СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок русского языка в 4 классе по теме "Типы склонения имен существительных"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок русского языка по теме "Типы склонения имен существительных".

Просмотр содержимого документа
«Урок русского языка в 4 классе по теме "Типы склонения имен существительных"»

Романова Оксана Викторовна 4 класс Урок №

Русский язык 2 четверть


Тема урока: «Типы склонения имен существительных».

Цели преподавания: 1. Формирование представлений о трех типах склонения, ознакомление с распознаванием типа склонения по роду и окончанию (в начальной форме).

2. Развитие внимания, памяти, речи, мышления.

3. Воспитание заботы и внимания друг к другу.

Цели обучения: 1. Знать, какие имена существительные относятся к 1, 2, 3 склонению; уметь определять тип склонения существительных по роду и окончанию; уметь сопоставлять и сравнивать падежные окончания, группировать существительные по типу склонения; анализировать и делать выводы.

2. Уметь определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя. Уметь оформлять свои мысли в устной форме; слушать и слышать одноклассников, понимать речь других. Уметь работать в группе и в паре. Уметь ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя; добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке.

3. Уметь проводить самооценку на основе критерия успешности учебной деятельности.

Предметные результаты: Учащиеся знают, какие имена существительные относятся к 1, 2, 3 склонению; умеют определять тип склонения существительных по роду и окончанию; умеют сопоставлять и сравнивать падежные окончания, группировать существительные по типу склонения; анализируют и делают выводы.

Ресурсы: Учебник «Русский язык, 4 класс», «Тетрадь для СР и ПР» (у учащихся), демонстрационные таблицы.


Ход урока:


  1. Организационный момент. Создание эмоционального настроя.

Прозвенел звонок.

Начался урок.

Стали ровно, тихо сели.

На меня все посмотрели.


2. Минутка чистописания. (по образцу учителя).


3. Повторение.

- Назовите постоянные и непостоянные признаки имен существительных?

- Вспомните все, что вы знаете о падежах имени существительного?

- Как отличить существительные в И.п. от существительных в В.п.?

- Как отличить существительные в Р.п. от существительных в В.п.?

- Как отличить существительные в П.п. от существительных в В.п.?

- Какие существительные называются неизменяемыми? Приведите примеры.


4. Постановка темы и целей урока.

- Сегодня на уроке мы познакомимся с типами склонения имен существительных.


5. Работа над новым материалом.

1. Изучение нового материала. (у.190, с.92).

- Рассмотрите таблицу, расскажите, какие существительные относятся к 1, 2 и 3 склонению.

- Сравните падежные окончания существительных по типам их склонения.

- Анализ слов: Определить их род, выделить окончания. Просклонять данные существительные.

- Сравнить их падежные окончания. Что общего? В чем отличие?

- На какие группы можно разделить существительные по падежным окончаниям? Какие существительные относятся к первой группе? (ж.р. и м. р. на -а, -я).

- Почему существительные женского и мужского рода относятся к одной группе? (У них одинаковые окончания.)

- Какие существительные вошли вторую группу? (Существительные мужского и среднего рода на согласный звук и среднего - с окончанием -о, -е.)

- Почему существительные мужского и среднего рода можно объединить в одну группу? (Они имеют одинаковые окончания.)

- Какие существительные можно отнести в 3 группу? (Существительные женского рода с мягким знаком на конце в именительном падеже.)

2. Первичное закрепление. (у.191, с.92). (кол-но).

- Распределите слова в 3 столбика – по склонениям. Докажите свой ответ.

3. Сравнение падежных окончаний существительных 1, 2, 3 склонения. (у.192, с.93). (устно).


Физминутка.

Именительный подпрыгнул,

А Родительный летал.

Дательный полез на горку,

А Винительный устал.

Наш Творительный поплавал,

А Предложный убежал.

Падежи нам все нужны-

И при этом все важны.


4. Знакомство с порядком действий при определении типа склонения. (с.93).

- Чтобы определить склонение имен существительных, нужно поставить слово в начальную форму - именительный падеж единственного числа.

1. Определить его род: школа - ж.р.

2. Выделить окончание в начальной форме (в именительном падеже единственного числа) - окончание -а.

3. По роду и окончанию определить склонение - значит, 1-е склонение.

4. Конструирование определения: Какие имена существительные относятся к 1, 2 и 3 склонению? Дописать пропущенные слова.

- Существительные (какого?)... рода с окончаниями (какими?) (в именительном падеже относятся (к какому?) ... склонению. Например....

5. Ввести понятие об ударных и безударных падежных окончаниях.

- Поставить ударение в именах существительных.

- На какую часть слова падает ударение? Определить безударные окончания, сравнить с ударными и прийти к выводу:

Гласные в падежных окончаниях имен существительных находятся в сильной и слабой позиции Существительные одного и того же склонения имеют одинаковые ударные и безударные падежные окончания.

Например: (1-е скл.) о земле - гласный под ударением - «сильный» гласный, сильная позиция; о чашке, о лампе- безударный гласный, «слабый» звук, слабая позиция звука; (2-е скл.) на столе - на поле, на дереве.

6. Выполнение упражнений.

- у.193, с.93.

- у.196, с.95.

7. Самостоятельная работа. («Тетради для СР и ПР», СР №12, с.28-29).


6. Подведение итогов урока. Рефлексия.

- Что мы узнали на уроке?

- Какие существительные относятся к 1, 2, 3 склонению? Приведите примеры.

- Оцените свою работу на уроке. («Сигнал рукой»).

- Д/з: с.92, 93 (правило), у.195.

- Оценки за урок.

3