Урок математики
в 3 «Д» классе
Чиркина И.А.
Тема: "Решение задач на кратное сравнение»
Цели: Научить детей решать задачи на кратное сравнение, обобщить знания табличного умножения и деления;
отрабатывать устные и письменные вычислительные навыки;
закрепить навык применения правила порядка действий в выражениях.
Развивать творческие способности, логическое мышление, внимание, память, терминологическую речь, смекалку, высказывать своё мнение,
Воспитывать любовь к природе, бережное отношение к ней;
воспитывать чувство товарищества, взаимопомощи.
Ход урока
1. Организационный момент
Прозвенел звонок,
Начинаем наш урок.
Я надеюсь, что мы с вами проведём этот урок с пользой для всех нас.
2. Создание проблемной ситуации
Улетели птицы
В тёплые края,
Листьями укрылась.
На зиму земля. (слайд №1)
- Сегодня на уроке мы заглянем в осенний лес. Нас приглашает… Отгадайте: кто?
Чтобы сосны, липы, ели
Не болели, зеленели,
Чтобы новые леса
Поднимались в небеса,
Их под звон и гомон птичий
Охраняет друг… (лесничий). (слайд №2)
- Много дел у лесничего. Он следит за порядком в лесу. Лесничий приглашает нас в лес и просит в конце урока ответить на вопросы.
1. Почему мы с лесом дружим,
Для чего он людям нужен?
2. Помогает ли математика в изучении природы?
Проверьте посадку и запишите число, классная работа.
3. Минутка чистописания.
- Сегодня мы цифру будем писать, но постарайтесь её угадать.
(слайд 3).
- Перед вами избушка лесника. Отгадайте: сколько жильцов, кроме лесника, в этом домике. Какие числа нужно вставить в “окошечки” домика (дети угадывают число 6)?
Показ на доске написания цифры 6. Пропишите.
Увеличьте число 6 в 2 раза. Получилось 12. Пропишите.
4. Актуализация знаний.
Арифметический диктант.
1 Найди произведение чисел 2 и 7 (14)
2 Чему равно частное чисел 12 и 3 (4)
3 Делимое 18, делитель 2. Найди частное. (9)
4 Увеличь 5 в 2 раза. (10)
5 Какое число в 3 раза меньше 21? (7)
6 На сколько нужно разделить 24, чтобы получить 3? (8)
(слайд №4)
Под ответами арифметического диктанта расположены буквы.
- Расположите числа в порядке возрастания, и узнаем тему сегодняшнего урока
- Какие числа являются ответами из таблицы умножения на 2 и на 3?
4 7 8 9 10 14
з а д а ч и (слайд №5)
5. Сообщение темы урока
Сегодня мы познакомимся с новым видом задач «Задачи на кратное сравнение». Но прежде чем познакомиться с новым видом задач, давайте вспомним пройденный материал.
6. Повторение пройденного материала.
Осень – это хлопотное время года не только для людей, но и для лесных обитателей. О ком пойдёт речь в задаче, вы узнаете, отгадав загадку. (загадка)
Осенью белка делает запасы на зиму. Собирает грибы и ягоды.
Задача. (у доски)
Белка заготовила на зиму 8 грибов, а ягод в 3 раза больше. Сколько ягод заготовила белка на зиму? (слайд №6)
Решение: 8*3=24 ягоды
Ответ: 24 ягоды.
Задача (обратная) (устно).
7. Знакомство с новым видом задач:
На доске: в 1 ряду 8 листочков
во 2 ряду 2 листочка. Во сколько раз в первом ряду больше, чем во втором?
(сколько раз содержится в 8 по 2) - 4 раза
- как вы это узнали? (8:2=4) Решение задачи у доски и в тетради.
Вывод:
Чтобы узнать, во сколько раз одно число больше или меньше другого, надо большее число разделить на меньшее. (слайд №8)
6. Физминутка.
Поднимайся дружно класс, это – раз!
Покрутилась голова, это два!
Руки вверх, вперед смотри, это три!
Руки в стороны, пошире, развернули на четыре!
С силой их к плечам прижать, это пять!
Всем ребятам тихо сесть, это шесть!
7. Закрепление новой темы:
Работа с учебником стр. 77 задание 2(а)
Измените, условие задачи так, чтобы оно было связано с осенью. (С комментированием в тетради)
Дифференцированная работа в группах:
Класс разделён на три команды. У каждой команды есть название и капитан, который будет проверять результат выполненной работы.
1 команда – «Сентябрь» - решает задачу без краткой записи
«Ученики заготовили для птиц 9 кг семян липы, а рябины 18 кг. Во сколько раз меньше кг заготовили семян липы, чем рябины? (слайд №9)
2 команда – «Октябрь» - выполняет геометрическое задание.
Осенью люди сажают саженцы. Мы с вами сможем заняться полезным делом, посадив саженцы в лесу. Пусть наш лес будет ещё краше. Но прежде чем заняться посадкой, надо вычислить периметр участка, на котором будем высаживать саженцы.
« Длина участка 8 метров, а ширина в 4 раза меньше. Вычислите периметр участка» (слайд №10)
3 команда – «Ноябрь» - Предлагаю выполнить работу в парах.
На партах у вас карточки. Каждый выполняет свой вариант. Затем вам нужно найти выражения с одинаковыми значениями, соединив их стрелками. (слайд №11)
1 вар 2 вар
18:9 + 3*8= (100-76) : 8=
(50 -38) : 4= 6*2 + 7*2=
Запись в тетради. Капитаны проверяют задания.
8. Подведение итогов.
- с каким новым видом задач познакомились сегодня?
- как узнать, во сколько раз одно число больше или меньше другого?
- какие задания были на повторение?
Вот и подошёл к концу наш поход в осенний лес. Пора и домой возвращаться. Вернёмся к слайду №2.
- Почему мы с лесом дружим? Для чего он людям нужен? Помогает ли математика в изучении природы? Какие математические знания и умения помогли нам ответить на данные вопросы?
9. Рефлексия.
Кому на уроке было трудно? Кому легко? Покажите листочками разных цветов.
- зелёный – было легко, всё понравилось
- жёлтый – были затруднения
- красный – ничего не понравилось, ничего не получалось.
10. Домашнее задание. Выставление оценок.