СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рабоча программа по русскому языку для 5-9 классов

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа»

Пояснительная записка

Настоящая рабочая программа для основной общеобразовательной школы для 5-9 классов составлена на основе следующих нормативно-правовых документов:

  • Федерального государственного стандарта основного общего образования Закона Российской Федерации «Об образовании» (статья 7, 9, 32).

  • Учебного плана МБОУ лицей № 12 города Ишимбай

  • Федерального перечня учебников, рекомендованных Министерством образования РФ к использованию в образовательном процессе в общеобразовательных учреждениях;

  • Учебного комплекса В.В. Бабайцевой (Программа по русскому языку. 5 – 9 классы. 8 класс / В.В. Бабайцева, А.Ю. Купалова, Е.И. Никитина и др. — М.: Дрофа, 2013).


Данная программа учитывает основные идеи и положения программы развития и формирования универсальных учебных действий для основного общего образования, преемственность с примерными программами начального общего образования.

Предусмотрено развитие всех основных видов деятельности обучаемых, программа имеет особенности, обусловленные, во-первых, предметным содержанием системы общего среднего образования; во-вторых, психологическими и возрастными особенностями обучаемых.

Программа определяет следующие цели:

• воспитание гражданственности и патриотизма, сознательного отношения к языку как явлению культуры, основному средству общения и получения знаний в разных сферах человеческой деятельности; воспитание интереса и любви к русскому языку;

• совершенствование речемыслительной деятельности, коммуникативных умений и навыков, обеспечивающих свободное владение русским литературным языком в разных сферах и ситуациях его использования; обогащение словарного запаса и грамматического строя речи учащихся; развитие готовности и способности к речевому взаимодействию и взаимопониманию, потребности к речевому самосовершенствованию;

• освоение знаний о русском языке, его устройстве и функционировании в различных сферах и ситуациях общения; о стилистических ресурсах русского языка; об основных нормах русского литературного языка; о русском речевом этикете;

• формирование умений опознавать, анализировать, классифицировать языковые факты, оценивать их с точки зрения нормативности, соответствия ситуации и сфере общения; умений работать с текстом, осуществлять информационный поиск, извлекать и преобразовывать необходимую информацию.


Задачи курса:

• дать учащимся представление о роли языка в жизни общества, о языке как развивающемся явлении, о месте русского языка в современном мире, о его богатстве и выразительности; обеспечить усвоение определенного круга знаний из области фонетики, графики, орфоэпии, орфографии, лексики, морфемики, словообразования, морфологии, синтаксиса, пунктуации, стилистики, а также фор­мирование умений применять эти знания на прак­тике;

• развивать речь учащихся: обогащать их активный и пассивный запас слов, грамматический строй речи; способствовать усвоению норм литературного языка, формированию и совершенствованию умений и навыков грамотного и свободного владения устной и письменной речью во всех основных видах речевой деятельности;

• формировать и совершенствовать орфографические и пунктуационные умения и навыки.



Общая характеристика курса


Данная программа отражает обязательное для усвоения в основной школе содержание обучения русскому языку и реализует основные идеи стандарта второго поколения для основной школы.

Для каждого года обучения выделяются коммуникативные умения, связанные с различными видами учебной речевой деятельности: чтением, восприятием устного и письменного высказывания и его анализом, воспроизведением текста (устным и письменным), созданием высказывания (устного и письменного), совершенствованием устного и письменного высказывания. Содержание обучения связной речи (объём знаний и основных умений) изложено в отдельном блоке, однако предполагается, что изучаться материалы этого раздела будут на протяжении всего учебного года определёнными порциями, перемежающимися с языковыми темами курса.

Речевая направленность курса усилена и в языковых разделах: ставится задача развития умений говорить на лингвистические темы, понимать лингвистический текст; читать и говорить, соблюдая интонацию, отвечающую содержанию речи и особенностям грамматического строя (тексты с обращениями, однородными членами, обособлениями и т. д.). Программа нацеливает и на усиление семантического аспекта в изучении фактов и явлений языка.

Важный аспект в обучении — формирование у учащихся чуткости к богатству и выразительности родной речи, гордости за родной язык, интереса к его изучению. Этому способствует внимание к эстетической функции родного языка, знакомство с изобразительными возможностями изучаемых единиц языка, наблюдение за использованием разнообразных языковых средств в лучших образцах художественной литературы, в которых наиболее полно проявляется изобразительная сила русской речи.

Структура курса: 5—7 классы имеют морфолого-орфографическую направленность, включают в содержание обучения вводный курс синтаксиса и пунктуации, фонетику и орфоэпию, лексику и словообразование; 8—9 классы нацелены на освоение систематического курса синтаксиса и соответствующих правил пунктуации. Особым этапом в обучении рассматривается 5 класс. Его можно оценить как стартовый по отношению к систематическому курсу русского языка. Каждый год обучения строится на основе двухступенчатой структуры: закрепительно-углубляющий этап по материалам предыдущего года обучения и основной этап, реализующий программный материал в логике его развития. На всех этапах обучения реализована идея поэтапного овладения теоретическим материалом:

- введение понятия;

- осмысление лингвистической сути понятия;

- овладение теоретическим (научным) способом действия, гарантирующим правильное проведение анализа языкового материала;

- формулирование теоретических выводов;

- углубление знаний.


Рабочая программа нацеливает не только на формирование навыков анализа языка, способности классифицировать языковые явления и факты, но и на воспитание речевой культуры, на формирование таких жизненно важных умений, как использование различных видов чтения, информационной переработки текстов, различных форм поиска информации и разных способов передачи её в соответствии с коммуникативной задачей, речевой ситуацией, нормами литературного языка и этическими нормами общения. В соответствии с целью обучения усиливается и речевая направленность курса.

Теоретическую основу обучения связной речи составляют речеведческие понятия:

1) текст: смысловая цельность, относительная законченность высказывания (тема, основная мысль), формальная связность (данная и новая информация, способы и средства связи предложений); членение текста на абзацы, строение абзаца;

2) стили речи: разговорный, научный, деловой, публицистический, художественный;

3) функционально-смысловые типы речи: описание, повествование, рассуждение и их разновидности — типовые фрагменты текста: описание предмета, описание места, описание состояния природы, описание состояния человека, оценка предметов, их свойств, явлений, событий. Умения связной речи отобраны и сгруппированы с учётом характера учебной речевой деятельности.

Данная программа отражает не только обязательное содержание обучения русскому языку, но и дополнительное, углубляющее и расширяющее.

Место учебного предмета в учебном плане

Данная программа рассчитана на 304 ч, предусмотренных учебным планом для МБОУ лицея №12. Обязательное изучение русского языка осуществляется в объёме:

5 класс — 170ч,

6 класс — 204ч,

7 класс — 170ч,

8 класс — 102 ч,

9 класс — 66 ч.

Таким образом, в данной программе реализованы современные подходы к проектированию учебного содержания: ориентир на взаимосвязанное формирование лингвистической, языковой, коммуникативной и культурологической компетенций; на развитие всех видов речевой деятельности, формирование навыков чтения-понимания, выразительного чтения, письма, работы с научной информацией, представленной в разных видах; реализация принципов индивидуализации, уровневой дифференциации,

использование коммуникативно-ориентированных упражнений, стимулирующих познавательную и творческую активность учащихся, а также способствующих совершенствованию коммуникативной компетенции на всех этапах обучения, в том числе и при обучении языковым темам курса.





Планируемые результаты освоения учебного предмета

Личностными результатами освоения выпускниками основной школы программы по русскому языку на углубленном уровне являются:

  1. понимание русского языка как одной из основных национально-культурных ценностей русского народа, его роли в развитии интеллектуальных, творческих способностей и морально-нравственных качеств личности;

  2. осознание эстетической ценности русского языка; уважительное отношение к русскому языку, гордость за него; потребность сохранить чистоту русского языка как явления национальной культуры;

способность к самооценке речевого поведения; стремление к речевому самосовершенствованию; понимание значения русского языка в процессе получения школьного образо­вания и самообразования;

4) достаточный объём словарного запаса и грамматиче­ских средств для свободного выражения мыслей и чувств в процессе общения; готовность к успешной профессиональ­ной, социальной деятельности. Особенно органично предмет «Русский язык» связан с ли­тературой и историей. Закономерности русского языка иллюстрируются приме­рами из русской классической и современной литературы. Функционирование средств языка в речи представлено не только словосочетаниями и предложениями, но и текстами разных стилей и жанров.

Центральное место в школьном курсе русского языка за­нимает литературный язык — лучшая часть общенародного языка, его ядро, для которого характерна система норм. Сис­тему норм держит статика, а динамика языка совершается в речи.

« Без грамматической ошибки я русской речи не люблю», — писал А. С. Пушкин. Грамматические ошибки — отступле­ния от литературных норм — подвергаются оценке мастеров художественного слова. Выразительные речевые факты че­рез литературу занимают определённые места в системе язы­ка: в грамматиках, словарях и справочниках. Очевидна связь русского языка с жизнью общества, его историей. Изменения в звуковой системе языка, развитие лексики и фразеологии находят объяснение в этимологических спра­вочниках, в изложении, хотя и очень кратком, историче­ских событий, взаимодействия русского народа с другими народами и т. д.

Самобытность русского языка, его исключительные жиз­ненные потенции подчиняют заимствованные слова и выра­жения русским правилам функционирования, нередко изме­няя звуковой и морфемный состав заимствований, утрачивающих при этом своё чужеземное обличье.

Метапредметными результатами освоения выпускника­ми основной школы программы по русскому языку на углуб­лённом уровне являются:

1) владение всеми видами речевой деятельности:

а) рецептивные (слушание и чтение):

• восприятие и понимание на слух текстов разных стилей и жанров; владение разными видами слушания (ознакоми­тельным, детальным, выборочным);

  • восприятие и понимание письменных текстов разных стилей и жанров; владение разными видами чтения (про­смотровым, ознакомительным, аналитическим, поисковым);

  • понимание информации устного и письменного сообще­ния (темы текста и коммуникативной установки автора, основной мысли и способов её выражения);

  • способность к самостоятельному поиску информации: способность извлекать информацию из различных источников (учебная литература, Интернет, средства массовой информации); свободное пользование словарями разных типов;

  • отбор и систематизация материала на определённую тему; способность к преобразованию, сохранению и передаче информации, полученной в результате чтения и слушания;

  • сопоставление речевых высказываний по разным основаниям (содержание, стилистические особенности, языковые средства);

  • умение воспроизводить устный и письменный текст с разной степенью свёрнутости (сжатый/подробный; тезисы, план, конспект);

б) продуктивные (говорение и письмо):

  • определение целей предстоящей речевой деятельности, планирование действий, оценивание достигнутых результатов;

  • умение выражать свое отношение к действительности и создавать устные и письменные тексты разных стилей и жанров с учётом речевой ситуации (адресата, коммуникативной цели, условий общения);

  • соблюдение основных языковых норм (орфоэпических, орфографических, лексических, грамматических, пунктуационных) в процессе построения текста в устной и письменной форме;

  • владение монологической и диалогической формой речи;

  • соблюдение правил речевого этикета в различных ситуациях общения;

  • осуществление речевого самоконтроля в различных ситуациях общения, в том числе и в повседневном общении; определение причин коммуникативных неудач;

  • умение совершенствовать и редактировать собственные тексты;

  • умение выступать перед аудиторией с жанрами учебно-научной речи (сообщение, доклад и т. п.);

  • участие в дискуссионных формах общения; владение основными приёмами аргументации.

  1. применение приобретённых знаний и умений в повсе­дневной жизни;

  2. использование родного языка как средства обучения, в том числе на надпредметном уровне;

  3. использование русского языка для эффективного обще­ния со сверстниками и взрослыми в разных ситуациях обще­ния, в том числе при совместной деятельности;

  4. владение национально-культурными нормами поведе­ния в различных ситуациях межличностного и межкультур­ного общения.

Предметными результатами освоения выпускниками ос­новной школы программы по русскому языку на углублён­ном уровне являются следующие:

к концу 5 класса учащиеся научатся:

• опознавать орфограммы и пунктограммы в соответствии с изученными правилами;

• узнавать самостоятельные и служебные части речи, знать их основные морфологические признаки и синтаксическую роль;

• различать и правильно интонировать предложения, различные по цели высказывания и по эмоциональной окраске;

• находить грамматическую основу предложения (в простейших случаях);

• отличать простое предложение с однородными сказуемыми от сложного предложения;

• производить синтаксический и пунктуационный разбор;

• слышать и различать звуки, различать звуки и буквы;

• в соответствии с принятыми нормами обозначать звуки речи на письме;

• пользоваться словарями;

• подбирать синонимы и антонимы к слову в предложении и словосочетании;

• выявлять в контексте смысловые и стилистические различия синонимов;

• производить (выборочно) лексический разбор слова;

• обогащать речь фразеологизмами и правильно употреблять их;

• совершенствовать текст, устраняя неоправданное повторение слов;

• озаглавливать текст, составлять простой план готового текста;

• подробно и сжато излагать текст типа повествования, описания, рассуждения в устной и письменной форме с сохранением стиля речи;

• самостоятельно строить высказывание.


К концу 6 класса учащиеся научатся:

• различать самостоятельные части речи (существительное, глагол, прилагательное, числительное, наречие, имя состояния) по совокупности признаков и аргументированно доказывать принадлежность слова к той или иной части речи;

• находить орфограммы в соответствии с изученными правилами;

• различать лексические и функциональные омонимы с учетом значения и синтаксической функции слова;

• использовать языковые средства, устраняя разнообразное повторение слов в тексте;

• производить морфемный и морфологический разбор изученных частей речи;

• строить схемы предложений разных типов, особенно сложноподчиненных;

• употреблять сложные предложения в речи, учитывая синонимические значения разных типов;

• соотносить члены предложения и придаточные предложения;• производить синтаксический анализ сложных предложений разных типов;

• различать стилистическую окраску средств связи и правильно их употреблять в зависимости от стиля речи;

• строить связное аргументированное высказывание на лингвистическую тему по материалу, изученному на уроках русского языка;

• составлять деловые бумаги (заявление, расписку, характеристику, автобиографию);

• писать сочинение на литературоведческую тему по изученному произведению;

• писать сочинение на свободную тему в разных жанрах и стилях речи;

• различать разговорную речь, научный, публицистический, официально-деловой стили, язык художественной литературы;

• определять тему, тип и стиль речи, анализировать структуру и языковые особенности текста;

• опознавать языковые единицы, проводить различные виды их анализа;

• соблюдать в практике письма основные правила орфографии и пунктуации;

• соблюдать нормы русского речевого этикета, уместно использовать паралингвистические (неязыковые) средства общения;


К концу 7 класса учащиеся научатся:

• аргументированно доказывать принадлежность слова к той или иной части речи, строя тексты-рассуждения;

• производить морфемный и морфологический анализ всех частей речи;

• соблюдать литературные нормы употребления различных частей речи в устной и письменной формах речи;

• использовать морфологические синонимы;

• заменять причастные и деепричастные обороты придаточными предложениями и наоборот;

• при построении текстов разных типов учитывать стилистические характеристики слов, относящихся к разным частям речи;

• строить тексты с совмещением различных типов речи;

• использовать местоимения, наречия, союзы, частицы для связи фрагментов текста.


К концу 8 класса учащиеся научатся:

• произносить предложения с правильной интонацией с учетом знаков препинания, находить смысловой центр предложения;

• правильно ставить и объяснять знаки препинания на изученные правила;

• находить грамматическую основу простого предложения;

• различать основные типы сказуемого;

• различать виды второстепенных членов предложения;

• определять многозначные члены предложения;

• использовать синонимику согласованных и несогласованных определений;

• различать виды односоставных предложений, правильно использовать их в речи;

• правильно строить предложения с однородными членами и обособленными членами;

• изменять предложения с однородными членами, обособленными членами, синонимическими конструкциями;

• правильно интонировать простые осложненные предложения;

• анализировать и строить тексты всех типов, учитывая художественно-выразительные возможности изученных синтаксических единиц;

• составлять тезисные планы.


По окончании 9 класса учащиеся научатся:

• составлять схемы сложных предложений разных типов;

• различать смысловые отношения между частями сложных предложений;

• правильно ставить знаки препинания;

• строить схемы предложений разных типов, особенно сложноподчиненных;

• употреблять сложные предложения в речи, учитывая синонимические значения разных типов;

• соотносить члены предложения и придаточные предложения;• производить синтаксический анализ сложных предложений разных типов;

• различать стилистическую окраску средств связи и правильно их употреблять в зависимости от стиля речи;

• строить связное аргументированное высказывание на лингвистическую тему по материалу, изученному на уроках русского языка;

• составлять деловые бумаги (заявление, расписку, характеристику, автобиографию);

• писать сочинение на свободную тему в разных жанрах и стилях речи;

• различать разговорную речь, научный, публицистический, официально-деловой стили, язык художественной литературы;

• определять тему, тип и стиль речи, анализировать структуру и языковые особенности текста;

• опознавать языковые единицы, проводить различные виды их анализа;

• соблюдать в практике письма основные правила орфографии и пунктуации;

• соблюдать нормы русского речевого этикета, уместно использовать паралингвистические (неязыковые) средства общения;

• осуществлять речевой самоконтроль, оценивать свою речь с точки зрения ее правильности, находить грамматические и речевые ошибки, недочеты, исправлять их, совершенствовать и редактировать собственные тексты.


Содержание программы учебного предмета

5 класс



Введение (4ч.)

Знакомство с учебным комплексом по русскому языку. Роль языка в жизни общества.



Вводный курс

Орфография (9ч.)

Орфография. Орфограмма. Правописание безударных гласных в корне слова, в приставках; и, а, у после шипящих; глухих и звонких согласных, непроизносимых согласных, удвоенных согласных в корне слова.



Морфология и орфография (21ч.)

Части речи. Самостоятельные и служебные части речи.

Имя существительное. Морфологические признаки существительного. Склонение. Имена существительные собственные. Правописание падежных окончаний.

Имя прилагательное. Связь прилагательного с именем существительным. Морфологические признаки прилагательных. Правописание безударных гласных в окончаниях имён прилагательных.

Глагол. Морфологические признаки глагола. Прошедшее, настоящее и будущее время. Спряжение глагола. Правописание гласных перед суффиксом -л- и в окончаниях глаголов. Буква ь в глаголах 2-го лица единственного числа. Глаголы с -тся и -ться.

Наречие. Различение наречий по вопросу. Правописание наиболее употребительных наречий по списку.

Местоимение. Личные я, ты, он и др. Притяжательные мой, твой, наш, ваш, свой. Вопросительные кто? что? какой? и др. Неопределённые кто-то, что-либо, какой-либо, кое-кто и др. Раздельное написание местоимений с предлогами. Дефис в неопределённых местоимениях.

Предлог. Разграничение предлогов и приставок. Раздельное написание предлогов с именами существительными.

Союз. Союзы и, а, но между однородными членами и в сложных предложениях.

Частица. Частицы не, бы (б), ли (ль), же (ж) и др. Их значение в предложениях. Раздельное написание частиц с другими словами.



Синтаксис и пунктуация (39ч.)

Понятие о синтаксисе и пунктуации.

Предложение. Грамматическая основа предложения. Интонация конца предложения.

Виды предложений по цели высказывания. Невосклицательные и восклицательные предложения. Знаки препинания в конце предложения.

Главные члены предложения. Тире между подлежащим и сказуемым (при их выражении именем существительным в именительном падеже). Второстепенные члены предложения (определение, дополнение, обстоятельство).

Словосочетание. Подчинительные и сочинительные словосочетания. Словосочетания в предложении.

Предложения с однородными членами. Обобщающее слово перед однородными членами. Знаки препинания в предложениях с однородными членами (соединёнными только интонацией, одиночными союзами и, а, но, а также повторяющимся союзом и) и обобщающим словом перед однородными членами.

Предложения с обращениями. Знаки препинания в предложениях с обращением.

Предложения с вводными словами (указывающими на уверенность или неуверенность говорящего по отношению к высказываемому). Знаки препинания в предложениях с вводными словами.

Сложное предложение. Сложносочинённые предложения. Сложноподчинённые предложения. Сложные бессоюзные предложения. Запятая между частями сложного предложения.

Предложения с прямой речью (прямая речь после слов автора и перед ними). Диалог. Знаки препинания в предложениях с прямой речью (в указанных выше случаях). Оформление диалога на письме.



Основной курс (4ч.)

Понятие о литературном языке. Литературный язык - основа русского национального языка. Нормы литературного языка: произносительные (орфоэпические), морфологические, синтаксические, стилистические, орфографические, пунктуационные и др.


Фонетика. Графика. Орфография. Орфоэпия (14ч.)

Звуки речи. Звуки речи и буквы. Алфавит. Элементы фонетической транскрипции. Гласные и согласные звуки. Слог. Правила переноса слов. Ударение, его особенности в русском языке. Гласные ударные и безударные. Выразительные средства фонетики.

Понятие об орфограмме. Сильная и слабая позиция звука. Правописание безударных гласных в корне. Звонкие и глухие согласные звуки. Сонорные согласные. Шипящие согласные. Правописание парных звонких и глухих согласных на конце и в середине слов перед согласными.

Твёрдые и мягкие согласные звуки. Обозначение мягкости согласных на письме с помощью ь.

Значение букв е, ё, ю, я. Правописание разделительных ъ и ь.

Правописание гласных после шипящих.

Правописание мягкого знака после шипящих на конце слов.

Правописание гласных и и ы после ц.

Орфографический словарь.

Основные нормы литературного произношения. Допустимые варианты орфоэпической нормы. Орфоэпический словарь.



Морфемика. Словообразование. Орфография (30ч.)

Понятие о морфемике. Морфема — минимальная значимая единица языка. Основа слова и окончание. Корень слова. Однокоренные (родственные) слова. Приставки, суффиксы. Словообразовательные и словоизменительные морфемы.

Словообразование. Основные способы образования слов. Богатство словообразовательной системы русского языка. Элементы этимологического анализа слова. Выразительные средства морфемики и словообразования.

Правописание сложных и сложносокращённых слов.

Чередование звуков в корне слова.

Правописание корней и приставок. Правописание безударных гласных в корне слова. Правописание корней с чередованием гласных а - о. Правописание корней с чередованием гласных е - и.

Правописание согласных и гласных в приставках. Правописание приставок, оканчивающихся на з (с). Правописание приставок роз- (рос-) — раз- (рас-). Буква ы после приставок, оканчивающихся на согласный. Правописание приставок при- и пре-.

Словообразовательные и этимологические словари русского языка.



Лексикология и фразеология (19ч.)

Понятие о лексикологии. Лексикология как раздел науки о языке. Лексика как словарный состав языка. Словарное богатство русского языка.

Лексическое значение слова. Основные способы его толкования. Однозначные и многозначные слова. Прямое и переносное значения слова. Основания для переноса значения. Изобразительные средства языка, основанные на употреблении слова в переносном значении.

Омонимы. Синонимы. Антонимы. Текстообразующая роль синонимов и антонимов (в том числе контекстуальных). Словари синонимов и антонимов.

Историческая изменчивость словарного состава языка. Образование новых слов и заимствование как основные пути пополнения словарного состава языка. Старославянизмы. Их стилистические функции.

Исконно русские и заимствованные слова. Основные причины заимствования слов. Основные языки-источники лексических заимствований в русском языке. Оценка речи с точки зрения целесообразности и уместности использования иноязычной речи. Словари иностранных слов и их использование.

Устаревшие слова и неологизмы. Основные причины появления устаревших слов и неологизмов в процессе развития языка. Два типа устаревших слов: историзмы и архаизмы. Общеязыковые и индивидуально-авторские неологизмы. Наблюдение за использованием устаревших слов и неологизмов в текстах.

Нейтральные и стилистически окрашенные слова. Книжные слова и разговорные слова. Оценка собственной и чужой речи с точки зрения уместности использования стилистически окрашенной лексики в различных ситуациях речевого общения.

Общеупотребительная лексика и лексика ограниченного употребления. Диалектизмы, профессионализмы, жаргонизмы. Неоправданное расширение сферы употребления жаргонизмов в разговорной речи.

Фразеологизмы. Их отличие от свободных сочетаний слов. Особенности употребления фразеологизмов в речи. Выразительность фразеологизмов.



Повторение (10ч.)




Тема (раздел)

Общее количество часов

Введение

4

Вводный курс

Орфография

9

Морфология и орфография

21

Синтаксис и пунктуация

39

Основной курс

Фонетика. Графика. Орфография. Орфоэпия

4

14

Морфемика. Словообразование. Орфография

30

Лексикология и фразеология

19

Повторение

10

Развитие речи

12

Контрольные работы

7

Всего

170

6 класс

Введение (1ч)


Повторение изученного в 5 классе (15ч)


Понятие о морфологии (2ч).  Система частей речи в русском языке. Самостоятельные и служебные части речи.

Самостоятельные части речи


Глагол (41ч).

 Понятие о глаголе. Роль глагола в речи. Правописание не с глаголами. Инфинитив. Суффиксы, основа инфинитива. Возвратные глаголы. Правописание –ться, -тся. Глаголы совершенного и несовершенного вида. Правописание корней –бир- - бер-,-мир- - мер-, - тир - -тер- и др. Наклонение, время  глагола. Правописание глагольных суффиксов, стоящих перед –л, в глаголах прошедшего времени. Лицо и число глагола. Спряжение. Безличные глаголы. Словообразование глаголов.


Имя прилагательное (30ч.)

Понятие о прилагательное. Роль прилагательных в речи. Разряды прилагательных. Полные и краткие прилагательные. Правописание падежных окончаний. Склонение полных прилагательных. Правописание букв о и е в окончаниях прилагательных после шипящих. Степени сравнения имён прилагательных. Словообразование имён прилагательных. Одна и две буквы н в суффиксах прилагательных. Правописание не с прилагательными. Слитное и дефисное написание сложных прилагательных.


Имя числительное (20ч.)

Понятие об имени числительном. Имена числительные простые, сложные и составные. Правописание гласной и в сложных прилагательных, в состав которых входит числительные. Правописание мягкого знака в числительных. Количественные, собирательные, порядковые, дробные числительные. Правописание падежных окончаний имён числительных.


Наречие (20ч.)

Понятие о наречии как части речи. Основные группы наречий по значению. Степени сравнения. Словообразование. Правописание суффиксов –о - -епосле шипящих. Правописание н и нн в наречиях на -о. Правописание наречий с приставками с-, из-, до-, в-, на-, за-. Дефисной написание наречие с приставками по-, в-, (во-), а также наречий, образованных повтором слов. Слитное и раздельное написание наречий.


Слова состояния (2ч.)

Понятие об именах состояния. Признаки имён состояния: общее грамматическое значение состояния, неизменяемость, синтаксическая функция – сказуемое в безличных предложениях.

Местоимение (15ч.)

Основание выделения местоимения как части речи: особое грамматическое значение. Роль местоимений в речи. Разряды местоимений по значению и грамматическими свойствами. Личные, возвратные, притяжательные, вопросительные, относительные, неопределённые, отрицательные, определительные, указательные местоимения. Правописание местоимений-наречий потому, затем, отсюда, поэтому и др.

Повторение (17ч.)



Тема (раздел)

Общее количество часов

Введение. Общие сведения о языке

1

Повторение изученного в 5 классе

Орфография


7

Синтаксис и пунктуация

8

ОСНОВНОЙ КУРС

Понятие о морфологии


2

Глагол

41

Имя прилагательное

30

Числительное

20

Наречие

20

Слова состояния

2

Местоимение

15

Развитие речи

16

Повторение

17

Развитие речи

18

Контрольные работы

6

Всего

204



7 класс

Общие сведения о языке (1ч.)


Нормы современного русского языка, их изменчивость


Систематизация изученного в 5-6 классах(15ч.)

Предложение. Знаки препинания в предложении.

Фонетика. Повторение.

Повторение орфоэпии.

Орфограммы-гласные в корне

Орфограммы-гласные в окончании

Орфограммы-гласные в приставках

Повторение орфограмм-согласных в приставках

Правописание приставок на з,с

Правописание орфограмм-согласных в корне

Повторение синтаксического разбора предложений

Пунктуация. Повторение постановки запятых в простом предложении.

Пунктуация. Знаки препинания в простом предложении.

Повторение грамматических разборов

Повторение грамматических разборов


Грамматика. Морфология

Причастие (35ч.)

Понятие о причастии.

Общее грамматическое значение причастий

Морфологические и синтаксические признаки причастий.

Признаки прилагательного у причастия.

Правописание окончаний причастий

Причастный оборот.

Знаки препинания при причастном обороте.

Пунктуации в предложении с причастным оборотом.

Правописание НЕ с причастиями.

Закрепления навыка правописания НЕ с причастиями.

Действительные и страдательные причастия.

Образование страдательных причастий настоящего времени.

Правописание страдательных причастий настоящего времени.

Образование действительных причастий настоящего времени.

Правописание действительных причастий настоящего времени.

Образование и правописание действительных причастий прошедшего времени

Образование и правописание страдательных причастий прошедшего времени.

Правописание суффиксов страдательных причастий прошедшего времени

Правописание Е-Ё после шипящих в суффиксах страдательных причастий прошедшего времени.

Правописание суффиксов страдательных причастий прошедшего времени

Гласные перед-н- и –нн в суффиксах причастий-.

Правописание гласных перед -н- и –нн- в суффиксах страдательных причастий прошедшего времени

Краткие причастия.

Полные и краткие причастия.

Правописание не с причастиями

Правописание не с полными и краткими причастиями

НЕ с краткими и полными причастиями.

Правописание НН в причастиях.

Правописание НН в причастиях.

Правописание НН в причастиях.

Правописание НН в причастиях.

Систематизация и обобщение изученного по теме «Причастие».


Деепричастие(14ч.)

Понятие о деепричастии

Признаки глагола и наречия у деепричастия.

НЕ с деепричастием.

Деепричастный оборот.

Запятые при деепричастном обороте.

Запятые при деепричастном обороте и одиночном деепричастии.

Деепричастия совершенного и несовершенного вида, их образование.

Образование деепричастий совершенного и несовершенного вида.

Систематизация и обобщение изученного по теме «Деепричастие».

Переход слов из одних самостоятельных частей речи в другие.

Повторим орфографию.

Повторим пунктуацию


Служебные части речи.

Понятие о служебных частях речи.

Предлог(11ч.)

Понятие о предлоге.

Разряды предлогов по значению.

Многозначность предлогов.

Употребление предлогов.

Производные и непроизводные предлоги.

Правописание производных предлогов.

Простые и составные предлоги.

Морфологический разбор предлогов.

Систематизация и обобщение изученного в разделе «Предлог».


Союз (14ч.)

Понятие о союзе.

Сочинительные союзы.

Сочинительный союз в простом предложении.

Сочинительный союз в сложносочиненном предложении.

Подчинительные союзы.

Правописание подчинительных союзов.

Правописание союзов ТОЖЕ, ТАКЖЕ, ЗАТО, ЧТОБЫ.

Систематизация и обобщение изученного в разделе «Союз».


Частица(14ч.)

Понятие о частице.

Формообразующие частицы.

Разделительное и дефисное написание частиц.

Значения частиц

Отрицательные частицы.

Роль отрицательной частицы НЕ.

Отрицательные частицы НЕ и НИ.

Значение частицы НИ.

Различение на письме частиц НЕ и НИ .

Различие на письме частицы НИ и союза НИ-НИ .

Различие на письме частицы НЕ и приставки НЕ.

Систематизация и обобщение изученного по теме «Частицы».


Междометия (4ч.)

Междометия как особый разряд слов. Разряды междометий.

Звукоподражательные слова, их грамматические особенности и отличия от междометия.

Знаки препинания при междометиях. Дефис в междометиях.

Использование междометий и звукоподражательных слов в разговорной речи в художественном произведении.


Повторение (17)



Тема (раздел)

Общее количество часов

Общие сведения о языке

1

Повторение изученного в 5-6 классе

15

Грамматика. Морфология.

Причастие

35

Деепричастие

14

Предлог

11

Союз

14

Частица

14

Междометие

4

Повторение изученного

17

Развитие речи

36

Контрольные работы

9

Всего

170



8 класс

Введение (1ч.)

Функции русского язык в современном мире.


Повторение изученного в V-VII классах (9ч.)

Лексика и фразеология

Повторение правописания безударных гласных и согласных в корне.

Морфемный разбор слов.

Разбор слов по составу.

Морфологические признаки различных частей речи.

Повторение морфологического разбора слов.

Синтаксис и пунктуация. Повторение синтаксического разбора предложения.

Повторение пунктуации сложного предложения.

Повторение пунктуации простого осложненного предложения.


СИНТАКСИС И ПУНКТУАЦИЯ

Введение (2ч.)

Виды связи

Способы подчинительной связи

Словосочетание и предложение (4ч.)

Основные виды словосочетаний. Цельные словосочетания

Понятие о предложении. Строение предложения, его виды по цели и эмоциональной окраске

Основные виды предложений. Логическое ударение и порядок слов в предложении

Главные члены предложения (8ч.)

Главные члены предложения.

Сказуемое и его основные типы.

Подлежащее и способы его выражения

Простое глагольное сказуемое.

Составное глагольное сказуемое.

Составное именное сказуемое.

Тире между подлежащим и сказуемым

Повторение пунктуации простого осложненного предложения


Второстепенные члены предложения(10ч.)

Второстепенные члены предложения.

Определение

Согласованные и несогласованные определения

Приложение

Пунктуация при приложении

Дополнение

Обстоятельство.

Виды обстоятельств.

Тест по теме «Второстепенные члены предложения»

Повторим орфографию. Орфограммы в приставках


Понятие об односоставных предложениях (5ч.)

Определенно-личные предложения

Неопределенно-личные предложения

Безличные предложения

Назывные предложения

Обобщение по теме «Односоставные предложения»


Полные и неполные предложения (1ч.)

Особенности строения полных и неполных предложений


Предложения с однородными членами (10ч.)

Однородные члены.

Союзы при однородных членах предложения

Обобщающие слова при однородных членах предложения

Обобщающие слова при однородных членах предложения и пунктуация при них

Знаки препинания в предложениях с однородными членами

Однородные члены предложения как средство выразительности речи

Однородные и неоднородные определения

Постановка знаков препинания в предложениях с однородными и неоднородными определениями

Однородные и неоднородные определения, пунктуация при них

Обобщающий урок по теме «Однородные члены предложения»


Обособленные члены предложения (12ч.)

Понятие об обособлении

Согласованные определения

Обособление согласованных определений

Обособление несогласованных определений

Обособление приложений

Обособление дополнений

Обособление обстоятельств, выраженных деепричастным оборотом

Обособление деепричастных оборотов

Обособленные обстоятельства, пунктуация при них

Обособление обстоятельств, выраженных существительными с предлогами.

Обособление обстоятельств, выраженных существительными с предлогами.

Обобщение изученного материала по теме «Обособленные члены предложения»


Обособленные уточняющие члены предложения (3ч.)

Обособление уточняющих членов предложения

Пунктуация при уточняющих членах предложения

Обособление уточняющих членов предложения



Вводные слова, предложения (3ч.)

Предложения с вводными словами, словосочетаниями предложениями

Предложения с вводными словами, словосочетаниями предложениями

Предложения с вводными словами, словосочетаниями предложениями


Обращение (3ч.)

Предложения с обращениями

Предложения с обращениями

Обращение как средство связи предложений в тексте


Слова-предложения (1ч.)

Особенности слов-предложений


Повторение (9ч.)




Тема (раздел)

Общее количество часов

Введение

1

Повторение изученного в V-VII классах

9

СИНТАКСИС И ПУНКТУАЦИЯ

Введение


2

Словосочетание и предложение

4

Главные члены предложения

8

Второстепенные члены предложения

10

Понятие об односоставных предложениях

5

Полные и неполные предложения

1

Предложения с однородными членами

10

Обособленные члены предложения

12

Обособленные уточняющие члены предложения

3

Вводные слова, предложения

3

Обращение

3

Слова-предложения

1

Повторение

9

Развитие речи

15

Контрольные работы

6

Всего

102



9 класс

Общие сведения о языке (3ч.)

Основные формы существования национального русского языка


Понятие о литературном языке


Нормированность – отличительная особенность современного литературного языка




Повторение изученного в 5-8 классах (2ч.)


Простое предложение и его грамматическая основа. Предложения с однородными членами.


Предложения с обособленными членами



Сложное предложение (24ч.)

Понятие о сложном предложении. Сложное предложение как единица синтаксиса. Основные виды сложных предложений.


Понятие о сложносочиненном предложении. Строение ССП, средства связи частей ССП, смысловые отношения между частями ССП


ССП. Знаки препинания в ССП.


Смысловые отношения между частями ССП и способы их выражения


Знаки препинания в ССП с общим второстепенным членом


Синтаксический и пунктуационный разбор ССП. Знаки препинания в ССП.


Понятие о сложноподчиненном предложении. Строение СПП, средства связи его частей


Подчинительные союзы и союзные слова в СПП


Роль указательных слов. Особенности присоединения придаточных предложений к главному


Виды придаточных предложений


Придаточные подлежащные. Придаточные сказуемные


Придаточные определительные


Придаточные определительные


Придаточные дополнительные


Придаточные обстоятельственные


Придаточные обстоятельственные


СПП с несколькими придаточными. Знаки препинания в них


Понятие о бессоюзном сложном предложении. Интонация в БСП. Запятая и точка с запятой в БСП.


Тире в БСП


Двоеточие в БСП


Систематизация и обобщение изученного по теме «БСП»


Сложное предложение с разными видами связи


Знаки препинания в сложном предложении с разными видами связи


Знаки препинания в сложных предложениях с разными видами связи



Предложения с чужой речью (5ч.)

Способы передачи чужой речи. Разделительные и выделительные знаки препинания в предложениях с прямой речью


Предложения с прямой речью


Предложения с косвенной речью. Замена прямой речи косвенной.


Цитаты. Способы цитирования. Знаки препинания при цитировании.


Систематизация и обобщение изученного по теме «Способы передачи чужой речи»




Повторение (11ч.)




Тема (раздел)

Общее количество часов

Общие сведения о языке


3

Повторение изученного в 5-8 классах

2

Сложное предложение

24

Предложения с чужой речью

5

Повторение

11

Развитие речи

16

Контрольные работы

5

Всего

66









24