СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

«Развитие речи дошкольников в процессе экологического воспитания»

Нажмите, чтобы узнать подробности

Проблема речевого развития детей дошкольного возраста на сегодняшний день очень актуальна, т.к. процент дошкольников с различными речевыми нарушениями с каждым годом только возрастает. Овладение родным языком является одним из важных приобретений ребенка в дошкольном детстве. В современном дошкольном образовании речь рассматривается как одна из основ воспитания и обучения детей. Природа окружает ребенка с ранних лет. Именно непосредственное наблюдение окружающей природы «составит те первоначальные логические упражнения от которых зависит логичность, т. е. истина самого слова, из которых потом вытекут само собой логическая речь и понимание грамматических законов».

Просмотр содержимого документа
««Развитие речи дошкольников в процессе экологического воспитания»»

Здравствуйте уважаемые, коллеги! Представляю вашему вниманию

Опыт работы по теме:  «Развитие речи дошкольников в процессе экологического воспитания»

СЛАЙД 1

Проблема речевого развития детей дошкольного возраста на сегодняшний день очень актуальна, т.к. процент дошкольников с различными речевыми нарушениями с каждым годом только возрастает. Овладение родным языком является одним из важных приобретений ребенка в дошкольном детстве. В современном дошкольном образовании речь рассматривается как одна из основ воспитания и обучения детей. Природа окружает ребенка с ранних лет.

СЛАЙД 2

Константин Дмитриевич Ушинский считал логику природы самой доступной, наглядной и полезной для ребенка. Именно непосредственное наблюдение окружающей природы «составит те первоначальные логические упражнения от которых зависит логичность, т. е. истина самого слова, из которых потом вытекут само собой логическая речь и понимание грамматических законов».

СЛАЙД 3

В своей работе использую различные приемы:

• наглядный (наблюдения, экскурсии, рассматривание картин и иллюстраций);

• словесный (беседы, чтение художественной литературы);

• практический (экологические игры, игры-драматизации, инсценировки, опыты, труд в природе);

СЛАЙД 4

Природа, со всем многообразием форм, красок, звуков, является богатейшим источником развития речи дошкольника. В процессе созерцания природы ребенок имеет возможность правильно определять величину, форму предмета, симметрию, цвета, их сочетание. Но все это ребенок может только при условии наличия в его речи соответствующих представлений.

СЛАЙД 5

 

Умение ребёнка строить предложения различной структуры тесно связано с накоплением словарного запаса. Через знакомство с природой, происходит его формирование. Познание природы будит «ребячью мысль», способствует развитию творчества и самостоятельности, учит «вдумчивее» относиться к природе, а умение наблюдать способствует формированию привычки делать выводы.

 

СЛАЙД 6

 

При организации работы по развитию речи детей в процессе экологического воспитания,  педагог  должен правильно отобрать познавательный материал и тщательно продумать методы и приемы, с помощью которых он сможет лучше всего передать его содержание.

 

СЛАЙД 7 В своей работе по экологическому развитию речи использую, интерактивные технологии в дошкольном образовании они играют, немало важную роль в развитии детей. Ведь с помощью интернет – технологий, дети могут лучше развивать познавательную, речевую, функцию.


 СЛАЙД 8


Для формирования у детей точных представлений об окружающем мире используются циклы наблюдений за одним и тем же объектом в процессе  изменения его признаков. Например, наблюдение за лужей: воспитатель привлекает внимание детей к луже, ее основному свойству – отражению – учит выполнять простейшие обследовательские действия – посмотреть в лужу, обозначить границы лужи палочкой или мелом. Важно задать детям разные по содержанию вопросы, в том числе и поискового характера. Например: «Почему на земле и асфальте много луж? Если посмотреть в лужу, какое отражение можно там увидеть? Куда в лужах уходит вода?».


СЛАЙД 9


Слова чётко проговариваются педагогом, затем повторяется детьми, закрепляется в процессе беседы, при рассматривании картин, иллюстраций и на других занятиях. В беседах, проводимых во время наблюдений, при проведении различных опытов, воспитатель уточняет и обогащает словарь детей.

 В своей работе важно учитывать возрастные особенности детей: что можно ожидать от ребенка того или иного возраста, что он в состоянии понять и усвоить в процессе знакомства его с природой.


 СЛАЙД 10

 

С детьми старшего дошкольного возраста можно использовать моделирование и схематизацию учебного материала. Например, изучение времён года (сезонов, месяцев). «Круглый год» отражается в виде круга, разделённого на 4 части (на 4 сезона), в каждой части делается схематическая зарисовка (зима - снежинка, весна – капель и т.п.), от каждой части (от сезона) исходят по 3 луча – это месяцы. Чтобы в голове у ребёнка не было путаницы, выделяются цветом настоящий сезон и месяцы, соответствующие ему.

 

СЛАЙД 11

 

В ходе повествования историй о природе, о природных явлениях педагог, во-первых, даёт образец построения рассказа, т.е. давая достаточные знания, учит составлению рассказов, во-вторых, развивает у детей умение самостоятельно формулировать свою мысль, представлять образы, используя знания, накопленные в ходе образовательной деятельности.

 

СЛАЙД 12

 

Значительное место в развитии речи детей  занимает рассматривание картин и чтение художественных произведений. Художественная литература и изобразительное искусство имеют огромное значение для уточнения, расширения знаний детей, развития умения выражать свои мысли и знания в словесной или продуктивной деятельностях.



СЛАЙД 13

Хочется отметить важность в речевом развитии использование фольклора, который сопровождает ребенка с первых дней жизни и является не только средством приобщения детей к традициям и культуре родного края и своего народа, но и важнейшим средством развития родного языка. Дети учатся сначала чувствовать, а потом и понимать, осознавать все богатство форм и содержания фольклорных произведений. 

СЛАЙД 14

Многие малые жанры фольклора сопровождаются игрой (потешки, считалки, стихотворения-шутки). Так дети учатся правильно подбирать средства интонационной выразительности.



СЛАЙД 15

 

В словесных играх использую небылицы, которые стимулируют у детей осознанное отношение к окружающему миру, учат  замечать неточности в речи, анализировать текст. Например:

 Квадратный, спелый помидор Длинный красный огурец

 Раз забрался на забор. Под листочек свой залез,

И увидел, как на грядке А зеленая морковка

Овощи играли в прятки. В борозду скатилась ловко.   

Активно используются в методике развития речи словесные упражнения. Для развития словаря используют упражнения на подбор слов. Сегодня я хочу поделиться с вами некоторыми упражнениями. Например: 

«Кто что умеет делать» (собака – лает, рычит, дом сторожит, виляет хвостом; кошка – мяукает, мурлычет, лакает молоко, ловит мышей);

«Скажи, какой» (дождь – осенний, теплый, моросящий);

«Подбор предметов к действию» (кто или что плавает – лодка, облака,  рыба, луна и т.д);

Город Цветных слов (улица Красных слов – помидор, мак, флаг, краснеет, красноватый, покраснел); 

Город Смешных слов (клоун, цирк, улыбка, смешинка, хохотать)


Закреплению представлений детей о предметах и явлениях природы, способствуют дидактические игры экологического содержания, где дошкольники развивают умение анализировать, сравнивать, обобщать, решать логические задачи и делать определённые выводы.

 

СЛАЙД 16

 

Так же хочется отметить важность опытной деятельности. Познавательное общение педагога с детьми в процессе элементарной поисковой деятельности стимулирует речевую активность детей. В ходе содержательного общения создаются ситуации, которые требуют разрешения определенных проблем, что в свою очередь побуждает детей к использованию языковых средств, характерных для связных высказываний, рассуждений.

 

СЛАЙД 17

 

При организации элементарной поисковой деятельности педагог учит детей  сравнивать, анализировать, обобщать. Необходимо активно поддерживать стремление детей проникнуть в сущность предметов и явлений, узнать их скрытые свойства, установить причинно-следственные связи. Это способствует развитию мыслительных процессов детей и развитию речи – обогащению словаря, формированию грамматической стороны речи, совершенствованию навыков связной речи. Организация элементарной поисковой деятельности с детьми позволяет систематизировать знания детей, сформировать представления об  объектах и явлениях, их взаимосвязях, речь детей обогащается словами, позволяющими дать характеристику предметам 


СЛАЙД 18

В заключении необходимо сказать, что развитие речи, и особенно связной речи – это самый сложный момент в воспитании дошкольников. И проводить его надо постоянно, во всех видах деятельности, в течение всего педагогического процесса. Это требует от воспитателя огромных знаний, умений, усилий, терпения. Но какая бы работа не проводилась, надо всегда помнить, что многое еще зависит и от генетически заложенных в ребенка данных. Всегда надо учитывать индивидуальные особенности каждого ребенка и развивать их в зависимости от его способностей.