МОУ «1-Засеймская средняя общеобразовательная школа»
«Рассмотрено» «Согласовано» « Рекомендовано »
на заседании МО на заседании МС к утверждению
Протокол №__ Протокол № ___ на заседании педсовета
« ___» августа 201_г « ___ » августа 201_г Протокол №__
Руководитель МО Зам. директора по УВР «___» августа 201_
______ / Е.Н.Сорокина / ________ /Л.В.Черникова/ Утверждаю
Приказ № __ ____августа 201_
Директор школы _________
Т.В. Проскурина
Программа воспитательной работы классного руководителя
(5-9классы)
«Новое поколение»
Классный руководитель: Григорьева Ольга Николаевна
Срок реализации- 2017 – 2022г.
2017г.
Программа воспитательной работы классного руководителя
(5-9 классы)
«Новое поколение»
Классный руководитель: Григорьева Ольга Николаевна
МОУ « 1-Засеймская средняя общеобразовательная школа»
Воспитание – великое дело:
им решается судьба человека.
В. Белинский.
Концепция программы
В основе современной Концепции воспитания детей и учащейся молодёжи в Российской Федерации заложен принцип гуманизации, гуманитаризации и демократизации процессов обучения и воспитания. В современных условиях социальных, экономических преобразований в стране проблемы воспитания детей и молодёжи с использованием системы гуманистического воспитания приобретают первостепенное значение.
В отечественной школе сохраняется институт классного руководителя как основного воспитателя класса. Дальнейшее его развитие с учетом современных условий способствует реальному осуществлению личностно-ориентированного воспитания. Роль классного руководителя заключается в создании таких условий, которые помогли бы детям найти себя и свое место в классном и школьном коллективах, свою нишу в социальной жизни.
Современные концепции деятельности классного руководителя ориентируют его на применение продуманной воспитательной системы, на создание в классе условий для успешного усвоения базисной культуры и самореализации каждого ребенка.
Воспитание – один из сложнейших социальных процессов. Его сложность в бесконечной многогранности, в постоянном взаимодействии управляемого и стихийного. В процессе своего становления как личности, ребенок испытывает взаимодействия со стороны школы, семьи, сверстников, средств массовой информации.
Воспитание состоит не в прямом воздействии, а в социальном взаимодействии педагога и воспитанника.
В условиях сегодняшнего дня, поставленная цель и задачи воспитательного процесса в школе требует особого отношения к роли классного руководителя в воспитании. Невозможно говорить о функциях, содержании деятельности классного руководителя вне конкретной воспитательной системы школы. Воспитание должно выступать не как пассивное усвоение воспитанниками передаваемого воспитателями опыта, не как активная деятельность воспитанников, организуемая воспитателями, не как активная деятельность воспитанников без воспитателей, а как общая творческая бескорыстная и самоотверженная забота членов общества о всестороннем развитии личности каждого из них в процессе познания и преобразования окружающей деятельности.
Главное в воспитательной работе – в характере взаимодействия классного руководителя и воспитанников, т.е. в воспитанных отношениях. Эти отношения, основанные на коллективной, партнерской, равноправной творческой деятельности классного руководителя и детей, деятельности, направленной на заботу друг о друге и окружающих, создают условия для формирования системы воспитательной работы и определяют роль, функции, цели, задачи и содержание деятельности классного руководителя, что позволяет правильно и эффективно организовать работу с ними.
Воспитательная система класса – как способ организации жизнедеятельности и воспитания членов классного сообщества, представляющий собой целостную и упорядоченную совокупность взаимодействующих компонентов и содействующий развитию личности и коллектива. Она относится к социальному типу систем, то есть является "живым” системным образованием. Воспитательная система класса – это достаточно сложное социально-педагогическое явление, состоящее из большого количества элементов.
Программа « Новое поколение» направлена на сплочение классного коллектива, изучение взаимоотношений между учащимися, проведение ряда мероприятий, преследующих общую цель для создания условий для духовного, нравственного развития каждого из ребят, на подготовку обучающихся класса к итоговой аттестации, к осознанному выбору дальнейшего места учебы, профориентационную работу.
Данная программа расчитана на обучающихся 5-9 классов. Она не противоречит воспитательной программе школы, перекликается с основными направлениями, целями и задачами школьной программы.
Цель программы:- воспитание духовно развитой личности с позитивным отношением к жизни и активной гражданской позицией, формирование качеств, отвечающих представлениям об истинной человечности, о доброте и культурной полноценности в восприятии мира. Культуросозидающая роль программы состоит также в воспитании гражданственности и патриотизма.
Задачи программы.
В соответствии с поставленной целью определены задачи программы воспитания:
1. Развитие индивидуальных творческих способностей учащихся.
2. Формирование гражданско-патриотических качеств личности.
3. Воспитание желания и стремления у учащихся к самопознанию, самовоспитанию, самосовершенствованию.
4. Формирование культуры здоровья.
Программа направлена на развитие и совершенствование положительных качеств личности ребенка, на взаимодействие и сотрудничество педагогического, ученического и родительского сообщества и расчитана на пять лет.
5-6 класс (2017-2019г.)
6-7 класс (2019-21г.)
8-9 класс (2021-2022г.)
Это время, когда реализуются планы коллектива, преодолеваются трудности, оттачиваются отношения. Закладывается основа саморазвития личности.
Программа осуществляется:
через изучение психологических особенностей учащихся (наблюдение, индивидуальные и групповые собеседования с учащимися и родителями, анкетирование, мини исследования);
через систематическое посещение уроков с программой наблюдения с последующим анализом на классных и родительских собраниях;
- беседы, дискуссии, диспуты;
- ролевые, деловые, образовательные игры;
- «круглые столы»;
- экскурсии, походы, соревнования, викторины, КВН.
Методы воспитания.
Главное в воспитательной работе – это создание условий для целенаправленного систематического развития человека как субъекта деятельности, как личности и как индивидуальности. В своей работе надо управлять не личностью, а процессом ее развития, а это означает, что надо отдавать приоритет приемам опосредованного педагогического воздействия: выдвигаются на первый план диалогические методы общения, метод педагогических ситуаций, личностно-ориентированный метод, научно-исследовательский, а так же развитие через создание воспитывающих ситуаций, разнообразную творческую деятельность.
Формы работы:
классный час, беседа, обсуждение, презентации, тренинги;
конкурсы, викторины, праздники, мероприятия, выступления, балы, карнавалы;
встречи с людьми разных профессий и организаций.
Принципы построения воспитательной работы.
Программа построена на принципах, позволяющих воспитать социально-активную, образованную, нравственно и физически здоровую личность.
Принцип | Характеристика принципа |
Гуманистический | Он подразумевает организацию личностно-ориентированного подхода к организации воспитательного процесса. |
Природосообразности | Воспитание должно основываться на научном понимании естественных и социальных процессов. |
Культуросообразности. | Приобщение ребёнка к различным ценностям культуры, этноса, общества, цивилизации в целом. Содержание, методы и формы воспитания должны отражать культурные ценности, присущие социуму региона, различным его социальным группам и учитывают исторические традиции. |
Системности | Данный принцип рассматривает воспитание не только как самостоятельную систему, все элементы которой не просто связаны, а находятся в зависимости, но и как часть другой системы во многом влияющей на её функционирование. |
Диалогичности | Сотрудничество, сотворчество классного руководителя, детей и их родителей. Человек может проявить себя и может быть понят только через диалог. И только в совместном творчестве равных партнёров, которые слышат друг друга, возможен процесс взаимообогащающего влияния, обеспечивающего успешность воспитания. |
Адаптивности | Предполагает создание условий и мотивацию. |
Успешности | Мажорный тон жизни ребёнка должен опираться не только на общий школьный климат, но и на собственные успехи в деятельности, в нравственном поведении. |
Творческой самостоятельности | Самоорганизация и развитие интересов. Практическое овладение учащимися соответствующими видами учебной работы, физического труда, спорта, искусства и реализация полученных знаний, умений, навыков в многоплановой деятельности. |
Основные направления воспитательной работы ( Приложение 1)
1. Здоровье
2. Нравственность
3. Интеллект
4. Досуг
Ожидаемые результаты
Раскрытие и реализация творческого потенциала детей.
Развитие индивидуальных способностей каждого школьника с учетом его возможностей; предоставление ему возможностей участвовать во внеурочной деятельности.
Получение опыта во взаимодействии с различными категориями людей, а так же с окружающей природой.
Формирование у детей установки на ЗОЖ.
Появление и усиление чувства патриотизма и гражданской ответственности.
Проявления ребят в различных ролях: исполнителя, зрителя, участника, организатора.
Развитие способности учащихся находить свое место в социуме, умение правильно выбрать свою будущую профессию.
Вовлечение родителей в совместную деятельность, направленную на создание общего досуга, в результате чего преодолеваются противоречия между семьей и школой.
Критерии оценки
Эффективность программы будет оцениваться по критериям посредством:
проведения заседаний МО классных руководителей, семинаров;
создания методической копилки опыта;
контроля за организацией учебно-воспитательного процесса;
диагностики уровня сформированности у обучающихся основных компетентностей.
Диагностические средства
Эффективность реализации программы отслеживается по результатам диагностических средств: наблюдения, анкетирования, тестов, методик.
Методика: «Знаете ли вы себя?»
Цель: узнать новое о своем характере и проанализировать те качества личности, которые будут мешать или помогать при поиске работы.
Автор: С. Чистякова.
Методика: тест-анкета для самооценки школьниками факторов риска ухудшения здоровья.
Цель: определить уровень состояния своего здоровья. Автор: Н. Смирнов.
Методика: изучение отношения к учебным предметам.
Цель: выявить предпочитаемые и отвергаемые предметы, причины того или иного отношения к ним, а также мотив учебной деятельности.
Автор: Г. Казанцева.
Методика: изучение направленности личности.
Цель: определить направленность человека: личностной (на себя), коллективисткой (на взаимодействие), деловой (на задачу).
Автор: В. Смекал и М. Кучер.
Методика: «Шкала совестливости».
Цель: измерить степень уважения к социальным нормам и этическим требованиям. Автор: В. Мельников, Л. Ямпольский.
Методика: Тест: «Готов ли я к будущей профессии?»
Цель: определить готовность учащихся к выбору будущей профессии. Автор: О. Ягодкина. .
Методика: изучение общей самооценки учащихся.
Цель: выявить уровень самооценки. Автор: Г. Казанцева.
Методика: оценка учебной мотивации и боязни неудач.
Цель: выявить уровень мотивации учебной деятельности. Автор: А. Реан.
Методика: оценка социально-психологических свойств личности.
Цель: оценить самого себя. Автор: Лучшие психологические тесты. – Петрозаводск: «Петроком», 1991
Сроки и этапы реализации программы
Программа направлена на развитие и совершенствование положительных качеств личности ребенка, на взаимодействие и сотрудничество педагогического, ученического и родительского сообщества, переход от «воспитательных мероприятий» к системе «ключевых дел». Разработана для обучающихся и расчитана на пять лет.
1 этап 5-6класс (2017 – 2018 г)
1. Развитие творческой активности, создание условий для ее проявления.
2. Формирование у учащихся нравственного отношения к окружающим людям.
3. Формирование у учащихся начальных навыков самопознания, самовоспитания, самосовершенствования.
4. Воспитание позитивного отношения к здоровому образу жизни.
2 этап 6 -7класс (2018 -2019 г. 2019 –2020 г)
1. Формирование стремления к развитию совершенствованию своих творческих способностей.
2. Создание условий для появления активности в организации жизни класса.
3. Создание условий для применения навыков самопознания, самосовершенствования.
4. Формирование позитивных действий в предупреждении вредных привычек.
3 этап 8-9класс (2020 – 2021 г. ,2021 -2022 г)
1. Формирование умения находить приложение своим творческим умениям и навыкам.
2. Формирование умения находить возможность для проявления своей позитивной гражданской позиции.
3. Формирование стремления более глубокого самопознания, поощрение попыток самосовершенствования.
4. Формирование сознательного выбора здорового образа жизни.
Реализация задач осуществляется через изучение психологических особенностей учащихся; дискуссии, диспуты; образовательные интеллектуальные и игры; соревнования; викторины; экскурсии. Опирается на следующие виды деятельности: познавательную, игровую, спортивную, творческую, коммуникативную, досуговую, общественно-организаторскую, предпрофильную.
Это то время, когда реализуются планы коллектива, преодолеваются трудности, оттачиваются отношения. Особое внимание в это время имеет СОуправление и САМОуправление коллектива, что закладывает основу для дальнейшего саморазвития каждой личности. Необходимо формировать и развивать коммуникативную культуру учащихся, мотивацию творческого самовыражения, обеспечивать такие условия и содержание деятельности, которые в наибольшей степени способствуют сплочению классного коллектива.
Большое значение в данной программе имеют досуговые мероприятия, которые позволяют формировать мировоззрения учащихся, нравственную и этическую культуру, развивают интеллектуальную сферу, влияют на формирование взглядов, вкусов, привычек человека, способствуют сплочению коллектива, налаживанию контакта с родителями, и во многом определяют его отношение к жизни. Кроме того, такие методы и формы реализации программы позволяют лучше узнать учащихся, понять особенности их характера.
Основные идеи, нашедшие отражение в программе, можно сформулировать следующим образом:
в программе воспитательной работы представлены все стороны человеческой жизнедеятельности и развития личности;
программа ориентирована на воспитание личности образованной, творческой, самостоятельной, гуманной, способной ценить себя и уважать других;
содержание программы соответствует интересам, потребностям, возможностям возрастного и индивидуального развития ребенка;
семья - равноправный участник воспитательного процесса в школе;
программа построена с опорой на следующие виды деятельности: познавательную, игровую, спортивную, творческую, коммуникативную, досуговую, общественно-организаторскую, допрофессиональную;
программа ориентирует детей на признание и принятие абсолютных ценностей: Человек, Семья, Отечество, Труд, Знания, Здоровье, Культура, Мир, Земля.
Содержание программы (Приложение 2)
Работа с родителями ( Приложение 3)
Взаимодействие семьи и школы – важная и сложная проблема в работе каждого педагога. Самое главное, чтобы взаимодействия педагогов и родителей не противоречили друг другу, а положительно и активно воспринимались ребенком.
На вопрос, на каких же основах должны складываться отношения учителя и семьи, чтобы иметь успех в воспитании, - отвечает литовский педагог Вильма Сикорските - Войшнене: «Работая с родителями важно достичь обоюдного откровения, познания и понимания, создать условия родителям познакомиться не только с учителем, но и между собой, со школой, подать как можно больше информации о школе, об обучении, воспитании и других интересующих родителей вопросах. Обязательно нужно дать родителям высказаться».
Цель: содействие возрождению лучших отечественных традиций семейного воспитания; помощь семье в осознании и оформлении своей системы жизненных ценностей; помощь родителям в овладении навыками творческой семейной педагогики.
Задачи:
Повышение психолого-педагогической культуры и компетентности родителей, формирование у них активного педагогического сознания.
Просвещение родителей в вопросах духовной культуры и духовно – нравственных основ семейного воспитания.
Помощь родителям в изучении и осознании особенностей своего ребенка и своей семьи.
Помощь родителям в овладении навыками совместного проживания с детьми семейных событий: будничных и праздничных.
Приложение 1
Основные направления воспитательной работы
Направление | Цели и задачи | Формы проведения |
Здоровье | Сотрудничество с медицинским работником, учителем физкультуры, психологической службой с целью изучения состояния физического и психического здоровья школьников. Создание необходимых условий для полноценного физического и психического развития школьников на уроках и во внеурочной деятельности. Воспитание сознательного отношения к сохранению собственного здоровья, стремления к выполнению режима дня, правильному питанию. | конкурсы, соревнования; спортивные викторины; совместные с родителями походы, спортивные соревнования; классные часы по спортивной тематике |
Нравственность | Формирование у обучающихся нравственной культуры миропонимания, умения отстаивать свою нравственную позицию в ситуации выбора. Воспитание эстетического вкуса, потребности в достойном поведении в повседневной жизни, формирование норм поведения. Воспитание высоких моральных качеств и чувства долга. | тематические классные часы; цикл бесед «Уроки нравственности»; экскурсии, поездки изучение нравственного наследия страны |
Интеллект | Изучение и развитие интересов, любознательности и интеллектуальных способностей обучающихся. Создание условий для формирования мотивации учения в урочной и внеклассной деятельности. Развитие учебных интересов и умений обучающихся. Воспитание уважительного отношения к одноклассникам, достигшим высоких учебных результатов собственным трудом. | участие в конкурсах; проведение викторин, предметных олимпиад; проведение интеллектуальных боёв |
Досуг | Формирование потребности обучающихся участвовать в коллективных творческих делах класса, школы. Воспитание нетерпимого отношения к вредным привычкам, стремления к интересному и полезному время провождению. Средствами внеклассных мероприятий демонстрация интересов и достижений учащихся, их таланта и творческих способностей. | празднование памятных дат в жизни обучающихся; посещение музеев, выставок; организация классных выставок; совместные с родителями поездки, походы |
Содержание программы
5 класс
Приложение 2
Направление | Воспитательные задачи | Основные мероприятия | Формы проведения |
Здоровье | формировать понимание значимости здорового образа жизни | «Терроризм- это опасно» «Путешествие в страну дорожных знаков» «Здоровое питание. Режим дня» « О вреде курения» «Аксиомы алкоголя» «Негативное влияние компьютерных игр» Твой выбор(ВИЧ и наркотики)» | конкурс рисунков беседы о режиме дня спортивные праздники |
Нравственность | показывать разнообразие культурных и человеческих ценностей, формировать патриотические чувства на основе прошлого и настоящего | «Права и обязанности школьников «Этикет-правила поведения» «Дружба крепкая» «Дорога к доброте» «Мораль и нравственность»» «Азбука общения» «Нравственные ценности семьи» «Мы нашей памяти верны» | беседа беседа беседа тестирование беседа беседа |
Интеллект | формировать любознательность, интерес к знаниям. | «Путешествие в страну дорожного движения» «Что такое интеллект?» «Путешествие в мир профессий» «Игры разума» « Все обо всем» | конкурсы игра-викторина игра викторина |
Досуг | создавать дружескую и творческую атмосферу, пробуждающую у детей интерес к различным видам деятельности. | « Осенний бал» «День матери» Конкурсная программа ко дню защитников отечества. «8 Марта» | праздник концерт инсценирование походы экскурсии |
Содержание программы
6 класс
Приложение 2
Направление | Воспитательные задачи | Основные мероприятия | Формы проведения |
Здоровье | формировать понимание значимости здорового образа жизни | «Школа светофорных наук» «Еще раз о ЗОЖ» «Курить или жить?» «Азбука здоровья» | конкурс рисунков беседы о режиме дня спортивные праздники |
Нравственность | показывать разнообразие культурных и человеческих ценностей, формировать патриотические чувства на основе прошлого и настоящего | «Школа вежливых наук» «Вирус сквернословия» «Семья – это то, что с тобою всегда» «Бой равнодушию» «Военный орден в твоей семье» «Конфликт и пути их решения» | беседа беседа беседа тестирование беседа беседа |
Интеллект | формировать любознательность, интерес к знаниям. | «Познай самого себя» «Самостоятельность мышления» «Ступеньки к мудрости» «Интеллектуальные забавы» | конкурсы игра-викторина игра викторина |
| | | |
Досуг | создавать дружескую и творческую атмосферу, пробуждающую у детей интерес к различным видам деятельности. | « Осенний бал» «День матери» Конкурсная программа ко дню защитников отечества «Международный женский день-8 Марта» | праздник концерт инсценирование походы экскурсии |
Содержание программы
7 класс
Приложение 2
Направление | Воспитательные задачи | Основные мероприятия | Формы проведения |
Здоровье | формировать понимание значимости здорового образа жизни | «Будь осторожен -пешеход» «Наше здоровье–в наших руках» «Гигиена питания и тела» «Твойвыбор(курение,алкоголь» | конкурс рисунков беседы о режиме дня спортивные праздники |
Нравственность | показывать разнообразие культурных и человеческих ценностей, формировать патриотические чувства на основе прошлого и настоящего | «Гражданином быть обязан» «Что такое одиночество?» «Человек и его манеры» «Найти себяПочему подростки жестоки?» «Военный орден в твоей семье» «Конфликт и пути их решения» | беседа беседа беседа тестирование беседа беседа |
Интеллект | формировать любознательность, интерес к знаниям. | «Познай самого себя» «Человек и его манеры» «Мой помощник- внимание» «Интеллектуальные забавы» | конкурсы игра-викторина игра викторина |
| | | |
Досуг | создавать дружескую и творческую атмосферу, пробуждающую у детей интерес к различным видам деятельности. | « Осенний бал» «День матери» Конкурсная программа ко дню защитников отечества «Мамы всякие нужны, мамы всякие важны» « Шутить изволите?» | праздник концерт инсценирование походы экскурсии |
Содержание программы
8 класс
Приложение 2
Направление | Воспитательные задачи | Основные мероприятия | Формы проведения |
Здоровье | формировать понимание значимости здорового образа жизни | «Безопасность на дороге» «Что надо знать о пище и режиме питания» «Остановить грозную беду» «Я выбираю здоровье» | конкурс рисунков беседы о режиме дня спортивные праздники |
Нравственность | показывать разнообразие культурных и человеческих ценностей, формировать патриотические чувства на основе прошлого и настоящего | «Права ребенка» «Моя семья-мое богатство» «Нравственные ценности семьи» «Найти себя» «Военный орден в твоей семье» «Конфликт и пути их решения» | беседа беседа беседа тестирование беседа беседа |
Интеллект | формировать любознательность, интерес к знаниям. | «Познай самого себя» «Умники и умницы» «Что? Где? Когда?» «Интеллектуальные забавы» | конкурсы игра-викторина игра викторина |
| | | |
Досуг | создавать дружескую и творческую атмосферу, пробуждающую у детей интерес к различным видам деятельности. | « Осенний бал» «День матери» Конкурсная программа ко дню защитников отечества «Мамы всякие нужны, мамы всякие важны» « Шутить изволите?» | праздник концерт инсценирование походы экскурсии |
9 класс
Направление | Воспитательные задачи | Основные мероприятия | Формы проведения |
Здоровье | формировать необходимые знания, умения, навыки по ведению здорового образа жизни. | «Подсевшие на игру» «Аксиомы алкоголя» «Здоровье-привилегия мудрых» «Подсевшие на иглу» Беседы по ПДД « Грамотные пешеходы» | Ток-шоу час общения спортивный праздник конкурс плакатов |
Нравственность | создавать условия для творческой самореализации обучающихся, приобщать к традициям, побуждать к самосовершенствованию,саморазвитию, самообразованию | «Деньги и мифы» «Богатство - спасение или грех» «Любовь на букву «с»» СПИД( причины и профилактика) « Мы – дружный класс» « права и обязанности родителей и детей) | дискуссия ток-шоу беседа час-тренинг |
Интеллект | знакомить с общественно-политической жизнью страны, приобщать обучающихся к общечеловеческим ценностям | «Толерантность-жизненная позиция выпускника» «Кем быть? Каким быть?» «Самооценка личности подростка» «Экзамен без стресса» | Интеллектуаль- ные конкурсы беседы дискуссии тренинги |
Досуг | создавать условия для проявления творческой индивидуальности, воспитывать уважение к себе, чувство собственного достоинства. | «Мамины глаза» «Новогодний бал-маскарад» «А, ну-ка, мальчики» «А, ну-ка, девочки» | Концертная программа - конкурсная программа походы экскурсии |
Приложение 3
Тематика родительских собраний
5 класс
Тема родительского собрания, рассматриваемые вопросы | Задачи собрания | Форма и дата проведения |
«Я и моя семья.» | Обсудить проблемы обучения пятиклассников , ознакомить родителей с требованиями к обучению на средней ступени, обсудить возможные проблемы. | информационно-аналитическая беседа сентябрь |
«Культура поведения в семье» | Обсудить с родителями трудности адаптации , выявить причины и не допустить негативных последствий. Показать родителям важность и значимость проблемы, Способствовать пониманию всех трудностей, но не поощрению. | информационно-аналитическая беседа декабрь |
«Роль книги в жизни школьника» | Показать важность общения ребенка с книгами, формировать понимание у родителей и детей необходимости чтения книг. Способствовать решению данной проблемы в классе. | информационно-аналитическая беседа март |
«Особенности общения с детьми». | Показать важность необходимости общения ребенка с родителями Формировать у родителей понимание значимости данной проблемы в обществе, желание предупредить проблему. | информационно-аналитическая беседа май |
Приложение 3
Тематика родительских собраний
6 класс
Тема родительского собрания, рассматриваемые вопросы | Задачи собрания | Форма и дата проведения |
«Взаимодействие и взаимопонимание семьи и школы. Первые проблемы подросткового возраста» | Обсудить проблемы обучения, ознакомить родителей с требованиями к обучению, обсудить возможные проблемы. | информационно-аналитическая беседа сентябрь |
«Что год грядущий нам готовит?» | Обсудить с родителями планы на год и их значение; формировать культуру общения и поведения взрослых и детей. | информационно-аналитическая беседа декабрь |
«Успешность обучения. От чего она зависит?» | Показать важность необходимости общения ребенка с родителями Формировать у родителей понимание значимости данной проблемы в обществе, желание предупредить проблему. | информационно-аналитическая беседа март |
«Достижения года» | Показать родителям важность и значимость проблемы, Способствовать самоутверждению подростков и их жизненных целей. | информационно-аналитическая беседа май |
Приложение 3
Тематика родительских собраний
7 класс
Тема родительского собрания, рассматриваемые вопросы | Задачи собрания | Форма и дата проведения |
«Особенности подросткового возраста» | Обсудить проблемы данного возраста , ознакомить родителей с требованиями., обсудить важность поддержки и понимания. | информационно-аналитическая беседа сентябрь |
«Семейные ценности в современном мире» | ; формировать культуру прав и обязанностей взрослых и детей в семье. | информационно-аналитическая беседа декабрь |
«Агрессия детей; ее причины и последствия» | Показать важность необходимости общения ребенка с родителями, обсудить с родителями причины совершения дурных поступков детьми и значение дисциплины в воспитании Формировать у родителей понимание значимости данной проблемы в обществе, желание предупредить проблему. | информационно-аналитическая беседа март |
«Интернет; да или нет» | Показать родителям важность и значимость проблемы, Способствовать самоутверждению подростков и их жизненных целей. | информационно-аналитическая беседа май |
Приложение 3
Тематика родительских собраний
8 класс
Тема родительского собрания, рассматриваемые вопросы | Задачи собрания | Форма и дата проведения |
«Особенности обучения на старшей ступени!» | Обсудить проблемы обучения , ознакомить родителей с требованиями к обучению, обсудить важность подготовки к ОГЭ. | информационно-аналитическая беседа сентябрь |
«Права и обязанности родителей и детей» | Обсудить с родителями причины совершения дурных поступков детьми и значение дисциплины в воспитании; формировать культуру прав и обязанностей взрослых и детей в семье. | информационно-аналитическая беседа декабрь |
«Подросток в мире вредных привычек» | Показать важность необходимости общения ребенка с родителями Формировать у родителей понимание значимости данной проблемы в обществе, желание предупредить проблему. | информационно-аналитическая беседа март |
«Жизненные цели подростков». | Показать родителям важность и значимость проблемы, Способствовать самоутверждению подростков и их жизненных целей. | информационно-аналитическая беседа май |
9 класс
Тема родительского собрания, рассматриваемые вопросы | Задачи собрания | Форма и дата проведения |
«Толерантность-часть нравственной культуры человека» | Обсудить с родителями проблему воспитания патриотизма в семье; формировать нравственную культуру учащихся и родителей, толерантность в отношении других народов и культур. | информационно-аналитическая беседа, встреча поколений октябрь |
«Роль самооценки в формировании личности» | Ознакомить родителей с причинами формирования как высокой, так и низкой самооценки подростка; рассказать о последствиях и низкой самооценки и высокой, как можно повысить самооценку. | лекция декабрь |
«Закон и ответственность». | Ознакомить родителей со статьями уголовного права, которые определяют меру ответственности подростков и взрослых за противозаконные действия. | информационно-аналитическая беседа март |
«Выбор профессии- это важно!» | Подвести итоги работы с классом и коллективом родителей за 5 лет, вспомнить главное в развитии коллектива, настроить родителей и детей к сдаче экзаменов и выбору пофессии. | информационно-аналитическая беседа май |
Любое воспитательное мероприятие имеет смысл, если:
предварительно создается небольшая временная инициативная группа обучающихся, которая определяет цель, подготавливает проект и план (композицию, сценарий) проводимого мероприятия, выступает основным организатором и координатором при его подготовке и аналитиком после проведения;
педагог владеет знаниями, умениями и опытом в организации воспитательных мероприятий;
педагог является авторитетным, уважаемым человеком в коллективе учащихся;
педагог умеет организовывать воспитательное взаимодействие применительно к конкретным условиям и особенностям коллектива школьников и интересам учащихся;
педагог выступает той динамической, активной силой, которая мотивирует учащихся к участию в воспитательной деятельности, при постепенном сокращении доли своего участия, доводя его до разумно минимальных пределов, что ведет к усилению самостоятельной роли обучающихся;
в подготовке, проведении, обсуждении результатов принимают участие и учителя, и дети, и родители;
деятельность направлена не на получение наград (взрослыми или детьми), а на позитивные изменения в развитии и саморазвитии личности;
участники строят отношения на основе сотрудничества и сотворчества, развивают в себе качества толерантной личности
Правила эффективного взаимодействия классного руководителя и младших школьников
Правило 1. Воспитывая обучающихся, необходимо делать то, что го воришь. Младшие школьники очень сильно разочаровываются, если взрослый не выполняет то, что говорит, и перестают ему доверять, замыкаются. Они открыто высказывают свое разочарование. Это часто приводит к конфликтным ситуациям в общении взрослого и ребенка.
Правило 2. Обучающиеся требуют от педагога постановки четких це лей и их практической реализации. Обучающимся необходимы формулировки следующего содержания: «Если мы это сделаем, то... Для того чтобы мы могли..., нам необходимо...» и т. д.
Правило 3. Педагогу необходима постоянная обратная связь с учениками. Каждое достижение ребенка и поражение его на определенном этапе должно быть известно педагогу. Его анализ и оценка совместно с ребенком - основа обратной связи.
Правило 4. С первых дней существование детского коллектива в нем нужно запустить механизм успеха. Учащихся нужно научить понимать разницу между их сегодняшними возможностями и. будущими целями, постоянно сокращая разрыв между ними. Чтобы «механизм успеха» действовал эффективно, ученики должны обучаться сравнению реалий текущего момента с поставленной ими целью. Классный руководитель должен уметь определить количество творческого напряжения для каждого ученика.
Правило 5. Педагог должен избегать резких суждений или устрашения, чтобы не манипулировать учениками .
Правило 6. Когда дети делают что-то неправильно или правильно, им необходимо говорить об этом прямо при этом остерегаться расточать похвалу.
Правило 7. Все воспитательные мероприятия должны быть направлены на развитие детской инициативы, вдохновения и позитивного мышления.
Правило 8. Педагог должен быть терпелив в воспитании учащихся, ведь ему, как и детям, свойственны взлеты и падения, прогресс и регресс.
Правило 9. Педагог не должен допускать высмеивания и саркастической констатации неудачности ребенка. В его арсенале должен быть юмор как средство снятия стресса и страха. Каждая встреча должна создавать светлую и радостную перспективу общения.
Правило 10. Педагог не вовлекает «Эго» ребенка в процесс позна ния. Искренне желая помочь своим учащимся достичь поставленных целей, педагог избегает проводить параллель между успеваемостью ученика и его личностными качествами.
Правило 11. Настоящий педагог старается, чтобы внеклассное ме роприятие учило ребенка ставить вопросы. Это дает ученику возмож ность заниматься самоисследованием и делать свои самостоятельные открытия.
Правило 12. Педагог стимулирует самосовершенствование уча щихся, ставит перед учащимися трудные задачи, не приукрашивает их достижения, щадя самооценку. Если педагог поступает иначе, он тем самым подрывает самосознание, порождая посредственность.
Правило 13. Педагог дает возможность своим обучающимся быть в роли учителя и воспитателя. Если учащиеся будут обучать других тому, чему научились сами, это будет способствовать поднятию их знаний на более высокий уровень-
Правило 14. Истинный педагог стимулирует игровое творчество. Игра дает простор воображению и стимулирует развитие интеллекта.
Правило 15. Истинный педагог любит своих учеников не на словах, а на деле. Это проявляется в девизе: «Если не умею, учусь сам. Если умею, учу других, совершенствую себя»
Требования к выпускнику школы
Во все времена деятельность школы была направлена на решение воспитательных задач, в результате чего видится всесторонне развитая свободная, творческая личность, адаптированная к самостоятельной жизни в обществе, обладающая внутренним механизмом нравственной самореализации, ориентированная на саморазвитие и созидательную деятельность, где в достаточной мере должны быть развиты:
– личностные качества;
– нравственные нормы поведения;
– культура общения в коллективе;
– потребность в труде;
– способность к профессиональной деятельности;
– способность рационально организовывать деятельность;
– способность к сотрудничеству;
– сформированность познавательных навыков.
Ведущими качествами личности выпускника должны стать:
Личностные качества:
- сознательная дисциплинированность, обязательность;
- внутренняя свобода, независимость;
- стойкость, умение переносить трудности;
- решительность, смелость, умение преодолевать неуверенность, страх;
- порядочность, честность, правдивость;
- раскованность;
- развитое чувство достоинства (самоуважение);
- стремление к обретению свободы, к расширению границ своих возможностей, то есть к преодолению собственной ограниченности.
Осмысленность личной жизни, целеустремленность:
- сформированное представление о смысле жизни, идеале, счастье;
- наличие жизненных планов;
- активная профессиональная подготовка;
- стремление к материальному благосостоянию и готовность экономически самостоятельно себя обеспечить;
- желание создать крепкую, благополучную, счастливую семью;
- понимание жизненной целеустремленности.
Мировоззрение:
- знание современной научной картины мира;
- понимание и принятие философии прав и свобод человека;
- патриотизм (чувство гордости за Отчизну и желание её процветания);
- правовая и политическая культура;
- жизненный социальный оптимизм;
- способность сделать правильный нравственный, социальный, политический выбор.
Интеллектуальное развитие:
- информационный кругозор;
- потребность применять знания на практике;
- умение обобщать, анализировать, делать выводы;
- критичность (ничего не принимать на веру);
- гибкое мышление, свободное от догматизма;
- стремление к постоянному интеллектуальному саморазвитию;
- умение ориентироваться в справочной, художественной, научной
литературе;
- умение и желание организовать себя;
- умение заниматься самообразованием.
5. Отношение к труду, деятельности, обязанностям:
- добросовестность;
- старательность;
- настойчивость;
- предприимчивость, самостоятельность;
- творческий подход к работе.
6. Отношение к окружающим:
- гуманность, уважение прав, свобод и достоинств других людей;
- бескорыстная забота о других;
- интерес к людям, общительность;
- доброжелательность, склонность к сотрудничеству;
- терпимость, уступчивость;
- умение постоять за себя.
7. Человек – творец самого себя:
- объективная самооценка, умение видеть свои недостатки;
- «любящий себя» - значит уважающий себя, верующий в себя и в свою уникальность, в своё предназначение;
- стремление к саморазвитию.
8. Культура поведения:
- умение жить вместе с другими;
- умение контролировать себя;
- сдержанность, тактичность;
- чувство меры в общении;
- умение соблюдать дистанцию;
- умение приветствовать;
- культура речи.
9. Здоровый образ жизни
- отношение к своему здоровью как к важной личной и общественной ценности;
- знание механизмов и способов поддержания здоровья;
- стремление к физическому совершенствованию;
- отсутствие вредных привычек;
- знание и владение приёмами и способами оздоровления
организма.
10. Семья, брак, любовь:
- отношение к браку как важнейшему жизненному выбору;
- уважительное отношение к женщине/девушке, мужчине/юноше.
11. Эстетическая культура:
- наличие эстетического кругозора и эстетического вкуса;
- умение отличать прекрасное в природе, искусстве, жизни, труде, общении, обучении;
- наличие развитого творческого начала;
- наличие умения рисовать, петь, танцевать;
- наличие чувства эстетической меры;
- наличие умения одеваться со вкусом, организовывать быт.
12. Отношение к природе:
- готовность охранять и защищать природу;
- бережное отношение к окружающей среде;
- воплощение в своей практической жизни идеи о возобновлении природы.
Ожидаемые результаты реализации программы «Новое поколение»:
Раскрытие и реализация творческого потенциала детей.
Развитие индивидуальных способностей каждого школьника с учетом его возможностей; предоставление ему возможностей участвовать во внеурочной деятельности.
Получение опыта во взаимодействии с различными категориями людей, а так же с окружающей природой.
Формирование у детей установки на ЗОЖ.
Появление и усиление чувства патриотизма и гражданской ответственности.
Проявления ребят в различных ролях: исполнителя, зрителя, участника, организатора.
Развитие способности учащихся находить свое место в социуме, умение правильно выбрать свою будущую профессию.
Вовлечение родителей в совместную деятельность, направленную на создание общего досуга, в результате чего преодолеваются противоречия между семьей и школой.
Список литературы:
1.Дереклеева Н.И. Справочник классного руководителя. 5-11 классы. /М.: «ВАКО», 2007./
2.Классные часы /Авт. - сост. О.Е. Жиренко, С.И. Лобачева, М.: Вако, 2014 г. /
3.Родительские собрания /Авт. - сост.В.В.Батакова, Н.В. Мартышко, М.: Вако, 2013 г.
4.Микрюков В. Патриотизм: к определению понятия //Воспитание школьников. 2007, №5. С. 2-8./
5.Конспекты бесед по патриотическому воспитанию учащихся 7- 11 класс. /В,В.Высоцкий, О.Е. Жиренко, М.: «Глобус», 2008 г./
6. Журнал «Воспитание школьников».
8. Власова, Т. И. Духовно - нравственное развитие современных школьников
как процесс овладения смыслом жизни . / Т. И. Власова // Педагогика,
2008//
9. Классные часы по теме «Нравственность»5- 9 ./ Н.И. Дереклеева,
М.: изд. «5 за знания», 2008 г./
10. Родительские собрания 5 – 9 классы. /Л.И. Саляхова, М.: « Глобус»,2007/
11. Первая вершина.Путь к поступку./Д.Коломейская, А.Л.Бжиска, У.Хейнс,
М: «Международный Фонд Образования», 1999//