СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа учебной дисциплины Основы материаловедения (270802.10) Мастер отделочных строительных работ.

Категория: Всем учителям

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рабочая программа учебной дисциплины является частью программы подготовки квалифицированных рабочих, служащих (далее - ППКРС) в соответствии с ФГОС по  профессии СПО 270802.10 Мастер отделочных строительных работ.

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа учебной дисциплины Основы материаловедения (270802.10) Мастер отделочных строительных работ.»

Федеральное казенное профессиональное

образовательное учреждение № 270

Федеральной службы исполнения наказания






УТВЕРЖДАЮ

Директор ФКП

образовательного учреждения № 270

______________

«__» ________ 20__ г.










РАБОЧАЯ программа



Дисциплина Основы материаловедения

Профессия 270802.10 Мастер отделочных строительных работ
















ЮРГА

Программа учебной дисциплины разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта среднего профессионального образования по профессии 270802.10 Мастер отделочных строительных работ, утверждённым приказом № 746 Министерства образования и науки РФ «02» августа 2013г.



Организация-разработчик:

ФКП образовательное учреждение № 270 ФСИН




Составитель

преподаватель ФКП

образовательного учреждения № 270 _________ Гончарова Л.В.






Обсуждена и утверждена

на заседании педагогического совета

Протокол № ____от «__»_____201_г

Председатель МК____________
























СОДЕРЖАНИЕ

СТР.



1. ПАСПОРТ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ





4

2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ


6


3.  условия реализации программы УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ


11


4.  Контроль и оценка результатов освоения УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

13


1. паспорт рабочей ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

ОП. 01. Основы материаловедения


1.1. Область применения программы

Рабочая программа учебной дисциплины является частью программы подготовки квалифицированных рабочих, служащих (далее - ППКРС) в соответствии с ФГОС по профессии СПО 270802.10 Мастер отделочных строительных работ.


1.2. Место дисциплины в структуре ППКРС: дисциплина ОП.01. Основы материаловедения входит в общепрофессиональный учебный цикл программы подготовки квалифицированных рабочих, служащих по профессии СПО 270802.10 Мастер отделочных строительных работ.


1.3. Цели и задачи дисциплины – требования к результатам освоения дисциплины:


Цель: формирование общих и профессиональных компетенций и усвоение знаний для обеспечения высокого качества отделочных работ.


Задачи:

- формирование знаний и умений об основных свойствах материалов и области их применения;

- определение основных свойств материалов.


В результате освоения дисциплины учащийся должен уметь:

У1 - определять основные свойства материалов.

В результате изучения учебного предмета учащийся должен знать:

З1 - общую классификацию материалов, их основные свойства и области применения.


Учебная дисциплина ОП.01. Основы материаловедения способствует формированию следующих профессиональных и общих компетенций:


ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.

ОК 2. Организовать собственную деятельность, исходя из цели и способов ее достижения, определенных руководителем.

ОК 3. Анализировать рабочую ситуацию, осуществлять текущий и итоговый контроль, оценку и коррекцию собственной деятельности, нести ответственность за результаты своей работы.

ОК 4. Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач.

ОК 5. Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности.

ОК 6. Работать в коллективе и команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, клиентами.

ОК 7. Исполнять воинскую обязанность, в том числе с применением полученных профессиональных знаний (для юношей).

ПК 1.1. Выполнять подготовительные работы при производстве штукатурных работ.

ПК2.1. Выполнять подготовительные работы при производстве монтажа каркасно-обшивочных конструкций.

ПК 3.1. Выполнять подготовительные работы при производстве малярных работ.

ПК 4.1. Выполнять подготовительные работы при производстве облицовочных работ

ПК5.1 Выполнять подготовительные работы при облицовке синтетическими материалами.



1.4. Рекомендуемое количество часов на освоение программы дисциплины:

максимальной учебной нагрузки обучающегося - 90 часов, в том числе:

обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося- 60 часов;

самостоятельной работы обучающегося - 30 часов.



























2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

ОП.01 Основы материаловедения



2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы


Вид учебной работы

Количество часов

Максимальная учебная нагрузка (всего)

90

Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего)

60

в том числе:


теоретические занятия

44

практические занятия

16

Самостоятельная работа обучающегося (всего)

30

в том числе:


подготовка докладов, рефератов и сообщений, составление

вопросов по теме и сравнительных таблиц, работа с

учебной литературой

30

Промежуточная аттестация в форме дифференцированного зачета







2.2. Тематический план и содержание учебной дисциплины ОП.01 Основы материаловедения


Наименование разделов и тем

Содержание учебного материала, лабораторные и практические работы

Объем часов

Уровень освоения

1

2

3

4

Основы материаловедения


90


Раздел 1. Классификация строительных материалов и их свойства.












Содержание учебного материала

20

1

Основные направления развития промышленности строительных материалов.

Основные задачи и понятия курса «Основы материаловедения». Перспектива развития промышленности строительных материалов в условиях перехода к рыночной экономике. Опыт развитых стран в области строительных материалов и возможность их применения. Виды строительных материалов.

2



2

Стандартизация. Стандартизация способствует улучшению качества готовой продукции, повышению унификации, взаимозаменяемости. В зависимости от сферы действия и условий утверждения стандарты делятся на государственный стандарт (ГОСТ), технические условия (ТУ) и строи­тельные нормы и правила (СНиП).

Нормирующая документация. Работа с нормативными документами, изучение СНиПа., технических условий. Техни­ческие условия (ТУ). Отраслевые временные технические условия (ВТУ). Строительные нормы и правила (СНиП). Документы, регламентирующие основные положения строительно­го проектирования

2

3

Классификация строительных материалов по виду исходного сырья: природные и искусственные, минеральные и органические. Требования к строительным материалам по прочности, устойчивости, долговечности и огнестойкости. Выбор материалов. Связь состава, строения и свойств строительных материалов.

2

4

Связь состава, строения и свойств строительных материалов. Составы химический, минеральный, фазовый. Их строение в зависимости от формы размеров и взаимного расположения, составляющих твердой фазы строительные материалы подразделяются на конгломератные, волокнистые, слоистые и зернистые.


5

Физические свойства строительных отделочных материалов. Удельные характеристики массы. Гидрофизические свойства (влагоотдача, водопоглощение, влажностные деформации, влагостойкость, водостойкость, паро- и газопроницаемость, водонепроницаемость, морозостойкость). Теплофизические свойства (теплопроводность, теплоемкость, тепловое расширение, пожарная опасность, огнестойкость). Акустические свойства (звукопроводность, звукопоглощение).

2

6

Механические и химические свойства материалов. Деформативные свойства. Упругость. Пластичность. Гибкость. Хрупкость. Прочность. Твердость. Истираемость. Износостойкость. Вязкость. Горючесть. Химическая стойкость. Адгезия.

2

7

Функциональные свойства декоративно-отделочных материалов. Свет, цвет, ахроматические цвета, хроматические цвета, цветоустойчивость. Фактура. Рельефные фактуры. Гладкие фактуры.

2


Практические занятия

6


1

Определение назначения строительных материалов, их свойств

2

Цветовой спектр: ахроматические и хроматические цвета

3

Условные обозначения важнейших характеристик сухих строительных смесей

Основные свойства строительных материалов

Самостоятельная работа

10

Тематика самостоятельной работы по разделу №1

1

Сообщения: «Творческие аспекты профессии», «Требования к строительным материалам в современных условиях по различным признакам»

2

Ознакомление с государственным стандартом на изготовление строительных материалов. Найти изменения в стандартах нового поколения.

3

Работа с нормативными документами. Изучение СНиП.

4

Изучение отраслевых временных технических условий (ВТУ).

5

Изучение основных положений по охране труда при работе с различными строительными материалами.

Раздел 2. Отделочные материалы на основе минерального сырья














Содержание учебного материала

26

1

Материалы и изделия из природного камня. Общие сведения. Свойства природных каменных материалов и возможность их использова­ния в отделочных работах. Способы добычи, и производства каменных плит. Характеристики фактур лицевой поверхности камня. Долговечность декоративно-облицовочных камней.

2

2

Характеристика облицовочных плит и камней. Область применения. Основные показатели декоративности камня. Обработка камней на камнеобрабаты­вающих предприятиях. Характеристика фактур лицевой поверхности. Фактурная отделка. Структура горной породы. Обрабатываемость. Абразивность. Области применения.

2

3

Керамические материалы. Общие сведения. Сырьевые материалы. Принципы производства. Виды отде­лочных керамических изделий. Формования изделий. Сушка и обжиг изделий. Кирпич и камни керамические. Плитки для наружной отделки сооружений. Плитка для внут­ренней отделки стен. Плитка для пола

2

4

Минеральные вяжущие вещества. Неорганические вяжущие вещества. Общие сведения. Воздушные вяжущие вещества (известь, гипс, магнезит, жидкое стекло, кислоупорный цемент). Гидравлические известесодержащие вяжущие вещества.

2

5

Портландцемент и его разновид­ности. Общие сведения. Сырьевые материалы. Принципы производства. Специальные виды портландце­мента, марки портландцемента. Свойства портландцемента. Хранение и применение. Портландцементы с активными минеральными добавками. Гипсоцементно-пуццолановое вяжущее. Глиноземистый цемент. Расширяющие цементы.


2

6

Строительные растворы. Общие сведения. Исходные материалы (заполнители, наполнители, вода, функциональные добавки для регулирования свойств). Свойства растворных смесей и растворов (удобоукладываемость, подвижность растворной смеси, водоудерживающая способность, расслаиваемость, прочность при сжатии растворов, сцеплении с основанием, морозостойкость, водонепроницаемость, усадка) Определение состава раствора. Подбор состава, приготовление и транспортирование растворных смесей. Специальные растворы: кладочные, для подготовительных и подстилающих слоев

2

7

Штукатурные растворы. Основные достоинства, предназначение. Слои штукатурного намета: обрызг, грунт, накрывка. Растворы для штукатурных работ: цементные, цементно-известковые, цементно-глиняные, известковые, известково-гипсовые, гипсовые, глиняные, растворы с противоморозными добавками; модифицированные сухие цементно-содержащие смеси.


8

Специальные и декоративные растворы. Применение, составы, приготовление, основные требования к качеству


9

Штучные облицовочные изделия. Изделия из гипсовых вяжущих (ГКЛ – гипсокартонные листы, ПОГ – гипсокартонные отделочные панели, ГПД – гипсовые декоративные плиты, звукопоглощающие литые гипсовые плиты). Изделия на цементном вяжущем (асбестоцементные плоские листы, облицовочные асбестоцементные листы с силикатным покрытием, асбестоцементные акустические плиты, асбестоперлитовые листы, цементно-стружечные плиты, бетонные фасадные плиты, бетонные мозаичные плитки, баритовые плиты). Изделия на изветковых вяжущих (лицевой силикатный кирпич, звукопоглощающие плиты «Силакпор»). Изделия на магнезиальных вяжущих (ксилолитовые плитки).

2

Практические занятия

8


1

Составы цементно-известковых штукатурных растворов

2

Показатели прочности портландцемента различных марок

3

Характеристика и дозировки основных пигментов для декоративных растворов

4

Определение состава раствора и проверка его под­вижности

Самостоятельная работа

12

Тематика самостоятельной работы по разделу №2



1

Подготовка устных сообщений: «Строительные растворы», «Сухие строительные смеси», «Каменные материалы», «Керамические материалы», «Виды портландцемента», «Штучные облицовочные изделия»


2

Составление кроссвордов «Строительные растворы», «Сухие строительные смеси», «Каменные материалы», «Керамические материалы», «Виды портландцемента», «Штучные облицовочные изделия»

3

Положительные и отрицательные свойства растворов и смесей на различных поверхностях

Раздел 3.

Отделочные материалы на основе органического сырья

Содержание учебного материала

14

1

Отделочные материалы из древесины. Общие сведения. Сырьевые материалы. Принципы производства. Качество древесины. Свой­ства древесины. Виды отделочных материалов из древесины. Материалы для полов. Стено­вые отделочные материалы. Отделка штучными изделиями. Профильные изделия. Столярные изделия. Защита древесины от гниения и возгорания. Обои.

2

2

2

Полимерные отделочные мате­риалы. Общие сведения. Связующие вещества. Термопластичные и термореактивные полимеры. Каучукоподобные полимеры и синтетические каучуки. Модифицированные природные полимеры.

2

3

Строительные пластмассы. Состав и свойства строительных пластмасс. Способы получения строительных пластмасс. Полимерные мате­риалы для внутренней и наружной отделки. Декоративные листы, плиты, панели, плитки. Декоративные рулонные пленочные материалы. Материалы для покрытия пола. Погонажные изделия.

2

4

Лакокрасочные материалы. Общие сведения. Классификация и свойства лакокрасочных материалов. Основные компоненты красочных составов. Виды красочных составов.

2

5

Вспомогательные материалы. Грунтовки и шпатлевки и способы их применения. Свойства и виды мастик и клеев. Состав, свойства битума и дегтя. Материалы с липким слоем для отделочных работ.

2

6

Дифференцированный зачет по ОП.01

2

Практические занятия

2



1

Составление схем получения дегтевых материалов, битума

Самостоятельная работа

8


Тематика самостоятельной работы по разделу №3

1

Составление тестовых заданий «Строительные растворы и сухие строительные смеси», «Отделочные материалы на основе органического сырья», «Отделочные материалы на основе минерального сырья», «Штучные облицовочные изделия»

2

Составление алгоритма по организации труда рабочих по бригадам

3

Проект «Эстетика внутренней и наружной отделки современных зданий и сооружений»

Всего:

90



Для характеристики уровня освоения учебного материала используются следующие обозначения:

1. – ознакомительный (узнавание ранее изученных объектов, свойств);

2. – репродуктивный (выполнение деятельности по образцу, инструкции или под руководством)

3. – продуктивный (планирование и самостоятельное выполнение деятельности, решение проблемных задач)

3.УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ ДИСЦИПЛИНЫ

ОП.01 Основы материаловедения


3.1. Требования к минимальному материально-техническому обеспечению

Реализация программы дисциплины требует наличия учебного кабинета.


Оборудование учебного кабинета:

- посадочные места по количеству обучающихся;

- рабочее место преподавателя;

- комплект учебно-методической документации (учебники и учебные пособия, карточки-задания, комплекты тестовых заданий), контрольно-оценочные материалы);

- комплекты инструкционно-технологической документации;

- наглядные пособия (плакаты, демонстрационные стенды, макеты);

- методические рекомендации для учащихся по выполнению практических занятий.

Технические средства обучения:

персональный компьютер, мультимедиа проектор, экран переносной.


3.2. Информационное обеспечение обучения

Перечень рекомендуемых учебных изданий, Интернет-ресурсов, дополнительной литературы


Основные источники:

1. Баландина И.В. Основы материаловедения. Отделочные работы : учебник для студ. учреждений сред. проф. образования / [И.В. Баландина, Б.А.Ефимов, Н.А. Сканави и др.]. – 5-е изд., перераб. и доп. - М.: Издательский центр «Академия», 2016. – 304 с.

2. Елизарова В.А. Технология монтажа каркасно-обшивочных конструкций. Практикум : учеб. пособие для нач. проф. образования / В.А.Елизарова – М.: Издательский центр «Академия», 2012. – 192с.

3. Ефимов Б. А. Материаловедение. Отделочные работы : учебник для студ. учреждений сред. проф. образования / [В.А.Смирнов, Б.А.Ефимов, О.В.Кульков и др.]. – 4-е изд., стер. - М.: Издательский центр «Академия», 2014. – 368 с.

4. Паприкова Е.В. Материаловедение (сухое строительство) : учебник для студ. учреждений сред. проф. образования / Е.В. Паприкова, Г.Н. Фомичева, В.А. Елизарова./. – 5-е изд., перераб. и доп. - М.: Издательский центр «Академия», 2015. – 304 с.

5. Черноус Г.Г. Технология штукатурных работ : учебник для студ. учреждений сред. проф. образования / Г.Г.Черноус. – 4-е изд., стер. - М.: Издательский центр «Академия», 2015. – 240 с.

6. Черноус Г.Г. Штукатурные работы : учеб. пособие для студ. учреждений сред. проф. образования / Г.Г.Черноус. – 5-е изд., стер. – М.: Издательский центр «Академия», 2015. – 224 с.

7. Черноус Г.Г. Облицовочные работы : учеб. пособие для студ. учреждений сред. Проф. образования / Г.Г.Черноус. – 8-е изд., стер. – М.: Издательский центр «Академия», 2015. – 192с.


8. Черноус Г.Г. Выполнение облицовочных работ плитками и плитами : учебник для студ. учреждений сред. проф. образования / Г.Г.Черноус. – М.: Издательский центр «Академия», 2015. – 256 с


Нормативные:

Строительные нормы и правила. - М. :Стройиздат, 2010.

Единые нормы и расценки на строительные, монтажные и ремонтно-строительные работы. - М: Стройиздат, 2012.


Дополнительные источники:

1. Алимов Л.А. Строительные материалы: учебник для студ. учреждений высшего образования / Л.А.Алимов, В.В.Воронин. – 2-е изд., стер. - М.: Издательский центр «Академия», 2014. – 320с.

2. Данилкин М.С. Основы строительного производства : учеб. пособие / М.С.Данилкин, И.А.Мартыненко, С.Г.Страданченко. – Изд. 2-е, перераб. И доп. – Ростов н/Д : Феникс, 2010. – 378, [ 1 ] с.

3. Ивлиев, А.А., Кальгин, А.А., Неелов, В.А. Серия из 30 плакатов Отделочные работы. - М.: Академия, 2011.

4. Куликов О.Н. Охрана труда в строительстве : учебник для студ. учреждений сред. проф. образования / О.Н.Куликов, Е.И.Ролин. – 10-е изд., стер. - М.: Издательский центр «Академия», 2014. – 416 с

5. Черноус Г.Г. Производственное обучение по профессии «Облицовщик-плиточник» : учеб. пособие для нач. проф. образования / Г.Г.Черноус. – 2-е изд., стер. – М.: Издательский центр «Академия», 2013. – 176 с.

6. Чичерин, И.И. Серия из 40 плакатов Общестроительные работы. - М.: Академия, 2011.


Интернет-ресурсы:

www.edu.ru -Российское образование. Федеральный портал

www.alledu.ru - Все образование Интернета: объединение сайтов

www.ed.gov.ru - Министерство образования и науки РФ Федеральное агентство

по образованию

www.mon.gov.ru - Министерство образования и науки РФ

www.school.edu.ru - Российский общеобразовательный портал

www.ito.edu.ru - Информационные технологии в образовании

www.ict.edu.ni - Информационно-коммуникационные технологии в образовании: система федеральных образовательных порталов

www.informika.ru/text - Государственный научно-исследовательский институт информационных технологий и телекоммуникаций






4. Контроль и оценка результатов освоения Дисциплины. Контроль и оценка результатов освоения дисциплины осуществляется преподавателем в процессе проведения практических занятий, тестирования, устных опросов, проверочных работ, а также выполнения обучающимися индивидуальных заданий.

Результаты обучения

(освоенные умения, усвоенные знания)

Формы и методы контроля и оценки результатов обучения

1

2

Умения:


Устный опрос на уроке.

Текущий контроль в форме тестовых заданий, проверочных работ.

определять основные свойства материалов


Знания:


Устный опрос на уроке.

Оценка выполнения практических работ.

Оценка выполнения внеаудиторной самостоятельной работы (доклады, рефераты, сообщения).


общую классификацию материалов, их основные свойства и области применения.


Формы и методы контроля и оценки результатов обучения должны позволять проверять у обучающихся не только сформированность профессиональных компетенций, но и развитие общих компетенций.


Результаты

(освоенные общие компетенции)

Основные показатели оценки результата

Формы и методы контроля и оценки

1

2

3

ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.

-ответственное выполнение учебных обязанностей при освоении программы дисциплины;

-участие в олимпиадах, конкурсах и т.д.

-анализ успеваемости и посещаемости;

-наблюдение в ходе проведения мероприятий

ОК 2. Организовывать собственную деятельность, исходя из цели и способов ее достижения, определенных руководителем.

-планирование деятельности в соответствии с поставленной целью;

-выполнение работ в соответствии с заданной целью;

-организация рабочего места в соответствии с нормами и требованиями ОТ и ТБ;

- способность к организации и планированию;

- выполнение действий во время лабораторных и практических занятий, учебной и производственной практики последовательно и поэтапно;

- определение способов деятельности в соответствии с поставленной целью;

- определение оптимальных способов для достижения целей

-наблюдение выполнения работ на практических занятиях;

-анализ своевременного выполнения учебной программы;

-оценка решения ситуационных профессиональных задач

ОК 3. Анализировать рабочую ситуацию, осуществлять текущий и итоговый контроль, оценку и коррекцию собственной деятельности, нести ответственность за результаты своей работы.

-владение алгоритмами анализа на основе нормативных документов;

-контроль, оценка и коррекция собственной деятельности на основе нормативных документов и анализа рабочей ситуации;

-ответственное выполнение профессиональных заданий

-сопоставление результатов самоконтроля и самоанализа с выводами группы /преподавателя;

-анализ приёмов работы с нормативной документацией;

ОК 4. Осуществлять поиск информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач.

-владение способами и приёмами поиска информации в различных информационных источниках;

-отбор и выделение главной и второстепенной информации для выполнения поставленных задач

-оценка степени владения способами работы с информационными источниками;

-самоанализ работы с информационными источниками

ОК 5. Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности.

- применение информационно-коммуникационных технологий при решении профессиональных задач

-наблюдение и анализ в ходе выполнения задания;

-оценка выполнения профессиональных задач

ОК 6. Работать в команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, клиентами.

- выстраивание оптимального общения с коллегами, руководством, клиентами;

- владение способами разрешения межличностных конфликтов, работы в команде;

- демонстрация навыков командной работы;

- использование

конструктивных способов общения с коллегами, руководством, работодателями;

- коммуникабельность при взаимодействии в процессе учебы с обучающимися, преподавателями и руководителями практики;

- понимание общих целей.

-самоконтроль и самоанализ способов общения;

-наблюдение за поведением и ролью обучающего в группе

ОК 7. Исполнять воинскую обязанность, в том числе с применением полученных профессиональных знаний (для юношей).

В соответствии со спецификой обучающихся показатель

не отслеживается

_