СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок русского языка "Как проверить орфограммы в окончаниях слов, называющих действия?"

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Тип урока: урок постановки учебной задачи.

Цель урока: поставить задачу на поиск способа проверки орфограмм слабых позиций в личных окончаниях слов, называющих действия.

Просмотр содержимого документа
«Урок русского языка "Как проверить орфограммы в окончаниях слов, называющих действия?"»

Урок русского языка

Тема: «Как проверить орфограммы в окончаниях слов, называющих действия?»

Тип урока: урок постановки учебной задачи.

Цель урока: поставить задачу на поиск способа проверки орфограмм слабых позиций в личных окончаниях слов, называющих действия.

Задачи:

  1. Обучающие:

  • знать общие орфографические правила проверки по закону письма;

  • уметь обнаруживать границы своих знаний и формулировать вопросы для ее преодоления;

  • владеть способами самоконтроля и взаимоконтроля;

  • способность к обнаружению двух наборов личных окончаний у слов, называющих действия.

  1. Развивающие:

  • Развитие речи;

  • Умения анализировать, классифицировать, выделять существенные признаки объектов.

  1. Воспитательные:

  • Совершенствование культуры общения при обсуждении проблем и работы в парах.



Ход урока

  1. Организационный момент.

Посмотрите, сколько гостей сегодня у нас на уроке. Они пришли посмотреть как мы умеем работать на уроке. Улыбнитесь им.

  1. Создание учебной ситуации.

Слайд

Посмотрите на экран. Кого вы видите? (Мы видим Сам Самыча, Алешу, Машу и Петю. Они читают отрывок из поэмы А.С. Пушкина «Руслан и Людмила»)

У лукоморья дуб зелёный;

Златая цепь на дубе том;

И днём и ночью кот ученый

Всё ходит по цепи кругом;

Идет направо – песнь заводит,

Налево – сказку говорит.



1. Ситуация успеха. Рефлексия: как мы научились проверять орфограммы в падежных окончаниях.

- Значения каких слов вам неизвестны? (Лукоморье)

- Что обозначает это слово? (предмет)

- Разберите это слово по составу. (лук-о-морь-е) Правильно. Это слово сложное, состоит из двух слов: лука и море. Лука – это излучина или изгиб морского берега, залив, бухта. Родственное слово: лукавить.

2. Ситуация разрыва.

Работа в группах:

- Определите, какие буквы находятся в слабой позиции и какие из них вы можете проверить по закону русской орфографии.

- В каких словах вы не смогли проверить орфограмму слабой позиции? (ходИт, говорИт)

Некоторые дети предложат проверить орфограмму так:

Ходит – ходить, говорит – говорить.

3. Формулировка разрыва.

Дети выясняют, что орфограмма находится в окончании слова, обозначающего действие, а в предложенных словах для проверки под ударением находится фонема в суффиксах. Значит, эти слова не годятся для проверки.

4. Формулировка учебной задачи и фиксация в знаковой форме.

- Кто догадался, какую орфограмму будем изучать далее?

Дети: Как проверить орфограмму в окончаниях слов, называющих действия.

- Как можно зафиксировать нашу проблему в виде схемы?



- ?



  1. Решение учебной задачи.

  1. Анализ условий задачи.

Учитель: Вы научились проверять орфограммы в падежных окончаниях слов, обозначающих предметы и признаки. Как вам удалось это сделать?

Дети: Сначала мы выяснили, какую работу выполняют эти окончания. Для этого пришлось вспомнить, как изменяются слова, называющие предметы и признаки. Это позволило найти одно и то же окончание в разных словах и определить, пишется ли оно по закону русского письма или нарушает его, и если нарушает, то по какому специальному правилу оно пишется.

Учитель: Так как изменяются и какую работу выполняют окончания слов, называющих предметы и признаки?



Р Р

Ч Ч

П П



  1. Преобразование условия задачи.

Учитель: Что нужно знать об окончаниях слов, называющих действия?

Дети: Какую работу они выполняют.

Учитель: Зафиксируем это в виде схемы.

?

Физминутка.

Проверим, умеете ли вы различать слова, называющие предметы, признаки и действия.

Если я назову слово, называющее предмет, вы поднимаете руки вверх, если слово называет признак – приседаете, если слово называет действие – шагаете на месте.

Учитель: Вы знаете как изменяются слова, обозначающие действия?

Дети: По временам. Они могут быть в настоящем (ходит),

прошедшем (ходил) и

будущем (будет ходить) времени.

Учитель: Рассмотрим слова, называющие действия только в настоящем времени. В высказывании (Я беру телефон и звоню приятелю.) замените слово, обозначающее действующее лицо, словами ты, он.

Что произойдет при этом со словами, называющими действия?

Запишите изменения этих слов и выделите в них окончания.

Я бер у и звон ю.

Ты бер ёшь и звон ишь.

Он бер ёт и звон ит.

Теперь замените слова я, ты, он словами мы, вы, они. Запишите изменения этих слов и выделите в них окончания.

Мы бер ём и звон им.

Вы бер ёте и звон ите.

Они бер ут и звон ят.

Изменились ли при этом слова, называющие действия?

Групповая работа:

Как вы думаете, почему эти окончания называются личными? Значит, как изменили мы слова, называющие действия? (по лицам)

Подпишите в тетрадях слова первой строки – 1 лицо;

второй строки – 2 лицо;

третьей строки – 3 лицо.

А одинакова ли работа у этих окончаний? (одинакова)

Что именно у этих слов одинаковое? (время, лицо и число)



Парная работа:

Как изменились слова второй группы? (по числам)

На какое число слова указывают окончания:

-у (-ю); -ёшь (-ишь), -ёт (-ит) ? (на единственное число)

Подпишите в тетрадях слова первого столбика - ед.ч.

А окончания:

-ём (-им); -ёте (-ите); -ут (-ат) ? (на множественное число)

Подпишите в тетрадях слова первого столбика - мн.ч.

Подведем итог и зафиксируем это в таблице.


Ед.ч.

Мн.ч.

1 лицо

(я) - у ( - ю )

(мы) - ём ( - им )

2 лицо

(ты) - ёшь ( - ишь )

(вы) - ёте ( - ите )

3 лицо

(он) - ёт ( -ит )

(они) - ут ( - ят )



  1. Моделирование.

Какие же работы выполняют личные окончания в словах, называющих действия в настоящем времени? Зафиксируем в нашей схеме.

Л (наст.вр.)

Ч

Вы сказали, что работа личных окончаний слов, называющих действия, записанных в каждой строке одинакова. А одинаково ли пишутся эти окончания?

Как называются такие окончания, которые выполняют одинаковую работу, но имеют разный фонемный состав? (окончания - синонимы)

Дети: Нет. У них разные гласные фонемы.

Учитель: В русском языке есть два типа спряжения.

Спряжением называется изменение слов,

называющих действия по лицам и числам.

В словах 1-го спряжения в личных окончаниях гласные фонемы о и у .

(кроме 1-го лица единственного числа)

В словах 2-го спряжения фонемы и и а .

Подведем итоги и зафиксируем их в схеме.



I спр. II спр.

о и

у а

  1. Итоговая рефлексия.

Учитель: Какую новую задачу мы поставили перед собой на уроке?

Что нового узнали про слова, называющие действия?

В какой позиции находились окончания слов, называющих действия с которыми сегодня работали? ( в сильной позиции )

Всегда ли эти окончания стоят в сильной позиции?

Мы научились писать гласную букву в личных окончаниях слов, называющих действия? (нет)

Так чему нам надо научиться на следующих уроках русского языка? (писать орфограммы слабых позиций в личных окончаниях слов, называющих действия)

  1. Отработка открытого способа.

Работа по учебнику: с.75 упр. 211

- выписать слова, называющие действия;

- определить работу окончаний;

- по какому правилу пишутся орфограммы в окончаниях: - ёшь (-ишь)? (Мягкий знак после шипящих в окончаниях слов. У слов, называющих действия, мягкий знак пишется обязательно.)



VI. Домашнее задание.

  1. Рассказать родителям, что нового узнали на уроке русского языка.

  2. Выполнить упр. 212

7