Планируемые результаты освоения учебного предмета
« Физическая культура» в 5 классе.
1.Предметные результаты освоения курса предполагают сформированность следующих умений:
Знания о физической культуре:
Ученик, окончивший 5 класс, научится:
• рассматривать физическую культуру как явление культуры;
• определять базовые понятия и термины физической культуры, применять их в процессе совместных занятий физическими упражнениями со своими сверстниками
• руководствоваться правилами профилактики травматизма и подготовки мест занятий, правильного выбора обуви и формы одежды в зависимости от времени года и погодных условий;
Ученик, окончивший 5 класс, получит возможность научиться:
• узнавать великих спортсменов, принёсших славу российскому спорту;
• определять признаки положительного влияния занятий физической подготовкой на укрепление здоровья, устанавливать связь между развитием физических качеств и основных систем организма.
Способы двигательной (физкультурной) деятельности
Ученик, окончивший 5 класс, научится:
• использовать занятия физической культурой, спортивные игры и спортивные соревнования для укрепления собственного здоровья.
•составлять под руководством взрослых комплексы физических упражнений оздоровительной, тренирующей и корригирующей направленности;
• самостоятельно проводить занятия;
• взаимодействовать со сверстниками в условиях самостоятельной учебной деятельности;
Ученик, окончивший 5 класс, получит возможность научиться:
• вести дневник по физкультурной деятельности, включать в него оформление планов проведения самостоятельных занятий физическими упражнениями разной функциональной направленности, данные контроля динамики индивидуального физического развития и физической подготовленности;
• проводить занятия физической культурой с использованием бега, лыжных прогулок, обеспечивать их оздоровительную направленность;
• проводить восстановительные мероприятия с использованием сеансов аутотренинга и оздоровительного самомассажа.
Физическое совершенствование
Ученик, окончивший 5 класс, научится:
• выполнять комплексы упражнений по профилактике утомления
• выполнять общеразвивающие упражнения
• выполнять акробатические комбинации из числа хорошо освоенных упражнений;
• выполнять легкоатлетические упражнения в беге и прыжках (в высоту и длину);
• выполнять передвижения на лыжах
• выполнять спуски и торможения на лыжах с пологого склона одним из разученных способов;
• выполнять тестовые упражнения на оценку
Ученик, окончивший 5 класс, получит возможность научиться:
• выполнять комплексы упражнений лечебной физической культуры с учётом имеющихся индивидуальных нарушений в показателях здоровья;
• преодолевать естественные и искусственные препятствия с помощью разнообразных способов лазания, прыжков и бега;
• выполнять основные технические действия и приёмы игры в футбол, волейбол, баскетбол в условиях учебной и игровой деятельности;
• выполнять тестовые нормативы по физической подготовке.
Личностные результаты отражаются в индивидуальных качественных свойствах учащихся, которые приобретаются в процессе освоения учебного предмета «Физическая культура». Эти качественные свойства проявляются прежде всего в положительном отношении учащихся к занятиям двигательной (физкультурной) деятельностью, накоплении необходимых знаний, а также в умении использовать ценности физической культуры для удовлетворения индивидуальных интересов и потребностей, достижения личностно-значимых результатов в физическом совершенстве:
• активное включение в общение и взаимодействие со сверстниками на принципах уважения и доброжелательности, взаимопомощи и сопереживания;
• проявление положительных качеств личности и управление своими эмоциями в различных (нестандартных) ситуациях и условиях;
• проявление дисциплинированности, трудолюбие и упорство в достижении поставленных целей;
• оказание бескорыстной помощи своим сверстникам, нахождение с ними общего языка и общих интересов.
Метапредметные результаты характеризуют уровень сформированности качественных универсальных способностей учащихся, проявляющихся в активном применении знаний и умений в познавательной и предметно-практической деятельности. Приобретенные на базе освоения содержания предмета «Физическая культура», в единстве с освоением программного материала других образовательных дисциплин, универсальные способности потребуются как в рамках образовательного процесса (умение учиться), так и в реальной повседневной жизни учащихся:
• активное включение в общение и взаимодействие со сверстниками на принципах уважения и доброжелательности, взаимопомощи и сопереживания;
• проявление положительных качеств личности и управление своими эмоциями в различных (нестандартных) ситуациях и условиях;
• проявление дисциплинированности, трудолюбие и упорство в достижении поставленных целей;
• оказание бескорыстной помощи своим сверстникам, нахождение с ними общего языка и общих интересов.
2.Содержание учебного предмета.
5 класс.
Название темы | Основное содержание |
Знания о физической культуре. | История физической культуры. История зарождения древних Олимпийских игр в мифах и легендах. Зарождение борьбы Самбо в России. История развития плавания. История возникновения народных игр, и их культурное значение для России, в том числе игры «Русская Лапта». Физическая культура (основные понятия) - Общие представления о работоспособности человека, гигиенические мероприятия для восстаноления и повышения работоспособности в режиме дня и в процессе занятий физическими упражнениями: утренняя зарядка и физкультпаузы (основы содержания, планирования и дозировки упражнений) Составление и проведение самостоятельных занятий по видам испытаний и самоподготовки к сдаче норм и требований ВФСК «ГТО». Правила спортивных соревнований и их назначение (на примере одного из видов спорта). Физическая культура человека. Здоровый образ жизни человека. Судейство простейших спортивных соревнований (на примере одного из видов спорта в качестве судьи или помощника судьи). Проведение утренней зарядки и физкультурных пауз. Правила безопасности. |
Физкультурно –оздоровительная деятельность | Индивидуализированные комплексы и упражнения из оздоровительных систем физического воспитания, ориентированные развитие систем дыхания и кровообращения. |
Спортивно-оздоровительная деятельность: Модуль 1. Спортивные игры: Баскетбол Футбол | Освоение основных стоек в сочетании с передвижениями. Освоение различных способов передвижения с техническими приемами. Ловля и передачи мяча на месте. Ведение мяча левой и правой рукой с изменением скорости. Броски мяча одной рукой сверху с места. Броски левой и правой рукой. Штрафные броски. Подвижные игры - «перестрелка», «мяч ловцу», «муравейник». Игры – задания. Бег, ходьба, различные способы перемещения, прыжки; остановки; повороты. Основные стойки и специальная техника передвижений футболиста. Приемы техники владения мячом и основные способы их выполнения. Ведение, приём и передача мяча; дриблинг футболиста, техника удара по мячу, передача мяча. Подвижные игры: «борьба за мяч»; «гонка мячей по кругу»; «смена скорости и направления движения в беге»; «пятнашки». Эстафеты с элементами футбола. |
Модуль 2. Самбо Гимнастика | Организующие команды и приёмы: перестроение из колонны по одному в колонну по два, перестроение из колонны по два в колонну по одному разведением и слиянием. Перестроение из колонны по два и по четыре в колонну по восемь в движении. Акробатические упражнения: Перекаты вперед и назад. Кувырок вперед в группировке. Кувырок назад в упор присев. Стойка на лопатках. Комбинация элементов (кувырки, стойка на лопатках). Стойка на голове согнув ноги (м). Ритмическая гимнастика и танцевальные движения: стилизованные общеразвивающие упражнения; танцевальные шаги (мягкий шаг; высокий шаг, приставной шаг; шаг галопа; шаг польки); зачётные композиции (составляются из числа освоенных упражнений с учётом технической и физической подготовленности занимающихся). Опорные прыжки: вскок в упор присев и соскок прогнувшись (козел в ширину, высота 80 — 100 см). Упражнения на гимнастическом бревне (девочки): передвижения ходьбой, бегом, приставными шагами, повороты стоя на месте. Упражнения на гимнастической перекладине (мальчики): из виса стоя толчком двумя переход в упор; поднимание прямых ног в висе; подтягивание. Девочки: смешанные висы, подтягивание из положения лежа. Упражнения на гимнастических брусьях- мальчики: наскок в упор передвижение вперед на руках; девочки: наскок на нижнюю жердь. Лазание по канату до высоты - 2 м. Гимнастическая полоса препятствий. Специально-подготовительные упражнения Самбо. Игры-задания. |
Модуль 3. Лёгкая атлетика. | Беговые упражнения: техника высокого старта с опорой на одну руку, стартовый разгон. Челночный бег 3х10м. Спринт 30м, 60м. Эстафетный бег. Бег на выносливость с преодолением естественных препятствий до 1,5 км. Равномерный бег 10мин. Прыжковые упражнения: прыжки с места и в длину с 7-9 шагов разбега. Прыжки в высоту способом «перешагивание». Многоскоки. Упражнения в метании малого мяча: метание малого мяча в горизонтальную цель и на дальность с 3-5 шагов разбега. |
Модуль 4. Лыжные гонки (подготовка). | Передвижение на лыжах: скользящий шаг, попеременный двухшажный ход; одновременный бесшажный ход; передвижения с чередованием ходов, переходом с одного способа на другой; перешагивание на лыжах небольших препятствий. Подъемы, спуски, повороты, торможение: поворот переступанием; подъём «полуёлочкой»; подъем «елочкой», подъем «лесенкой», спуск в высокой стойке, спуск в основной стойке, спуск низкой стойке, по ровной поверхности; торможение «плугом». Игры: «лидирование», «сороконожка на лыжах», «догони», соревнование-эстафеты «слалом на равнине», эстафеты. |
Модуль 5. Плавание: | Инструктаж по Т.Б. при купании в открытых водоёмах. |
Модуль 6. Народные игры Лапта | Общеразвивающие и специальные упражнения. Специальные имитационные передвижения, прыжки, шаги, выпады по сигналу, приседания на одной и двух ногах по сигналу. Хват биты. Имитационные удары битой. Упражнения с теннисным мячом: подбрасывание вверх, ловля. Игры с мячом, эстафеты. Правила соревнований. |
Прикладно-ориентированная подготовка. Упражнения общеразвивающей направленности. | Прикладно-ориентированные упражнения. Общефизическая подготовка. Развитие гибкости, координации движений, силы, выносливости. |
Тематическое планирование в 5 классе
Тема | Количество часов | Внутришкольный мониторинг 5 класс |
| 1чет. | 2чет. | 3чет. | 4чет. |
Основы знаний о физической культуре | В процессе урока | Метание мяча на технику Практическая работа | Акробатическая комбинация Практическая работа | Горнолыжная техника Практическая работа | Техника передач мяча Практическая работа |
Физкультурно-оздоровительная деятельность |
Спортивно-оздоровительная деятельность: | Спортивные игры: баскетбол, футбол | 19 |
Самбо: гимнастика, самбо | 14 |
Лёгкая атлетика | 19 |
Лыжные гонки | 16 |
ИТОГО | 68 |