Урок 41
УМНОЖАЕМ ЧИСЛА
Цели: продолжить знакомство с умножением как сложением равных чисел; закреплять умение записывать и читать записи вида
учить решать задачи с помощью умножения; совершенствовать умения моделировать сюжетную ситуацию; развивать умение классифицировать геометрические фигуры разными способами.
Ход урока
I. Устный счет.
1. Задачи в стихах.
Вот задумал еж друзей
Пригласить на юбилей.
Пригласил двух медвежат,
Трех зайчат и пять бельчат.
Посчитайте поскорей:
Сколько у ежа друзей? (2 + 3 + 5 = 10.)
Под гармошку пляшут польку
Два волчонка, три лисы.
А всего танцоров сколько
На поляне у сосны? (2 + 3 = 5.)
2. Задание на смекалку.
– Какая фигура следующая?

3. Вычислите.

1 + 2 = 4 + 2 = 5 + 2 =
3 = + 2 6 = + 7 = +
3 – 2 = 6 – 2 = 7 – 2 =
II. Сообщение темы урока.
Заранее подготовленный ученик читает отрывок из стихотворения А. Стройло «Умножение».
Я – знак УМНОЖЕНИЯ
Для облегченья сложения.
Таблица умножения
Достойна уважения.
Она всегда во всем права:
Что б ни случилось в мире,
А все же будет дважды два
По-прежнему четыре.
– Тема урока «Умножаем числа».
III. Изучение нового материала. Работа по учебнику.
1. Задание 1 (с. 94).
– Сколько вертолетов на рисунке? Выберите карточку с записью.
– Объясните, как рассуждали. (2 зеленых и 3 красных вертолета. Всего 2 и 3, то есть 2 + 3.)
– Сколько пароходов на рисунке? Выберите карточку с записью.
– Объясните, как рассуждали. (В каждом ряду 2 парохода, таких 4 ряда. Значит, по 2 берем 4 раза.)
2. Задание 2 (с. 94) с использованием цветных фишек.
– Сколько уток плывет по озеру? (3.)
– Сколько утят нужно нарисовать, чтобы около каждой утки было по 2 утенка?
– Сколько утят всего? (По 2 утенка 3 раза – это 6 утят.)
Запись: 2 · 3 = 6.
– Прочитайте данную запись. (Два умножить на три – получится 6.)
3. Задание 3 (с. 95).
Учитель читает высказывание, учащиеся выбирают соответствующую математическую запись.


4. Задание 4 (с. 95).
– Прочитайте задачу. Что известно в задаче? Что надо узнать?
Запись:
9 без 3 – это 6.
9 – 3 = 6.
5. Задание 5 (с. 95) с использованием набора «Касса цифр».
– Сколько всего денег у Димы и Лены? (10 рублей.)
– У кого денег больше? (У Димы.)
– Сколько денег может быть у каждого?
и – это 10
1 и 9 – это 10 3 и 7 – это 10
2 и 8 – это 10 4 и 6 – это 10
6. Задание 6 (с. 95).
– Сравните математические записи в каждой строке. Чем они похожи? Чем отличаются? (В первой строке выполняют вычитание. Во всех примерах уменьшают число 6. Во второй строчке выполняют вычитание. Во всех этих примерах уменьшают число 5.)
– Верно ли, что записи в каждой строке составлены в порядке уменьшения результата? (Верно только в первом столбике.)
– Проверьте свое предположение, выполнив вычитание.
6 – 1 = 5 5 – 5 = 0
6 – 2 = 4 5 – 4 = 1
6 – 3 = 3 5 – 3 = 2
6 – 4 = 2 5 – 2 = 3
6 – 5 = 1 5 – 1 = 4
– Расположите примеры второго столбика так, чтобы результат уменьшался.
7. Задание 7 (с. 95).
– Какие фигуры изображены в учебнике?
– Распределите фигуры по группам разными способами.
I способ (по цвету): а) зеленые фигуры; б) красные фигуры; в) желтые фигуры.
II способ (по размеру): а) большие фигуры; б) маленькие фигуры.
III способ (по форме): а) круги; б) треугольники; в) четырехугольники.
IV. Работа в печатной тетради.
Самостоятельное решение задач.
Анализ записей вида 6 1 = 5 и выбор знака «+» или «?».
Составление примера из деталей мозаики.
Выполнение задания по порядку:
1. Напиши все цифры, данные пунктиром.
2. Выполни действия и впиши результаты.
3. Соедини точки на рисунке в порядке следования ответов.
V. Фронтальная работа.
1. Игра «Карусели».
Дидактическая цель. Раскрытие понятия переместительного свойства сложения.
Средства обучения. Картонный круг, в центре которого в отверстие вставлен карандаш. Вылепленные детьми из пластилина фигурки разных зверюшек.
Содержание игры. Учитель ставит по диаметру круга вылепленные из пластилина фигурки зверюшек, например 3 зайцев и 2 белок, и предлагает детям составить пример на сложение. Затем, покатав зверей на каруселях (учитель вращает круг несколько раз), он останавливает их так, чтобы зверюшки поменялись местами по отношению к детям, снова предлагает учащимся составить пример на сложение. В результате дети составляют пару примеров на сложение:
3 + 2 = 5 2 + 3 = 5
Катая на каруселях по очереди других зверюшек, учитель предлагает детям составить пары примеров на сложение. В итоге дети делают вывод: от перестановки мест слагаемых сумма не изменяется.
2. Нарисуйте по образцу.

VI. Итог урока.
– Что нового вы сегодня узнали на уроке?
– Каким знаком обозначают умножение?