Урок русского языка во 2 классе
Тема: «Однокоренные (родственные) слова. Корень слова»
Тип урока: изучение нового материала.
Цель: планируется, что к окончанию урока учащиеся будут знать, какие
слова называются родственными и однокоренными;
будут уметь выделять корень в однокоренных словах.
Задачи личностного развития: развивать монологическую речь посредством ответов на вопросы;
расширить словарный запас учащихся;
способствовать развитию адекватной самооценки.
Оборудование: учебник «Русский язык, 2 класс, ч. 2» для учреждений общего среднего образования с русским языком. М. Б. Антипова, А. В. Верниковская, Е. С. Грабчикова;
Ход урока
I. Организационный этап
Итак, друзья, внимание -
Прозвенел уже звонок.
Садитесь поудобнее
Пора начать урок!
- Ребята, давайте создадим друг другу хорошее рабочее настроение. Как вы это можете сделать? (улыбнёмся друг другу)
У. Мы начинаем урок языка.
Д. Он очень важен и сложен пока.
У. Узнаем сегодня ещё мы немного.
Д. И станет полегче к знаньям дорога.
II. Этап проверки домашнего задания
- Проверим домашнее задание. Прочитайте текст, который вы записали.
- О каком зайчике идет речь? (о солнечном)
- Найдите карточку с предлогом, которого не было в вашем домашнем упражнении.
в, на, по, под
- Написание какой буквы надо запомнить? Составьте предложение с предлогом под.
III. Этап чистописания
(на доске запись а б в г … е ё ж з)
- Какой буквы не хватает в ряду? Кто догадался, написание какой буквы вы повторите на минутке чистописания? Посмотрите на экран и вспомните, как правильно писать буквы Д и д.
- Обратите внимание на соединения букв в слияниях.
Д д Де де
Дерево держится корнями, а человек - семьёй.
IV. Мобилизирующий этап
- Почему дерево «держится» корнями? (Это главная часть растения. Без корня растение жить не может.)
- Что значит для человека семья?
- Назовите членов своей семьи. Почему человек «держится» семьёй? (Семья поддерживает человека во всём, в семье все помогают друг другу.)
- Как можно назвать одним словом всех членов семьи? (Родственники)
- Внимание! Проблемный вопрос, на который вы должны узнать ответ: а есть ли родственники у слов? (спросить несколько учеников)
V. Этап сообщения темы урока и постановки учебных задач
- Родственники есть не только у человека, но и у слов. Этому сегодня и посвящён наш урок – родственным словам.
- А чему именно вы научитесь, вы узнаете, если правильно соедините части предложений из левого и правого столбиков.
- Сегодня на уроке Я:
узнаю, какие слова | научусь находить | узнаю, как называется | называются родственными |
родственные слова |
общая часть родственных слов |
- Продолжите предложение: «Я хочу научиться…»
VI. Этап усвоения новых знаний
(Учитель читает стихотворение)
Как-то много лет назад
Посадили странный сад.
Не был сад фруктовый-
Был он только словом.
Это слово- слово корень,
Разрастаться стало вскоре
И плоды нам принесло-
Стало много новых слов.
Вот из сада вам рассада
Вот ещё посадки рядом,
А вот садовод,
С ним садовник идет.
Очень интересно
Гулять в саду словесном.
- Прочитайте выделенные слова. Значения всех слов вам понятны? Где можно посмотреть значения непонятных слов? (в толковом словаре) Давайте запишем слова из стихотворения.
- Можно ли эти слова назвать «родственниками»? А кто догадался, почему?
- Правы ли вы, вы узнаете, прочитав правило на стр. 55.
- Назовите одинаковую часть выписанных слов. А я выделю её вот таким значком (дугой).
- А сейчас выполним упражнение 87. Вы спишите пары слов и обозначите в них корень.
1 пару слов объясняет учитель (печенье – печь)
2-4 дети устно, (сухарь – сухой, варенье – варить, столовая – стол)
5-7 дети самостоятельно в тетради.
- Пришло время ответить на вопрос: «Как называется общая часть родственных слов?»
- Работа с правилом на стр. 56.
- У каких предметов ещё есть корень? (у растений, у зуба)
- Значит у него несколько значений. Как называются такие слова в русском языке? (многозначные)
- Верно. Корень – это многозначное слово.
- А вот у родственных слов есть и другое название. Прочитайте из правила 3-е предложение.
родственные слова |
однокоренные слова |

На доске схема
близкие имеют
по значению общую часть
Физкультминутка
- А сейчас поиграем в игру «Пара – не пара». Если я назову пару родственных слов, то вы похлопаете в ладоши.
Лес-лесник, река-плот, кот-котик, горе-гора, дом-дым, зима-зимовать, куст-кустик, обед-стол, белка-белый, сад-садовник, поле-полевой, мороз-холод, вода-водитель, лес-лестница, зелень-зеленеть, гриб-грибочек.
VII. Этап закрепления новых знаний
а) - Бывает и такое, когда слово маскируется и пытается проникнуть в чужую семью.
- Найдите такие слова в упражнении 88.
- В тетрадь спишите только однокоренные слова первой группы - первый ряд, второй группы – второй ряд, третьей группы – третий ряд.
- А чтобы правильно выделить корень в словах, прочитаем алгоритм на стр. 57 (учитель вывешивает алгоритм на доску)
Взаимопроверка.
- Поменяйтесь тетрадями, проверьте по образцу (слова за доской). Если ваш сосед выполнил задание правильно, то поставьте на полях знак «+», если с ошибками – знак «-» .
- Поменяйтесь тетрадями обратно. Встаньте дети, которые получили тетради со знаком «+». Молодцы, значит, вы поняли, как находить однокоренные слова. Назовите корень в словах.
б) Вы тоже попробуете создать новые слова. Для этого нужно корень подставить в правильные места. Будьте внимательны, если добавить корень к неправильным буквам, то слово не получится (Приложение 1).
в) - Поиграем в игру «Найди лишнее слово».
VII. Этап информирования о домашнем задании.
- Дома вы выучите правила, с которыми познакомились сегодня на уроке и выполните упр. 91. Найдёте однокоренные слова и запишите их, выделите в них корень.
VIII. Этап подведения итогов урока
- Сегодня на уроке вы узнали, какие слова называются родственными. Кто ответит на этот вопрос?
- Как называется общая часть родственных слов?
- Нарисуйте в воздухе знак, которым обозначается корень слова.
- Как по-другому называются родственные слова?
IX. Этап рефлексии
- У каждого из вас на парте зелёное и красное яблочко. Если вы хорошо усвоили, что такое родственные слова, то закрасьте половину яблочка красным цветом.
- Если вы научились правильно находить однокоренные слова и можете помочь соседу по парте, то смело закрашивайте целое яблоко.
- Если вы ещё затрудняетесь находить родственные слова, то прикрепите к яблоне зеленое яблочко.
- Прикрепите свои яблочки на яблоню, которая находится на доске- Спасибо за работу. Урок окончен.
Приложение 1
ок

очек

ик
овой

овщик
ики
ок
овик

одец
овой


ой
ик
4