СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа

Категория: Физика

Нажмите, чтобы узнать подробности

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСИ «УДИВИТЕЛЬНАЯ ФИЗИКА» 7 КЛАСС (ФГОС)

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа»


МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«ЦЕНТР ОБРАЗОВАНИЯ Г.ПЕВЕК»




СОГЛАСОВАНО

______ Т.Е. Евдокимова,

зам. директора по ВР

РЕКОМЕНДОВАНО

к утверждениюПротокол методсовета№ __

УТВЕРЖДЕНО

приказом директора МБОУ Центр образования г.Певек

от ___.05.2018 г.

от ___.05.2018 г.

от ___.05.2018г. №02-02/___





РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСИ

«УДИВИТЕЛЬНАЯ ФИЗИКА»

7 КЛАСС (ФГОС)


Направление деятельности:

интеллектуальное


Срок реализации: 2018-2019 учебный год








Составитель: Вигантс Яна Валентиновна,

учитель физики,

первая квалификационная категория












г. Певек

2018 г







Введение


Рабочая программа внеурочной деятельности «Удивительная физика» составлена в соответствии с:

  • Федеральным законом от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (с изменениями по состоянию на 07.06.2016);

        • Федеральным государственным образовательным стандартом основного общего образования, утвержденным приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.12.2010 №1897с изменениями, внесенными приказами Министерства образования и науки Российской Федерации от 29.12.2014 г. №1644, от 31.12.2015 №1577;

        • санитарно-эпидемиологическими требованиями к условиям и организации обучения в образовательной организации (утверждены постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 29.12.2010г. № 189);

        • основной образовательной программой основного общего образования МБОУ Центр образования г.Певек.;

        • учебным планомМБОУ Центр образования г.Певек на текущий учебный год;

        • годовым учебным календарным графикомМБОУ Центр образования г.Певек. на текущий учебный год;

        • положением о структуре, порядке разработки и утверждения рабочих программ по отдельным учебным предметам, курсам, в том числе внеурочной деятельности МБОУ Центр образования г.Певек, утвержденным приказом директора от 05.05.2018 г. № 02-02/320.

Содержание программы имеет особенности, обусловленные, во-первых, задачами развития, обучения и воспитания обучающихся, заданными социальными требованиями к уровню развития их личностных и познавательных качеств; во-вторых, предметным содержанием системы общего образования; в-третьих, психологическими возрастными особенностями обучаемых.

Программа «Удивительная физика» согласована по своему содержанию с учебной программой курса физики 7 класса и основана на интеграции физики, биологии и географии.

Ведущая идея программы – показать единство природных процессов, общность законов, применимых к явлениям живой и неживой природы.

Актуальность курса.

На ранних этапах образования ставится задача сформировать представления о явлениях и законах окружающего мира, с которыми школьники сталкиваются в повседневной жизни. Формируются первоначальные представления о научном методе познания, развиваются способности к исследованию, обучающиеся учатся наблюдать, планировать и проводить эксперименты.

Программа внеурочной деятельности рассчитана на обучающихся 7 классов, пока не обладающим определенным багажом знаний, умений и навыков по физике. Занятия способствуют развитию и поддержке интереса обучающихся к деятельности определенного направления, дает возможность расширить и углубить знания и умения и создает условия для всестороннего развития личности. Занятия кружка являются источником мотивации учебной деятельности обучающихся, дают им глубокий эмоциональный заряд.

Курс обеспечивает преемственность в изучении физики в общеобразовательной школе: между естествоведческими курсами начальной школы и систематическим курсом физики (7-11классы), способствует созданию положительной мотивации и ситуации успеха, столь необходимых особенно на ранних этапах физического образования. При изучении физики в 7-11 классах программа кружка позволит облегчить понимание физических терминов, формирование устойчивых навыков решения задач, теоретических и математических выводов законов природы, различных теорий и исследовательских проектов.

Цельпрограммы – способствовать развитию интереса к естественным наукам, формированию мировоззрения обучающихся.

Задачи программы – расширение знаний обучающихся по физике, приобретение практических, информационных, коммуникативных умений обучающихся, развитие интеллектуальных и творческих способностей в процессе решения задач, выполнения опытов, подготовки творческих работ, экологическое воспитание обучающихся.

Цели и задачи кружка:

  • овладение конкретными физическими понятиями, необходимыми для изучения курса физики, для продолжения образования;

  • интеллектуальное развитие обучающихся, формирование качеств мышления, характерных для физической деятельности и необходимых для продуктивной жизни в обществе;

  • формирование представлений об идеях и методах изучения природы, о физике как форме её описания и методе познания действительности;

  • формирование представлений о физике как части общечеловеческой культуры, понимания значимости физики для общественного прогресса;

  • пробудить интерес к самостоятельному творческому мышлению;

  • формировать у обучающихся рациональные умения и приёмы умственной деятельности;

  • воспитывать культуру мышления, мировоззренческую культуру обучающихся.


По учебному плану для внеурочной деятельности (работу кружка «Удивительная физика») отводится 1 час в неделю.Программа рассчитана на 35 часов внеурочной деятельности.

Результаты освоения обучающимися курса внеурочной деятельности

Программа предусматривает достижение 3 уровней результатов:

1 уровень: предполагаетовладение обучающимися понятий о первоначальном строении вещества (жидкое, твердое газообразное). Уметь правильно организовать свое рабочее место. Соблюдать простейшие правила безопасности при проведении эксперимента. Уметь проводить наблюдения, планировать и выполнять эксперименты, обрабатывать результаты, объяснять полученные результаты и делать выводы.



2 уровень:предполагает позитивное отношение детей к базовым ценностям общества, в частности к образованию и самообразованию. Результат проявляется в активном использовании школьниками метода выбранного обучаемым, с получением самостоятельного социального опыта по выбранному направлению в соответствии с его интересами и способом реализации.



3 уровень: предполагает развитие умения поэтапно решать проектные задачи при самостоятельном выборе тем (подтем) проекта либо исследования, приобретении опыта самостоятельного поиска, систематизации интересующей информации, публичной защиты проектов, участия в конкурсных мероприятиях, очных и заочных олимпиадах.

Изучение курса физики дает возможность обучающимся достичь следующих результатов развития:

Личностные результаты:

  • формирование познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей обучающихся;

  • самостоятельность в приобретении новых знаний и практических умений;

  • мотивация образовательной деятельности школьников на основе личностно ориентированного подхода.

Метапредметные результаты:

Регулятивные универсальные учебные действия.

Обучающийся научится:

  • планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации, в том числе во внутреннем плане;

  • учитывать установленные правила в планировании и контроле способа решения;

  • осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату;

  • оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки соответствия результатов требованиям данной задачи и задачной области;

  • адекватно воспринимать предложения и оценку учителей, товарищей, родителей и других людей;

  • различать способ и результат действия.

Обучающийся получит возможность научиться:

  • в сотрудничестве с учителем составлять план решения учебной проблемы совместно с учителем; работать по плану, сверяя свои действия с целью, корректировать свою деятельность;

  • проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве;

  • самостоятельно адекватно оценивать правильность выполнения действия и вносить необходимые коррективы в исполнение, как по ходу его реализации, так и в конце действия.

Познавательные универсальные учебные действия.

Обучающийся научится:

  • перерабатывать и преобразовывать информацию из одной формы в другую (составлять план, таблицу, схему);

  • осуществлять запись (фиксацию) выборочной информации об окружающем мире и о себе самом, в том числе с помощью инструментов ИКТ;

  • строить сообщения, проекты в устной и письменной форме;

  • проводить сравнение и классификацию по заданным критериям;

  • пользоваться словарями, справочниками; осуществлять анализ и синтез;

  • устанавливать причинно-следственные связи;

  • строить рассуждения.

Обучающийся получит возможность научиться:

  • осуществлять расширенный поиск информации с использованием ресурсов библиотек и сети Интернет;

  • записывать, фиксировать информацию об окружающих явлениях с помощью инструментов ИКТ;

  • осознанно и произвольно строить сообщения в устной и письменной форме;

  • осуществлять выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий;

  • строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей;

  • могут выйти на теоретический уровень решения задач: решение по определенному плану, владение основными приемами решения, осознания деятельности по решению задачи.

Коммуникативные универсальные учебные действия.

Обучающийся научится:

  • докладывать о результатах своего исследования, участвовать в дискуссии, кратко и точно отвечать на вопросы, использовать справочную литературу и другие источники информации; договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности;

  • допускать возможность существования у людей различных точек зрения, в том числе не совпадающих с его собственной, и ориентироваться на позицию партнера в общении и взаимодействии;

  • высказывать и обосновывать свою точку зрения;

  • договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов;

Обучающийся получит возможность научиться:

  • слушать и слышать других, пытаться принимать иную точку зрения, быть готовым корректировать свою точку зрения;

  • понимать относительность мнений и подходов к решению проблемы;

  • аргументировать свою позицию и координировать ее с позициями партнеров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности;

  • задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнером;

  • осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь.

Предметные результаты:

  • приобрести навыки решения разных типов задач;

  • приобрести навыки постановки эксперимента;

  • приобрести навыки работы с дополнительными источниками информации, в том числе электронными, а также умения пользоваться ресурсами Интернет;

  • иметь первоначальные представления о профессиональном самоопределении;

  • уметь наблюдать и изучать явления и свойства веществ и тел;

  • уметь описывать результаты наблюдений;

  • уметь делать выводы;

  • использовать приобретённые знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни.

Итоги реализации программы могут быть представлены через:

  • участие в конкурсах и олимпиадах по разным направлениям;

  • участие в выставках творческих работ;

  • изготовление простейших приборов и приспособлений, пособий;

  • написание рассказа «Мне приснился удивительный сон»;

  • составление кроссвордов и чайнвордов;

  • изготовление самодельных картин «Физика в веселых картинках»;

  • подготовку и проведение занимательных опытов;

  • разработку проектов, защиту проектов.



Содержание курса


Раздел

Содержание

Формы организации

Виды деятельности

1

Введение

Физика – наука о природе. Физические явления. Методы познания природы: наблюдение, опыт, теория. Инструментарий исследователя: лабораторное оборудование. Измерительные приборы. Простейшие измерения.

Вводная беседа.

Викторина.

Практические занятия.

Познавательная деятельность


2

Тело и вещество

Характеристики тел и веществ. Твердое, жидкое, газообразное состояние вещества. Масса тела. Эталон массы. Измерение массы тела с помощью весов. Температура. Термометр. Строение вещества. Молекулы и атомы. Движение молекул. Диффузия. Взаимодействие частиц вещества. Объяснение различных состояний вещества на основе молекулярно-кинетических представлений. Строение атома. Плотность вещества.

Демонстрации:медный шарик, спиртовка, спички, кольцо с отверстием; стакан холодной и стакан горячей воды, марганцовка, духи.

Рефераты.

Доклады.

Моделирование и обсуждение ситуаций.

Практические занятия.

Проблемно-ценностное общение

3

Механические явления

Механическое движение. Виды механических движений. Скорость. Относительность механического движения.

Демонстрации: рассчитать среднюю скорость скатывающегося шарика; монета, стакан, лист бумаги.

Моделирование и обсуждение ситуаций.

Практические занятия.

Познавательная деятельность.


4

Взаимодействие тел

Сила как характеристика взаимодействия. Явление тяготения. Сила тяжести. Вес тела. Невесомость.

Деформация. Виды деформаций. Сила упругости. Измерение сил. Динамометр. Сила трения. Роль трения в природе и технике. Способы усиления и ослабления трения. Давление твёрдых тел. Зависимость давления от площади опоры. Передача давления жидкостями и газами. Закон Паскаля. Давление на глубине жидкости. Сообщающиеся сосуды. Действие жидкости на погруженное в них тело. Архимедова сила. Условия плавания тел. Демонстрации: определить тела, плавающие на поверхности жидкости, внутри жидкости; пластиковая бутылка с водой; макет фонтана.

Викторина.

Конкурсы.

Практические занятия.

Познавательная деятельность.

Досугово-развлекательная деятельность.


5

Человек и природа

Атмосфера. Барометр. Влажность воздуха. Гигрометр и психрометр. Механизмы. Механическая работа. Энергия. Механическая энергия. Источники энергии.

Демонстрации: определение мощности человека при подъеме, рычаги.

Турнир.

Диспут.

Практические занятия.

Проблемно-ценностное общение


Тематическое планирование


Название темы занятия

Количество часов


Введение

5

Вводный инструктаж по ТБ. Физика – наука о природе. Физические явления.

1

Методы познания природы: наблюдение, опыт, теория.

1

Инструментарий исследователя: лабораторное оборудование.

1

Математическая запись больших и малых величин.

1

Измерение размеров различных тел. Углы помогают изучать пространство.

1


Тело и вещество

9

Характеристики тел и веществ.

1

Твёрдое, жидкое и газообразное состояния вещества.

1

Масса тела. Эталон массы.

1

Как и для чего измеряется площадь разных поверхностей.

1

Температура. Термометр.

1

Строение вещества. Молекулы и атомы.

1

Движение молекул. Диффузия. Взаимодействие частиц вещества.

1

Как и для чего измеряют объем тел.

1

Плотность вещества. Решение задач на связь между массой, объёмом и плотностью.

1


Механические явления

4

Механическое движение. Виды механических движений.

1

Путь. Скорость. Равномерное и неравномерное движение.

1

Относительность механического движения.

1

Решение задач.

1


Взаимодействие тел

11

Сила как характеристика взаимодействия.

1

Явление тяготения. Сила тяжести.

1

Вес тела. Невесомость.

1

Деформация. Виды деформаций. Сила упругости.

1

Измерение сил. Динамометр. Решение задач.

1

Сила трения. Роль трения в природе и технике.

1

Способы усиления и ослабления трения.

1

Давление твёрдых тел. Передача давления жидкостями и газами. Закон Паскаля.

1

Давление на глубине жидкости. Сообщающиеся сосуды. Решение задач.

1

Действие жидкости на погружённое в неё тело. Архимедова сила.

1

Решение задач

1


Человек и природа

5

Атмосфера. Барометр. Влажность воздуха. Гигрометр и психрометр.

1

Механизмы. Механическая работа.

1

Решение задач.

1

Энергия. Механическая энергия. Источники энергии. Решение задач.

1

Обобщающее повторение

2