СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок "Голосеменные"

Категория: Биология

Нажмите, чтобы узнать подробности

Есть ли среди голосеменных кустарники и травы? Как размножаются голосеменные? Есть ли у голосеменных цветки и плоды? Почему этим растениям дано название «Голосеменные»? Сколько видов голосеменных существует? Что такое хвоя?

Просмотр содержимого документа
«Урок "Голосеменные"»

Урок биологии в 5 классе в рамках ФГОС по теме: «Голосеменные растения»

Данная разработка урока по теме «Голосеменные растения» составлена для УМК Пасечника В.В. и соответствует всем требованиям ФГОС второго поколения. Урок разработан для учащихся 5 класса.

Цель урока: создать условия для осознания и осмысления новой учебной информации, для применения знаний и умений в новых учебных ситуациях и проверить уровень усвоения учебного материала.

Задачи урока:

Образовательные: организовать деятельность учащихся по изучению сведений о многообразии голосеменных растений; способствовать усвоению знаний об особенностях внешнего строения и значении голосеменных, их роли в природе; содействовать осознанию ценности изучаемого предмета.

Развивающие: развивать активную познавательную деятельность через работу с учебником и показом презентаций; научить распознавать голосеменные растения; формировать интеллектуальные способности (умение анализировать, обобщать, сравнивать, классифицировать, делать выводы, проводить синтез, доказательство).

Воспитательные: формировать опыт равноправного сотрудничества учителя и учащихся в процессе обучения; стимулировать развитие познавательного интереса; прививать умения коммуникации учащихся, умения провести оценку и самооценку; продолжить воспитание бережного отношения к зеленым растениям.

Планируемые результаты обучения

Учащиеся должны знать:

  • Строение хвои и шишек хвойных деревьев (на примере местных видов);

  • Значение голосеменных в природе и применение в жизнедеятельности человека.

Учащиеся должны уметь:

  • Различать голосеменные растения;

Планируемые результаты. Формирование УУД

Личностные: выражать положительное отношение к процессу познания; проявлять внимание, удивление, желание больше узнать; оценивать собственную учебную деятельность, инициативу, ответственность.

Познавательные: воспринимать текст с учётом поставленной учебной задачи; выявлять особенности разных объектов в процессе их изучения, наблюдения, презентовать информацию; сравнивать различные объекты, устанавливать причинно-следственные связи.

Коммуникативные: планировать работу в группе, проявлять инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации, находить в тексте информацию, необходимую для её решения, составлять небольшие устные монологические высказывания.

Регулятивные: определение последовательности промежуточных целей с учётом конечного результата, уметь анализировать собственную работу.

Тип урока: комбинированный.

Технологии: проблемного изучения, ИКТ, организация самостоятельной работы, здоровьесберегающие, проектной деятельности, критическое мышление, игровые.

Ресурсы урока: гербарий голосеменных растений, шишки сосны, мультимедийный проектор, экран, презентация по теме «Многообразие видов голосеменных растений. Их роль в природе и практическое значение», интернет – ресурсы.

Основные понятия, изучаемые на уроке: голосеменные, хвойные, семя, мужская и женская шишка, высшие семенные растения, фитонциды.

Межпредметные связи: экология, география.



Технологическая карта урока



Этап урока

Время

ЭОР

Деятельность учителя

Деятельность ученика

1.

Организационный момент

1мин.


Стимулирование учащихся к учебной деятельности.

Приветствие учащихся, проверка готовности к уроку.

Настраиваются на работу. Приветствуют учителя, показывают готовность к уроку.

2.

Актуализация знаний.

2 мин.

Биология. Электронное приложение к учебнику под ред. Пасечника В.В. 5кл

Проектирование главной задачи урока.


Актуализируют свои знания, определяют, что известно по данной теме. Выполнение заданий по теме «Мхи. Плауны. Хвощи. Папоротники»

3.

Проверка домашнего задания

7 мин.

Биология. Эл. приложение к учебнику под ред. Пасечника В.В. 5кл

Организация индивидуальной работы по карточкам.

Систематизация знаний по пройденной теме.

4.

Изучение нового материала.

13 мин.


Биология. Электронное приложение к учебнику под ред. Пасечника В.В. 5кл

Побуждает учащихся на создание проблемной ситуации. Работа по вопросам с учащимися.

Выдвигают версии проблемы. Вступают в диалог.

5.

Физминутка (здоровье-сберегающий компонент)

2 мин.


Игра на внимание

Играют, демонстрируют свои знания по новой теме.

6.

Целеполагание. Планирование учебной деятельности.

1 мин.


Инструктирование учащихся для выполнения лабораторной работы.

Учатся самостоятельно организовывать учебные действия, добывать знания.

7.

Лабораторная работа в парах.

13 мин.

Биология. Электронное приложение к учебнику под ред. Пасечника В.В. 5кл

Консультативная помощь учащимся. Помощь в формулировании вывода.

Работа в парах. Распределяют учебную деятельность в парах. Работа с наглядными пособиями.

8.

Закрепление нового материала

3 мин.


Организация фронтальной работы.

Определяют практическое использование знания темы в жизни человека.

9.

Рефлексия

2 мин.


Организация подведения итога урока, достижения цели, выставление оценок за урок.

Анализируют свои достижения. Определяют личностный уровень усвоения материала.

10.

Домашнее задание

1 мин.


Комментирует д/з.

Творческое задание.

Запись д/з, выбор творческого задания.

Проверка домашнего задания



  1. Почему плауны, хвощи и папоротники отнесены к высшим споровым растениям?_________________________________________________ __________________________________________________________________________________________________________________________

  2. Где они растут? __________________________________________________________________________________________________________________________





Проверка домашнего задания



  1. Какие растения – папоротники или мхи - имеют более сложное строение. Докажите.

_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

  1. Назовите значение плаунов, хвощей, папоротников.

_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________



Проверка домашнего задания



  1. Почему плауны, хвощи и папоротники отнесены к высшим споровым растениям?_________________________________________________ __________________________________________________________________________________________________________________________

  2. Где они растут? __________________________________________________________________________________________________________________________





Проверка домашнего задания



  1. Какие растения – папоротники или мхи - имеют более сложное строение. Докажите.

_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

  1. Назовите значение плаунов, хвощей, папоротников.

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________


«Игра на внимание» (физкультминутка):


Верное утверждение - руки вперёд, а в случае неверного - руки над головой и хлопок.


- Голосеменные растения имеют стебель, корень, лист. - Да.

- Голосеменные - древняя группа низших растений. – Нет (высших).

- Листья у большинства хвойных растений - узкие, игольчатые. – Да.

- Хвойные растения произрастают на территории нашей страны. - Да.

- Сосна - тенелюбива. – Нет (светолюбива).

- Ель – теневыносливая порода. – Да.

- Лиственница – холодостойкая порода. Нет (сбрасывает хвою).

- Можжевельник часто встречается в подмосковных лесах. – Нет.





























Лабораторная (практическая) работа №10 по теме:

"Строение хвои и шишек хвойных".

Цель работы: рассмотреть хвою и шишки хвойных, дать сравнительную характеристику и определить значение голосеменных растений в природе и жизни человека.

Приборы и материалы: гербарий, хвоя ели и сосны, шишки ели и сосны.

Ход работы:

(Заполните таблицу, пользуясь учебником, гербарными материалами, живыми экземплярами).

Сравнительная характеристика ели и сосны

Черты сравнения

Ель

Сосна

Форма кроны



Густота кроны



Длина хвоинок (сравните)



Количество хвоинок в пучке



Форма шишек



Отношение дерева к свету



Где начинаются ветки на стволе



Как называется лес



Количество света в лесу



Количество влаги в лесу



Вывод: ____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________





Лабораторная (практическая) работа №10 по теме:

"Строение хвои и шишек хвойных".

Цель работы: рассмотреть хвою и шишки хвойных, дать сравнительную характеристику и определить значение голосеменных растений в природе и жизни человека.

Приборы и материалы: гербарий, хвоя ели и сосны, шишки ели и сосны.

Ход работы:

(Заполните таблицу, пользуясь учебником, гербарными материалами, живыми экземплярами).

Сравнительная характеристика ели и сосны

Черты сравнения

Ель

Сосна

Форма кроны



Густота кроны



Длина хвоинок (сравните)



Количество хвоинок в пучке



Форма шишек



Отношение дерева к свету



Где начинаются ветки на стволе



Как называется лес



Количество света в лесу



Количество влаги в лесу



Вывод: ____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Выполненная Лабораторная (практическая) работа №10 по теме:

"Строение хвои и шишек хвойных".

Цель работы: рассмотреть хвою и шишки хвойных, дать сравнительную характеристику и определить значение голосеменных растений в природе и жизни человека.

Приборы и материалы: гербарий, хвоя ели и сосны, шишки ели и сосны.

Ход работы:

(Заполните таблицу, пользуясь учебником, гербарными материалами, живыми экземплярами).

Сравнительная характеристика ели и сосны

Черты сравнения

Ель

Сосна

Форма кроны

Пирамидальная

Овальная

Густота кроны

Густая

Редкая

Длина хвоинок (сравните)

Короткие

Длинные

Количество хвоинок в пучке

1

2

Форма шишек

Удлиненные

Округлые

Отношение дерева к свету

Теневыносливые

Светолюбивые

Где начинаются ветки на стволе

Низко

Высоко

Как называется лес

Ельник

Бор

Количество света в лесу

Мало

Много

Количество влаги в лесу

Много

Мало

Вывод: Как и другие растения голосеменные растения осуществляют процесс фотосинтеза. Выделяют фитонциды, которые уничтожают многих вредных бактерий. Древесина является ценным строительным материалом. Из древесины делают бумагу. Из сосны сибирской получают пищевое кедровое масло.