СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочие программы

Категория: Биология

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Рабочие программы»

Календарно-тематическое планирование


Дата по плану

Дата по факту

Тема раздела, урока

Содержание урока

Деятельность обучающихся

Введение. Биология в системе наук - 2 часа

1

03.09


Биология как наука

Уровни организации жизни: молекулярный, клеточный, организменный, популяционно-видовой, экосистемный, биосферный.

Определять место биологии в системе наук. Оценивать вклад ученых-биологов в развитие науки биологии

2

05.09


Методы биологических исследований. Значение биологии.

Методы изучения живой природы. Основные этапы научного исследования. Знать основополагающий принцип в науке. Сравнивать понятия «гипотеза» и «теория»

Выделять основные методы биологических исследований. 

Глава 1. Основы цитологии – наука о клетке -10час.

3

10.09


Цитология – наука о клетке.


Определять предмет, задачи и методы исследования цитологии, как науки. Объяснять значение цитологических исследований.

4

12.09


Клеточная теория.

Основные положения клеточной теории, авторов клеточной теории. Обосновывать значение создания клеточной теории для развития биологии. Сравнивать строение прокариотов и эукариотов, растительной и животной клеток (автотрофов и гетеротрофов).

Объяснять значение клеточной теории для развития биологии

5

17.09


Химический состав клетки.


Сравнивать хим.состав живых организмов и тел неживой природы, делать выводы на основе сравнения

6

19.09


Строение клетки.


Характеризовать клетку как структурную единицу живого. Выделять существенные признаки строения клетки.

7

24.09


Особенности клеточного строения организмов. Вирусы.


Объяснять особенности клеточного строения организмов. Выявлять взаимосвязи между строением и функциями клеток.

8

26.09


Лабораторная работа № 1 «Строение клеток».


Наблюдать и описывать клетки на готовых микропрепаратах. Сравнивать их строение.

9

01.10


Обмен веществ и превращения энергии в клетке. Фотосинтез.


Выделять существенные признаки обмена веществ. Объяснять космическую роль фотосинтеза в биосфере

10

03.10


Биосинтез белков.


Выделять существенные признаки процесса биосинтеза белков и его механизм

11

08.10


Регуляция процессов жизнедеятельности в клетке.


Объяснять механизмы регуляции процессов жизнедеятельности в клетке

12

10.10


Контрольная работа по главе «Основы цитологии – наука о клетке».



Глава 2. Размножение и индивидуальное развитие (онтогенез) организмов -5час.

13

15.10


Формы размножения организмов. Бесполое размножение. Митоз.


Определять самовоспроизведение как всеобщее свойство живого. Выделять признаки процесса размножения, формы размножения

14

17.10


Половое размножение. Мейоз.


Особенности мейоза. Определять мейоз как основу полового размножения многоклеточных организмов

15

22.10


Индивидуальное развитие организма (онтогенез).


Выделять типы онтогенеза

16

24.10


Влияние факторов внешней среды на онтогенез.


Оценивать влияние факторов внешней среды на развитие зародыша. Определять уровни приспособления организмов к изменяющимся условиям

17

05.11


Обобщающий урок по главе «Размножение и индивидуальное развитие (онтогенез).



Глава 3. Основы генетики -10час.

18

07.11


Генетика как отрасль биологической науки.


Определять главные задачи современной генетики. Оценивать вклад ученых в развитие генетики как науки

19

12.11


Методы исследования наследственности. Фенотип и генотип.


Выделять основные методы ис-я наследственности. Определять основные признаки генотипа и фенотипа

20

14.11


Закономерности наследования.


Выявлять основные закономерности наследования. Объяснять механизмы наследственности

21

19.11


Решение генетических задач.


Использовать алгоритмы решения генетических задач. 

22

21.11


Практическая работа № 1 «Решение генетических задач на моногибридное скрещивание».


Решать генетические задачи

23

26.11


Хромосомная теория наследственности. Генетика пола.


Объяснять основные положения хромосомной теории наследственности. Объяснять хромосомное определение пола и наследование признаков, сцепленных с полом

24

28.11


Основные формы изменчивости. Генотипическая изменчивость.


Определять основные формы изменчивости организмов. Выявлять особенности генотипической изменчивости

25

03.12


Комбинативная изменчивость.


Выявлять особенности комбинативной изменчивости

26

05.12


Фенотипическая изменчивость. Лабораторная работа № 2 «Изучение фенотипов растений. Изучение модификационной изменчивости и построение вариационной кривой».


Выявлять особенности фенотипической изменчивости. Проводить биологические исс-я и делать выводы на основе полученных результатов

27

10.12


Обобщающий урок и тестирование по главе «Основы генетики».



Глава 4. Генетика человека -3 часа

28

12.12


Методы изучения наследственности человека. Практическая работа №2 «Составление родословных».


Выделять основные методы изучения наследственности человека. Проводить биологические исследования и делать выводы на основе полученных результатов

29

17.12


Генотип и здоровье человека.


Устанавливать взаимосвязь генотипа человека и его здоровья

30

19.12


Обобщающий урок по главе «Генетика человека».



Глава 5. Основы селекции и биотехнологии -3часа

31

24.12


Основы селекции. Методы селекции


Определять главные задачи и направления современной селекции.

32

26.12


Достижения мировой и отечественной селекции.


Оценивать достижения мировой и отечественной селекции

33

09.01


Биотехнология: достижения и перспективы развития. Метод культуры тканей. Клонирование


Оценивать достижения и перспективы развития современной биотехнологии. Характеризовать этические аспекты развития некоторых направлений биотехнологии

Глава 6. Эволюционное учение -15 часов

34

14.01


Учение об эволюции органического мира.


Объяснять сущность эволюционного подхода к изучению живых организмов

35

16.01


Эволюционная теория Ч.Дарвина.


Оценивать вклад Ч.Дарвина в развитие биологических наук и роль эволюционного учения.

36

21.01


Вид. Критерии вида. 


Выделять существенные признаки вида

37

23.01


Популяционная структура вида.


Объяснять популяционную структуру вида. Характеризовать популяцию как единицу эволюции

38

28.01


Видообразование.


Выделять существенные признаки стадий видообразования. Различать формы видообразования.

39

30.01


Формы видообразования.


Различать формы видообразования

40

04.02


Видообразование


Обобщение материала и тестирование по темам «Учение об эволюции органического мира. Вид. Критерии вида.

41

06.02


Борьба за существование и естественный отбор – движущиеся силы эволюции.


Различать и характеризовать формы борьбы за существование. Объяснять причины многообразия видов

42

11.02


Естественный отбор.


Характеризовать естественный отбор как движущую силу эволюции

43

13.02


Адаптация как результат естественного отбора.


Объяснять формирование приспособленности организмов к среде обитания , изменчивость у организмов одного вида

44

18.02


Взаимоприспособленность видов как результат действия естественного отбора.


Характеризовать взаимную приспособленность видов разных организмов

45

20.02


Лабораторная работа № 3 «Изучение приспособленности организмов к среде обитания».



46

25.02


Урок семинар «Современные проблемы теории эволюции».


Формулировать, аргументировать и отстаивать свое мнение.

47

27.02


Урок семинар «Современные проблемы теории эволюции. Эволюционная теория Ж.Б. Ламарка».


При работе в паре или группе обмениваться с партнерами важной информацией, участвовать в обсуждении

48

03.03


Обобщение материала и тест по главе «Эволюционное учение».



Глава 7. Возникновение и развитие жизни на Земле -4часа

49

05.03


Взгляды, гипотезы и теории о происхождении жизни.


Объяснять сущность основных гипотез о происхождении жизни.Формулировать, аргументировать и отстаивать свое мнение

50

10.03


Органический мир как результат эволюции.


Выделять основные этапы в процессе возникновения и развития жизни на Земле

51

12.03


История развития органического мира.


Формулировать, аргументировать и отстаивать свое мнение

52

17.03


Урок-семинар «Происхождение и развитие жизни на Земле».


При работе в паре обмениваются важной информацией

Глава 8. Взаимосвязи организмов и окружающей среды -17часов

53

19.03


Экология как наука. Лабораторная работа № 4 «Изучение приспособлений организмов к определённой среде обитания (на конкретных примерах)».


Определять главные задачи современной экологии. Выделять основные методы экологических исследований.

54

31.03


Влияние экологических факторов на организмы. Лабораторная работа № 5 «Строение растений в связи с условиями жизни».


Определять признаки влияния экологических факторов на организмы

55

02.04


Экологическая ниша. Лабораторная работа № 6 «Описание экологической ниши организма».


Определять существенные признаки экологических ниш. Описывать экологические ниши различных организмов

56

07.04


Структура популяций. Типы взаимодействия популяций разных видов. Практическая работа № 3 «Выявление типов взаимодействия популяций разных видов в конкретной экосистеме».


Выявлять типы взаимодействия разных видов в экосистеме.

57

09.04


Экосистемная организация природы. Компоненты экосистем. Структура экосистем.


Выделять существенные признаки экосистемы. Классифицировать экосистемы

58

14.04


Поток энергии и пищевые цепи. Практическая работа № 4 «Составление схем передачи веществ и энергии (цепей питания)».


Выделять признаки процессов обмена веществ, круговорота веществ.

59

16.04


Искусственные экосистемы. Лабораторная работа № 7 «Выявление пищевых цепей в искусственной экосистеме на примере аквариума».


Выявлять существенные признаки искус. экосистем. Сравнивать природные и искусственные экосистемы, делать выводы на основе сравнения.
Приводить доказательства (аргументация) необходимости защиты окружающей среды

60

21.04


Экологические проблемы современности.



61

23.04


Итоговая конференция «Взаимосвязи организмов и окружающей среды». Защита экологического проекта.


Представить результаты своего исследования. Формулировать, аргументировать и отстаивать свое мнение

62

28.04


Обобщающий урок и тестирование по главе 8 «Взаимосвязи организмов и окружающей среды».


Обобщение знаний о взаимосвязи организмов и окружающей среды

63

30.04


Повторение по главе «Основы цитологии – науки о клетке».


Обобщение знаний об основе цитологии – науки о клетке

64

07.05


Повторение по главе «Основы генетики»


Обобщение знаний об основе генетики

65

12.05


Экскурсия "Сезонные изменения в живой природе"


Обобщение знаний о сезонных изменениях в живой природе.

66

14.05


Экскурсия "Сезонные изменения в живой природе"


Обобщение знаний о сезонных изменениях в живой природе.

67

19.05


Обобщение всего курса. Подведение итогов.


Обобщение знаний всего курса.

68

21.05


Обобщение всего курса. Подведение итогов.


Обобщение знаний всего курса.

69

26.05


Обобщение всего курса. Подведение итогов.


Обобщение знаний всего курса.