СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа

Категория: Прочее

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рабочая программа кружка "Азбука журналиста"

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа»

Пояснительная записка

Настоящая рабочая программа для основной общеобразовательной школы для 5-6 класса составлена на основе следующих нормативно-правовых документов:

  • Федерального государственного стандарта основного общего образования по русскому языку

  • Закона Российской Федерации «Об образовании» (статья 7, 9, 32).

  • Положения о Рабочей программе по курсу внеурочной деятельности МБОУ лицей № 12 города Ишимбай


Данная программа учитывает основные идеи и положения программы развития и формирования универсальных учебных действий для основного общего образования, преемственность с примерными программами начального общего образования.

Предусмотрено развитие всех основных видов деятельности обучаемых, программа имеет особенности, обусловленные, во-первых, предметным содержанием системы общего среднего образования; во-вторых, психологическими и возрастными особенностями обучаемых.

Общая характеристика курса

В связи со стремительным изменением и развитием информационной структуры общества требуется новый подход к формам работы с детьми. Активно начали развиваться средства информации: глобальные компьютерные сети, телевидение, радио, мобильные телефонные сети, факсимильная связь. Современные информационные технологии должны стать инструментом для познания мира и осознания себя в нѐм, а не просто средством для получения удовольствия от компьютерных игр и «скачивания» тем для рефератов из Интернета.

Необходимо одновременно помогать юным школьникам в анализе и понимании устного и печатного слова, содействовать тому, чтобы они сами могли рассказать о происходящих событиях, высказаться о своѐм социальном, политическом окружении. Эти два аспекта теснейшим образом связаны и дополняют друг друга в программе. Данная программа нацелена на совершенствование основных видов речевой деятельности в их единстве и взаимосвязи; подразумевает теоретическую и практическую подготовку.

Учебно-воспитательная работа в МБОУ лицей №12 организована таким образом, чтобы воздействовать на все компоненты жизнедеятельности школьника, в первую очередь на интеллектуальную часть жизни: углубленное изучение уроков русского языка, встречи с интересными людьми, семейные праздники и др.

Одной из составляющих формирования нравственного и интеллектуального компонентов образования учащегося является внеурочная работа в кружке

«Азбука журналистики », которая предусматривает обучение основам журналистики через систему знаний по развитию устной и письменной речи.

Новизна данной программы состоит в том, что она дает возможность использовать навыки, полученные во время обучения основам журналистского мастерства, в систему средств массовой коммуникации общества.

Настоящая программа рассчитана на 1 год: 68 часов (2 часа в неделю).

Программа предусматривает интенсивное обучение основам журналистики через систему знаний по развитию устной и письменной речи ребѐнка.


Цель программы:


  • интеллектуальных и практических умений в области стилистики и журналистики;

  • создание условий для формирования и развития у обучающихся

  • интереса к изучению гуманитарных дисциплин (русский язык, литература, история, обществознание, право);

  • умения самостоятельно приобретать и применять знания;

  • творческого мышления, познавательной активности;

  • способности к словотворчеству, индивидуальных особенностей языкового стиля;

  • коммуникативных навыков.


Занятия в кружке помогут обучающимся познакомиться с журналистикой как профессией и областью литературного творчества.


Задачи программы:
  • развитие образного и логического мышления;

  • развитие творческих способностей подростков;

  • развитие умения устного и письменного выступления.

  • формирование умения работать в различных жанрах публицистического стиля;

  • овладение основными навыками журналистского мастерства.



Планируемые результаты

В каждом ребенке заложен огромный творческий потенциал, и если он не реализован, значит, не был востребован в школе. В идеале результатом систематической и планомерной работы в данном направлении должно стать формирование индивидуальной системы самовоспитания школьника, работы по формированию своей личности. Изучение материалов связанных с культурой (историей родного края, страны, элементов мировой художественной культуры) повысит общий уровень развития подростка. И один из важнейших для подростка моментов - осознать, что восприятие - тоже творчество, что каждую минуту происходит самостроительство или саморазрушение личности: необходимость же творческого подхода к делу ежедневно подтверждает практика любой профессии. Выпуск газеты на печатной основе - один из эффективных путей для достижения этого. Газета - это информация, сила которой – слова. Периодическое печатное издание планируется выпускать один раз в квартал. Они могут быть тематическими, отдельные номера выходить с приложениями, например, «Для вас, родители», «Спортивная жизнь центра» и другие. Тематика определяется общим планом работы центра, но это не исключает свободного выбора темы публикаций самими кружковцами.




Результаты обучения

  1. Развитие творческих способностей

  2. Установление новых связей с районными СМИ.

  3. Создание банка детей, которые смогут работать в районных СМИ.

  4. Предоставление возможности для общественного признания, оценки, самореализации ребят.

  5. Создание условий для продолжения образования в сфере журналистики.

  6. Профориентация.

Обучающиеся смогут:

  • Определить тему или идею текста;

  • Составлять простой и подробный план текста;

  • Создавать связные высказывания (с заданным языковым материалом);

  • Оценивать чужую и свою речь;

  • Спорить, но не ссорится, аргументировать свои высказывания;

  • Сокращать один и тот же текст до половины, до трети его первоначального объёма, до одного абзаца и одного предложения;

  • Рассказать о себе так, чтобы тебя слушали;

  • Брать интервью у знакомых и незнакомых людей;

  • Вести репортаж с места событий;

  • Составлять различные типы текстов газетной информации.

Обучающиеся должны:

  • понимать основные проблемы общественной жизни, роль и функции средств массовой информации в жизни современного человека;

  • уметь определять жанр газетного текста, выявлять его отличительные особенности, анализировать его структуру, владеть разнообразными приемами анализа текста;

  • уметь создавать собственный текст в условиях ограниченного времени, грамотно и аргументировано выражать собственные мысли, точку зрения, позицию, мнение современным литературным языком, избегая при этом ложно-публицистических штампов и общих мест, выстраивать собственное высказывание по модели, продумывать план и композицию, отбирать фактический материал в соответствии с темой и замыслом высказывания;

  • уметь редактировать предложенные тексты, находить и исправлять ошибки.



Программа курса «Азбука журналистики» предполагает достижение третьего уровня результатов — получение школьником опыта самостоятельного общественного действия.



Планируемые результаты кружка «Азбука журналистики» Личностные УУД
    • Желание приобретать новые знания, умения, совершенствовать имеющиеся;

    • Осознание своих трудностей и стремление к их преодолению;

    • Освоение новых видов деятельности, участие в творческом, созидательном процессе;

    • Осознание себя как индивидуальности и одновременно как члена общества;

    • Проявление способности к самооценке своих действий, поступков.

Средством достижения этих результатов служат: игры и задания, развитие самопознания.

Регулятивные УУД
    • Определять и формулировать цель деятельности;

    • Планировать конечный результат своей деятельности;

    • Составлять план и последовательности действий

    • Вносить необходимые дополнения и корректив в план и способ действия в случае расхождения эталона, реального действия и его результата

Средством формирования регулятивных УУД служит технология психологического саморегулирования.

Познавательные УУД
    • Познание внутреннего мира личности через рассказы, игры;

    • Делать выводы в результате совместной работы;

    • Поиск и выделение необходимой информации;

    • Структурирование знаний;

    • Осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной и письменной форме;

    • Выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий;

    • Рефлексия (способность выражать свои чувства словами);

    • Самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем творческого и поискового характера.

Средством формирования познавательных УУД служат логические, проблемные задания.

Коммуникативные УУД
    • Оформлять свои мысли в устной и письменной форме;

    • Слушать и понимать речь других;

    • Научится работать в паре, в группе (выполнять различные роли: лидера, исполнителя);

    • Получить навыки в планирование сотрудничества с взрослым и сверстниками;

    • Приобретать навыки в постановке вопросов;

    • Получит навыки разрешения конфликтов;

    • Получит навыки управления поведением партнера.

Средством формирования коммуникативных УУД служит продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми; умение слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном решении проблем, интегрироваться в группу сверстников.





Содержание программы


Вводное занятие. Журналистика как профессия. Знакомство с программой кружка, решение организационных вопросов, техника безопасности. Формирование представлений о профессии журналиста.

Функции журналистики. Требования к журналисту. Журналист как представитель определенного слоя общества.

Функции:

- информационная;

- коммуникативная;

- выражение мнений определенных групп;

- формирование общественного мнения.

Требования к журналисту:

- компетентность;

- объективность;

- соблюдение профессиональных и этических норм;

- глубокие знания в области литературы, философии и др.;

- владение литературным языком.

История российской журналистики. Журналистика XVIII века. Новиков и его журналы «Трутень», «Пустомеля», «Живописец».

Журналистика XIX века. Формирование жанров в журналистике. А.С.Пушкин – публицист: «Путешествие из Москвы в Петербург». Журналы

«Современник», «Отечественные записки».

Журналистика XX века. В.И.Гиляровский – репортер и публицист. Истоки нравственных основ журналистской этики. Развитие жанра фельетона – И.Ильф, Е.Петров.

Где искать информацию? Источники информации. Требования к информации. Источники сбора информации: документы, записи, интервью, личные наблюдения. Очевидцы событий. Литературные источники. Интернет-источники (обязательное правило – указание интернет-ссылки на источник). Собственное мнение журналиста. Правила оформления.

Достоверность. Краткость, ясность. Правильное построение текста, отсутствие орфографических, лексических, пунктуационных и стилистических ошибок. Проверка источника и ссылка на него. Авторство. Подпись иллюстраций и фотографий.

Выбор темы. Как придумывать заголовки и писать лиды? Факт, что это такое? Умение все видеть, слышать, замечать. Идея – новая тема для публикации. Объем заголовков, их стилистика. Констатирующие заголовки. Образные заголовки. Лид. Функции лида:

- информировать читателя с минимальной потерей времени;

- акцентировать внимание на самом главном в информации с точки зрения журналиста.

Факт как объект интереса журналиста и основной материал в его работе.

Темы, рубрики, полосы. «Гвоздевой» материал. Правила расположение новостей, обзоров, интервью и пр. Рубрики. Полосы. Первая полоса.

Практическая часть: публикация статьи в школьной газете «Самое То»

Композиция и сюжет публицистического произведения. Литературное оформление – стадия творческого процесса, связанная с сюжетным и композиционным построением. Отличие литературы от журналистики. Понятие сюжета в журналистике.

Практическая часть: публикация статьи в школьной газете «Самое То»

Композиция материала. Основные типы построения текстов: повествование, описание, рассуждение. Основные структурные связи в повествовании: прямая хронология и обратная хронология. Прямая хронология с отступлениями. Основные структурные связи в описании. Движение по объекту описания. Движение объекта. Маршрут движения. Убывание или возрастание признака. Основные структурные связи в рассуждении. Умозаключение в доказательстве или опровержении. Восхождение от конкретного к абстрактному.

Язык журналистики. Язык газетных публикаций. Сущность слова. Слово и понятие. Многозначность слова. Слова иноязычного происхождения, старославянизмы, историзмы, архаизмы, неологизмы. Профессиональная лексика, диалектизмы, современные сленг. Фразеологизмы, крылатые слова, пословицы. Оценочная лексика.

Публицистический стиль. Анализ выразительных средств языка публицистических произведений (выделение в тексте, определение их роли). Заглавие – важный компонент текста. Наблюдение над ролью заглавия в произведении; знакомство с различными видами заголовков.

Стилистические фигуры речи. Стилистические фигуры в тексте. Тропы: эпитет, сравнение, олицетворение, метонимия, гипербола, ирония. Стилистические фигуры речи: анафора и эпифора, антитеза, градация, эллипсис, прием кольца, умолчание, риторическое обращение, риторический вопрос, многосоюзие и бессоюзие.

Жанры журналистики и жанры литературы. Формирование жанров журналистики. Отличие жанров. Газетные жанры. Жанры журналистики и их особенности. Заметка – один из распространенных газетных и журнальных жанров. Разновидности материалов этого жанра – заметка информационного характера, заметка – благодарность, заметка – просьба, обращение. Отличие заметки от корреспонденции. Интервью – особенности этого жанра, его виды: интервью – монолог, интервью – диалог, интервью – зарисовка, коллективное интервью, анкета. Статья – роль статьи в газетах и журналах. Статьи проблемные, аналитические, обличительные. Отличительные черты: целеустремленность и доходчивость, логичность аргументации, точность словоупотребления, яркость литературного изложения. Обзор печати – особый жанр. Обзор: тематический, общий информационный, рецензирующий прессу. Репортаж – наглядное представление о том или ином событии, через непосредственное восприятие журналиста – очевидца или действующего лица. Жанровое своеобразие – использование элементов всех информационных жанров: картинное описание какого-либо эпизода, характеристика персонажей, прямая речь. Виды репортажа: событийный, тематический, постановочный. Очерк – близость к малым формам художественной литературы – рассказу или короткой повести. Очерк как раскрытие жизни того или иного значимого репортажа. Документальность воспроизведения материала. Очерки событийные и путевые. Фельетон – острая, злободневная критика, особые приемы изложения.

Информационные жанры: отчет, репортаж, интервью, заметка. Основные требования к информативной публицистике: оперативность, правдивость, полнота отражения явлений современной жизни, актуальность, доступность, выразительность, фактологичность (ссылки, свидетельства, цитаты, определение места, времени, обстоятельств). Информационные жанры: отчет, хроника, репортаж, интервью, заметка, информация-объявление (программа, афиша).

Практическая часть: публикация статьи в школьной газете «Самое То»

Аналитические жанры: статья, обозрение, отзыв, рецензия. Назначение произведений аналитических жанров – сообщить о явлении, выявить, исследовать его корни, показать его сущность. Специфика аналитической журналистики. Ее виды и жанры (статья, обозрение, отзыв, рецензия).

Художественные жанры: слово, очерк, эссе, фельетон. Основные функции произведений художественно-публицистических жанров:

- информационная;

- эстетическая;

- экспрессивная;

- просветительская.

Основные жанры: слово, очерк, эссе, фельетон, памфлет и др.

Технические средства журналиста. Знакомство с техническими средствами и приемами работы с ними (фотоаппарат, видеокамера, компьютер). Фотографирование. Роль фотографий в газете. «Портрет», «пейзаж», «композиция». Фотомонтаж, видеомонтаж. Создание газеты в печатном виде (особенности компьютерных программ MS WORD, MS PUBLISHER). Фотоконкурс.

Газетный язык и авторский почерк. Особенности газетного языка. Что такое авторский почерк.

Этика и мораль. Поступок и мотив. Плагиат. Эстетика. Знакомство с философскими понятиями, их место в журналистике. Плагиат. Составление понятийного словаря. Эстетика как философская категория.

Школьная газета. Миссия и название школьной газеты. Как и о чем писать для школьной газеты? Структура школьной редакции. Дизайн школьной газеты. Медиаобразование. Организация работы редколлегии. Планирование. Техническое обеспечение. Кому и зачем нужна газета в школе? Для кого выходит? Каких целей может достичь? Выбор названия. Жанровые формы. Заметка. Структура заметки. «Новость одной строкой». Правило перевернутой пирамиды. Юмореска. Редактор, его функции и обязанности .редактор темы/рубрики. Обозреватель. Репортер. Корректор. Верстальщик (дизайнер). Анализ материалов периодической печати. Иллюстративное оформление газеты. Изучение шрифта. Роль фотографий в газете. План создания газеты. Классический дизайн газеты. Просмотр газет с классическим дизайном, выявление особенностей, основных черт. Современный дизайн газет. Просмотр газет с современным дизайном, модернистским дизайном. Цели дизайна газет. Черты различных дизайнов. Выбор шрифта для определённого по содержанию текста. Самостоятельный выбор шрифта и оформление плаката. Дизайн школьной газеты. Особенности оформления газеты к празднику.

Читатель и его интересы. Кто будет читателем школьной газеты и что он ждет от нее? Методы выявления читательских запросов и предпочтений. Анкета.

Планирование шаг за шагом.

Этапы выпуска номера газеты:

  1. планирование номера газеты (планерка);

  2. сбор информации;

  3. подготовка материалов, рубрик, полос;

  4. подбор иллюстраций;

  5. макетирование и верстка номера;

  6. редактирование и вычитка, подписание номера;

  7. обсуждение номера на летучке.

Время каждого этапа определяется в зависимости от периодичности выхода газеты.

Подбор и использование занимательного материала в газете.Занимательный материал, используемый в газетах: загадки, кроссворды, сканворды, чайнворды, ребусы головоломки, картинки на наблюдательность и внимание, викторины, логические задачи. Анаграммы и др.

Взрослые правила для юных журналистов.

Правила:

- точность и проверка информации;

- честность и достоверность;

- ссылка на источник;

- разделение фактов и мнений;

- краткость и ясность.

Способы предупреждения фактические ошибок:

- проверять и перепроверять информацию, особенно цифры, даты, имена и фамилии, географические названия;

- использовать метод прямого наблюдения, присутствовать на месте события;

- если допущена ошибка, дать исправление или опровержение в последующих номерах газеты.

Интернет-журналистика. Компьютер как средство работы с информацией. Использование ПК в журналистике. Знакомство с ПК. Набор текста и сохранения материала. Печатание материала, выведение материалов на принтер. Школьный Интернет – сайт. Работа на ПК. Работа творческими группами. Выбор темы. Подбор материала. Печатание текста.Выбор дизайна работ. Редактирование проекта. Просмотр работ. Обсуждение подготовленных проектов.

Практическая часть: публикация статьи в школьной газете «Самое То»

Итоговое занятие. Деловая игра «Журналист – око народное».

Деловая игра «Журналист – око народное». Приглашение на занятие всех желающих. Выставка наиболее интересных материалов и проектов. Выпуск газеты с отчётом работы кружка «Юный журналист».













































Календарно-тематическое планирование

Классы 5-6

Учитель Смирнова Е.А.

Количество часов 68, в неделю 2



пп

Тема урока


Количество часов

Дата проведения

Примечание

Вводное занятие.

1



Журналистика как профессия.

2




Функции журналистики.

2




Требования к журналисту.

2




История российской журналистики.

2




Формирование жанров журналистики.

2




Язык журналистики.

2




Стилистические фигуры речи.

2




Стилистические фигуры в тексте.

2




Композиция материала.

2




Публицистический стиль.

2




Информационные жанры: отчет, репортаж, интервью, заметка.

2



Аналитические жанры: статья, обозрение, отзыв, рецензия.

2



Художественные жанры: слово, очерк, эссе, фельетон.

2



Конкурс сочинений в различных публицистических жанрах.

2



Технические средства журналиста.

2




Газетный язык и авторский почерк.

2




Этика и мораль. Поступок и мотив. Плагиат.

2



Эстетика.

2




Школьная газета.

2




Миссия и название школьной газеты.

2




Читатель и его интересы.

2




Как и о чем писать для школьной газеты?

2




Темы, рубрики, полосы.

2




Взрослые правила для юных журналистов.

2



Требования к информации.

2




Источники информации.

2




Как придумывать заголовки и писать лиды?

2



Как вести интервью?

2




Планирование шаг за шагом.

2




Структура школьной редакции.

2




Подбор и использование занимательного материала в газете. Дизайн школьной газеты.

2



Интернет-журналистика.

3





Итоговое занятие. Деловая игра «Журналист – око народное».

2