СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

«Воспитание творческой личности в коллективе»

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
««Воспитание творческой личности в коллективе»»

муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение – гимназия №34





Доклад на тему:



«Воспитание творческой личности в коллективе»»



Подготовила

учитель высшей

квалификационной категории

Питинова

Наталья Михайловна









2019- 2020 учебный год



«Детство – важный период

человеческой жизни, не подготовка к

будущей жизни, а настоящая, яркая,

самобытная, неповторимая жизнь; и

от того, как прошло детство, кто

вел ребенка за руку в детские годы,

что вошло в его разум и сердце из

окружающего мира, в решающей

степени зависит, каким человеком

станет сегодняшний малыш».

В.А. Сухомлинский

В последнее время во всех сферах экономики требуются специалисты, способные творчески мыслить, искать нестандартные пути решения различных проблем, умеющие изобретать и выдвигать новые идеи. Растить творческого человека надо начинать с детства. 

Задача педагога не только выявить творческие способности обучающихся у него детей, но и развивать их, подобрав индивидуальный подход к каждому ребенку. Этот подход может способствовать развитию творческих начал в ребенке, удовлетворению его духовных запросов. Переживая духовное удовлетворение от творческого труда, ребенок, подросток ощущает счастье в жизни. Ему захочется обогатить свою жизнь не просто трудом, а трудом творческим – так вырастает творческая личность, которая в итоге способна достичь больших успехов в жизни. 

Для воспитания творческой личности необходимо предоставлять учащимся право выбора цели, средств и способов деятельности, использования методов, способствующих развитию мышления, воображения, эмоций. Тогда и создаются предпосылки и условия для решения задач воспитания творческой личности. Ведь для того, чтобы познать окружающую действительность, себя, сформировать нравственные идеалы, иметь возможность изменять свой внутренний мир, человек должен уметь мыслить, воображать, чувствовать. Причём не только осознавать свои мысли, образы и эмоции, но и управлять ими, выбирать и преобразовывать их.

Детский коллектив - основная база накопления детьми позитивного социального опыта. Опыт приобретается воспитанником в семье, через общение со сверстниками в неорганизованных внешкольных условиях, через средства массовой информации, чтение книг и другие источники. Однако только в коллективе его освоение специально планируется и направляется педагогами-профессионалами. Ребенок с поступлением в школу становится членом многих коллективов, часть из которых он выбирает самостоятельно (кружки, секции и т.п.), а членом других и прежде всего классного коллектива он становится в силу определенных условий. Как член общества и коллектива воспитанник вынужден принимать те правила и нормы взаимоотношений, которые свойственны тому или иному коллективу. Он не может их игнорировать или пренебрегать ими уже потому, что хочет быть принятым коллективом, занять в нем удовлетворяющее его положение и эффективно осуществлять свою деятельность. Это вовсе не означает, что школьник пассивно должен приспосабливаться к сложившимся или складывающимся отношениям. Если он убежден в своей правоте, он должен занять активную позицию и не только высказывать свою точку зрения, противоположную мнению большинства, но и отстаивать ее перед коллективом. Таким образом, коллектив открывает возможности накопления опыта коллективного поведения в позициях подчинения, активного противопоставления и руководства. В конечном итоге это должно привести к формированию таких социально ценных качеств, как гражданственность, гуманизм, инициативность, ответственность, социальная справедливость и другие.
Проявляя социальную активность, каждый воспитанник воспринимает для себя коллектив как арену для самовыражения и самоутверждения себя как личности. Благодаря педагогическому руководству коллективной жизнедеятельностью стремление утвердиться в своих глазах и глазах сверстников находит в коллективе благоприятную почву. Только в коллективе формируются такие существенные личностные характеристики, как самооценка, уровень притязаний и самоуважение, т.е. принятие или неприятие себя как личности.
Воспитательный коллектив - это научно организованная система воспитывающей детской жизни. Организация коллективной учебно-познавательной, ценностно-ориентационной деятельности и общения создает условия для формирования и упражнений в проявлении интеллектуальной и нравственной свободы. Только в коллективной жизнедеятельности формируются интеллектуально-нравственные ориентации личности, ее гражданская позиция и целый ряд общественно значимых умений и навыков.
Ничем не заменима роль коллектива в организации трудовой деятельности детей. В условиях коллектива она стимулирует проявление взаимоответственности за конечные результаты труда, взаимопомощи. Через участие в трудовых делах воспитанники включаются в экономические отношения и становятся их активными участниками. Школьники узнают об экономических проблемах предприятий, арендных и подрядных коллективов. Познание практической экономики, соединенное с участием в труде на предприятиях, в трудовых коллективах, обеспечивает воспитание у детей коллективизма и творческого отношения к труду.
Коллективная жизнедеятельность школьников открывает практически неограниченные возможности для реализации физического и художественного потенциала личности. Физкультурно-оздоровительная и художественно-эстетическая деятельность, организуемая в условиях свободного общения, стимулирует содержательный обмен духовными ценностями, формирование эстетического отношения к действительности, овладение широким спектром специальных знаний, умений и навыков. Эти виды деятельности способствуют эмоциональному развитию воспитанников, вызывая чувства коллективного сопереживания, сочувствия, совместного ощущения эмоционально-нравственной атмосферы и ее сотворчества.
Роль коллектива в развитии личности состоит и в том, что он открывает возможности практического освоения демократических форм организации жизнедеятельности. Прежде всего это реализуется через активное участие в школьном самоуправлении и многообразной общественной жизни. Педагогически ориентированный коллектив создает благоприятные возможности для формирования социально ценной личности и проявления ее индивидуальности.
В непосредственном общении в коллективе ребенок приобретает умение поставить себя на место другого, воспроизвести в своем сознании логику и мотивы его поведения, пережить общие чувства, понять смысл его поступков и действий. Через сопоставление с другими открывается возможность для осознания индивидом себя как субъекта деятельности, познания и чувств. В этом сравнении себя через оценку других заложен механизм формирования самосознания человека, понимания своей индивидуальности. 
Таким образом, в коллективе ребенок входит в широкую систему отношений. Взаимодействие детей разворачивается на информационном, деятельном и эмоциональном уровне. 
Информационный уровень предполагает взаимодействие детей в процессе обмена информацией, обсуждения возникших проблем, совместного поиска решений, прогнозирования и планирования будущего.
На деятелъном уровне взаимодействие в коллективе разворачивается как сотрудничество детей в различных видах коллективной деятельности по интересам, в разработке и практической реализации совместных проектов (театральная постановка, выставка игрушек для малышей и т.п.), в корректировке действий, направленных на достижение общих целей. 
Эмоциональный уровень взаимодействия в коллективе отражает доминирующие эмоциональные состояния детей, их совместные переживания, отношения симпатий или антипатий между членами коллектива, гуманистические и общественно значимые мотивы. 
Чем разнообразнее и содержательнее взаимодействия детей в коллективе, тем активнее идет их социальное созревание и формирование коммуникативной культуры.
В детском коллективе, объединенном интересной содержательной деятельностью, дружескими отношениями, перспективами будущих совместных дел и переживаний, у детей формируются чувство психологической защищенности, душевного комфорта, что, в свою очередь, способствует проявлению творческой инициативы и вклада каждого в коллективную жизнь. Такой коллектив вызывает у детей чувство гордости и радости общих достижений. Именно о таком коллективе часто вспоминают с большой теплотой его бывшие участники (воспоминания о бывшем школьном классе, студенческой группе, внешкольном коллективе и т. п.) 
Осуществляя руководство детским коллективом, педагог учитывает две характерные тенденции, играющие важную роль в воспитании. С одной стороны, это стремление развивающейся личности ребенка к самоутверждению, к признанию и уважению себя со стороны других, к выделению своего «Я» в качестве автономного субъекта в коллективе. С другой стороны, это стремление ребенка к достижению психологической общности с другими, к совместной деятельности и общим достижениям. 
Учитывая это, педагог всегда решает двуединую задачу - способствует развитию мотивов единения и общности детей в коллективе и создает условия для реализации индивидуальности и творческой самобытности каждой личности. Инициатива, творческая позиция личности, нарастание самостоятельности и самоуправления детей, ценностное содержание их совместной деятельности являются индикаторами воспитательного потенциала детского коллектива.
Характеризуя особенности детского коллектива на разных возрастных этапах, можно выделить некоторые общие моменты, связанные с вхождением личности в социум. Этот процесс включает в себя несколько последовательно сменяющих друг друга фаз. 
1. Адаптация личности в коллективе. Предполагает активное усвоение личностью действующих в данной общности норм и овладение соответствующими формами и средствами деятельности. Привнеся с собой в коллектив все, что составляет его индивидуальность, субъект не может проявить себя в полной мере, прежде чем не освоит действующие в группе нормы (учебные, нравственные и др.) и способы деятельности, которыми владеют другие члены группы. 

2. Индивидуализация. Порождается противоречием между достигнутой личностью адаптацией в коллективе и неудовлетворенной потребностью в максимальной персонализации. К примеру, попавший в новый коллектив подросток сначала осматривается, усваивает принятые среди членов группы нормы общения, лексику, общие интересы и стремления, затем он мобилизует свои внутренние ресурсы на то, чтобы «заявить» о себе в коллективе, проявить свою индивидуальность (начитанность, спортивные достижения) и вызвать интерес к своей личности. 
3. Интеграция личности в коллективе. Коллектив принимает личность, оценивает ее индивидуальные особенности, а личность, в свою очередь, устанавливает отношения сотрудничества с членами коллектива. В этот период личность имеет возможность наиболее полно проявить свою индивидуальность и творческий вклад в коллектив. 
Каждая из фаз социального развития личности в коллективе имеет серьезные последствия для ее становления и возможностей самореализации. К примеру, неумение личности преодолеть трудности адаптации в коллективе может привести к развитию неуверенности в себе, в своих возможностях, а также к обидчивости и конфликтности поведения. Неспособность проявить свою индивидуальность в коллективе может стать причиной личностных деформаций, негативизма, агрессивности, неадекватной самооценки. 
Свою позитивную роль в развитии личности коллектив проявит в полной мере при условии успешного прохождения субъектом всех фаз, что приводит к развитию общественной направленности и формированию субъектной позиции личности в общении и сотрудничестве с другими людьми. Задача педагога состоит в том, чтобы способствовать созданию в детском коллективе условий для благоприятной адаптации, индивидуализации и интеграции в нем каждой личности. 



Заключение

Воспитание творческой личности − насущная задача сегодняшнего дня. Решая ее, теоретическая и практическая педагогика должна отталкиваться не от каких-то образцов и стандартов, а от индивидуальности учащегося. Это значит, что заказчиком должны выступать не государство, не система образования, а сама личность школьника.

Задачи воспитания должны формулироваться не в терминах конечного результата, а ставиться как задачи развития мотивов деятельности учащихся с учетом возрастной динамики, средства воспитания должны выбираться с позиции их воздействия не на память учащихся, а на их мышление, воображение, эмоции. Они должны быть направлены на активизацию подсознательных механизмов психики человека в процессе его становления и развития. Надо изменить подходы к содержанию образования. Рассматривать изучение материала учебных дисциплин не как самоцель, а как средство воспитания нравственной, интеллектуальной, эмоционально-волевой сфер личности.

Думается, что творческая личность на выходе из школы должна обладать собственно творческими качествами, в первую очередь − существенными общечеловеческими, которые характеризуют творческую личность. А именно.

Нравственные : честность, социальная активность, коллективизм и т.д., которые обеспечивают отношение человека к окружающему миру, обществу, людям, себе.

Интеллектуальные: рациональность, логичность, остроумие, эрудированность, ведущими к осмыслению и систематизации информации, на основе которой формируется мировоззрение, сознание и самосознание, осмыслению жизненных целей.

Волевые : целеустремленность, самообладание, самостоятельность, независимость, направленными на психическую регуляцию поведения, изменение деятельности в связи с меняющимися обстоятельствами, связь между внутренним состоянием и средой.

Эмоциональные : человеколюбие, оптимизм, способствующими обогащению внутреннего мира человека.

Совокупность, указанных качеств, их единство ведет к образованию целостности, имя которой Творческая Личность.

Для этого необходимо раскрепостить учителя, освободить его от пут всевозможных ограничений, инструкций, требований, которые носят сугубо административный характер и зачастую вступают в противоречие с психолого-педагогическими принципами воспитания. Надо дать ученику и учителю возможность творить в полном смысле слова, ибо только творец и процесс творчества (в данном случае педагогического) могут обеспечить воспитание творческой личности в условиях общеобразовательной школы.

Список литературы

1. Л.С. Выготский Воображение и творчество в детском возрасте. М., 1991.

2. Л.С. Выготский Педагогическая психология. М., 1991.

3. Ю. А.Иванов Воспитание творческой личности в школе: пособие для руководителей и педагогов общеобразовательных школ / Ю.А. Иванов. – Мн.: Экоперспектива, 2004.

4. Я. А.Пономарёв. Психология творчества и педагогика. – М.: Педагогика, 1976.

5. Психология. Словарь / Под общ. ред. А. В. Петровского и др. М., 1990.

6. Л. М.Фридман, И.Ю.Кулагина Психологический справочник учителя. – М.: Просвещение, 1991.

7.Б. А.Фролова Коллектив и мотивация творчества // Научное творчество / Под ред. С. Р. Микуинского и др.