МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«Основная общеобразовательная школа села Рогаткино
Красноармейского района Саратовской области»
|
«Согласовано» Руководитель ШМО педагогических работников ____________ Лагутина Л.А. Протокол № ______ от «__ _»____________ 2017 г.___ | «Согласовано» Заместитель директора по УВР ____________ Л. А. Лагутина | «Утверждено» Директор МБОУ «ООШ с. Рогаткино» ____________ И. П. Шишлова Приказ № ______ от «__ _»____________ 2017 г |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по музыке
для учащихся 6 класса
Составитель:
учитель начальных классов
Лукьянчикова Татьяна Владимировна
«Рассмотрено»
на заседании педагогического совета
Протокол № ______ от «___»____________
2017/2018 учебный год
2.Пояснительная записка
Программа составлена на основе Федерального Государственного образовательного стандарта основного общего образования; Программы Музыка 5 – 7 классы, авторы программы Г.П. Сергеева, Е.Д. Критская – Москва: «Просвещение» 2014 г.
Реализация учебной программы обеспечивается:
1.Сергеева, Г. П. Музыка. 6 класс [Текст] : учеб. для общеобразоват. учреждений / Г. П. Сергеева, Е. Д. Критская. - М.: Просвещение, 2014 г.
2.Сергеева, Г. П. Музыка. 6 класс. Творческая тетрадь [Текст]: пособие для учащихся общеобразоват. учреждений / Г. П. Сергеева, Е. Д. Критская. - М.: Просвещение, 2014 г.
3.Музыка. Хрестоматия музыкального материала. 6 класс [Ноты]: пособие для учителей общеобразоват. учреждений / сост. Г. П. Сергеева, Е. Д. Критская. - М.: Просвещение, 2014 г.
Курс нацелен на изучение многообразных взаимодействий музыки с жизнью, природой, обычаями, литературой, живописью, историей, психологией музыкального восприятия, а также с другими видами и предметами художественной и познавательной деятельности.
В программе 6 класса рассматривается многообразие музыкальных образов, запечатленных в жанрах вокальной, инструментальной и инструментально-симфонической музыки. Музыкальный образ рассматривается как живое, обобщенное представление о действительности, выраженное в звуках. В сферу изучения входят также интонационная природа музыкальных образов, приемы взаимодействия и развития различных образных сфер в музыкальном искусстве. Мир образов народной, религиозной, классической и современной музыки. Музыка в семье искусств.
Приоритетным направлением содержания программы по-прежнему остается русская музыкальная культура. Фольклор, классическое наследие, музыка религиозной традиции, современные музыкальные направления музыкального искусства формируют у учащихся национальное самосознание, понимание значимости своей культуры в художественной картине мира.
Цель - развитие музыкальной культуры обучающихся как неотъемлемой части духовной культуры.
В данной программе выдвигаются следующие задачи и направления музыкального образования и воспитания, вытекающие из специфики музыкального искусства, закономерностей художественного творчества и возрастных особенностей учащихся:
- развитие музыкальности; музыкального слуха, певческого голоса, музыкальной памяти, способности к сопереживанию; образного и ассоциативного мышления, творческого воображения;
- освоение музыки и знаний о музыке, ее интонационно-образной природе, жанровом и стилевом многообразии, особенностях музыкального языка; музыкальном фольклоре, классическом наследии и современном творчестве отечественных и зарубежных композиторов; о воздействии музыки на человека; о ее взаимосвязи с другими видами искусства и жизнью;
- овладение практическими умениями и навыками в различных видах музыкально-творческой деятельности: слушании музыки, пении (в том числе с ориентацией на нотную запись), инструментальном музицировании, музыкально-пластическом движении, импровизации, драматизации исполняемых произведений;
- воспитание эмоционально-ценностного отношения к музыке; устойчивого интереса к музыке, музыкальному искусству своего народа и других народов мира; музыкального вкуса учащихся; потребности к самостоятельному общению с высокохудожественной музыкой и музыкальному самообразованию; слушательской и исполнительской культуры учащихся.
Изучение региональных, национальных и этнокультурных особенностей направлено на достижение цели - приобщение учащихся к богатому наследию традиционного музыкального искусства адыгов и народов, населяющих регион, воспитание и развитие высоконравственной творческой личности
Включение региональных, национальных и этнокультурных особенностей в программу по предмету «Музыка» способствует реализации следующих задач:
- возрождению и развитию традиций национальной культуры народов Адыгеи;
-осознание своей этнической и национальной принадлежности на основе изучения лучших образцов фольклора;
-расширению представления о национальном музыкальном творчестве народов, населяющих регион, как источнике народной мудрости, красоты и жизненной силы, вдохновения профессиональных композиторов и исполнителей;
-воспитание любви к своей культуре, своему народу и настроенность на восприятие иных культур;
-воспитание музыкально-эстетического вкуса через культуру и искусство своего народа, межнациональную культуру общения, патриотических чувств, толерантности и миролюбия;
-формирование у детей культуры межнационального общения через осязание уникальности национальных ценностей, определение места нации в мировом сообществе;
-восприятие музыкального языка своего народа, голоса родного мира, музыкального языка других народов, проживающих на территории Республики Адыгея;
-сохранению и приумножению национально-культурного достижения региона;
-развитие самосознания детей, через ценности культуры народов, населяющих Республику Адыгея.
3.Общая характеристика предмета
Данную программу характеризует взаимосвязь с программой начальной школы, проявляющаяся в единстве и развитии методологических и методических подходов, в координации тематического и музыкального материала. Учитываются концептуальные положения программы, разработанной под научным руководством Д.Б. Кабалевского, в частности тот ее важнейший объединяющий момент, который связан с введением темы года.
При сохранении подхода к музыке, как части общей духовной культуры школьника, программа нацелена на углубление идеи многообразных взаимодействий музыки с жизнью, природой, психологией музыкального восприятия, а также с другими видами и предметами художественной и познавательной деятельности – литературой, изобразительным искусством, историей, мировой художественной культурой, русским языком, природоведением.
Приоритетным направлением содержания программы и УМК по-прежнему остается русская музыкальная культура. Фольклор, классическое наследие, музыка религиозной традиции, современные музыкальные направления музыкального искусства формируют у учащихся национальное самосознание, понимание значимости своей культуры в художественной картине мира.
Вторая ступень музыкального образования логически развивает идею начальной школы — формирование основ музыкальной культуры учащихся.
Музыкальное образование (воспитание, обучение и развитие) в основной школе способствуют формированию у учащихся эстетического чувства, сознания, потребностей, вкуса, ощущения и осознания красоты и гармонии в музыкальном искусстве и жизни. Общение подростков с музыкой открывает возможность для духовного становления личности и ее творческого самовыражения.
Программа состоит из двух разделов, соответствующих темам «Мир образов вокальной и инструментальной музыки» и «Мир образов камерной и симфонической музыки».
Такое деление учебного материала весьма условно, так как знакомство с музыкальным произведением всегда предполагает его рассмотрение в содружестве муз.
4.Место предмета в учебном плане.
Предмет «Музыка» изучается на ступени основного общего образования в качестве обязательного предмета в 5-7 классах в общем объеме 102 часа , 34 часов в год, по 1 часу в неделю.
На изучение предмета «Музыка»в 6 классе отводится:
Количество часов в неделю – 1 ч.
Количество часов в год – 34 ч.
5.Личностные, метапредметные и предметные
результаты освоения предмета.
Личностные результаты отражаются в индивидуальных качественных свойствах учащихся, которые они должны приобрести в процессе освоения учебного предмета «Музыка»:
-чувство гордости за свою Родину, российский народ и историю России, осознание своей этнической и национальной принадлежности;
-знание культуры своего народа, своего края, основ культурного наследия народов России и человечества;
-усвоение традиционных ценностей многонационального российского общества;
целостный, социально ориентированный взгляд на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий;
-ответственное отношение к учению, готовность и способность к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию;
-уважительное отношение к иному мнению, истории и культуре других народов; готовность и способность вести диалог с другими людьми и достигать в нем взаимопонимания;
- этические чувства доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимание чувств других людей и сопереживание им;
-компетентность в решении проблем на основе личностного выбора, осознанное и ответственное отношение к собственным поступкам;
-коммуникативная компетентность в общении и сотрудничестве со сверстниками, старшими и младшими в образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видах деятельности;
-участие в общественной жизни школы в пределах возрастных компетенций с учетом региональных и этнокультурных особенностей;
-признание ценности жизни во всех ее проявлениях и необходимости ответственного, бережного отношения к окружающей среде;
-принятие ценности семейной жизни, уважительное и заботливое отношение к членам своей семьи;
-эстетические потребности, ценности и чувства, эстетическое сознание как результат освоения художественного наследия народов России и мира, творческой деятельности музыкально-эстетического характера.
Метапредметные результаты характеризуют уровень сформированности универсальных учебных действий, проявляющихся в познавательной и практической деятельности учащихся:
-умение самостоятельно ставить новые учебные задачи на основе развития познавательных мотивов и интересов;
-умение самостоятельно планировать пути достижения целей, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;
-умение анализировать собственную учебную деятельность, адекватно оценивать правильность или ошибочность выполнения учебной задачи и собственные возможности ее решения, вносить необходимые коррективы для достижения запланированных результатов;
-владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;
-умение определять понятия, обобщать, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации; умение устанавливать причинно-следственные связи; размышлять, рассуждать и делать выводы;
-смысловое чтение текстов различных стилей и жанров;
-умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы модели и схемы для решения учебных и познавательных задач;
-умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками: определять цели, распределять функции и роли участников, например в художественном проекте, взаимодействовать и работать в группе;
-формирование и развитие компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий; стремление к самостоятельному общению с искусством и художественному самообразованию.
Предметные результаты обеспечивают успешное обучение на ступени образования и отражают:
-сформированность основ музыкальной культуры школьника как неотъемлемой части его общей духовной культуры;
-сформированность потребности в общении с музыкой для дальнейшего духовно-нравственного развития, социализации, самообразования, организации содержательного культурного досуга на основе осознания роли музыки в жизни отдельного человека и общества, в развитии мировой культуры;
-развитие общих музыкальных способностей школьников (музыкальной памяти и слуха), а также образного и ассоциативного мышления, фантазии и творческого воображения, эмоционально-ценностного отношения к явлениям жизни и искусства на основе восприятия и анализа художественного образа;
-сформированность мотивационной направленности на продуктивную музыкально-творческую деятельность (слушание музыки, пение, инструментальное музицирование, драматизация музыкальных произведений, импровизация, музыкально-пластическое движение и др.);
-воспитание эстетического отношения к миру, критического восприятия музыкальной информации, развитие творческих способностей в многообразных видах музыкальной деятельности, связанной с театром, кино, литературой, живописью;
-расширение музыкального и общего культурного кругозора; воспитание музыкального вкуса, устойчивого интереса к музыке своего народа и других народов мира, классическому и современному музыкальному наследию;
-овладение основами музыкальной грамотности: способностью эмоционально воспринимать музыку как живое образное искусство во взаимосвязи с жизнью, со специальной терминологией и ключевыми понятиями музыкального искусства, элементарной нотной грамотой в рамках изучаемого курса;
-приобретение устойчивых навыков самостоятельной, целенаправленной и содержательной музыкально-учебной деятельности, включая информационно-коммуникационные технологии;
-сотрудничество в ходе реализации коллективных творческих проектов, решения различных музыкально-творческих задач.
6.Содержание предмета .
Тема I полугодия: «Мир образов вокальной и инструментальной музыки» (16 часов)
Урок 1. Удивительный мир музыкальных образов.
Богатство музыкальных образов (лирические); особенности их драматургического развития в вокальной музыке и инструментальной музыке.
Определение музыкального образа. Специфика вокальной и инструментальной музыки. Лирические образы русских романсов и песен. Многообразный мир эмоциональных чувств в лирическом романсе. Единство музыкальной и поэтической речи в романсе.
Урок 2. Образы романсов и песен русских композиторов. Старинный русский романс.
Богатство музыкальных образов (лирические); особенности их драматургического развития в вокальной музыке. Развитие жанров светской музыки – романс.
Жанр песни-романса. Песня-диалог. Инструментальная обработка романса.
Урок 3. Два музыкальных посвящения. Портрет в музыке и живописи. Картинная галерея
Отечественная музыкальная культура 19 века: формирование русской классической школы - М.И. Глинка. Исполнение музыки как искусство интерпретации.
Музыкальный портрет. Единство содержания и формы. Приемы развития музыкального образа. Особенности музыкальной формы. Сравнение исполнительских трактовок.
Урок 4. РНиОЭ Портрет в музыке и живописи адыгейских композиторов, художников, поэтов и писателей.
Образы романсов и песен адыгейских композиторов. Образ женщины в творчестве художников Республики Адыгея.
Поэма для смешанного хора и солиста на адыгейскую народную песню «Сердце матери» Г.Чич.
Урок 5. «Уноси мое сердце в звенящую даль…».
Отечественная музыкальная культура 19 века: формирование русской классической школы – С.В. Рахманинов.
Лирические образы романсов С.В. Рахманинова. Мелодические особенности музыкального языка С.В. Рахманинова. Выразительность и изобразительность в музыке.
Урок 6. Музыкальный образ и мастерство исполнителя.
Выдающиеся российские исполнители: Ф.И. Шаляпин.
Творчество Ф.И. Шаляпина. Выразительные тембровые и регистровые возможности голоса Ф.И. Шаляпина. Артистизм и талант Ф.И. Шаляпина.
Урок 7. Обряды и обычаи в фольклоре и в творчестве русских композиторов. Народное музыкальное творчество. Основные жанры русской народной музыки (обрядовые песни). Народные истоки русской профессиональной музыки.
Лирические образы свадебных обрядовых песен. Песня-диалог. Воплощение обряда свадьбы в операх русских композиторов (на примере одной из опер по выбору учителя).
Урок 8. Образы песен зарубежных композиторов. Искусство прекрасного пения.
Творчество выдающихся композиторов прошлого. Знакомство с творчеством выдающихся русских и зарубежных исполнителей.
Знакомство с вокальным искусством прекрасного пения бельканто. Музыкальные образы песен Ф. Шуберта. Развитие музыкального образа от интонации до сюжетной сцены.
Урок 9. Старинный песни мир. Баллада «Лесной царь».
Романтизм в западноевропейской музыке. Взаимосвязь музыки и речи на основе их интонационной общности и различий. Богатство музыкальных образов.
Драматические образы баллады «Лесной царь». Единство выразительного и изобразительного в создании драматически напряженного образа. Сквозное развитие баллады. Артистизм и мастерство исполнителя.
Урок 10. Образы русской народной и духовной музыки. Народное искусство Древней Руси.
Образная природа и особенности русской духовной музыки в эпоху средневековья: знаменный распев как музыкально-звуковой символ Древней Руси.
Особенности развития русского музыкального фольклора. Составление ритмической партитуры для инструментовки русской народной песни, инструментальное музицирование.
Урок 11. Образы русской народной и духовной музыки. Духовный концерт.
Духовная и светская музыкальная культура России во второй половине XVII в. и XVIII в. Духовная музыка русских композиторов: хоровой концерт..
Характерные особенности духовной музыки. Основные жанры религиозно-духовной культуры – Всенощная и Литургия. Знаменный распев как основа русской духовной музыки. Жанр хорового концерта. Полифоническое изложение материала.
Урок 12. «Фрески Софии Киевской». «Перезвоны» Молитва.
Стилевое многообразие музыки ХХ столетия: развитие традиций русской классической музыкальной школы.
Духовные сюжеты и образы в современной музыке. Особенности современной трактовки.
Связь музыки В. Гаврилина с русским народным музыкальным творчеством. Жанр молитвы в музыке отечественных композиторов.
Урок 13. Образы духовной музыки Западной Европы. Небесное и земное в музыке Баха. Полифония. Фуга. Хорал.
Особенности западноевропейской музыки эпохи Барокко. Музыка И.С. Баха как вечно живое искусство, возвышающее душу человека).
Характерные особенности музыкального языка И.С. Баха. Выразительные возможности органа. Особенности развития музыки в полифонии. Полифонический 2-частный цикл: токката и фуга, прелюдия и фуга. Современная рок-обработка музыки И.С. Баха.
Урок 14. Образы скорби и печали. Фортуна правит миром. «Кармина Бурана».
Стилевое многообразие музыки ХХ столетия (К. Орф), особенности трактовки драматической и лирической сфер музыки на примере образцов камерной инструментальной музыки.
Образы скорби и печали в духовной музыке. Закрепление вокально-инструментальных жанров кантаты и реквиема. Полифонический и гомофонный тип изложения музыкального материала. Контраст музыкальных образов.
Урок 15 РНиЭО Образы скорби и печали в нартском эпосе.
Старинные адыгские песни-плачи.
Эпос «Нарты» - уникальный памятник духовной культуры адыгского народа
Урок 16. Авторская музыка: прошлое и настоящее.
Неоднозначность терминов «легкая» и «серьезная» музыка. Взаимопроникновения «легкой» и «серьезной» музыки, особенности их взаимоотношения в различных пластах современного музыкального искусства :бардовская песня .
Жанры и особенности авторской песни. Исполнители авторской песни – барды. Выдающиеся отечественные исполнители авторской песни. История становления авторской песни. Жанр сатирической песни.
Тема II полугодия:
«Мир образов камерной и симфонической музыки» (19 часов)
Урок 17. Джаз – искусство 20 века.
Неоднозначность терминов «легкая» и «серьезная» музыка. Взаимопроникновения «легкой» и «серьезной» музыки, особенности их взаимоотношения в различных пластах современного музыкального искусства: джаз -
Взаимодействие легкой и серьезной музыки. Определение джаза. Истоки джаза (спиричуэл, блюз). Импровизационность джазовой музыки. Джазовые обработки.
Урок 18. Вечные темы искусства и жизни.
Особенности трактовки драматической и лирической сфер музыки на примере образцов камерной инструментальной музыки - прелюдия, этюд.
Жизнь – единая основа художественных образов любого вида искусства. Своеобразие и специфика художественных образов камерной и симфонической музыки. Характерные черты музыкального стиля Ф. Шопена. Закрепление жанра ноктюрна.
Урок 19. Образы камерной музыки. Романтизм в западноевропейской музыке. Развитие жанров светской музыки: камерная инструментальная.
Переплетение эпических, лирических и драматических образов. Сходство и различие как основной принцип развития и построения музыки. Контраст как основной принцип развития в музыке. Разнообразие жанров камерной музыки. Особенности жанра инструментальной баллады.
Урок 20. Инструментальная баллада. Ночной пейзаж.
Романтизм в западноевропейской музыке. Развитие жанров светской музыки: камерная инструментальная – инструментальная баллада. Сравнительная характеристика особенностей восприятия мира композиторами.
Особенности жанра инструментальной баллады. Переплетение эпических, лирических и драматических образов. Сходство и различие как основной принцип развития и построения музыки. Контраст как основной принцип развития в балладе. Расширение представлений о жанре ноктюрна. Особенности претворения образа-пейзажа
Урок 21. Инструментальный концерт. «Итальянский концерт».
Особенности западноевропейской музыки эпохи Барокко. Зарубежная духовная музыка в синтезе с храмовым искусством. Новый круг образов, отражающих чувства и настроения человека, его жизнь в многообразных проявления
Зарождение и развитие жанра инструментального концерта. Разновидности и структура концерта. Инструментальный концерт эпохи барокко. Программная музыка. Выразительность и изобразительность музыки. Образ-пейзаж
Урок 22. «Космический пейзаж». «Быть может, вся природа – мозаика цветов?» Картинная галерея. Стилевое многообразие музыки ХХ столетия.
Образ-пейзаж. Приемы развития современной музыки. Выразительность и изобразительность в музыке. Контраст образных сфер. Моделирование ситуации восприятия не программного произведения. Выразительные возможности электромузыкального инструмента
Урок 23. Образы симфонической музыки «Метель». Музыкальные иллюстрации к повести А.С.Пушкина.
Стилевое многообразие музыки ХХ столетия: развитие традиций русской классической музыкальной школы. Творчество выдающихся композиторов прошлого и современности: Г.Свиридов.
Образы русской природы в музыке Г.Свиридова. Возможности симфонического оркестра в раскрытии образов литературного произведения. Стилистические особенности музыкального языка Г.Свиридова. Особенности развития музыкального образа в программной музыке.
Урок 24. РНиЭО Принцип сходства и контраста в музыке адыгейских композиторов.
Музыка к рок-опере «Моцарт»
Урок 25. РНиЭО Особенности музыкальной культуры народов Адыгеи.
Сравнительная характеристика особенностей восприятия мира адыгейскими композиторами классиками и романтиками.
Осознание учащимися значимости музыкального искусства для творчества поэтов и писателей, расширение представлений о творчестве адыгейских композиторов. Музыка не только раскрывает мир человеческих чувств, настроения, мысли, но и играет в литературе драматургическую роль, выявляя внутреннюю сущность человека, оттеняя, углубляя, характеры, ситуации, события.
Урок 26. Симфоническое развитие музыкальных образов. «В печали весел, а в веселье печален». Связь времен.
Особенности трактовки драматической и лирической сфер музыки на примере образцов камерной инструментальной музыки.
Особенности жанров симфонии и оркестровой сюиты. Стилистические особенности музыкального языка В.Моцарта и П.И.Чайковского. Сходство и различие как основные принципы музыкального развития, построения музыкальной формы. Различные виды контраста. Контраст как сопоставление внутренне противоречивых состояний. Интерпретация и обработка классической музыки.
Урок 27. Программная увертюра. Увертюра «Эгмонт».
Особенности трактовки драматической и лирической сфер музыки на примере образцов камерной инструментальной музыки: увертюра. Классицизм в западноевропейской музыке.
Жанр программной увертюры. Воплощение литературного сюжета в программной музыке. Закрепление строения сонатной формы. Контраст как конфликтное столкновение противоборствующих сил.
Урок 28. РНиЭО Классические произведения адыгейских композиторов.
Творчество дирижёра А. Гончарова.
Урок 29. Увертюра-фантазия «Ромео и Джульетта».
Богатство музыкальных образов и особенности их драматургического развития (контраст, конфликт) в вокальной, вокально-инструментальной, камерно-инструментальной, симфонической и театральной музыке.
Взаимосвязь музыки и литературы. Воплощение литературного сюжета в программной музыке. Закрепление строения сонатной формы. Контраст как конфликтное столкновение противоборствующих сил. Обобщенные образы добра и зла, любви и вражды.
Урок 30. Мир музыкального театра. Балет С.Прокофьева «Ромео и Джульетта».
Богатство музыкальных образов и особенности их драматургического развития (контраст, конфликт) в вокальной, вокально-инструментальной, камерно-инструментальной, симфонической и театральной музыке.
Взаимосвязь музыки и литературы. Воплощение литературного сюжета в программной музыке. Закрепление строения сонатной формы. Контраст как конфликтное столкновение противоборствующих сил. Обобщенные образы добра и зла, любви и вражды.
Урок 31. - Урок 32. Мир музыкального театра. Взаимопроникновения «легкой» и «серьезной» музыки, особенности их взаимоотношения в различных пластах современного музыкального искусства: мюзикл, рок-опера.
Интерпретация литературного произведения в различных музыкально-театральных жанрах: опере, балете, мюзикле. Взаимопроникновение и смысловое взаимодействие слова, музыки, сценического действия, хореографии и т.д. Метод острых контрастных сопоставлений как один из сильнейших драматургических приемов
Современная трактовка классических сюжетов и образов: мюзикл, рок-опера, киномузыка. Взаимопроникновение и смысловое единство слова, музыки, сценического действия, изобразительного искусства, хореографии, а также легкой и серьезной музыки.
Урок 33.-Урок34 Образы киномузыки. Обобщающий урок.
Взаимопроникновения «легкой» и «серьезной» музыки, особенности их взаимоотношения в различных пластах современного музыкального искусства. Творчество отечественных композиторов-песенников - И.О. Дунаевский.
Современная трактовка классических сюжетов и образов: мюзикл, рок-опера, киномузыка. Взаимопроникновение и смысловое единство слова, музыки, сценического действия, изобразительного искусства, хореографии, а также легкой и серьезной музыки.
Слушание музыкальных фрагментов. Игра «Угадай мелодию». Тестирование по темам года.
7. Календарно-тематическое планирование
№ | Тема урока | Кол-во ча-сов | Универсальные учебные действия | Характеристика деятельности учащихся | Домашнее задание | Дата |
план | факт |
Раздел 1 Мир образов вокальной и инструментальной музыки. 16 ч |
1 | Удивительный мир музыкальных образов. Инструктаж по технике безопасности. | 1 | Личностные: речевая декламация и романс -этот связь прошлого и настоящего. Регулятивные: самостоятельно отличать интонацию романса и речи. Познавательные: знать единство музыкальной и поэтической речи романса. Коммуникативные: знать особенности мелодической линии. | Различать простые и сложные жанры вокальной, инструментальной, сценической музыки | Стр.6-9 вопросы | | |
2 | Образы романсов и песен русских композиторов. Старинный русский романс. | 1 | Л: знать известные русские романсы. Р: самостоятельно определять, почему романсы живут в памяти народа. П: различать какие качества души русского человека запечатлены в муз. образах романса. К:находить поэтическое и и муз. выражение главной мысли романса. | Четко понимать специфику и особенности романса ( лирический, драматический, эпический) | Стр. 10-13 вопросы | | |
3 | Два музыкальных посвящения. Портрет в музыке и живописи. | 1 | Л: научиться испытывать глубокие и возвышенные чувства в общении с природой. Р: самостоятельно отличать характер музыкальных произведений. П: уметь определять форму романса К: знать поэтические эпиграфы раскрывающие смысл романса. | Уметь определять музыкальные форма романса передающие тонкие душевные переживания. | Стр. 14-23, вопросы | | |
4 | РНиОЭ Портрет в музыке и живописи адыгейских композиторов, художников, поэтов и писателей. | 1 | Л: научиться испытывать глубокие и возвышенные чувства в общении с природой. Р: самостоятельно отличать характер музыкальных произведений. П: уметь определять форму романса К: знать поэтические эпиграфы раскрывающие смысл романса. | Воспитывать любовь и уважение к родному краю, образ которого воплощен в произведениях искусства, развивать слушательскую и исполнительскую культуру | Конспект в тетради | | |
5 | «Уноси мое сердце в звенящую даль…». | 1 | Л: уметь более глубоко вникать в музыкальный образ романса. Р: самостоятельно определять, что помогает композитору наиболее ярко передавать особенности главного лирического образа романса. П: знать музыкальные термины, помогающие передать музыкальные и поэтические образы романса. К:знать приемы развития музыки в романсе. | Понимать, что творчество пробуждается тогда, когда композитор чутко воспринимает мир. | Стр.24-25 вопросы | | |
6 | Музыкальный образ и мастерство исполнителя. | 1 | Л: гордиться великим русским певцом Ф.Шаляпиным Р: самостоятельно выявлять связь музыки, театра, ИЗО ( на творчестве Ф.Шаляпина) П: понимать красоту и правду в искусстве. К:расширять муз. компетентность. | Знать различные способы звуковедения. | Стр.26-29 вопросы | | |
7 | Обряды и обычаи в фольклоре и в творчестве русских композиторов | 1 | Л: понимать и любить русские народные обряды Р: самостоятельно различать диалог в РНП П:Знать , как при помощи интонаций раскрывается образ. К: разучивание песни «Матушка, что во поле пыльно» | Знать различные способы выражения переживаний человека в народной музыке и в композиторской | Стр.30-37, вопросы | | |
8 | Образы песен зарубежных композиторов. | 1 | Л: расширять музыкальный кругозор. Р: самостоятельно сравнивать мелодические линии муз. произведений. П: знать музыкальные термины. К: разучивание песни М. Глинки «Венецианская ночь» | Уметь различать становление муз. образа. | Стр.38-39 вопросы | | |
9 | Старинный песни мир. Баллада «Лесной царь». | 1 | Л: уважительно относится к творчеству Ф.Шуберта. Р: самостоятельно сравнивать язык трех худ. произведений: литер, муз, и ИЗО П: знать музыкальные термины. К: отличать пейзажные зарисовки в музыке Шуберта. | Определять основную мелодику муз .произведений Ф.Шуберта. | Стр. 40-47 вопросы | | |
7ч |
10 | Образы русской народной и духовной музыки. Народное искусство Древней Руси. | 1 | Л: уважать традиции русской духовной музыки. Р: знать обряды, сопровождаемые пением, пляской, игрой. П: знать народные муз. инструменты. К:уметь описывать образы гусляров в преданиях, легендах и былинах | Знать происхождение древних славянских обрядов и фольклора. | Стр.48-53 вопросы | | |
11 | Образы русской народной и духовной музыки. | 1 | Л: уважать традиции русской духовной музыки. Р: самостоятельно определять традиционные жанры духовного музыкального искусства. П:определять тесную связь слов и музыки духовного концерта. К: углублять знание жанра хорового концерта. | Понимать значение духовной музыки | Стр.54-57 вопросы | | |
12 | «Фрески Софии Киевской». «Перезвоны» Молитва. | 1 | Л: уважать и любить историю Родины Р: самостоятельно определять средства выразительности влияющие на характер музыки. (темп, регистр, динамика, ритм) П: владеть знаниями муз. терминов. К: знать приемы раскрытия муз. образов. | Определять средства раскрытия сюжетов и образов в религиозной тематике. | Стр.58-65 вопросы | | |
13 | Образы духовной музыки Западной Европы. Небесное и земное в музыке Баха. | 1 | Л: знать и любить шедевры духовной полифонической музыки. Р: самостоятельно отличать характер музыкальных тем муз. произведения. П: отличать светскую и духовную церковную музыку. К: определять близость хоралов к народным песням. | Знать особенности полифонической музыки Западной Европы. | Стр. 66-71 вопросы | | |
14 | Образы скорби и печали. Фортуна правит миром. «Кармина Бурана». | 1 | Л: уважать традиции западно -европейской духовной музыки Р: самостоятельно определять полифонический склад музыки. П: знать голоса хора К: знать приемы раскрытия музыкальных образов. | Знать особенности музыкального языка Западно-европейской музыки ( кантата, реквием) | Стр. 72-79 вопросы | | |
15 | РНиЭО Образы скорби и печали в нартском эпосе. | 1 | Л: иметь представление об образе печали в нартском эпосе Р: самостоятельно определять полифонический склад музыки. П: знать голоса хора К: знать приемы раскрытия музыкальных образов. | Знать особенности музыкального языка нартского эпоса | Конспект в тетради | | |
16 | Авторская музыка: прошлое и настоящее. | 1 | Л: формировать художественный вкус. Р: самостоятельно объяснять понятия: бард, ваганты,и т.д. П: знать жанры и особенности авторской песни. К: выполнение творческого задания. | Знать историю становления авторской песни | Стр. 80-87 вопросы | | |
Раздел 2. Музыка и изобразительное искусство 10ч |
17 | Джаз – искусство 20 века | 1 | Л: знать и любить джазовую музыку Р: самостоятельно определят особенности джазовых ритмов. П: находить главные муз. темы в импровизациях джаза. К: разучивание песни. | Знать историю становления джаза и блюза. | Стр. 88-739 вопросы | | |
18 | Вечные темы искусства и жизни. | 1 | Л: расширять музыкальный кругозор. Р: знать основные жанры музыки : песня, романс, кантата, симфоническая опера, балет. П: знать отличие камерной музыки от симфонической. К: знать жанры камерно музыки ( баллада, ноктюрн, инструментальный концерт, симфоническая миниатюра) | Знать основные принципы развития и построения музыкальной формы ( сходство-различие; повтор-контраст) | Стр.96-879 вопросы | | |
19 | Образы камерной музыки. | 1 | Л: расширять образно-эмоциональный диапазон своих муз. познаний. Р: самостоятельно распознавать по национальной принадлежности музыкальные произведения Шопена П: эмоционально откликаться на муз. шедевры Шопена. К: знать жанр музыки ноктюрн | Знать построение фортепианной музыки: инструментальная баллада, прелюдия, полонез, мазурка. | Стр. 98-103 вопросы | | |
20 | Инструментальная баллада.Ночной пейзаж. | 1 | Л: ценить музыкальные шедевры. Р: самостоятельно определять особенности камерной музыки П: эмоционально почувствовать, как музыка раскрывает духовный мир человека. К: четко определять средства муз. выразительности, помогающие понять содержание музыки. | Знать, какие принципы развития музыки в ноктюрне имеют главное значение. | Стр.104-107 вопросы | | |
21 | Инструментальный концерт. «Итальянский концерт». | 1 | Л: ценить актуальность старинной музыки. Р: Самостоятельно определять части инструм. Концерта Вивальди ( быстро-медленно-быстро) П: вспомнить жанр духовного концерта. К: знать форму построения первой части концерта ( «Весна») -рондо, вариация. | Иметь представление о построении камерной инструментальной музыки. | Стр.108-113 вопросы | | |
22 | «Космический пейзаж». «Быть может, вся природа – мозаика цветов?» | 1 | Л: интересоваться современной электронной музыкой. Р: самостоятельно составлять музыкальный образ, эстетическо-нравственный фон и художественный образ. П: осмысливать звуковой мир произведений космической тематики. К: уметь находить сходство и различие в композициях ( Космос и Вселенная) | Понимать оригинальность музыки и особенную манеру её изложения. | Стр.114-119 вопросы | | |
23 | Образы симфонической музыки «Метель». | 1 | Л: глубоко вдумываться в муз. образы Свиридова. Р: самостоятельно отличать главные мелодики музыки Свиридова. П: знать историю возникновения жанра музыкальные иллюстрации. К: отличать возможности симф. оркестра в раскрытии образов лит. сочинений. | Знать возможности симфонического оркестра, в раскрытии образов литер. сочинений. | Стр.120-127, вопросы | | |
24 | РНиЭО Принцип сходства и контраста в музыке адыгейских композиторов. | 1 | Л: расширять музыкальный кругозор. Р: самостоятельно определять полифоническое переплетение голосов. П: знать отличие пьес лирических от драматических К: творческое задание. | Находить сходства и контраст в музыке адыгейских композиторов. | Конспект в тетради | | |
25 | РНиЭО Особенности музыкальной культуры народов Адыгеи. | 1 | Л: уважать традиции адыгейской народной музыки Р: самостоятельно определять полифоническое переплетение голосов. П: знать отличие пьес лирических от драматических К: творческое задание. | Знать, выдающихся композиторов Адыгеи. | Конспект в тетради | | |
26 | Симфоническое развитие музыкальных образов. «В печали весел, а в веселье печален». | 1 | Л: с уважением относится к современным интерпретациям. Р: самостоятельно узнавать главную тему в «Моцартиане» П: определять жанр музыки. К: знать сходство и различия произведений Моцарта и Чайковского | Знать, что оркестровая интерпретация дает новое звучание и новую жизнь произведениям. | Стр. 128-137 вопросы | | |
9ч |
27 | Программная увертюра. Увертюра «Эгмонт». | 1 | Л: развивать в себе патриотическое отношение к Родине. Р: самостоятельно отличать главные темы увертюры. П: знать, какие интонации использует композитор, для изображения апофеоза героизма. К: знать выразительные средства для сопоставления конфликтных состояний. | Уметь отличать увертюры к операм, спектаклям, кинофильмам, от увертюры программного жанра. | Стр. 138-141 вопросы | | |
28 | РНиЭО Классические произведения адыгейских композиторов. | 1 | Л: уважительно относится к классическим шедеврам адыгейских композиторов Р: самостоятельно определять метод раскрытия сюжета. П: знать значение контраста музыкальной темы. К: творческое задание. | | Конспект в тетради | | |
29 | Увертюра-фантазия «Ромео и Джульетта». | 1 | Л: уважительно относится к классическим шедеврам музыки и литературы. Р: самостоятельно определять выразительные средства музыкальных образов. П: знать, почему композитор использует прием волнообразного развития мелодии. К: читать повесть-трагедию У.Шекспира «Ромео и Джульетта» | Знать этапы разработки разделов сонатной формы. | Стр. 142-149 вопросы | | |
30 | Балет С.Прокофьева «Ромео и Джульетта». | 1 | Л: интересоваться балетом. Знать ведущих мастеров русского балета. Р: самостоятельно определять метод раскрытия сюжета. П: знать значение контраста музыкальной темы. К: творческое задание. | Понимать смысловое единство музыки, сценического действа, ИЗО, хореографии, декорации и танца. | Стр. 150-153 вопросы | | |
31 | «Мюзикл. Л.Бернстайн «Вестсайдская история» | 1 | Л: любить современное искусство, посещать театр Р: самостоятельно находить виды мелодий -речитативной и песенной. П: узнавать фрагменты олицетворяющие эмоциональное состояние героев. К:знать, что дает слияние жанров искусства в современной жизни. | Знать, как контраст образных тем помогает раскрыть сюжет произведения. | Стр. 154-155 вопросы | | |
32 | Опера К.Глюка «Орфей и Эвридика» | 1 | Л: уважать и понимать оперное искусство. Р: самостоятельно определять средства выразительности главных тем героев. П: знать основные понятия и термины. К: творческое задание. | Понимать, что сюжет древнего мифа положенного на музыку показывает связь времен и талант композитора. | Стр. 156-159 вопросы | | |
33 | Образы киномузыки. «Ромео и Джульетта» в кино 20 века.» | 1 | Л: интересоваться шедеврами русского и зарубежного муз. кино. Р: самостоятельно различать интонации тембров, вздохов, окраски голосов. П: если не знать англ. яз, будет ли понятен муз. и кино-образ героев. К:знать, кого из героев характеризует повторяющаяся муз. тема | Получить представление и обобщить знания о различных жанрах музыки в отечественном кинематографе. | Стр. 160-165 | | |
34 | Итоговый тест | 1 | Л: соотносить поступок с моральной нормой. Р: умение систематизировать, информацию П: творчески интерпретировать содержание музыкального произведения в пении, муз-ритме движении, поэтическом слове, изобразительной деятельности. К: находить в тексте информацию, необходимую для ее решения. | Обобщение музыкальных представлений о мире образов вокальной и инструментальной музыки. | Стр. 160-165 | | |
8.Учебно-методическое и материально-техническое обеспечение предмета
1 Музыка 6 класс учебник для общеобразовательных учреждений, авт. Критская Е.Д., Сергеева Г.П., М.:Просвещение, 2014 г.
2. Хрестоматия музыкального материала к учебнику «Музыка» 6 кл. авт. Критская Е.Д., Сергеева Г.П. М.:Просвещение, 2014 г.
3.Фонохрестоматии музыкального материала к учебнику «Музыка» 6 класс. (СD) авт. Критская Е.Д., Сергеева Г.П.
4. Комплекс уроков по музыке CD диск 6 класс.
5.Методические рекомендации по учебным предметам в части учета региональных, национальных и этнокультурных особенностей в соответствии с ФГОС. Майкоп ООО «Качество», 2013 г.
6.Мультимедийная программа «Шедевры музыки» издательства «Кирилл и Мефодий».
7.Единая коллекция - http://collection.cross-edu.ru/catalog/rubr/f544b3b7-f1f4-5b76-f453-552f31d9b164.
8.Российский общеобразовательный портал - http://music.edu.ru/.
9.Детские электронные книги и презентации - http://viki.rdf.ru/.
10.CD-ROM. «Мир музыки». Программно-методический комплекс».
11.Интернет
9. Планируемые результаты освоения предмета.
По окончании курса изучения предмета учащийся 6 класса научится:
-понимать жизненно-образное содержание музыкальных произведений разных жанров; -
-различать лирические, эпические, драматические музыкальные образы;
-иметь представление о приемах взаимодействия и развития образов музыкальных
сочинений;
-знать имена выдающихся русских и зарубежных композиторов, приводить примеры их
произведений;
-уметь по характерным признакам определять принадлежность музыкальных
произведений к соответствующему жанру и стилю — музыка классическая, народная,
религиозная, современная;
Получит возможность научиться:
-наблюдать за многообразными явлениями жизни и искусства, выражать свое отношение к искусству;
-владеть навыками музицирования: исполнение песен (народных, классического репертуара, современных авторов), напевание запомнившихся мелодий знакомых музыкальных сочинений;
-анализировать различные трактовки одного и того же произведения, аргументируя исполнительскую интерпретацию замысла композитора;
-раскрывать образный строй музыкальных произведений на основе взаимодействия различных видов искусства;
-развивать навыки исследовательской художественно-эстетической деятельности (выполнение индивидуальных и коллективных проектов);
-применять информационно-коммуникативные технологии для расширения опыта творческой деятельности в процессе поиска информации в образовательном пространстве сети Интернет.
-совершенствовать умения и навыки самообразования.
10. Список используемой литературы.
1.Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования (приказ Минобрнауки РФ № 1897 от 17 декабря 2010г.)
2.Сборник рабочих программ «Музыка. Искусство 5-9 классы» Предметная линия учебников Е.Д. Критской, Г.П. Сергеевой –М.: Просвещение, 2013.
3.Уроки музыки. 5-6 классы. Поурочные разработки, авт.Е. Д. Критская, Г. П. Сергеева, М.: Просвещение, 2014 г.
4.Фонохрестоматии музыкального материала к учебнику «Музыка» 6 класс. (СD) авт. Критская Е.Д., Сергеева Г.П.
5.Музыка 6 класс учебник для общеобразовательных учреждений, авт. Критская Е.Д., Сергеева Г.П., М.:Просвещение, 2014 г.
6. Хрестоматия музыкального материала к учебнику «Музыка» 6 кл. авт. Критская Е.Д., Сергеева Г.П. М.:Просвещение, 2014 г.
7.Музыка. Планируемые результаты. Система заданий. 5-7 классы, авт. Е. Д. Критская, Л.А.Алексеева, М.: Просвещение, 2014 г.