СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Статья "Современные технологии в системе педагогической коррекции."

Нажмите, чтобы узнать подробности

Статья "Современные технологии в системе педагогической коррекции."

Просмотр содержимого документа
«Статья "Современные технологии в системе педагогической коррекции."»

Современные технологии в системе педагогической коррекции.

Кузнецова Юлия Сергеевна

Учитель начальных классов, II категории.

Муниципальное общеобразовательное учреждение

«Учебно-воспитательный комплекс «Гармония» г. Донецка»


Аннотация. В статье раскрыта актуальность проблемы образования с детьми ограниченными возможностями здоровья. Изучение работы дает возможности раскрыть основные технологии в педагогической работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья.

Ключевые слова и фразы: дети с ограниченными возможностями здоровья, технологии, коррекция.

«Я убежден, что учить и воспитывать ребят с ограниченными возможностями здоровья надо в обычной школе: полноценная интеллектуально насыщенная и постоянно обогащающая среда — одно из важнейших условий их спасения».

В.А. Сухомлинский


Ежегодно, увеличивается количество детей с ограниченными возможностями здоровья в общеобразовательных учреждения. Дети с ограниченными возможностями здоровья — это дети, у которых состояние здоровья является препятствием освоению образовательных программ общего образования, т. е. это дети, имеющие временные или постоянные отклонения в физическом или психическом развитии и нуждающиеся в создании специальных условий обучения. Согласно основной классификации дети с ОВЗ разделяются на следующие категории: с нарушением слуха (глухие, слабослышащие, позднооглохшие); с нарушением зрения (слабовидящие, слепые); с дисфункцией речи (разные степени); с патологией опорно-двигательного аппарата; с проблемами психического развития, отсталостью умственного развития; с поведенческими расстройствами и нарушением общения; дети с сочетанными, сложными множественными нарушениями развития (сочетание двух или трех нарушений).

Коррекция детей с ограниченными возможностями здоровья проводится уже не первый год. Если ученику не оказать психолого-педагогической помощи в учебно-воспитательном процессе, то это может привести к отставанию в учебной деятельности и привести к социально-педагогической дезадаптации, что не позволит ему адаптироваться в условия среду своего существования. Поэтому, на сегодняшний день, актуальность современных технологий в системе педагогической коррекции растет.

Педагогическая коррекция – это деятельность специалистов по исправлению (частичного или полного) у ребенка с ограниченными возможностями, тех особенностей психологического, педагогического, социального плана, которые не соответствуют нормам. Это целесообразно организованная система педагогических воздействий, направленных на изменение определенных свойств, процессов, состояний, черт личности ребенка.

Обучение детей с ограниченными возможностями здоровья должно быть направлено на то, чтобы создавать благоприятные условия для реализации равных возможностей с ровесниками, получения образования и обеспечения достойной жизни в современном обществе. Современная педагогическая коррекция находится в постоянном активном поиске путей, методов, приемов совершенствования и оптимизации процесса обучения и развития детей с ограниченными возможностями здоровья на разных возрастных этапах и в различных образовательных условиях.

Технология - это совокупность приемов, применяемых в каком-либо деле, мастерстве, искусстве (толковый словарь).

Педагогическая технология - совокупность психолого-педагогических установок, определяющих специальный набор и компоновку форм, методов, способов, приемов обучения, воспитательных средств; она есть организационно-методический инструментарий педагогического процесса (Б.Т. Лихачев)

Массовая школа в большинстве своем использует информационные, обучающие технологии с опорой на интеллект. Одна из ошибок современной школы заключается в том, что головы учеников перегружаются знаниями, их роль преувеличивается, они выступают как самоцель, а не как средство развития способностей ребенка. Способы деятельности детей зачастую остаются вне поля зрения педагога. Учебные задания в основном носят репродуктивный характер, сводятся к выполнению действий по образцу, что перегружает память и не развивает мышление школьника.

В настоящее время педагоги образовательных учреждений для детей с ограниченными возможностями здоровья все более начинают использовать в новые образовательные технологии, рассчитанные на самообразование детей и их максимальную самореализацию в обществе. Поэтому большой интерес представляют личностно – ориентированные технологии обучения и воспитания, в центре внимания которых – неповторимая личность, стремящаяся к реализации своих возможностей и способная на ответственный выбор в разнообразных жизненных ситуациях.

Технология личностно-ориентированного развивающего обучения (И.С. Якиманская) сочетает обучение (нормативно-сообразная деятельность общества) и учение (индивидуальная деятельность ребенка).

Цель технологии личностно-ориентированного обучения – максимальное развитие (а не формирование заранее заданных) индивидуальных познавательных способностей ребенка на основе использования имеющегося у него опыта жизнедеятельности.

В технологии личностно-ориентированного обучения центр всей образовательной системы – индивидуальность детской личности, следовательно, методическую основу этой технологии составляют дифференциация и индивидуализация обучения.

«Дифференциация» в переводе с латинского означает разделение, расслоение целого на различные части. Подготовка учебного материала предусматривает учет индивидуальных особенностей и возможностей детей, а образовательный процесс направлен на «зону ближайшего развития» ученика. Таким образом, обучение организуется на разных уровнях с учетом возрастных и индивидуальных особенностей обучающихся, а также с учетом специфики учебного предмета на основе активности, самостоятельности, общения детей и на договорной основе: каждый отвечает за результаты своего труда. Главный акцент в обучении ставится на самостоятельную работу в сочетании с приемами взаимопроверки, взаимопомощи, взаимообучения.

Технология дифференцированного обучения предполагает несколько этапов:

Ориентационный этап (договорной). Педагог договаривается в детьми, том, как они будут работать, к чему стремиться, чего достигнут.

Подготовительный этап. Дидактическая задача – обеспечить мотивацию, актуализировать опорные знания и умения. Нужно объяснить, почему это нужно научиться делать, где это пригодиться и почему без этого нельзя (т.е. «завести мотор»).

Основной этап – усвоение знаний и умений. Учебная информация излагается кратко, четко, ясно, с опорой на образцы. После чего дети должны перейти на самостоятельную работу и взаимопроверку. Главное – каждый добывает знания сам.

Итоговый этап – оценивание лучших работ, ответов, обобщение пройденного на занятии.

Культуровоспитывающая технология дифференцированного обучения по интересам детей (И.Н. Закатова). Дополнительное образование всеохватно по содержанию и «является самым широким путем личности в культуру через творчество. Понимая творчество как свободную, ничем не регламентированную кроме собственного интереса и волевого усилия личности деятельность, В.В. Давыдов выделяет в самом понятии «личность» главный признак – творчество».

Образовательные области и виды деятельности направлены на формирование мировоззрения детей, развитие познавательных способностей, становление мотивационных установок положительной направленности, удовлетворение самых различных их интересов.

Технология индивидуализации обучения (адаптивная) такая технология обучения, при которой индивидуальный подход и индивидуальная форма обучения являются приоритетными (Инге Унт, В.Д. Шадриков). Индивидуальный подход как принцип обучения осуществляется в определенной мере во многих технологиях, поэтому ее считают проникающей технологией.

Технология программированного обучения – возникла в начале 50-х годов, когда американский психолог Б. Скиннер предложил повысить эффективность усвоения учебного материала, построив его как последовательную программу подачи и контроля порций информации. Впоследствии Н. Краудер разработал разветвленные программы, которые в зависимости от результатов контроля предлагали ученику различный материал для самостоятельной работы.

Еще одним вариантом программированного обучения является технология полного усвоения знаний, которую предложили зарубежные авторы: Б. Блум, Дж. Кэррол, Дж. Блок, Л. Андерсон.

Они выдвинули гипотезу: способности обучающегося определяются при оптимально подобранных для данного ребенка условиях, поэтому необходима адаптивная система обучения, позволяющая всем ученикам усвоить программный материал. То есть технология полного усвоения задает единый для всех обучающихся уровень овладения знаниями, но делает переменными для каждого время, методы и формы обучения.

Игровые технологии (Пидкасистый П.И., Эльконин Д.Б.) обладают средствами, активизирующими и интенсифицирующими деятельность учащихся. В их основу положена педагогическая игра как основной вид деятельности, направленный на усвоение общественного опыта.

Педагогические возможности игры в жизни коллектива обнаружены давно, о значении игры писали Я.-А. Коменский, Песталоцци. Значительный вклад в теорию игры внесли К.Д. Ушинский, С.Т. Шацкий и др.

Игровые технологии как социально-психологический феномен являются своеобразной техникой освоения культуры человечества.

Игра – это вид деятельности в условиях ситуаций, направленных на воссоздание и усвоение общественного опыта, в котором складывается и совершенствуется самоуправление поведением. Педагогическая игра обладает существенным признаком – четко поставленной целью обучения и соответствующим ей педагогическим результатом, которые могут быть обоснованы, выделены в явном виде и характеризуются учебно-познавательной направленностью.

Успешность применений новых технологий зависит не от способности педагога реализовать определенный метод на практике, а от эффективности и правильности применения метода обучения на определенном этапе обучения.


Литература.

http://www.orenipk.ru

http://association-dcp.ru

Выготский, Л. С. Основы дефектологии. / Л. С. Выготский. - СПб. : Лань, 2003. - 656 с.

Глухов В. П. Основы коррекционной педагогики и специальной психологии : Учеб.-метод. пособие для вузов. - М. : МГГУ им. М. А. Шолохова, 2007. - 311 с.

Педагогическая коррекция: Исправление недостатков характера у детей и подростков. Автор: Кащенко В.П. Издательство: М.: Просвещение , 1994. — 223 с. 2-е изд.