СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок по теме "Фразеологизмы"

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Урок по теме "Фразеологизмы"»


Урок русского языка

Тема «Фразеологизмы»

5 класс

Учитель Терина Елена Валерьевна

Цели урока:

Для учителя:

Создание условий для овладения основами знаний по фразеологии русского языка и лексическими нормами,

-обогащение фразеологического запаса учеников;

-формирование учебно-языковых фразеологических умений;

-развитие умения употреблять фразеологизмы в свойственном им значении; логично выстраивать и излагать мысли;

-воспитание умения делать нравственную оценку деятельности человека.

Для учащихся

  • знать особенности фразеологических оборотов, их синтаксическую роль;

  • уметь находить фразеологизмы в тексте, определять их синтаксическую роль, лексическое значение, употреблять фразеологизмы в своей речи;

  • уметь давать оценку поступкам людей и событиям, используя фразеологизмы.


Формы работы: коллективная, групповая (класс разделён на группы по 5 человек), индивидуальная.


Оборудование: компьютер, проектор, презентация, маршрутные листы


Ход урока


Организационный момент.

Учитель

Здравствуйте, ребята!


Вы знаете, сегодня я перед началом урока проверила нашу электронную почту и обнаружила в ней письмо для вас. Давайте прочитаем его.


Ученик читает письмо:


Здравствуйте, ребята.


Меня зовут Дима.


Ещё совсем недавно были мы дружны с Витькой, да так, что водой не разольёшь.


Но однажды он полез ко мне драться. Теперь мы с ним живём как кошка с собакой.


Посоветуйте, ребята, как мне вернуть друга, ведь я без него как без рук.


Беседа учителя с учениками:


- Кто написал это письмо?


- Что мы узнали о мальчиках?


- Всё ли понятно вам?


- Как вы думаете, почему Дима обратился к нам с просьбой помочь?


-А что необычного в этом письме? (здесь есть фразеологизмы)

Давайте прочтем их (читают).

Да ребята, правильно - это фразеологизмы и тема нашего сегодняшнего урока «Фразеологизмы»

Сообщение целей урока.

- Ответьте на вопрос, что мы уже знаем о фразеологизмах ?


Фразеологизмы – это устойчивые сочетания слов, близкие по лексическому значению одному слову.

Что подразумевается под «…близкие по лексическому значению одному слову»?

(т.е. можно заменить одним словом)

Внимание! Кто запомнил какие фразеологизмы были в письме? Прошу назвать их и объяснить их значение.


Ученики объясняют значение выделенных сочетаний:


Водой не разольёшь - очень дружны, неразлучны, всегда вместе.


Жить как кошка с собакой - быть в постоянной ссоре, вражде.


Как без рук – совершенно беспомощен.

Проверим

Беседа учителя с учениками:


Учитель: А где можно найти эти словосочетания?


Дети: Эти сочетания мы сможем найти во фразеологическом словаре. ( показывают)


Учитель:


- Сравните фразеологизмы и слова, записанные на доске, и скажите, что является образным, эмоциональным? Сделайте вывод, зачем нам нужны фразеологизмы?


Задание: запишите фразеологизмы, подбирая к ним близкие по значению слова. (Слайд)


Рукой подать - …


Повесить нос - …


Кожа да кости - …


кот наплакал,

лить как из ведра

Ученики:


Рукой подать – близко


Повесить нос – загрустить


Кожа да кости – худой

Кот наплакал- очень мало

Лить как из ведра- очень сильно

Проверим (Слайд)


Ребята, я вижу что вы уже знаете много фразеологизмов, а в повседневной речи вы их слышите, употребляете?

Подберите необходимое слово и запишите фразеологизм.


Дружнее этих двух ребят

На свете не найдёшь

О них обычно говорят

Водой …



Товарищ твой просит украдкой

Ответы списать из тетрадки.

Не надо! Ведь этим ты другу

Окажешь…



Мы исходили городок

Буквально вдоль и…

И так устали мы в дороге,

Что еле …

Молодцы! Быстро справились с заданием кота. Отправляемся дальше.


Задание № 2 “Четвёртый лишний”.


Из 4 фразеологизмов выделить “лишний”, т. е. тот, который не соответствует общему значению остальных фразеологизмов. Записать только 3. Объясните, почему…



Хоть пруд пруди. Кот наплакал.


Тьма-тьмущая. Яблоку негде упасть.



Во все лопатки. Сломя голову.


Черепашьим шагом. В мгновенье ока.


Слово в слово. Тютелька в тютельку.


Вилами на воде писано.


Комар носа не подточит.

Вы справились и со 2 заданием, а теперь мы отправляемся в зоопарк, но в этом городе он необычный. Это - “Фразеологический зверинец”. (Слайд)

Фразеологизм, который потерял свою вторую половинку, т.е. животное. С помощью рисованных подсказок дети должны правильно расставить слова в своих карточках и записать их.

Ребята, в городе Фразеологизмов случилась беда, ветер оборвал с домов номера, теперь фразеологизмы стоят под дождём и никак не могут попасть в свой дом

Возьмите таблички скорей и в дом приглашайте друзей.

Задание: распределить фразеологизмы по значению:


1) “бездельничать”


2) “обманывать”


3) “быстро”.


Сломя гол..ву, с...деть сложа руки, вт..рать оч(?)ки, корчить лодыря, бить баклуши, в..дить (за) нос, (во) весь дух, вв...дить в заблуждение, со всех но(г,к).


Учитель: Вот мы и подъехали к зданию, в котором жители города мечтают открыть свою галерею, поможем им.


Составить предложение…..

Итог урока.

Учитель:


- Подведём итоги нашего путешествия.


-Что мы узнали? Чему научились?


-Что называется фразеологизмом?


- Каковы особенности фразеологизмов?


-Какова роль фразеологических оборотов в тексте?


Домашнее задание


Выполните один из вариантов задания.


Вариант 1.

Составить 3-4 предложения с фразеологическими оборотами.


Вариант 2.


Написать ответ на письмо мальчика Димы, используя фразеологизмы:


не распускать руки, не вешать нос, поговорить с глазу на глаз, найти общий язык.


Рефлексия.


Учитель: И я хочу поделиться с вами своим настроением (показывает картинку)

-Вы работали весь урок не покладая рук.

-Я на седьмом небе от счастья.