Романова Оксана Викторовна 4 класс Урок №
Русский язык 2 четверть
Тема урока: «Типы склонения имен существительных».
Цели преподавания: 1. Формирование представлений о трех типах склонения, ознакомление с распознаванием типа склонения по роду и окончанию (в начальной форме).
2. Развитие внимания, памяти, речи, мышления.
3. Воспитание заботы и внимания друг к другу.
Цели обучения: 1. Знать, какие имена существительные относятся к 1, 2, 3 склонению; уметь определять тип склонения существительных по роду и окончанию; уметь сопоставлять и сравнивать падежные окончания, группировать существительные по типу склонения; анализировать и делать выводы.
2. Уметь определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя. Уметь оформлять свои мысли в устной форме; слушать и слышать одноклассников, понимать речь других. Уметь работать в группе и в паре. Уметь ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя; добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке.
3. Уметь проводить самооценку на основе критерия успешности учебной деятельности.
Предметные результаты: Учащиеся знают, какие имена существительные относятся к 1, 2, 3 склонению; умеют определять тип склонения существительных по роду и окончанию; умеют сопоставлять и сравнивать падежные окончания, группировать существительные по типу склонения; анализируют и делают выводы.
Ресурсы: Учебник «Русский язык, 4 класс», «Тетрадь для СР и ПР» (у учащихся), демонстрационные таблицы.
Ход урока:
Организационный момент. Создание эмоционального настроя.
Прозвенел звонок.
Начался урок.
Стали ровно, тихо сели.
На меня все посмотрели.
2. Минутка чистописания. (по образцу учителя).
3. Повторение.
- Назовите постоянные и непостоянные признаки имен существительных?
- Вспомните все, что вы знаете о падежах имени существительного?
- Как отличить существительные в И.п. от существительных в В.п.?
- Как отличить существительные в Р.п. от существительных в В.п.?
- Как отличить существительные в П.п. от существительных в В.п.?
- Какие существительные называются неизменяемыми? Приведите примеры.
4. Постановка темы и целей урока.
- Сегодня на уроке мы познакомимся с типами склонения имен существительных.
5. Работа над новым материалом.
1. Изучение нового материала. (у.190, с.92).
- Рассмотрите таблицу, расскажите, какие существительные относятся к 1, 2 и 3 склонению.
- Сравните падежные окончания существительных по типам их склонения.
- Анализ слов: Определить их род, выделить окончания. Просклонять данные существительные.
- Сравнить их падежные окончания. Что общего? В чем отличие?
- На какие группы можно разделить существительные по падежным окончаниям? Какие существительные относятся к первой группе? (ж.р. и м. р. на -а, -я).
- Почему существительные женского и мужского рода относятся к одной группе? (У них одинаковые окончания.)
- Какие существительные вошли вторую группу? (Существительные мужского и среднего рода на согласный звук и среднего - с окончанием -о, -е.)
- Почему существительные мужского и среднего рода можно объединить в одну группу? (Они имеют одинаковые окончания.)
- Какие существительные можно отнести в 3 группу? (Существительные женского рода с мягким знаком на конце в именительном падеже.)
2. Первичное закрепление. (у.191, с.92). (кол-но).
- Распределите слова в 3 столбика – по склонениям. Докажите свой ответ.
3. Сравнение падежных окончаний существительных 1, 2, 3 склонения. (у.192, с.93). (устно).
Физминутка.
Именительный подпрыгнул,
А Родительный летал.
Дательный полез на горку,
А Винительный устал.
Наш Творительный поплавал,
А Предложный убежал.
Падежи нам все нужны-
И при этом все важны.
4. Знакомство с порядком действий при определении типа склонения. (с.93).
- Чтобы определить склонение имен существительных, нужно поставить слово в начальную форму - именительный падеж единственного числа.
1. Определить его род: школа - ж.р.
2. Выделить окончание в начальной форме (в именительном падеже единственного числа) - окончание -а.
3. По роду и окончанию определить склонение - значит, 1-е склонение.
4. Конструирование определения: Какие имена существительные относятся к 1, 2 и 3 склонению? Дописать пропущенные слова.
- Существительные (какого?)... рода с окончаниями (какими?) (в именительном падеже относятся (к какому?) ... склонению. Например....
5. Ввести понятие об ударных и безударных падежных окончаниях.
- Поставить ударение в именах существительных.
- На какую часть слова падает ударение? Определить безударные окончания, сравнить с ударными и прийти к выводу:
Гласные в падежных окончаниях имен существительных находятся в сильной и слабой позиции Существительные одного и того же склонения имеют одинаковые ударные и безударные падежные окончания.
Например: (1-е скл.) о земле - гласный под ударением - «сильный» гласный, сильная позиция; о чашке, о лампе- безударный гласный, «слабый» звук, слабая позиция звука; (2-е скл.) на столе - на поле, на дереве.
6. Выполнение упражнений.
- у.193, с.93.
- у.196, с.95.
7. Самостоятельная работа. («Тетради для СР и ПР», СР №12, с.28-29).
6. Подведение итогов урока. Рефлексия.
- Что мы узнали на уроке?
- Какие существительные относятся к 1, 2, 3 склонению? Приведите примеры.
- Оцените свою работу на уроке. («Сигнал рукой»).
- Д/з: с.92, 93 (правило), у.195.
- Оценки за урок.
3