УТВЕРЖДАЮ: СОГЛАСОВАНО: РАССМОТРЕНО:
Директор школы Зам. Директора по УР На заседании МО
Е.М. Зайцева Н.Ц. Буянтуева
_______/__________ ________/_________ ______/_________
«13» сентября 2017 «31» августа 2017 «30» августа 2017
Приказ № 35 Протокол № 1 Протокол № 1
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по физической культуре, 10-11 класс
__________________________________________________________________________
(предмет, класс, ступень обучения)
Базаржапова Солбона Гомбоевича
__________________________________________________________________________
(ФИО)
учителя физической культуры первой категории
__________________________________________________________________________
(должность, категория, разряд)
Пояснительная записка
10 – 11 классы
Рабочая программа по физической культуре в 10-11-х классах составлена в соответствии с
- Федеральным компонентом государственного образовательного стандарта среднего (полного) общего образования (приказ от 05.03.2004 г №1089);
- с «Комплексной программой физического воспитания 1-11 классы», автором-составителем которой является В.И.Лях и А.А.Зданевич; издательство «Просвещение», Москва 2014 г.
- образовательной программой ООО МАОУ «Петропавловская районная гимназия»;
- учебным планом МАОУ «Петропавловская районная гимназия» на 2017-2018 учебный год;
- федеральным перечнем учебников на 2017-2018 учебный год;
- Положением о рабочей программе МАОУ «Петропавловская районная гимназия».
Изучение физической культуры на базовом уровне среднего (полного) общего образования направлено на достижение следующих целей:
Развитие физических качеств и способности, совершенствование функциональных возможностей организма, укрепление индивидуального здоровья.
Воспитание бережного отношения к собственному здоровью, потребности в занятиях физкультурно-оздоровительной деятельностью.
Овладение технологиями современных оздоровительных систем физического воспитания, обогащение индивидуального опыта занятий специально-прикладными физическими упражнениями и базовыми видами спорта.
Освоение системы знаний о занятиях физической культурой, их роли и значении в формировании здорового образа жизни и социальных ориентаций.
Приобретение компетентности в физкультурно-оздоровительной и спортивной деятельности, овладение навыками творческого сотрудничества в коллективных формах занятий физическими упражнениями.
На основании требований Государственного образовательного стандарта 2004 г. в содержании рабочей программы предполагается реализовать актуальные в настоящее время компетентностный, личностно ориентированный, деятельностный подходы, которые определяют задачи физического воспитания 10-11 классов:
Содействие гармоничному физическому развитию, выработка умений использовать физические упражнения, гигиенические процедуры и условия внешней среды для укрепления состояния здоровья, противостояния стрессам.
Формирование общественных и личностных представлений о престижности высокого уровня здоровья и разносторонней физиологической подготовленности.
Расширение двигательного опыта посредством овладения новыми двигательными действиями и формирование умений применять их в различных по сложности условиях.
Дальнейшее развитие кондиционных и координационных способностей.
Формирование знаний о закономерностях двигательной активности, спортивной тренировке, значении занятий физической культурой для будущей трудовой деятельности, выполнении функции отцовства и материнства, подготовке к службе в армии.
Закрепление потребности к регулярным занятиям физическими упражнениями и избранным видом спорта.
Формирование адекватной самооценке личности, нравственного самосознания, мировоззрения, коллективизма. Развитие целеустремлённости, уверенности, выдержки, самообладания.
Дальнейшее развитие психических процессов и обучение основам психических регуляции.
Содержание программного материала уроков в программе состоит из двух основных частей: базовой и вариативной (дифференцированной). Для освоения базовых основ физической культуры, которые необходимы и обязательны для каждого ученика, отведено 58 часов, на вариативную часть 10 часов. В связи с учётом региональных и местных особенностей образовательного учреждения, климатогеографических условий, вариативная часть распределена для занятий кроссовой подготовкой и лёгкой атлетикой, где посредством специальных прикладных лёгкоатлетических упражнений обеспечивается развитие жизненно необходимых физических качеств, умений и навыков.
Национально- региональный компонент основного общего образования по учебному предмету «Физическая культура»
Применение национально-регионального компонента содействует всестороннему гармоничному развитию личности и решает ЗАДАЧИ:
Укрепление здоровья.
Развитие двигательных способностей: силы, выносливости, быстроты, ловкости, гибкости.
Обучение важным умениям и навыкам.
Приобретение необходимых знаний в области физической культуры и спорта.
Вырабатывать волю, характер, творческую инициативу, находчивость, сообразительность.
Воспитывают чувство коллективизма.
Умение быстро ориентироваться в окружающей действительности.
Способствуют умственному развитию ребёнка.
Воспитывают потребность и умения самостоятельно заниматься физическими упражнениями.
НРК в программе представлен беседами о выдающихся спортсменах Республики Бурятия, о национальных видах спорта как национальная борьба, стрельба из лука, конные скачки и др., национальными подвижными играми как лапта, городки, чижик и другими. Для реализации НРК в программе отводится определенное количество времени (10-20 минут) от урока.
Национальные подвижные игры для старшего школьного возраста
«Городки»
Правила игры. Городошная площадка - специально оборудованный размеченный прямоугольный участок размером от 25 на 13 до 30 на 15 м. Она состоит из трёх зон – два города с пригородом, два кона с полуконами и зона с защитной стенкой. Покрытие городов может быть грунтовым, асфальтовым, деревянным. Штрафная линия шириной 2-3 см. засыпается тонким слоем песка.
Инвентарь. Городки – цилиндрической формы деревянные длиной 20см, диаметром 5см. Бита – деревянная цилиндрическая палка 4см. толщиной, длиной до 1 м.
Правилами предусмотрено 15 городошных фигур:
«пушка», 2 - «звезда», 3 - «колодец», 4 - «артиллерия», 5- «пулемётное гнездо», 6- «часовые», 7 - «тир», 8- «вила», 9- «стрела», 10- «коленчатый вал», 11- «ракетка», 12 - «рак», 13 - «серп», 14 - «самолёт», 15 - «письмо».
Содержание
Каждая команда состоит из 5-ти человек. Первая начинает команда в правом городе (город разыгрывается по жребию). Каждый участник бросает две биты. Бросают строго по очереди: 1-й игрок правого города, за ним 1-й игрок левого города, 2-й игрок правого и т.д. Начинают всегда с линии кона, но если после удара часть городков вылетает из города, остальные выбивают с полукона.
Бросок считается потерянным, если:
а) бита задела штрафную линию или не долетела до неё;
б) игрок, бросая биту, наступил на линию кона;
в) игрок вообще не попал по фигуре.
При потерянном ударе городки ставятся в прежнее положение. Городок считается выбитым, если он полностью вышел за линии города.
Общие методические указания
Все фигуры, кроме «письма», устанавливают на середине лицевой линии города. В «письме» городки кладут по углам, а «марку» в центр. Каждый игрок бросает по - своему, но любой бросок производится главным образом за счёт поворота плечевого пояса справа налево, с быстрым ускорением. Рука лишь активно помогает и направляет полёт биты. Бросок всегда производится через сторону выпрямленной или полусогнутой рукой.
Одновременно девочкам предлагаются игры, направленные на выработку у них ловкости, координации движения. Например, игра «Бери три» (народная адыгейская игра), «Подвижная цель» (русская подвижная игра). В таких случаях к организации и проведению игр следует привлекать самих учащихся. С одной стороны, это развивает организаторские способности, с другой стороны – позволяет контролировать игры.
Об игре в чижа или в чижика слышали многие, но играть в неё почему-то не играют. А «Чижик» по своей увлекательности не уступит «Городкам».
Национальные игры для старшего школьного возраста.
1. «Лапта».
2. «Городки».
3. «Метание камней».
Требования к уровню подготовки учащихся 10 – 11 классов
В результате изучения физической культуры на базовом уровне ученик должен знать/понимать:
Влияние оздоровительных систем физического воспитания на укрепление здоровья, профилактику профессиональных заболеваний и вредных привычек;
Способы контроля и оценки физического развития и физической подготовленности;
Правила и способы планирования системы индивидуальных занятий физическим упражнениями различной направленности;
Уметь:
Выполнять индивидуально подобранные комплексы оздоровительной и адаптивной (лечебной) физической культуры, композиции ритмической и аэробной гимнастики, комплексы упражнений атлетической гимнастики;
Выполнять простейшие приёмы самомассажа и релаксации;
Преодолевать искусственные и естественные препятствия с использованием разнообразных способов передвижения выполнять приёмы защиты и самообороны, страховки и самостраховки;
Осуществлять творческое сотрудничество в коллективных формах занятий физической культурой;
Использовать приобретённые знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни:
Для повышения работоспособности, укрепления и сохранения здоровья;
Подготовки к профессиональной деятельности и службе в Вооружённых Силах Российской Федерации;
Организации и проведения индивидуального, коллективного и семейного отдыха, участия в массовых спортивных соревнованиях;
Активной творческой жизнедеятельности, выбора и формирования здорового образа жизни;
Владеть компетенциями: учебно-познавательной, личностного самосовершенствования, коммуникативной.
В соответствии с ФБУП учебный предмет «Физическая культура» вводится как обязательный предмет в средней школе и на его преподавание отводится 102 ч в год.
В программе В.И.Ляха, А.А. Зданевича программный материал делится на две части – базовую и вариативную. В базовую часть входит материал в соответствии с федеральным компонентом учебного плана, региональный компонент (кроссовая подготовка). Базовая часть выполняет обязательный минимум образования по предмету «Физическая культура». Вариативная часть включает в себя программный материал по баскетболу. Программный материал усложняется по разделам каждый год за счёт увеличения сложности элементов на базе ранее пройденных. Для ознакомления с теоретическими сведениями можно выделять время, как в процессе уроков, так и при выполнении одного часа в четверти, специально отведённого для этой цели.
Важной особенностью образовательного процесса в средней школе является оценивание учащихся. Оценивание учащихся предусмотрено как по окончании изучения раздела, так и по мере текущего освоения умений и навыков.
По окончании основной школы учащийся должен показать уровень физической подготовленности не ниже результатов, приведённых в разделе «Демонстрировать», что соответствует обязательному минимуму содержания образования.
Кроме того, по окончании основной школы учащийся может сдавать экзамен по физической культуре в форме экзамена.
Содержание учебного предмета
Основы знаний о физической культуре, умения навыки
Основы физической культуры и здорового образа жизни. Социокультурные основы ( 1 час)
Физическая культура общества и человека, понятие физической культуры личности. Ценностные ориентации индивидуальной физкультурной деятельности: укрепление здоровья; физическое совершенствование и формирование здорового образа жизни. Современное олимпийское и физкультурно-массовое движение. . Основы физической культуры и здорового образа жизни. Основные этапы развития физической культуры в России. Достижения отечественных и зарубежных спортсменов на олимпийских играх. Основы законодательства Российской Федерации в области физической культуры, спорта, туризма, охраны здоровья.
Спортивно-оздоровительные системы физических упражнений в отечественной и зарубежной культуре, их цели и задачи, основы содержания и формы организации.
Психолого-педагогические основы (1 ч.)
Способы индивидуальной организации, планирования, регулирования и контроля за физическими нагрузками во время занятий физическими упражнениями. Основные формы и виды физических упражнений. Понятие телосложения и характеристика его основных типов. Способы составления комплексов физических упражнений из современных систем физического воспитания. Основные технико-тактические действия в избранном виде спорта.
Основы организации и проведения спортивно-массовых соревнований по различным видам спорта. Особенности самостоятельной подготовки к участию в спортивно-массовых мероприятиях. Способы регулирования массы тела.
Медико-биологические основы (1 ч.)
Спортивно-оздоровительная деятельность. Роль физической культуры и спорта в профилактике заболеваний и укрепления здоровья. Основы. Организации двигательного режима, характеристика упражнений и подбор форм занятий. В зависимости от особенностей индивидуальной учебной деятельности, самочувствия и показателей здоровья.
Особенности техники безопасности и профилактики травматизма, профилактические и восстановительные мероприятия при организации и проведении спортивно-массовых и индивидуальных форм занятий физической культурой и спортом. Вредные привычки, причины возникновения и пагубное влияние на здоровье.
Баскетбол, волейбол, футбол (56 ч.)
10-11 классы. Терминология баскетбола и волейбола. Влияние игровых упражнений на развитие координационных способностей, психохимические процессы, воспитание нравственных и волевых качеств. Правила игры. Техника безопасности при занятиях баскетболом и волейбола. Организация и проведение соревнований. Самоконтроль и дозировка нагрузки при занятиях баскетболом и волейболом.
Гимнастика с элементами акробатики (10 ч.)
10 – 11 классы. Основы биомеханики гимнастических упражнений. Влияние на телосложение гимнастических упражнений. Техника безопасности при занятиях гимнастикой. Оказание первой помощи при занятиях гимнастическими упражнениями. Самоконтроль при занятиях гимнастикой.
Лёгкая атлетика (30 ч.)
10 – 11 классы. Основы биомеханики лёгкоатлетических упражнений. Влияние лёгкой атлетики на развитие двигательных качеств. Правила проведения соревнований. Техника безопасности при проведении занятий лёгкой атлетикой. Самоконтроль при занятиях лёгкой атлетикой. НРК: Беседа о национальных видах спорта: Стрельба из лука, борьба, конные скачки. Подвижные игры: лапта, городки, крепость, метание камней.
Кроссовая подготовка (6)
10 – 11 классы. Влияние кроссовой подготовки на развитие двигательных качеств. Правила проведения соревнований. Техника безопасности при проведении занятий. Самоконтроль на занятиях кроссовой подготовки.
Тематическое планирование
№ урока | Темы уроков по классам | Кол-во час | Кол-во часов | Коррекция | |
10 класс | 11 класс | |
Дата план | Дата факт | | |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | |
1 | Основы законодательства Российской Федерации в области физической культуры, спорта, туризма, охраны здоровья. Вводный инструктаж по технике безопасности, первичный инструктаж на рабочем месте на уроках физической культуры. НРК: НРК: беседа о нац. Видах спорта: борьба, стрельба из лука, конные скачки. | 1 | | | | |
2 | ОРУ на закрепление общей выносливости. Равномерный бег 800 метров | 1 | | | | |
3 | Закрепление | Совершенствование | 1 | | | | |
Техника челночного бега 3х10 метра (3 – 5 повторений) | |
4 | Равномерный бег на 1000 метров НРК: «Лапта» | 1 | | | | |
5 | Бег на 60 метров. НРК: НРК: «Лапта». | 1 | | | | |
6 | Закрепление | Совершенствование | 1 | | | | |
ОРУ на развитие силы. Подтягивание на перекладине | |
7 | Теория: «Здоровый образ жизни, о вреде дурных привычек» | 1 | | | | |
8 | Бег 60 метров с максимальной интенсивностью; удержание тела в висе на перекладине (д); подтягивание на перекладине (м) | 1 | | | | |
9 | Тест – наклон вперёд из положения стоя; сгибание и разгибание рук в упоре лёжа за 30 секунд | 1 | | | | |
10 | Бег на 1000 метров с фиксированием результатов | 1 | | | | |
11 | Прыжки в длину с места, подтягивание на перекладине | 1 | | | | |
12 13 | Закрепление | Совершенствование | 1 | | | | |
Техника прыжка в длину способом «согнувшись», «прогнувшись» с 13-15 шагов разбега | 1 | |
14 | Совершенствование техники передачи эстафетной палочки | 1 | | | | |
15 | Эстафетный бег 4х100 метров на стадионе | 1 | | | | |
16 | Бег на 100 метров на результат. НРК: Беседа о национальных видах спорта: Стрельба из лука, борьба, конные скачки. Подвижные игры: лапта, городки, крепость, метание камней. «Крепость». | 1 | | | | |
17 | Закрепление | Совершенствование | 1 | | | | |
Техника метания гранаты на точность и дальность: 700 г (м); 500 г (д) | |
18 | Бег на 1500 метро (д); на 2000 метров (м) | 1 | | | | |
19 | Закрепление | Совершенствование | 1 | | | | |
Техника ударов по неподвижному и летящему мячу, остановки мяча | |
20 | Закрепление | Совершенствование | 1 | | | | |
Удары головой серединой лба и боковой частью в прыжке и с разбега | |
21 | Закрепление | Совершенствование | 1 | | | | |
Остановка мяча грудью, отбор мяча толчком плеча к плечу, подкатом | |
22 | Закрепление | Совершенствование | 1 | | | | |
Обманные движения уходом, остановкой, ударом по мячу. НРК: Техническая и тактическая подготовка в национальной борьбе. | |
23; 24 | Двусторонняя игра в футбол по основным правилам. НРК: Техническая и тактическая подготовка в стрельбе из лука | 1 1 | | | | |
25; 26 | Игра в футбол по основным правилам с привлечением к судейству учащихся | 1 1 | | | | |
27 | Закрепление | Совершенствование | 1 | | | | |
Передачи мяча двумя руками, одной, сверху, снизу, с отскоком от пола | |
28 | Совершенствование ведения мяча с сопротивлением защитника | 1 | | | | |
29 | Закрепление | Совершенствование | 1 | | | | |
Варианты бросков мяча в корзину в движении | |
30 | Закрепление | Совершенствование | 1 | | | | |
Тактика стремительного нападения | |
31 | Закрепление | Совершенствование | 1 | | | | |
Вырывание, выбивание, перехват, накрывание | |
32 | Закрепление | Совершенствование. | 1 | | | | |
| Тактика защиты, защита против игрока с мячом и без мяча. НРК: Техническая и тактическая подготовка в национальной борьбе. | | | | |
33 | Двусторонняя игра в баскетбол по основным правилам | 1 | | | | |
34; 35 | Игра в баскетбол по основным правилам с привлечением к судейству учащихся | 1 1 | | | | |
36 | Совершенствование техники передвижений, комбинации из основных элементов техники передвижений в волейболе | 1 | | | | |
37 | Закрепление | Совершенствование | 1 | | | | |
Техника приёма и передачи мяча в опорном положении, в прыжке, передача назад. Передачи различные по расстоянию и высоте | | |
38 | Совершенствование приёма мяча снизу двумя руками | 1 | | | | |
39 | Совершенствование прямой верхней передачи | 1 | | | | |
40; 41 | Совершенствование прямого нападающего удара | 1 1 | | | | |
42 | Совершенствование приёма мяча одной рукой с падением вперёд и скольжением на груди-животе | 1 | | | | |
43 | Совершенствование вариантов блокирования нападающих ударов (одиночное, вдвоём), страховка | 1 | | | | |
44 | Совершенствование тактики нападения – индивидуальные, групповые и командные действия | 1 | | | | |
45 | Совершенствование тактики защиты – индивидуальные, групповые и командные действия | 1 | | | | |
46; 47 | Двусторонняя игра в волейбол по основным правилам | 1 1 | | | | |
48; 49 | Игра в волейбол по основным правилам с привлечением к судейству учащихся | 1 1 | | | | |
50 | Повторный инструктаж по технике безопасности: гимнастике, спортиграм, лёгкой атлетике. Оказание первой помощи | 1 | | | | |
51 | Бег в равномерном темпе до 12 минут | Бег в равномерном темпе до 15 минут | 1 | | | | |
52 | Бег в равномерном темпе до 15 минут | Бег в равномерном темпе до 18 минут | 1 | | | | |
53 | Закрепление | Совершенствование | 1 | | | | |
Челночный бег с преодолением препятствий, ведением и без ведения мяча | |
54 | Подтягивание на перекладине, лазание по гимнастической стенке без помощи ног | 1 | | | | |
55 | Прыжки со скакалкой: 1 минута, 4 повтора. Атлетическая гимнастика с общеразвивающей направленностью и максимальной интенсивностью | 1 | | | | |
56 | Игра в «Стрит-бол» по основным правилам | 1 | | | | |
57; 58 | Игра в «Стрит-бол» по основным правилам с привлечением к судейству учащихся | 1 1 | | | | |
59 | Теория: «Оказание первой помощи, профилактика травматизма». Метание малого мяча в цель с 11-13 метро (д); с 13-15 метров (м) | 1 | | | | |
60 | Совершенствование длинного кувырка; стойка на руках с помощью (м), стойка на лопатках (д) | 1 | | | | |
61 | Кувырок назад через стойку на руках с помощью (м); сед углом, стоя на на коленях, наклон назад (д) | 1 | | | | |
62 | Темповый переворот боком «колесо», два переворота | 1 | | | | |
63; 64 | Комплекс корригирующих упражнений для мышц позвоночника, спины и живота | 1 | | | | |
65; 66 | Атлетическая гимнастика с обще-развивающей направленностью и максимальной интенсивностью. | 1 1 | | | |
67 | Теория: «Основные требования безопасности на занятиях физической культуры». Прыжки со скакалкой с максимальной интенсивностью до 1 минуты (3-4 повтора) | 1 | | | |
68 | Упражнения с набивными мячами с максимальной интенсивностью (вес 3-5 кг) | 1 | | | |
69 | Совершенствование игровых упражнений с набивными мячами (вес 3-5 кг) | 1 | | | |
70 | Равномерный бег до 12 минут | Равномерный бег до 15 минут | 1 | | | |
71 | Совершенствование техники метания малого мяча в цель с 16-18 метров | 1 | | | |
72 | Круговая тренировка с использованием гимнастических упражнений и лазания по канату | 1 | | | |
73 | Прыжковые упражнения , выпрыгивание вверх из полуприседа с отягощением | 1 | | | |
74 | ОРУ с повышенной амплитудой движений для различных суставов | 1 | | | |
75 | Челночный бег 3х10; 4х10 метров | 1 | | | |
76 | Комбинации из изученных элементов техники волейбола | 1 | | | |
77 | Двусторонняя игра в волейбол по основным правилам | 1 | | | |
78; 79 | Игра в волейбол по основным правилам с привлечением к судейству учащихся | 1 1 | | | |
80 | Комбинации из изученных элементов баскетбола | 1 | | | |
81 | Игра в баскетбол по основным правилам с привлечением к судейству учащихся | 1 | | | |
82 | Совершенствование техники тройного прыжка с места | 1 | | | |
83; 84 | Совершенствование кроссового бега (без учёта времени) | 1 1 | | | |
85 | Учётный урок. Бег на 1000 метров на результат | 1 | | | |
86 | Теория: «Физическая подготовленность». Бег 30; 60 метров (3-4 повтора) | 1 | | | |
87 | Бег на 100 метров. Игра лапта | Бег на 200 метров игра лапта | 1 | | | |
88 | Учётный урок. Бег 100 метров на результат. НРК:«Лапта». | 1 | | | |
89 | Техника прыжка в длину с разбега способом «согнув ноги» и способом «прогнувшись» | 1 | | | |
90 | Техника прыжка в длину с разбега способом «согнув ноги» и способом «прогнувшись» | 1 | | | |
91 | Учётный урок. Прыжки в длину с разбега способом «согнув ноги» и способом «прогнувшись». | 1 | | | |
92 | Учётный урок: бег 2000 метро на результат | Учётный урок: бег 2000 метров (д); 3000 метров (м) | 1 | | | |
93 | Теория: «Физическая культура личности, её связь с общей культурой общества» | 1 | | | |
94 | Учётный урок: подтягивание в висе на перекладине (м); подтягивание в висе лёжа на перекладине (д). игра городки. . НРК: «Городки». | 1 | | | |
95 | Учётный урок: прыжки в длину с места | 1 | | | |
96 | Учётный урок: тест – наклон туловища вперёд из положения сидя. Игра метание камней. | 1 | | | |
97 | Учётный урок: сгибание и разгибание рук в упоре лёжа. Игра крепость. НРК: «Крепость». | 1 | | | |
98 | Поднимание туловища из положения лёжа в положение сидя за 30 секунд | 1 | | | |
99 100 | Игра в футбол по основным правилам с привлечением к судейству учащихся | 1 | | | |
101 | Повторение пройденных теоретических тем по ФК | 1 | | | |
102 | Подведение итогов учебного года | 1 | | | |