СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочие программы 1 класс II вариант Альтернативная коммуникация

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Рабочие программы 1 класс II вариант Альтернативная коммуникация»

Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение Архангельской области

«Специальная (коррекционная) общеобразовательная школа №5»







РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

КОРРЕКЦИОННОГО КУРСА:


АЛЬТЕРНАТИВНАЯ КОММУНИКАЦИЯ


1 «В» класс






Учитель: Мишукова Юлия Михайловна


РАССМОТРЕНО:

руководитель ПЦК

начальных классов

______________


СОГЛАСОВАНО:

зам. директора по УВР

____________

_____________

(дата)


УТВЕРЖДЕНО:

Директор ГБОУ АО «СКОШ №5»

____________













Новодвинск

2020 – 2021 учебный год

АЛЬТЕРНАТИВНАЯ КОММУНИКАЦИЯ

Пояснительная записка

Рабочая программа коррекционного курса «Альтернативная коммуникация» разработана на основе:

- Федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями);

- Адаптированной основной общеобразовательной программы образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (вариант 2)1.

Цель образовательно-коррекционной работы заключается в выборе доступного ребенку средства невербальной коммуникации, овладения выбранным средством коммуникации и использование его для решения соответствующих возрасту житейских задач.

Основными задачами образовательно-коррекционной работы являются:

  • Учить детей овладевать доступными средствами коммуникации и общения – вербальными и невербальными.

  • Учить пользоваться доступными средствами коммуникации в практикe экспрессивной и импрессивной речевой деятельности для решения соответствующих возрасту житейских задач.

  • Развивать речь как средство общения в тесной связи с познанием окружающего мира, личным опытом ребёнка.

  • Создать условия для коррекции и развития познавательной деятельности учащихся (общеинтеллектуальных умений, учебных навыков, слухового и зрительного восприятия, памяти, внимания) и психомоторного развития.


Описание места учебного предмета в учебном плане

В соответствии с годовым учебным планом образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) ГБОУ АО «СКОШ №5», коррекционный курс «Альтернативная коммуникация» в первом классе рассчитан на 1 ч. в неделю, 33 ч. в год (33 учебные недели).

I (9 недель)

II (7 недель)

III (9 недель)

VI (8 недель)

Год (33 недели)

9

7

9

8

33


Материально-техническое оснащение


Материально-техническое оснащение коррекционного курса "Альтернативная коммуникация" включает:

  • массажные мячи;

  • наборы картинок по различным лексическим темам;

  • наборы карточек-пиктограмм;

  • комплекты развивающих игр по развитию мышления, внимания «Заселяем домики», «Силуэты и контуры», «Что сначала, что потом» и др.;

  • игры на развитие мелкой моторики;

  • наборы кубиков разной сложности;

  • деревянные рамки - вкладыши «Транспорт», «Овощи», «Фрукты», «Геометрические фигуры» и др.;

  • логические блоки Дьенеша;

  • игры на шнуровку «Грибочек», «Божья коровка», «Паучок» и др.;

  • магнитные лабиринты «Корова», «Лев»;

  • чудесный мешочек; тактильные наборы к нему;

  • детский планшет и набор тематических картинок к нему (бытовая культура, домашние, дикие животные, наша одежда, последовательность событий и др.;

  • наборы мелких предметов: пуговицы, бусы, прищепки, игрушки и т.д.;

  • наборы тематических игрушек: «Овощи», «Фрукты», «Мебель», «Дикие животные», «Домашние животные», «Транспорт», «Профессии» и т.д.;

  • наборы игрушек (куклы, машины, мягкие игрушки и т.д.);

  • игры на обогащение словарного запаса и коррекцию грамматического строя речи: «С какого дерева лист», «Кто как голос подаёт?» , «Животные и их детёныши», «Сладкое, горькое, кислое, солёное» и др.;

  • наглядный материал для развития связной речи: сюжетные картинки и серии сюжетных картинок для составления рассказов;

  • наборы картинок для фланелеграфа «Времена года», «Семья», «Сказки», «Посуда» и т.д.;

  • наборы фигур животных, людей для пальчиковой гимнастики, пальчикового театра;

  • наборы кукол бибабо;

  • игровой набор с кубиками «Мир эмоций»;












Календарно-тематическое планирование

Альтернативная коммуникация

33 часа, 1 час в неделю



п/п

Тема урока

Кол-во часов

Элементы содержания

Дата/ план

Дата/ факт

1

Установление зрительного контакта с взрослым.

Реагирование на собственное имя.

1

Упражнение на развитие дыхания «Ветерок». Артикуляционное упражнение «Заборчик». Совершенствовать произвольную регуляцию моторики рук с помощью статических и динамических упражнений: «Сорока-сорока», «Ладушки», «Пальчик, пальчик, где ты был?» и др. Игра «Знакомство». Называние имён.



2

Культура общения: приветствие, прощание.

1

Упражнение на развитие дыхания «Листопад». Артикуляционное упражнение «Заборчик». Динамическое упражнение «Сорока-сорока». Приветствие, прощание с собеседником жестом, звуком (словом).



3

Умение просить о помощи. Выражение благодарности.

1

Упражнение на развитие дыхания «Ветерок». Артикуляционное упражнение «Заборчик». Пальчиковая гимнастика «Пальчик, пальчик, где ты был?». Обращение с просьбой о помощи с помощью жеста, звука (слова).

Игра «Спасибо».



4

Люди и имена.

1

Упражнение на развитие дыхания «Листопад». Артикуляционное упражнение «Трубочка». Игра-шнуровка «Божья коровка». Рассматривание сюжетных картинок (девочка, мальчик). Игра «Кого как зовут» на умение различать женские и мужские имена (с использованием карточек-символов).



5

Звучащие предметы.

1

Упражнение на развитие дыхания «Ветерок». Артикуляционное упражнение «Окошко». Пальчиковая гимнастика «Пальчик, пальчик, где ты был?». Игры на выполнение практических инструкций учителя привлечение внимания звучащим предметом; выражение удовольствия (неудовольствия), благодарности звучащим предметом. Игра на развитие слухового внимания «На чем играю».



6

Я вижу, я слышу.

1

Упражнение на развитие дыхания «Листопад». Артикуляционное упражнение «Трубочка», «Улыбочка». Игровое упражнение с геометрическими фигурами-вкладышами. Задания на выполнение практические инструкций учителя, выражать жестом, звуком, словом согласия (несогласия), удовлетворения (неудовлетворения). Игровые упражнения, имитирующие природные явления: «Солнышко и дождик» (жесты и мимика: холодно – хмурится, солнышко-улыбка, идет дождик – пальчик по столу)



7

Эмоции.

1

Упражнение на развитие дыхания «Ветерок». Артикуляционное упражнение «Заборчика», «Улыбочка». Игра «Соберем бусы». Игра «Куб эмоций» с использованием пиктограмм.



8

Я и мои помощники.

1

Упражнение на развитие дыхания «Листопад». Артикуляционное упражнение «Окошко», «Улыбочка». Игровое упражнение «Соберем пирамидку». Игра «Да-нет» (выражение согласия (несогласия) с использованием пиктограммы).



9

Контакт.

1

Упражнение на развитие дыхания «Дуем в трубочку». Артикуляционное упражнение «Окошко», «Улыбочка». Выполнение одночленных и двучленных инструкций по заданию учителя. Поддержание зрительного контакта.



10

Звуки вокруг нас.

1

Упражнение на развитие дыхания «Дуем в трубочку». Артикуляционное упражнение «Окошко», «Улыбочка». Определение различных звуков окружающей действительность, их называние (использование пиктограмм). Соотнесение звуков с реальным объектом. Рисование по точкам.



11

Понимание слов, обозначающих предмет - овощи.

1

Упражнение на развитие дыхания «Дуем в трубочку». Артикуляционное упражнение «Улыбочка», «Покажем язычок». Пальчиковая гимнастика «Овощи». Рассматривание картинок. Называние (показ) овощей. Обобщающее понятие «овощи» (картинка-символ). Игра-вкладыш «Овощи».



12

Слушание сказки «Репка».

1

Упражнение на развитие дыхания «Пушинка». Артикуляционное упражнение «Лопатка». Пальчиковая гимнастика «Овощи». Прослушивание сказки «Репка» (настольный театр). Называние героев сказки. Ответы на вопросы по содержанию текста с использованием графического изображения.



13-14

Понимание слов, обозначающих предмет - фрукты.

2

Упражнение на развитие дыхания «Пушинка». Артикуляционное упражнение «Улыбочка», «Лопатка». Пальчиковая гимнастика «Фрукты». Рассматривание картинок. Называние (показ) фруктов. Обобщающее понятие «фрукты» (картинка-символ). Игра «Что в суп, что в компот» (на дифференциацию овощей, фруктов).



15

Игрушки

1

Упражнение на развитие дыхания «Чей шарик дальше улетит». Артикуляционное упражнение «Лопатка», «Трубочка», «Заборчик». Пальчиковая гимнастика. Рассматривание предметных картинок. Называние игрушек, их сравнение. Обобщающее понятие «игрушки» (картинка-символ). Упражнение на развитие дыхания «Перышко».



16

Игрушки

1

Упражнение на развитие дыхания «Чей шарик дальше улетит». Артикуляционное упражнение «Лопатка», «Трубочка», «Заборчик». Пальчиковая гимнастика. Называние предметов (игрушек) и действий с ними, характеристика предметов по цвету, величине, форме. Обобщающее понятие «игрушки» (картинка-символ).



17

Понимание слов, обозначающих действия предмета.

1

Упражнение на развитие дыхания «Чей шарик дальше улетит». Артикуляционное упражнение «Улыбочка», «Хоботок», «Лопатка». Пальчиковая гимнастика. Работа с сюжетными картинками. Называние (употребление, показ) слов, обозначающих действия предмета (пить, есть, сидеть, стоять, бегать, спать, рисовать, играть, гулять и др.).



18

Понимание, употребление слов, обозначающих места расположения объектов/субъектов (на, около и др.)

1

Упражнение на развитие дыхания «Чей шарик дальше улетит». Артикуляционное упражнение «Накажем язычок». Игра-шнуровка «Ленточки». Рассматривание картинок, употребление предлога на, около. («на столе», "на полке. Выполнение поручений (положи мяч на… положи мяч около…). Штриховка «Воздушные шары» (цвет, размер).



19-20

Понимание слов, обозначающих предмет - продукты.

2

Упражнение на развитие дыхания «Горячий чай». Артикуляционное упражнение «Вкусное варенье». Рассматривание картинок. Называние (показ) продуктов. Обобщающее понятие «продукты» (картинка-символ). Игра «В магазине».



21-22

Слушание сказки "Колобок".

2

Упражнение на развитие дыхания «Горячий чай». Артикуляционное упражнение «Бублик». Прослушивание сказки «Колобок». Подбор картинок по содержанию теста. Называние героев сказки. Ответы на вопросы по содержанию текста с использованием графического изображения.



23-24

Животные.

2

Упражнение на развитие дыхания «Гуляем в лесу». Артикуляционное упражнение «Бублик». Пальчиковая гимнастика. Рассматривание картинок животных. Называние животных. Называние частей тела животных. Ответы на вопросы с помощью картинок «Кто что ест». Обобщающее понятие животные (картинка-символ).



25

Как говорят животные.

1

Упражнение на развитие дыхания «Гуляем в лесу». Артикуляционное упражнение «Бублик», «Вкусное варенье». Рассматривание изображений животных. Ответы на вопросы, как говорят животные. Обобщающее понятие животные (картинка-символ).



26-27

Слушание сказки «Теремок».

2

Упражнение на развитие дыхания «Гуляем в лесу». Артикуляционное упражнение «Чистим зубки». Игра-шнуровка «Завяжем шнурки». Прослушивание сказки «Теремок» (настольный театр). Называние героев сказки. Ответы на вопросы по содержанию текста с использованием графического изображения.



28-29

Слушание сказки «Маша и медведь».

2

Упражнение на развитие дыхания «Вдох - выдох». Артикуляционное упражнение «Качели». Слушание сказки «Маша и медведь», рассматривание иллюстраций. Подбор картинок по содержанию теста. Называние героев сказки. Ответы на вопросы по содержанию текста с использованием графического изображения.



30-31

Понимание слов, обозначающих предмет - посуда.

2

Упражнение на развитие дыхания «Вдох - выдох». Артикуляционное упражнение «Лошадка», «Улыбочка», «Окошко». Пальчиковая гимнастика. Рассматривание картинок. Называние (показ) предметов посуды и действий с ними. Обобщающее понятие «посуда» (картинка-символ).



32-33

Понимание слов, обозначающих взаимосвязь слов в предложении (за, под, перед и др.).

2

Упражнение на развитие дыхания «Дышим правильно». Артикуляционное упражнение «Бублик», «Вкусное варенье», «Накажем непослушный язычок». Определение основных пространственных отношений на конкретных примерах (упражнения на выполнение словесных инструкций «Поставь чашку на блюдце, перед блюдцем и т.д.). Письмо овалов и полуовалов по точкам, по образцу.





Планируемые результаты освоения учебного предмета

Личностные результаты:

- Основы персональной идентичности, осознание своей принадлежности определенному полу, осознание себя как «Я»;

- Социально – эмоциональное участие в процессе общения и деятельности;

- Формирование социально ориентированного взгляда на окружающий мир.


Предметные результаты:

- Понимание обращенной речи и смысла доступных невербальных графических знаков (рисунков, фотографий, пиктограмм и других графических изображений), неспецифических жестов;

- Овладение умением вступать в контакт, поддерживать и завершать его, используя традиционные (вербальные) и альтернативные средства коммуникации, соблюдая общепринятые правила поведения;

- Умение пользоваться доступными средствами коммуникации в практике экспрессивной и импрессивной речи для решения соответствующих возрасту житейских задач;

- Использование доступных средств коммуникации для передачи сообщения;

- Понимание слов, обозначающие объекты и явления природы, объекты рукотворного мира и деятельность человека.


Базовые учебные действия:

Формирование базовых учебных действий направлено на развитие у обучающегося готовности к овладению содержанием программы коррекционного курса «Альтернативная коммуникация» и включает следующие задачи:

- Подготовка обучающегося к эмоциональному, ко­м­му­ни­ка­ти­вному взаимодействию с педагогом;

- Формирование учебного поведения: направленность взгляда (на говорящего взрослого, на задание); желание выполнять инструкции педагога; использование по назначению учебных материалов;

- Формирование умения выполнять действия по образцу и по подражанию.


Условные обозначения оценки достижения результатов освоения АООП


Оценочные показатели

Условные обозначения

Выполняет действие самостоятельно

с

Выполняет действие

  • по вербальной инструкции

  • по невербальной инструкции


ви

ни

Выполняет действие по образцу

о

Выполняет действие с частичной физической помощью

чп

Выполняет действие со значительной физической помощью

зп

Действие не выполняет

-

Узнает объект

+

Не всегда узнает объект

+ -

Не узнает объект

-

Применяет на практике (активно, адекватно, самостоятельно)

+

Не всегда применяет на практике (активно, адекватно, самостоятельно)

+ -

Не применяет на практике (активно, адекватно, самостоятельно)

-


1 Адаптированная основная общеобразовательная программа образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) государственного бюджетного общеобразовательного учреждения Архангельской области для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья «Специальная (коррекционная) общеобразовательная школа №5», 2016