Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Оконешниковская средняя школа»
Рассмотрено на заседании МО учителей-предметников __________/ Т. Г. Троицкая (подпись) (ФИО руководителя МО) __________/ ____________________ (подпись) (ФИО эксперта) Протокол № от «» сентября 2021 г. | Согласовано заместитель директора по УВР МБОУ «Оконешниковская СШ» __________/ Е.А. Гармс | Утверждено директор МБОУ «Оконешниковская СШ» ______________/ С.А. Жосан Приказ № 55 от «1» сентября 2021 г. |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
ПО ВСЕОБЩЕЙ ИСТОРИИ. ИСТОРИЯ ДРЕВНЕГО МИРА
5 класс
по программе Н.И. Шевченко
Подготовила:
Бережная Ирина Алексеевна
учитель истории и обществознания
МБОУ «Оконешниковская СШ»
2021 - 2022 учебный год
Планируемые результаты освоения учебного курса
«Всеобщая история. История Древнего мира» по итогам обучения в 5 классе
Личностные результаты:
— готовность и способность обучающихся к саморазвитию, самостоятельности и личностному самоопределению;
— сформированность их мотивации к целенаправленной учебно-познавательной деятельности;
— сформированность внутренней позиции личности как особого ценностного отношения к себе, к окружающим людям и к жизни в целом;
— развитие чувства личности;
— система индивидуально значимых и общественно приемлемых социальных и межличностных отношений;
— предпосылки правосознания и социальные компетенции - способность ставить цели и строить жизненные планы с учётом своих потребностей и интересов, а также социально значимых сфер деятельности в рамках социально-нормативного пространства.
Метапредметные результаты
Регулятивные УУД:
1. Умение самостоятельно определять цели обучения, ставить и формулировать новые задачи в учебе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности. Выпускник сможет:
• анализировать существующие и планировать будущие образовательные результаты;
• идентифицировать собственные проблемы и определять главную проблему;
• ставить цель деятельности на основе определенной проблемы и существующих возможностей;
• формулировать учебные задачи как шаги достижения поставленной цели деятельности;
2. Умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач. Выпускник сможет:
• определять необходимые действие(я) в соответствии с учебной и познавательной задачей и составлять алгоритм их выполнения;
• составлять план решения проблемы (выполнения проекта, проведения исследования);
3. Умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией. Выпускник сможет:
• определять совместно с педагогом и сверстниками критерии планируемых результатов и критерии оценки своей учебной деятельности;
• систематизировать (в том числе выбирать приоритетные) критерии планируемых результатов и оценки своей деятельности;
• отбирать инструменты для оценивания своей деятельности, осуществлять самоконтроль своей деятельности в рамках предложенных условий и требований;
• оценивать свою деятельность, аргументируя причины достижения или отсутствия планируемого результата;
• находить достаточные средства для выполнения учебных действий в изменяющейся ситуации и/или при отсутствии планируемого результата;
• устанавливать связь между полученными характеристиками продукта и характеристиками процесса деятельности и по завершении деятельности предлагать изменение характеристик процесса для получения улучшенных характеристик продукта;
• сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки самостоятельно.
4. Умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности ее решения. Выпускник сможет:
• определять критерии правильности (корректности) выполнения учебной задачи;
• анализировать и обосновывать применение соответствующего инструментария для выполнения учебной задачи;
• оценивать продукт своей деятельности по заданным и/или самостоятельно определенным критериям в соответствии с целью деятельности;
5. Владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной. Выпускник сможет:
• наблюдать и анализировать собственную учебную и познавательную деятельность и деятельность других обучающихся в процессе взаимопроверки;
• соотносить реальные и планируемые результаты индивидуальной образовательной деятельности и делать выводы;
Познавательные:
1. Умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное, по аналогии) и делать выводы. Выпускник сможет:
• подбирать слова, соподчиненные ключевому слову, определяющие его признаки и свойства;
• выстраивать логическую цепочку, состоящую из ключевого слова и соподчиненных ему слов;
• объединять предметы и явления в группы по определенным признакам, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления;
• выделять явление из общего ряда других явлений;
• строить рассуждение на основе сравнения предметов и явлений, выделяя при этом общие признаки;
2. Умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач. Выпускник сможет:
• обозначать символом и знаком предмет и/или явление;
• определять логические связи между предметами и/или явлениями, обозначать данные логические связи с помощью знаков в схеме;
• анализировать/рефлексировать опыт разработки и реализации учебного проекта, исследования (теоретического, эмпирического) на основе предложенной проблемной ситуации, поставленной цели и/или заданных критериев оценки продукта/результата.
3. Смысловое чтение. Выпускник сможет:
• находить в тексте требуемую информацию (в соответствии с целями своей деятельности);
• ориентироваться в содержании текста, понимать целостный смысл текста, структурировать текст;
• устанавливать взаимосвязь описанных в тексте событий, явлений, процессов;
• резюмировать главную идею текста;
• преобразовывать текст, «переводя» его в другую модальность, интерпретировать текст (художественный и нехудожественный – учебный, научно-популярный, информационный, текст non-fiction);
• критически оценивать содержание и форму текста.
4. Формирование и развитие экологического мышления, умение применять его в познавательной, коммуникативной, социальной практике и профессиональной ориентации. Выпускник сможет:
• определять свое отношение к природной среде;
• анализировать влияние экологических факторов на среду обитания живых организмов;
• распространять экологические знания и участвовать в практических делах по защите окружающей среды;
• выражать свое отношение к природе через рисунки, сочинения, модели, проектные работы.
5. Развитие мотивации к овладению культурой активного использования словарей и других поисковых систем. Выпускник сможет:
• определять необходимые ключевые поисковые слова и запросы;
• осуществлять взаимодействие с электронными поисковыми системами, словарями;
• формировать множественную выборку из поисковых источников для объективизации результатов поиска;
Коммуникативные:
1. Умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учета интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать свое мнение. Выпускник сможет:
• определять возможные роли в совместной деятельности;
• играть определенную роль в совместной деятельности;
• принимать позицию собеседника, понимая позицию другого, различать в его речи: мнение (точку зрения), доказательство (аргументы), факты; гипотезы, аксиомы, теории;
• определять свои действия и действия партнера, которые способствовали или препятствовали продуктивной коммуникации;
• строить позитивные отношения в процессе учебной и познавательной деятельности;
• корректно и аргументированно отстаивать свою точку зрения, в дискуссии уметь выдвигать контраргументы, перефразировать свою мысль (владение механизмом эквивалентных замен);
• организовывать учебное взаимодействие в группе (определять общие цели, распределять роли, договариваться друг с другом и т. д.);
• устранять в рамках диалога разрывы в коммуникации, обусловленные непониманием/неприятием со стороны собеседника задачи, формы или содержания диалога.
2. Умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей для планирования и регуляции своей деятельности; владение устной и письменной речью, монологической контекстной речью. Выпускник сможет:
• отбирать и использовать речевые средства в процессе коммуникации с другими людьми (диалог в паре, в малой группе и т. д.);
3. Формирование и развитие компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий (далее – ИКТ). Выпускник сможет:
• целенаправленно искать и использовать информационные ресурсы, необходимые для решения учебных и практических задач с помощью средств ИКТ;
• выбирать, строить и использовать адекватную информационную модель для передачи своих мыслей средствами естественных и формальных языков в соответствии с условиями коммуникации;
• использовать компьютерные технологии (включая выбор адекватных задаче инструментальных программно-аппаратных средств и сервисов) для решения информационных и коммуникационных учебных задач, в том числе: вычисление, написание писем, сочинений, докладов, рефератов, создание презентаций и др.;
Предметные результаты:
• знание основных дат, этапов и ключевых событий истории Древнего мира; выдающихся деятелей всеобщей истории данного периода; важнейших достижений культуры и системы ценностей, сформировавшихся в ходе исторического развития;
• формирование умений определять последовательность, длительность исторических событий, явлений, процессов; соотносить события истории разных стран и народов с историческими периодами; синхронизировать события (явления, процессы) истории разных стран и народов; определять современников исторических событий (явлений, процессов);
• формирование умений использовать легенду исторической карты/схемы, показывать и называть обозначенное на карте пространство (географические объекты, территории расселения народов, государства и т. п.), места, где произошли изучаемые события (явления, процессы), рассказывать о ходе исторических событий, процессов, характеризовать социально-экономическое развитие изучаемых регионов, геополитическое положение государств в указанный период; соотносить информацию тематических и общих (обзорных) исторических карт;
• формирование умений проводить атрибуцию текстового исторического источника (определять его авторство, время и место создания, события, явления, процессы, о которых идёт речь, и др.); анализировать текст исторического источника с точки зрения его темы, цели создания, основной мысли, основной и дополнительной информации; анализировать позицию автора документа и участников событий (процессов), описываемых в историческом источнике; отвечать на вопросы по содержанию исторического источника и составлять на его основе план, таблицу, схему; соотносить содержание текстового исторического источника с другими источниками информации при изучении событий (явлений, процессов); привлекать контекстную информацию для анализа исторического источника;
• формирование умений различать основные типы исторических источников; соотносить вещественный исторический источник с историческим периодом, к которому он относится; описывать вещественный источник; использовать вещественные источники для составления краткого описания исторических событий (явлений, процессов);
• формирование умений анализировать историческую информацию, представленную в различных формах (в том числе в форме таблиц, схем, графиков, диаграмм); представлять историческую информацию в форме таблиц, схем;
• формирование умений и владение приёмами описания исторических событий и памятников культуры на основе иллюстративного материала (изобразительной наглядности);
• формирование умений объяснять смысл изученных исторических понятий и терминов;
• формирование умений рассказывать на основе плана о важнейших исторических событиях Древнего мира и их участниках, показывая знание необходимых фактов, дат, терминов;
• формирование умений выявлять существенные черты и характерные признаки исторических процессов, явлений и событий;
• формирование умений устанавливать причинно-следственные, пространственные, временные связи исторических событий, явлений, процессов;
• формирование умений выявлять сходство и различия сравниваемых исторических событий, явлений, процессов;
• формирование умений определять и объяснять, аргументировать с опорой на фактический материал своё отношение к наиболее значительным событиям и личностям истории Древнего мира, достижениям мировой культуры;
• формирование умений и владение приёмами взаимодействия с людьми другой культуры, национальной и религиозной принадлежности на основе национальных ценностей современного российского общества: гуманистических и демократических ценностей, идей мира и взаимопонимания между народами, людьми разных культур.
Выпускник научится:
• определять место исторических событий во времени, объяснять смысл основных хронологических понятий, терминов (тысячелетие, век, до н. э., н. э.);
• использовать историческую карту как источник информации о расселении человеческих общностей в эпохи первобытности и Древнего мира, расположении древних цивилизаций и государств, местах важнейших событий;
• проводить поиск информации в отрывках исторических текстов, материальных памятниках Древнего мира;
• описывать условия существования, основные занятия, образ жизни людей в древности, памятники древней культуры; рассказывать о событиях древней истории;
• раскрывать характерные, существенные черты:
а) форм государственного устройства древних обществ (с использованием понятий «деспотия», «полис», «республика», «закон», «империя», «метрополия», «колония» и др.);
б) положения основных групп населения в древневосточных и античных обществах (правители и подданные, свободные и рабы);
в) религиозных верований людей в древности;
• объяснять, в чём заключались назначение и художественные достоинства памятников древней культуры: архитектурных сооружений, предметов быта, произведений искусства;
• давать оценку наиболее значительным событиям и личностям древней истории.
Выпускник получит возможность научиться:
• давать характеристику общественного строя древних государств;
• сопоставлять свидетельства различных исторических источников, выявляя в них общее и различия;
• видеть проявления влияния античного искусства в окружающей среде;
• высказывать суждения о значении и месте исторического и культурного наследия древних обществ в мировой истории
СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГ КУРСА
«Всеобщая история. История Древнего мира» в 5 классе
(70 часов)
История Древнего мира (1 ч)
Что изучает история. Историческая хронология (счёт лет «до н. э.» и «н. э.»). Историческая карта. Источники исторических знаний. Вспомогательные исторические науки.
Первобытность (6 ч)
Расселение древнейшего человека. Человек разумный. Условия жизни и занятия первобытных людей. Представления об окружающем мире, верования первобытных людей. Древнейшие земледельцы и скотоводы: трудовая деятельность, изобретения. От родовой общины к соседской. Появление ремёсел и торговли. Возникновение древнейших цивилизаций. Счёт лет в истории
Древний мир: понятие и хронология. Карта Древнего мира.
Древний Восток (20 ч)
Древние цивилизации Месопотамии. Условия жизни и занятия населения. Города-государства. Мифы и сказания. Письменность. Древний Вавилон. Законы Хаммурапи. Нововавилонское царство: завоевания, легендарные памятники города Вавилона.
Древний Египет. Условия жизни и занятия населения. Управление государством (фараон, чиновники). Религиозные верования египтян. Жрецы. Фараон-реформатор Эхнатон. Военные походы. Рабы. Познания древних египтян. Письменность. Храмы и пирамиды.
Восточное Средиземноморье в древности. Финикия: природные условия, занятия жителей. Развитие ремёсел и торговли. Финикийский алфавит. Палестина: расселение евреев, Израильское царство. Занятия населения. Религиозные верования. Ветхозаветные сказания.
Ассирия: завоевания ассирийцев, культурные сокровища Ниневии, гибель империи. Персидская держава: военные походы, управление империей.
Древняя Индия. Природные условия, занятия населения. Древние города-государства. Общественное устройство, варны. Религиозные верования, легенды и сказания. Возникновение буддизма. Культурное наследие Древней Индии.
Древний Китай. Условия жизни и хозяйственная деятельность населения. Создание объединённого государства. Империи Цинь и Хань. Жизнь в империи: правители и подданные, положение различных групп населения. Развитие ремёсел и торговли. Великий шёлковый путь. Религиозно-философские учения (конфуцианство). Научные знания и изобретения. Храмы. Великая Китайская стена.
Античный мир: понятие. Карта античного мира.
Древняя Греция (21 ч)
Население Древней Греции: условия жизни и занятия. Древнейшие государства на Крите. Государства ахейской Греции (Микены, Тиринф и др.). Троянская война. «Илиада» и «Одиссея». Верования древних греков. Сказания о богах и героях.
Греческие города-государства: политический строй, аристократия и демос. Развитие земледелия и ремесла. Великая греческая колонизация. Афины: утверждение демократии. Законы Солона, реформы Клисфена. Спарта: основные группы населения, политическое устройство. Спартанское воспитание. Организация военного дела.
Классическая Греция. Греко-персидские войны: причины, участники, крупнейшие сражения, герои. Причины победы греков. Афинская демократия при Перикле. Хозяйственная жизнь в древнегреческом обществе. Рабство. Пелопоннесская война. Возвышение Македонии.
Культура Древней Греции. Развитие наук. Греческая философия. Школа и образование. Литература. Архитектура и скульптура. Быт и досуг древних греков. Театр. Спортивные состязания; Олимпийские игры.
Период эллинизма. Македонские завоевания. Держава Александра Македонского и её распад. Эллинистические государства Востока. Культура эллинистического мира.
Древний Рим (19 ч)
Население Древней Италии: условия жизни и занятия. Этруски. Легенды об основании Рима. Рим эпохи царей. Римская республика. Патриции и плебеи. Управление и законы. Верования древних римлян.
Завоевание Римом Италии. Войны с Карфагеном; Ганнибал. Римская армия. Установление господства Рима в Средиземноморье. Реформы Гракхов. Рабство в Древнем Риме.
От республики к империи. Гражданские войны в Риме. Гай Юлий Цезарь. Установление императорской власти; Октавиан Август. Римская империя: территория, управление. Возникновение и распространение христианства. Разделение Римской империи на Западную и Восточную части. Рим и варвары. Падение Западной Римской империи.
Культура Древнего Рима. Римская литература, золотой век поэзии. Ораторское искусство; Цицерон. Развитие наук. Архитектура и скульптура. Пантеон. Быт и досуг римлян.
Историческое и культурное наследие древних цивилизаций.
Резерв (4 ч)
Тематическое планирование курса
«Всеобщая история. История Древнего мира» в 5 классе
(2 часа в неделю, всего 70 часов)
Распределение форм промежуточной аттестации
№ п/п | Наименование формы аттестации | Период проведения промежуточной аттестации |
I четверть | II четверть | III четверть | IV четверть | Всего |
1. | Контрольная работа | 1 | 1 | 1 | 1 | 4 |
№ п\п | Тема урока | Кол-во часов | Дата проведения |
План | Факт |
Тема 1. Счёт лет в истории |
1/1 | Введение. Счёт лет в истории | 1 | | |
РАЗДЕЛ 1. ПЕРВОБЫТНОСТЬ (5 ч) Тема 2. Первобытные собиратели и охотники (3 ч) |
2/1 | Древнейшие люди | 1 | | |
3/2 | Родовые общины охотников и собирателей | 1 | | |
4/3 | Возникновение искусства и религиозных верований. Наш край в древности (РК) | 1 | | |
Тема 3. Первобытные земледельцы и скотоводы (2 ч) |
5/1 | Возникновение земледелия и скотоводства | 1 | | |
6/2 | Появление неравенства и знати | 1 | | |
РАЗДЕЛ 2. ДРЕВНИЙ ВОСТОК (20 ч) Тема 4. Древний Египет (8 ч) |
7/1 | Государство на берегах Нила | 1 | | |
8/2 | Как жили земледельцы и ремесленники в Египте | 1 | | |
9/3 | Жизнь египетского вельможи | 1 | | |
10/4 | Военные походы фараонов | 1 | | |
11/5 | Религия древних египтян | 1 | | |
12/6 | Искусство Древнего Египта. | 1 | | |
13/7 | Письменность и знания древних египтян | 1 | | |
14/8 | Повторительно-обобщающий урок по теме «Перво-бытность. Древний Египет». Контрольная работа | 1 | | |
Тема 5. Западная Азия в древности (7 ч) |
15/1 | Анализ контрольной работы. Древнее Двуречье | 1 | | |
16/2 | Вавилонский царь Хаммурапи и его законы | 1 | | |
17/3 | Финикийские мореплаватели | 1 | | |
18/4 | Библейские сказания | 1 | | |
19/5 | Древнееврейское царство | 1 | | |
20/6 | Ассирийская держава | 1 | | |
21/7 | Персидская держава «царя царей». Наш край в древности (РК) | 1 | | |
Тема 6. Индия и Китай (5 ч) |
22/1 | Природа и люди Древней Индии | 1 | | |
23/2 | Индийские варны | 1 | | |
24/3 | Чему учил китайский мудрец Конфуций | 1 | | |
25/4 | Первый властелин единого Китая | 1 | | |
26/5 | Повторительно-обобщающий урок по теме «Западная Азия, Индия и Китай в древности». Контрольная работа | 1 | | |
РАЗДЕЛ III. ДРЕВНЯЯ ГРЕЦИЯ (21 ч) Тема 7. Древнейшая Греция (5 ч) |
27/1 | Анализ контрольной работы. Греки и критяне | 1 | | |
28/2 | Микены и Троя | 1 | | |
29/3 | Поэма Гомера «Илиада» | 1 | | |
30/4 | Поэма Гомера «Одиссея» | 1 | | |
31/5 | Религия древних греков | 1 | | |
Тема 8. Полисы Греции и их борьба с персидским нашествием (7 ч) |
32/1 | Земледельцы Аттики теряют землю и свободу | 1 | | |
33/2 | Зарождение демократии в Афинах | 1 | | |
34/3 | Древняя Спарта | 1 | | |
35/4 | Греческие колонии на берегах Средиземного и Чёрного морей. Наш край в древности (РК) | 1 | | |
36/5 | Олимпийские игры в древности | 1 | | |
37/6 | Победа греков над персами в Марафонской битве | 1 | | |
38/7 | Нашествие персидских войск на Элладу | 1 | | |
Тема 9. Возвышение Афин в V веке до н. э. (5 ч) |
39/1 | В гаванях афинского порта Пирей | 1 | | |
40/2 | В городе богини Афины | 1 | | |
41/3 | В афинских школах и гимнасиях | 1 | | |
42/4 | В афинском театре | 1 | | |
43/5 | Афинская демократия при Перикле | 1 | | |
Тема 10. Македонские завоевания в IV веке до н. э. (4 ч) |
44/1 | Города Эллады подчиняются Македонии | 1 | | |
45/2 | Поход Александра Македонского на Восток | 1 | | |
46/3 | В Александрии Египетской | 1 | | |
47/4 | Повторительно-обобщающий урок по теме «Древняя Греция». Контрольная работа | 1 | | |
РАЗДЕЛ IV. ДРЕВНИЙ РИМ (19 ч) Тема 11. Рим: от его возникновения до установления господства над Италией (3 ч) |
48/1 | Анализ контрольной работы. Древнейший Рим | 1 | | |
49/2 | Завоевание Римом Италии | 1 | | |
50/3 | Устройство Римской республики | 1 | | |
Тема 12. Рим - сильнейшая держава Средиземноморья (3 ч) |
51/1 | Вторая война Рима с Карфагеном | 1 | | |
52/2 | Установление господства Рима во всем Восточном Средиземноморье | 1 | | |
53/3 | Рабство в Древнем Риме. Наш край в древности (РК) | 1 | | |
Тема 13. Гражданские войны в Риме (4 ч) |
54/1 | Земельный закон братьев Гракхов | 1 | | |
55/2 | Восстание Спартака | 1 | | |
56/3 | Единовластие Цезаря | 1 | | |
57/4 | Установление империи | 1 | | |
Тема 14. Римская империя в первые века нашей эры (5 ч) |
58/1 | Соседи Римской империи | 1 | | |
59/2 | Рим при императоре Нероне | 1 | | |
60/3 | Первые христиане и их учения | 1 | | |
61/4 | Расцвет Римской империи во 2-м веке | 1 | | |
62/5 | Вечный город и его жители | 1 | | |
Тема 15. Разгром Рима и падение Западной Римской империи (4 ч) |
63/1 | Римская империя при Константине | 1 | | |
64/2 | Взятие Рима варварами | 1 | | |
65/3 | Повторительно-обобщающий урок по теме «Древний Рим». Контрольная работа | 1 | | |
66/4 | Итоговое повторение по курсу «История Древнего мира». Наш край в древности (РК) | 1 | | |
Резерв (4 ч) |
67/1 | Резерв | 1 | | |
68/2 | Резерв | 1 | | |
69/3 | Резерв | 1 | | |
70/4 | Резерв | 1 | | |