СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

В. Распутин. Уроки французского.

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Раскрыть духовные ценности, которые делают человека богаче и щедрее;

Формировать умение анализировать художественное произведение, развивать коммуникативные навыки:

Продолжить работу па развитию культуры речи школьников, способствовать воспитанию этических норм взаимоотношений учащихся;

Способствовать взаимопониманию между учителем и учениками, воспитанию уважения к профессии учителя.

способствовать взаимопониманию между учителями и учениками, воспитанию уважения к профессии учителя

Просмотр содержимого документа
«В. Распутин. Уроки французского.»

РАЗРАБОТКА УРОКА ПО ТЕМЕ:





В. Распутин

«Уроки французского».









6 класс



Подготовила:

Учитель МАОУ СОШ №48: Парфенова Светлана Анатольевна







Тема: «В. Распутин «Уроки французского».

Цели:

  • Раскрыть духовные ценности, которые делают человека богаче и щедрее;

  • Формировать умение анализировать художественное произведение, развивать коммуникативные навыки:

  • Продолжить работу па развитию культуры речи школьников, способствовать воспитанию этических норм взаимоотношений учащихся;

  • Способствовать взаимопониманию между учителем и учениками, воспитанию уважения к профессии учителя.

  • способствовать взаимопониманию между учителями и учениками, воспитанию уважения к профессии учителя

Ход урока

1.Фаза вызова. (Организационный момент)

Постановка цели и задач урока

«Чем человек умнее и добрее,

тем больше замечает он добра в людях».

Л.Н.Толстой

- Знакомство с творчеством В. Распутина. (Презентация, подготовленная учениками класса)

- О чём говорит название «Уроки французского?» ( О школе, уроках, сверстниках)

- Прежде, чем начнём читать рассказ, поговорим о времени после войны (составление кластера)

Карточная система голод тяготы колхозного труда Сибирь – Родина писателя, глухая

сибирская деревушка, садов нет, так как деревья зимой вымерзают.

- Чтение статьи в газете «Труд» от 15 марта 2007 г. (интервью с учительницей – героиней его рассказа, Лидией Михайловной Молоковой)

«Два дня назад в интервью "Труду" Валентин Григорьевич Распутин тепло вспоминал школьные годы, учителей и, конечно же, ту учительницу, что потом стала героиней теперь уже хрестоматийного рассказа "Уроки французского". И вот - удача! - откликнулась та самая Лидия Михайловна Молокова. Правда, она не сразу согласилась: мол, память в 78-то лет не та стала, боюсь что-нибудь перепутать... Как выяснилось, память у моей собеседницы прекрасная, а опасения ее объясняются просто: она в обиде на прессу. В сюжете, показанном одной из местных телекомпаний, его авторы прямо заявили, что, мол, не будь Лидии Михайловны, не стал бы Валентин Распутин знаменитым писателем, а еще в детстве умер бы в своей Сибири голодной смертью….

Перед командировкой во Францию нам читали лекцию о современной советской литературе, и, когда речь зашла о "деревенщиках", услышала фамилию Распутин. Закралось сомнение: не тот ли это Валя из Усть-Уды, которого я два года учила французскому? В Париже, а я преподавала в Сорбонне, зашла в книжный магазин, где продавали советскую литературу, спросила, нет ли книг Распутина. А в ответ услышала: он идет нарасхват, может, еще привезут. Попросила оставить, если поступит... Так и оказался у меня небольшой томик, назывался он "Живи и помни". Стала читать "Уроки французского" - и обомлела: ведь Лидия Михайловна, это, по всему выходит, я? Но чем дальше читала, тем больше убеждалась, что образ этот собирательный, только тогда и успокоилась. Один экземпляр книги выслала в Иркутск Вале, так шел он до Сибири полгода! Потом получила ответ: "Я знал, что найду Вас!" С этого и началось, если можно так сказать, наше второе знакомство, завязалась переписка. ….

Лидия Михайловна, и все-таки насколько правдиво написан рассказ, который носит явно автобиографичный характер, как жилось тогда в Усть-Уде?

Плохо жилось, как и повсюду в послевоенные годы. Впроголодь. Одеты были кто во что горазд. Старые шапки, заношенные другими фуфайки, ичиги на ногах, холщевые сумки вместо портфелей... К нам в школу приходили дети из многих ближних деревень, а те, что из дальних, жили где придется - кто у знакомых, кто в интернате. И важно было занять их не только в учебное время, объединить. Я организовала драмкружок, и мои "разбойнички" вскоре преобразились. Но все равно хулиганили, могли во время урока под парту забраться и закукарекать…

Будущий писатель Распутин тоже хулиганил?

- Ну что вы! Он был очень скромным и застенчивым мальчиком и ничем не выделялся из общей среды».

2. Фаза осмысления.

Чтение рассказа с комментированием.

- От чьего лица ведётся повествование? (от первого, автор изложил свою биографию)

Вывод: жанр этого произведения?

Рассказ автобиографический

Автобиография - это……………………..

Выписать в тетрадь черты характера мальчика (сила характера, честность, благородство, доброта, упорство в достижении цели)

-Средства создания художественного образа героя

  • Портрет

  • Интерьер

  • Поступок

3.Рефлексия

Вывод:

Писатель рассказывает о мужестве мальчика, сохранившего чистоту души, незыблемость своих нравственных законов, несущего бестрепетно и отважно ,как солдат, обязанности и свои синяки.

Мы сопереживаем вместе с ним, размышляем о добре и зле, испытываем «чувства добрые».

Лидия Михайловна – выступает в рассказе не столько учителем французского, сколько старшим другом, она сумела дать самый важный жизненный урок своему ученику – урок взаимопонимания, уважения, человеческого достоинства, помощи, не унижающей того, кому она адресована.

Домашнее задание:

-дочитать рассказ до конца;

-письменно ответить на вопрос «Каким, по-вашему, должен быть настоящий учитель?