2. Пояснительная записка
Программа по изобразительному искусству для 2 класса разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, планируемых результатов начального общего образования, примерной программы начального общего образования по изобразительному искусству, требований к результатам освоения основной образовательной программы начального общего образования по изобразительному искусству, завершённой предметной линии учебников «Изобразительное искусство», авт. Неменская Л.А. (под ред. Неменского Б.М.) (УМК «Школа России»).
Реализация учебной программы обеспечивается:
1. Е. И. Коротеева. Изобразительное искусство. Искусство и ты. 2 класс. М.: Просвещение, 2015.
2.Б. М. Неменский. Твоя мастерская. Рабочая тетрадь. 2 класс. М.: Просвещение, 2015.
Для реализации программного содержания используется для учителя:
3. Изобразительное искусство. Рабочие программы. Предметная линия учебников под редакцией Б.М. Неменского. 1-4 классы: пособие для учителей образоват. организаций / (Б.М. Неменский, Л. А. Неменская, Н.А. Горяева и др.) под ред. Б.М. Неменского. М.: Просвещение, 2015.
4. Методическое пособие к учебникам по изобразительному искусству: 1—4 кл. / Под ред. Б. М. Неменского. М.: Просвещение. 2010.
В системе предметов начальной общеобразовательной школы предмет «Изобразительное искусство» реализует следующую цель:
-формирование художественной культуры учащихся как неотъемлемой части культуры духовной.
Для достижения поставленных целей необходимо решать следующие практические задачи:
-формирование у обучающихся нравственно – эстетической отзывчивости на прекрасное и безобразное в жизни и искусстве;
-формирование художественно – творческой активности школьника;
-овладение образным языком изобразительного искусства посредством формирования художественных знаний, умений, навыков.
3.Общая характеристика предмета.
«Изобразительное искусство » является целостным интегрированным курсом, который включает в себя все основные виды искусства: живопись, графику, скульптуру, декоративно-прикладное искусство, архитектуру, дизайн, зрелищные и экранные искусства. Они изучаются в контексте взаимодействия с другими искусствами и их конкретными связями с жизнью общества и человека.
Систематизирующим методом является выделение трех основных видов художественной деятельности для визуальных пространственных искусств: конструктивной, изобразительной, декоративной.
Эти три вида художественной деятельности являются основанием для деления визуально-пространственных искусств на виды: изобразительные — живопись, графика, скульптура; конструктивные — архитектура, дизайн; различные декоративно-прикладные искусства.
Программа построена так, чтобы дать школьникам ясные представления о системе взаимодействия искусства с жизнью. Предусматривается широкое привлечение жизненного опыта детей, примеров из окружающей действительности. Одной из главных целей преподавания искусства становится задача развития у ребенка интереса к внутреннему миру человека, способности «углубления в себя», осознания своих внутренних переживаний. Это является залогом развития способности сопереживания.
Художественная деятельность школьников на уроках находит разнообразные формы выражения: изображение на плоскости и в объеме (с натуры, по памяти, по представлению); выполнение декоративной и конструктивной работы; восприятие явлений действительности и произведений искусства; обсуждение работ товарищей, результатов коллективного творчества и индивидуальной работы на уроках; изучение художественного наследия; подбор иллюстративного материала к изучаемым темам; прослушивание музыкальных и литературных произведений (народных, классических, современных).
На уроках вводится игровая драматургия по изучаемой теме, прослеживаются связи с музыкой, литературой, историей, трудом. С целью накопления опыта творческого общения в программу вводятся коллективные задания.
Необходимо иметь в виду, что, представленные в начальной школе в игровой форме как Братья-Мастера Изображения, Украшения, Постройки, эти три вида художественной деятельности должны сопутствовать учащимся все годы обучения. Они помогают вначале структурно членить, а значит, и понимать деятельность искусств в окружающей жизни, а затем более глубоко осознавать искусство
Место предмета в учебном плане
Учебная программа «Изобразительное искусство» разработана для 2 класса начальной школы.
На изучение предмета отводится 1 ч в неделю, всего на курс — 135 ч.
Предмет изучается: в 1 классе — 33 ч в год, во 2—4 классах — 34 ч в год (при 1 ч в неделю).
5Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения предмета.
В результате изучения курса «Изобразительное искусство» в начальной школе должны быть достигнуты определенные результаты.
Личностные результаты отражаются в индивидуальных качественных свойствах учащихся, которые они должны приобрести в процессе освоения учебного предмета по программе «Изобразительное искусство»:
-чувство гордости за культуру и искусство Родины, своего народа;
-уважительное отношение к культуре и искусству других народов нашей страны и мира в целом;
-понимание особой роли культуры и искусства в жизни общества и каждого отдельного человека;
-сформированность эстетических чувств, художественно-творческого мышления, наблюдательности и фантазии;
-сформированность эстетических потребностей (потребностей в общении с искусством, природой, потребностей в творческом отношении к окружающему миру, потребностей в самостоятельной практической творческой деятельности), ценностей и чувств;
-развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;
-овладение навыками коллективной деятельности в процессе совместной творческой работы в команде одноклассников под руководством учителя;
-умение сотрудничать с товарищами в процессе совместной деятельности, соотносить свою часть работы с общим замыслом;
-умение обсуждать и анализировать собственную художественную деятельность и работу одноклассников с позиций творческих задач данной темы, с точки зрения содержания и средств его выражения.
Метапредметные результаты характеризуют уровень сформированности универсальных способностей учащихся, проявляющихся в познавательной и практической творческой деятельности:
-освоение способов решения проблем творческого и поискового характера;
-овладение умением творческого видения с позиций художника, т. е. умением сравнивать, анализировать, выделять главное, обобщать;
-формирование умения понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности и способности конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха;
-освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии;
-овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам;
-овладение умением вести диалог, распределять функции и роли в процессе выполнения коллективной творческой работы;
-использование средств информационных технологий для решения различных учебно-творческих задач в процессе поиска дополнительного изобразительного материала, выполнение творческих проектов, отдельных упражнений по живописи, графике, моделированию и т.д.;
-умение планировать и грамотно осуществлять учебные действия в соответствии с поставленной задачей, находить варианты решения различных художественно-творческих задач;
-умение рационально строить самостоятельную творческую деятельность, умение организовать место занятий;
-осознанное стремление к освоению новых знаний и умений, к достижению более высоких и оригинальных творческих результатов.
Предметные результаты характеризуют опыт учащихся в художественно-творческой деятельности, который приобретается и закрепляется в процессе освоения учебного предмета:
-сформированность первоначальных представлений о роли изобразительного искусства в жизни человека, его роли в духовно-нравственном развитии человека;
-сформированность основ художественной культуры, в том числе на материале художественной культуры родного края, эстетического отношения к миру; понимание красоты как ценности, потребности в художественном творчестве и в общении с искусством;
-овладение практическими умениями и навыками в восприятии, анализе и оценке произведений искусства;
-овладение элементарными практическими умениями и навыками в различных видах художественной деятельности (рисунке, живописи, скульптуре, художественном конструировании), а также в специфических формах художественной деятельности, базирующихся на ИКТ (цифровая фотография, видеозапись, элементы мультипликации и пр.);
-знание видов художественной деятельности: изобразительной (живопись, графика, скульптура), конструктивной (дизайн и архитектура), декоративной (народные и прикладные виды искусства);
-знание основных видов и жанров пространственно-визуальных искусств;
-понимание образной природы искусства;
-эстетическая оценка явлений природы, событий окружающего мира;
-применение художественных умений, знаний и представлений в процессе выполнения художественно-творческих работ;
-способность узнавать, воспринимать, описывать и эмоционально оценивать несколько великих произведений русского и мирового искусства;
-умение обсуждать и анализировать произведения искусства, выражая суждения о содержании, сюжетах и выразительных средствах;
-усвоение названий ведущих художественных музеев России и художественных музеев своего региона;
-умение видеть проявления визуально-пространственных искусств в окружающей жизни: в доме, на улице, в театре, на празднике;
-способность использовать в художественно-творческой деятельности различные художественные материалы и художественные техники;
-способность передавать в художественно-творческой деятельности характер, эмоциональные состояния и свое отношение к природе, человеку, обществу;
-умение компоновать на плоскости листа и в объеме задуманный художественный образ;
-освоение умений применять в художественно-творческой деятельности основы цветоведения, основы графической грамоты;
-овладение навыками моделирования из бумаги, лепки из пластилина, навыками изображения средствами аппликации и коллажа;
-умение характеризовать и эстетически оценивать разнообразие и красоту природы различных регионов нашей страны;
-умение рассуждать о многообразии представлений о красоте у народов мира, способности человека в самых разных природных условиях создавать свою самобытную художественную культуру;
-изображение в творческих работах особенностей художественной культуры разных (знакомых по урокам) народов, передача особенностей понимания ими красоты природы, человека, народных традиций;
-способность эстетически, эмоционально воспринимать красоту городов, сохранивших исторический облик, — свидетелей нашей истории;
-умение приводить примеры произведений искусства, выражающих красоту мудрости и богатой духовной жизни, красоту внутреннего мира человека.
Планируемые результаты
В результате изучения искусства у обучающихся:
-будут сформированы основы художественной культуры: представления о специфике искусства, потребность в художественном творчестве и в общении с искусством;
-начнут развиваться образное мышление, наблюдательность и воображение, творческие способности, эстетические чувства, формироваться основы анализа произведения искусства;
-сформируются основы духовно-нравственных ценностей личности, будет проявляться эмоционально-ценностное отношение к миру, художественный вкус;
-появится способность к реализации творческого потенциала в духовной, художественно-продуктивной деятельности, разовьется трудолюбие, открытость миру, диалогичность;
-установится осознанное уважение и принятие традиций, форм культурно-исторической, социальной и духовной жизни родного края, наполнятся конкретным содержание понятия «Отечество», «родная земля», «моя семья и род», «мой дом», разовьется принятие культуры и духовных традиций многонационального народа Российской Федерации, зародится социально ориентированный взгляд на мир;
-будут заложены основы российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину, появится осознание своей этнической и национальной принадлежности, ответственности за общее благополучие.
Обучающиеся:
-овладеют умениями и навыками восприятия произведений искусства; смогут понимать образную природу искусства; давать эстетическую оценку явлениям окружающего мира;
-получат навыки сотрудничества со взрослыми и сверстниками, научатся вести диалог, участвовать в обсуждении значимых явлений жизни и искусства;
-научатся различать виды и жанры искусства, смогут называть ведущие художественные музеи России (и своего региона);
-будут использовать выразительные средства для воплощения собственного художественно-творческого замысла; смогут выполнять простые рисунки и орнаментальные композиции, используя язык компьютерной графики в программе Paint.
6.Содержание предмета.
Как и чем работает художник? (8 ч.)
Три основных цвета — желтый, красный, синий.
Белая и черная краски.
Пастель и цветные мелки, акварель, их выразительные возможности.
Выразительные возможности аппликации.
Выразительные возможности графических материалов.
Выразительность материалов для работы в объеме.
Выразительные возможности бумаги.
Неожиданные материалы (обобщение темы).
Реальность и фантазия (7 ч.)
Изображение и реальность.
Изображение и фантазия.
Украшение и реальность.
Украшение и фантазия.
Постройка и реальность.
Постройка и фантазия.
Братья-Мастера Изображения, Украшения и Постройки всегда работают вместе (обобщение темы).
О чем говорит искусство (11 ч.)
Изображение природы в различных состояниях.
Изображение характера животных.
Изображение характера человека: женский образ.
Изображение характера человека: мужской образ.
Образ человека в скульптуре.
Человек и его украшения.
О чем говорят украшения.
Образ здания.
В изображении, украшении, постройке человек выражает свои чувства, мысли, настроение, свое отношение к миру (обобщение темы).
Как говорит искусство (8 ч.)
Теплые и холодные цвета. Борьба теплого и холодного.
Тихие и звонкие цвета.
Что такое ритм линий?
Характер линий.
Ритм пятен.
Пропорции выражают характер.
Ритм линий и пятен, цвет, пропорции — средства выразительности.
Обобщающий урок года.
7. Календарно-тематическое планирование.
№ | Дата | Тема урока | Решаемые проблемы | Понятия | Планируемые результаты | Д/З |
план | факт | Предметные результаты | Метапредметные результаты | Личностные результаты |
Как и чем работает художник? (8 ч) |
1 | | | Три основных цвета-желтый, красный, синий. | Что такое живопись? Как рассказать в рисунке о летнем отдыхе? | Композиция, центр композиции, главный герой, цветоведение, контраст тёплых и холодных тонов. | Научатся создавать композицию на заданную тему и передавать цветом своё настроение, первичным основам цветоведения | Р.Организовывать свое рабочее место. П. применять правила и пользоваться инструкциями; К. формулировать собственное мнение и позицию. | Внутренняя позиция школьника на основе положительного отношения к школе. Умение обсуждать и анализировать собственную художественную деятельность и работу одноклассников с позиций творческих задач данной темы, с точки зрения содержания и средств его выражения. | Научиться получать составные цвета |
2 | | | Загадки чёрного и белого цветов. | Какую картину можно нарисовать только чёрным и белым цветом? | Графика: линия, штрих, силуэт и симметрия. | Научатся выполнять наброски, используя графические материалы, научатся различать и сравнивать темные и светлые оттенки | Р. Организовывать свое рабочее место. П. Осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков; | Уч. с.29 зад.1 |
3 | | | Пастель и цветные мелки, акварель, их выразительные возможности. | Какие выразительные возможности таят в себе пастель, цветные мелки, акварель? Как с их помощью нарисовать осенний лес? | Декоративная композиция: цвет, ритм, симметрия, цвет, нюансы. | Научатся наблюдать за природой, различать ее характер и эмоциональное состояние. Умение пользоваться мелками и пастелью | Р. Организовывать свое рабочее место. П. Создавать элементарные композиции на заданную тему. К. Определять общую цель и пути её достижения | Ценностное отношение к природному миру, ориентация на эстетические потребности. Учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу. | Уч. с.37 зад.2 |
4 | | | Выразительные возможности аппликации. | Особенности создания аппликации. Как изобразить красоту осенней природы? | Виды выразительности изображения. | Научатся передавать настроение композиции цветом, соотносить личные наблюдения со стихотворениями Тютчева и музыкой Чайковского | Р. Организовывать свое рабочее место. действия. П Создавать элементарные композиции на заданную тему К. Ставить вопросы, обращаться за помощью. | Ценностное отношение к природному миру, ориентация на эстетические потребности. Учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу. | Уч. с.53 зад. 1, 2или 3 (на выбор) |
5 | | | Выразительные возможности графических материалов. | Что такое графика? Как рисовать, используя графические материалы? | Графическая композиция: линии разные по виду и ритму. Кривые, ломаные, сетки, параллельные штрихи. Пятно, силуэт. | Научатся использовать графические материалы (тушь, палочка, кисть), освоят приёмы работы графическими материалами, изображать, используя графические материалы, зимний лес. | Р. Организовывать свое рабочее место. П. Применять правила и пользоваться инструкциями; К. Формулировать собственное мнение | Самооценка на основе критериев успешности учебной деятельности. Умение обсуждать и анализировать собственную художественную деятельность и работу одноклассников с позиций творческих задач данной темы, с точки зрения содержания и средств его выражения. Чувство прекрасного и эстетические чувства на основе знакомства с природой. | Дорисо-вать рисунок |
6 | | | Выразитель-ность материалов для работы в объеме. | Что такое скульптура? Образный язык скульптуры. | Скульптура. | Научатся умению различать произведения искусства на плоскости и в пространстве, сравнивать, сопоставлять выразительные возможности различных художественных материалов | Р. Организовывать свое рабочее место. действия. П.. Оценивать по заданным критериям. его. К. Строить понятные для партнёра высказывания | Уч. с. 61 зад. 1 |
7 | | | Выразительные возможности бумаги. | Что такое архитектур, макет? Чем занимается архитектор? | Архитектура, макет, объёмные формы (конус, цилиндр, лесенка, гармошка). | Научатся работать с бумагой: сгибание, разрезание, перевод плоскости листа в разнообразные объёмные формы | Р. Принимать и удерживать учебную задачу. П. Осуществлять подведение под понятие на основе распознавания объектовК. Строить понятные для партнёра высказывания. | Чувство прекрасного и эстетические чувства на основе знакомства с природой. Овладение навыками коллективной деятельности в процессе совместной творческой работы в команде одноклассников под руководством учителя; Умение сотрудничать с товарищами в процессе совместной деятельности, соотносить свою часть работы с общим замыслом. | |
8 | | | Неожиданные материалы | Как определять материалы и инструменты необходи-мые для изготовления изделий? Смешанные техники. Неожидан-ные материалы. | Способы выразительности в художествен-ных произведе-ниях | Научатся понимать красоту различных художественных материалов. | Р. Учитывать выделенные учителем ориентиры действия. П. Анализировать образец, определять материалы. К. Сделать вывод о способах выразительности художественных произведений | |
Реальность и фантазия (7 ч) |
9 | | | Изображение и реальность. | Как соблюдать пропорции при изображении животного, передавать характерные черты изображаемого объекта? | Пропорция. | Научатся пользоваться правилами художника, соблюдать пропорции при изображении животного. | Р. Учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале. П. Осуществлять поиск необходимой информации с выделением существенных и несущественных признаков проводить сравнение по заданным критериям. К. Ставить вопросы, обращаться за помощью. | Учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу. Умение обсуждать и анализировать собственную художественную деятельность и работу одноклассников. | |
10 | | | Изображение и фантазия. | Как изображать форму, пропорции, соединять воедино образы животных и птиц? | Рисование с натуры. | Научатся выражать свои чувства, настроение с помощью света, насыщенности оттенков, изображать форму, пропорции, соединять воедино образы животных и птиц. | Р. Организовывать свое рабочее место. П. Осуществлять поиск необходимой информации с использованием учебной литературы; К. Строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте, его строении. | Учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу. Умение обсуждать и анализировать собственную художественную деятельность и работу одноклассников с позиций творческих задач данной темы, с точки зрения содержания и средств его выражения. Учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу. | Уч. с.65 зад. 2 |
11 | | | Украшение и реальность. | Как нарисовать ветку хвойного дерева, точно передавая её характерные особенности? | Форма, величина. | Научатся правильно разводить гуашевые краски, изображать при помощи линий различных украшений в природе. | Р. Удерживать цель учебной деятельности, заданную учителем. П. Осуществлять правила рисования с натуры, умение рисовать ветку хвойного дерева. К. Формулировать собственное мнение и позицию. | Уч. с.69 зад.2 |
12 | | | Украшение и фантазия. | Как создать собственный орнамент кружева, украсить узором воротничок или кокошник, закладку для книги? | Орнамент, кокошник, декоративно-прикладного искусство. | Научатся выполнять узоры на предметах декоративно-прикладного искусства, выполнять кистью простейшие элементы растительного узора для украшения кокошника, освоят приёмы создания орнамента:. | Р. Выполнять действия с учетом заданных алгоритмов П. Анализировать образцы, определять материалы, проектировать изделия. К. Сотрудничать с товарищами в ходе работы. | Учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой частной задачи. Овладение навыками коллективной деятельности в процессе совместной творческой работы в команде одноклассников под руководством учителя; Умение сотрудничать с товарищами в процессе совместной деятельности, соотносить свою часть работы с общим замыслом Чувство прекрасного и эстетические чувства на основе знакомства с зимней природой. | Уч. с.73 зад. 1 |
13 | | | Постройка и реальность. | Как выполнять моделирование форм подводного мира, конструировать из бумаги? | Моделирование, конструирование. | Научатся выполнять моделирование форм подводного мира, планировать свою работу и следовать инструкциям. | Р. Определять последователь-ность промежуточных целей и соответствующих им действий с учётом конечного результата. П. применять правила и пользоваться инструкциями. К. формулировать собственное мнение и позицию | Закончить работу |
14 | | | Постройка и фантазия. | Как выполнять моделирова-ние фантастических зданий? Возможности фантазии человека в создании предметов. | Фантазия, моделирование. | Научатся основным приемам работы с бумагой, сравнивать, сопоставлять природные формы с архитектурными постройками, создавать макеты фантастических зданий, фантастического города. | Р. Учитывать выделенные учителем ориентиры действия. П. Видеть и понимать многообразие видов и форм в природе, конструировать различные формы. К. Давать эстетическую оценку выполненных работ. | Учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой частной задачи. Умение обсуждать и анализировать собственную художественную деятельность и работу одноклассников с позиций творческих задач данной темы, с точки зрения содержания и средств его выражения. | Закончить рисунок |
15 | | | Братья-мастера. Изображения, украшения и постройки всегда работают вместе (обобщение темы) | Как использовать художественные материалы, сравнивать различные виды и жанры изобразительного искусства? | Основные составные, теплые и холодные цвета. | Научатся конструировать новогодние игрушки в виде зверей, растений, человека. | Р. Учитывать выделенные учителем ориентиры действия. П. Осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков; К. формулировать собственное мнение и позицию; строить монологическое высказывание. | Закончить изделие |
О чём говорит искусство? (11 ч.) |
16 | | | Изображение природы в различных состояниях. | Как изображать природу в разных состояниях, правильно разводить и смешивать гуашевые краски? | Художник-маринист. | Научатся самостоятельно выбирать материал для творческой работы, передавать в рисунках пространственные отношения, реализовать свой замысел. | Р. Принимать и удерживать учебную задачу. Учитывать выделенные учителем ориентиры действия. П. Осуществлять поиск необходимой информации; изображать море на основе своих наблюдений. К. Контролировать действия партнёра;. | Чувство сопричастности и гордости за свою Родину, народ, историю. Умение обсуждать и анализировать собственную художественную деятельность и работу одноклассников с позиций творческих задач данной темы, с точки зрения содержания и средств его выражения. | Уч. с. 91 |
17 | | | Изображение характера животных. | Как рисовать силуэты животных, передавать в тематических рисунках пространственные отношения? | Художник-анималист. | Научатся рисовать силуэты животных, передавать свои наблюдения и переживания в рисунке. | Р. Ставить учебную задачу на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимися, и того , что ещё неизвестно. П. Применять правила и пользоваться инструкциями; К. Задавать вопросы, обращаться за помощью, формулировать свои затруднения. | Овладение навыками коллективной деятельности в процессе совместной творческой работы в команде одноклассников под руководством учителя; Умение сотрудничать с товарищами в процессе совместной деятельности | Уч. с. 99 |
18 | | | Изображение характера человека: изображение противоположных по характеру сказочных женских образов | Как нарисовать народную женскую одежду? | Русский народный костюм. Основные элементы народного костюма: рубаха, сарафан, душегрея, венец, «внутренняя красота» | Научатся изображать русскую женщину в народном костюме, передавать выразительность силуэта, создавать противоположные по характеру сказочные женские образы (Золушка и злая мачеха, баба Бабариха и Царевна-Лебедь, добрая и злая волшебницы), используя живописные и графические средства. | Р. Преобразовывать практическую задачу в познавательную. П. Находить общие черты в характере произведений разных видов искусства. К. Ставить вопросы, обращаться за помощью. | Учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой частной задачи. Умение обсуждать и анализировать собственную художественную деятельность и работу одноклассников с позиций творческих задач данной темы, с точки зрения содержания и средств его выражения. | Уч. с. 103 зад.1 |
19 | | | Изображение характера человека: изображение противоположных по характеру сказочных женских образов. | | Закончить работу |
20 | | | Изображение характера человека: изображение доброго и злого сказочного мужского образа. | Как нарисовать мужскую одежду? Возможности использования цвета. Тона, ритма для передачи характера персонажа. | «Внутренняя красота» | Научатся изображать мужской образ, сравнивать и анализировать возможности использования изобразительных средств для создания доброго и злого образов, будут учиться изображать эмоциональное состояние человека. | Р. Преобразовывать практическую задачу в познавательную. П. Находить общие черты в характере произведений разных видов искусства. К. Ставить вопросы, обращаться за помощью. | Учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой частной задачи. Овладение навыками коллективной деятельности в процессе совместной творческой работы в команде одноклассников под руководством учителя; Умение сотрудничать с товарищами в процессе совместной деятельности, соотносить свою часть работы с общим замыслом | Уч. с.105 зад.2 |
21 | | | Изображение характера человека: изображение доброго и злого сказочного мужского образа. | Как нарисовать мужскую одежду? Возможнос-ти использования цвета. Тона, ритма для передачи характера персонажа. | «Внутренняя красота» | Закончить работу, принести пластилин |
22 | | | Образ человека в скульптуре. | Как выполнить работу из пластилина, передать образ человека и его характер? | Скульптура. | Научатся передавать образ человека и его характер, используя объём, выполнять коллективную творческую работу. | Р. Воспринимать на слух и понимать сообщения информационного характера. П. Находить общие черты в характере произведений разных видов искусства. К. Строить понятные для партнёра высказывания | Учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой частной задачи. | Уч. с. 107 зад. 1 |
23 | | | Человек и его украшения | Как выражать характер человека через украшения? | Графика, живопись, декоративно-прикладное искусство. | Научатся узнавать отдельные произведения выдающихся отечественных и зарубежных художников | Р. Планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации. П. Осуществлять поиск необходимой информации в дополнительной литературе и иллюстрациях; К. Задавать вопросы, обращаться за помощью, формулировать свои затруднения. | Чувство сопричастности и гордости за свою Родину, народ, историю. Умение обсуждать и анализировать собственную художественную деятельность и работу одноклассников с позиций творческих задач данной темы, с точки зрения содержания и средств его выражения. | Закончить работу |
24 | | | Выражение характера человека через украшения. | Как выражать характер человека через украшения? | Графика, живопись, декоративно-прикладное искусство. | Научатся узнавать отдельные произведения выдающихся отечественных и зарубежных художников, называть из авторов. | Р. Планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации. П. Осуществлять поиск необходимой информации в дополнительной литературе и иллюстрациях; К. Задавать вопросы, обращаться за помощью, формулировать свои затруднения. | Уч. с. 113 зад. 2 |
25 | | | Образ здания. | Как создать образ сказочных построек? | Архитектура. | Научатся видеть художественный образ в архитектуре. | Р. Воспринимать на слух и понимать сообщения информационного характера. П. Осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков; | Адекватная мотивация учебной деятельности (познавательные мотивы). Умение обсуждать и анализировать собственную художественную деятельность | Уч. с. 119 зад. 2 |
Как говорит искусство? (8 ч.) |
26 | | | В изображении, украшении и постройке человек выражает свои чувства, мысли, своё отношение к миру (обобщение темы) | Как проектировать сказочный город? Выставка творческих работ, выполненных в разных материалах и техниках. Обсуждение выставки. | Украшение. | Научатся передавать настроение в творческой работе с помощью цвета, тона, композиции и формы. Научатся обсуждать творческие работы на итоговой выставке, оценивать собственную художественную деятельность и деятельность одноклассников. | Р. Учитывать выделенные учителем ориентиры действия. Ставить учебную задачу на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимися, и того , что ещё неизвестно. П. Осуществлять поиск необходимой информации в дополнительной литературе и иллюстрациях; наблюдать за конструкциями зданий | Чувство сопричастности и гордости за свою Родину, народ, историю. Овладение навыками коллективной деятельности в процессе совместной творческой работы в команде одноклассников под руководством учителя; | Закончить работу |
27 | | | Цвет как средство выражения: тёплые и холодные цвета. Борьба теплого и холодного. | Как наблюдать за цветом в картинах художников? Деление цветов на теплые и холодные. | Цвет, теплые и холодные цвета. | Научатся наблюдать за цветом в картинах художников, передавать в тематических рисунках пространственные отношения, правильно разводить гуашевые краски. | Р. Учитывать выделенные учителем ориентиры действия. Ставить учебную задачу на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено П. Осуществлять поиск необходимой информации. | Овладение навыками коллективной деятельности в процессе совместной творческой работы в команде одноклассников под руководством учителя. | Оформить цветовой круг |
28 | | | Цвет как средство выражения: тихие (глухие) и звонкие цвета. | Какие цвета нужно использовать для передачи весеннего настроения? Передача состояния, настроения в природе с помощью тихих (глухих) и звонких цветов. | Композиция. Цветовая гамма. Колорит. Приём рисования акварелью по- сырому. | Научатся при рисовании пейзажа составлять цвета весеннего колорита, работать кистью по- сырому, научатся изображать борьбу тихого (глухого) и звонкого цветов, изображая весеннюю землю, | Р. Преобразовывать практическую задачу в познавательную. П. Применять правила и пользоваться инструкциями; К. Формулировать собственное мнение, вести устный диалог. | Чувство прекрасного и эстетические чувства на основе знакомства с природой. Умение обсуждать и анализировать собственную художественную деятельность и работу одноклассников с позиций творческих задач данной темы | Уч. с. 131 зад. 2 |
29 | | | Линия как средство выражения: ритм линий. | Как изображать весенний пейзаж? | Ритм, пейзаж, художник-пейзажист. | Научатся самостоятельно компоновать сюжетный рисунок, последовательно вести линейный рисунок на заданную тему, научатся фантазировать, изображать весенние ручьи | Р. Преобразовывать практическую задачу П. Применять правила и пользоваться инструкциями; задач. К. Формулировать собственное мнение, вести устный диалог. | Чувство прекрасного и эстетические чувства на основе знакомства с природой. Овладение навыками коллективной деятельности в процессе совместной творческой работы в команде одноклассников под руководством учителя; деятельности, соотносить свою часть работы с общим замыслом. | Уч. с. 137 зад. 2 |
30 | | | Линия как средство выражения: характер линий. | Как различать основные и составные цвета, | Основные и составные цвета. | Научатся различать основные и составные цвета, изображать ветку березы и дуба. | Р. Воспринимать на слух и понимать сообщения информационного характера. П. Анализировать образец К. Формулировать собственное мнение | Закончить работу |
31 | | | Ритм пятен как средство выражения. | Как составлять композицию и последова-тельно её выполнять? | Ритм, движения пятна, аппликация, панно | Научатся выполнять задание в технике аппликации. | Р. Воспринимать на слух и понимать сообщения информационного характера. | Ценность искусства в соответствии гармонии человека с окружающим миром. | Уч. с. 133 зад. 1или 2 на выбор |
32 | | | Пропорции выражают характер. | Как соотносить части тела по размеру | Пропорция. | Научатся выбирать материал для работы, | К. Строить понятные для партнёра высказывания | Уважительное отношение к иному мнению. | Закончить рисунок |
33 | | | Ритм линий и пятен, цвет, пропорции- средства выразительности | | Ритм линий, пятен, цвет, пропорция. | Научатся создавать коллективное панно. | | Ценность искусства в соответствии гармонии человека в окружающим миром. Овладение навыками коллективной деятельности в процессе совместной творческой работы в команде | Уч. с.140-141- прочитать |
34 | | | Ритм линий и пятен, цвет, пропорции — средства выразительности. Создание коллективного панно на тему «Весна. Шум птиц». Обобщающий урок года. | Закончить работу, подготовиться к выставке работ |
8
8.Учебно-методическое и материально-техническое обеспечение предмета.
1. Горяева, Н. А. Первые шаги в мире искусства : книга для учителя / Н. А. Горяева. – М. : Просвещение, 2009.
2. Данилова, Л. Школа рисования / Л. Данилова, Н. Михайлова. – М. : ОЛМА Медиа Групп, 2008.
3. Ковалько, В. И. Школа физкультминуток (1–4 классы) : практические разработки физкультминуток, гимнастических комплексов, подвижных игр для младших школьников / В. И. Ковалько. – М. : ВАКО, 2010г.
4. Ладыгина, Т. Б. Стихи к осенним детским праздникам / Т. Б. Ладыгина. – М. : ТЦ Сфера, 2010.
5. Ладыгина, Т. Б. Стихи к зимним детским праздникам / Т. Б. Ладыгина. – М. : ТЦ Сфера, 2010.
6. Планируемые результаты начального общего образования / Л. Л. Алексеева, С. В. Анащенкова, М. З. Биболетова [и др.] ; под ред. Г. С. Ковалевой, О. Б. Логиновой. – 3-е изд. – М. : Просвещение, 2011.
7. Рисунок. Живопись. Композиция : хрестоматия / сост. Н. Н. Ростовцев, С. Е. Игнатьев, Е. В. Шорохов. – М. : Просвещение, 2012г.
8. Румянцева, Е. А. Простые поделки из пластилина / Е. А. Румянцева. – М. : Айрис-Пресс, 2008.
2. Интернет-ресурсы.
1. http://festival.september.ru
2. http://iskusstvo.nios.ru
3. http://ru.wikipedia.org
4. http://solnet.ee
3. Наглядные пособия.
1. Портреты русских и зарубежных художников.
2. Таблицы по цветоведению, перспективе, построению орнамента.
3. Таблицы по стилям архитектуры, одежды, предметов быта.
4. Схемы по правилам рисования предметов, растений, деревьев, животных, птиц, человека.
5. Таблицы по народным промыслам, русскому костюму, декоративно-прикладному искусству.
6. Альбомы с демонстрационным материалом, составленным в соответствии с тематическими линиями учебной программы.
7. Дидактический раздаточный материал: карточки по художественной грамоте.
9.Планируемые результаты освоения предмета.
К концу обучения во втором классе у младших школьников формируются представления об основных жанрах и видах произведений изобразительного искусства; известных центрах народных художественных ремесел России. Формируются умения различать основные и составные, теплые и холодные цвета; узнавать отдельные произведения выдающихся отечественных и зарубежных художников, называть их авторов; сравнивать различные виды изобразительного искусства (графики, живописи, декоративно-прикладного искусства).
В результате обучения дети научатся пользоваться художественными материалами и применять главные средства художественной выразительности живописи, графики, скульптуры, декоративно-прикладного искусства в собственной художественно-творческой деятельности. Полученные универсальные учебные действия учащиеся также могут использовать в практической деятельности и повседневной жизни для самостоятельной творческой деятельности, обогащения опыта восприятия произведений изобразительного искусства, оценки произведений искусства при посещении выставок и художественных музеев искусства.
В результате изучения изобразительного искусства второклассник научится:
понимать, что такое деятельность художника (что может изобразить художник - предметы, людей, события; с помощью каких материалов изображает художник - бумага, холст, картон, карандаш, кисть, краски и пр.);
узнавать основные жанры (натюрморт, пейзаж, анималистический жанр, портрет) и виды произведений (живопись, графика, скульптура, декоративно-прикладное искусство и архитектура) изобразительного искусства;
называть известные центры народных художественных ремесел России (Хохлома, Городец, Дымково);
различать основные (красный, синий, желтый) и составные (оранжевый, зеленый, фиолетовый, коричневый) цвета;
различать теплые (красный, желтый, оранжевый) и холодные (синий, голубой, фиолетовый) цвета;
узнавать отдельные произведения выдающихся отечественных и зарубежных художников, называть их авторов;
сравнивать различные виды изобразительного искусства (графики, живописи, декоративно-прикладного искусства, скульптуры и архитектуры);
использовать художественные материалы (гуашь, акварель, цветные карандаши, восковые мелки, тушь, уголь, бумага);
применять основные средства художественной выразительности в рисунке, живописи и скульптуре (с натуры, по памяти и воображению); в декоративных работах - иллюстрациях к произведениям литературы и музыки;
пользоваться простейшими приемами лепки (пластилин, глина);
выполнять простейшие композиции из бумаги и бросового материала.
Второклассник получит возможность научиться:
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни, для самостоятельной творческой деятельности;
воспринимать произведения изобразительного искусства разных жанров;
оценивать произведения искусства (выражение собственного мнения) при посещении выставок, музеев изобразительного искусства, народного творчества и др.;
применять практические навыки выразительного использования линии и штриха, пятна, цвета, формы, пространства в процессе создания композиций.
10. Список используемой литературы.
1.Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования / Министерство образования и науки Российской Федерации. – М.: Просвещение, 2010.
2.Сборник рабочих программ «Школа России». Пособие для учителей общеобразовательных учреждений. М.: Просвещение, 2011.
3.Асмолов А. Г., Бурменская Г.В., Володарская И.В. и др.; под редакцией Асмолова А.Г. Формирование универсальных учебных действий в школе: пособие для учителя. –издание второе. М. Просвещение, 2011г.
4. Ковалева Г.С., Логинова О.Б. Оценка достижений планируемых результатов в начальной школе. Система заданий. В 3ч. М.: Просвещение, 2011г.
5. Примерная образовательная программа начального общего образования образовательного учреждения. Начальная школа.—2 е изд., перераб. — М.: Просвещение, 2011.
6.Неменский, Б.М. Методическое пособие к учебникам по изобразительному искусству. 1-4 классы: пособие для учителя / Б.М. Неменский, Л.А Неменская, Е.И. Коротеева. - М.: Просвещение, 2013.
7.Коротеева, Е.И. Изобразительное искусство: учебно-наглядное пособие для учащихся 1-4 классов начальной школы / Е.И. Коротеева. - М.: Просвещение, 2014