СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Технологическая карта урока русского языка 1 класс "Перенос слов"

Нажмите, чтобы узнать подробности

урок открытия нового знания

Просмотр содержимого документа
«Технологическая карта урока русского языка 1 класс "Перенос слов"»

Технологическая карта урока

Учитель:Чипиго Наталья Сергеевна

1 класс

УМК Начальная школа 21 века

Предмет: Русский язык

Тема: «Правила переноса слов»

Тип урока: открытие нового знания.

Место и роль урока в изучаемой теме:

Цель: организовать деятельность учащихся по открытию правила переноса слов.

Планируемые результаты:

предметные:

переносит слова с одной строки на другую по алгоритму

личностные:

  • проявляет учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу;

  • понимает причины успеха в учебной деятельности;

регулятивные:

  • определяет цель деятельности на уроке с помощью учителя;

  • работает по предложенному учителем плану;

познавательные:

  • использует знако-символические средства при оформлении правил переноса;

  • делает выводы о результате совместной работы класса и учителя;

коммуникативные:

  • слушает и понимает речь других;

  • договаривается и приходит к общему решению в совместной деятельности с одноклассниками, в том числе в ситуации столкновения интересов.


Название этапа урока

Задача, которая должна быть решена

Формы организации деятельности учащихся

Действия учителя по организации деятельности учащихся

Деятельность учащихся

Результат взаимодействия учителя и учащихся



1.Мотивация к учебной деятельности

понимает причины успеха в учебной деятельности;


Коллективная


Приветствие.

- Проверим готовность к уроку. По каким критериям?

Вспоминают критерии (стихотворение), проверяют свою готовность.

Внимательно проверь, дружок,
Готов ли ты начать урок?
Всё ли на месте?
Всё ли в порядке?
Ручка, учебник и тетрадка?
Все дружно беритесь скорей за работу.

Руки? НА МЕСТЕ
Ноги? НА МЕСТЕ
Локти? У КРАЯ
Спина? ПРЯМАЯ.



Готовность к деятельности, положительная эмоциональная направленность

2. Актуализация знаний и умений

использует знако-символические средства при оформлении правил переноса;

проявляет учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу;


индивидуальная

Работа в тетради.

  1. Работа с рядом слов: ноль, платье, съел, объели, рыбы

Прочитайте слово, в котором:

- ь – разделительный

- ь – обозначает мягкость согласного звука

- есть хитрые буквы, почему хитрые?

- состоит из 3 слогов

- из 2 слогов

- односложные слова.

Какие знания понадобились? Как проверить, правильно ли подсчитали слоги? Обозначим.

  1. Прочитайте ряд слов.

На доске карточки со словами с пропущенными буквами:

Суббота, сорока, класс, группа, тонна, масса,

- Я считаю, что все эти слова двусложные. Кто считает, что я права?

- Почему ты считаешь, что я права (не права)?

- Какое задание можно выполнить со словами?

- Давайте выполним задание: найти лишнее слово. Какое слово здесь лишнее?

Учитель подводит детей к тому, что лишнее слово – сорока, т.к. не содержит удвоенную согласную. (Возможны и др. варианты.)



Учащиеся работают с рядом слов.








Роль Ь, правило определения слогов.

Обозначить гласные буквы.



Учащиеся читают ряд слов:

Суббота, сорока, класс, тонна, группа, масса,



Учащиеся делают выбор.


Обоснование детьми своего выбора.

Варианты детей (списать, подчеркнуть орфограммы; разделить на группы, найти лишнее слово и т.п.)


Предположения детей.




Актуализация изученных способов действий, развитие мыслительных операций.

3.Выявление затруднений и постановка учебной задачи (проблемы)

определяет цель деятельности на уроке с помощью учителя;


Коллективная

парная

1.Уберём лишнее слово и запишем остальные слова, объясняя орфограммы.

(учитель пишет на доске или один из учащихся)

Слово не входит на строку.

- Что же делать?

- Что значит перенести?



2. Поработайте в парах и подумайте, как можно перенести это слово?


- Какие у вас идеи?

(Учитель фиксирует варианты переноса на доске.)

- Посмотрите, сколько вариантов переноса 1 слова.


- Задание было одно?

- Почему результаты получились разные? Чего мы пока не знаем?

- Как вы думаете, какая тема урока?

3.Учитель фиксирует тему на доске: Правила переноса слов

- Прочитайте внимательно тему урока. В каком числе стоит слово ПРАВИЛА?

- О чём это нам может говорить?

-Действительно, этих правил несколько, и вы сами попробуете их открыть.

- Какие задачи поставим перед собой?

ФИЗМИНУТКА

(см. приложение 1)

Записывают в тетради число, записывают слова с комментированием.



Надо слово перенести

Часть слова оставить, а другую записать на новой строке.


Дети работают в парах и пишут на листе, как можно перенести это слово.

Дети предъявляют результат своего труда.


Варианты переноса могут быть разные: ма-сса, мас-са, масс-а…

Да


Как переносятся слова.

Как переносить слова; правила переноса слов.



Во множественном.


Наверное, их много, несколько.


Открыть правила переноса, научиться переносить слова.

Фиксация во внешней речи причины затруднения.

Формулировка учебной задачи как темы урока.

4. Построение проекта выхода из затруднений (открытие «нового» знания)














  • слушает и понимает речь других;

  • договаривается и приходит к общему решению в совместной деятельности с одноклассниками, в том числе в ситуации столкновения интересов.

  • работает по предложенному учителем плану;


групповая

- Сейчас вы будете работать в группах. Значит, в каждой группе нам надо выбрать лидера.

- Какова его роль?

У каждой группы есть лист, на котором «зашифровано» правило.

А план работы такой.

1. Прочитать слова

2. Обратить внимание на выделенные буквы

  1. Посмотреть, где стоит знак переноса

  2. Сформулировать правило переноса слов.

Что должно получиться у каждой группы в результате своей работы?

Сколько правил у нас получится?

Учитель помогает группам строить диалог, подводя их к решающей гипотезе.

Слушаем результаты работы групп.


Прочитаем слова хором, обращаем внимание на перенос.

На что вы обратили внимание и какой сделали вывод.


Вы согласны с выводом группы?

Фиксирует на доске модель:

О чём говорит эта схема?

Слушаем вторую группу.

Прочитаем слова хором, обращаем внимание на перенос.

На что вы обратили внимание и какой сделали вывод.

Вы согласны с выводом группы?

Фиксирует на доске модель:

...С — С...

А почему нельзя переносить?

Следить, чтобы каждый выражал своё мнение и строго работать по плану.












Правило переноса слов.


Сколько групп, столько и правил

Дети работают в группах и формулируют правило.

Представитель от 1 группы показывает задание.

Все читают слова: то-пор, ка-ран-даш,

Выделены гласные буквы, а знак переноса стоит между слогами. Значит, слово переносится по слогам.





По слогам!


Все читают хором слова: кас-са, тон-на

Выделены двойные согласные, знак переноса стоит между ними. Значит, если две одинаковые буквы в середине слова, то знак переноса ставится между ними.

Сформулированное правило, представленное в громкоречевой форме и графической

5.Реализация построенного проекта: структу-рирование полученных знаний







использует знако-символические средства при оформлении правил переноса;

коллективная

Сколько правил мы открыли?

Проговорим их ещё раз, пользуясь схемами-моделями.

Сравним наши правила с правилами учебника. Всё ли мы сделали правильно?


Составьте алгоритм: как будете действовать, если надо перенести слово.

Фиксирует на доске:

  1. Читаем слово.

  2. Делим на слоги.

  3. Вспоминаем, какое правило подходит.

  4. Записываем

Почему выделены слова «вспоминаем правило»?

Проговаривают правила.



Сравнивают с учебником с.21, делают вывод: мы открыли больше правил.


Высказывают свои варианты, обсуждают, выбирают более удачный.







Можем перенести неправильно

Составленный алгоритм переноса слов

6.Первичное закрепление нового способа действия

переносит слова с одной строки на другую по алгоритму


Индивидуальная

парная

Вернёмся к заданию, которое мы не могли выполнить в начале урока. Какое было затруднение?


Как же мы перенесём слово масса, которое не вошло в строку?


Из предложенных слов

Осень, касса, долька, юла, пень, ветер, лайка, сорт, ягода, клён.

Выписать:

Мальчикам – слова, которые можно перенести, разделить их для переноса (но-ты)

Девочкам – слова, которые нельзя переносить.

Выяснение понимания задания

Будут ли у вас одинаковые слова?

Взаимопроверка.

Есть ли у вас совпадения?

Проверить вслух.

Самопроверка



Не могли перенести слово МАССА.

Применяют алгоритм и объясняют перенос.


Дети читают слова и выбирают те, которые нельзя перенести.








нет

Обосновывают свой выбор, опираясь на правила и алгоритм.

Применяют правила, объясняют перенос.

Выполненное задание

7.Рефлексия.

делает выводы о результате совместной работы класса и учителя;

коллективная

Какое открытие мы сегодня сделали?

Для чего нам понадобились эти правила?

Как нам удалось открыть правила.

Что понравилось на уроке?

Оцените себя с помощью таблицы.

(см. приложение 2)

Правила переноса слов.

Не смогли перенести слово.


Мы работали в группах, выполняли задание.

Дают словесную оценку и цветовую.

Зафиксированное учебное действие, оценка собственной деятельности















Приложение 1.

Физминутка-игра «Светофор».

В Светофор мы поиграем
Раз, два, три, четыре, пять!
Ох, устали мы писать. (Потягивания.)
В Светофор мы поиграем, (Ходьба на месте.)
Руки, ноги разминаем. (Встряхивание руками и ногами.)
Красный свет нам «Стой!» кричит,
Ждать зелёного велит.
Чтобы было ждать не скучно,
Наклоняемся мы дружно.
И назад. И вперед. (Наклоны.)
Влево, вправо поворот. (Повороты туловища.)
Вот и жёлтый загорелся,
Приготовиться пора.
Руки, ноги разогреем, (Рывки руками перед грудью.)
Начинаем, детвора! (Ходьба на месте.)
Вверх поднимем, вниз опустим,
Пролетим как самолет. (Прыжки.)
Вот зелёный загорелся,
Можно нам идти вперед.
Левой, правой, левой, правой, (Бег с высоким подниманием бедра.)
Смело мы идём вперёд. (Ходьба на месте.)
Светофор — помощник славный
Уставать нам не даёт.



Приложение 2.

Лист самооценки


Фамилия ученика ---------------------------------------


На уроке я работал…

активно

пассивно

Своей работой на уроке я…

доволен

не доволен

Урок для меня показался…

коротким

длинным

За урок я…

не устал

устал

Материал урока мне был…

понятен

полезен

интересен

не понятен

не полезен

не интересен

Моё настроение стало…

лучше

хуже