СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Статья "Развитие речи дошкольника в семье"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рекомендации для родителей

Просмотр содержимого документа
«Статья "Развитие речи дошкольника в семье"»

Развитие речи дошкольника в семье.

«Навык правильной речи,

как все добрые навыки,

приобретается в семье».

(Е.А. Тихеева.)

Благоприятная языковая среда в семье – условие развития речи детей. Чем больше

ребѐнок общается с близкими людьми и родителями, тем интенсивнее и качественнее

происходит его речевое развитие.


Какие условия необходимо создать в семье для развития речи ребѐнка?

 В общении с ребенком следите за своей речью.

 Говорите с ним не торопясь, звуки и слова произносите чѐтко и ясно, при чтении не

забывайте о выразительности.

 Не злоупотребляйте уменьшительно-ласкательными суффиксами.

 Своевременно устраняйте недостатки речи ребѐнка.

 Не смейтесь над речью малыша.

 Не оставляйте без ответа вопросы ребѐнка.

Раз в месяц записывайте речь ребѐнка на магнитофон. Такие записи не только помогут в

работе над речью, но со временем будут хорошим подарком для сына или дочери.


Как развивать связную речь?

Игры на развитие связной речи помогут вашему ребенку формировать грамматический

строй речи, звуковую культуру, обогащают словарь.

Игровое упражнение «Если бы...»

Цель — развитие у детей связной речи, воображения, высших форм мышления — синтеза,

прогнозирования, экспериментирования.

Логопед предлагает детям пофантазировать на такие темы, как:

«Если бы я был волшебником, то ...»

«Если бы я стал невидимым ...»

«Если весна не наступит никогда ...»

Игровое упражнение «Закончи сам»

Цель — развитие у детей воображения, сказочной речи.

Взрослый рассказывает детям начало сказки или рассказа, а детям дается задание

продолжить или придумать концовку.


Игры для детей на обогащение словарного запаса.

В эту группу игр по развитию речи включены такие лексические игры и упражнения,

которые активизируют словарь детей, развивают внимание к слову, формируют умение

быстро выбирать из своего словарного запаса наиболее точное, подходящее слово. Также в играх и упражнениях на обогащение словарного запаса детей происходит знакомство со

словами-предметами, словами-признаками, словами-действиями и упражнение в их

согласовании друг с другом, а также работа над подбором синонимов и антонимов.

Игра «Наоборот»

Цель — упражнение в подборе антонимов (слов-неприятелей).

Взрослый говорит ребенку, что к нам пришел в гости ослик. Он очень хороший, но вот в

чем беда: он очень любит все делать наоборот. Мама-ослица с ним совсем замучилась. Стала

она думать, как же сделать его менее упрямым. Думала, думала, и придумала игру, которую

назвала «Наоборот». Стала мама-ослица и ослик играть в эту игру и ослик стал не такой

упрямый. Почему? Да потому, что все его упрямство во время игры уходило и больше не

возвращалось. Он и вас решил научить этой игре. Далее взрослый играет с ребенком в игру

«Наоборот»: кидает ребенку мяч и называет слово, а ребенок, поймавший мяч, должен

сказать антоним этому слову (высокий — низкий) и бросить мяч логопеду.

Еще при работе со словами-антонимами можно использовать стихотворение Д.Чиарди

«Прощальная игра»:

Нам с тобой пришел черед

Сыграть в игру «Наоборот».

Скажу я слово «высоко», а ты ответишь ... («низко»).

Скажу я слово «далеко», а ты ответишь .... («близко»).

Скажу я слово «потолок», а ты ответишь ... («пол»).

Скажу я слово «потерял», а скажешь ты ... («нашел»)!

Скажу тебе я слово «трус», ответишь ты ... («храбрец»).

Теперь «начало» я скажу — ты, отвечай ... («конец»).

Игровое упражнение «Закончи фразу»

Цель — развитие умения подбирать противоположные по смыслу слова (слова неприятели).

Взрослый называет ребенку словосочетания, делая паузы. Ребенок должен сказать слово,

которое пропустил взрослый, т.е. закончить фразу.

Сахар сладкий, а лимон ...

Луна видна ночью, а солнце ...

Огонь горячий, а лед ...

Река широкая, а ручей ...

Камень тяжелый, а пух ...

Обыграть это можно следующим образом: взрослый говорит, что наш знакомый Незнайка

пошел все-таки учиться в школу. Там на уроке русского языка был диктант — дети писали

под диктовку разные фразы. Но так как Незнайка очень невнимательный, он не успевал

дописывать эти фразы до конца и получил плохую оценку.

Учительница сказала, что если он исправит ошибку в диктанте, то она исправит ему

плохую оценку. Давайте, дети, ему поможем.

Игровое упражнение «Скажи по-другому»

Цель — упражнение в подборе слов, близких по смыслу (слов-приятелей).

Взрослый говорит детям: «У одного мальчика сегодня плохое настроение. Какой мальчик

сегодня? А как можно сказать то же самое, но другими словами? (печальный, расстроенный).

Слова «печальный, грустный и расстроенный» - это слова-приятели.

Почему он такой? Да потому, что на улице идет дождь, а мальчик идет в школу.

Какое слово повторилось два раза? (идет).

Что значит «дождь идет»? Скажи по-другому.

Что значит «мальчик идет»? Скажи по-другому.

Как можно сказать по-другому: весна идет? (весна наступает).

Далее даются аналогичные задания на следующие словосочетания:

Чистый воздух (свежий воздух).

Чистая вода (прозрачная вода).

Чистая посуда (вымытая посуда).

Самолет сел (приземлился).

Солнце село (зашло).

Река бежит (течет, струится).

Мальчик бежит (мчится, несется).

Как сказать одним словом? Очень большой (громадный, огромный), очень маленький

(малюсенький).

Игра «Какой предмет?»

Цель — развитие умения подбирать к слову-предмету как можно больше слов-признаков

и правильно их согласовывать.

Эта игра для развития речи у детей похожа на предыдущую. Отличие состоит в том, что к

слову-признаку дети должны подобрать как можно больше слов-предметов.

Зеленый — помидор, крокодил, цвет, фрукт, ...

Красное — платье, яблоко, знамя, ...


Игры на формирование грамматического строя речи у ребенка 5-6 лет.

В этом блоке собраны разнообразные игры и упражнения, направленные на развитие

грамматического строя речи у ребенка в возрасте 5-6 лет. Речевые игры помогают усвоить

грамматические категории рода, числа, падежа, существительных и прилагательных; вида,

времени и наклонения глагола.

Игровое упражнение «Подбираем рифмы»

Цель — развитие умения образовывать формы родительного падежа множественного

числа существительных.

Читаем ребенку шуточное стихотворение — начало английской народной песенки в

переводе С.Я. Маршака:

Даю вам честное слово, вчера в половине шестого

Я видел двух свинок без шляп и ботинок.

Даю вам честное слово!

Далее, ребенку задаются вопросы на понимание текста:

- Кого видел поэт? В каком виде они были?

- Носят ли свинки ботинки? А может они носят чулки? (Носки, тапочки, рукавички и т.д.)

- Правду рассказал нам в стихотворении поэт? Нет, он нафантазировал. Мы тоже можем

сочинить веселые шуточные стихи про разных птиц и животных. Я буду начинать, а ты

продолжай.

Даем честное слово:

Вчера в половине шестого

Мы видели двух сорок

Без ... (ботинок) и ... (чулок)

И щенков без ... (рукавичек)

Данное стихотворение можно продолжать и дальше. По образцу этого упражнения на

развитие речи можно брать и другие стихи и делать то же самое.

Игровое упражнение «Чье все это?»

Цель — упражнение в согласовании слов-предметов и слов-признаков в нужном числе и

падеже.

Ребенку показывают картинку с изображением животного и задаются вопросы, на

которые нужно ответить одним словом. Вопросы такие: чей хвост? Чье ухо? Чья голова? Чьи

глаза?

Корова — коровий, коровье, коровья, коровьи.

Заяц — заячий, заячье, заячья, заячьи.

Овца — овечий, овечье, овечья, овечьи.

Лошадь — лошадиный, лошадиное, лошадиная, лошадиные.

Кошка — кошачий, кошачье, кошачья, кошачьи.


Семейная традиция

Закладывайте семейную традицию ежедневного обмена впечатлениями о прожитом дне, о

семейных и детсадовских мероприятиях, строите планы на будущее, при этом вопросы

задает не только взрослый ребѐнку, но и ребѐнок взрослому. Во время беседы с ребенком

демонстрируйте культуру поведения диалога (внимательно слушать собеседника, не

перебивать, задавать вопросы, отвечать на поставленные вопросы).