СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа по физической культуре, 10 кл

Категория: Физкультура

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по физической культуре, 10 кл»

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

10 А КЛАСС

Целью курса физического воспитания в школе является содействие всестороннему развитию личности на основе овладения каждым учащимся личной физической культурой. Слагаемыми физиче­ской культуры являются: крепкое здоровье, хорошее физическое развитие, оптимальный уровень двигательных способностей, зна­ния и навыки в области физической культуры, мотивы и осво­енные способы (умения) осуществлять физкультурно-оздорови­тельную и спортивную деятельность.

Главные задачи курса физического воспитания учащихся 10 класса направлены на:

  • содействие гармоничному физическому развитию, выработ­ку умений использовать физические упражнения, гигиенические процедуры и условия внешней среды для укрепления состояния здоровья, противостояния стрессам;

  • формирование общественных и личностных представлений о престижности высокого уровня здоровья и разносторонней физио­логической подготовленности;

  • расширение двигательного опыта посредством овладения но­выми двигательными действиями и формирование умений применять их в различных по сложности условиях;

  • дальнейшее развитие кондиционных (силовых, скоростно-силовых, выносливости, скорости и гибкости) и координационных (быстроты перестроения двигательных действий, согласования, способностей к произвольному расслаблению мышц, вестибуляр­ной устойчивости и др.) способностей;

  • формирование знаний о закономерностях двигательной актив­ности, спортивной тренировке, значении занятий физической куль­турой для будущей трудовой деятельности, выполнении функции отцовства и материнства, подготовку к службе в армии;

  • закрепление потребности к регулярным занятиям физическими упражнениями и избранным видом спорта;

  • формирование адекватной самооценки личности, нравственно­го самосознания, мировоззрения, коллективизма, развитие целеуст­ремленности, уверенности, выдержки, самообладания;

  • дальнейшее развитие психических процессов и обучение осно­вам психической регуляции.

Рабочая программа составлена с учетом следующих нормативных документов:

- Федеральный Закон «Об образовании в РФ» от 21.12.2012 г.;

  • Национальная доктрина образования в Российской Федерации. Постановление правительства РФ от 04.10.2000X2 751;

  • Приказ Минобразования РФ от 05.03.2004 г. № 1089 (редакция от 19.10.2009г. с изменениями от 31.01.2012г.) «Об утверждении федерального компонента государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования».

  • Устав МБОУ «СОШ № 29»;

- Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы СанПиН 2.4.2.2821-10 от 29 декабря 2010 г. N 189 (в редакции изменения № 1, утверждённые постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 29. 06. 2011 г. );

- Базисный учебный план общеобразовательных учреждений Российской Федерации. Приказ МО РФ от 09.02.1998 № 322;

  • Обязательный минимум содержания среднего (полного) образования. Приказ МО РФ от 30.06.1999 №56;

  • О введении третьего дополнительного часа физической культуры в общеобразовательных уч­реждениях Российской федерации. Письмо МО РФ от 26.03.2002 № 30-51 -197/20.

  • Положение о государственной итоговой аттестации выпускников 9 и 11(12) классов общеоб­разовательных учреждений Российской Федерации. Приказ МО РФ от 03.12.1999 № 1075 с дополнениями; приказы от 16.03.2001 № 1022, от 25.06.2002 № 2398, от 21.01.2003 № 135;

  • О введении зачетов по физической культуре для учащихся выпускных 9 и 11 классов обще­образовательных школ РСФСР. Приказ МО РСФСР от 18.11. 1985 № 317;

- Приказ Минобразования РФ от 02.03.2004 № 1312 (редакция от 02.06.2011 г.) «Федеральный базисный учебный план»;

-Учебный план МБОУ «СОШ №29» на 2015-2016 уч. год;

  • Лях, В.И. Программы общеобразовательных учреждений: Комплексная программа физического воспитания учащихся 1-11классов/ В.И. Лях, А.А.Зданевич. – М.: Просвещение, 2010.

Рабочая программа для ХI класса составлена на основе комплексной про­граммы физического воспитания учащихся 1—11 классов. Авторы: доктор педагогических наук В. И. Лях, кандидат педагогических наук А. А. Зданевич. (М.: Просвещение, 2010. - 7-е изд.).

В соответствии с учебным планом программа для 11 класса рассчитана на 102 часа при трехразовых занятиях в неделю.

Программный материал имеет две части - инвариативную (ба­зовая часть) и вариативную (дифференцированная):

на инвариативную часть отводится 87 часов;

на вариативную часть отводится 15 часов.

В базовую часть входит материал в соответствии с федеральным компонентом учебного плана, региональный компонент заменяется спортивными играми. Базовая часть выполняет обязательный минимум образования по предмету «Физическая культура». Вариативная часть включает в себя программный материал по спортивным играм (баскетбол, волейбол) и кроссовой подготовки. Программный материал усложняется по разделам каждый год за счет увеличения сложности элементов на базе ранее пройденных.

Так как нет деления тем на часы, то теоретический материал распределен по фактическим часам.

В начале и в конце учебного года учащиеся сдают шесть кон­трольных упражнений (тесты) для определения развития уровня физической подготовленности и физических способностей в от­дельности в зависимости от возраста и пола. Тесты принимаются в виде зачётов на уроках и заносятся в классный журнал (таблица 2).

Текущий учет является основным видом проверки успеваемо­сти учащихся по физической культуре. Он отражает качество ус­воения отдельных тем учебного материала и решения задач кон­кретного урока. Оценка за успеваемость выставляется в баллах.

УМК

Лях В.И. Физическая культура. 10-11 классы: учебник для общеобразоват. организации/базовый уровень/ В.И.Лях. - М.: Просвещение, 2014г.


Ведущие формы и методы, технологии обучения.


Ведущие формы (способы) бучения: фронтальная; поточная; посменная; командная; групповая; индивидуальная.

Ведущие методы обучения: наблюдение; объяснение; рассказ; показ; беседа; проверочные беседы (без вызова из строя); опрос; тестирование; индивидуальных заданий; дополнительных упражнений; заданий по овладении двигательными действиями; методы срочной информации; метод вариативного (переменного) упражнения; метод расчлененного (целостного) показа; метод сопряженного обучения и развития двигательных качеств; игровой метод; комбинированный метод; метод круговой тренировки.

Технологии обучения: личностно-ориентированные; игровые; развивающие; здоровьесберегающие.

Механизмы формирования ключевых компетенций обучающихся: ценностно – смысловая компетенция, общекультурная компетенция, учебно – познавательная компетенция, информационная компетенция, коммуникативная компетенция, социально – трудовая компетенция, компетенция личностного самосовершенствования.

Двигательная компетентность (с учетом индивидуальных особенностей физического развития и медицинских показа­ний). Уметь (владеть способами деятельности):

- выполнять общеразвивающие упражнения и комплексы упражнений на развитие основных физических качеств: силы, быстроты, выносливости, гибкости, ловкости;

- выполнять тестовые задания на выявление индивидуаль­ного уровня физической подготовленности, демонстрировать приросты показателей в развитии основных физических ка­честв.

Применять полученные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни: совершенствовать тех­нико-тактические приемы спортивных игр в игровой деятель­ности (баскетбол, футбол, волейбол).

Критерии оценивания подготовленности учащихся по физической культуре


Критерии оценивания по физической культуре являются качественными и количественными.

Качественные критерии успеваемости характеризуют степень овладения программным материалом: знаниями, двигательными умениями и навыками, способами физкультурно-оздоровительной деятельности, включенными в обязательный минимум содержания образования и в школьный образовательный стандарт.

Количественные критерии успеваемости определяют сдвиги в физической подготовленности, складывающиеся из показателей развития основных физических способностей: силовых, скоростных, координационных, выносливости, гибкости и их сочетаний, что отражает направленность и уровни реализуемых образовательных программ.

Осуществляя оценивание подготовленности по физической культуре, учителя реализуют не только собственно оценочную, но и стимулирующую и воспитывающую функции, учитывая темп (динамику изменения развития физических качеств за определенный период времени, а не в данный момент) и индивидуальные особенности учащихся (типы телосложения, психические и физиологические особенности). При этом учителю необходимо быть максимально тактичным, внимательным, не унижать человеческое достоинство обучающегося, заботясь о повышении и дальнейшем развитии интереса к физической культуре.

Итоговая отметка выставляется учащимся за овладение темы, раздела, за четверть (в старших классах — за полугодие), за учебный год. Она включает в себя текущие отметки, полученные учащимися за овладение всеми составляющими успеваемости: знаниями, двигательными умениями и навыками, а также отражает сдвиги в развитии физических способностей, умений осуществлять физкультурно-оздоровительную деятельность.

Критерии оценивания успеваемости по базовым составляющим физической подготовки учащихся:


I. Знания

При оценивании знаний по предмету «Физическая культура» учитываются такие показатели: глубина, полнота, аргументированность, умение использовать их применительно к конкретным случаям и занятиям физическими упражнениями.

С целью проверки знаний используются следующие методы: опрос, проверочные беседы (без вызова из строя), тестирование.


Оценка 5

Оценка 4

Оценка 3

Оценка 2

За ответ, в котором учащийся

демонстрирует глубокое понимание сущности материала; логично его

излагает, используя в деятельности.

За тот же ответ, если в нем содержатся небольшие неточности и незначительные ошибки.

За ответ, в котором отсутствует логическая последовательность, имеются пробелы в знании материала, нет должной аргументации и умения использовать знания на практике.

За непонимание и незнание материала программы.


II. Техника владения двигательными умениями и навыками

Для оценивания техники владения двигательными умениями и навыками используются следующие методы: наблюдение, вызов из строя для показа, выполнение упражнений и комбинированный метод.







Оценка 5

Оценка 4

Оценка 3

Оценка 2

Движения или отдельные его элементы выполнены правильно, с соблюдением всех требований, без ошибок, легко, свободно, чётко, уверенно, слитно, с отличной осанкой, в надлежащем ритме. Ученик понимает сущность движения, его назначение, может разобраться в движении, объяснить, как оно выполняется, и продемонстрировать в нестандартных условиях, может определить и исправить ошибки, допущенные другим учеником, уверено выполняет учебный норматив.

При выполнении ученик

действует так же, как и в предыдущем случае, но

допустил не более двух

незначительных ошибок.

Двигательное действие в основном выполнено правильно, но допущена одна

Грубая или несколько мелких ошибок, приведших к скованности движений,

неуверенности. Учащийся не может выполнить движение в нестандартных и сложных в сравнении с уроком условиях.

Движение или отдельные

его элементы выполнены

неправильно, допущено

более двух значительных

или одна грубая ошибка.


III. Владение способами

и умение осуществлять физкультурно-оздоровительную деятельность


Оценка 5

Оценка 4

Оценка 3

Оценка 2

Учащийся умеет:

- самостоятельно организовать место занятий;

- подбирать средства и инвентарь и применять их

в конкретных условиях;

- контролировать ход выполнения деятельности и

оценивать итоги.

Учащийся:

- организует место занятий в основном самостоятельно, лишь с незначительной помощью;

- допускает незначительные ошибки в подборе средств;

- контролирует ход выполнения деятельности и оценивает итоги.

Более половины видов самостоятельной деятельности выполнены с помощью учителя или не выполняется один из пунктов

Учащийся не может выполнить самостоятельно

ни один из пунктов.

IV. Уровень физической подготовленности учащихся.

Оценка 5

Оценка 4

Оценка 3

Оценка 2

Исходный показатель соответствует высокому уровню подготовленности, предусмотренному обязательным минимумом подготовки и программой физического воспитания, которая отвечает требованиям государственного стандарта и обязательного минимума содержания обучения по физической культуре, и высокому приросту ученика в показателях физической подготовленности за определенный период времени.

Исходный показатель соответствует среднему уровню подготовленности

и достаточному темпу

прироста.

Исходный показатель соответствует низкому уровню подготовленности и

незначительному приросту.

Учащийся не выполняет

государственный стандарт, нет темпа роста показателей физической

подготовленности.

(При оценке физической подготовленности приоритетным показателем является темп прироста результатов. Задание учителя по улучшению показателей физической подготовленности (темп прироста) должны представлять определенную трудность для каждого учащегося, но быть реально выполнимыми. достижение этих сдвигов при условии систематических занятий дает основание учителю для выставления высокой оценки.)

Общая оценка успеваемости складывается по видам программы: по баскетболу, волейболу, легкой атлетике — путем сложения конечных оценок, полученных учеником по всем видам движений, и оценок за выполнение контрольных упражнений.

Оценка успеваемости за учебный год производится на основании оценок за учебные четверти с учетом общих оценок по отдельным разделам программы. При этом преимущественное значение имеют оценки за умения и навыки осуществлять собственно двигательную, физкультурно-оздоровительную деятельность.


СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММНОГО МАТЕРИАЛА

Основы знаний о физической культуре, умения и навыки

Социокультурные основы

Спортивно-оздоровительные системы физических упражнений в отечественной и зарубежной культуре, их цели и задачи, основы содержания и формы организации.

Психолого-педагогические основы

Основы организации и проведения спортивно-массовых соревнований по различным видам спорта. Особенности самостоятельной подготовки к участию в спортивно-массовых мероприятий. Способы регулирования массы тела.

Медико-биологические основы

Особенности техники безопасности и профилактики травматизма, профилактические и восстановительные мероприятия при организации и проведении спортивно-массовых и индивидуальных форм занятий физической культурой и спортом. Вредные привычки, причины возникновения и пагубное влияние на здоровье.


Приемы саморегуляции

Аутогенная тренировка. Психомышечная и психорегулирующая тренировка. Элементы йоги.


Спортивные игры (30 ч)

базовая часть (21 ч) и вариативная часть (9 ч)


Баскетбол (14ч)

Терминология баскетбола. Влияние игровых упражнений на развитие координационных способностей, психохимические процессы, воспитание нравственных и волевых качеств. Правила игры. Техника безопасности при занятиях баскетболом. Организация и проведение соревнований.

Самоконтроль и дозирование нагрузки при занятиях баскетболом.

Волейбол (16ч)

Терминология волейбола. Влияние игровых упражнений на развитие координационных способностей, психохимические процессы, воспитание нравственных и волевых качеств.

Правила игры. Техника безопасности при занятиях баскетболом. Организация и проведение соревнований. Самоконтроль и дозирование нагрузки при занятиях баскетболом.

Легкая атлетика (21ч)

Основы биомеханики легкоатлетических упражнений. Влияние легкой атлетики на развитие двигательных качеств. Правила проведения соревнований. Техника безопасности при проведении занятий легкой атлетикой. Самоконтроль при занятиях легкой атлетикой.


Двигательные умения, навыки и способности:

В метаниях на дальность и на меткость: метать различные по массе и форме снаряды (гранату, утяжеленные малые мячи, резиновые палки и др.) с места и с полного разбега (12—15 м) с использованием четырехшажного варианта бросковых шагов; метать различные по массе и форме снаряды в горизонтальную цель 2,5x2,5 м с 10—12 м (девушки) и 15—25 м (юноши); ме­тать теннисный мяч в вертикальную цель 1х1 м с 10 м (девуш­ки) и с 15—20 м (юноши).

В спортивных играх: демонстрировать и применять в игре или в процессе выполнения специально созданного комплексного уп­ражнения основные технико-тактические действия одной из спортивных игр.

В единоборствах: проводить учебную схватку в одном из видов единоборств (юноши).

Физическая подготовленность: соответствовать, как минимум, среднему уровню показателей развития физических способностей, с учетом региональных условий и индивидуальных возможностей учащихся,

Способы физкультурно-оздоровительной деятельности: исполь­зовать различные виды физических упражнений с целью самосо­вершенствования, организации досуга и здорового образа жизни; осуществлять коррекцию недостатков физического развития; проводить самоконтроль и саморегуляцию физических и психи­ческих состояний.

Способы спортивной деятельности: участвовать в соревновании легкоатлетическому четырехборью: бег 100 м, прыжок в длину, метание мяча, бег на выносливость; осуществлять соревновательную деятельность по одному из видов спорта.

Правила поведения на занятиях физическими упражнениями: согласовывать свое поведение с интересами коллектива; при выпол­нении упражнений критически оценивать собственные достижения поощрять товарищей, имеющих низкий уровень физической подготовленности; сознательно тренироваться и стремиться к возможно лучшему результату на соревнованиях.



Распределение

программного материала (в учебных часах)

Табл.1

п/п

Вид программного материала

Количество часов (уроков)

Класс

10

11

1

Базовая часть

87

87

1.1

Основы знаний о физической культуре

В процессе урока

1.2

Спортивные игры

21

21

1.3

Гимнастика с элементами акробатики

18

18

1.4

Легкая атлетика

21

21

1.5

Лыжная подготовка

18

18

1.6

Элементы единоборств

9

9

2

Вариативная часть

15

15

2.1

Кроссовая подготовка

6

6

2.2

Спортивные игры

9

9

2.2.1.

Баскетбол

4

4

2.2.2.

Волейбол

5

5




Требования к уровню подготовки учащихся.


В результате освоения Обязательного минимума содержания учебного предмета «физическая культура» учащиеся по окончании средней школы должны достигнуть следующего уровня развития физической культуры.


Объяснять:


  • роль и значение физической культуры в развитии общества и человека, цели и принципы современного олимпийского дви­жения, его роль и значение в современном мире, влияние на развитие массовой физической культуры и спорта высших достижений;

  • роль и значение занятий физической культурой в укрепле­нии здоровья человека, профилактике вредных привычек, ве­дении здорового образа жизни.


Характеризовать:


  • индивидуальные особенности физического и психического развития и их связь с регулярными занятиями физическими упражнениями;

  • особенности функционирования основных органов и струк­тур организма во время занятий физическими упражнениями, особенности планирования индивидуальных занятий физи­ческими упражнениями различной направленности и конт­роля их эффективности;

  • особенности организации и проведения индивидуальных заня­тий физическими упражнениями общей профессионально-прикладной и оздоровительно-корригирующей направленности;

  • особенности обучения и самообучения двигательным действиям, особенности развития физических способностей на занятиях физической культурой;

  • особенности форм урочных и внеурочных занятий физичес­кими упражнениями, основы их структуры, содержания и направленности;

  • особенности содержания и направленности различных систем физических упражнений, их оздоровительную и развивающую эффективность.


Соблюдать правила:


  • личной гигиены и закаливания организма; организации и проведения самостоятельных и самодеятель­ных форм занятий физическими упражнениями и спортом;

  • культуры поведения и взаимодействия во время коллектив­ных занятий и соревнований;

  • профилактики травматизма и оказания первой помощи при травмах и ушибах;

  • экипировки и использования спортивного инвентаря на занятиях физической культурой.


Проводить:


  • самостоятельные и самодеятельные занятия физическими уп­ражнениями с общей профессионально-прикладной и оздоро­вительно-корригирующей направленностью;

  • контроль за индивидуальным физическим развитием и физи­ческой подготовленностью, физической работоспособностью, осанкой;

  • приемы страховки и самостраховки во время занятий физи­ческими упражнениями, приемы оказания первой помощи при травмах и ушибах;

  • приемы массажа и самомассажа;

  • занятия физической культурой и спортивные соревнования с учащимися младших классов;

  • судейство соревнований по одному из видов спорта.


Составлять:


  • индивидуальные комплексы физических упражнений различ­ной направленности;

  • планы-конспекты индивидуальных занятий и систем занятий.


Определять:


  • уровни индивидуального физического развития и двигатель­ной подготовленности;

  • эффективность занятий физическими упражнениями, функцио­нальное состояние организма и физическую работоспособность;

  • дозировку физической нагрузки и направленность воздей­ствий физических упражнений.











Демонстрировать:

Табл.2

п/п

Физические способности

Контрольное упражнение (тест)

Мальчики

Девочки

низкий

средний

высокий

низкий

средний

высокий

1.

Скоростные

Бег 30 м, с

5,1

5,0-4,7

4,3

6,1

5,9-5,3

4,8

2.

Координационные

Челночный бег 3х10 м,с

8,1

7,9-7,5

7,2

9,6

9,3-8,7

8,4

3.

Скоростно-силовые

Прыжки в длину с места, см

190

205-220

240

160

170-190

210

4.

Выносливость

6-минутный бег, м

1100

1300-1400

1500

900

1050-1200

1300

5.

Гибкость

Наклон вперед из положения сидя, см

5

9-12

15

7

12-14

20

6.

Силовые

Подтягивание из положения виса на высокой перекладине (М) кол-во раз;

Из положения виса лежа на низкой перекладине (Д) кол-во раз.

5

9-10

12




6




13-15




18



Перечень литературы и средств обучения


Дополнительная литература


  1. Арзуманов С.Г. Физическое воспитание в школе: практические советы преподавателям. – Ростов н/Д: «Феникс», 2009. –443с. (серия «Библиотека учителя»).

  2. Белоножкина О.В. Спортивно-оздоровительные мероприятия в школе (дни здоровья спортивные праздники, конкурсы). – Волгоград: Учитель, 2007. – 173с.

  3. Видякин М.В. Внеклассные мероприятия по физкультуре в средней школе. – Волгоград: Учитель, 2006. – 173с.

  4. Киселев П.А., Киселева С.Б. Справочник учителя физической культуры. – Волгоград: Учитель, 2008. – 239с.

  5. Колодницкий Г.А., Кузнецов В.С., Маслов М.В. Внеурочная деятельность учащихся. Волейбол: пособие для учителей и методистов. – М.: Просвещение, 2011. – 77с.: ил. – (Работаем по новым стандартам).

  6. Колодницкий Г.А., Кузнецов В.С., Маслов М.В. Внеурочная деятельность учащихся. Легкая атлетика: пособие для учителей и методистов. – М.: Просвещение, 2011. – 93с.: ил. – (Работаем по новым стандартам).

  7. Степанов П.В., Сизяев С.В., Сафронов Т.Н. Программы внеурочной деятельности. Туристско-краеведческая деятельность. Спортивно-оздоровительная деятельность. – М.: Просвещение, 2011. – 80с.: ил. – (Работаем по новым стандартам).

  8. Янсон Ю.А. Физическая культура в школе. Научно-педагогический аспект. Книга для педагогов. – Ростов н/Д: «Феникс», 2004. – 624с. (серия «Библиотека учителя»).

Методическая литература


  1. Дубровин В.А. Стрейч-гимнастика как разновидность фитнес технологий оздоровительной и адаптивно-развивающей направленности: учебно-методическое пособие. Краснояр. гос. пед. ун-т им. В.П.Астафьева. Красноярск, 2013. – 116с.

  2. Киселев П.А., Киселева С.Б. Настольная книга учителя физкультуры: подготовка школьников к олимпиадам (всероссийским, региональным, городским, районным, школьным). Методическое пособие. – М.: Глобус, 2008. – 320с. – (Готовимся к олимпиадам).

  3. Матвеев А.П., Красников А.А., Лагутин А.Б. Физическая культура. Школьные олимпиады. 9-11 кл.: Методическое пособие. – 2-е изд., стереотип. – М.: Дрофа, 2003. – 64с.


Средства обучения


  1. Специально-беговые упражнения.

  2. Специально-прыжковые упражнения.

  3. Спортивный инвентарь:

    • Баскетбольные, волейбольные, малые и набивные мячи;

    • Барьеры для прыжков;

    • Гимнастическая скамейка;

    • Гимнастическая стенка;

    • Гимнастическая палка;

    • Гимнастическая скакалка;

    • Гимнастический мат;

    • Обручи;

    • Кубики;

    • Перекладина для подтягивания в висе;

    • Утяжеленные мешочки.