Урок русского языка
Тема: «Как проверить орфограммы в окончаниях слов, называющих действия?»
Тип урока: урок постановки учебной задачи.
Цель урока: поставить задачу на поиск способа проверки орфограмм слабых позиций в личных окончаниях слов, называющих действия.
Задачи:
Обучающие:
знать общие орфографические правила проверки по закону письма;
уметь обнаруживать границы своих знаний и формулировать вопросы для ее преодоления;
владеть способами самоконтроля и взаимоконтроля;
способность к обнаружению двух наборов личных окончаний у слов, называющих действия.
Развивающие:
Воспитательные:
Ход урока
Организационный момент.
Посмотрите, сколько гостей сегодня у нас на уроке. Они пришли посмотреть как мы умеем работать на уроке. Улыбнитесь им.
Создание учебной ситуации.
Слайд
Посмотрите на экран. Кого вы видите? (Мы видим Сам Самыча, Алешу, Машу и Петю. Они читают отрывок из поэмы А.С. Пушкина «Руслан и Людмила»)
У лукоморья дуб зелёный;
Златая цепь на дубе том;
И днём и ночью кот ученый
Всё ходит по цепи кругом;
Идет направо – песнь заводит,
Налево – сказку говорит.
1. Ситуация успеха. Рефлексия: как мы научились проверять орфограммы в падежных окончаниях.
- Значения каких слов вам неизвестны? (Лукоморье)
- Что обозначает это слово? (предмет)
- Разберите это слово по составу. (лук-о-морь-е) Правильно. Это слово сложное, состоит из двух слов: лука и море. Лука – это излучина или изгиб морского берега, залив, бухта. Родственное слово: лукавить.
2. Ситуация разрыва.
Работа в группах:
- Определите, какие буквы находятся в слабой позиции и какие из них вы можете проверить по закону русской орфографии.
- В каких словах вы не смогли проверить орфограмму слабой позиции? (ходИт, говорИт)
Некоторые дети предложат проверить орфограмму так:
Ходит – ходить, говорит – говорить.
3. Формулировка разрыва.
Дети выясняют, что орфограмма находится в окончании слова, обозначающего действие, а в предложенных словах для проверки под ударением находится фонема в суффиксах. Значит, эти слова не годятся для проверки.
4. Формулировка учебной задачи и фиксация в знаковой форме.
- Кто догадался, какую орфограмму будем изучать далее?
Дети: Как проверить орфограмму в окончаниях слов, называющих действия.
- Как можно зафиксировать нашу проблему в виде схемы?
- ?
Решение учебной задачи.
Анализ условий задачи.
Учитель: Вы научились проверять орфограммы в падежных окончаниях слов, обозначающих предметы и признаки. Как вам удалось это сделать?
Дети: Сначала мы выяснили, какую работу выполняют эти окончания. Для этого пришлось вспомнить, как изменяются слова, называющие предметы и признаки. Это позволило найти одно и то же окончание в разных словах и определить, пишется ли оно по закону русского письма или нарушает его, и если нарушает, то по какому специальному правилу оно пишется.
Учитель: Так как изменяются и какую работу выполняют окончания слов, называющих предметы и признаки?

Р Р


![]()
![]()






![]()
![]()

Ч Ч
П П
Преобразование условия задачи.
Учитель: Что нужно знать об окончаниях слов, называющих действия?
Дети: Какую работу они выполняют.
Учитель: Зафиксируем это в виде схемы.


![]()
![]()


?
Физминутка.
Проверим, умеете ли вы различать слова, называющие предметы, признаки и действия.
Если я назову слово, называющее предмет, вы поднимаете руки вверх, если слово называет признак – приседаете, если слово называет действие – шагаете на месте.
Учитель: Вы знаете как изменяются слова, обозначающие действия?
Дети: По временам. Они могут быть в настоящем (ходит),
прошедшем (ходил) и
будущем (будет ходить) времени.
Учитель: Рассмотрим слова, называющие действия только в настоящем времени. В высказывании (Я беру телефон и звоню приятелю.) замените слово, обозначающее действующее лицо, словами ты, он.
Что произойдет при этом со словами, называющими действия?
Запишите изменения этих слов и выделите в них окончания.
![]()
![]()
![]()
Я бер у и звон ю.
![]()

![]()
Ты бер ёшь и звон ишь.
![]()

![]()
Он бер ёт и звон ит.
Теперь замените слова я, ты, он словами мы, вы, они. Запишите изменения этих слов и выделите в них окончания.
![]()
![]()
![]()
Мы бер ём и звон им.
![]()
![]()
![]()
Вы бер ёте и звон ите.
![]()
![]()
![]()
Они бер ут и звон ят.
Изменились ли при этом слова, называющие действия?
Групповая работа:
Как вы думаете, почему эти окончания называются личными? Значит, как изменили мы слова, называющие действия? (по лицам)
Подпишите в тетрадях слова первой строки – 1 лицо;
второй строки – 2 лицо;
третьей строки – 3 лицо.
А одинакова ли работа у этих окончаний? (одинакова)
Что именно у этих слов одинаковое? (время, лицо и число)
Парная работа:
Как изменились слова второй группы? (по числам)
На какое число слова указывают окончания:
-у (-ю); -ёшь (-ишь), -ёт (-ит) ? (на единственное число)
Подпишите в тетрадях слова первого столбика - ед.ч.
А окончания:
-ём (-им); -ёте (-ите); -ут (-ат) ? (на множественное число)
Подпишите в тетрадях слова первого столбика - мн.ч.
Подведем итог и зафиксируем это в таблице.
| Ед.ч. | Мн.ч. |
1 лицо | (я) - у ( - ю ) | (мы) - ём ( - им ) |
2 лицо | (ты) - ёшь ( - ишь ) | (вы) - ёте ( - ите ) |
3 лицо | (он) - ёт ( -ит ) | (они) - ут ( - ят ) |
Моделирование.
Какие же работы выполняют личные окончания в словах, называющих действия в настоящем времени? Зафиксируем в нашей схеме.

![]()


Л (наст.вр.)

Ч
Вы сказали, что работа личных окончаний слов, называющих действия, записанных в каждой строке одинакова. А одинаково ли пишутся эти окончания?
Как называются такие окончания, которые выполняют одинаковую работу, но имеют разный фонемный состав? (окончания - синонимы)
Дети: Нет. У них разные гласные фонемы.
Учитель: В русском языке есть два типа спряжения.
Спряжением называется изменение слов,
называющих действия по лицам и числам.







В словах 1-го спряжения в личных окончаниях гласные фонемы о и у .
(кроме 1-го лица единственного числа)







В словах 2-го спряжения фонемы и и а .
Подведем итоги и зафиксируем их в схеме.
I спр. II спр.
о и
у а
Итоговая рефлексия.
Учитель: Какую новую задачу мы поставили перед собой на уроке?
Что нового узнали про слова, называющие действия?
В какой позиции находились окончания слов, называющих действия с которыми сегодня работали? ( в сильной позиции )
Всегда ли эти окончания стоят в сильной позиции?
Мы научились писать гласную букву в личных окончаниях слов, называющих действия? (нет)
Так чему нам надо научиться на следующих уроках русского языка? (писать орфограммы слабых позиций в личных окончаниях слов, называющих действия)
Отработка открытого способа.
Работа по учебнику: с.75 упр. 211
- выписать слова, называющие действия;
- определить работу окончаний;
- по какому правилу пишутся орфограммы в окончаниях: - ёшь (-ишь)? (Мягкий знак после шипящих в окончаниях слов. У слов, называющих действия, мягкий знак пишется обязательно.)
VI. Домашнее задание.
Рассказать родителям, что нового узнали на уроке русского языка.
Выполнить упр. 212
7