СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Технологии личностно ориентированного взаимодействия педагога с детьми

Нажмите, чтобы узнать подробности

Материал о пользе личностно ориентированного взаимодействия педагога с детьми

Просмотр содержимого документа
«Технологии личностно ориентированного взаимодействия педагога с детьми»

Технологии личностно ориентированного взаимодействия педагога с детьми

ВВЕДЕНИЕ

Одним из новых для педагогики является понятие "технологии", часто встречающиеся в педагогической литературе (научной, публицистической, учебной).

Появление этого термина из сферы информационных технологий и направления исследований в педагогике не является случайностью. Распространение термина "технологии" в сфере образования имеет под собой серьезные объективные причины.

В любой сфере деятельности человека создание и широкое использование технологий ведет к усилению возможностей и повышению потенциала данной сферы, а также к опосредованному развитию других смежных сфер человеческой деятельности. Педагогика не является исключением.

Актуальность темы состоит в том, что педагогические технологии в настоящее время находятся на этапе развития и объединения в единую научную дисциплину, поэтому вопрос о раскрытии сущности педагогической технологи, определении ее основных признаков и элементов является для нас интересным.



















1. Педагогические технологии: понятие и основные характеристики

Современные условия социально-экономического развития страны, значительное увеличение скорости обновления системы научных знаний, возрастание информационного объема выдвигают новые требования к организации образования детей дошкольного возраста, ориентируют на воспитание у детей новых качеств и ценностей. Эти обстоятельства обусловливают необходимость обновления содержания дошкольного образования.
       Современные педагогические технологии в дошкольном образовании направлены на реализацию федеральных государственных стандартов дошкольного образования. В настоящее время в теории и практике работы дошкольных учреждений существуют различные педагогические технологии. Специфика педагогической технологии состоит в том, что в ней конструируется и осуществляется такой учебный процесс, который должен гарантировать достижение поставленных целей.

Цель педагогических технологий:

Создание условий, раскрывающих интеллектуальный, творческий и физический потенциал дошкольников, ориентированных на диалогическое взаимодействие  детей, родителей и педагогов, способствующих самопознанию и саморазвитию всех участников педагогического процесса

Задачи:

  • Активизировать самостоятельную и познавательную  деятельность детей.

  • Приобщать детей к активному освоению окружающего мира в разных его проявлениях, развивать индивидуальные познавательные способности каждого малыша, использовать  индивидуальный опыт ребенка для самопознания, самоопределения и самореализации его в дальнейшей жизни.

  • Развивать творческие способности.

  • Способствовать развитию  умений наблюдать, слушать.

  • Развивать навыки обобщать и анализировать.

  • Способствовать развитию мышления, внимания,  воображения.

  • Учить детей видеть проблему комплексно с разных сторон.

  • Развивать память, речь.

  • Учить овладевать простейшими знаниями о нормах и способах поведения, способствующих сохранению и укреплению здоровья[4].

Педагогическая технология определяется, во-первых, как деятельность педагога и ребенка, во-вторых, эта деятельность обязательно опирается на педагогические законы и закономерности, в-третьих, обучающая и учебная деятельность предварительно тщательно проектируются, в-четвертых, она дает гарантированно высокий результат.

Понятие «педагогическая технология» трактуется авторами по-разному. 

Однако в  их понимании и употреблении существуют большие различия. Рассмотрим некоторые из определений.

Технология - это совокупность приемов, применяемых в каком - либо деле, мастерстве, искусстве.

Технология - это искусство, мастерство, умение, совокупность методов обработки, изменения состояния.

Педагогическая технология - совокупность психолого-педагогических установок, определяющих специальный набор и компоновку форм, методов, способов, приемов обучения, воспитательных средств; она есть организационно-методический инструментарий педагогического процесса (Б.Т. Лихачев).

Педагогическая технология - это продуманная во всех деталях  модель совместной педагогической деятельности по проектированию, организации и проведению учебного процесса с безусловным обеспечением комфортных условий для учащихся и учителя.

В нашем понимании педагогическая технология является содержательным обобщением, вбирающим в себя смыслы всех определений различных авторов (источников).

Понятие «педагогическая технология» может быть представлено тремя аспектами.

1) научнымпедагогические технологии - часть педагогической науки, изучающая и разрабатывающая цели, содержание и методы обучения и проектирующая педагогические процессы;

2) процессуально-описательным: описание (алгоритм) процесса, совокупность целей, содержания, методов и средств для достижения планируемых результатов обучения;

3) процессуально-действенным: осуществление технологического (педагогического) процесса, функционирование всех личностных, инструментальных и методологических педагогических средств.

Таким образом, педагогическая технология функционирует и в качестве науки, исследующей наиболее рациональные пути обучения, и в качестве системы способов и принципов, применяемых в обучении, и в качестве реального процесса обучения. Любая педагогическая технология должна удовлетворять некоторым основным методологическим требованиям (критериям технологичности):

Концептуальность. Каждая педагогическая технология должна опираться на определенную научную концепцию, включающую философское, психологическое, дидактическое и социально - педагогическое обоснование достижения образовательных целей.

Системность. Педагогическая технология должна обладать всеми признаками системы: логикой процесса, взаимосвязью всех его частей, целостностью.

Управляемость. Педагогическая технология предполагает возможность диагностического целеполагания, планирования, проектирования процесса обучения, поэтапной диагностики, варьирования средствами и методами с целью коррекции результатов.

Эффективность. Современные педагогические технологии существуют в конкурентных условиях и должны быть эффективными по результатам и оптимальными по затратам, гарантировать достижение определенного стандарта обучения.

Воспроизводимость подразумевает возможность применения (повторения, воспроизведения) педагогической технологии в других однотипных образовательных учреждениях, другими субъектами.

Содержательность. Набор определенных действий обязателен в рамках данной технологии.

Алгоритмизированность. Организация и самоорганизация деятельности педагога, направленная на выполнение им проективной и конструктивной функции.

Процессуальность развертывается процесс учебной деятельности.

Ситуативность. Технология должна быть адаптирована к конкретному учебно-воспитательному процессу.

Гибкость. Возможность вариаций в содержательном и процессуальном компонентах технологии.

Динамичность. Возможность развития или преобразования технологии[2].

Понятие «педагогическая технология» в образовательной практике употребляется на трех уровнях:

1) Общепедагогический (общедидактический) уровень: общепедагогическая (общедидактическая, общевоспитательная) технология характеризует целостный образовательный процесс в данном регионе, учебном заведении, на определенной ступени обучения. Здесь педагогическая технология синонимична педагогической системе: в нее включается совокупность целей, содержания, средств и методов обучения, алгоритм деятельности субъектов и объектов процесса.

2) Частнометодический (предметный) уровень: частнопредметная педагогическая технология употребляется в значении "частная методика", т.е. как совокупность методов и средств для реализации определенного содержания обучения и воспитания в рамках одного предмета, класса, зрителя (методика преподавания предметов, методика компенсирующего обучения, методика работы учителя, воспитателя).

3) Локальный (модульный) уровень: локальная технология представляет собой технологию отдельных частей учебно - воспитательного процесса, решение частных дидактических и воспитательных задач (технология отдельных видов деятельности, формирование понятий, воспитание отдельных личностных качеств, технология урока, усвоение новых знаний, технология повторения и контроля материала, технология самостоятельной работы и др.).


2. Технологии личностно ориентированного взаимодействия педагога с детьми



Основой для накопления положительного опыта является эмоционально комфортный климат в группе и содержательное, личностно-ориентированное взаимодействие воспитателя с детьми. 

На мой взгляд, именно личностно-ориентированная модель воспитательного процесса ставит своей целью развитие ребенка с учетом возрастных и личностных особенностей.

Проблемы личностно-ориентированного подхода обсуждаются в педагогической науке уже более 10 лет. Они указывают, что цель личностно-ориентированного педагогического взаимодействия – создание благоприятных условий, содействие в формировании у него нравственных ориентаций, в его самоопределении.

Личностно-ориентированная  технология -  это такая воспитательная система, где ребенок является высшей ценностью и ставится в центр воспитательного процесса. Личностно-ориентированное воспитание основывается на известных принципах гуманистической педагогики: самоценности личности, уважении к ней, природосообразности воспитания, добре и ласке как основном средстве. Иными словами, личностно-ориентированное воспитание – это организация воспитательного процесса на основе глубокого уважения к личности ребенка, учете особенностей его индивидуального развития, отношения к нему как к сознательному, полноправному участнику воспитательного процесса.

Личностно-ориентированная  технология:

Задачи

Формы организации

1.Гуманистическая направленность содержания деятельности ДОУ, школы.

2.Обеспечение комфортных, бесконфликтных и безопасных условий развития личности ребёнка, реализация её природных потенциалов.

3.Приоритет личностных отношений.

4.Индивидуальный подход к воспитанникам.

1.Игры, занятия, спортивные досуги.

2.Упражнения, наблюдения, экспериментальная деятельность.

3.Упражнения, игры, гимнастика, массаж.

4.Тренинги, этюды, образно-ролевые игры.



На мой взгляд, организация личностно-ориентированного взаимодействия именно в свободной деятельности требует от педагога больших усилий, требует понимания, признания ребенка, принятия его как полноценного партнера, оказание ему помощи.

В современных кризисных условиях воспитанник нуждается в большем внимании и заботе со стороны взрослого. А  условия большой наполняемости группы и увеличения с каждым годом детей с синдромом гиперактивности требует поиска все новых приемов работы  по организации самостоятельной свободной деятельности детей с целью создания эмоционально комфортного климата в группе. 

В связи с этим в работе с детьми рекомендуется использовать следующие приемы:

1. Прием «Дежурство по тишине».

Цель использования данного приема: поддерживать дисциплину в самостоятельных играх. Вместе с детьми выбираем одного или двух дежурных, которые следят за порядком в группе. Дежурному надеваем пилотку с эмблемой. Это очень стимулирует желание других детей быть дежурным, а для этого, соответственно, вести себя спокойно, слушать дежурного. Наиболее расшалившимся, шумным предлагаем сесть за стол на несколько минут. Им можно положить пазлы, материал для лепки, рисования и т.д. Затем, успокоившись, этот ребенок возвращается к своей игре.

Игра дает возможность каждому ребенку не только привыкнуть к спокойной обстановке, но и проявить, оценить себя, поднять свой авторитет в глазах других детей, учит анализировать (ребята меня похвалили, отметили, меня будут слушать…)

2. При организации различных видов деятельности в течение дня можно использовать прием «Цветные ладошки» - три силуэта ладони - сигнала. Использование данного приема способствует развитию у детей навыков самоорганизации, дает возможность воспитателю избегать лишних указаний.

Красная ладонь  - «кричалка», означает, что можно бегать, прыгать, шуметь (прогулка, спортивные соревнования, самостоятельная двигательная деятельность).

Желтая ладонь – «шепталка», сигнал о том, что нужно передвигаться тихо и говорить в полголоса или шепотом (экскурсия по саду, укладывание спать, свободные игры, ручной труд и т.д.)

Синяя ладонь – «молчалка», следует сесть тихо, замолчать (во время чтения художественной литературы, когда говорит взрослый).

3. Работа с альбомом «Такие мы разные» - хороший помощник-подспорье в беседах. Этот альбом содержит фотографии и небольшой стихотворный текст на различные ситуации. Например,  рядом с фотографией, демонстрирующей драку, располагается стихотворение 

«Петушки распетушились,
Но подраться не решились:
Если очень петушиться,
Можно перышек лишиться».

Использование в работе данного альбома помогает детям улыбнуться, проанализировать свои поступки, и очень часто на этом конфликт исчерпывается.

4. Наш живой пример, искреннее участие в делах и проблемах детей, умение поддержать инициативу и побудить к проявлению добрых чувств – важнейшее условие успешного социально-эмоционального развития детей группы.

5. Использование игр из программы О.В. Хухлаевой «Тропинка к своему Я».

Игра «Стоп, кулак!»

Выбирается пара детей. Один ребенок понарошку говорит другому дразнильные слова, как бы пытаясь спровоцировать драку. Другому нужно продолжать улыбаться и мысленно говорить «стоп» своим кулакам.

Игра «Обзывалки, стоп!»

Эта игра проводится аналогично «Стоп, кулак!». Один ребенок понарошку обзывает другого, последнему нужно улыбнуться и найти конструктивный ответ.

Игра «Обида, стоп»

Ведущий спрашивает ребят, как можно по-разному обидеть другого, затем они понарошку обижают сначала водящего, потом выбранных ребят и обсуждают способы, при помощи которых обижаемым удалось не обидеться[8].

Таким образом, использование данных приемов позволяет 
воспитателю:

  1. Организовать индивидуальную работу с детьми;

  2. Предупредить возникновение конфликтных ситуаций между детьми;

  3. Свести к минимуму дисциплинарные указания;

  4. Создать эмоционально комфортный климат в группе
    ребенку:

  • Контролировать свое поведение и поступки, корректировать их;

  • Учиться самостоятельно организовывать свою деятельность;

  • Самоутверждаться в коллективе сверстников.













ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Личностно-ориентированное взаимодействие способствует тому, что ребенок учится:

- уважать себя и других. К ним самим относятся с уважением, а отношение ребенка к себе и другим отражает характер отношения к нему окружающих взрослых;

- чувствовать себя уверенно, не бояться ошибок. Когда взрослые предоставляют ему самостоятельность, оказывают поддержку, вселяют веру в свои силы, он не пасует перед трудностями, настойчиво ищет пути их преодоления;

- быть искренним. Если взрослые поддерживают индивидуальность ребенка, принимают его таким, каков он есть, избегают неоправданных ограничений и наказаний, он не боится быть самим собой, признавать свои ошибки;

- брать на себя ответственность за свои решения и поступки. Взрослый предоставляет ребенку право выбора того или действия. Это способствует формированию личностной зрелости ребенка;

- думать самостоятельно, так как взрослый не навязывает ребенку своего решения, а помогает сделать это самому. Уважение его точки зрения способствует самостоятельности мышления;

- адекватно выражать свои чувства. Эти чувства не отвергаются, а принимаются взрослым, который стремится разделить или облегчить их;

- понимать других и сочувствовать им. Ребенок получает этот опыт из общения со взрослым и переносит его на других людей.

Задачей воспитателя является оказание каждому ребенку помощи в раскрытии его внутреннего мира, предоставление ему дополнительной силы в поисках новых открытий и смыслов, в построении собственной личности. Такие взаимоотношения требуют от взрослого больших внутренних усилий, а подчас и перестройки своих взглядов на процесс воспитания и свою роль в нем.



































СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ



  1. Агапова О.И., Джонс Л.Л., Ушаков А. С. Проект новой модели обучения для информационного общества // Информатика и образование. 2006. № 1.

  2. Атутов П. Р. Технология и современное образование // Педагогика. 2008. № 2.

  3. Волков Б. С, Волкова Н. В. Психология общения в детском возрасте. (Серия «Детскому психологу»). - СПб.: Питер, 2008.

  4. Жиренко О.Е., Лапина Е.В., Яровенко В.А. Инновационные технологии обучения в современной начальной школе//ВОИПКиПРО. 2013. №5

  5. Козлова С.А., Куликова Т.А. Дошкольная педагогика: Учеб. Пособие для студ. Сред. Пед. Учеб. Заведений. – М.: Издательский центр «Академия», 2000.

  6. Корепанова М.В. Теория и практика становления и развития образа Я дощкольника: Монография. Волгоград, 2001.

  7. Мария Монтессори Дом ребенка. Метод научной педагогики. – «Астрель».

  8. О.В.Хухлаева «Тропинка к своему Я». – Изд М.: Генезис, 2009. – 344с.

  9. Ромек В.Г. Поведенчекая психотерапия: Учебное пособие, М.:Академия, 2001.

  10. Ромек В.Г. уверенность в себе: этический аспект// журнал практического психолога.1999, №9 Журнала «Дошкольное воспитание», разделы «Научный поиск» «Наука практике».