Российская Федерация
Министерство общего и профессионального образования Ростовской области
ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
Ростовской области
«НОВОШАХТИНСКАЯ ШКОЛА-ИНТЕРНАТ»
«Рассмотрено» Руководитель МО Растокина Л.Н./_____________ Протокол № ____ от «____» ________ 2019 г. | «Согласовано» Председатель МС Бугаенко И.И./____________ Протокол № ____ от «____» ________ 2019 г. | «Утверждаю» Директор школы-интерната ____________ С.Ю.Аверьянова Приказ № ____ от «____» ________ 2019 г. |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
внеурочной деятельности патриотического направления
«Гражданин современной России»
9 класс
2019 – 2020 учебный год
Учитель Фёдорова Нина Владимировна
Класс 9
г. Новошахтинск
2019 г
Пояснительная записка
Нормативно-правовая база при реализации рабочей программы:
Федеральный закон от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».
Приказ Минобразования России и науки РФ от 06.10.2009 N 373 "Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования"
Приказ Минобразования России и науки РФ от 18.05.2015 N 507 "О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, утвержденный приказом Минобразования России и науки РФ от 06.10.2009 N 373"
Приказ от 31.12.2015 № 1576 «О внесении изменений в федеральный образовательный стандарт начального образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 06.10.2009 № 373»
Приказ Минобрнауки России от 31.03.2014 № 253 «Об утверждении федерального перечня учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования» (в ред. приказов Минобрнауки России от 08.06.2015 № 576, от 28.12.2015 №1529, от 26.01.2016 № 38, от 05.07.2017 № 629, от 08.05.2019 №233);
Основная образовательная программа начального общего образования Новошахтинской школы-интерната на 2019-2020 учебный год
Формирование гражданской ответственности на основе признания прав и свобод личности является одной из важных задач современной российской школы. Программа внеурочной деятельности «Гражданин современной России» составлена на основе программы гражданского образования в Российской Федерации. Наличие у молодежи осознанной гражданской позиции особенно важно сегодня. Быть гражданином – значит быть патриотом, а чтобы быть патриотом, нужно хорошо знать свою Родину. В обязательном минимуме содержания основных образовательных программ, Россия как страна фактически не представлена. Тем самым современный молодой гражданин России не имеет целостного представления о стране, в которой ему предстоит жить и трудиться.
Особенностью курса выступает ярко выраженная региональная составляющая. Обучающиеся смогут познакомиться как с общими тенденциями развития России, так и с их специфическим проявлением в Ростовской области.
Цель курса:
Формирование основ патриотизма (воспитание качеств человека, которые составляют основу его коммуникативной, гражданской и социальной активности, развитие творческих способностей, воспитание уважения к культуре и истории семьи); создание условий для формирования личности гражданина и патриота России с присущими ему ценностями, взглядами, ориентациями, установками, мотивами деятельности и поведения; воспитание любви к Отечеству, духовности, нравственности на основе общечеловеческих ценностей.
Задачи курса:
Формировать у обучающихся патриотизм как социальное ответственное гражданство;
Воспитывать у старшеклассников активную жизненную позицию и гражданскую политическую культуру;
Развивать у обучающихся умение работать с различными видами источников.
Программа внеурочной деятельности «Гражданин современной России» рассчитана на 1 год обучения, 34 часа, 1 день в неделю.
Программа направлена на формирование следующих ценностей: любовь к России, к своему народу, к своей малой родине; служение и долг перед Отечеством; правовое государство; гражданское общество; закон и правопорядок; свобода и ответственность: долг перед старшими поколениями и семьёй; межэтнический мир; доверие к людям.
Формы организации внеурочной деятельности
Форма организации работы по программе в основном – коллективная, а также используется групповая и индивидуальная формы работы.
Формы проведения занятий: лекции, семинары, дискуссии, урок-практикум; круглый стол
Планируемые результаты освоения курса внеурочной деятельности:
Личностные результаты: Обучающиеся научатся: Задумываться о сущности патриотизма, о его важности для успешного развития страны в современном мире. Определять и высказывать под руководством педагога самые простые общие для всех людей правила поведения при сотрудничестве (этические нормы). Выражать своё отношение к патриотизму «словесному» и «деятельностному», осознавать свою принадлежность к России, российскому народу; уважительно относиться к символам своей страны, объяснять значение понятия «Родина», признавать важность личного участия в делах во благо Родины;
Обучающиеся получат возможность научиться:
В предложенных педагогом ситуациях общения и сотрудничества, опираясь на общие для всех простые правила поведения, делать выбор, при поддержке других участников группы и педагога, как поступить, проводить самооценку своих личностных качеств и поступков, соотносить их с патриотизмом.
Метапредметные результаты:
Обучающиеся научатся: учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем; планировать свое действие в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации.
Обучающиеся получат возможность научиться:
предвидеть возможность получения конкретного ответа при изучении нужной темы ;
концентрировать волю для преодоления интеллектуальных затруднений;
адекватно оценивать правильность и ошибочность выполнения поставленного вопроса, объективную трудность и собственные возможности его решения.
Обучающиеся научатся: создавать образцы местной символики, проводить самостоятельно интервью, разрабатывать и представлять мини – проекты, связанные с развитием своего города, добывать необходимые знания и с их помощью проделывать конкретную работу, осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной исторической литературы; основам смыслового чтения художественных и познавательных текстов, выделять существенную информацию из текстов разных видов;
Обучающиеся получат возможность научиться: работать с историческим материалом; объяснять, как патриотизм может проявляться в поступках человека;
Обучающиеся научатся: выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика), умение координировать свои усилия с усилиями других, формулировать собственное мнение и позицию; договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов; задавать вопросы; допускать возможность существования у людей различных точек зрения, в том числе не совпадающих с его собственной, и ориентироваться на позицию партнера в общении и взаимодействии; учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве.
Обучающиеся получат возможность научиться: прогнозировать возникновение конфликтов при наличии различных точек зрения;
разрешать конфликты на основе учёта интересов и позиций всех участников;
координировать и принимать различные позиции во взаимодействии;
аргументировать свою позицию и координировать её с позициями партнёров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности.
Предметные результаты
Обучающиеся научатся: перечислять и описывать государственные символы России, рассказывать о российской символике: её истории и современности; идентифицировать поступки и дела, связанные с патриотическим отношением человека к своей стране, называть праздники, связанные со становлением современной государственности, исторических деятелей, внёсших свой вклад в развитие и процветание России, примеры достижений России в мировой истории.
Обучающиеся получат возможность научиться: работать с историческим материалом своей страны, еще больше любить свою родину и её народ.
Содержание программы «Гражданин современной России»
Введение. Цели и задачи курса. (1 час)
Наша Родина – Россия (4 часа)
Наша Родина-Россия. Официальная государственная символика России. Административно-территориальное деление России. Москва, Санкт-Петербург, Севастополь – города федерального значения – субъекты Российской Федерации.
Великие национальные достижения (5 часов)
Великие национальные достижения. Достижения в области культуры. Достижения в области образования, науки и техники. Великие достижения Ростовской области.
Государство и гражданское общество в современной России (10 часов)
Государство и гражданское общество в современной России. Президент России – выразитель общенациональных интересов. Государственная власть в России. Местное самоуправление в России. Политические партии. Семинар: «Политические партии России». Гражданское общество и его роль в развитии демократии в стране. Государственная власть в Ростовской области. Местное самоуправление в Ростовской области. Практикум: «Местное самоуправление в Ростовской области».
Мы - граждане Российской Федерации (10часов)
Мы – граждане Российской Федерации. Выборы власти – конституционное право и долг гражданина. Избирательный процесс. Семинар: «Избирательный процесс в России». Практикум: «Работа на выборах». Гражданская политическая культура. Диспут: «Молодежь и гражданская политическая культура».
Исторические развлечения (3 часа)
Викторина: 1) «Моя страна – Россия» 2) «Мой родной город – Новошахтинск». Песни о России, Родине, своем городе.
Круглый стол (1 час)
«Патриотизм молодёжи – будущее России»
Учебно-тематическое планирование
№ | Тема занятия | Количество часов | Форма проведения занятия |
Введение. Цели и задачи курса. (1 час) |
1. | Введение. Цели и задачи курса. | 1 | лекция |
Наша Родина – Россия (4 часа) |
2. | Наша Родина-Россия | 1 | лекция |
3. | Официальная государственная символика России | 1 | семинар |
4. | Административно-территориальное деление России | 1 | семинар |
5. | Москва и Санкт-Петербург – города федерального значения – субъекты Российской Федерации | 1 | дискуссия |
Великие национальные достижения (5 часов) |
6. | Великие национальные достижения | 1 | семинар |
7. | Достижения в области культуры | 1 | семинар |
8. | Достижения в области образования, науки и техники | 1 | семинар |
9. | Великие достижения Ростовской области | 1 | урок-презентация |
10. | Памятные даты и праздничные традиции народов России | 1 | Урок-презентация |
Государство и гражданское общество в современной России (10 часов) |
11. | Государство и гражданское общество в современной России | 1 | лекция |
12. | Президент России – выразитель общенациональных интересов | 1 | лекция |
13. | Государственная власть в России | 1 | семинар |
14. | Местное самоуправление в России | 1 | практикум |
15. | Политические партии | 1 | Урок-презентация |
16. | Семинар: «Политические партии России» | 1 | семинар |
17. | Гражданское общество и его роль в развитии демократии в стране | 1 | семинар |
18. | Государственная власть в Ростовской области. | 1 | семинар |
19 | Местное самоуправление в Ростовской области. | 1 | семинар |
20. | Практикум: «Местное самоуправление в Ростовской области» | 1 | практикум |
Мы - граждане Российской Федерации (10 часов) |
21 | Мы – граждане Российской Федерации | 1 | лекция |
22 | Выборы власти – конституционное право и долг гражданина | 1 | лекция |
23-24 | Избирательный процесс | 2 | практикум |
25 | Семинар: «Избирательный процесс в России» | 1 | семинар |
26-27 | Практикум: «Работа на выборах» | 2 | практикум |
28-29 | Гражданская политическая культура | 2 | семинар |
30 | Диспут: «Молодежь и гражданская политическая культура» | 1 | Диспут |
Исторические развлечения (3 часа) | |
31-32 | Викторина: - «Моя страна – Россия» - «Мой родной город – Новошахтинск» | 2 | Викторина |
33 | Песни о России, Родине, своем городе | 1 | Урок-Презентация |
Заключение. Круглый стол «Патриотизм молодёжи - будущее России » (1час) |
34 | Круглый стол «Патриотизм молодежи – будущее России » | 1 | Круглый стол |
Учебно-методический комплекс
Литература для учителя:
1. Конституция Российской Федерации. – М.: Айрис-Пресс, 2004.
2. Конституция Российской Федерации. Вопросы и ответы. /Под ред. Е. А. Данилова, О. Е. Кутафина. – М.: Юрид. лит., 1994.
3. Ищенко, В. М. Изучаем конституцию Российской Федерации. – Чебоксары.: КЛИО, 1997.
4. Основы государства и права /Под ред. О. Е. Кутафина. – М.: Юрист, 1996.
5. Правоведение /Под ред. О. Е. Кутафина. – М.: Юрист, 2005. 12
6. Пронькин, В. Н., Гутников, А. Б. Живое право. –Спб., 2000.
7. Романовский, В. К. Символы российской государственности, 2001.
8. Степанько, С. Н., Правоведение. 8-9 классы. Изучаем конституцию. – Волгоград: Учитель, 2007.
Литература для обучающихся:
1. Автономов В. С. Мир и Россия. Материалы для размышления и дискуссий. М., 1999
2. Алексеев С. С., Право: законы, правосудие, юриспруденция в жизни людей. Начальные сведения, 9 – 11 классы, М., 1998.
3. Введение в обществознание, 8 – 9 класс, под редакцией Боголюбова Л. Н., М., 2002.
4. Иовщик Т. А., Пригодин Е. Г., Башев В. В., Дорохова А. В., Ходос Е. А. Введение в современные социальные проблемы, учебное пособие для учащихся, М., 2002.
5. Никитин А. Ф. Право и политика. М. 2004.
6. Правоведение. 10 – 11 классы, под редакцией Никитина А. Ф., М. «Просвещение», 2004.
7. Право и политика, 9 – 11 класс, под редакцией Никитина А. Ф., М., 2000.