СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Творческий отчёт

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цель: достичь высоких показателей в обучении при минимальной затрате усилий учащихся и времени. Цель системного использования форм экспресс-контроля на уроках русского языка состоит в дополнении к традиционным формам контроля, в частичной их замене там, где это необходимо.

Просмотр содержимого документа
«Творческий отчёт»

30.12.2021 методсовет

Эффективные способы текущей диагностики своей деятельности и деятельности обучающихся. Мороз Л.Г., учитель русского языка и литературы.

Средства и формы контроля

Цель: достичь высоких показателей в обучении при минимальной затрате усилий учащихся и времени. Цель системного использования форм экспресс-контроля на уроках русского языка состоит в дополнении к традиционным формам контроля, в частичной их замене там, где это необходимо.


Одним из средств интенсификации обучения русскому является контроль знаний, умений и навыков. Формы контроля, используемые мной, разнообразны: почти на каждом уроке проводится проверочная работа с самопроверкой или взаимопроверкой (1-1; ассистент-группа; класс старший - класс младший )).

Проверочные работы (экспресс-контроль) могут представлять из себя орфографические и синтаксические пятиминутки, тесты (Выбери правильный ответ Напиши ответ), тест по типу ЕГЭ, тест (Составь тест сам),

опрос-контроль с помощью таблиц, графическое обозначение написанного , схематическое изображение материала,

разные виды разборов (орфографический, морфологический, словообразовательный, пунктуационный),

комплексный анализ текста, а он, в свою очередь, может быть представлен всего несколькими предложениями,

письменный ответ на вопрос, создание вопросов с кратким и развернутым ответом (с последующим перекрестным взаимоопросом).

Формой контроля являются и обязательное сочинение после мероприятия (с обсуждением), и подготовка и представление презентации, и традиционная форма проверки - диктант (текстовый, выборочный, распределительный, творческий, графический, составление собственного диктанта, диктант «По следам ошибок»), сочинение, изложение, индивидуальные карточки контроля.

Работа у доски (распредели, проанализируй)- тоже один из видов контроля, который работает на достижение поставленной цели.

Проверочные работы в начале каждого урока занимают немного времени, дают возможность получить быструю и достаточно полную информацию о степени овладения умениями. На проведение пятиминуток отводится 5 - 7 минут. При этом обязательно учитываются состав класса, степень его подготовленности, что изучалось, что изучается и какие умения требуют закрепления.

Этот вид контроля способствует формированию системы знаний по тем или иным разделам курса. Кроме того, это оживляет урок, активизирует внимание, развивает память, повышает общую языковую культуру школьников.

Проверочные работы проводятся в ходе текущего или итогового контроля по теме, а также при ликвидации пробелов в знаниях того или иного ученика. Для слабых учащихся задание может содержать подсказку, которую можно брать в справочнике.

В заданиях для средних учащихся подсказка исключается. Наряду с обычными заданиями они могут включать в себя задания типа "исправьте ошибки", "сделайте выборку", "произведите классификацию", "поработайте со схемами", "найдите общее и различное", "переконструируйте предложение", которые рассчитаны на сообразительность и развитие мыслительных способностей школьников

Комплексный анализ текста широко включает разнообразное повторение (орфографический, словообразовательный, морфологический, пунктуационный анализ). Орфографический анализ требует определить, в каких словах есть орфограмма, а в каких ее нет; в выделенных словах обозначить орфограмму и ту часть слова, в которой она находится; вставить пропущенные орфограммы и подберите проверочные слова. Главным при анализе требуется отвечать на три вопроса: что? (пишем), где? (часть слова), почему? (условия выбора). Графическое объяснение орфограмм обязательно всегда, такая работа позволяет прочно усвоить материал, не прибегая в будущем к подсказкам.

Одним из наиболее часто используемых мною средств контроля умений и навыков по русскому языку является тестирование. Тесты отличаются разнообразием .

Тесты могут быть тематическими, которые проводятся во время или после изучения темы, и итоговыми (после изучения раздела, в конце четверти, года). По сравнению с традиционной контрольной работой, итоговые тесты позволяют существенно увеличить объем проверяемого материала и получить более объективные данные о состоянии знаний детей. Итоговые тесты могут включать как новые задания, так и задания тематических тестов. Тесты использую разного уровня: тест по типу ЕГЭ («Выбери правильный ответ», «Напиши ответ»), тест («Составь тест сам», «Придумай вопросы к пройденному: легкие и трудные», трудные – с выбором ответа).

Данный вид работы выполняет не только контролирующую, но и обучающую функцию. В старших классах полный развернутый контроль начинает постепенно сокращаться и ученик все чаще проверяет прочность запоминания, воспроизводя только логическую опорную схему материала.

Кроме того, для проверки знаний я применяю на практике электронные образовательные ресурсы по предметам «Русский язык»и «Литература», размещенные на образовательных платформах «Российская электронная школа», чтение наизусть по Ватсап, чат-занятия,  онлайн-тестирование на порталах ЯКласса, Скайсмарта ; также я использую интерактивные возможности, которые предоставили лучшие учителя страны на портале  «Российская электронная школа». Это более 120 тысяч уникальных задач, тематические курсы, видеоуроки, задания для самопроверки. Портал также полезен учителям, которые могут воспользоваться лучшими дидактическими и методическими материалами по всем урокам. РЭШ даёт информацию о том, что нужно делать,  если надо быстро повторить материал перед контрольной работой или в случае, когда любопытство подталкивает посмотреть, что именно проходят в следующем классе. Алгоритм действий крайне прост и позволяет учащимся без труда разобраться на сайте электронного ресурса. РЭШ предлагает: потренируйтесь на наших упражнениях и задачах; проверьте, всё ли запомнили, с помощью проверочных заданий. Программа «РЭШ полностью соответствует ФГОС, содержит материалы уроков для подготовки к контрольным работам, ВПР, экзаменам в форме ОГЭ и ЕГЭ. Пользователям также открыт доступ к банку заданий, которые использовались на экзаменах прошлых лет. Упражнения и проверочные работы в уроках даны по типу экз. тестов. Регистрация для пользования интернет-ресурсом не обязательна.
Однако зарегистрированный ученик имеет преимущества: доступ к дополнительным интересным материалам; удобные инструменты обучения. В РЭШ задействованы и средства обратной связи в случае неполадок или для того, чтобы поделиться своим мнением, предложить интересные решения. Интерактивные уроки, представленные в данном интернет-ресурсе, включают короткий видеоролик с лекцией учителя, задачи и упражнения для закрепления полученных знаний и отработки навыков, а также проверочные задания для контроля усвоения материала. Упражнения и задачи можно проходить неограниченное количество раз, они не предполагают оценивания и уж тем более фиксации оценок. Проверочные задания, напротив, не подразумевают повторного прохождения – система фиксирует результаты их выполнения зарегистрированными пользователями и на этой основе формируется статистика успеваемости ученика. Учитель может просматривать статус прохождения тестирования учениками и проверять результаты в ЭЖ. Данный функционал позволяет упростить работу учителя с ДЗ, облегчает проверку и оценку выполненных заданий. 

Проверить, как дети усвоили материал, учителям, и мне в том числе, поможет «ЯКласс». Сервис довольно прост в использовании: учитель задаёт школьнику проверочную работу, ребёнок заходит на сайт и выполняет задание педагога; если ученик допускает ошибку, ему объясняют ход решения задания и предлагают выполнить другой вариант. Учитель получает отчёт о том, как ученики справляются с заданиями. Работать с этим сервисом легко и приятно. В разделе обучения «ЯКласс» предлагает всю необходимую теорию, чтобы ученики могли обратиться за справкой. Если ученик выполнил задание неправильно, ему помогут «Шаги решения». Система выдаёт подробное объяснение алгоритма решения, а после предложит сделать новое упражнение — для отработки и закрепления материала. Также на данном ресурсе можно воспользоваться тренажёрами для тематической подготовки, чтобы помочь ученикам разобраться с экзаменационными заданиями. Координировать совместную работу учителю помогают ссылки на нужные темы, которые можно отправлять ученикам в мессенджеры. А если электронный журнал школы связан с «ЯКласс», то можно отправлять ссылки через него, и это удобно, так как учащиеся уже будут авторизованы под своим логином.
ЯКласс интегрирован со всеми основными электронными журналами.
Этими же возможностями обладает портал Скайсмарт, но он ещё и бесплатный. Это делает работу на этом портале очень привлекательной. Учитывая популярность социальных сетей среди школьников, эффективным инструментом проведения дистанционных уроков и проверки их знаний может стать, например, социальная сеть «ВКонтакте». Это групповые чаты, видео- и прямые трансляции, статьи, сообщества, куда можно загрузить необходимые файлы разных форматов – от презентаций и текстов до аудио и видео. Все это даёт возможность сохранить живое общение учителя с учеником и обеспечить непрерывность образовательного процесса.

Все используемые мною виды контроля приводят к достижению поставленных целей:

1) незначительные затраты времени на выполнение задания и проверку позволяют при повторении работы над определенными орфограммами в течение нескольких уроков свести до минимума количество ошибок в их написании

2) За время обучения (с 5го по 11 класс) учащиеся прочно овладевают орфографической и пунктуационной грамотностью

3) Их знания систематизированы

4) учащиеся хорошо владеют орфографическим и пунктуационным анализом

5)хорошо владеют навыками правописания в условиях специфических форм письма (разные виды диктантов)

6)владеют навыками правописания в условиях естественного письма (свободный диктант, письменное переложение текста, собственное высказывание