Пояснительная записка
Настоящая рабочая программа для основной общеобразовательной школы для 5-9 классов составлена на основе следующих нормативно-правовых документов:
Федерального государственного стандарта основного общего образования Закона Российской Федерации «Об образовании» (статья 7, 9, 32).
Учебного плана МБОУ лицей № 12 города Ишимбай
Федерального перечня учебников, рекомендованных Министерством образования РФ к использованию в образовательном процессе в общеобразовательных учреждениях;
Учебного комплекса В.В. Бабайцевой (Программа по русскому языку. 5 – 9 классы. 8 класс / В.В. Бабайцева, А.Ю. Купалова, Е.И. Никитина и др. — М.: Дрофа, 2013).
Данная программа учитывает основные идеи и положения программы развития и формирования универсальных учебных действий для основного общего образования, преемственность с примерными программами начального общего образования.
Предусмотрено развитие всех основных видов деятельности обучаемых, программа имеет особенности, обусловленные, во-первых, предметным содержанием системы общего среднего образования; во-вторых, психологическими и возрастными особенностями обучаемых.
Программа определяет следующие цели:
• воспитание гражданственности и патриотизма, сознательного отношения к языку как явлению культуры, основному средству общения и получения знаний в разных сферах человеческой деятельности; воспитание интереса и любви к русскому языку;
• совершенствование речемыслительной деятельности, коммуникативных умений и навыков, обеспечивающих свободное владение русским литературным языком в разных сферах и ситуациях его использования; обогащение словарного запаса и грамматического строя речи учащихся; развитие готовности и способности к речевому взаимодействию и взаимопониманию, потребности к речевому самосовершенствованию;
• освоение знаний о русском языке, его устройстве и функционировании в различных сферах и ситуациях общения; о стилистических ресурсах русского языка; об основных нормах русского литературного языка; о русском речевом этикете;
• формирование умений опознавать, анализировать, классифицировать языковые факты, оценивать их с точки зрения нормативности, соответствия ситуации и сфере общения; умений работать с текстом, осуществлять информационный поиск, извлекать и преобразовывать необходимую информацию.
Задачи курса:
• дать учащимся представление о роли языка в жизни общества, о языке как развивающемся явлении, о месте русского языка в современном мире, о его богатстве и выразительности; обеспечить усвоение определенного круга знаний из области фонетики, графики, орфоэпии, орфографии, лексики, морфемики, словообразования, морфологии, синтаксиса, пунктуации, стилистики, а также формирование умений применять эти знания на практике;
• развивать речь учащихся: обогащать их активный и пассивный запас слов, грамматический строй речи; способствовать усвоению норм литературного языка, формированию и совершенствованию умений и навыков грамотного и свободного владения устной и письменной речью во всех основных видах речевой деятельности;
• формировать и совершенствовать орфографические и пунктуационные умения и навыки.
Общая характеристика курса
Данная программа отражает обязательное для усвоения в основной школе содержание обучения русскому языку и реализует основные идеи стандарта второго поколения для основной школы.
Для каждого года обучения выделяются коммуникативные умения, связанные с различными видами учебной речевой деятельности: чтением, восприятием устного и письменного высказывания и его анализом, воспроизведением текста (устным и письменным), созданием высказывания (устного и письменного), совершенствованием устного и письменного высказывания. Содержание обучения связной речи (объём знаний и основных умений) изложено в отдельном блоке, однако предполагается, что изучаться материалы этого раздела будут на протяжении всего учебного года определёнными порциями, перемежающимися с языковыми темами курса.
Речевая направленность курса усилена и в языковых разделах: ставится задача развития умений говорить на лингвистические темы, понимать лингвистический текст; читать и говорить, соблюдая интонацию, отвечающую содержанию речи и особенностям грамматического строя (тексты с обращениями, однородными членами, обособлениями и т. д.). Программа нацеливает и на усиление семантического аспекта в изучении фактов и явлений языка.
Важный аспект в обучении — формирование у учащихся чуткости к богатству и выразительности родной речи, гордости за родной язык, интереса к его изучению. Этому способствует внимание к эстетической функции родного языка, знакомство с изобразительными возможностями изучаемых единиц языка, наблюдение за использованием разнообразных языковых средств в лучших образцах художественной литературы, в которых наиболее полно проявляется изобразительная сила русской речи.
Структура курса: 5—7 классы имеют морфолого-орфографическую направленность, включают в содержание обучения вводный курс синтаксиса и пунктуации, фонетику и орфоэпию, лексику и словообразование; 8—9 классы нацелены на освоение систематического курса синтаксиса и соответствующих правил пунктуации. Особым этапом в обучении рассматривается 5 класс. Его можно оценить как стартовый по отношению к систематическому курсу русского языка. Каждый год обучения строится на основе двухступенчатой структуры: закрепительно-углубляющий этап по материалам предыдущего года обучения и основной этап, реализующий программный материал в логике его развития. На всех этапах обучения реализована идея поэтапного овладения теоретическим материалом:
- введение понятия;
- осмысление лингвистической сути понятия;
- овладение теоретическим (научным) способом действия, гарантирующим правильное проведение анализа языкового материала;
- формулирование теоретических выводов;
- углубление знаний.
Рабочая программа нацеливает не только на формирование навыков анализа языка, способности классифицировать языковые явления и факты, но и на воспитание речевой культуры, на формирование таких жизненно важных умений, как использование различных видов чтения, информационной переработки текстов, различных форм поиска информации и разных способов передачи её в соответствии с коммуникативной задачей, речевой ситуацией, нормами литературного языка и этическими нормами общения. В соответствии с целью обучения усиливается и речевая направленность курса.
Теоретическую основу обучения связной речи составляют речеведческие понятия:
1) текст: смысловая цельность, относительная законченность высказывания (тема, основная мысль), формальная связность (данная и новая информация, способы и средства связи предложений); членение текста на абзацы, строение абзаца;
2) стили речи: разговорный, научный, деловой, публицистический, художественный;
3) функционально-смысловые типы речи: описание, повествование, рассуждение и их разновидности — типовые фрагменты текста: описание предмета, описание места, описание состояния природы, описание состояния человека, оценка предметов, их свойств, явлений, событий. Умения связной речи отобраны и сгруппированы с учётом характера учебной речевой деятельности.
Данная программа отражает не только обязательное содержание обучения русскому языку, но и дополнительное, углубляющее и расширяющее.
Место учебного предмета в учебном плане
Данная программа рассчитана на 304 ч, предусмотренных учебным планом для МБОУ лицея №12. Обязательное изучение русского языка осуществляется в объёме:
5 класс — 170ч,
6 класс — 204ч,
7 класс — 170ч,
8 класс — 102 ч,
9 класс — 66 ч.
Таким образом, в данной программе реализованы современные подходы к проектированию учебного содержания: ориентир на взаимосвязанное формирование лингвистической, языковой, коммуникативной и культурологической компетенций; на развитие всех видов речевой деятельности, формирование навыков чтения-понимания, выразительного чтения, письма, работы с научной информацией, представленной в разных видах; реализация принципов индивидуализации, уровневой дифференциации,
использование коммуникативно-ориентированных упражнений, стимулирующих познавательную и творческую активность учащихся, а также способствующих совершенствованию коммуникативной компетенции на всех этапах обучения, в том числе и при обучении языковым темам курса.
Планируемые результаты освоения учебного предмета
Личностными результатами освоения выпускниками основной школы программы по русскому языку на углубленном уровне являются:
понимание русского языка как одной из основных национально-культурных ценностей русского народа, его роли в развитии интеллектуальных, творческих способностей и морально-нравственных качеств личности;
осознание эстетической ценности русского языка; уважительное отношение к русскому языку, гордость за него; потребность сохранить чистоту русского языка как явления национальной культуры;
способность к самооценке речевого поведения; стремление к речевому самосовершенствованию; понимание значения русского языка в процессе получения школьного образования и самообразования;
4) достаточный объём словарного запаса и грамматических средств для свободного выражения мыслей и чувств в процессе общения; готовность к успешной профессиональной, социальной деятельности. Особенно органично предмет «Русский язык» связан с литературой и историей. Закономерности русского языка иллюстрируются примерами из русской классической и современной литературы. Функционирование средств языка в речи представлено не только словосочетаниями и предложениями, но и текстами разных стилей и жанров.
Центральное место в школьном курсе русского языка занимает литературный язык — лучшая часть общенародного языка, его ядро, для которого характерна система норм. Систему норм держит статика, а динамика языка совершается в речи.
« Без грамматической ошибки я русской речи не люблю», — писал А. С. Пушкин. Грамматические ошибки — отступления от литературных норм — подвергаются оценке мастеров художественного слова. Выразительные речевые факты через литературу занимают определённые места в системе языка: в грамматиках, словарях и справочниках. Очевидна связь русского языка с жизнью общества, его историей. Изменения в звуковой системе языка, развитие лексики и фразеологии находят объяснение в этимологических справочниках, в изложении, хотя и очень кратком, исторических событий, взаимодействия русского народа с другими народами и т. д.
Самобытность русского языка, его исключительные жизненные потенции подчиняют заимствованные слова и выражения русским правилам функционирования, нередко изменяя звуковой и морфемный состав заимствований, утрачивающих при этом своё чужеземное обличье.
Метапредметными результатами освоения выпускниками основной школы программы по русскому языку на углублённом уровне являются:
1) владение всеми видами речевой деятельности:
а) рецептивные (слушание и чтение):
• восприятие и понимание на слух текстов разных стилей и жанров; владение разными видами слушания (ознакомительным, детальным, выборочным);
восприятие и понимание письменных текстов разных стилей и жанров; владение разными видами чтения (просмотровым, ознакомительным, аналитическим, поисковым);
понимание информации устного и письменного сообщения (темы текста и коммуникативной установки автора, основной мысли и способов её выражения);
способность к самостоятельному поиску информации: способность извлекать информацию из различных источников (учебная литература, Интернет, средства массовой информации); свободное пользование словарями разных типов;
отбор и систематизация материала на определённую тему; способность к преобразованию, сохранению и передаче информации, полученной в результате чтения и слушания;
сопоставление речевых высказываний по разным основаниям (содержание, стилистические особенности, языковые средства);
умение воспроизводить устный и письменный текст с разной степенью свёрнутости (сжатый/подробный; тезисы, план, конспект);
б) продуктивные (говорение и письмо):
определение целей предстоящей речевой деятельности, планирование действий, оценивание достигнутых результатов;
умение выражать свое отношение к действительности и создавать устные и письменные тексты разных стилей и жанров с учётом речевой ситуации (адресата, коммуникативной цели, условий общения);
соблюдение основных языковых норм (орфоэпических, орфографических, лексических, грамматических, пунктуационных) в процессе построения текста в устной и письменной форме;
владение монологической и диалогической формой речи;
соблюдение правил речевого этикета в различных ситуациях общения;
осуществление речевого самоконтроля в различных ситуациях общения, в том числе и в повседневном общении; определение причин коммуникативных неудач;
умение совершенствовать и редактировать собственные тексты;
умение выступать перед аудиторией с жанрами учебно-научной речи (сообщение, доклад и т. п.);
участие в дискуссионных формах общения; владение основными приёмами аргументации.
применение приобретённых знаний и умений в повседневной жизни;
использование родного языка как средства обучения, в том числе на надпредметном уровне;
использование русского языка для эффективного общения со сверстниками и взрослыми в разных ситуациях общения, в том числе при совместной деятельности;
владение национально-культурными нормами поведения в различных ситуациях межличностного и межкультурного общения.
Предметными результатами освоения выпускниками основной школы программы по русскому языку на углублённом уровне являются следующие:
к концу 5 класса учащиеся научатся:
• опознавать орфограммы и пунктограммы в соответствии с изученными правилами;
• узнавать самостоятельные и служебные части речи, знать их основные морфологические признаки и синтаксическую роль;
• различать и правильно интонировать предложения, различные по цели высказывания и по эмоциональной окраске;
• находить грамматическую основу предложения (в простейших случаях);
• отличать простое предложение с однородными сказуемыми от сложного предложения;
• производить синтаксический и пунктуационный разбор;
• слышать и различать звуки, различать звуки и буквы;
• в соответствии с принятыми нормами обозначать звуки речи на письме;
• пользоваться словарями;
• подбирать синонимы и антонимы к слову в предложении и словосочетании;
• выявлять в контексте смысловые и стилистические различия синонимов;
• производить (выборочно) лексический разбор слова;
• обогащать речь фразеологизмами и правильно употреблять их;
• совершенствовать текст, устраняя неоправданное повторение слов;
• озаглавливать текст, составлять простой план готового текста;
• подробно и сжато излагать текст типа повествования, описания, рассуждения в устной и письменной форме с сохранением стиля речи;
• самостоятельно строить высказывание.
К концу 6 класса учащиеся научатся:
• различать самостоятельные части речи (существительное, глагол, прилагательное, числительное, наречие, имя состояния) по совокупности признаков и аргументированно доказывать принадлежность слова к той или иной части речи;
• находить орфограммы в соответствии с изученными правилами;
• различать лексические и функциональные омонимы с учетом значения и синтаксической функции слова;
• использовать языковые средства, устраняя разнообразное повторение слов в тексте;
• производить морфемный и морфологический разбор изученных частей речи;
• строить схемы предложений разных типов, особенно сложноподчиненных;
• употреблять сложные предложения в речи, учитывая синонимические значения разных типов;
• соотносить члены предложения и придаточные предложения;• производить синтаксический анализ сложных предложений разных типов;
• различать стилистическую окраску средств связи и правильно их употреблять в зависимости от стиля речи;
• строить связное аргументированное высказывание на лингвистическую тему по материалу, изученному на уроках русского языка;
• составлять деловые бумаги (заявление, расписку, характеристику, автобиографию);
• писать сочинение на литературоведческую тему по изученному произведению;
• писать сочинение на свободную тему в разных жанрах и стилях речи;
• различать разговорную речь, научный, публицистический, официально-деловой стили, язык художественной литературы;
• определять тему, тип и стиль речи, анализировать структуру и языковые особенности текста;
• опознавать языковые единицы, проводить различные виды их анализа;
• соблюдать в практике письма основные правила орфографии и пунктуации;
• соблюдать нормы русского речевого этикета, уместно использовать паралингвистические (неязыковые) средства общения;
К концу 7 класса учащиеся научатся:
• аргументированно доказывать принадлежность слова к той или иной части речи, строя тексты-рассуждения;
• производить морфемный и морфологический анализ всех частей речи;
• соблюдать литературные нормы употребления различных частей речи в устной и письменной формах речи;
• использовать морфологические синонимы;
• заменять причастные и деепричастные обороты придаточными предложениями и наоборот;
• при построении текстов разных типов учитывать стилистические характеристики слов, относящихся к разным частям речи;
• строить тексты с совмещением различных типов речи;
• использовать местоимения, наречия, союзы, частицы для связи фрагментов текста.
К концу 8 класса учащиеся научатся:
• произносить предложения с правильной интонацией с учетом знаков препинания, находить смысловой центр предложения;
• правильно ставить и объяснять знаки препинания на изученные правила;
• находить грамматическую основу простого предложения;
• различать основные типы сказуемого;
• различать виды второстепенных членов предложения;
• определять многозначные члены предложения;
• использовать синонимику согласованных и несогласованных определений;
• различать виды односоставных предложений, правильно использовать их в речи;
• правильно строить предложения с однородными членами и обособленными членами;
• изменять предложения с однородными членами, обособленными членами, синонимическими конструкциями;
• правильно интонировать простые осложненные предложения;
• анализировать и строить тексты всех типов, учитывая художественно-выразительные возможности изученных синтаксических единиц;
• составлять тезисные планы.
По окончании 9 класса учащиеся научатся:
• составлять схемы сложных предложений разных типов;
• различать смысловые отношения между частями сложных предложений;
• правильно ставить знаки препинания;
• строить схемы предложений разных типов, особенно сложноподчиненных;
• употреблять сложные предложения в речи, учитывая синонимические значения разных типов;
• соотносить члены предложения и придаточные предложения;• производить синтаксический анализ сложных предложений разных типов;
• различать стилистическую окраску средств связи и правильно их употреблять в зависимости от стиля речи;
• строить связное аргументированное высказывание на лингвистическую тему по материалу, изученному на уроках русского языка;
• составлять деловые бумаги (заявление, расписку, характеристику, автобиографию);
• писать сочинение на свободную тему в разных жанрах и стилях речи;
• различать разговорную речь, научный, публицистический, официально-деловой стили, язык художественной литературы;
• определять тему, тип и стиль речи, анализировать структуру и языковые особенности текста;
• опознавать языковые единицы, проводить различные виды их анализа;
• соблюдать в практике письма основные правила орфографии и пунктуации;
• соблюдать нормы русского речевого этикета, уместно использовать паралингвистические (неязыковые) средства общения;
• осуществлять речевой самоконтроль, оценивать свою речь с точки зрения ее правильности, находить грамматические и речевые ошибки, недочеты, исправлять их, совершенствовать и редактировать собственные тексты.
Содержание программы учебного предмета
5 класс | |
|
Введение (4ч.) Знакомство с учебным комплексом по русскому языку. Роль языка в жизни общества. | |
Вводный курс Орфография (9ч.) Орфография. Орфограмма. Правописание безударных гласных в корне слова, в приставках; и, а, у после шипящих; глухих и звонких согласных, непроизносимых согласных, удвоенных согласных в корне слова. | |
Морфология и орфография (21ч.) Части речи. Самостоятельные и служебные части речи. Имя существительное. Морфологические признаки существительного. Склонение. Имена существительные собственные. Правописание падежных окончаний. Имя прилагательное. Связь прилагательного с именем существительным. Морфологические признаки прилагательных. Правописание безударных гласных в окончаниях имён прилагательных. Глагол. Морфологические признаки глагола. Прошедшее, настоящее и будущее время. Спряжение глагола. Правописание гласных перед суффиксом -л- и в окончаниях глаголов. Буква ь в глаголах 2-го лица единственного числа. Глаголы с -тся и -ться. Наречие. Различение наречий по вопросу. Правописание наиболее употребительных наречий по списку. Местоимение. Личные я, ты, он и др. Притяжательные мой, твой, наш, ваш, свой. Вопросительные кто? что? какой? и др. Неопределённые кто-то, что-либо, какой-либо, кое-кто и др. Раздельное написание местоимений с предлогами. Дефис в неопределённых местоимениях. Предлог. Разграничение предлогов и приставок. Раздельное написание предлогов с именами существительными. Союз. Союзы и, а, но между однородными членами и в сложных предложениях. Частица. Частицы не, бы (б), ли (ль), же (ж) и др. Их значение в предложениях. Раздельное написание частиц с другими словами. | |
Синтаксис и пунктуация (39ч.) Понятие о синтаксисе и пунктуации. Предложение. Грамматическая основа предложения. Интонация конца предложения. Виды предложений по цели высказывания. Невосклицательные и восклицательные предложения. Знаки препинания в конце предложения. Главные члены предложения. Тире между подлежащим и сказуемым (при их выражении именем существительным в именительном падеже). Второстепенные члены предложения (определение, дополнение, обстоятельство). Словосочетание. Подчинительные и сочинительные словосочетания. Словосочетания в предложении. Предложения с однородными членами. Обобщающее слово перед однородными членами. Знаки препинания в предложениях с однородными членами (соединёнными только интонацией, одиночными союзами и, а, но, а также повторяющимся союзом и) и обобщающим словом перед однородными членами. Предложения с обращениями. Знаки препинания в предложениях с обращением. Предложения с вводными словами (указывающими на уверенность или неуверенность говорящего по отношению к высказываемому). Знаки препинания в предложениях с вводными словами. Сложное предложение. Сложносочинённые предложения. Сложноподчинённые предложения. Сложные бессоюзные предложения. Запятая между частями сложного предложения. Предложения с прямой речью (прямая речь после слов автора и перед ними). Диалог. Знаки препинания в предложениях с прямой речью (в указанных выше случаях). Оформление диалога на письме. | |
Основной курс (4ч.) Понятие о литературном языке. Литературный язык - основа русского национального языка. Нормы литературного языка: произносительные (орфоэпические), морфологические, синтаксические, стилистические, орфографические, пунктуационные и др. Фонетика. Графика. Орфография. Орфоэпия (14ч.) Звуки речи. Звуки речи и буквы. Алфавит. Элементы фонетической транскрипции. Гласные и согласные звуки. Слог. Правила переноса слов. Ударение, его особенности в русском языке. Гласные ударные и безударные. Выразительные средства фонетики. Понятие об орфограмме. Сильная и слабая позиция звука. Правописание безударных гласных в корне. Звонкие и глухие согласные звуки. Сонорные согласные. Шипящие согласные. Правописание парных звонких и глухих согласных на конце и в середине слов перед согласными. Твёрдые и мягкие согласные звуки. Обозначение мягкости согласных на письме с помощью ь. Значение букв е, ё, ю, я. Правописание разделительных ъ и ь. Правописание гласных после шипящих. Правописание мягкого знака после шипящих на конце слов. Правописание гласных и и ы после ц. Орфографический словарь. Основные нормы литературного произношения. Допустимые варианты орфоэпической нормы. Орфоэпический словарь. | |
Морфемика. Словообразование. Орфография (30ч.) Понятие о морфемике. Морфема — минимальная значимая единица языка. Основа слова и окончание. Корень слова. Однокоренные (родственные) слова. Приставки, суффиксы. Словообразовательные и словоизменительные морфемы. Словообразование. Основные способы образования слов. Богатство словообразовательной системы русского языка. Элементы этимологического анализа слова. Выразительные средства морфемики и словообразования. Правописание сложных и сложносокращённых слов. Чередование звуков в корне слова. Правописание корней и приставок. Правописание безударных гласных в корне слова. Правописание корней с чередованием гласных а - о. Правописание корней с чередованием гласных е - и. Правописание согласных и гласных в приставках. Правописание приставок, оканчивающихся на з (с). Правописание приставок роз- (рос-) — раз- (рас-). Буква ы после приставок, оканчивающихся на согласный. Правописание приставок при- и пре-. Словообразовательные и этимологические словари русского языка. | |
Лексикология и фразеология (19ч.) Понятие о лексикологии. Лексикология как раздел науки о языке. Лексика как словарный состав языка. Словарное богатство русского языка. Лексическое значение слова. Основные способы его толкования. Однозначные и многозначные слова. Прямое и переносное значения слова. Основания для переноса значения. Изобразительные средства языка, основанные на употреблении слова в переносном значении. Омонимы. Синонимы. Антонимы. Текстообразующая роль синонимов и антонимов (в том числе контекстуальных). Словари синонимов и антонимов. Историческая изменчивость словарного состава языка. Образование новых слов и заимствование как основные пути пополнения словарного состава языка. Старославянизмы. Их стилистические функции. Исконно русские и заимствованные слова. Основные причины заимствования слов. Основные языки-источники лексических заимствований в русском языке. Оценка речи с точки зрения целесообразности и уместности использования иноязычной речи. Словари иностранных слов и их использование. Устаревшие слова и неологизмы. Основные причины появления устаревших слов и неологизмов в процессе развития языка. Два типа устаревших слов: историзмы и архаизмы. Общеязыковые и индивидуально-авторские неологизмы. Наблюдение за использованием устаревших слов и неологизмов в текстах. Нейтральные и стилистически окрашенные слова. Книжные слова и разговорные слова. Оценка собственной и чужой речи с точки зрения уместности использования стилистически окрашенной лексики в различных ситуациях речевого общения. Общеупотребительная лексика и лексика ограниченного употребления. Диалектизмы, профессионализмы, жаргонизмы. Неоправданное расширение сферы употребления жаргонизмов в разговорной речи. Фразеологизмы. Их отличие от свободных сочетаний слов. Особенности употребления фразеологизмов в речи. Выразительность фразеологизмов. | |
Повторение (10ч.) | |
Тема (раздел) | Общее количество часов |
Введение | 4 |
Вводный курс Орфография | 9 |
Морфология и орфография | 21 |
Синтаксис и пунктуация | 39 |
Основной курс Фонетика. Графика. Орфография. Орфоэпия | 4 14 |
Морфемика. Словообразование. Орфография | 30 |
Лексикология и фразеология | 19 |
Повторение | 10 |
Развитие речи | 12 |
Контрольные работы | 7 |
Всего | 170 |
6 класс
Введение (1ч)
Повторение изученного в 5 классе (15ч)
Понятие о морфологии (2ч). Система частей речи в русском языке. Самостоятельные и служебные части речи.
Самостоятельные части речи
Глагол (41ч).
Понятие о глаголе. Роль глагола в речи. Правописание не с глаголами. Инфинитив. Суффиксы, основа инфинитива. Возвратные глаголы. Правописание –ться, -тся. Глаголы совершенного и несовершенного вида. Правописание корней –бир- - бер-,-мир- - мер-, - тир - -тер- и др. Наклонение, время глагола. Правописание глагольных суффиксов, стоящих перед –л, в глаголах прошедшего времени. Лицо и число глагола. Спряжение. Безличные глаголы. Словообразование глаголов.
Имя прилагательное (30ч.)
Понятие о прилагательное. Роль прилагательных в речи. Разряды прилагательных. Полные и краткие прилагательные. Правописание падежных окончаний. Склонение полных прилагательных. Правописание букв о и е в окончаниях прилагательных после шипящих. Степени сравнения имён прилагательных. Словообразование имён прилагательных. Одна и две буквы н в суффиксах прилагательных. Правописание не с прилагательными. Слитное и дефисное написание сложных прилагательных.
Имя числительное (20ч.)
Понятие об имени числительном. Имена числительные простые, сложные и составные. Правописание гласной и в сложных прилагательных, в состав которых входит числительные. Правописание мягкого знака в числительных. Количественные, собирательные, порядковые, дробные числительные. Правописание падежных окончаний имён числительных.
Наречие (20ч.)
Понятие о наречии как части речи. Основные группы наречий по значению. Степени сравнения. Словообразование. Правописание суффиксов –о - -епосле шипящих. Правописание н и нн в наречиях на -о. Правописание наречий с приставками с-, из-, до-, в-, на-, за-. Дефисной написание наречие с приставками по-, в-, (во-), а также наречий, образованных повтором слов. Слитное и раздельное написание наречий.
Слова состояния (2ч.)
Понятие об именах состояния. Признаки имён состояния: общее грамматическое значение состояния, неизменяемость, синтаксическая функция – сказуемое в безличных предложениях.
Местоимение (15ч.)
Основание выделения местоимения как части речи: особое грамматическое значение. Роль местоимений в речи. Разряды местоимений по значению и грамматическими свойствами. Личные, возвратные, притяжательные, вопросительные, относительные, неопределённые, отрицательные, определительные, указательные местоимения. Правописание местоимений-наречий потому, затем, отсюда, поэтому и др.
Повторение (17ч.)
Тема (раздел) | Общее количество часов |
Введение. Общие сведения о языке | 1 |
Повторение изученного в 5 классе Орфография | 7 |
Синтаксис и пунктуация | 8 |
ОСНОВНОЙ КУРС Понятие о морфологии | 2 |
Глагол | 41 |
Имя прилагательное | 30 |
Числительное | 20 |
Наречие | 20 |
Слова состояния | 2 |
Местоимение | 15 |
Развитие речи | 16 |
Повторение | 17 |
Развитие речи | 18 |
Контрольные работы | 6 |
Всего | 204 |
7 класс
Общие сведения о языке (1ч.) Нормы современного русского языка, их изменчивость |
Систематизация изученного в 5-6 классах(15ч.) Предложение. Знаки препинания в предложении. |
Фонетика. Повторение. |
Повторение орфоэпии. |
Орфограммы-гласные в корне |
Орфограммы-гласные в окончании |
Орфограммы-гласные в приставках |
Повторение орфограмм-согласных в приставках |
Правописание приставок на з,с |
Правописание орфограмм-согласных в корне |
Повторение синтаксического разбора предложений |
Пунктуация. Повторение постановки запятых в простом предложении. |
Пунктуация. Знаки препинания в простом предложении. |
Повторение грамматических разборов |
Повторение грамматических разборов |
Грамматика. Морфология Причастие (35ч.) Понятие о причастии. |
Общее грамматическое значение причастий |
Морфологические и синтаксические признаки причастий. |
Признаки прилагательного у причастия. |
Правописание окончаний причастий |
Причастный оборот. |
Знаки препинания при причастном обороте. |
Пунктуации в предложении с причастным оборотом. |
Правописание НЕ с причастиями. |
Закрепления навыка правописания НЕ с причастиями. |
Действительные и страдательные причастия. |
Образование страдательных причастий настоящего времени. |
Правописание страдательных причастий настоящего времени. |
Образование действительных причастий настоящего времени. |
Правописание действительных причастий настоящего времени. |
Образование и правописание действительных причастий прошедшего времени |
Образование и правописание страдательных причастий прошедшего времени. |
Правописание суффиксов страдательных причастий прошедшего времени |
Правописание Е-Ё после шипящих в суффиксах страдательных причастий прошедшего времени. |
Правописание суффиксов страдательных причастий прошедшего времени |
Гласные перед-н- и –нн в суффиксах причастий-. |
Правописание гласных перед -н- и –нн- в суффиксах страдательных причастий прошедшего времени |
Краткие причастия. |
Полные и краткие причастия. |
Правописание не с причастиями |
Правописание не с полными и краткими причастиями |
НЕ с краткими и полными причастиями. |
Правописание НН в причастиях. |
Правописание НН в причастиях. |
Правописание НН в причастиях. |
Правописание НН в причастиях. |
Систематизация и обобщение изученного по теме «Причастие». |
|
Деепричастие(14ч.) Понятие о деепричастии |
Признаки глагола и наречия у деепричастия. |
НЕ с деепричастием. |
Деепричастный оборот. |
Запятые при деепричастном обороте. |
Запятые при деепричастном обороте и одиночном деепричастии. |
Деепричастия совершенного и несовершенного вида, их образование. |
Образование деепричастий совершенного и несовершенного вида. |
Систематизация и обобщение изученного по теме «Деепричастие». |
Переход слов из одних самостоятельных частей речи в другие. |
Повторим орфографию. |
Повторим пунктуацию |
Служебные части речи. Понятие о служебных частях речи. |
Предлог(11ч.) Понятие о предлоге. |
Разряды предлогов по значению. |
Многозначность предлогов. |
Употребление предлогов. |
Производные и непроизводные предлоги. |
Правописание производных предлогов. |
Простые и составные предлоги. |
Морфологический разбор предлогов. |
Систематизация и обобщение изученного в разделе «Предлог». |
Союз (14ч.) Понятие о союзе. |
Сочинительные союзы. |
Сочинительный союз в простом предложении. |
Сочинительный союз в сложносочиненном предложении. |
Подчинительные союзы. Правописание подчинительных союзов. |
Правописание союзов ТОЖЕ, ТАКЖЕ, ЗАТО, ЧТОБЫ. |
Систематизация и обобщение изученного в разделе «Союз». |
Частица(14ч.) Понятие о частице. |
Формообразующие частицы. |
Разделительное и дефисное написание частиц. |
Значения частиц |
Отрицательные частицы. Роль отрицательной частицы НЕ. |
Отрицательные частицы НЕ и НИ. Значение частицы НИ. |
Различение на письме частиц НЕ и НИ . |
Различие на письме частицы НИ и союза НИ-НИ . |
Различие на письме частицы НЕ и приставки НЕ. |
Систематизация и обобщение изученного по теме «Частицы». |
Междометия (4ч.) Междометия как особый разряд слов. Разряды междометий. |
Звукоподражательные слова, их грамматические особенности и отличия от междометия. |
Знаки препинания при междометиях. Дефис в междометиях. |
Использование междометий и звукоподражательных слов в разговорной речи в художественном произведении. |
Повторение (17) |
Тема (раздел) | Общее количество часов |
Общие сведения о языке | 1 |
Повторение изученного в 5-6 классе | 15 |
Грамматика. Морфология. Причастие | 35 |
Деепричастие | 14 |
Предлог | 11 |
Союз | 14 |
Частица | 14 |
Междометие | 4 |
Повторение изученного | 17 |
Развитие речи | 36 |
Контрольные работы | 9 |
Всего | 170 |
8 класс
Введение (1ч.) Функции русского язык в современном мире. |
Повторение изученного в V-VII классах (9ч.) Лексика и фразеология |
Повторение правописания безударных гласных и согласных в корне. |
Морфемный разбор слов. |
Разбор слов по составу. |
Морфологические признаки различных частей речи. |
Повторение морфологического разбора слов. |
Синтаксис и пунктуация. Повторение синтаксического разбора предложения. |
Повторение пунктуации сложного предложения. |
Повторение пунктуации простого осложненного предложения. |
СИНТАКСИС И ПУНКТУАЦИЯ Введение (2ч.) Виды связи |
Способы подчинительной связи |
Словосочетание и предложение (4ч.) Основные виды словосочетаний. Цельные словосочетания |
Понятие о предложении. Строение предложения, его виды по цели и эмоциональной окраске |
Основные виды предложений. Логическое ударение и порядок слов в предложении |
Главные члены предложения (8ч.) Главные члены предложения. |
Сказуемое и его основные типы. |
Подлежащее и способы его выражения |
Простое глагольное сказуемое. |
Составное глагольное сказуемое. |
Составное именное сказуемое. |
Тире между подлежащим и сказуемым |
Повторение пунктуации простого осложненного предложения |
Второстепенные члены предложения(10ч.) Второстепенные члены предложения. |
Определение |
Согласованные и несогласованные определения |
Приложение |
Пунктуация при приложении |
Дополнение |
Обстоятельство. |
Виды обстоятельств. |
Тест по теме «Второстепенные члены предложения» |
Повторим орфографию. Орфограммы в приставках |
Понятие об односоставных предложениях (5ч.) Определенно-личные предложения |
Неопределенно-личные предложения |
Безличные предложения |
Назывные предложения |
Обобщение по теме «Односоставные предложения» |
Полные и неполные предложения (1ч.) Особенности строения полных и неполных предложений |
Предложения с однородными членами (10ч.) Однородные члены. |
Союзы при однородных членах предложения |
Обобщающие слова при однородных членах предложения |
Обобщающие слова при однородных членах предложения и пунктуация при них |
Знаки препинания в предложениях с однородными членами |
Однородные члены предложения как средство выразительности речи |
Однородные и неоднородные определения |
Постановка знаков препинания в предложениях с однородными и неоднородными определениями |
Однородные и неоднородные определения, пунктуация при них |
Обобщающий урок по теме «Однородные члены предложения» |
Обособленные члены предложения (12ч.) Понятие об обособлении |
Согласованные определения |
Обособление согласованных определений |
Обособление несогласованных определений |
Обособление приложений |
Обособление дополнений |
Обособление обстоятельств, выраженных деепричастным оборотом |
Обособление деепричастных оборотов |
Обособленные обстоятельства, пунктуация при них |
Обособление обстоятельств, выраженных существительными с предлогами. |
Обособление обстоятельств, выраженных существительными с предлогами. |
Обобщение изученного материала по теме «Обособленные члены предложения» |
Обособленные уточняющие члены предложения (3ч.) Обособление уточняющих членов предложения |
Пунктуация при уточняющих членах предложения |
Обособление уточняющих членов предложения |
Вводные слова, предложения (3ч.) Предложения с вводными словами, словосочетаниями предложениями |
Предложения с вводными словами, словосочетаниями предложениями |
Предложения с вводными словами, словосочетаниями предложениями |
Обращение (3ч.) Предложения с обращениями |
Предложения с обращениями |
Обращение как средство связи предложений в тексте |
Слова-предложения (1ч.) Особенности слов-предложений |
Повторение (9ч.) |
Тема (раздел) | Общее количество часов |
Введение | 1 |
Повторение изученного в V-VII классах | 9 |
СИНТАКСИС И ПУНКТУАЦИЯ Введение | 2 |
Словосочетание и предложение | 4 |
Главные члены предложения | 8 |
Второстепенные члены предложения | 10 |
Понятие об односоставных предложениях | 5 |
Полные и неполные предложения | 1 |
Предложения с однородными членами | 10 |
Обособленные члены предложения | 12 |
Обособленные уточняющие члены предложения | 3 |
Вводные слова, предложения | 3 |
Обращение | 3 |
Слова-предложения | 1 |
Повторение | 9 |
Развитие речи | 15 |
Контрольные работы | 6 |
Всего | 102 |
9 класс
Общие сведения о языке (3ч.) Основные формы существования национального русского языка | |
Понятие о литературном языке | |
Нормированность – отличительная особенность современного литературного языка | |
Повторение изученного в 5-8 классах (2ч.) | |
Простое предложение и его грамматическая основа. Предложения с однородными членами. | |
Предложения с обособленными членами | |
Сложное предложение (24ч.) Понятие о сложном предложении. Сложное предложение как единица синтаксиса. Основные виды сложных предложений. | |
Понятие о сложносочиненном предложении. Строение ССП, средства связи частей ССП, смысловые отношения между частями ССП | |
ССП. Знаки препинания в ССП. | |
Смысловые отношения между частями ССП и способы их выражения | |
Знаки препинания в ССП с общим второстепенным членом | |
Синтаксический и пунктуационный разбор ССП. Знаки препинания в ССП. | |
Понятие о сложноподчиненном предложении. Строение СПП, средства связи его частей | |
Подчинительные союзы и союзные слова в СПП | |
Роль указательных слов. Особенности присоединения придаточных предложений к главному | |
Виды придаточных предложений | |
Придаточные подлежащные. Придаточные сказуемные | |
Придаточные определительные | |
Придаточные определительные | |
Придаточные дополнительные | |
Придаточные обстоятельственные | |
Придаточные обстоятельственные | |
СПП с несколькими придаточными. Знаки препинания в них | |
Понятие о бессоюзном сложном предложении. Интонация в БСП. Запятая и точка с запятой в БСП. | |
Тире в БСП | |
Двоеточие в БСП | |
Систематизация и обобщение изученного по теме «БСП» | |
Сложное предложение с разными видами связи | |
Знаки препинания в сложном предложении с разными видами связи | |
Знаки препинания в сложных предложениях с разными видами связи | |
Предложения с чужой речью (5ч.) Способы передачи чужой речи. Разделительные и выделительные знаки препинания в предложениях с прямой речью | |
Предложения с прямой речью | |
Предложения с косвенной речью. Замена прямой речи косвенной. | |
Цитаты. Способы цитирования. Знаки препинания при цитировании. | |
Систематизация и обобщение изученного по теме «Способы передачи чужой речи» | |
Повторение (11ч.) | |
Тема (раздел) | Общее количество часов | Общие сведения о языке | 3 | Повторение изученного в 5-8 классах | 2 | Сложное предложение | 24 | Предложения с чужой речью | 5 | Повторение | 11 | Развитие речи | 16 | Контрольные работы | 5 | Всего | 66 |
|
24