Урок русского языка
Тема «Фразеологизмы»
5 класс
Учитель Терина Елена Валерьевна
Цели урока:
Для учителя:
Создание условий для овладения основами знаний по фразеологии русского языка и лексическими нормами,
-обогащение фразеологического запаса учеников;
-формирование учебно-языковых фразеологических умений;
-развитие умения употреблять фразеологизмы в свойственном им значении; логично выстраивать и излагать мысли;
-воспитание умения делать нравственную оценку деятельности человека.
Для учащихся
знать особенности фразеологических оборотов, их синтаксическую роль;
уметь находить фразеологизмы в тексте, определять их синтаксическую роль, лексическое значение, употреблять фразеологизмы в своей речи;
уметь давать оценку поступкам людей и событиям, используя фразеологизмы.
Формы работы: коллективная, групповая (класс разделён на группы по 5 человек), индивидуальная.
Оборудование: компьютер, проектор, презентация, маршрутные листы
Ход урока
Организационный момент.
Учитель
Здравствуйте, ребята!
Вы знаете, сегодня я перед началом урока проверила нашу электронную почту и обнаружила в ней письмо для вас. Давайте прочитаем его.
Ученик читает письмо:
Здравствуйте, ребята.
Меня зовут Дима.
Ещё совсем недавно были мы дружны с Витькой, да так, что водой не разольёшь.
Но однажды он полез ко мне драться. Теперь мы с ним живём как кошка с собакой.
Посоветуйте, ребята, как мне вернуть друга, ведь я без него как без рук.
Беседа учителя с учениками:
- Кто написал это письмо?
- Что мы узнали о мальчиках?
- Всё ли понятно вам?
- Как вы думаете, почему Дима обратился к нам с просьбой помочь?
-А что необычного в этом письме? (здесь есть фразеологизмы)
Давайте прочтем их (читают).
Да ребята, правильно - это фразеологизмы и тема нашего сегодняшнего урока «Фразеологизмы»
Сообщение целей урока.
- Ответьте на вопрос, что мы уже знаем о фразеологизмах ?
Фразеологизмы – это устойчивые сочетания слов, близкие по лексическому значению одному слову.
Что подразумевается под «…близкие по лексическому значению одному слову»?
(т.е. можно заменить одним словом)
Внимание! Кто запомнил какие фразеологизмы были в письме? Прошу назвать их и объяснить их значение.
Ученики объясняют значение выделенных сочетаний:
Водой не разольёшь - очень дружны, неразлучны, всегда вместе.
Жить как кошка с собакой - быть в постоянной ссоре, вражде.
Как без рук – совершенно беспомощен.
Проверим
Беседа учителя с учениками:
Учитель: А где можно найти эти словосочетания?
Дети: Эти сочетания мы сможем найти во фразеологическом словаре. ( показывают)
Учитель:
- Сравните фразеологизмы и слова, записанные на доске, и скажите, что является образным, эмоциональным? Сделайте вывод, зачем нам нужны фразеологизмы?
Задание: запишите фразеологизмы, подбирая к ним близкие по значению слова. (Слайд)
Рукой подать - …
Повесить нос - …
Кожа да кости - …
кот наплакал,
лить как из ведра
Ученики:
Рукой подать – близко
Повесить нос – загрустить
Кожа да кости – худой
Кот наплакал- очень мало
Лить как из ведра- очень сильно
Проверим (Слайд)
Ребята, я вижу что вы уже знаете много фразеологизмов, а в повседневной речи вы их слышите, употребляете?
Подберите необходимое слово и запишите фразеологизм.
Дружнее этих двух ребят
На свете не найдёшь
О них обычно говорят
Водой …
Товарищ твой просит украдкой
Ответы списать из тетрадки.
Не надо! Ведь этим ты другу
Окажешь…
Мы исходили городок
Буквально вдоль и…
И так устали мы в дороге,
Что еле …
Молодцы! Быстро справились с заданием кота. Отправляемся дальше.
Задание № 2 “Четвёртый лишний”.
Из 4 фразеологизмов выделить “лишний”, т. е. тот, который не соответствует общему значению остальных фразеологизмов. Записать только 3. Объясните, почему…
Хоть пруд пруди. Кот наплакал.
Тьма-тьмущая. Яблоку негде упасть.
Во все лопатки. Сломя голову.
Черепашьим шагом. В мгновенье ока.
Слово в слово. Тютелька в тютельку.
Вилами на воде писано.
Комар носа не подточит.
Вы справились и со 2 заданием, а теперь мы отправляемся в зоопарк, но в этом городе он необычный. Это - “Фразеологический зверинец”. (Слайд)
Фразеологизм, который потерял свою вторую половинку, т.е. животное. С помощью рисованных подсказок дети должны правильно расставить слова в своих карточках и записать их.
Ребята, в городе Фразеологизмов случилась беда, ветер оборвал с домов номера, теперь фразеологизмы стоят под дождём и никак не могут попасть в свой дом
Возьмите таблички скорей и в дом приглашайте друзей.
Задание: распределить фразеологизмы по значению:
1) “бездельничать”
2) “обманывать”
3) “быстро”.
Сломя гол..ву, с...деть сложа руки, вт..рать оч(?)ки, корчить лодыря, бить баклуши, в..дить (за) нос, (во) весь дух, вв...дить в заблуждение, со всех но(г,к).
Учитель: Вот мы и подъехали к зданию, в котором жители города мечтают открыть свою галерею, поможем им.
Составить предложение…..
Итог урока.
Учитель:
- Подведём итоги нашего путешествия.
-Что мы узнали? Чему научились?
-Что называется фразеологизмом?
- Каковы особенности фразеологизмов?
-Какова роль фразеологических оборотов в тексте?
Домашнее задание
Выполните один из вариантов задания.
Вариант 1.
Составить 3-4 предложения с фразеологическими оборотами.
Вариант 2.
Написать ответ на письмо мальчика Димы, используя фразеологизмы:
не распускать руки, не вешать нос, поговорить с глазу на глаз, найти общий язык.
Рефлексия.
Учитель: И я хочу поделиться с вами своим настроением (показывает картинку)
-Вы работали весь урок не покладая рук.
-Я на седьмом небе от счастья.