

1 ч.

11


Как деятельность человека изменяет поверхность суши. Самостоятельная работа.

1 ч.

12


Богатства недр.

1 ч.

13


Разнообразие почв.

1 ч.

14


Что такое природное сообщество.

1 ч.

15


Какие растения растут на лугу. Животные — обитатели луга. Луг в жизни человека.

1 ч.

16


Какие растения растут в лесу.

1 ч.

17


Животные — обитатели леса. Лес в жизни человека.

1 ч.

18


Экскурсия в смешанный лес.

1 ч.

19


Водоём. Водные объекты и человек.

1 ч.

20


Экскурсия к водоёму.

1 ч.

21


Искусственные сообщества. Поле. Животные — обитатели полей.

1 ч.

22


Сад.

Проверочная работа.

1 ч.

23


Какую форму

имеет Земля.

1 ч.

24


Карта полушарий.

1 ч.

25


Движение Земли. Самостоятельная работа.

1 ч.

26


В пустынях

Африки.

1 ч.

27


Экваториальные леса Южной

Америки.

1 ч.

28


Антарктида. Австралия. Евразия.

Самостоятельная работа.

1 ч.

29


Карта России.

1 ч.

30


Зона арктических пустынь.

1 ч.

31


Тундра.

1 ч.

32


Зона лесов.

1 ч.

33


Степи.

1 ч.

34


Экологические проблемы России. Международное сотрудничество по охране природы.

Проверочная работа.

1 ч.

35


История на карте. Исторические источники.

1 ч.

36


Первые русские князья.

1 ч.

37


Князь Владимир. Крещение Руси.

1 ч.

38


Культура Древней Руси.

1 ч.

39


Борьба с иноземными захватчиками. Александр Нев­ский.

1 ч.

40


Куликовская битва. Дмитрий Донской.

1 ч.

41


Первый русский царь. Преобразования в государстве.

1 ч.

42


Как жили люди на Руси в XIV—XVI веках.

1 ч.

43


Смутное время. К. Минин и Д. Пожарский.

1 ч.

44


Русское государство при первых Романовых.

1 ч.

45


Расширение границ России в XVII веке.

1 ч.

46


Мозаика заданий. Проверочная работа.

1 ч.

47


Пётр I. Реформы в Российском государстве. Преобразования в культуре, науке, быту.

1 ч.

48


Изменения в Российском государстве. Императрица Екатерина II.

1 ч.

49


Образование и наука в XVIII веке.

1 ч.

50


Война 1812 года.

1 ч.

51


Отмена крепостного права.

1 ч.

52


Наука и техника в XIX веке.

1 ч.

53


Город и горожане. Мода XIX века.

1 ч.

54


Культура XIX века.

1 ч.

55


Проверочная работа.

1 ч.

56


Революция в России.

1 ч.

57


Россия в годы Советской власти.

1 ч.

58


Великая Отечественная война.

1 ч.

59


Тыл в годы войны. Победа над фашизмом.

1 ч.

60


Восстановление народного хозяйства. Научные достижения XX века.

1 ч.

61


По северным городам России.

1 ч.

62


По городам Центральной России.

1 ч.

63


Города Урала и Сибири.

1 ч.

64


Дальний Восток. Южные города России.

1 ч.

65


Повторительно-обобщающий урок. Проверочная работа.

1 ч.

66


Россия в мировом сообществе.

1 ч.

67


Жизнь современного человека.

1 ч.

68


Мозаика заданий.

1 ч.