СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок русского языка по теме "Однокоренные (родственные) слова. Корень слова."

Нажмите, чтобы узнать подробности

Первый урок по теме "Однокоренные слова". Тип урока: урок изучения нового материала.

Просмотр содержимого документа
«Урок русского языка по теме "Однокоренные (родственные) слова. Корень слова."»

Урок русского языка во 2 классе


Тема: «Однокоренные (родственные) слова. Корень слова»

Тип урока: изучение нового материала.

Цель: планируется, что к окончанию урока учащиеся будут знать, какие

слова называются родственными и однокоренными;

будут уметь выделять корень в однокоренных словах.

Задачи личностного развития: развивать монологическую речь посредством ответов на вопросы;

расширить словарный запас учащихся;

способствовать развитию адекватной самооценки.

Оборудование: учебник «Русский язык, 2 класс, ч. 2» для учреждений общего среднего образования с русским языком. М. Б. Антипова, А. В. Верниковская, Е. С. Грабчикова;


Ход урока

I. Организационный этап

Итак, друзья, внимание -
Прозвенел уже звонок.
Садитесь поудобнее
Пора начать урок!

- Ребята, давайте создадим друг другу хорошее рабочее настроение. Как вы это можете сделать? (улыбнёмся друг другу)

У. Мы начинаем урок языка.

Д. Он очень важен и сложен пока.

У. Узнаем сегодня ещё мы немного.

Д. И станет полегче к знаньям дорога.


II. Этап проверки домашнего задания

- Проверим домашнее задание. Прочитайте текст, который вы записали.

- О каком зайчике идет речь? (о солнечном)

- Найдите карточку с предлогом, которого не было в вашем домашнем упражнении.

в, на, по, под

- Написание какой буквы надо запомнить? Составьте предложение с предлогом под.


III. Этап чистописания

(на доске запись а б в г … е ё ж з)

- Какой буквы не хватает в ряду? Кто догадался, написание какой буквы вы повторите на минутке чистописания? Посмотрите на экран и вспомните, как правильно писать буквы Д и д.

- Обратите внимание на соединения букв в слияниях.

Д д Де де

Дерево держится корнями, а человек - семьёй.


IV. Мобилизирующий этап

- Почему дерево «держится» корнями? (Это главная часть растения. Без корня растение жить не может.)

- Что значит для человека семья?

- Назовите членов своей семьи. Почему человек «держится» семьёй? (Семья поддерживает человека во всём, в семье все помогают друг другу.)

- Как можно назвать одним словом всех членов семьи? (Родственники)

- Внимание! Проблемный вопрос, на который вы должны узнать ответ: а есть ли родственники у слов? (спросить несколько учеников)


V. Этап сообщения темы урока и постановки учебных задач

- Родственники есть не только у человека, но и у слов. Этому сегодня и посвящён наш урок – родственным словам.

- А чему именно вы научитесь, вы узнаете, если правильно соедините части предложений из левого и правого столбиков.

- Сегодня на уроке Я:


узнаю, какие слова

научусь находить

узнаю, как называется

называются родственными

родственные слова

общая часть родственных слов




- Продолжите предложение: «Я хочу научиться…»

VI. Этап усвоения новых знаний

(Учитель читает стихотворение)

Как-то много лет назад 
Посадили странный сад.

Не был сад фруктовый-             
Был он только словом. 
Это слово- слово корень, 
Разрастаться стало вскоре 
И плоды нам принесло- 
Стало много новых слов.
Вот из сада вам рассада 
Вот ещё посадки рядом, 
А вот садовод
С ним садовник идет. 
Очень интересно 
Гулять в саду словесном.


- Прочитайте выделенные слова. Значения всех слов вам понятны? Где можно посмотреть значения непонятных слов? (в толковом словаре) Давайте запишем слова из стихотворения.

- Можно ли эти слова назвать «родственниками»? А кто догадался, почему?

- Правы ли вы, вы узнаете, прочитав правило на стр. 55.

- Назовите одинаковую часть выписанных слов. А я выделю её вот таким значком (дугой).

- А сейчас выполним упражнение 87. Вы спишите пары слов и обозначите в них корень.

1 пару слов объясняет учитель (печенье – печь)

2-4 дети устно, (сухарь – сухой, варенье – варить, столовая – стол)

5-7 дети самостоятельно в тетради.

- Пришло время ответить на вопрос: «Как называется общая часть родственных слов?»

- Работа с правилом на стр. 56.

- У каких предметов ещё есть корень? (у растений, у зуба)

- Значит у него несколько значений. Как называются такие слова в русском языке? (многозначные)

- Верно. Корень – это многозначное слово.

- А вот у родственных слов есть и другое название. Прочитайте из правила 3-е предложение.

родственные слова

однокоренные слова




На доске схема


близкие имеют

по значению общую часть



Физкультминутка


- А сейчас поиграем в игру «Пара – не пара». Если я назову пару родственных слов, то вы похлопаете в ладоши.

Лес-лесник, река-плот, кот-котик, горе-гора, дом-дым, зима-зимовать, куст-кустик, обед-стол, белка-белый, сад-садовник, поле-полевой, мороз-холод, вода-водитель, лес-лестница, зелень-зеленеть, гриб-грибочек.


VII. Этап закрепления новых знаний

а) - Бывает и такое, когда слово маскируется и пытается проникнуть в чужую семью.

- Найдите такие слова в упражнении 88.

- В тетрадь спишите только однокоренные слова первой группы - первый ряд, второй группы – второй ряд, третьей группы – третий ряд.

- А чтобы правильно выделить корень в словах, прочитаем алгоритм на стр. 57 (учитель вывешивает алгоритм на доску)

Взаимопроверка.

- Поменяйтесь тетрадями, проверьте по образцу (слова за доской). Если ваш сосед выполнил задание правильно, то поставьте на полях знак «+», если с ошибками – знак «-» .

- Поменяйтесь тетрадями обратно. Встаньте дети, которые получили тетради со знаком «+». Молодцы, значит, вы поняли, как находить однокоренные слова. Назовите корень в словах.

б) Вы тоже попробуете создать новые слова. Для этого нужно корень подставить в правильные места. Будьте внимательны, если добавить корень к неправильным буквам, то слово не получится (Приложение 1).

в) - Поиграем в игру «Найди лишнее слово».

VII. Этап информирования о домашнем задании.

- Дома вы выучите правила, с которыми познакомились сегодня на уроке и выполните упр. 91. Найдёте однокоренные слова и запишите их, выделите в них корень.

VIII. Этап подведения итогов урока

- Сегодня на уроке вы узнали, какие слова называются родственными. Кто ответит на этот вопрос?

- Как называется общая часть родственных слов?

- Нарисуйте в воздухе знак, которым обозначается корень слова.

- Как по-другому называются родственные слова?

IX. Этап рефлексии

- У каждого из вас на парте зелёное и красное яблочко. Если вы хорошо усвоили, что такое родственные слова, то закрасьте половину яблочка красным цветом.

- Если вы научились правильно находить однокоренные слова и можете помочь соседу по парте, то смело закрашивайте целое яблоко.

- Если вы ещё затрудняетесь находить родственные слова, то прикрепите к яблоне зеленое яблочко.

- Прикрепите свои яблочки на яблоню, которая находится на доске- Спасибо за работу. Урок окончен.












Приложение 1

ок









очек



ик

овой





овщик













ики

ок





овик















одец


овой











ой












ик

4