СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА (II вида) 6 класс

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Составлена в соответствии с требованиями  Федерального государственного  образовательного стандарта  основного  общего образования на основе Примерной программы основного общего образования по литературе и авторской  программы для 5 – 9 классов: Журавлев В. П.,Коровин В. И.,Беляева Н. В.Рабочие программы. Предметная линия учебников под редакцией В. Я. Коровиной 5—9 классы. М.:Просвещение,2014 г.

 

Просмотр содержимого документа
«РАБОЧАЯ ПРОГРАММА (II вида) 6 класс»

10


МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯШКОЛА №30»

МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДСКОЙ ОКРУГ СИМФЕРОПОЛЬ

РЕСПУБЛИКИ КРЫМ




СОГЛАСОВАНО УТВЕРЖДЕНО

Заместитель директора по УВР приказом №_________

_________М.В.Полякова от _________2018___г.





РАБОЧАЯ ПРОГРАММА (II вида)


по _________________ЛИТЕРАТУРЕ_________________________

для__6–А класса________________________________________________

Количество часов в неделю – 3 часа, количество часов за год – 102 часа


Уровень_____________________ базовый__________________________

(базовый, профильный)


Учитель Ткаченко Людмила Алексеевна_(высшая квалификационная категория)



Составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования на основе Примерной программы основного общего образования по литературе и авторской программы для 5 – 9 классов: Журавлев В. П.,Коровин В. И.,Беляева Н. В.Рабочие программы. Предметная линия учебников под редакцией В. Я. Коровиной 5—9 классы. М.:Просвещение,2014 г.



РАССМОТРЕНО

на заседании МО

протокол №____от _________2018г.

Руководитель МО________ Чеботаева Н.П.




г.Симферополь

2018 год





ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА


Рабочая программа по литературе составлена на основе Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования, требований к результатам освоения основной общеобразовательной программы основного общего образования.

Данную рабочую программу реализует учебник: Литература. 6 класс. Учеб. для общеобразоват. организаций с прил. на электрон. носителе. В 2 ч./[В.П.Полухина, В.Я.Коровина,В.П.Журавлев, В.И.Коровин]; под ред. В.Я.Коровиной.-3-е изд.-М.:Просвещение, 2014г.

Данная программа предполагает использование в процессе изучения сведений о крымском периоде творчества известных писателей.

Количество часов учебной программы указано с учетом региональных и федеральных праздников.


Цели : изучения литературы в 6 классе:

  • формирование читательской культуры, эстетического вкуса в ходе чтения и анализа художественных произведений отечественной и зарубежной литературы.

  • формирование духовно развитой личности;

  • поэтапное, последовательное формирование умений читать, ком-ментировать, анализировать и интерпретировать художественный текст

  • овладение возможными алгоритмами постижения смыслов, заложенных в художественном тексте;

  • овладение важнейшими общеучебными умениями и универсальными учебными действиями;

  • использование опыта общения с произведениями художественной литературы в повседневной жизни и учебной деятельности, речевом самосовершенствовании.

Задачи:

  • развивать эмоциональное восприятие произведений художественной литературы, произведений живописи и киноискусства, созданных на основе изучаемых литературных произведений;

  • учить выразительному чтению и пересказу, анализу текста художественного произведения на основе полученных теоретико-литературных знаний;

  • развивать устную речь учащихся в ходе монологических ответов, участия в беседе, в том числе дискуссионного характера, защите творческих работ, индивидуальных и групповых проектов;

  • развивать письменную речь учащихся в ходе написания развёрнутых ответов на проблемный вопрос, сочинения-характеристики героя, сочинения-описания, сочинения-рассуждения;

  • развивать потребность в самостоятельном чтении;

  • учить давать устный и письменный отзыв на самостоятельно прочитанную книгу, мультипликационный и художественный фильмы, снятые по произведениям литературы;

  • формировать основы исследовательской и проектной деятельности по литературе;

  • формировать и развивать метапредметные умения, обеспечивающие самостоятельную учебную деятельность.

ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО МАТЕРИАЛА

Требования к результатам освоения основной образовательной программы основного общего образования структурируются по ключевым задачам общего образования, отражают индивидуальные, общественные и государственные потребности и включают:

Личностные результаты:

  • воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, любви и уважения к Отечеству, чувства гордости за свою Родину, прошлое и настоящее многонационального народа России; осознание своей этнической принадлежности;

  • формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию, осознанному выбору;

  • формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, учитывающего социальное, культурное, языковое, духовное многообразие современного мира;

  • формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере, гражданской позиции, к истории, культуре, религии, традициям, языкам, ценностям народов России и народов мира; готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нём взаимопонимания;

  • освоение социальных норм, правил поведения;

  • развитие морального сознания и компетентности в решении моральных проблем на основе личностного выбора, формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам;

  • формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, старшими и младшими;

  • формирование основ экологической культуры на основе признания ценности жизни во всех её проявлениях и необходимости ответственного, бережного отношения к окружающей среде;

  • осознание значения семьи в жизни человека и общества, принятие ценности семейной жизни, уважительное и заботливое отношение к членам своей семьи;

  • развитие эстетического сознания через освоение художественного наследия народов России и мира, творческой деятельности эстетического характера.

Метапредметные результаты:

  • умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учёбе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности;

  • умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;

  • умение соотносить свои действия с планируемыми результатами,

  • осуществлять контроль своей деятельности;

  • умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности её решения;

  • владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;

  • умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и делать выводы;

  • умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач; смысловое чтение;

  • умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе

  • согласования позиций и учёта интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение;

  • умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации, для выражения своих чувств, мыслей и потребностей; планирования и регуляции своей деятельности;

  • владение устной и письменной речью;

  • формирование и развитие компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий.

Предметные результаты:

• понимание ключевых проблем изученных произведений русского фольклора и фольклора других народов, древнерусской литературы, литературы XVIII века, русских писателей XIX—XX веков, литературы народов России и зарубежной литературы;

• понимание связи литературных произведений с эпохой их написания, выявление заложенных в них вневременных, непреходящих нравственных ценностей и их современного звучания;

  • умение анализировать литературное произведение: определять его принадлежность к одному из литературных родов и жанров; понимать и формулировать тему, идею, характеризовать его героев, сопоставлять героев одного или нескольких произведений;

• определение в произведении элементов сюжета, композиции, изобразительно-выразительных средств языка, понимание их роли в раскрытии идейно-художественного содержания произведения; владение элементарной литературоведческой терминологией при анализе литературного произведения;

• приобщение к духовно-нравственным ценностям русской литературы и культуры, сопоставление их с духовно-нравственными ценностями других народов;

• формулирование собственного отношения к произведениям литературы, их оценка;

• собственная интерпретация (в отдельных случаях) изученных литературных произведений;

• понимание авторской позиции и своё отношение к ней;

• восприятие на слух литературных произведений разных жанров, осмысленное чтение и адекватное восприятие;

• умение пересказывать прозаические произведения или их отрывки с использованием образных средств русского языка и цитат из текста, отвечать на вопросы по прослушанному или прочитанному тексту, создавать устные монологические высказывания разного типа, вести диалог; написание изложений и сочинений на темы, связанные с тематикой, проблематикой изученных произведений; классные и домашние творческие работы;

• понимание образной природы литературы как явления словесного искусства; эстетическое восприятие произведений литературы; формирование эстетического вкуса;

• понимание русского слова в его эстетической функции, роли изобразительно-выразительных языковых средств в создании художественных образов литературных произведений.










СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА

Тематическое распределение количества часов


Разделы, темы

Количество часов

Авторская программа

Рабочая программа

Введение.

1

1

Устное народное творчество

4

2

Древнерусская литература

1

2

Русская литература 18-19 века

50

38

Русская литература 20 века

26

32

Из литературы народов России. (Обзор)

2

2

Из зарубежной литературы Мифы народов мира

21

25


ИТОГО:

105

102

В рабочей программе произведено перераспределение часов в связи с необходимостью проведения уроков по развитию речи, внеклассного чтения и уроков контроля в соответствии с рекомендациями КРИППО на 2016-2017 уч.год. (уменьшено количество уроков внеклассного чтения, уроков развития речи), поэтому произошло уменьшение часов на изучение литературы 18-19 века, больше часов отведено на изучение литературы 20 века, т.к. добавлено произведение М.Пришвина «Кладовая солнца», которое входит в Примерную программу основного общего образования по литературе и в других классах не изучается.

Количество часов учебной программы указано с учетом региональных и федеральных праздников.

В соответствии с Положением о текущем контроле успеваемости, промежуточной аттестации, формах ее проведения, системе оценивания и переводе в следующий класс в течение года запланированы 2 обязательных мониторинга (по итогам 1 полугодия и года.)

Даты в КТП проставлены с учетом региональных и федеральных праздников. Выполнение программы обеспечивается за счет интеграции тем на усмотрение учителя в течение учебной четверти или полугодия, при этом содержание учебного материала выполняется в полном объеме.









Учебно-тематический план



Название темы, раздела

Кол-во часов

Практическая часть




Уроки разв. речи

Контр.

кл.соч.

Контр. дом.соч.

Внекл.

чтен.

Контр.

раб

Введение.


1






Устное народное творчество

2






Древнерусская литература

2






Русская литература 18-19 века

38

5

1

1

2


Русская литература 20 века

32

4

1

1

1


Из литературы народов России. (Обзор)

2






Из зарубежной литературы Мифы народов мира

25




1

1


ИТОГО:

102

9

2

2

4

1


Содержание учебного предмета

ВЕДЕНИЕ (1ч.)

Художественное произведение. Содержание и форма. Автор и герой. Отношение автора к герою. Способы выражения авторской позиции.

УСТНОЕ НАРОДНОЕ ТВОРЧЕСТВО (2 ч.)

Обрядовый фольклор. Произведения календарного обрядового фольклора: колядки, веснянки, масленичные, летние и осенние обрядовые песни. Эстетическое значение календарного обрядового фольклора. Пословицы и поговорки. Загадки — малые жанры устного народного творчества. Народная мудрость. Краткость и простота, меткость и выразительность. Многообразие тем. Прямой и переносный смысл пословиц и поговорок. Афористичность загадок. Теория литературы. Обрядовый фольклор (начальные пред-

ставления). Малые жанры фольклора: пословицы и поговорки, загадки.

ИЗ ДРЕВНЕРУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ (2 ч.)

«Повесть временных лет», «Сказание о белгородском ки-

селе». Русская летопись. Отражение исторических событий и вымысел, отражение народных идеалов (патриотизма, ума, находчивости).

Те о р и я л и т е р а т у р ы. Летопись (развитие представлений). ИЗ ЛИТЕРАТУРЫ XVIII ВЕКА (1 ч.)

Русские басни

Иван Иванович Дмитриев. Рассказ о баснописце.

«Муха». Противопоставление труда и безделья. Присвоение чужих заслуг. Смех над ленью и хвастовством. Особенности литературного языка XVIII столетия. Теория литературы. Мораль в басне, аллегория (развитие

понятий).

ИЗ РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ XIX ВЕКА (37 ч.)

Иван Андреевич Крылов. Краткий рассказ о писателе баснописце. Самообразование поэта.

Басни «Листы и Корни», «Ларчик», «Осёл и Соловей».

Крылов о равном участии власти и народа в достижении общественного блага. Басня «Ларчик» — пример критики мнимого «механики мудреца» и неумелого хвастуна. Басня «Осёл и Соловей» — комическое изображение невежественного судьи, глухого к произведениям истинного искусства.

Теория литературы. Басня. Аллегория. Мораль (развитие представлений).

Александр Сергеевич Пушкин. Краткий рассказ о поэте. Лицейские годы. А.С.Пушкин в Крыму.

«Узник». Вольнолюбивые устремления поэта. Народно-поэтический колорит стихотворения. «Зимнее утро». Мотивы единства красоты человека и красоты природы, красоты жизни. Радостное восприятие окружающей природы. Роль антитезы в композиции произведения. Интонация как средство выражения поэтической идеи.

«И. И. Пущину». Светлое чувство дружбы — помощь в суровых испытаниях. Художественные особенности стихотворного послания.

«Повести покойного Ивана Петровича Белкина». Книга(цикл) повестей. Повествование от лица вымышленного автора как художественный приём.

«Барышня-крестьянка». Сюжет и герои повести. Приём антитезы в сюжетной организации повести. Пародирование романтических тем и мотивов. Лицо и маска. Роль случая в композиции по вести. (Для внеклассного чтения.)

«Дубровский». Изображение русского барства. Дубровский- старший и Троекуров. Протест Владимира Дубровского против беззакония и несправедливости. Бунт крестьян. Осуждение произвола и деспотизма, защита чести, независимости личности. Романтическая история любви Владимира и Маши. Авторское отношение к героям.

Теория литературы. Эпитет, метафора, композиция (развитие понятий). Стихотворное послание (начальные представления).

Михаил Юрьевич Лермонтов. Краткий рассказ о поэте. Ученические годы поэта.

«Тучи». Чувство одиночества и тоски, любовь поэта-изгнанника к оставляемой им родине. Приём сравнения как основа построения

стихотворения. Особенности интонации.

«Листок», «Утёс», «Три пальмы».

Тема красоты, гармонии человека с миром. Особенности выражения темы одиночества в лирике Лермонтова.

Теория литературы. Антитеза. Двусложные (ямб, хорей) и трёхсложные (дактиль, амфибрахий, анапест) размеры стиха (начальные представления). Поэтическая интонация (начальные представления).

Иван Сергеевич Тургенев. Краткий рассказ о писателе.

«Бежин луг». Сочувственное отношение к крестьянским детям.

Портреты и рассказы мальчиков, их духовный мир. Пытливость, любознательность, впечатлительность. Роль картин природы в рассказе.

Теория литературы. Пейзаж. Портретная характеристика

персонажей (развитие представлений).

Фёдор Иванович Тютчев. Рассказ о поэте.

Стихотворения «Листья», «Неохотно и несмело...».

Передача сложных, переходных состояний природы, запечатлевающих противоречивые чувства в душе поэта. Сочетание космического масштаба и конкретных деталей в изображении природы. «Листья» — символ краткой, но яркой жизни.

«С поляны коршун поднялся...». Противопоставление судеб человека и коршуна: свободный полёт коршуна и земная обречённость человека.

Афанасий Афанасьевич Фет. Рассказ о поэте.

Стихотворения «Ель рукавом мне тропинку завесила...»,

«Ещё майская ночь», «Учись у них — у дуба, у берёзы...».

Жизнеутверждающее начало в лирике Фета. Природа как воплощение прекрасного. Эстетизация конкретной детали. Чувственный характер лирики и её утончённый психологизм. Мимолётное и неуловимое как черты изображения природы. Переплетение и взаимодействие тем природы и любви. Природа как естественный мир истинной красоты, служащий прообразом для искусства. Гармоничность и музыкальность поэтической речи Фета. Краски и звуки в пейзажной лирике. Теория литературы. Пейзажная лирика (развитие понятия).

Звукопись в поэзии (развитие представлений).

Николай Алексеевич Некрасов. Краткий рассказ о жизни поэта.

«Железная дорога». Картины подневольного труда. Народ — созидатель духовных и материальных ценностей. Мечта поэта о «прекрасной поре» в жизни народа. Своеобразие композиции стихотворения. Роль пейзажа. Значение эпиграфа. Сочетание реальных и фантастических картин. Диалог-спор. Значение риторических__ вопросов в стихотворении. Теория литературы. Стихотворные размеры (закрепление понятия). Диалог. Строфа (начальные представления).

Николай Семёнович Лесков. Краткий рассказ о писателе. «Левша». Гордость писателя за народ, его трудолюбие, талантливость, патриотизм. Особенности языка произведения. Комический эффект, создаваемый игрой слов, народной этимологией. Сказовая форма повествования.

Те о р и я л и т е р а т у р ы. Сказ как форма повествования (начальные представления). Ирония (начальные представления).

А.П.Чехов. Краткий рассказ о писателе. Чехов в Крыму. Рассказ «Толстый и тонкий». Речь героев как источник юмора. Юмористическая ситуация. Разоблачение лицемерия. Роль художественной детали.

Теория литературы. Комическое. Юмор. Комическая ситуация (развитие понятий).

Родная природа в стихотворениях русских поэтов XIX века Я. Полонский. «По горам две хмурых тучи...», «Посмотри, какая мгла...»; Е. Баратынский. «Весна, весна! Как воздух чист...», «Чудный град...»; А. Толстой. «Где гнутся над омутом лозы...».

Выражение переживаний и мироощущения в стихотворениях о родной природе. Художественные средства, передающие различные состояния в пейзажной лирике. Теория литературы. Лирика как род литературы. Пейзажная

лирика как жанр (развитие представлений).

ИЗ РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ XX ВЕКА (32)

Александр Иванович Куприн. Рассказ о писателе. Куприн в Крыму. Рассказ «Чудесный доктор». Реальная основа содержания рассказа. Образ главного героя. Тема служения людям. Теория литературы. Рождественский рассказ (начальные представления).

Александр Степанович Грин. Краткий рассказ о писателе. Грин в Крыму. «Алые паруса». Жестокая реальность и романтическая мечта в повести. Душевная чистота главных героев. Отношение автора к героям.

Андрей Платонович Платонов. Краткий рассказ о писателе. «Неизвестный цветок». Прекрасное вокруг нас. «Ни на кого не похожие» герои А. Платонова.

Теория литературы. Символическое содержание пейзажных образов (начальные представления).

М.М. Пришвин

Слово о писателе. Сказка-быль «Кладовая солнца».Поэзия природы в творчестве Пришвина. Образы Насти и Митраши. Смысл названия. Мудрость

естественного в художественном мире Пришвина.

Произведения о Великой Отечественной войне

К. М. Симонов. «Ты помнишь, Алёша, дороги Смоленщины...»; Д. С. Самойлов. «Сороковые». Стихотворения, рассказывающие о солдатских буднях, пробуждающие чувство скорбной памяти о павших на полях сражений и обостряющие чувство любви к родине, ответственности за неё в годы жестоких испытаний.

Виктор Петрович Астафьев. Краткий рассказ о писателе (детство, юность, начало творческого пути).

«Конь с розовой гривой». Изображение быта и жизни сибирской деревни в предвоенные годы. Нравственные проблемы рассказа — честность, доброта, понятие долга. Юмор в рассказе. Яркость и самобытность героев (Санька Левонтьев, бабушка Катерина Петровна), особенности использования народной речи. Теория литературы. Речевая характеристика героя (развитие представлений). Герой-повествователь (начальные представления).

Валентин Григорьевич Распутин. Краткий рассказ о писателе (детство, юность, начало творческого пути) «Уроки французского». Отражение в повести трудностей военного времени. Жажда знаний, нравственная стойкость, чувство

собственного достоинства, свойственные юному герою. Душевная щедрость учительницы, её роль в жизни мальчика. Нравственная проблематика произведения. Теория литературы. Рассказ, сюжет (развитие понятий).

Герой-повествователь (развитие понятия).

Фазиль Искандер. Краткий рассказ о писателе.

«Тринадцатый подвиг Геракла». Влияние учителя на формирование детского характера. Чувство юмора как одно из ценных качеств человека.

Писатели улыбаются

Василий Макарович Шукшин. Слово о писателе. Рассказы «Чудик» и «Критики». Особенности шукшинских героев-«чудиков», правдоискателей, праведников. Человеческая открытость миру как синоним незащищённости. Образ «странного» героя в литературе.

Родная природа в русской поэзии XX века

А. Блок. «Летний вечер», «О, как безумно за окном...»;

С. Есенин. «Мелколесье. Степь и дали...», «Пороша»; А. Ахматова. «Перед весной бывают дни такие...».

Чувство радости и печали, любви к родной природе и родине в стихотворных произведениях поэтов XX века. Связь ритмики и мелодики стиха с эмоциональным состоянием, выраженным в стихотворении. Поэтизация родной природы. Теория литературы. Лирический герой (развитие представлений).

Николай Михайлович Рубцов. Краткий рассказ о поэте. «Звезда полей», «Листья осенние», «В горнице». Тема родины в поэзии Рубцова. Человек и природа в «тихой» лирике Рубцова. Отличительные черты характера лирического героя.

ИЗ ЛИТЕРАТУРЫ НАРОДОВ РОССИИ (2 ч.)

Габдулла Тукай. Слово о татарском поэте. Стихотворения «Родная деревня», «Книга». Любовь к своей малой родине и к своему родному краю, верность обычаям, своей семье, традициям своего народа. Книга в жизни человека. Книга — «отрада из отрад», «путеводная звезда», «бесстрашное сердце», «радостная душа».

Кайсын Кулиев. Слово о балкарском поэте.

«Когда на меня навалилась беда...», «Каким бы малым

ни был мой народ...». Родина как источник сил для преодоления любых испытаний и ударов судьбы. Основные поэтические образы, символизирующие родину в стихотворении поэта. Тема бессмертия народа, нации до тех пор, пока живы его язык, поэзия, обычаи. Поэт — вечный должник своего народа. Теория литературы. Общечеловеческое и национальное в литературе разных народов.

ИЗ ЗАРУБЕЖНОЙ ЛИТЕРАТУРЫ (25ч.)

Мифы народов мира

Мифы Древней Греции. Подвиги Геракла (в переложении

Н. А. Куна).Теория литературы. Миф. Отличие мифа от сказки.

Геродот. Легенда об Арионе.

Гомер. Краткий рассказ о Гомере. «Илиада», «Одиссея» как эпические поэмы. Изображение героев и героические подвиги в «Илиаде». Описание щита Ахиллеса: сцены войны и мирной жизни. Стихия Одиссея — борьба, преодоление препятствий, познание неизвестного. Храбрость, сметливость (хитроумие) Одиссея. Одиссей — мудрый правитель, любящий муж и отец. На острове циклопов. Полифем. «Одиссея» — песня о героических подвигах, мужественных героях.

Теория литературы. Понятие о героическом эпосе (начальные представления).

ПРОИЗВЕДЕНИЯ ЗАРУБЕЖНЫХ ПИСАТЕЛЕЙ

Мигель де Сервантес Сааведра. Рассказ о писателе.

Роман «Дон Кихот». Проблема ложных и истинных идеалов. Герой, создавший воображаемый мир и живущий в нём. Пародия на рыцарские романы. Освобождение от искусственных ценностей и приобщение к истинно народному пониманию правды жизни. Мастерство Сервантеса-романиста. Дон Кихот как «вечный» образ мировой литературы. (Для внеклассного чтения.)

Теория литературы. «Вечные образы» в искусстве (начальные представления).

Фридрих Шиллер. Рассказ о писателе.

Баллада «Перчатка». Повествование о феодальных нравах. Любовь как благородство и своевольный, бесчеловечный каприз. Рыцарь — герой, отвергающий награду и защищающий личное достоинство и честь.

Теория литературы. Рыцарская баллада (начальные представления).

Проспер Мериме. Рассказ о писателе.

Новелла «Маттео Фальконе». Изображение дикой природы. Превосходство естественной, «простой» жизни и исторически сложившихся устоев над цивилизованной с её порочными нравами. Романтический сюжет и его реалистическое воплощение.

Антуан де Сент-Экзюпери. Рассказ о писателе. «Маленький принц» как философская сказка и мудрая притча. Мечта о естественном отношении к вещам и людям. Чистота восприятия мира как величайшая ценность. Утверждение всечеловеческих истин. (Для внеклассного чтения.)

Теория литературы. Притча (начальные предсавления)

Календарно-тематическое планирование уроков литературы

в 6-А классе ( 3 часа в неделю, всего 102 часа)


урока

Название раздела, темы

г


Кол-во часов

Класс

Дата проведения урока

Примечание

План


Факт



Введение

1





Введение. Художественное произведение. Автор. Герои.

1

6-А


03.09








Устное народное творчество

2





УНТ. Обрядовый фольклор.

Календарно-обрядовые песни.

Песни. Колядки.

Пословицы и поговорки. Загадки.

1

1


6-А




6-А



05.09




06.09





Древнерусская литература

2





Древнерусская литература .Русская летопись. «Повесть временных лет».

1

6-А



10.09



Из «Повести временных лет». «Сказание о Белгородском киселе»

1

6-А


12.09




Русская литература 19 века

38





Литература 18 века. Русские басни. И.И. Дмитриев «Муха». Анализ произведения.

1

6-А



13.09



И.А. Крылов «Осел и соловей». Развитие понятия об аллегории и морали.

1

6-А


17.09



И.А. Крылов «Листы и корни». Ларчик. Работа с текстом.

1

6-А


19.09



А.С. Пушкин. Страницы жизни. Пушкин в Крыму.Стихотворение «И.И.Пущину».


1

6-А



20.09



РР1 Подготовка к домашнему сочинению «Веселое лукавство ума» (Домашнее сочинение №1)

1

6-А




24.09



А.С. Пушкин. «Узник». «Зимнее утро». Анализ произведений.

1

6-А


26.09



Вн.чт.№ 1. А.С. Пушкин «Повести покойного Ивана Петровича Белкина»

( «Барышня-крестьянка»).

1

6-А




27.09



А.С. Пушкин. Роман «Дубровский»: Дубровский-старший и Троекуров.

1

6-А



01.10



А.С. Пушкин. Роман «Дубровский»: бунт крестьян

1

6-А


03.10



А.С. Пушкин. Роман «Дубровский»: протест Владимира Дубровского.

1

6-А



04.10



А.С. Пушкин. Роман «Дубровский»: история любви.

1

6-А




08.10



Роман «Дубровский»: Композиция романа.

1

6-А


10.10



Роман «Дубровский»: развязка романа

1

6-А


11.10



РР 2.Подготовка к контрольному сочинению №1. «Дубровский»: мое понимание романа Пушкина.

1

6-А




15.10



РР 3. Контрольное классное сочинение №1. «Дубровский»: мое понимание романа Пушкина.

1

6-А



17.10



Работа над ошибками.

1

6-А


18.10



М.Ю. Лермонтов. Стихотворения «Три пальмы», «Тучи». Мотивы одиночества.

1

6-А



22.10



М.Ю. Лермонтов. «Листок», «Утес». Мотивы одиночества и изгнанничества в лирике.

1

6-А



24.10



РР 4 Выразительное чтение стихотворений М.Ю. Лермонтова

1

6-А



25.10



И.С. Тургенев. «Бежин луг». Образы автора и рассказчика.

1

6-А


07.11



И.С. Тургенев. «Бежин луг»: образы крестьянских детей.

1

6-А


08.11



И.С. Тургенев. «Бежин луг»: картины природы.

1

6-А



12.11



Ф.И. Тютчев. Лирика.«Неохотно и несмело». Передача сложных, переходных состояний природы, запечатлевающих противоречивые чувства в душе поэта.

1

6-А




14.11



Ф.И. Тютчев. Лирика.«С поляны коршун поднялся», «Листья» Анализ стихотворений.

1

6-А



15.11



В поэтическом мире А.А. Фета.

А.А.Фет «Ель рукавом мне тропинку завесила»

1

6-А



19.11



А.А.Фет Стихотворение «Еще майская ночь». Тема природы и любви.

1

6-А


21.11



А.А.Фет Стихотворение «Учись у них – у дуба, у березы». Анализ стихотворения.

1

6-А



22.11



Некрасов в Крыму.

Н.А. Некрасов. «Железная дорога»: автор и народ.

1

6-А



26.11



Н.А. Некрасов. «Железная дорога»:своеобразие композиции стихотворения.

1

6-А



28.11



Н.А. Некрасов. «Железная дорога». Законы стихосложения.

1

6-А

29.11



Н.С. Лесков «Левша»: народ и власть. Язык сказа.

1

6-А


03.12



РР 5 Н.С. Лесков. «Левша». Устный ответ на проблемный вопрос.

1

6-А



05.12



Чехов в Крыму. А.П. Чехов. «Толстый и Тонкий». Герои рассказа.

1

6-А



06.12




Вн.чт. №2 Рассказы А.П. Чехова.


1

6-А



10.12



Родная природа в стихах русских поэтов 19 века.

(обзор)

1

6-А




12.12



Е.А. Баратынский. «Весна, весна! Как воздух чист!...», «Чудный град порой сольется…»

1

6-А



13.12



Стихотворения Я.П. Полонского «По горам две хмурых тучи…», «Посмотри – какая мгла…». Анализ произведений.

1

6-А



17.12



Стихотворение А.К. Толстого. « Где гнутся над омутом лозы…» .Анализ стихотворения.

1

6-А



19.12




Русская литература 20 века

32





Куприн в Крыму.

А.И. Куприн. «Чудесный доктор»: герой и прототип.

1

6-А



20.12



Мониторинг по итогам 1 полугодия .

1

6-А



24.12



Грин в Крыму.

А.Грин. «Алые паруса»: »: мечта и действительность. Краткий рассказ о писателе. Понятие о жанре феерии.

1

6-А



26.12



А.Грин. «Алые паруса». Жестокая реальность и роман-

тическая мечта. Образ Лонгрена.

Жители Каперны. Победа ро-

мантической мечты над реально-

стью жизни. Фрагменты повести

в актёрском исполнении

1

6-А




27.12



А.Грин «Алые паруса»: Ассоль и Грэй. Душевная чистота

главных героев.

1

6-А



09.01



А.Грин «Алые паруса»: авторская позиция в произведении.

1

6-А



10.01



А.Грин «Алые паруса» .Завершение работы над произведением.Контроль знания текста.

1

6-А



14.01



РР № 6.Подготовка к контрольному классному сочинению №2 «В мечту надо верить»

1

6-А



16.01



РР № 7.Контрольное классное сочинение №2 «В мечту надо верить»

1

6-А



17.01



Р.Р. 8. Анализ контрольного сочинения.

1

6-А


21.01



А.П. Платонов. «Неизвестный цветок». »: образы символы в сказке. Краткий рассказ о писателе. Прекрасное вокруг нас.

1

6-А



23.01



А.П. Платонов. Сказка-быль «Неизвестный цветок». Образы-символы в сказке.

1

6-А


24.01



Вн.чт. №3 «Берегите природу» по произведениям К.Паустовского, М.Пришвина.

1

6-А



28.01



М.Пришвин. Сказка-быль «Кладовая солнца». История создания,образы главных героев.

1

6-А



30.01



М.Пришвин. Сказка-быль «Кладовая солнца». Что есть правда? Где она живет и где ее найти? (Урок-размышление о трудном пути человека к правде жизни)

1

6-А



31.01



К.Симонов « Ты помнишь, Алеша, дороги Смоленщины…» Краткий рассказ о поэте-фронтовике. Трудные сол-

датские будни. Скорбная память

о павших на полях сражений..

1

6-А



04.02



Д.С. Самойлов «Сороковые». Краткий рассказ

о поэте-фронтовике. Образы и

картины военного времени.

Антитеза молодости и войны.

1

6-А



06.02



В.П. Астафьев. «Конь с розовой гривой». Сюжет и герои.

1

6-А


07.02



В.П. Астафьев «Конь с розовой гривой» Проблематика рассказа. Речь героев.

1

6-А



11.02



В.П. Астафьев. «Конь с розовой гривой». Письменный ответ на проблемный вопрос.


1

6-А



13.02



В.Г. Распутин «Уроки французского»: трудности послевоенного времени».

1

6-А



14.02



В.Г. Распутин «Уроки французского»: стойкость главного героя.

1

6-А



18.02



В.Г. Распутин «Уроки французского»: учительница Лидия Михайловна


1

6-А



20.02



Ф.Искандер «Тринадцатый подвиг Геракла»: школа, учитель, ученики. Юмор в рассказе.



Ф.Искандер «Тринадцатый подвиг Геракла». Юмор в рассказе.

1




1

6-А




6-А


21.02





25.02



РР 9. Подготовка к домашнему сочинению по произведениям В.Астафьева, В.Распутина, Ф.Искандера

(домашнее сочинение №2)

1

6-А




27.02



В.Шукшин. Рассказ «Критики»: образ «странного» героя.

1

6-А



28.02



В.Шукшин. Рассказы. «Чудик», «Срезал» Образы «странных» героев. Их открытость миру, стремление принести людям радость, наивность,

детский взгляд на мир.

1

6-А




04.03



А.А.Блок. «Летний вечер», «О, как безумно за окном…». Краткий рассказ о поэте. Поэтизация родной природы.

1

6-А




06.03



С.А.Есенин. «Мелколесье. Степь и дали…» , «Пороша». Краткий рассказ о поэте. Чувство любви к родной природе и родине.

1

6-А



07.03



А.А.Ахматова. «Перед весной бывают дни такие…». Краткий рассказ о поэте. Поэтизация родной природы. Связь ритмики и мелодики стиха с эмоциональным состоянием лирической героини.

Н.М.Рубцов «Звезда полей», «Листья осенние», «В горнице» : Родина, страна, вселенная. Анализ стихотворений

1

6-А






11.03



Выразительное чтение стихотворений

1

6-А


13.03




Из литературы народов России. (Обзор)

2





Г.Тукай. «Родная деревня», «Книга». Слово о татарском поэте. Любовь к своей малой родине и к своему родному краю, верность обычаям,

семье, традициям своего народа.

1

6-А




14.03



К.Кулиев. «Когда на меня навалилась беда…», «Каким бы малым ни был мой народ…». Слово о балкарском поэте. Родина как источник сил для преодоления любых испытаний и ударов судьбы. Проверочная работа по изученным произведениям.

1

6-А





18.03




Из зарубежной литературы Мифы народов мира

25





Мифы народов мира. Мифы Древней Греции. Подвиги Геракла. «Скотный двор царя Авгия».



Подвиги Геракла: ум и отвага героя.

1





1

6-А






6-А


20.03





21.03



Геродот. Легенда об Арионе. Слово о писателе и историке. Жизненные испытания Ариона и его чудесное спасение.

1

6-А



01.04



Гомер «Иллиада» как героическая эпическая поэма.

1

6-А



03.04



Гомер «Одиссея» как героическая эпическая поэма.

1

6-А



04.04



М.Сервантес. «Дон Кихот»: знакомство с произведением.


М.Сервантес. «Дон Кихот»: жизнь героя в воображаемом мире.

1


1


6-А

6-А


08.04


10.04



М.Сервантес. «Дон Кихот»: пародия на рыцарские романы.

1

6-А


11.04



М.Сервантес. «Дон Кихот»: нравственный смысл романа.


М.Сервантес. «Дон Кихот»:вечные образы в искусстве.

1

1

6-А

6-А


15.04


17.04



Шиллер «Перчатка»: проблемы благородства, достоинства и чести.

1

6-А



18.04



П. Мериме «Маттео Фальконе»: природа и цивилизация.

1

6-А


22.04



П. Мериме «Маттео Фальконе»: отец и сын Фальконе.

П. Мериме «Маттео Фальконе»: проблема чести и предательства.

1


6-А


24.04

25.04



Вн.чт. №4 Марк Твен. «Приключение Геккельбери Фина». Мир детства в произведении.

1

6-А



29.04



А.С. Экзюпери «Маленький принц»: дети и взрослые.

1

6-А


01.05



А.С. Экзюпери «Маленький принц» как философская басня-притча.

1

6-А




02.05



А.С. Экзюпери «Маленький принц»: вечные истины в сказке.

1

6-А


06.05



Подготовка к контрольной работе.

1

6-А


08.05



ПРОМЕЖУТОЧНАЯ ИТОГОВАЯ АТТЕСТАЦИЯ.

Контрольная работа.

1

6-А



09.05



Анализ контрольной работы


1

6-А


13.05




Урок – диспут.

« Какое произведение я бы добавил в программу 6 класса?»

1

6-А



15.05



Викторина:«Путешествие по стране литературии»

1

6-А


16.05



Викторина:«Путешествие по стране литературии»

1


6-А


20..05




Итоговый урок

1

6-А


22.05