«Современный учитель. Какой он?»». Какими качествами он обладает? Какой должен быть подход к работе у современного учителя? На все эти вопросы я постараюсь сейчас ответить.
Современный учитель – это профессионал, владеющий комплексом качеств, которые способствуют успешной передаче знаний. Когда надо, он артист, художник, потребуется – писатель, певец.
Современный учитель – это, прежде всего, умелый учитель. Он отлично справляется с главным заданием своей профессии. Это человек, которому дано обучать других. Хороший учитель дарит детям удивительное качество – способность познавать мир и развиваться. Он учит воспринимать, обрабатывать и самостоятельно применять информацию.
Добиться этого может лишь тот педагог, который обладает такими характеристиками:
любит детей и проявляет к ним интерес;
знает психологию школьников;
ценит неповторимость личности ребенка;
умеет наблюдать за поведением детей и делать выводы;
может оценить интеллектуальный потенциал и построить стратегию индивидуального развития ребенка;
легко общается с детьми, добивается их любви и уважения;
успешно руководит детским коллективом;
глубоко знает свой предмет;
готов к инновациям и стремится развиваться.
Цель педагога заключается не только, чтобы формировать знания, умения, навыки, но и помочь каждому ребенку сформироваться как личности, развить желание и стремление в преодолении жизненных трудностей, умение правильно оценивать свои поступки, результаты своего труда.
Каким же должен быть учитель XXI века? Сегодня много говорят о компетентности учителя, о его профессионализме, индивидуальном стиле работы, об имидже учителя, ведь педагог не только учит, но и воспитывает, а воспитание достойного поколения XXI века – огромная ответственность и нелёгкий труд. Дети всегда были детьми, а эпоха накладывает на жизнь и характер свой отпечаток. Времена меняются, меняются и дети, но учителю всегда нужно для себя определить смысл своей работы, свои методы. Деятельность учителя – это всякий раз вторжение во внутренний мир вечно меняющегося, противоречивого, растущего человека. Быть учителем с большой буквы трудно. Надо отдавать самого себя, жертвовать свободным временем, увлечениями, забывать о здоровье, думать об учениках как о собственных детях, принимать близко к сердцу их проблемы. Я считаю, что современный учитель это тот, кто понимает своеобразие детей нашего времени.
Вот 6 важнейших особенностей, присущих современным ученикам:
легкое восприятие информации;
высокий интеллектуальный потенциал и разнообразие его проявлений;
умение быстро осваивать технические приспособления, электронные новинки;
прагматичность;
слабая ориентация в проблемах реального мира;
невысокий уровень двигательной активности;
Такие разные характеристики современных детей создают особые предпосылки для учительского творчества. Великий мыслитель Конфуций утверждал: «Кто постигает новое, лелея старое, тот может быть учителем». Я согласна с этими словами. Ведь Изучая новые подходы и сохраняя педагогические находки прошлых лет, настоящий профессионал строит свою систему обучения. Учитель должен быть интересен каждому ребенку. Поэтому современный педагог просто обязан быть гибким.
Человек, который способен меняться
Мир находится в постоянном движении. Имеет ли право учитель оставаться прежним? Вряд ли такой педагог будет полезен обществу. Лишь тот, кто сам способен освоить и оценить новую информацию, сможет вести за собой активных и обладающих феноменальным потенциалом детей.
Какие должны быть учителя 21 века? Это энергичные, образованные, легко адаптирующиеся к изменениям люди. Это специалисты, глубоко знающие свой предмет и желающие передать свои знания детям.
Профессиональный стандарт педагога
Меняется мир, совершенствуется система образования. На смену устаревшим требованиям к учителю приходит современный стандарт педагога. Он содержит профессиональные и личностные характеристики, необходимые специалисту для работы с детьми. Это те качества, которые позволят педагогу создать развивающую среду и помочь детям осознать новую информацию, освоить важные для них умения и навыки.
Советский педагог Шалва Амонашвили говорил: «Учитель, будь солнцем, излучающим человеческое тепло, будь почвой, богатой ферментами человеческих чувств, и сей знания не только в памяти и сознании твоих учеников, но и в их душах и сердцах...» Я согласна с высказыванием великого педагога. Ведь действительно, уровень современного педагога позволит проектировать и моделировать ситуации и события, которые обогатят эмоции и ценностные ориентации детей. Такой ребенок будет готов преодолеть все жизненные трудности и сможет реализовать себя даже в сложных условиях.
Таким образом, современный учитель должен обладать важными навыками, необходимыми для работы в новых условиях, быть компетентным в новых педагогических технологиях, подкованным в новых образовательных документах, а ещё он должен быть искренним, чутким, коммуникабельным и, главное, счастливым! Ведь только у счастливого учителя могут быть счастливые ученики.