СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рабочая программа по литературному чтению 3 класс УМК "Школа России",

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа»

Рабочая программа курса «Литературное чтение» для 3 класса на 2018– 2019 учебный год составлена на основе стандарта начального общего образования; примерной программы начального общего образования по литературному чтению для образовательных учреждений с русским языком обучения; программы общеобразовательных учреждений авторов Л. Ф. Климановой, В. Г. Горецким, М. В. Головановой «Литературное чтение. 1 – 4 классы» (2011)

       Цели курса:

  • развитие художественно-творческих и познавательных способностей, эмоциональной отзывчивости при чтении художественных произведений, формирование эстетического отношения к искусству слова; совершенствование всех видов речевой деятельности, умений вести диалог, выразительно читать и рассказывать, импровизировать;

  • овладение осознанным, правильным, беглым и выразительным чтением как базовым умением в системе образования младших школьников; формирование читательского кругозора и приобретение опыта самостоятельной читательской деятельности;

  • воспитание эстетического отношения к искусству слова, интереса к чтению и книге, потребности в общении с миром художественной литературы; обогащение нравственного опыта младших школьников, формирование представлений о добре и зле, справедливости и честности, развитие нравственных чувств, уважения к культуре народов многонациональной России. Активно влиять на личность читателя, его чувства, сознание, волю.

Задачи:

  • Освоение общекультурных навыков чтения и понимания текста; воспитание интереса к чтению и книге.

Решение этой задачи предполагает, прежде всего, формирова­ние осмысленного читательского навыка (интереса к процессу чте­ния и потребности читать произведения разных видов литературы), который во многом определяет успешность обучения млад­шего школьника по другим предметам, т. е. в результате освоения предметного содержания литературного чтения учащиеся приоб­ретают общеучебное умение осознанно читать тексты.

  • Овладение речевой, письменной и коммуникативной культурой.

Выполнение этой задачи связано с умением работать с раз­личными видами текстов, ориентироваться в книге, использо­вать ее для расширения знаний об окружающем мире. В ре­зультате обучения младшие школьники участвуют в диалоге, строят монологические высказывания (на основе произведений и личного опыта), сопоставляют и описывают различные объ­екты и процессы, самостоятельно пользуются справочным аппа­ратом учебника, находят информацию в словарях, справочни­ках и энциклопедиях.

  • Воспитание эстетического отношения к действительности, отражённой в художественной литературе.

Решение этой задачи способствует пониманию художествен­ного произведения как особого вида искусства; формированию умения определять его художественную ценность и анализиро­вать (на доступном уровне) средства выразительности. Развива­ется умение сравнивать искусство слова с другими видами ис­кусства (живопись, театр, кино, музыка); находить сходство и различие разных жанров, используемых художественных средств.

  • Формирование нравственного сознания и эстетического вкуса младшего школьника; понимание духовной сущности произведений.

С учётом особенностей художественной литературы, ее нравственной сущности, влияния на становление личности ма­ленького читателя решение этой задачи приобретает особое значение. В процессе работы с художественным произведением младший школьник осваивает основные нравственно-этические ценности взаимодействия с окружающим миром, получает навык анализа положительных и отрицательных действии

героев, событий. Понимание значения эмоциональной окрашенности всех сюжетных линий произведения способствует воспитанию адекватного эмоционального состояния как предпосылки собственного поведения в жизни.


Описание изменений, внесенных в образовательную программу по предмету.

В соответствии с базисным учебным планом для образовательных учреждений РФ и приказом Министерства образования и науки РФ от 01 февраля 2012 г. №74, на учебный предмет литературное чтение отводится 3 часа в неделю/102 часа в год. Используя 1час в неделю из компонента образовательного учреждения, рабочая программа составлена исходя из 4 часов в неделю/136 часов в год.

В рабочей программе, как форма контроля усвоения изученного материала и развития читательских умений вводятся по мере прохождения тем тестовые задания. На выполнение тестовых заданий учащимся отводится часть урока.


Учебно-методический комплект, реализующий программу «Литературное чтение» в 3 классе, включает:


Программа

Концепция и программы для начальных классов. Комплект учебников «Школа России» в двух частях. М.: Просвещение, 2010, 1 часть, 158 с.


Учебник

Климанова Л. Ф., Горецкий В. Г., Голованова М. В. Литературное чтение. 3 класс. Учебник для учащихся образовательных учреждений. В четырех частях. Часть 1. М.: Просвещение, 2018,

Климанова Л. Ф., Горецкий В. Г., Голованова М. В. Литературное чтение. 3 класс. Учебник для учащихся образовательных учреждений. В четырех частях. Часть 2. М.: Просвещение, 2018,

Климанова Л. Ф., Горецкий В. Г., Голованова М. В. Литературное чтение. 3 класс. Учебник для учащихся образовательных учреждений. В четырех частях. Часть 3. М.: Просвещение, 2018,

Климанова Л. Ф., Горецкий В. Г., Голованова М. В. Литературное чтение. 3 класс. Учебник для учащихся образовательных учреждений. В четырех частях. Часть 4. М.: Просвещение, 2018,


Методическая литература

Дмитриева О. И. Тематическое планирование уроков по новому базисному учебному плану: 3 класс. М.: ВАКО, 2009, 208 с. (Учебный год)

Кутявина С. В. Поурочные разработки по литературному чтению: 3 класс. М.: ВАКО, 2011, 288 с. (В помощь школьному учителю)



Характерные для учебного курса формы деятельности учащихся

Фронтальная форма познавательной деятельности (одновременное выполнение общих заданий всеми учащимися класса для достижения общей познавательной задачи); микрогрупповая форма (работа в парах), групповая форма (единая познавательная задача ставится перед определённой группой школьников); индивидуальная форма.


Специфические для учебного курса формы контроля освоения учащимися содержания курса.

Для проверки освоения программы используются: тестовые, проверочные, контрольные работы, тексты для проведения диагностики чтения, а также проверки уровня начитанности учащихся.

учащихся по курсу «Литературного чтения» проводится в форме беседы, фронтального и индивидуального опроса, работы по карточкам, подготовки творческих работ, тестирования, систематической проверки навыка чтения, индивидуальных бесед по вопросам самостоятельного чтения учащихся.


урока

Вид работы

По теме

3

Тест № 1

Самое великое чудо на свете

15

Тест № 2

Устное народное творчество

25

Тест № 3

Поэтическая тетрадь 1

48

Тест № 4

Великие русские писатели

57

Тест № 5

Поэтическая тетрадь 2

68

Тест № 6

Литературные сказки.

80

Тест № 7

Были-небылицы

88

Тест № 8

Поэтическая тетрадь 3

105

Тест № 9

Люби живое

111

Тест № 10

Поэтическая тетрадь 4

122

Тест № 11

Собирай по ягодке – наберёшь кузовок

127

Тест № 12

По страницам детских журналов

131

Итоговый тест №13

Итоговый


Требования к результатам освоения учебного курса русский язык учащимися


В результате работы по разделу «Виды речевой и читательской деятельности» дети научатся:

  • осознавать значимость чтения для дальнейшего обучения. Понимать цель обучения (удовлетворение читательского интереса и приобретение опыта чтения, поиск фактов и суждений, аргументаций, иной информации);

  • осознанно воспринимать (при чтении вслух и про себя, при прослушивании) содержание различных видов текстов, выявлять их специфику (художественный, научно-популярный, учебный, справочный), определять главную мысль и героев произведения, отвечать на вопросы по содержанию произведения, определять последовательность событий, задавать вопросы по услышанному или прочитанному учебному, научно-популярному и художественному тексту;

  • оформлять свою мысль в монологическое речевое высказывание небольшого объема (повествование, описание, рассуждение) с опорой на авторский текст, по предложенной теме или отвечая на вопрос;

  • вести диалог в различных учебных и бытовых ситуациях обобщения, соблюдая правила речевого этикета, участвовать в диалоге при обсуждении прослушанного/прочитанного произведения;

  • работать со словом (распознавать прямое и переносное значение слова, его многозначностью), целенаправленно пополнять свой активный словарный запас;

  • читать (вслух и про себя) со скоростью, позволяющей осознавать (понимать) смысл прочитанного;

  • читать осознанно и выразительно доступные по объему произведения;

  • ориентироваться в нравственном содержании прочитанного, осознавать сущность поведения героев, самостоятельно делать выводы, соотносить поступки героев с нравственными нормами;

  • ориентироваться в специфике научно-популярного и учебного текста и использовать полученную информацию в практической деятельности;

  • использовать простейшие приемы анализа различных видов текстов: устанавливать причинно-следственные связи и определять главную мысль произведения; делить текс на части, озаглавливать их; составлять простой план; находить простые средства выразительности (сравнение, олицетворение, метафора), определять отношение автора к герою, событию;

  • использовать различные формы интерпретации содержания текстов: интегрировать содержащиеся в разных частях текста детали сообщения; устанавливать связи, не высказанные в тексе напрямую; объяснять (пояснять) их, соотнося с общей идеей и содержанием текста; формулировать, основываясь на тексте, простые выводы; понимать текст, опираясь не только на содержащуюся в нем информацию, но и на жанр, структуру, язык;

  • передавать содержание прочитанного или прослушанного с учетом специфики научно-популярного, учебного и художественного текстов; передавать содержание текста в виде пересказа (полного или выборочного);

  • коллективно обсуждать прочитанное, доказывать собственное мнение, опираясь на текст или собственный опыт;

  • ориентироваться в книге по названию, оглавлению, отличать сборник произведений от авторской книги, самостоятельно и целенаправленно осуществлять выбор книги в библиотеке по заданной тематике, по собственному желанию;

  • составлять краткую аннотацию (автор, название, тема книги, рекомендации к чтению) на литературное произведение по заданному образцу;

  • самостоятельно пользоваться алфавитным каталогом, соответствующими возрасту словарями и справочной литературой.

В результате работы по разделу «Виды речевой и читательской деятельности» дети получат возможность научиться:

  • воспринимать художественную литературу как вид искусства;

  • осмысливать эстетические и нравственные ценности художественного текста и высказывать собственное суждение;

  • осознанно выбирать виды чтения (ознакомительное, изучающее, выборочное, поисковое) в зависимости от цели чтения;

  • определять авторскую позицию и высказывать свое отношение к герою и его поступкам;

  • доказывать и подтверждать фактами (из текста) собственное суждение;

  • на практическом уровне овладеть некоторыми видами письменной речи (повествование – создание текста по аналогии, рассуждение – письменный ответ на вопрос, описание – характеристика героя);

  • писать отзыв о прочитанной книге;

  • работать с тематическим каталогом;

  • работать с детской периодикой.


В результате работы по разделу «Творческая деятельность» дети научатся:

  • читать по ролям литературное произведение;

  • использовать различные способы работы с деформированным текстом (устанавливать причинно-следственные связи, последовательность событий; дать характеристику героя; составлять текст на основе плана);

  • создавать собственный текст на основе художественного произведения, репродукции картин художников, по серии иллюстраций к произведению или на основе личного опыта.

В результате работы по разделу «Творческая деятельность» дети получат возможность научиться:

  • творчески пересказывать текст (от лица героя, от автора), дополнять текст;

  • создавать иллюстрации, диафильм по содержанию произведения;

  • работать в группе, создавая инсценировки по произведению, сценарии, проекты;

  • способам написания изложения


В результате работы по разделу «Литературоведческая пропедевтика» дети научатся:

  • сравнивать, сопоставлять делать элементарный анализ различных текстов, выделяя два-три существенных признака;

  • отличать прозаический текст от поэтического;

  • распознавать особенности фольклорных форм (сказки, загадки, пословицы)

В результате работы по разделу «Литературоведческая пропедевтика» дети получат возможность научиться:

  • сравнивать, сопоставлять, делать элементарный анализ различных текстов, используя ряд литературоведческих понятий (фольклорная и авторская литература, структура текста, герой, автор) и средства художественной выразительности (сравнение, олицетворение, метафора);

  • определять позиции героев и автора художественного текста;

  • создавать прозаический или поэтический текст по аналогии на основе авторского текста, используя средства художественной выразительности (в том числе из текста).


В результате изучения литературного чтения ученик должен

знать/понимать:

  • наизусть не менее 15 стихотворений;

  • названия, основное содержание изученных литературных произведений, их авторов;

  • элементы книги (обложка, оглавление, титульный лист, иллюстрация).

уметь:

  • повышать и понижать голос в соответствии со знаками препинания и характером содержания;

  • соблюдать паузы и выбирать темп чтения в зависимости от смысла читаемого;

  • определять тему и главную мысль произведения;

  • воспроизводить содержание текста по вопросам или картинному плану, данному в учебнике;

  • подробно пересказывать небольшие произведения с отчетливо выраженным сюжетом;

  • отвечать на вопросы по содержанию текста, находить в нем предложения, подтверждающие устное высказывание;

  • раскрывать содержание иллюстраций к произведению; соотносить их с отрывками рассказа, находить в тексте слова соответствующие им;

  • делить текст на части, озаглавливать их, выявлять основную мысль прочитанного;

  • сопоставлять слова близкие по значению; понимать значение слов и выражений в контексте: различать простейшие случаи многозначности слов, отыскивать в тексте слов и выражений, характеризующих событие, действующих лиц, картины природы;

  • ориентироваться в учебной книге: знакомство с содержанием; нахождение в нем названия нужного произведения; умение пользоваться заданиями и вопросами, помещёнными в учебных книгах;

  • читать стихотворные произведения наизусть (по выбору);

  • различать жанры художественной литературы (сказка, рассказ, басня), различать сказки народные и литературные;

  • приводить примеры произведений фольклора (пословицы, загадки, сказки).

  • овладеть навыками сознательного, правильного и выразительного чтения целыми словами при темпе громкого чтения незнакомого текста не ниже 70 – 75 слов в минуту.

использовать приобретённые знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

  • самостоятельного чтения книг;

  • высказывания оценочных суждений о прочитанном произведении (герое, событии);

  • самостоятельного выбора и определения содержания книги по её элементам;

  • работы с различными источниками информации (словарями, справочниками, в том числе на электронных носителях).


Тематическое планирование


Наименование разделов и тем

Всего часов

1

Самое великое чудо на свете

15

2

Поэтическая тетрадь 1

10

3

Великие русские писатели

23

4

Поэтическая тетрадь 2

9

5

Литературные сказки

11

6

Были-небылицы

12

7

Поэтическая тетрадь 3

8

8

Люби живое

17

9

Поэтическая тетрадь 4

6

10

Собирай по ягодке – наберёшь кузовок

11

11

По страницам детских журналов «Мурзилка», «Весёлые картинки»

5

12

Зарубежная литература

9


Итого:

136 часов

















Календарно – тематическое планирование

п/п

Раздел

Тема

Деятельность

обучающихся

Матер.технич.

база

Формы организации образовательного

процесса

1

Самое великое чудо на свете (15 часов)

Рукописные книги древней Руси

Участвовать в диалоге: понимать вопросы собеседника и отвечать на них в соответствии с правилами речевого общения.


Изучение нового материала

2

Первопечатник Иван Фёдоров

Сравнивать самостоятельно прочитанный текст (художественный, научно-популярный, учебный) определять особенности каждого: цель, структура, художественные средства.


Комбинированный

3

Урок-путешествие в прошлое. Тест № 1 по теме «Самое великое чудо на свете»

Воспринимать и различать на слух произведения разных жанров в исполнении учителя, учащихся, мастеров художественного слова, оценивать свои эмоциональные реакции


http://nachalka.seminfo.ru, тест

презентация к уроку

Контроль

4

Устное народное творчество. Русские народные песни.

Ориентироваться в основном и второстепенном плане (действия, события, герои), характеризовать особенности поэтических и прозаических произведений.


Комбинированный

5

Докучные сказки

Интонировать предложения на основе знаков препинания.


Комбинированный

6

Народный промысел

Сравнивать самостоятельно прочитанный текст (художественный, научно-популярный, учебный) определять особенности каждого: цель, структура, художественные средства.


http://nachalka.seminfo.ru, форум

презентация к уроку




7

«Сестрица Алёнушка и братец Иванушка», русская народная сказка

Наблюдать: проводить разметку текста, определять логические ударения, слова для выделения голосом, паузы – логические и психологические с помощью учителя и самостоятельно.


Изучение нового материала


«Сестрица Алёнушка и братец Иванушка», русская народная сказка

Пересказывать произведение кратко (сжато, с выделением основных сюжетных линий)


Аудиозапись сказки

http://nachalka.seminfo.ru, форум


«Иван царевич и серый волк», русская народная сказка.

При пересказе учитывать жанровые особенности произведения, уделять внимание месту и времени действия, главным и второстепенным героям.


презентация



Изучение нового материала

10

«Иван царевич и серый волк», русская народная сказка.

Конструировать монологическое высказывание: формулировать главную мысль, отбирать доказательства, логично и последовательно строить высказывание, выбирать выразительные средства языка


Комбинированный

11

«Иван царевич и серый волк», русская народная сказка.

Анализировать особенности авторских выразительных средств, соотносить их с жанром произведения.


http://nachalka.seminfo.ru, тест

презентация к уроку

12

«Сивка-бурка», русская народная сказка

Анализировать особенности авторских выразительных средств, соотносить их с жанром произведения.


Ресурсы ЦОР

презентация к уроку


13

«Сивка-бурка», русская народная сказка

Анализировать особенности авторских выразительных средств, соотносить их с жанром произведения.


Комбинированный

14

«Сивка-бурка», русская народная сказка

Пересказ


презентация к уроку

15

Урок-КВН по теме «Устное народное творчество». Тест №2 по теме «Устное народное творчество»

Тестовая работа



16

Поэтическая тетрадь

10часов

Как научиться читать стихи? Ф. И. Тютчев «Весенняя гроза»

Тестовая работа




презентация к уроку

Контроль

17

Ф. И. Тютчев «Листья»

Знание:

-репродуктивный;

- продуктивный;

- исследовательский (эв-
ристический);

- творческий

Наизусть


18

А. А. Фет «Мама! Глянь-ка из окошка…»

Сравнивать учебный, художественный и научно-популярный тексты: выделять особенности каждого, устанавливать общие черты и различия

Выразительное чтение

Выразительное чтение

19

А.А.Фет «»Зреет рожь над жаркой нивой…»

Выразительно читать небольшие стихотворные произведения.

Наизусть

Комбинированный

20

И. С. Никитин «Полно, степь моя, спать беспробудно …»

Анализировать особенности авторских выразительных средств, соотносить их с жанром произведения.

Выразительное чтение

Комбинированный

21

И. С. Никитин «Встреча зимы»

Наблюдать: проводить разметку текста, определять логические ударения, слова для выделения голосом, паузы – логические и психологические с помощью учителя и самостоятельно.

Отрывок наизусть

Комбинированный

22



Великие русские писатели (23 часов)

И. З. Суриков «Детство»

Выразительно читать небольшие стихотворные произведения.

Отрывок наизусть

Изучение нового материала

23

И.З.Суриков «Детство»

Анализировать особенности авторских выразительных средств, соотносить их с жанром произведения.

Отрывок наизусть

Комбинированный

24

И. З. Суриков «Зима»

Анализировать особенности авторских выразительных средств, соотносить их с жанром произведения.

Отрывок наизусть


25

Путешествие в литературную страну. Тест № 3 по теме «Поэтическая тетрадь 1»

Конструировать монологическое высказывание: формулировать главную мысль, отбирать доказательства, логично и последовательно строить текст (высказывание), выбирать выразительные средства языка.

http://nachalka.seminfo.ru, форум

презентация к уроку

Выразительное чтение

26

27

А.С.Пушкин «Уж небо осенью дышала…», «В тот год осенняя погода…»

презентация к уроку

Комбинированный

28

А.С.Пушкин «Опрятней модного паркета…»

А.С.Пушкин «Зимнее утро»

Контроль

Комбинированный

29


Комбинированный

30

А.С.Пушкин «Зимний вечер»

Наизусть

презентация

Изучение нового материала

31

А. С. Пушкин «Сказка о царе Салтане …»

Выразительное чтение

презентация

Комбинированный

32

А. С. Пушкин «Сказка о царе Салтане …»

Наизусть

презентация

Комбинированный

33

А. С. Пушкин «Сказка о царе Салтане …»

Выразительное чтение

презентация к уроку

Комбинированный

34

Иван Андреевич Крылов

Выразительное чтение

http://nachalka.seminfo.ru, форум

презентация к уроку

Изучение нового материала

35

И. А. Крылов «Мартышка и очки»

Выразительное чтение


Комбинированный

36

И. А. Крылов «Зеркало и Обезьяна»

Отрывок наизусть


Комбинированный

37

И. А. Крылов «Ворона и Лисица»



Комбинированный

38

Михаил Юрьевич Лермонтов

Пересказ


Изучение нового материала

39

М.Ю. Лермонтов «Горные вершины», «На севере диком стоит одиноко…»

Наизусть


Изучение нового материала

40

М. Ю. Лермонтов «Утёс»

Выразительно читать стихотворные произведения по памяти.


Изучение нового материала

41

М.Ю. Лермонтов «Осень»

Выразительно читать стихотворные произведения по памяти.


Изучение нового материала

42

Детство Л. Н. Толстого (из воспоминаний писателя)

Выразительное чтение


Комбинированный

43

Л. Н. Толстой «Акула»

Выразительно читать стихотворные произведения по памяти.


Комбинированный

выучить

44

Л.Н.Толстой «Акула»

Выразительно читать небольшие стихотворные произведения.


Комбинированный

45

Л.Н.Толстой «Прыжок»

Выразительно читать небольшие стихотворные произведения.


Комбинированный

наизусть

46

Л.Н.Толстой «Лев и собачка»

Анализировать особенности авторских выразительных средств, соотносить их с жанром произведения.

презентация к уроку

Комбинированный

47

Л.Н.Толстой «Какая бывает роса на траве»

Пересказ

презентация к уроку

Комбинированный

48

Л.Н.Толстой «Куда девается вода из моря?»

Творческий пересказ

презентация к уроку

Комбинированный

49

Литературный праздник по теме «Великие русские писатели». Тест № 4 по теме «Великие русские писатели»

Пересказ от имени мальчика

Ресурсы ЦОР

презентация к уроку


Комбинированный

50

Н. А. Некрасов «Славная осень!»




51

Поэтическая тетрадь 2 (9 часов)

Н.А.Некрасов «Не ветер бушует над бором…»

Пересказ


Комбинированный

52

Н. А. Некрасов «Дедушка Мазай и зайцы»

Выразительное чтение


Комбинированный

53

Н.А.Некрасов «Дедушка Мазай и зайцы»



Контроль

54

К.Д.Бальмонт «Золотое слово»

Тест



55

И.А.Бунин «Детство»

Выпуск самодельного литературного журнала класса по теме «Великие русские писатели»



56

Литературные сказки (11 часов)












И.А.Бунин «Полевые цветы»

Анализировать особенности авторских выразительных средств, соотносить их с жанром произведения.

презентация к уроку

Изучение нового материала

57

И.А.Бунин «Густой зеленый ельник у дороги…»

Выразительно читать стихотворные произведения по памяти.

презентация к уроку

Комбинированный

58

Развивающий час по теме «Поэтическая тетрадь 2». Тест № 5 по теме «Поэтическая тетрадь 2»

Выразительно читать небольшие стихотворные произведения.

презентация к уроку

Изучение нового материала

59

Д. Н. Мамин - Сибиряк «Присказка к «Алёнушкиным сказкам»

Анализировать соответствие темы пословице; выбирать пословицу, отражающую главную мысль произведения.

презентация к уроку

Комбинированный

60

Д. Н. Мамин – Сибиряк «Сказка про храброго зайца – длинные уши, косые глаза, короткий хвост»

Анализировать особенности авторских выразительных средств, соотносить их с жанром произведения.

презентация к уроку

Изучение нового материала

61

Д.Н.Мамин-Сибиряк «Сказка про храброго зайца – длинные уши, косые глаза, короткий хвост

Выразительно читать стихотворные произведения по памяти.

презентация к уроку

Изучение нового материала Комбинированный

62

В. М. Гаршин «Лягушка – путешественница»

Выразительно читать небольшие стихотворные произведения.

презентация к уроку

Комбинированный

63

В. М. Гаршин «Лягушка – путешественница»

Выразительно читать небольшие стихотворные произведения.

презентация к уроку

Комбинированный

64

В.М.Гаршин «Лягушка – путешественница»

Конструировать монологическое высказывание: формулировать главную мысль, отбирать доказательства, логично и последовательно строить текст (высказывание), выбирать выразительные средства языка.


Выпуск самодельного литературного журнала класса по теме «Поэтическая тетрадь 2»

65

В.Ф.Одоевский «Мороз Иванович»

Конструировать монологическое высказывание: формулировать главную мысль, отбирать доказательства, логично и последовательно строить текст (высказывание), выбирать выразительные средства языка.



66

В.Ф.Одоевский «Мороз Иванович»


Тест

67

В.Ф.Одоевский «Мороз Иванович»

Сравнивать самостоятельно прочитанный текст (художественный, научно-популярный, учебный) определять особенности каждого: цель, структура, художественные средства.


презентация к уроку

68

В.Ф.Одоевский «Мороз Иванович»

Читать по ролям: выбирать фрагмент для чтения по ролям, распределять роли, отбирать выразительные средства (тон, темп, интонация), раскрывающие особенности произведения.





презентация к уроку

Пересказ от имени зайца

69

Были-небылицы (12 часов)

Урок-КВН. Обобщение материала по теме «Литературные сказки». Тест №6 по теме «Литературные сказки».

Анализировать соответствие темы пословице; выбирать пословицу, отражающую главную мысль произведения.

презентация к уроку

Пересказ от имени зайца

70

М. Горький «Случай с Евсейкой»

Характеризовать текст: предполагать тему и содержание текста по заголовку, иллюстрациям, аннотации. Определять жанр, тему. Формулировать главную мысль текста, его частей.


Выразительное чтение


71

М. Горький «Случай с Евсейкой»

Читать по ролям: выбирать фрагмент для чтения по ролям, распределять роли, отбирать выразительные средства (тон, темп, интонация), раскрывающие особенности произведения.


Чтение по ролям

72

М. Горький «Случай с Евсейкой»

Анализировать соответствие темы пословице; выбирать пословицу, отражающую главную мысль произведения.

аудиозапись сказки

http://nachalka.seminfo.ru, тест


Составление плана

73

К. Г. Паустовский «Растрёпанный воробей»

Анализировать особенности авторских выразительных средств, соотносить их с жанром произведения.

презентация к уроку

Выразительное чтение



74

К. Г. Паустовский «Растрёпанный воробей»

Составлять план текста: делить текст на части, определять микротемы каждой части, озаглавливать их. Формулировать вопрос по фрагменту текста.

презентация к уроку

Составление плана

75

К. Г. Паустовский «Растрёпанный воробей»

Наблюдать: проводить разметку текста, определять логические ударения, слова для выделения голосом, паузы – логические и психологические с помощью учителя и самостоятельно.


Пересказ

76

К. Г. Паустовский «Растрёпанный воробей»

Анализировать соответствие темы пословице; выбирать пословицу, отражающую главную мысль произведения.



77

А. Куприн «Слон»





78


А. Куприн «Слон»


Конструировать монологическое высказывание: формулировать главную мысль, отбирать доказательства, логично и последовательно строить текст (высказывание), выбирать выразительные средства языка.

презентация к уроку

Выпуск самодельного литературного журнала класса по теме «Литературные сказки»

79


А. Куприн «Слон»



Тест

80

Поэтическая тетрадь 3 ( 8 часов)

А. Куприн «Слон»


Анализировать соответствие темы пословице; выбирать пословицу, отражающую главную мысль произведения.


Опрос по вопросам

81

Урок-путешествие по теме «Были – небылицы». Тест №7 по теме «Были – небылицы».

Конструировать монологическое высказывание: формулировать главную мысль, отбирать доказательства, логично и последовательно строить текст (высказывание), выбирать выразительные средства языка.

презентация к уроку

Выпуск самодельного литературного журнала класса по теме «Были – небылицы».

82

Саша Черный «Что ты тискаешь утенка?...»

Выразительно читать небольшие стихотворные произведения.


Наизусть

83

Саша Черный «Воробей»

Выразительно читать небольшие стихотворные произведения.


Выразительное чтение

84

Саша Черный «Слон»

Выразительно читать стихотворные произведения по памяти.


наизусть

85

А. Блок «Ветхая избушка»

Анализировать особенности авторских выразительных средств, соотносить их с жанром произведения.


Наизусть

86

А.А.Блок «Сны»

Выразительно читать небольшие стихотворные произведения.


Выразительное чтение

87

А.А.Блок «Ворона»

Наблюдать: проводить разметку текста, определять логические ударения, слова для выделения голосом, паузы – логические и психологические с помощью учителя и самостоятельно.


Наизусть

88

С. А. Есенин «Черёмуха»

Выразительно читать небольшие стихотворные произведения.


Выразительное чтение

89

Урок-викторина по теме «Поэтическая тетрадь 3». Тест № 8 по теме «Поэтическая тетрадь 3»

Конструировать монологическое высказывание: формулировать главную мысль, отбирать доказательства, логично и последовательно строить текст (высказывание), выбирать выразительные средства языка.


Тест

90





91

М. М. Пришвин «Моя Родина» (из воспоминаний)

Сравнивать самостоятельно прочитанный текст (художественный, научно-популярный, учебный) определять особенности каждого: цель, структура, художественные средства.

презентация к уроку

Краткий пересказ

92

И. Соколов-Микитов «Листопадничек»

Характеризовать текст: предполагать тему и содержание текста по заголовку, иллюстрациям, аннотации. Определять жанр, тему. Формулировать главную мысль текста, его частей.

презентация к уроку

Пересказ

93

И. Соколов-Микитов «Листопадничек»

Анализировать особенности авторских выразительных средств, соотносить их с жанром произведения.


Пересказ от имени Мальки

94

Люби живое (17 часов)

В. И. Белов «Малька провинилась»

Сравнивать самостоятельно прочитанный текст (художественный, научно-популярный, учебный) определять особенности каждого: цель, структура, художественные средства.

презентация к уроку

Выразительное чтение

95

В. И. Белов «Ещё про Мальку»

Анализировать соответствие темы пословице; выбирать пословицу, отражающую главную мысль произведения.


Выразительное чтение

96

В. В. Бианки «Мышонок Пик»

Характеризовать текст: предполагать тему и содержание текста по заголовку, иллюстрациям, аннотации. Определять жанр, тему. Формулировать главную мысль текста, его частей.

презентация к уроку

Деление текста на части

96

В. В. Бианки «Мышонок Пик»

Анализировать особенности авторских выразительных средств, соотносить их с жанром произведения.


Пересказ

97

В.В.Бианки «Мышонок Пик»

Составлять план текста: делить текст на части, определять микротемы каждой части, озаглавливать их. Формулировать вопрос по фрагменту текста.


Пересказ

98

В.В.Бианки «Мышонок Пик»

Наблюдать: проводить разметку текста, определять логические ударения, слова для выделения голосом, паузы – логические и психологические с помощью учителя и самостоятельно.



презентация к уроку

Выразительное чтение

99

Б. Житков «Про обезьянку»

Сравнивать самостоятельно прочитанный текст (художественный, научно-популярный, учебный) определять особенности каждого: цель, структура, художественные средства.



презентация к уроку

Выразительное чтение

100

Б. Житков «Про обезьянку»

Анализировать особенности авторских выразительных средств, соотносить их с жанром произведения.


Выразительное чтение

101

Б. Житков «Про обезьянку»

Составлять план текста: делить текст на части, определять микротемы каждой части, озаглавливать их. Формулировать вопрос по фрагменту текста.


Краткий пересказ

102

Б. Житков «Про обезьянку»

Анализировать соответствие темы пословице; выбирать пословицу, отражающую главную мысль произведения.


Пересказ

103




В. Л. Дуров «Наша Жучка»

Составлять план текста: делить текст на части, определять микротемы каждой части, озаглавливать их. Формулировать вопрос по фрагменту текста.

презентация к уроку

Пересказ от имени глухарки

104

В. П. Астафьев «Капалуха»

Характеризовать текст: предполагать тему и содержание текста по заголовку, иллюстрациям, аннотации. Определять жанр, тему. Формулировать главную мысль текста, его частей.


Выборочное чтение

105

В. Ю. Драгунский «Он живой и светится»

Сравнивать самостоятельно прочитанный текст (художественный, научно-популярный, учебный) определять особенности каждого: цель, структура, художественные средства.

презентация к уроку

Выборочное чтение

106

Урок-конференция «Земля – наш дом родной». Тест № 9 по теме «Люби живое»

Конструировать монологическое высказывание: формулировать главную мысль, отбирать доказательства, логично и последовательно строить текст (высказывание), выбирать выразительные средства языка.

презентация к уроку

Тест

107


108

С. Я. Маршак «Гроза днём», «В лесу над росистой поляной…»

Анализировать особенности авторских выразительных средств, соотносить их с жанром произведения.


Наизусть

109

А. Л. Барто «Разлука»

Выразительно читать стихотворные произведения по памяти.


Наизусть

110

А.Л.Барто «В театре»

Наблюдать: проводить разметку текста, определять логические ударения, слова для выделения голосом, паузы – логические и психологические с помощью учителя и самостоятельно.


Выразительное чтение

111

С. В. Михалков «Если»

Выразительно читать стихотворные произведения по памяти.


Наизусть

112

Е. А. Благинина «Кукушка», «Котёнок»

Выразительно читать стихотворные произведения по памяти.


Выразительное чтение

113

«Крестики-нолики» обобщающий урок по теме «Поэтическая тетрадь 4». Тест № 10 по теме «Поэтическая тетрадь 4»




114

Б. Шергин «Собирай по ягодке – наберёшь кузовок»

Сравнивать самостоятельно прочитанный текст (художественный, научно-популярный, учебный) определять особенности каждого: цель, структура, художественные средства.

презентация к уроку

Выразительное чтение

115

А. П. Платонов «Цветок на земле»

Анализировать особенности авторских выразительных средств, соотносить их с жанром произведения.


Выразительное чтение

116

А. П. Платонов «Цветок на земле»

Наблюдать: проводить разметку текста, определять логические ударения, слова для выделения голосом, паузы – логические и психологические с помощью учителя и самостоятельно.


Выразительное чтение

117

А. П. Платонов «Ещё мама»

Составлять план текста: делить текст на части, определять микротемы каждой части, озаглавливать их. Формулировать вопрос по фрагменту текста.


Выразительное чтение

118

А. П. Платонов «Ещё мама»

Анализировать соответствие темы пословице; выбирать пословицу, отражающую главную мысль произведения.


Краткий пересказ

119

М. М. Зощенко «Золотые слова»

Составлять план текста: делить текст на части, определять микротемы каждой части, озаглавливать их. Формулировать вопрос по фрагменту текста.


Краткий пересказ

120

М. М. Зощенко «Великие путешественники»

Читать по ролям: выбирать фрагмент для чтения по ролям, распределять роли, отбирать выразительные средства (тон, темп, интонация), раскрывающие особенности произведения.

презентация к уроку

Чтение по ролям

121


Н. Н. Носов «Федина задача»

Характеризовать текст: предполагать тему и содержание текста по заголовку, иллюстрациям, аннотации. Определять жанр, тему. Формулировать главную мысль текста, его частей.


Чтение по ролям

122

Н. Н. Носов «Телефон»

Читать по ролям: выбирать фрагмент для чтения по ролям, распределять роли, отбирать выразительные средства (тон, темп, интонация), раскрывающие особенности произведения.

презентация к уроку

Чтение по ролям

123

В. Ю. Драгунский «Друг детства»

Составлять план текста: делить текст на части, определять микротемы каждой части, озаглавливать их. Формулировать вопрос по фрагменту текста.


Выразительное чтение

124

Игра-конкурс по разделу «Собирай по ягодке – наберёшь кузовок». Тест №11 по теме «Собирай по ягодке – наберёшь кузовок»

Конструировать монологическое высказывание: формулировать главную мысль, отбирать доказательства, логично и последовательно строить текст (высказывание), выбирать выразительные средства языка.

презентация к уроку

Тест

125

Ю. И. Ермолаев «Проговорился», «Воспитатели»

Наблюдать: проводить разметку текста, определять логические ударения, слова для выделения голосом, паузы – логические и психологические с помощью учителя и самостоятельно.

презентация к уроку

Чтение по ролям

126

Г. Б. Остер «Вредные советы»

Анализировать особенности авторских выразительных средств, соотносить их с жанром произведения.


Сочинить вредный совет

127

По страницам детских журналов «Мурзилка», «Веселые картинки» (5 часов)

Г. Б. Остер «Как получаются легенды»

Наблюдать: проводить разметку текста, определять логические ударения, слова для выделения голосом, паузы – логические и психологические с помощью учителя и самостоятельно.



презентация к уроку

Выразительное чтение

128

Р. С. Сеф «Весёлые стихи»

Наблюдать: проводить разметку текста, определять логические ударения, слова для выделения голосом, паузы – логические и психологические с помощью учителя и самостоятельно.


Выразительное чтение

129

Читательская конференция «По страницам детских журналов». Тест № 12 по теме «По страницам детских журналов»

Конструировать монологическое высказывание: формулировать главную мысль, отбирать доказательства, логично и последовательно строить текст (высказывание), выбирать выразительные средства языка.


Тест

130

Мифы Древней Греции

Сравнивать самостоятельно прочитанный текст (художественный, научно-популярный, учебный) определять особенности каждого: цель, структура, художественные средства.

http://nachalka.seminfo.ru, тест

Выразительное чтение

131

Мифы Древней Греции

Анализировать особенности авторских выразительных средств, соотносить их с жанром произведения.


Выразительное чтение

132

Мифы Древней Греции

Составлять план текста: делить текст на части, определять микротемы каждой части, озаглавливать их. Формулировать вопрос по фрагменту текста.


Выразительное чтение

133

Зарубе-жная литература (7часов)

Итоговый тест № 13.

Конструировать монологическое высказывание: формулировать главную мысль, отбирать доказательства, логично и последовательно строить текст (высказывание), выбирать выразительные средства языка.


Тест

134

Г. Х. Андерсен «Гадкий утёнок»

Анализировать особенности авторских выразительных средств, соотносить их с жанром произведения.

презентация к уроку

Выразительное чтение

135

Г. Х. Андерсен «Гадкий утёнок»

Составлять план текста: делить текст на части, определять микротемы каждой части, озаглавливать их. Формулировать вопрос по фрагменту текста.


Выразительное чтение

136

Г. Х. Андерсен «Гадкий утёнок»

Наблюдать: проводить разметку текста, определять логические ударения, слова для выделения голосом, паузы – логические и психологические с помощью учителя и самостоятельно.


Пересказ

Творческий пересказ



23