Пояснительная записка
Настоящая рабочая программа для основной общеобразовательной школы для 5-6 класса составлена на основе следующих нормативно-правовых документов:
Федерального государственного стандарта основного общего образования по русскому языку
Закона Российской Федерации «Об образовании» (статья 7, 9, 32).
Положения о Рабочей программе по курсу внеурочной деятельности МБОУ лицей № 12 города Ишимбай
Данная программа учитывает основные идеи и положения программы развития и формирования универсальных учебных действий для основного общего образования, преемственность с примерными программами начального общего образования.
Предусмотрено развитие всех основных видов деятельности обучаемых, программа имеет особенности, обусловленные, во-первых, предметным содержанием системы общего среднего образования; во-вторых, психологическими и возрастными особенностями обучаемых.
Общая характеристика курса
В связи со стремительным изменением и развитием информационной структуры общества требуется новый подход к формам работы с детьми. Активно начали развиваться средства информации: глобальные компьютерные сети, телевидение, радио, мобильные телефонные сети, факсимильная связь. Современные информационные технологии должны стать инструментом для познания мира и осознания себя в нѐм, а не просто средством для получения удовольствия от компьютерных игр и «скачивания» тем для рефератов из Интернета.
Необходимо одновременно помогать юным школьникам в анализе и понимании устного и печатного слова, содействовать тому, чтобы они сами могли рассказать о происходящих событиях, высказаться о своѐм социальном, политическом окружении. Эти два аспекта теснейшим образом связаны и дополняют друг друга в программе. Данная программа нацелена на совершенствование основных видов речевой деятельности в их единстве и взаимосвязи; подразумевает теоретическую и практическую подготовку.
Учебно-воспитательная работа в МБОУ лицей №12 организована таким образом, чтобы воздействовать на все компоненты жизнедеятельности школьника, в первую очередь на интеллектуальную часть жизни: углубленное изучение уроков русского языка, встречи с интересными людьми, семейные праздники и др.
Одной из составляющих формирования нравственного и интеллектуального компонентов образования учащегося является внеурочная работа в кружке
«Азбука журналистики », которая предусматривает обучение основам журналистики через систему знаний по развитию устной и письменной речи.
Новизна данной программы состоит в том, что она дает возможность использовать навыки, полученные во время обучения основам журналистского мастерства, в систему средств массовой коммуникации общества.
Настоящая программа рассчитана на 1 год: 68 часов (2 часа в неделю).
Программа предусматривает интенсивное обучение основам журналистики через систему знаний по развитию устной и письменной речи ребѐнка.
Цель программы:
интеллектуальных и практических умений в области стилистики и журналистики;
создание условий для формирования и развития у обучающихся
интереса к изучению гуманитарных дисциплин (русский язык, литература, история, обществознание, право);
умения самостоятельно приобретать и применять знания;
творческого мышления, познавательной активности;
способности к словотворчеству, индивидуальных особенностей языкового стиля;
коммуникативных навыков.
Занятия в кружке помогут обучающимся познакомиться с журналистикой как профессией и областью литературного творчества.
Задачи программы: развитие образного и логического мышления;
развитие творческих способностей подростков;
развитие умения устного и письменного выступления.
формирование умения работать в различных жанрах публицистического стиля;
овладение основными навыками журналистского мастерства.
Планируемые результаты
В каждом ребенке заложен огромный творческий потенциал, и если он не реализован, значит, не был востребован в школе. В идеале результатом систематической и планомерной работы в данном направлении должно стать формирование индивидуальной системы самовоспитания школьника, работы по формированию своей личности. Изучение материалов связанных с культурой (историей родного края, страны, элементов мировой художественной культуры) повысит общий уровень развития подростка. И один из важнейших для подростка моментов - осознать, что восприятие - тоже творчество, что каждую минуту происходит самостроительство или саморазрушение личности: необходимость же творческого подхода к делу ежедневно подтверждает практика любой профессии. Выпуск газеты на печатной основе - один из эффективных путей для достижения этого. Газета - это информация, сила которой – слова. Периодическое печатное издание планируется выпускать один раз в квартал. Они могут быть тематическими, отдельные номера выходить с приложениями, например, «Для вас, родители», «Спортивная жизнь центра» и другие. Тематика определяется общим планом работы центра, но это не исключает свободного выбора темы публикаций самими кружковцами.
Результаты обучения
Развитие творческих способностей
Установление новых связей с районными СМИ.
Создание банка детей, которые смогут работать в районных СМИ.
Предоставление возможности для общественного признания, оценки, самореализации ребят.
Создание условий для продолжения образования в сфере журналистики.
Профориентация.
Обучающиеся смогут:
Определить тему или идею текста;
Составлять простой и подробный план текста;
Создавать связные высказывания (с заданным языковым материалом);
Оценивать чужую и свою речь;
Спорить, но не ссорится, аргументировать свои высказывания;
Сокращать один и тот же текст до половины, до трети его первоначального объёма, до одного абзаца и одного предложения;
Рассказать о себе так, чтобы тебя слушали;
Брать интервью у знакомых и незнакомых людей;
Вести репортаж с места событий;
Составлять различные типы текстов газетной информации.
Обучающиеся должны:
понимать основные проблемы общественной жизни, роль и функции средств массовой информации в жизни современного человека;
уметь определять жанр газетного текста, выявлять его отличительные особенности, анализировать его структуру, владеть разнообразными приемами анализа текста;
уметь создавать собственный текст в условиях ограниченного времени, грамотно и аргументировано выражать собственные мысли, точку зрения, позицию, мнение современным литературным языком, избегая при этом ложно-публицистических штампов и общих мест, выстраивать собственное высказывание по модели, продумывать план и композицию, отбирать фактический материал в соответствии с темой и замыслом высказывания;
уметь редактировать предложенные тексты, находить и исправлять ошибки.
Программа курса «Азбука журналистики» предполагает достижение третьего уровня результатов — получение школьником опыта самостоятельного общественного действия.
Планируемые результаты кружка «Азбука журналистики» Личностные УУД
Желание приобретать новые знания, умения, совершенствовать имеющиеся;
Осознание своих трудностей и стремление к их преодолению;
Освоение новых видов деятельности, участие в творческом, созидательном процессе;
Осознание себя как индивидуальности и одновременно как члена общества;
Проявление способности к самооценке своих действий, поступков.
Средством достижения этих результатов служат: игры и задания, развитие самопознания.
Регулятивные УУД
Определять и формулировать цель деятельности;
Планировать конечный результат своей деятельности;
Составлять план и последовательности действий
Вносить необходимые дополнения и корректив в план и способ действия в случае расхождения эталона, реального действия и его результата
Средством формирования регулятивных УУД служит технология психологического саморегулирования.
Познавательные УУД
Познание внутреннего мира личности через рассказы, игры;
Делать выводы в результате совместной работы;
Поиск и выделение необходимой информации;
Структурирование знаний;
Осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной и письменной форме;
Выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий;
Рефлексия (способность выражать свои чувства словами);
Самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем творческого и поискового характера.
Средством формирования познавательных УУД служат логические, проблемные задания.
Коммуникативные УУД
Оформлять свои мысли в устной и письменной форме;
Слушать и понимать речь других;
Научится работать в паре, в группе (выполнять различные роли: лидера, исполнителя);
Получить навыки в планирование сотрудничества с взрослым и сверстниками;
Приобретать навыки в постановке вопросов;
Получит навыки разрешения конфликтов;
Получит навыки управления поведением партнера.
Средством формирования коммуникативных УУД служит продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми; умение слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном решении проблем, интегрироваться в группу сверстников.
Содержание программы
Вводное занятие. Журналистика как профессия. Знакомство с программой кружка, решение организационных вопросов, техника безопасности. Формирование представлений о профессии журналиста.
Функции журналистики. Требования к журналисту. Журналист как представитель определенного слоя общества.
Функции:
- информационная;
- коммуникативная;
- выражение мнений определенных групп;
- формирование общественного мнения.
Требования к журналисту:
- компетентность;
- объективность;
- соблюдение профессиональных и этических норм;
- глубокие знания в области литературы, философии и др.;
- владение литературным языком.
История российской журналистики. Журналистика XVIII века. Новиков и его журналы «Трутень», «Пустомеля», «Живописец».
Журналистика XIX века. Формирование жанров в журналистике. А.С.Пушкин – публицист: «Путешествие из Москвы в Петербург». Журналы
«Современник», «Отечественные записки».
Журналистика XX века. В.И.Гиляровский – репортер и публицист. Истоки нравственных основ журналистской этики. Развитие жанра фельетона – И.Ильф, Е.Петров.
Где искать информацию? Источники информации. Требования к информации. Источники сбора информации: документы, записи, интервью, личные наблюдения. Очевидцы событий. Литературные источники. Интернет-источники (обязательное правило – указание интернет-ссылки на источник). Собственное мнение журналиста. Правила оформления.
Достоверность. Краткость, ясность. Правильное построение текста, отсутствие орфографических, лексических, пунктуационных и стилистических ошибок. Проверка источника и ссылка на него. Авторство. Подпись иллюстраций и фотографий.
Выбор темы. Как придумывать заголовки и писать лиды? Факт, что это такое? Умение все видеть, слышать, замечать. Идея – новая тема для публикации. Объем заголовков, их стилистика. Констатирующие заголовки. Образные заголовки. Лид. Функции лида:
- информировать читателя с минимальной потерей времени;
- акцентировать внимание на самом главном в информации с точки зрения журналиста.
Факт как объект интереса журналиста и основной материал в его работе.
Темы, рубрики, полосы. «Гвоздевой» материал. Правила расположение новостей, обзоров, интервью и пр. Рубрики. Полосы. Первая полоса.
Практическая часть: публикация статьи в школьной газете «Самое То»
Композиция и сюжет публицистического произведения. Литературное оформление – стадия творческого процесса, связанная с сюжетным и композиционным построением. Отличие литературы от журналистики. Понятие сюжета в журналистике.
Практическая часть: публикация статьи в школьной газете «Самое То»
Композиция материала. Основные типы построения текстов: повествование, описание, рассуждение. Основные структурные связи в повествовании: прямая хронология и обратная хронология. Прямая хронология с отступлениями. Основные структурные связи в описании. Движение по объекту описания. Движение объекта. Маршрут движения. Убывание или возрастание признака. Основные структурные связи в рассуждении. Умозаключение в доказательстве или опровержении. Восхождение от конкретного к абстрактному.
Язык журналистики. Язык газетных публикаций. Сущность слова. Слово и понятие. Многозначность слова. Слова иноязычного происхождения, старославянизмы, историзмы, архаизмы, неологизмы. Профессиональная лексика, диалектизмы, современные сленг. Фразеологизмы, крылатые слова, пословицы. Оценочная лексика.
Публицистический стиль. Анализ выразительных средств языка публицистических произведений (выделение в тексте, определение их роли). Заглавие – важный компонент текста. Наблюдение над ролью заглавия в произведении; знакомство с различными видами заголовков.
Стилистические фигуры речи. Стилистические фигуры в тексте. Тропы: эпитет, сравнение, олицетворение, метонимия, гипербола, ирония. Стилистические фигуры речи: анафора и эпифора, антитеза, градация, эллипсис, прием кольца, умолчание, риторическое обращение, риторический вопрос, многосоюзие и бессоюзие.
Жанры журналистики и жанры литературы. Формирование жанров журналистики. Отличие жанров. Газетные жанры. Жанры журналистики и их особенности. Заметка – один из распространенных газетных и журнальных жанров. Разновидности материалов этого жанра – заметка информационного характера, заметка – благодарность, заметка – просьба, обращение. Отличие заметки от корреспонденции. Интервью – особенности этого жанра, его виды: интервью – монолог, интервью – диалог, интервью – зарисовка, коллективное интервью, анкета. Статья – роль статьи в газетах и журналах. Статьи проблемные, аналитические, обличительные. Отличительные черты: целеустремленность и доходчивость, логичность аргументации, точность словоупотребления, яркость литературного изложения. Обзор печати – особый жанр. Обзор: тематический, общий информационный, рецензирующий прессу. Репортаж – наглядное представление о том или ином событии, через непосредственное восприятие журналиста – очевидца или действующего лица. Жанровое своеобразие – использование элементов всех информационных жанров: картинное описание какого-либо эпизода, характеристика персонажей, прямая речь. Виды репортажа: событийный, тематический, постановочный. Очерк – близость к малым формам художественной литературы – рассказу или короткой повести. Очерк как раскрытие жизни того или иного значимого репортажа. Документальность воспроизведения материала. Очерки событийные и путевые. Фельетон – острая, злободневная критика, особые приемы изложения.
Информационные жанры: отчет, репортаж, интервью, заметка. Основные требования к информативной публицистике: оперативность, правдивость, полнота отражения явлений современной жизни, актуальность, доступность, выразительность, фактологичность (ссылки, свидетельства, цитаты, определение места, времени, обстоятельств). Информационные жанры: отчет, хроника, репортаж, интервью, заметка, информация-объявление (программа, афиша).
Практическая часть: публикация статьи в школьной газете «Самое То»
Аналитические жанры: статья, обозрение, отзыв, рецензия. Назначение произведений аналитических жанров – сообщить о явлении, выявить, исследовать его корни, показать его сущность. Специфика аналитической журналистики. Ее виды и жанры (статья, обозрение, отзыв, рецензия).
Художественные жанры: слово, очерк, эссе, фельетон. Основные функции произведений художественно-публицистических жанров:
- информационная;
- эстетическая;
- экспрессивная;
- просветительская.
Основные жанры: слово, очерк, эссе, фельетон, памфлет и др.
Технические средства журналиста. Знакомство с техническими средствами и приемами работы с ними (фотоаппарат, видеокамера, компьютер). Фотографирование. Роль фотографий в газете. «Портрет», «пейзаж», «композиция». Фотомонтаж, видеомонтаж. Создание газеты в печатном виде (особенности компьютерных программ MS WORD, MS PUBLISHER). Фотоконкурс.
Газетный язык и авторский почерк. Особенности газетного языка. Что такое авторский почерк.
Этика и мораль. Поступок и мотив. Плагиат. Эстетика. Знакомство с философскими понятиями, их место в журналистике. Плагиат. Составление понятийного словаря. Эстетика как философская категория.
Школьная газета. Миссия и название школьной газеты. Как и о чем писать для школьной газеты? Структура школьной редакции. Дизайн школьной газеты. Медиаобразование. Организация работы редколлегии. Планирование. Техническое обеспечение. Кому и зачем нужна газета в школе? Для кого выходит? Каких целей может достичь? Выбор названия. Жанровые формы. Заметка. Структура заметки. «Новость одной строкой». Правило перевернутой пирамиды. Юмореска. Редактор, его функции и обязанности .редактор темы/рубрики. Обозреватель. Репортер. Корректор. Верстальщик (дизайнер). Анализ материалов периодической печати. Иллюстративное оформление газеты. Изучение шрифта. Роль фотографий в газете. План создания газеты. Классический дизайн газеты. Просмотр газет с классическим дизайном, выявление особенностей, основных черт. Современный дизайн газет. Просмотр газет с современным дизайном, модернистским дизайном. Цели дизайна газет. Черты различных дизайнов. Выбор шрифта для определённого по содержанию текста. Самостоятельный выбор шрифта и оформление плаката. Дизайн школьной газеты. Особенности оформления газеты к празднику.
Читатель и его интересы. Кто будет читателем школьной газеты и что он ждет от нее? Методы выявления читательских запросов и предпочтений. Анкета.
Планирование шаг за шагом.
Этапы выпуска номера газеты:
планирование номера газеты (планерка);
сбор информации;
подготовка материалов, рубрик, полос;
подбор иллюстраций;
макетирование и верстка номера;
редактирование и вычитка, подписание номера;
обсуждение номера на летучке.
Время каждого этапа определяется в зависимости от периодичности выхода газеты.
Подбор и использование занимательного материала в газете.Занимательный материал, используемый в газетах: загадки, кроссворды, сканворды, чайнворды, ребусы головоломки, картинки на наблюдательность и внимание, викторины, логические задачи. Анаграммы и др.
Взрослые правила для юных журналистов.
Правила:
- точность и проверка информации;
- честность и достоверность;
- ссылка на источник;
- разделение фактов и мнений;
- краткость и ясность.
Способы предупреждения фактические ошибок:
- проверять и перепроверять информацию, особенно цифры, даты, имена и фамилии, географические названия;
- использовать метод прямого наблюдения, присутствовать на месте события;
- если допущена ошибка, дать исправление или опровержение в последующих номерах газеты.
Интернет-журналистика. Компьютер как средство работы с информацией. Использование ПК в журналистике. Знакомство с ПК. Набор текста и сохранения материала. Печатание материала, выведение материалов на принтер. Школьный Интернет – сайт. Работа на ПК. Работа творческими группами. Выбор темы. Подбор материала. Печатание текста.Выбор дизайна работ. Редактирование проекта. Просмотр работ. Обсуждение подготовленных проектов.
Практическая часть: публикация статьи в школьной газете «Самое То»
Итоговое занятие. Деловая игра «Журналист – око народное».
Деловая игра «Журналист – око народное». Приглашение на занятие всех желающих. Выставка наиболее интересных материалов и проектов. Выпуск газеты с отчётом работы кружка «Юный журналист».
Календарно-тематическое планирование
Классы 5-6
Учитель Смирнова Е.А.
Количество часов 68, в неделю 2
№ пп | Тема урока | Количество часов | Дата проведения | Примечание |
-
| Вводное занятие. | 1 | | |
-
| Журналистика как профессия. | 2 | | |
-
| Функции журналистики. | 2 | | |
-
| Требования к журналисту. | 2 | | |
-
| История российской журналистики. | 2 | | |
-
| Формирование жанров журналистики. | 2 | | |
-
| Язык журналистики. | 2 | | |
-
| Стилистические фигуры речи. | 2 | | |
-
| Стилистические фигуры в тексте. | 2 | | |
-
| Композиция материала. | 2 | | |
-
| Публицистический стиль. | 2 | | |
-
| Информационные жанры: отчет, репортаж, интервью, заметка. | 2 | | |
-
| Аналитические жанры: статья, обозрение, отзыв, рецензия. | 2 | | |
-
| Художественные жанры: слово, очерк, эссе, фельетон. | 2 | | |
-
| Конкурс сочинений в различных публицистических жанрах. | 2 | | |
-
| Технические средства журналиста. | 2 | | |
-
| Газетный язык и авторский почерк. | 2 | | |
-
| Этика и мораль. Поступок и мотив. Плагиат. | 2 | | |
-
| Эстетика. | 2 | | |
-
| Школьная газета. | 2 | | |
-
| Миссия и название школьной газеты. | 2 | | |
-
| Читатель и его интересы. | 2 | | |
-
| Как и о чем писать для школьной газеты? | 2 | | |
-
| Темы, рубрики, полосы. | 2 | | |
-
| Взрослые правила для юных журналистов. | 2 | | |
-
| Требования к информации. | 2 | | |
-
| Источники информации. | 2 | | |
-
| Как придумывать заголовки и писать лиды? | 2 | | |
-
| Как вести интервью? | 2 | | |
-
| Планирование шаг за шагом. | 2 | | |
-
| Структура школьной редакции. | 2 | | |
-
| Подбор и использование занимательного материала в газете. Дизайн школьной газеты. | 2 | | |
-
| Интернет-журналистика. | 3 | | |
-
| Итоговое занятие. Деловая игра «Журналист – око народное». | 2 | | |